Шляпа из рогоза своими руками – Небольшой мк по плетению циновки из рогозы, но и трубочки из газет не забыты!

Своими руками
admin

Плетение из рогоза. | Журнал Ярмарки Мастеров

Вы очень удивитесь, если я скажу, что самые красивые изделия придуманы самой природой. Наши предки знали это и всё что растет, цветёт и буквально лежит у ног, использовалось при изготовлении, как бы мы сейчас сказали, чистых экологических изделий. И сегодня речь пойдет о рогозе, а точнее плетение из рогоза.

Как известно, рогоз любит сырость, он растет по берегам рек и озер, на болотах, заливных лугах, на влажных торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Любой ли рогоз подходит для плетения, как его заготовить? Раскрыть секреты заготовки и плетения нам поможет настоящий мастер рогозоплетения, заслуженный мастер народного творчества Украины Казновецкий Василий Николаевич.

Плетение из рогоза., фото № 1

Рогоз бывает широколистый и узколистый: у первого к оливково-зеленой окраске листьев добавляется сиреневатый или сероватый оттенок, у второго — скорее желтоватый. Плести можно и из того, и из другого. У узколистного полезная часть короче, но при плетении можно использовать любой рогоз и даже вперемешку, поскольку больше существенных отличий нет.

Для плетения пригодна та часть низа листа, которая охватывает все остальные внутрисидящие листья. Эта часть листа по краям имеет истончение (смотри на рисунке), все, что выше этого места, после сушки становится ломким, а потому и не используется.

Плетение из рогоза., фото № 2

Заготавливают листья рогоза начиная со во второй половины августа и продолжают до конца сентября. Октябрь зависит от погоды, рогоз может начать засыхать, а ведь надо еще успеть высушить его до заморозков.

Жать рогоз можно из лодки или в сапогах-забродах. Главное, чтобы рос он в воде. Заготавливают только те растения, которые не имеют так называемого «эскимо», те, что с початками не годятся. Таким образом годится тот рогоз, который вообще не зацвел. Молодой рогоз.

Жнут с помощью серпа, у которого вместо ручки длинный черенок как у лопаты, который позволяет подрезать растение максимально близко к корню даже на приличной глубине.

СУШКА И ХРАНЕНИЕ РОГОЗА.

Сушат рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках. Вопрос на солнце или в тени не встает, поскольку у дедули уставлен ими весь двор, и даже за воротами вдоль улицы все уставлено. Таким образом, какие-то снопы оказываются на солнце, а какие-то в тени. Так что, не принципиально.

Когда рогоз высохнет, а это спустя 2-3 недели, обрезают лишнюю длину (как правило, это вся зеленая часть) и складывают на хранение прямо на улице. Укладывают горизонтально на деревянный поддон. При этом обязательно под навесом на случай дождя.

ПОДГОТОВКА РОГОЗА К РАБОТЕ.

Расщепление на листья заранее не производится, только непосредственно перед плетением и в количестве необходимом для работы в данный момент. Если материал хрустит в руках при сжатии пальцами, то его сбрызгивают водой из пульверизатор и на какое то время оставляют.

Замачивание в воде с погружением он не делает, да в этом и нет необходимости.

Листок разрезается ножом вдоль, как правило, пополам. Для мелких изделий, или если лист очень широкий, то и на три части.

Цельным листом практически не плетут, разве что, если какое-то место сделать потолще или попрочнее.

А вот при изготовлении ручек к корзинам и бутылкам используются как раз цельные листья. Сама система плетения напоминает плетение из лозы, только гораздо мягче материал.

По форме плетется все, и никакое мастерство при этом не имеет значения.

Формой служит сама бутылочка или кувшин, когда их оплетают.

Для плетения шляпы используется кастрюля, подобранная по размеру.

Для плетения лаптей применяют деревянные колодки, которые вырезаны под разные размеры ноги.

Для плетения корзин из досок сколочены формы разных размеров.

Использование форм для плетения обусловлено необходимостью затягивать плетение, чем достигается плотность и равномерность.

Основной принцип расскажу на примере корзины. Сначала на твердой опоре плетем дно «веревочкой», причем каждый ряд отдельной камышиной, а их концы оставляем, они будут основой при плетении боковых стенок изделия. Потом дно одеваем на форму.

Плетение из рогоза., фото № 3

Прижимаем его досочкой соответствующего дну размера, которую либо привязываем, либо прибиваем гвоздями. Теперь можно опустить все концы и дальше плести по форме.

