Рубаха в русском народном стиле: Народные рубахи в русском стиле – купить на Ярмарке Мастеров

Разное
alexxlab

Рубаха в русском народном стиле

Трудно представить русский народный костюм без рубахи. Долгие века на Руси рубаха считалась основным предметом гардероба наших предков. Так называли нательную одежду. Русскую народную рубаху в старину почитали и наделяли ее особыми силами, с этим элементом связано немало примет и гаданий. В Святки, русские красавицы с помощью своих рубах, пытались узнать, грезит ли им счастье в любви в грядущем году, в народе считалось, что, повредив рубаху, можно на ее хозяина навести болезни и неудачи, а свадебная рубаха несла в себе силу исцеления.

Женские русские народные рубахи

Крестьянские женщины, как и их современницы, стремились к красоте, рубахи прошлых столетий ювелирно декорировались вышивками и более походили на произведение искусства. Рубахи делились на повседневные, праздничные и обрядовые. Рубашки, предназначенные для особых случаев, шили из качественных материй и щедро украшали вышивками, а будничные выглядели намного скромнее.

Невеста надевала на себя свадебный наряд, в комплект которого обязательно входила рубаха, называвшаяся долгорукавка. Праздничные рубахи шили с широким рукавом, это считалось очень модным. Рубахи в русском народном стиле изготовляли как из составных кусков полотна, так и из цельных. Архаичная платье-рубаха в русском стиле одна из самых древних, покрой в виде туники использовали многие народы, его еще долго использовали в крое для женских сарафанов. Чаще всего встречались рубахи с поликами. Полики или ластовицы – это вставки на плечах, они делали горловину рубахи шире и совмещали перед и спину рубашки. Позже, актуальность полики канула в лету, и крестьянские женщины начали шить бесполиковые рубахи, которые принято было носить под сарафан. Рубахи в русском стиле модные и по сей день, их можно встретить на любой недели моды, причем как в Париже, так и в Нью-Йорке.

 

Статьи по теме:

Национальная одежда народов мира

Национальный костюм – очень важный элемент, с помощью которого можно легко идентифицировать принадлежность человека к определенному этносу. И в этом нет ничего удивительного, ведь каждый народ имеет свою историю, культуру, традиции, которые находят отражение в одежде.

Национальная одежда Индии

Любая национальная одежда являет собой отражение традиций, культуры и, в какой-то мере, истории развития конкретного народа, его взаимодействия с другими этносами. Давайте поговорим об индийской национальной одежде – она достаточно самобытна.

Одежда эпохи Возрождения

Главная особенность женской одежды эпохи Возрождения – подчеркивание женственности форм. Это, в первую очередь, пышные юбки, корсеты и выделение талии. Такая одежда лучше всего подходит для различных торжественных мероприятий.

Готический стиль в одежде средневековья

Готический стиль в одежде средневековья оказал неизгладимое влияние на развитие моды в целом, и продолжает оказывать его по сей день. Кому-то этот стиль кажется слишком мрачным, кто-то им восхищается, а многие дизайнеры регулярно черпают из него новые идеи.

 

Современная Одежда в Русском Народном Стиле, Славянский Стиль в Одежде, Русские Народные Костюмы

Этнический стиль обычно связывают с историей развития государства, становления культуры и искусства. Самобытностью веет от длинных рубах и сарафанов, кушаков и полушубков, вышитых орнаментов и старинных украшений. Современная одежда в русском стиле соединяет традиционные мотивы с новейшими модными тенденциями. Дизайнеры предлагают интересные коллекции национального одеяния, приспособленные к требованиям комфорта и удобства. Теперь модницы примеряют укороченные варианты платьев, костюмов и шалей, демонстрируя утонченный вкус.

Особенности одежды в русском народном стиле

Национальный стилизованный русский костюм имел отличия в зависимости от региона проживания. Более глубокими корнями отличаются одеяния южан, украшающих наряды славянскими мотивами. Праздничные поневы, сарафаны и рубахи из расшитой ткани передавались по наследству, часто повседневные взрослые костюмы перешивались детям.

