Советская метлахская плитка: рекомендации дизайнера Екатерины Ловягиной. Характеристики метлахской плитки

Совет
alexxlab

Содержание

Метлахская плитка – универсальный инструмент для воплощения самых смелых фантазий в дизайне

Метлахская плитка – это не просто керамическая отделка универсального назначения, это россыпь геометрических орнаментов и разнообразных узоров во множестве вариантов цветовых решений. Покрытие может быть составлено из маленьких плиточек, словно мозаичная фреска, из крупных плиток необычных форм, а также представлена сочетанием и тех, и других. Такая облицовка гармонично вписывается в интерьер, выполненный в любом стиле. Сдержанность  минимализма подчеркнёт плитка в контрастных цветах со строгой геометрией, практичность хай-тека – прямые линии и квадраты в узоре, помпезность барокко – витиеватые орнаменты и глубокие цвета, изысканность ренессанса – свойственная ему шахматная укладка. Независимо от стиля, метлахская плитка особенная. Она не холодит душу, она сродни персидским коврам – дарит атмосферу тепла, уюта и указывает на утонченность вкуса хозяина дома. Сложно определиться, чего же больше в метлахской плитке:  практичности или эстетики.

Метлахская плитка в интерьере прихожей усадьбы Середниково, Россия. XVIII в.

История появления метлахской плитки

В 1809 году потомственный гончар Жан-Франсуа Бох покупает секуляризованное аббатство бенедиктинцев в городе Метлах на Сааре и обустраивает там ультрасовременный для своего времени цех по производству керамики. Вскоре он переводит ремесленную мастерскую в ранг индустриальной фабрики за счёт быстрого развития технического оснащения, революционных технологий и автоматизации производства. Для работы машин он использует гидравлическую энергию сильного течения реки, впадающей в Саар. Большую роль в модернизации сыграло обучение физике и химии, которое Бох проходил в Париже. Он сам изобретает и конструирует машины, например, пресс-машину с автоматическим порционированием сырья. Жан-Франсуа преследует цель полной механизации производства для удешевления керамики и выпуска её серийными партиями.

Охваченный промышленной революцией и проигрывающий конкурентную борьбу с английской керамикой в области декора, Жан-Франсуа Бох предлагает своему конкуренту Николасу Виллерою объединить усилия. Так образуется тандем талантливого техника-производственника и искусного торговца. Рождение марки Villeroy & Boch датируется 14 апреля 1836 года. Основная стратегия функционирования и развития  фабрики – производить качественные, но дешёвые изделия.

В 1846 году Эжена Боха, сына и приемника Жана-Франсуа Боха, заинтересовывает римская мозаика. В попытках её повторить на фабрике начинается выпуск нового вида облицовочной керамической плитки. А в 1866 году разворачивается строительство нового производства. Это фабрика тотально нового типа, разработанная специально под новинку производства: чрезвычайно прочную многоцветную плитку. Продукция производит фурор и становится новым словом в облицовке, приобретает известность во всём мире и получает название «метлахская плитка». Это величайшее достижение Эжена Боха в его стремлении скопировать античные мозаичные полы и сделать их доступными.

Отделка метлахской плиткой молочного магазина, Германия. Villeroy & Boch, 1891 г.

Метлахская плитка устилает разные уголки света. Она украшает такие постройки, которые на сегодняшний день классифицируются как исторические памятники, например, Кёльнский собор и тоннель Холланда в Нью-Йорке. И самое легендарное творение фабрики – элегантная и роскошная отделка декоративных полов океанского лайнера «Титаник».

Метлахская плитка (до реставрации) из отделки океанского лайнера «Титаник». Villeroy & Boch, 1909-1912 гг.

Мир в узорах метлахской плитки

Благодаря необычайной красоте, высокой прочности и долговечности область применения метлахской плитки очень широка. Её можно встретить в уютных домашних интерьерах, в помещениях общественного пользования, в залах роскошных дворцов, в зданиях исторического значения, на улицах разных городов мира. Несмотря на красоту, великолепие красок и форм отделки, разнообразие орнаментов, всё же в первую очередь её популярность обусловлена качественными характеристиками.

Целостность плитки и устойчивость её покрытия на много лет вперед, даже под воздействием неблагоприятных условий и в помещениях с высокой посещаемостью, обеспечивает высокая температура обжига (12000С и выше). Метлахская плитка имеет высокую плотность (менее 0,3% остаточной пористости), что обеспечивает ей длительный срок службы и надёжную защиту от механических повреждений, устойчивость к царапинам (9 из 10 по шкале Мооса). Немаловажным является показатель низкого уровня скольжения плитки (коэффициент трения – R10, R11). Также она устойчива к воздействию кислот, влаги, перепадам температур, идеально сочетается с системой тёплого пола.