Плетение из рогоза., фото № 4

Такой принцип используется всегда. При плетении лаптей досочка прибита к подошве колодки, при оплетании бутылок вместо досочки используют крышечки соответствующего размера, которые привязываются к бутылке.

Плетение из рогоза., фото № 5

Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить.Для этих целей используется пульверизатор, при этом после сбрызгивания оставляем на несколько минут, чтобы рогоз впитал воду и помягчел. С такой же процедуры начинаем плести и оставленную ранее, но не доделанную работу. А еще в своей работе мастер использует, так называемую, затяжку в виде проволоки изогнутой петлей.

Плетение из рогоза., фото № 6

Готовые изделия мастер лакирует. Иногда для красоты красит анилиновыми красителями. Он говорит, что лакированные и разноцветные охотнее покупают. Хотя лично мне больше нравятся в натуральном виде.Изделия из рогоза можно мыть обычными средствами для мытья и вновь носить.

Плетение из рогоза., фото № 7

А в конце своего рассказа хочу сказать, плести можно из всего ,что растет и цветёт!Это и осока, и разные злаковые травы, солома и многое другое.

Лето только началось, а значит впереди заготовка и плетение уникальных работ.

Хорошего всем нам лета!

заготовка рогоза и не только..

обещала экскурсию по своим заготовительным угодиям.. Смотрите!

вышла на опушку леса, поздоровалась с ним, чем лес порадует сегодня? попросила материала для плетения, огляделась, лето буйствует — травы высокие, сочные, душистые, утренней росой умытые

взгляд задержался вот на этой куртинке какого-то злака — как мимо пройти? — видно ж! спелые соломины, а какой длины соломина до коленца? посмотрим?

инструмент обычный — ножницы.. вот коленце на соломине, соломина крупная, но поменьше, чем у соломины хлеба (которого у меня нет — вот и плету из всякого-разного и нахожу это интересным занятием и познавательным)
у этого злака (и не спрашивайте как он называется, я его наощупь беру), отрезаю колос и до первого колена отрезаю(самую длинную часть соломины с небольшой сбежестью), цвет меня устраивает- рубашку снимаю сразу — зеленоватые мне нужны и окрашивать не надо, но соломины матовые без блеска — это ничего, пойдет..

нести домой и дома обрабатывать соломины мне надоело, вот я сразу, греюсь на утреннем солнышке, да и убираю все лишнее — вершинки, коленца, рубашки — я ж помню, что пришла то за рогозом, а он тяжелый.. а не взять то, что лес дает — нехорошо..

по соломинке набираю пучок отборных соломин

связываю травинкой и одну соломинку с вершинкой (колоском) для памяти оставляю..потом посмотрю как называется.. может быть..

вершинки-колоски остаются на месте — может пригодятся кому — мышкам-там для гнезд, либо пташкам каким прокорм или по какой другой нужде, да просто чтобы семена остались на месте и на следующий год выросло такое же — вот такой экологический подход! да и в дом всякий мусор тащить рук не хватит

первая добыча.. в сумочку

серп пока не пригодился — ножницами удобнее

другой злак — посмотрю какая здесь соломина — ого! блестящая, ровная, длинная..

.. а плетётся как — попробую на месте..

эх.. слом.. поторопилась.. не промяла соломинку..

впрочем плетенка неплоха.. наберу немного — очень нравится естественный цвет — а здесь соломины зеленые..

  

вот и ещё один злак — подхожу поближе и немогу удержаться, чтобы не набрать еще немного..

отборные соломины.. опять тот же алгоритм: срезаю верхушку-колос, затем отрезаю над коленцем и снимаю обертку-рубашку, перевязываю соломинки в пучок

добыча увеличилась..колоски-напоминалки в каждом пучке — все складываю в сумочку и продолжаю движение к рогозу..

это ОСОКА

листья острые, как напильник

вот и палец уже повредила..

коварные листья, но плетутся хорошо — если приспособиться и не торопиться, плоские плетенки сушить надо особо, в газетах, для объемных плетений негодны, для аппликации великолепны..

вот какая поляна осоки, но я иду дальше..

камыш! собственной персоной, листья плетутся, но более всего мне нравится из них делать маленькие зеленые розочки и декорировать ими, а вот соломина абсолютно непригодна для плетения — хотя видела как перевязывают пучки камыша (не плетут, а именно связывают пучки) и делают грубые циновки, можно крыши крыть или вместо забора, но как то не вдохновляет меня камыш..