Общие черты этнического одеяния:

  • Костюмы отшивались из натуральных льняных или хлопковых тканей. Богатые крестьяне носили шелковые наряды, меховые душегрейки и кожаные дубленки. Позже стали пользоваться материей с включением синтетики, что упрощало уход за одеждой.
  • Придерживались прямого кроя при пошиве. Костюмы не стесняли движения при работе, поэтому оснащались специальными вставками.
  • В приоритете оставалась многослойность женского костюма. К длинной рубахе прилагалась шерстяная юбка понева, передник и фартук.
  • Обязательно наличие расшитого пояса. Элемент не только придерживал одежду, но и защищал от сглаза.
  • Сакральное значение вышивки. Как рабочая, так и праздничная одежда декорировалась вышивкой, кружевом, тесьмой, бисером. Такой тип украшений считается отзвуком дохристианской старославянской культуры, когда каждый символ оберегал от неприятностей, притягивал удачу.
  • Обилие ярких красок. Для повседневности подбирали наряды серого цвета, для торжественного случая наряжались в алые, синие или зеленые сарафаны. Для экономии верх рубахи отшивали из дорогого материала, а для низа использовали простую ткань.

Под запретом были вызывающие одеяния. Не носили декольтированные или короткие платья, хотя современный стиль не отличается строгостью. Женственные костюмы скрывали тело, что считалось признаком благопристойности и скромности.

Мужская одежда

Костюмы для мужчин не отличались буйством красок. Спокойная цветовая гамма и лаконичный покрой характеризовали древнерусские одеяния.

Главные составляющие:

  • Основой мужского гардероба считалась рубашка из хлопка, льна или шелка. Зажиточные господа заменяли рубахой исподнее, простые крестьяне носили в качестве верхнего одеяния. У старорусских рубах вырез располагался спереди, у позднего варианта разрез находился сбоку, чем и объясняется название «косоворотка».
  • Холщовые или шерстяные штаны доходили длиной до щиколоток, подпоясывались гашником. В южных провинциях щеголяли в ярких шароварах с расшитыми поясами.
  • Бедняки носили рубаху с кожухом, свиткой, зипуном или опашнем. Купцы предпочитали ходить в епанче, корзно, кафтане, терлике или сермяге.

Зимой согреться помогала длинная шуба. Дешевыми были изделия на овчине, богатые аристократы носили шубы, подбитые чернобуркой или соболем. Для торжественных случаев наряжались в меха даже летом, продев руки в специальные прорези.

Женская одежда

На фото представлены народные стилизованные костюмы, поражающие красотой ткани и декорирования. Женские наряды в русском стиле состоят из нескольких элементов, дополняются традиционными головными уборами:

  • Сначала надевали просторную нижнюю рубаху, пошитую из натурального материала. Дополняли сорочку расшитым поясом.
  • Одеждой для аристократок считался длинный шелковый летник, расшитый жемчугом, камнями или золотом.
  • Поверх рубашки шла понева или юбка.
  • В летнее время носили просторные сарафаны, зимой – хлопковые или шерстяные платья.
  • Даже дома волосы прятали от посторонних глаз. Голову покрывали повойником и платком. Девушки вплетали ленты в косы, для торжества наряжались в кокошник. Были популярными бусы из стекла, ожерелья и височные кольца.
  • В качестве верхней одежды пользовались популярностью кафтаны с красной оторочкой, меховые телогреи, душегреи и шубы. Бедные крестьянки носили полушубки на овчине, знатные женщины предпочитали соболиные, куньи или горностаевые шубы.

О мастерстве и происхождении обладательницы судили по традиционной вышивке. Верх сарафана и рубахи украшали гладью, обшивали тесьмой, бисером.

Важные элементы стиля

Русский народный стиль одежды не остался в прошлом, как и другие этнические направления. Модельеры внедряют яркие элементы в современные костюмы, выпускают коллекции russian style. Не обязательно в точности повторять многослойное одеяние для создания образа, достаточно дополнить платком или поясом джинсовое платье или брюки.