Значительное преимущество метлахской плитки – она универсальна, её используют в доме и на улице, для облицовки пола, стен, колонн и даже потолков и арок. Её завораживающие орнаменты можно встретить в интерьерах жилых домов, на вокзалах, в холлах гостиниц, в коридорах больниц и школ, в бассейнах, ресторанах, в зданиях исторического значения, в оформлении беседок, дорожек в саду, террас и веранд.

Облицовка метлахской плиткой пола веранды загородного дома

Музей керамики Villeroy & Boch

Музей керамики в Метлахе был создан из частной коллекции Эжена Боха в XIX веке. Коллекцию постоянно расширяют. На сегодняшний день в музее имеется более 30000 изделий из керамики, из которых в постоянной экспозиции может быть представлена только часть. Почти 1000 объектов иллюстрируют 260-летнюю историю метлахской керамической посуды и плитки.

Зал музея керамики Villeroy & Boch, Метлах, Германия

Музей керамики в том виде, в котором он существует сегодня, был открыт после реконструкции в 2002 году. Компания Villeroy & Boch вложила в реконструкцию и оснащение музея немало средств. Выставка может похвастаться современной концепцией и специальным освещением, которое позволяет улавливать все самые тонкие черты изысканной посуды и удивительных узоров метлахской плитки. Экспонаты выставки варьируются от самых простых керамических изделий до творений известных дизайнеров. Основная выставка и дополняющие временные экспозиции позволяют проследить развитие искусства керамики и технологий её производства на протяжении многих лет.

Легенды Воронежа. Старинная плитка

Очередной выпуск спецпроекта «Легенды Воронежа» посвящен керамической напольной плитке, уцелевшей во многих домах-памятниках, а также майолике, которой украшали фасады зданий. Краеведы Ольга Рудева и Антон Позднухов устроили корреспондентам РИА «Воронеж» экскурсию по местам, где сохранилась старинная плитка.

Родом из Египта

Первая плитка появилась еще за 5 тыс. лет до нашей эры в Междуречье Тигра и Евфрата. Древняя плитка была похожа на мозаику, ей отделывали храмы и дворцы знати. Производство керамических изделий из обожженной цветной глины, покрытой глазурью, было в Древнем Египте и Вавилоне.

– Плиткой синего цвета были облицованы ворота богини Иштар – древневавилонский памятник, фрагменты которого сейчас хранятся в берлинском Музее античности Средиземноморья и Ближнего Востока, который, в свою очередь, является павильоном музея Пергамон. В нем собраны находки германских археологов конца XIX – начала ХХ века на территории Месопотамии, – рассказала Ольга Рудева.

В Европе плитка появилась в Средние века. К примеру, в Италию покрытая глазурью и красками плитка пришла из мавританской Испании через остров Мальорка. Поэтому за красивым керамическим изделием и закрепился термин «майолика». В Россию она пришла с итальянскими мастерами.

На XVIII век пришелся расцвет производства майолики в России. Ее изготавливали на московском заводе Гребенщикова, в мастерских подмосковного поселка Гжель, в Ярославле. Тогда же изразцы декоративной плитки пришли в Воронеж. Ими отделывали печи.


Фото – Евгения Емельянова

Термин «метлахская плитка», которой в России называют всю керамическую малоформатную напольную плитку, восходит к немецкому городу Метлах, который еще в Средневековье стал центром производства плитки. По немецкой технологии плитку стали изготавливать и в России. В конце XIX века самым крупным производителем метлахской плитки в империи стал харьковский завод товарищества «Бергенгейм». Его основал харьковский промышленник с финскими корнями барон Эдуард Бергенгейм. С 1892 года на заводе запустили производство огнеупорной плитки для полов и тротуаров.

Плитка Бергенгейма (лицевая сторона)
Фото – Евгения Емельянова

– Плитка Бергенгейма пришла в Воронеж сразу после того, как заработал его завод.

На каждой плитке ставили фирменные клейма. Плитка со штампами «барон Бергенгейм» была популярна по всей Российской империи. Ее применяли при строительстве железнодорожных вокзалов в Москве, Ливадийского дворца в Крыму, «дома с химерами» в Киеве, а также при строительстве храмов по всей России, – говорит Ольга Рудева.

Окончив Финляндскую кадетскую, а затем и инженерную академию, Эдуард Бергенгейм оказался в Харькове, где в 1870 году вступил в товарищество Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Работая на строительстве железной дороги на территории Харьковской губернии, Бергенгейм обнаружил большие залежи глины. С этого началась история его предприятия по производству терракотовых и других глиняных изделий, которое было открыто в 1876 году.