много его растет на переувлажненных, сырых местах..

такие камышовые заросли почти непроходимы..

это ива — но вид не тот, не для плетения, у этой ивы короткие побеги, да и не время брать — летний прут хрупкий.. иду дальше..

вот моя любимая ива в обрамлении девясила, но к ней сегодня не пойду — пусть подождет до осени..

не смогла удержаться, чтобы девясил еще раз не сфотографировать — величественный цветок

..прекрасен..

но..,наконец дошли до рогоза — вот он — куртинка с камышинами — из-за них-то вся путаница

подошли поближе.. камышины нам НЕ нужны, срезаю под корень листья без цветоносов серпом…

вот так выглядят срезы, кстати, пахнут свежим огурцом, мама рассказывала: ела она в детстве своем военном молодые побеги по весне, видимо из-за запаха огуречного и сочности или от голода, корневища тоже жевали, а на этом рогозе улитки без раковин живут, слизняки, как много их..

нарезала..

серпом..

.. увязала, чтобы лист не ломался, несколько раз — как мама учила: перевила несколько листьев рогоза да закрепила — отлично держится всю дорогу..

делаю две вязанки и складываю валетом для уравновешивания — взваливаю на плечо.. н-да.. килограммов пятнадцать.. и тихим шагом выбираюсь из болота на гору, прощаюсь с лесом и несу, под удивленные взгляды прохожих, свою драгоценную ношу домой и, не развязывая, ставлю в затенённое (если хочу сохранить зеленый цвет) место.. сохнет.. потом отделю листья и прикорневую часть и буду плести, но это будет позже, на сегодня достаточно

из листьев рогоза — и цветок и ручка, непрерывное плетение — моя выдумка

из прикорневой части

уже часть корзинок под скорлупки пошли..

так вот приспособила..

или рогозом можно украсить травяную куколку

Шляпа из рогоза своими руками — Сайт о даче

       Плетение из рогоза.В настоящее время из рогоза изготавливают ажурные или комбинированные изделия. Народные мастера исстари использовали для плетения различных вещей листья и стебли рогоза, камыша, ситника, аира, а также листья початков кукурузы. Ещё в средние века плели на вертикальном станке циновки (рогожи) для пола, для укрывания овощей на зиму, для утепления дверей, сараев, навесов и т. д. В документах той эпохи сохранились записи, из которых можно узнать, что мастера по плетению рогож из южных районов продавали их, меняя на продукты питания.
Рогоз использовали еще при инкрустации саркофагов египетских фараонов. Сегодня мода на него возвращается. Так, в современном строительстве из рогоза делают веревки, которые выдерживают подвесные мосты! Не воспользоваться такими чудо-свойствами рогоза просто грех.
Рогоз – многолетнее растение с ползучим крупным, крахмалистым корневищем и стеблем высотой 2,5–3 м. Рогоз растет по берегам рек и озер, на болотах, горелых торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Заросли камыша встречаются на мелководье у берегов рек и озер. Камыш менее прочен, чем рогоз, но по декоративным достоинствам не уступает ему. В сырых местах, на болоте и заливных лугах густыми пучками растет невысокая трава — ситник. Стебли ситника можно на первый взгляд принять за молодые побеги камыша, однако, это самостоятельный вид. В нашей стране произрастает около 10 видов рогоза. Наиболее распространены два вида — широколистый и узколистый.

У широколистого рогоза синевато- или серовато-зеленые листья, а у узколистого — желтовато-зеленые. Но различают эти виды не только по цвету листьев, но и по их ширине, получившей отражение в видовом названии растений, а также по початкам на вершинах стеблей. У узколистого рогоза они расположены на значительном расстоянии друг от друга, а у широколистого почти соприкасаются.

Ситник — прекрасный материал тонкого плетения. Использует мягкий круглый стебель, имеющий, как и у камыша, губчатую внутреннюю структуру.

Для плетения применяют как широколистный, так и узколистный рогоз. Работают обычно с листьями, которые бывают узколинейными, широколинейными и почти трехгранными с цельными краями. Рогоз с початком на верхушке ломкий, неэластичный и для плетения его применять не следует.