Детали для воссоздания этнического образа:

  • Для лета подбирают просторные юбки-колокол, сарафаны или платья из натуральных тканей. Акцент на простых линиях и крое, лаконичности и скромности.
  • Украшения и вышивка. Одежду украшают старорусскими орнаментами, расшивают золотыми нитями, используют изображения языческих оберегов.
  • Мужчинам понравятся рубахи-косоворотки. Рекомендуют комбинировать верх с обычными джинсами или брюками, подчеркнув талию широким поясом.
  • Мастерицы отшивают дубленки и полушубки из павлопосадских платков, оторачивая их по краю мехом. Такая верхняя одежда привлекает внимание, согревает зимой. Для комплекта подбирают шапочку, платок, муфту или варежки.

Неординарно смотрятся холщовые сумки или наплечные мешки, украшенные символической вышивкой животных или растений. Любое платье или пальто легко обшить по воротнику или карманам кружевом или бисером, дополнив деревянными аксессуарами.

Элементы костюма

Одежду в русском стиле узнают по специфическим деталям, превращающим вещи в произведение искусства с национальным колоритом.

Славяне не терпели стянутости каждодневных одеяний, поэтому шили свободное белье, подчеркивали талию поясом. В женском варианте отсутствуют штаны, выбор делается в пользу многослойной юбки.

Обязательным элементом считаются сорочки или рубахи. Если мужчины носили рубашки навыпуск, то девушки прятали нижнюю часть под юбкой. Современная интерпретация костюма позволяет даже женщинам примерить укороченные брюки с сорочкой, украшенной вышивкой по манжетам и вороту.

Альтернативой верхней одежды станет приталенный кафтан на пуговицах, отороченный пуховой отделкой. Завершением броского образа послужат платки с набивными узорами в национальной расцветке. Можно подобрать алые сапоги в качестве единения с русским стилем.

Цветовая гамма

Национальные мужские костюмы представлены в спокойных тонах. Серые или белые рубахи украшали традиционной вышивкой синими или красными нитями. Женские костюмы предполагали обилие оттенков красного, бирюзового, василькового, стального, золотистого или янтарного цвета. Выгодно сочетание сочных тонов на белом фоне, но сейчас встречается вышивка на красной или черной ткани.

Орнаменты

Славянский стиль одежды характеризуется вышитыми узорами и орнаментами. Каждый элемент отличался сакральным значением, а вместе с другими представлял надежду русичей на урожай и счастливую жизнь:

  • квадраты или прямоугольники обозначали засеянное поле;
  • круг с перекрещенными линиями или крестом – символ солнца;
  • паук помогал в ремесле, развивал мастерство и трудолюбие;
  • животные притягивали изобилие и благополучие;
  • птицы считались изображением семейного единства, а пара птиц – воплощением рода;
  • ключ оберегал семью от плохого намерения со стороны, запирал в доме счастье;
  • дерево мира обозначало перетекание жизненной энергии;
  • символ бесконечности символизировал, удачу, любовь и богатство.

Вышивку «крестиком» сможет освоить даже начинающая рукодельница. Советуют украсить подол и манжеты рубахи простыми узорами в виде «иголок» — знаком защиты детей от болезней. Из сложных узоров осваивают «болгарский крест», обозначающий крепкие семейные узы.

Лоскутная одежда

К старорусскому стилю относится лоскутная одежда. Славянки бережно относились к ткани, не выбрасывали кусочки материала, которые остались после раскроя сарафанов и рубашек. Такие детали сшивали между собой, формируя целостное полотно. Из лоскутков получали не только яркие наволочки и покрывала, но детские платья, костюмы или платки. Сейчас техника «пэчворк» переживает пик популярности, поэтому даже взрослые женщины носят лоскутную одежду. Советуют не комбинировать в одном изделии больше трех цветов, чтобы не перегрузить образ.