Узор на века

Спустя год на заводе уже производили керамические канализационные трубы, а еще позже – огнеупорный кирпич и гончарные изделия. С 1892 года на заводе наладили производство огне- и кислотоупорных плиток для полов и тротуаров.

В советское время, однако, имя Бергенгейма было забыто.

– Впервые имя Бергенгейм я увидела в старинном красно-кирпичном доме на улице Кольцовской. Это была больница. На пороге не было плитки, но на нем остался отпечаток от клейма. Я не представляла, кто это, – призналась Ольга Рудева.

Плиткой Бергенгейма вымощены полы в вестибюле «Дома с совой», в профессорском и ректорском корпусах аграрного университета (бывшего СХИ), в здании Центра социальных инициатив (улица Цюрупы, 34), в доме Клигмана и «Бристоле».

Плитка Бергенгейма (обратная сторона)
Фото – Евгения Емельянова

Второй завод, который в начале XX века выпускал плитку, сохранившуюся в Воронеже в наши дни, – компания Villeroy & Boch.

– Парадные и черные входы мостили либо плиткой, либо мраморной крошкой. В основном это плитка завода Бергенгейма. В последний раз фрагменты плитки Бергенгейма я нашла на улице Урицкого. По прочности она не уступала камню. В 2005 году я собственноручно собирала плитку возле красного здания на Феоктистова, соседствующего с медакадемией.

Во время ремонта там просто выбросили кучу плитки завода Бергенгейма в прекрасном состоянии. То же самое произошло в здании школы №28, где плитку скололи с боковых переходов и лестничных площадок. Мы попросили, чтобы ее оставили хотя бы в центральном холле, и к нам прислушались. Это следствие того, что мы выросли в городе без истории. Нам нужно понимать, что полам, по которым мы идем, 100 с лишним лет. Такие вещи нужно беречь. Например, в Португалии плитка азулежу – национальное достояние, – отметила Ольга Рудева.

Рисунок на плитке не стирается до сих пор. Его секрет в толстом слое пигмента (около 1 мм).

– Получался узор, который держится века. Стереть этот миллиметр почти невозможно, – утверждает Антон Позднухов.

Немецкая майолика на фасаде дома Вартанова (20 лет ВЛКСМ, 48)


Фото – Евгения Емельянова

Плитка насыщенного синего и бордового цветов, которая украшает фасад дома, – точная копия майолики 1913 года, которая была утрачена в ходе капитального ремонта здания в 2017 году. Старая плитка была в плачевном состоянии, строители ее сняли. Новую плитку с таким же колером, как и у оригинала, изготовил воронежский керамист Роман Суворков. У краеведов Антона Позднухова и Ольги Рудевой остались фрагменты оригинальной плитки.


Фото – Евгения Емельянова

Плитка-майолика, выложенная в нишах на фасаде дома Вартанова, изготавливалась по технологии двойного обжига. Глиняную плитку обжигали, сверху покрывали цветной глазурью и обжигали повторно. На оригиналах остались фабричные клейма, которые позволили краеведам сделать вывод, что плитку произвели на немецкой фабрике «Бойзенбург» (Boizenburg), основанной в 1903 году. Плитку завод начал выпускать с 1907 года. 


Фото – Евгения Емельянова

– У строителей, занимавшихся ремонтом и реставрацией дома, были вопросы к качеству кирпича. По всей видимости, господин Вартанов на качестве кирпича сэкономил. И на плитке, судя по всему, тоже: в исторических источниках указано, что качество плитки возросло с 1921 года. А значит, до этого момента плитка была не очень-то и качественной и достаточно дешевой в своем ценовом сегменте. Тем не менее она прожила 100 лет, – отметил Антон Позднухов.

Плитка на Главпочтамте (проспект Революции, 25)


Фото – Евгения Емельянова

Дореволюционная напольная плитка завода Бергенгейма в здании Главпочтамта имитирует нарядный ковер: похожие на пчелиные соты шестиугольники, квадраты с восьмиконечными звездами. 


Фото – Евгения Емельянова

По углам холла плитка как будто создает кайму, а в центре складывается в объемное изображение. В левом углу плитка покрылась трещинами – как предположила Ольга Рудева, во время Великой Отечественной войны на это место упали перекрытия здания.