Начало заготовки рогоза определяют по созреванию стеблей (август-октябрь). В это время рогоз эластичный, гибкий, прочный. Спелость стеблей определяют по внешним признакам: листья тускнеют, а верхушки желтеют. В большинстве случаев к моменту заготовки стебли еще находятся в воде, а срезать их нужно как можно ниже (5-10 см от корневища). Эту операцию выполняют «терпанами» – специальными, хорошо отточенными серповидными резаками или укороченными косами. Срезанные стебли очищают и удаляют недоброкачественные (с червоточинами, одеревенелые, ломаные, побитые градом).
После этого стебли раскладывают на временном помосте, который устраивают в местах заготовки так, чтобы под ними была вода. Для этого можно использовать и растущие стебли рогоза (наклоняют и связывают верхушки). В таких условиях сушка продолжается от 6–7 дней до 2-3 недель, после чего стебли связывают в снопы массой 15 кг с обхватом перевязи 1 м и ставят на суходоле в «козлы», где досушивают до влажности 18 %. Затем снопы складывают в скирды для длительного (не менее 5 лет) хранения.
Предназначенные для сушки стебли камыша и ситника освобождают от прилипших к ним прикорневых листьев. Рогоз перед сушкой обязательно лущат, то есть собранные вместе листья разъединяют и обрезают поврежденные насекомыми места. Лущеные и очищенные травы укладывают тонким слоем, а чтобы высыхание происходило более равномерно, их ворошат несколько раз в течение дня.

Высушенные под навесом листья рогоза, стебли камыша и ситника сохраняют естественную оливково-зеленую окраску. Трава, высушенная на солнце, выгорает и приобретает золотисто-палевый оттенок. Разницу окраски трав, высушенных различными способами, мастера используют в декоративных целях при комбинированном плетении. Но поскольку высушенные на солнце травы становятся менее прочными, их применяют очень осторожно, и то лишь для отделочных работ.

Плетение из рогоза. Сушить травы удобно на чердаке. Там же их можно и хранить всю зиму. Перед тем как развесить траву на хранение, ее связывают в небольшие пучки-снопики жгутами перевяслами, скрученными из той же самой травы. Следует помнить, что в снопе, стянутом тонкой бечевкой, листья и стебли, расположенные сверху, сильно деформируются и рвутся в местах стяжки. Хотя травяные жгуты и не будут оставлять вмятин, а все же и их не следует затягивать слишком туго.

Заготавливать листья рогоза или стебли камыша для плетения можно только после того, как они станут гибкими, наберут силу. Это бывает обычно в период цветения, ближе к середине лета, а также во второй его половине. Растения срезают серпом или большим ножом. Летом, особенно в жаркие дни, трава сохнет очень быстро даже в тени под навесом. Достаточно одного — двух дней, чтобы получить нужный для работы материал. Но прежде чем приступить к сушке, у рогоза и камыша отрезают комлевые участки стволов, имеющие белый или слегка кремовый цвет. Раньше их никогда не выбрасывали, а использовали в пищу. В свежем виде прикорневые отбеленные побеги по вкусу и запаху напоминают огурцы. Если же их обвалять в муке и поджарить с растительным маслом, то это будет уже настоящий деликатес.

Лущение стеблей. В результате лущения стебли разъединяют и получают отдельно листья и сердцевину. Наиболее ценными являются сердцевина и листья средней части стеблей, из которых плетут художественные изделия и веревочки для простых изделий. Лущение выполняют постепенно, отделяя сначала верхние листья, затем следующие до середины, не допуская перегибов и изломов. Затем производят сортировку и хранят пучки рогоза в сухом месте.
Совет.
При подготовке к плетению толстые листья рогоза делят надвое и слегка увлажняют, что повышает их эластичность. Обычно для изготовления изделий используют листья естественного цвета без отбеливания. Затем в течение 10 минут промывают листья в горячей проточной воде. При необходимости они могут быть окрашены анилиновыми красителями.
Сухие травы недостаточно гибки для плетения. Поэтому перед началом работы их увлажняют, опуская на несколько минут в воду, а затем завертывают в мокрую ткань: окрашенные — в одну, неокрашенные — в другую. В процессе плетения подсыхающую ткань время от времени смачивают чистой водой.

ОТБЕЛИВАНИЕ ТРАВЫ. В декоративном плетении, кроме травы с естественной окраской, широко используется отбеленная и окрашенная трава. Отбеливают травы в водном растворе перекиси водорода. В аптеках продается 3 % — ный раствор перекиси водорода и 30 % — ный пергидроль. 3 % — ный раствор перекиси водорода водой разбавлять не надо, а пергидроль необходимо растворить в чистой воде (1 весовую часть пергидроля на 10 весовых частей воды).