Аксессуары под одежду в русском народном стиле

Славянки любили украшения вне зависимости от положения в обществе. Излюбленным аксессуаром считался кокошник на жестком основании, обтянутый драгоценной парчой, декорированный драгоценностями и жемчугом. Модельеры предлагают примерить современную версию кокошника, уместную на стилизованных вечеринках.

Заменой громоздкому головному убору послужит павлопосадский платок. Изделие красиво завязывают на голове, набрасывают на плечи вместо шали. Яркие платки дополняют норковые полушубки и шубы.

Летом русские барышни носили роскошные венки из луговых цветов. Сейчас рекомендуют вплетать в них ромашки или васильки, веточки с листьями, ягоды рябины или калины. После замужества вместо венка носили височные кольца, которые прикрепляли к головному убору или волосам. Простые крестьянки украшали себя проволочными украшениями, барыни предпочитали сложные бусинные кольца.

Славянский стиль предполагает обилие бижутерии. Советуют носить украшение из мелких бус вплотную к шее, пустив свободно свисать ожерелье из крупных камней. Браслеты называли наручами, носили до 8-ми штук одновременно. Женщины также украшали пальцы перстнями и кольцами, повязывали на талии вышитые пояса с народными мотивами.

Как подобрать одежду в русском стиле

На европейских подиумах широко представлена стилизованная одежда в русском стиле. Для пошива сарафанов и юбок применяют дорогие материалы, кафтаны отделывают соболиным или норковым мехом. Такие одеяния не относятся к бюджетным, при желании сэкономить лучше самостоятельно подобрать наряд под старину.

Предки носили просторные рубахи из натуральных тканей, комфортные при носке. Если отталкивает свойство льняных вещей изминаться, присматриваются к другому материалу, приятному на ощупь. Однотонные рубахи с вышитым воротом станут показателем принадлежности к этностилю, дополнение подбирают на усмотрение.

Длина летней летящей юбки варьируется до середины колена или в пол, главное требование – цветочная расцветка ткани.

Юбку заменяют свободным платьем или сарафаном. Приветствуется декорирование подола тесьмой, кружевом, вышивкой.

Свадебный вариант предполагает белоснежное платье, повторяющее по крою рубаху. Иногда допускается верх по типу корсета, богато украшенный вышивкой в народном стиле.

Рекомендуют отказаться от обуви на каблуке. Удачным решением считаются тканевые сапожки, балетки, босоножки с тонкими ремешками.

При похолодании утепляются посредством шапки-ушанки. Головной убор одинаково подходит как девушкам, так и мужчинам.

Рекомендуют комбинировать ушанки с яркими валенками или сапожками.

Как носить и правильно сочетать

Не стоит полностью придерживаться русского стиля, чтобы соответствовать народным традициям. Рекомендуют комбинировать броские элементы с современными юбками, куртками, брюками или лосинами. Придерживаются правила соединения народных пестрых мотивов с однотонными материалами.

Показателем этностиля станет цветастый сарафан в пол, декорированный по подолу и вырезу ажурными или лоскутными вставками.

Заменить сарафан советуют длинным платьем с рукавами-фонариками. К яркому одеянию подбирают рубашку, майку или футболку белого цвета. Завершением образа станут легкие сандалии или сумка под цвет платья. Из аксессуаров приобретают крупные бусы, деревянный браслет, ленты и платок.

Девушкам понравятся разноцветные многослойные юбки в пол, подходящие для летней прогулки. Юбки обшивают по подолу кружевами фабричного или ручного производства. Изделия чаще выпускают на кокетке, подчеркивающей талию. Также к цветным юбкам положены светлые футболки или рубашки, дополнением образа послужит соломенная шляпка и затемненные очки.

Если удалось присмотреть вышитую рубаху, поступают иначе. Красивый декор выставляют на обозрение, скомбинировав сорочку с льняными штанами или юбкой. В современном видении разрешается носить рубашки навыпуск, подвязав талию поясом.