Плитка в доме нотариуса Болдырева (Комиссаржевской, 2)


Фото – Евгения Емельянова

Подъезд дома вымощен плиткой завода Дзевульского и Лянге. Такой вывод краеведы сделали, увидев клеймо завода – шестиконечную звезду Давида. Производство керамической плитки и красного кирпича основали Ян Дзевульский и братья Юзеф и Владислав Лянге. Свою первую фабрику они запустили в 1883 году в Польше. А в 1901 году открыли фабрику по производству терракотовой плитки в Славянске. Кстати, дизайн керамических полов разрабатывали профессиональные художники.

– На рынке керамической плитки была конкуренция: завод Бергенгейма не был единственным производителем плитки. Любой желающий мог открыть свое керамическое производство, – пояснила Ольга Рудева.

Майолика на доходном доме Зинаиды Ивановой (Никитинская, 3)


Фото – Евгения Емельянова

Дом в стиле модерна с чертами классицизма построили в 1911 году по проекту известного воронежского архитектора Михаила Замятнина. Он принадлежал дочери надворного советника Зинаиде Ивановой. Дом был доходным, квартиры в нем сдавались внаем. Если посмотреть в торец здания, то вверху можно увидеть хрупкую майолику бирюзового цвета, которая лентой обрамляет верхнюю часть стены под карнизом. На фасаде дома такая же майолика, но во время ремонта ее закрасили.


Фото – Евгения Емельянова

– Облицовка из майолики в начале XX века была довольно частым приемом в модерне. Причем фасады зданий украшались огромными панно. В Москве и Питере керамических панно на домах в стиле модерна очень много. А в Воронеже единственное большое панно, где изображался поход Петра I на Азов, украшало дом Петрова у Кольцовского сквера. К сожалению, дом снесли, – рассказала Ольга Рудева.

«Кабанчик» на доме поручика Иванова (Никитинская, 5)


Фото – Евгения Емельянова

Мимо этого здания горожане проходят каждый день, и никто не предполагает, что довольно большой фрагмент фасадной стены выложен дореволюционной плиткой. Смотрится она так, будто стену ею облицевали только вчера. Это дом поручика Алексея Петровича Иванова – предводителя дворянства Воронежского уезда, отца дворянки Зинаиды Ивановой.

– Сам дом был сильно перестроен. Но от оригинала в нем осталась плитка – так называемый «кабанчик». Почему «кабанчик»? Эта плитка изготавливалась кирпичиками. Плитка-кабанчик представляет собой две стороны кирпича. Он глазуровался с двух сторон, а затем его нужно было расколоть пополам. Чтобы это было легче сделать, по всей длине кирпичика делались два круглых отверстия. Поэтому, когда смотришь в торец, складывается впечатление, что ты видишь свиной пятак, – объяснил Антон Позднухов.


Фото – Евгения Емельянова

«Кабанчик» начали применять для облицовки поверхностей зданий в период господства стиля модерна.

– На плитке видно, что во время обжига с нее стекала глазурь, поэтому внизу слой толще, чем вверху, получился градиент, – заметил Антон Позднухов.

Именная плитка завода Бергенгейма в глазной больнице (Революции 1905 года, 22)


Фото – Антон Позднухов

Редкую именную плитку Антон Позднухов обнаружил в здании старинной Воронежской областной офтальмологической больницы. На ней подписан производитель – завод Бергенгейма. В больнице сохранилась старинная лестница, и краевед нашел плитку на одном из лестничных пролетов.

– Ее обычно укладывали на пороге, на самом видном месте. По сути, это реклама производителя, – сказал Антон Позднухов.

К сожалению, в больницу доступ ограничен, и попасть в нее с улицы, чтобы полюбоваться редкой плиткой, нельзя.

Майолика в доме купца Лагутина (Алексеевского, 24)


Фото – Евгения Емельянова

Дом купца Тихона Лагутина в стиле модерна был построен в 1911 году. Краеведы в шутку называют здание «домом-музеем под открытым небом». Фасад памятника в изобилии декорирован вставками разнообразной майоликовой плитки. Здесь пять видов декоративной керамики разной величины, формы и оттенков: зеленого, голубого, серого.


Фото – Евгения Емельянова

– Дом красивый, но неухоженный. Из-за смены кровли в советское время, многие модерновые детали дома были утрачены. Например, не уцелели лопатки – декоративные элементы, поднимающиеся выше линии карниза. Кое-где с фасада отвалилась лепнина – коробочки лотоса, – рассказал Антон Позднухов.


Фото – Евгения Емельянова

Дом Лагутина строился как доходный. Весь этаж представлял собой одну квартиру.

– В квартирах этого дома плиткой Бергенгейма вымощены полы в ванной, на балконах. В послевоенные годы одну часть дома занимал военкомат, в другой находилась квартира военкома, – говорит Ольга Рудева.