Рекомендуют украсить вышивкой повседневную одежду для придания ей народного шарма. Вышивают понравившийся мотив на кармашке рубашки или джинсов, платье или юбке.

Русские мотивы переживают второе рождение как на родине, так и за границей. Вещи с оригинальными мотивами из натуральных материалов обрели массу поклонников. Национальная культура демонстрирует роскошь и простоту костюмов, соединяя невидимой нитью прошлое и будущее.

Русская народная рубаха »Богатырь» | RusClothing.com

Косоворотка — традиционная русская рубашка старославянских времен. Традиционные русские рубашки из хлопка предлагают лучшие русские традиции в самом популярном образце. Подчеркнуто стильной вышитой лентой на воротнике и на груди с двух сторон. Русскую рубаху можно носить как с поясом, так и без него. Этнический штрих придаст вашему образу особый шарм. Эта русская рубашка изготавливается индивидуально, а не серийно. Доступны разные цвета.

МУЖСКИЕ РУБАШКИ РАЗМЕР
Наш размер XS С М Л XL XXL XXXL
Шея дюймов 14 14½ 15 15½-16 16-16½ 17 18
см 35 37 38 39-40 41-42 43 45
Сундук дюймов 33 34-36 37-38½ 39-40 41-42½ 43-45 46-47
см 84 88-92 94-98 100-102 104-108 110-114 116-120
Талия дюймов 29 31 32 34-35½ 37-38½ 41-42½ 44
см 74 78 82 86-90 94-98 104-108 112
США 32 34-36 38 40-42 44 46-48
50
ЕС 42 44-46 48 50-52 54 56-58 60
Япония 34 36-38 40 42-44 46-48 50-52 54

5 видов русского народного костюма

Привет всем,
В своем последнем посте я упомянул 5 типов русского народного костюма и подумал, что сделаю краткое изложение, чтобы представить их.

Я должен сделать то же самое для 5 типов украинского костюма. Это будет впереди.
Относится строго к женскому костюму. Мужской костюм различается, но не сильно. Рубашка, обычно с разрезом сбоку, чаще слева, штаны, узкий кушак, сапоги или портянки с лаптами, шинель.

Сарафан Тип 1.
Я видел, как этот термин переводится как «джемпер», что подходит американцам, но не англичанам, а также как «сарафан», что смешно, лучше просто использовать русский термин Сарафан. Этот предмет одежды в основном представляет собой длинную юбку, которую носят чуть ниже рук с ремнями на плечах. Снизу надевается сорочка, показывая область воротника и рукава. Он может быть с поясом или без. Вот рисунок Макса Тильке, показывающий три способа ношения того, что можно было бы назвать «аристократическим» вариантом, хотя его носили крестьяне.

Женщина в середине носит сарафан отдельно, с сорочкой, та, что слева, носит его с жилеткой, покрой в основном такой же, как сарафан, но короче, а женщина справа носит его с жакетом.

. Этот вид сарафана назывался косоклинным, что означает «угловой покрой», и изготавливался из богатого покупного материала, бархата, парчи, штофа и т. д. Часто украшался лентами, галунами и металлическим кружевом.
Max также дает нам разрез, боковые швы находятся под углом 45 градусов.

Как видите, в итоге у вас получилась конусообразная форма. Иногда спереди есть разрез на пуговицах. Используются и другие сокращения. Один из них, более типичный для простых крестьян, в основном цилиндрический, суженный в верхнюю полосу со складками или сборками из местного или домашнего сукна. В этих нарядах довольно много деталей, и аксессуары немного различаются. Вот пример из села Жемкова Сызранского уезда Симбирской губернии, выполненный из ситца ручной работы. Вы можете увидеть сборки наверху.

А вот еще один экземпляр из Вологодской губернии Сольвычегодского уезда, вид сзади. Этот сделан из домашнего тканого полотна в небольшой плед. Вы увидите складки, пришитые вдоль верхнего края. Сорочка изготовлена ​​из ткани с тканым орнаментом.

Вот крой и макет данного сарафана. Существуют вариации обоих этих типов огранки.

Итак, сарафан может быть очень богатым или очень домашним. У каждого своя красота. Это основная форма костюма, которую можно найти на севере России, хотя она также проникла и на юг. Разделительная линия между Севером и Югом проходит примерно на уровне Москвы.

Тип 2 Панёва.

В русском языке это пишется понева, но произносится паниова. Смотрите мою публикацию о костюме Калуги для получения дополнительной информации. Панёва типична для юга России и старше Сарафана. Он состоит из ткани в клетку трех размеров, сшитой рядом, а затем скрученной в пояс и завязанной вокруг талии поверх сорочки. Вот пример из Орловской области. Это часто считается русским эквивалентом украинской плахты.

Паниова обычно соткана в черном или темно-синем цвете с белыми линиями, образующими шахматную доску. Как и в этом случае, его часто украшают вышивкой, лентами, ткаными полосами, галунами и т. д., что характерно для каждого региона. Первоначально его носили открытым спереди, как на этой открытке с изображением костюма Орлова.

В некоторых регионах была добавлена ​​четвертая панель из другого материала, чтобы Paniova превратилась в закрытую юбку.

Вот пример из Тамбовской области, Спасский уезд, село Дубрава.

Вы заметите, что эта Паниова очень слабо украшена. На сорочке видны треугольные вставки кокетки, характерные для некоторых районов юга России, в отличие от прямоугольных вставок, которые мы видим у большинства славянских народов. Эти два костюма, паниова и сарафан, безусловно, являются самыми распространенными видами костюма.

Тип 3 Андарак.

Андарак — настоящая юбка, обычно из шерсти с переплетенными полосами. Этот термин также встречается на севере Украины для обозначения подобных видов юбок. Этот костюм необычен и связан с «однодворцами», группой людей, которые могут происходить от колонистов, купцов или наемников из Литовской империи, в которую в то время входили Украина и Беларусь. Признаюсь, мне не очень ясно, кто такие Однодворцы. Вот фотография двух женщин-однодворцев, сделанная в 1908 в Воронежской области. Вы заметите край рубашки, выглядывающий из-под андарака.

Вот праздничный костюм из Тульской губернии.

В Тамбовской губернии андарак часто вышивали прямо поверх полос. Вот два примера.



Этот костюм носили только в некоторых местах на юге России.

Тип 4 Кубелек.

Это настоящее платье, рукава которого являются неотъемлемой частью конструкции изделия. Встречается редко, только на крайнем юге в районе Дона. Это явно происходит от костюмов Кавказа. Вот два из очень немногих изображений этого типа костюмов, которые мне удалось найти.

Костюм Кадриль Тип 5.

Этот тип относится к гораздо более позднему периоду, чем другие, и в основном является созданием 19-го века. Его можно считать скорее историческим костюмом, чем народным, но он широко используется исполнительскими коллективами, особенно из восточных регионов, Сибири и других мест, относительно недавно колонизированных русскими. Он состоит из юбки и жакета с баской, сшитых из ткани фабричного производства, и на американский взгляд очень похож на костюм пионера.Вот рисунок этого типа костюма. Этот немного длиннее обычного. Чаще можно увидеть кайму на уровне второго оборки.

Вот фотография одного из вариантов этого костюма из Архангельской области.

 Вот фотография кадрили, исполняемой в Астраханской области.

И один сценический вариант костюма по мотивам костюма колонистов Урала

Кому интересно, вот схема лифа/жакета, по-русски Лиф-баска.

.

Всем спасибо за прочтение. Это только очень общий обзор русского народного костюма. В будущем я буду публиковать более подробные обзоры местных костюмов. Надеюсь, что это было интересно и познавательно.

Как всегда, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне с запросами на исследования или заказы на дизайн, изготовление или вышивку костюмов или других предметов для группы или отдельного человека.

Роман К.
Rkozakand@aol.

Related Post