Напольная плитка во флигеле усадьбы Глущенко (Пятницкого, 69)


Фото – Евгения Емельянова

Старинная плитка неизвестного производителя находится во флигеле усадьбы. Несмотря на то что пол, выложенный плиткой, на лестничной площадке давно никто не мыл, можно различить на плитке по краям красивый модерновый узор.


Фото – Евгения Емельянова

Майолика на фасаде гостиницы Самофалова (проспект Революции, 44)


Фото – Евгения Емельянова

Памятник конца XIX века, построенный в псевдорусском стиле, украшен майоликой с утонченным цветочным декором. Нарядный эклектичный главный фасад сочетает мотивы готической и древнерусской архитектуры, имеет редкие цветные керамические вставки с восточными орнаментами. Квадратики плиток, как калейдоскоп, украшают фасад здания. 


Фото – Евгения Емельянова

К сожалению, информации о плитке на доме Самофалова почти нет. Как предполагает Ольга Рудева, майолика была произведена не в Воронеже:

– Почему мы мало об этом знаем? В советское время это не было поводом для изучения. На протяжении 70 лет выбрасывались архивы. В столице такой плитки очень много, в Воронеже майолика с восточным декором – одна.


Фото – Евгения Емельянова

Во время капремонта домов-памятников строители чаще всего выбрасывают дореволюционную плитку, не задумываясь о том, насколько она ценна для сохранения истории дома и города.

что это такое, особенности российского производства и история создания, размеры и использование в интерьере

Рынок строительных материалов сегодня предлагает покупателям всевозможные варианты оформления жилья: от невообразимых цветовых оттенков до новинок необычной конструкции. Однако многие до сих пор являются поклонниками проверенных строительных материалов, так сказать, классики. Именно классикой можно назвать метлахскую плитку , которая уже не одно десятилетие является достойным украшением пола и стен различных помещений. И если в далекие советские годы эта керамическая плитка не могла похвастаться богатым цветовым решением, то сегодня фантазии производителей нет предела.

Что это такое?

Мелкая керамическая плитка различной формы появилась на строительном рынке более 100 лет назад и в то время стала незаменимым элементом декора интерьера. Фарфор входит в состав плитки, поэтому после окрашивания при обжиге при температуре 1200 градусов он приобретает удивительно прочную структуру, сравнимую с керамогранитом. В смесь, из которой получается плитка, добавляется пигмент, в результате чего цвет получается практически естественным, естественным. Затем производители наносят полученный декоративный рисунок – помещают модель в емкость с краской или используют метод, напоминающий шелкографию.

В результате, когда плитка уложена полностью, ее рисунок становится похожим на ковер. Благодаря возможностям металлочерепицы ее можно использовать в любом стиле, но идеальная «среда» для такого вида отделки – интерьер с восточным мотивом. Он идеально впишется в дизайн с преобладанием геометрических узоров – зигзага, дерева, ромбов или квадратов, а также в разные помещения – в прихожую, ванную комнату, кухню и даже гостиную.

История создания

Керамическая плитка малых размеров появилась более 100 лет назад в Германии, в городе Меттлах, получив соответствующее название. Он был произведен на фабрике Villeroy & Boch. Появившись на берегу Рейна, она активно использовалась в Великобритании, а самая известная фабрика по ее производству находится во Франции — Winckelmans. В свое время стиль, когда в помещениях использовалась качественная плитка, назывался викторианским. Особой популярностью метлахская плитка пользовалась в эпоху королевы Виктории.

Отличается от конкурентов небольшими размерами и высокой прочностью. , что позволяет дизайнерам создавать удивительные узоры с насыщенным цветом.

По сей день французские производители используют традиции столетней давности в производстве веников, видимо, поэтому количество любителей такой плитки не уменьшается. Есть завод по производству металлочерепицы и в Португалии, но в России португальскую черепицу можно встретить очень редко.

Метлахская плитка попала в Россию только в XIX веке и прочно завоевала популярность у любителей красоты и долговечности. Она украшала дворцы, квартиры и правительственные учреждения.

В эпоху тотального дефицита прочная металлочерепица была, пожалуй, единственным украшением государственных учреждений: ее использовали в больницах и школах. Единственным недостатком декора был его тусклый цвет — считалось, что на нем будут выделяться пятна и пятна грязи.

Сегодня мы можем наслаждаться плиткой российского производства. Завод «ЕвроКерамика», производящий его, был построен в Печоре во времена СССР. По качеству он не уступает западным аналогам, а вот по цене – российская плитка размером 300х300х20 мм значительно дешевле – около 200 рублей за метр.

Для сравнения — плитка западного производства доходит до 20 евро за квадратный метр. И некоторые из импортных производителей могут похвастаться столетней давностью.

Свойства

Многие напольные покрытия обладают превосходными характеристиками долговечности, но плита не имеет себе равных. По мнению специалистов, основной причиной этого является полное слеживание материала. Поэтому такое покрытие не боится влаги, на него можно класть тяжелые вещи, а также перемещать по нему крупногабаритные предметы. Метлах абсолютно устойчив к химическим веществам, на нем не проявляются признаки коррозии. Плитка не боится перепадов температур, морозоустойчива.

Правда, многие называют «метелкой» любую мелкую плитку, часто даже цементную, иногда крупную мозаику, однако настоящая керамика, выполненная в лучших традициях вековой давности, имеет следующие особенности:

  • В состав входит глина и вода.
  • Не остеклен.
  • Изготовлен из огнеупорной глины при высоких температурах обжига.
  • Имеет очень низкий коэффициент водопоглощения — 0,1–0,5%, тогда как в Европе эти нормы составляют около 0,6%.
  • Цвет плитки равномерный, обычно окрашивается в один цвет.

По сей день при археологических исследованиях найдены церковные помещения, стены которых были выложены этой плиткой, и она сохранила достаточно приличное качество. Такие характеристики позволяют использовать плитку в качестве облицовочного материала пола и стен как внутри здания, так и снаружи.

Преимущества и недостатки

Можно выделить следующие преимущества черепичных плит:

  • Удивительная прочность и стойкость окрашивания. В пользу этого утверждения говорит тот факт, что немалое количество столетних европейских зданий и по сей день отделано метлахской черепицей.
  • Идеальная морозостойкость – после неоднократных экспериментов было доказано, что керамическая плитка выдерживает около 300 циклов замораживания при низких температурах и обратный процесс – оттаивание.
  • Влагостойкость метлы позволяет отделывать ею не только здания, но и помещения с повышенной влажностью – ванную комнату, бассейн и даже бани.
  • Данным облицовочным материалом можно облицовывать как камины, так и печи, так как синтетические материалы не входят в состав метлы и при нагреве плитка не выделяет вредных для здоровья человека паров.
  • Плитка способна выдерживать вес от 380 до 450 кг на см².
  • Этот материал не боится царапин, со временем не стирается.
  • Цена плитки вполне доступная и доступная каждому.

Самый существенный недостаток этой плитки – холодность. Покрытый ею пол очень неприятный на ощупь, и ходить по нему босиком неудобно.

Еще момент — плитку довольно неудобно резать плиткорезом. Некоторые обыватели считают, что такой материал, как веники, устарел, и ему на смену приходят более изысканные аналоги.

Виды

Российский завод «ЕвроКерамика» практически единственный в нашей стране производит высококачественную кислотоупорную керамическую плитку. Он стоит совсем недорого и используется практически во всех технических помещениях.

Материал устойчив ко всем видам химических растворов и в различных автомастерских, санузлах, вестибюлях, туалетах. Многие облицовочные материалы, на которые попадает техническое масло или щелочь, неизбежно теряют свой презентабельный вид, в отличие от веников.

Испытания плитки проводились в растворе в 70% серной кислоте, где образцы плитки выдерживались более двадцати суток, после чего специалисты смогли убедиться, что ни одна из ее технических характеристик «не прошла их положения: ни цвет, ни форма не изменились.

Сегодня многие производители выпускают плитку, внешне очень похожую на метлах, так называемую имитацию. Не каждый завод может позволить себе использовать технологии вековых немецких мастеров, поэтому керамика, имеющая некоторые качества, схожие с настоящими метлами, довольно часто встречается на прилавках хозяйственных магазинов.

Например, итальянские производители готовы предложить покупателям вариант оформления интерьера, имитирующий метлачскую плитку — от однотонной до украшенной различными геометрическими узорами.

Метлахская вагонка бывает нескольких видов. Тонкий — на линии излома поверхность среза гладкая и равномерная. При производстве крупнозернистой плитки поверхность состоит из крупных зернистых включений.

Сегодня производители создают керамику различными способами:

  • Литье. Плитка, полученная в процессе заливки сплава в специальные формы и дальнейшей его сушки и обжига, имеет недостаток — она ​​получается разной толщины, и изготовителю приходится браковать значительное количество продукции.
  • Прессование. Глина, вода и специальные добавки прессуются под сильным давлением, затем из полученного сырья вырезается плитка нужного размера. В результате он получается пористым, его часто укладывают на пол.
  • Экструзия. Сырье в этом производственном процессе получается с помощью так называемого мундштука и имеет форму ленты. Затем его разрезают и отправляют на обжиг. Специальное оборудование позволяет регулировать толщину и размер плитки.

Размеры

Несмотря на обычную малоформатную форму койки, ее размеры не всегда повторяют друг друга. Внешне плитка напоминает мозаику.

Сегодня производители готовы предложить нам керамику размером от 3,5 до 15 см. Стороны прямоугольника, например, могут быть 48 мм и 23 мм. Что касается толщины, то она может быть 200, 300 и 350 мм. Ширина по ГОСТу варьируется от 200 до 300 мм.

Форма метлы может быть шестиугольниками, треугольниками, квадратами и прямоугольниками, а также крестами.

Правда, некоторые производители не всегда придерживаются ГОСТа и предлагают нам плитку разных размеров – от 65х65 до 150х150 мм. Толщина такой плитки от 6 до 11 мм.

Цвета и дизайн

Выбирая веник, думайте не только о модных тенденциях дизайна, но и о практических аспектах его использования:

  • Светлые тона зрительно расширят помещение. Помимо белого, это могут быть голубые и розовые тона, бежевый и светло-желтый.
  • Любые пятна будут менее заметны на темной плитке, которая к тому же имеет зернистую структуру.
  • При выборе цвета учитывайте освещение в комнате и гармоничное сочетание цветов.
  • Если расположить элементы под прямым углом, каждый из них покажется вам разного оттенка.
  • Если ваша комната освещается несколькими светильниками, то разные тона облицовки могут приобретать совершенно разные тона.
  • Хорошо сочетаются бордовый и бежевый цвета, а также классические — черный и белый.

Метлахская плитка способна удивить всех ценителей элегантности и стиля. Непередаваемые узоры на стенах и на полу создадут неповторимую атмосферу. Если вы желаете разместить панно на полу в своей уютной кухне, то шестигранники в форме пчелиных сот, покрывающие часть пола, создадут неповторимый изысканный современный стиль. Такое расположение позволило бы весьма оригинально зонировать открытое пространство.

Черно-белый шахматный узор в гостиной – классика жанра.Декоративная отделка пола металлочерепицей – это возможность выбрать как однотонное качественное покрытие, так и узоры уникальной формы. Яркие геометрические фигуры на полу, встречающие вас в прихожей или вестибюле, создадут праздничное настроение.

Идеальные веники и для оформления так называемого фартука на современной кухне. Яркие шестиугольники с нанесенными на них замысловатыми узорами непременно украсят интерьер комнаты.

Благодаря своей прочности эта облицовка подходит и для открытой веранды, благодаря чему можно «оживить» пространство перед входом.

Керамический «ковер» из метлахской плитки станет идеальным покрытием в вашей ванной комнате – благодаря его качествам и стойкости цвета вам совершенно не нужно беспокоиться о попадании воды на пол. Кстати, если напольная плитка вам очень нравится, а стены нужно облицевать, можно смело использовать веники: он гораздо прочнее и прекрасно дополнит интерьер комнат.

Правила ухода

Уход за кафельной плиткой проще, чем когда-либо. Влаги она не боится, а вот избавиться от пыли и грязи можно с помощью теплой воды и швабры. В воду можно добавить любое синтетическое средство. Единственное время, когда могут возникнуть трудности, это сразу после укладки плитки: необходимо смыть остатки цементной или бетонной пыли или остатки строительного мусора. Цементную пыль необходимо смывать химическими средствами.

Некоторые специалисты считают, что пятна, особенно въевшиеся в покрытие, можно отмыть водой с уксусом, а для придания дополнительного блеска — смазанным воском шпателем.

Прекрасные образцы в интерьере

Изумительный ковер может стать украшением просторных холлов или гостиных с металлочерепицей. Геометрический рисунок можно использовать как украшение однотонной плитки, гармонирующей с ней по цвету.

Яркие и красивые террасы, радующие глаз насыщенным цветом и замысловатым переплетением узора на вашем загородном участке или даче, станут признаком вашего вкуса.

Облицовка камина цветной плиткой – идеальное решение. Фартук-теплицу за камином в теплых тонах или оригинальную площадку перед ним также можно оформить метлахской плиткой.

Метла прекрасно сочетается с другими строительными материалами, что еще больше раскрывает возможности этого замечательного облицовочного материала. Используя камень, дерево или даже паркет вы получите неповторимый дизайн в утонченном стиле, сочетая эти благородные материалы с самой прочной плиткой.

Выбирая плитку для оформления собственного дома, вы получаете отличное качество в тандеме с изумительным декором.

Процесс укладки кафельной плитки в следующем видео.

История и реставрация мавританской ванной Николая II в Александровском дворце

Мавританская ванная Николая II в 1930-х гг. Ванная комната — один из самых уникальных интерьеров личных апартаментов Николая II в Александровском дворце — близится к завершению.

Мавританская (она же Императорский туалет, Бассейная) приобрела свой первоначальный вид в 1896-1897 годах, когда интерьер был переработан русским архитектором графом Николаем Ивановичем де Рошфором (1846-1905). Самым известным проектом графа Рошфора является Беловежский дворец, императорская охотничья резиденция, построенная в Польше между 1889-1894 годами. Его новаторский интерьер включал ванную комнату с небольшим бассейном для купания, которая послужила образцом для проектирования мавританской ванной для Николая II в Александровском дворце.

В интерьере гармонично сочетались светлая плитка в восточном стиле, украшавшая камин и стены вокруг бассейна, метлахская плитка, из которой был выложен пол перед бассейном, кессонный потолок, ажурная кленовая перегородка и циновка из японского тростника на стены. Пол был покрыт красочным ковром. Мастера Торгового Дома Мельцера изготовили мебель для ванной комнаты, в которую входили диван, обитый кожей, с подушками и валиками, два вида табуреток в восточном стиле, стол на решетке, умывальник на подстолье, турник для гимнастических упражнений. упражнения, подставки для тростей и охотничьих ружей.

Главной частью Мавританской бани был купальный бассейн, вмещавший 7 тысяч ведер воды, облицованный белой плиткой, что и дало интерьеру второе название – Бассейная. В его дизайне в Александровском дворце использовались душевые форсунки Шарко для массажа.

Для функционирования бассейна архитектор создал сложную инженерную систему, она состояла из водопроводных и канализационных труб, водогрейного котла с принадлежностями, трех резервуаров для воды, расположенных в специальном помещении на первом этаже дворца, расположенном прямо под Бассейной.

Также был туалет, расположенный за дверью на краю стены коридора.

Внутреннее убранство Мавританского санузла утрачено в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Летом 1997 года в восточном крыле дворца была открыта постоянная экспозиция, посвященная императорской семье. Бывшая ванная комната использовалась как выставочное пространство с паркетными полами, окрашенными стенами и белым потолком. Поэтому восстановление Мавританского санузла началось практически с нуля.

Фото © Государственный музей-заповедник «Царское Село»

В 2017 году при разборке помещения мастера обнаружили под полом царскую купальню, а в ней – значительное количество фрагментов керамических стеновых изразцов, метлахских изразцов, принадлежащих не только к мавританскому убранству, но и к другим интерьерам жилой половины дворца. Фрагменты предоставили реставраторам цветовые схемы внутреннего убранства, которые были реконструированы по черно-белым фотографиям, сделанным в XIX в.30 с. Благодаря этому замечательному открытию реставраторам удалось с предельной точностью воссоздать облицовку стен.

Несколько фрагментов оригинальной плитки были включены в реконструированную мавританскую отделку ванной комнаты; в то время как бассейн для купания и ступени, ведущие к нему, сохранили часть своей исторической плитки.

Также при реставрации выявлено несколько небольших фрагментов оригинального фриза, что позволило уточнить цветовую гамму декоративной росписи, рисунок которой был определен по черно-белым довоенным фотографиям.

В 2018–2019 годах воссозданы архитектурные элементы внутреннего убранства: деревянные стеновые панели и облицовка потолка, настенная плитка, камин в мавританском стиле с декоративными нишами (первоначально в них находились светильники Фаберже, которые были переданы Русскому музею в 1956 г.) и резная перегородка. Также воссоздано убранство туалетной комнаты. Шторы и большой ковер изготовлены по историческим документам и фотографиям.

Благодаря содействию Генерального консульства Японии в Санкт-Петербурге в ближайшее время в Японии будет закуплен оригинальный коврик, подобный тому, что украшал стены Мавританского туалета.

В настоящее время на основании имеющихся музейных инвентарных описаний 1938-1940 гг. ведется проектирование несохранившихся предметов мебели и сантехнического оборудования (краны и механизмы для ввода воды в бассейн).

Фото © ГМЗ «Царское Село»


Фото © ГМЗ «Царское Село»


Фото © ГМЗ «Царское Село»


Фото © ГМЗ «Царское Село»

Щелкните ЗДЕСЬ , чтобы прочитать мою статью Реконструкция ванной комнаты Николая II в Александровском дворце + 13 ФОТО , опубликовано 16 июня 2019 года

* * *

Мавританская ванная Николая II 900 восемь интерьеров откроются в восточном крыле дворца, открытие которого запланировано на декабрь 2020 года.

Related Post