Раствор готовят в эмалированной посуде, в которую затем погружают травы и кипятят на слабом огне не менее часа. Потом их тщательно промывают в теплой воде, меняя ее несколько раз. Всю работу ведут в резиновых перчатках, пользуясь длинными деревянными щипцами. Отбеленные и промытые травы сушат под навесом на открытом воздухе, а в зимнее время — в помещении.

ОКРАШИВАНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИМИ КРАСИТЕЛЯМИ. Для крашения заготовленной травы в яркие цвета можно использовать обычные текстильные красители, а также цветные чернила «Радуга». Чтобы добиться равномерного окрашивания травы, предварительно кипятят в легком мыльном растворе примерно в течение получаса. Одного пакета анилинового красителя хватает на полкилограмма сухих трав.

Красят так. Травы укладывают в эмалированную посуду и заливают теплой водой. В пол-литровую стеклянную банку высыпают порошковый краситель и заливают небольшим количеством воды. Тщательно перемешивают деревянной палочкой и доливают теплой воды почти доверху. Еще раз размешивают раствор. Потом выливают краситель в эмалированную посуду с водой и размешивают. Кипятят травы в красильном растворе. Примерно 15 минут. Чтобы закрепить краситель, в раствор добавляют 2 столовых ложки поваренной соли и 5 столовых ложек уксуса. Потом окрашенные травы тщательно промывают в чистой воде и просушивают.

ПОДГОТОВКА К ПЛЕТЕНИЮ. Перед началом плетения снопы рогоза развязывают, разъединяют листья. Выбирают из них здоровые неповрежденные и рассортировывают по длине и ширине. Для плетения нужны листья шириной около 1 см. Узколистый рогоз имеет примерно такую ширину, а широколистый побольше. Поэтому в зависимости от ширины его либо разрезают вдоль пополам, либо обрезают лишние края.
Плетение из рогоза.Так же на полоски шириной в 1 см разрезают листья кукурузных початков. Их режут ножницами или специальным резаком на доске с зажимом. Кончик кукурузного листа закрепляют в зажиме и продвигают резак на себя. Лист разрезается одновременно сразу на несколько полосок одинаковой ширины. А чтоб резак не рвал волокна листа, его лезвие предварительно тщательно затачивают и направляют на оселке.
Перед началом плетения травы опускают на 10-15 минут в воду, имеющую комнатную температуру. Вынув из воды, их завертывают в мокрую мешковину и дают так полежать 2 — 3 часа. После такой выдержки влага в достаточном количестве проникает во внутренние волокна, не переувлажняя их. Перенасыщенные водой стебли и листья сильно усыхают и нарушают плотность, а, следовательно, прочность и красоту плетения. Во время плетения из мешковины вынимают по два-три стебля и, прижав влажной тряпкой к краю стола, протягивают их с некоторым усилием в одну сторону. Таким способом из увлажненных стеблей и листьев удаляют не только влагу, но и частицы воздуха.
Плетение из рогоза.Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить. Для этих целей можно использовать пульверизатор, при этом после сбрызгивания оставить на несколько минут, чтобы рогоз впитал воду и помягчел.
 

 

Распространены два способа плетения из рогоза: простое полотняное (сплошное) и ажурное. Листья рогоза отличаются по поделочным свойствам от ивовых прутьев: они достаточно прочные и мягкие, их легко скрутить, переплести.

ПЛЕТЕНИЕ «В КЛЕТОЧКУ»

Это один из самых распространенных и простых видов плетения. Он представляет собой простое переплетение стеблей камыша под прямым углом друг к другу. Плетение, полученное этим способом, не отличается высокой прочностью, поэтому используется чаще всего в тех участках плетеного изделия, где нет высоких нагрузок, а также при заплетании круглых и овальных донышек плетеных изделий — лотков, хлебниц, корзин, подставок под горячую посуду и т. п.

Конечно, переплести под прямым углом друг к другу, скажем, шесть камышинок с шестью такими же камышинками можно, не имея специальных знаний. Но у мастеров, постоянно работающих с болотными травами, за многие годы выработались рациональные приемы выполнения даже этого, казалось бы, очень простого плетения.

На стол параллельно друг другу кладут шесть стеблей камыша. Чтобы процесс плетения был более наглядным, берут три зеленых и три белых камышинки (рис. а). Сверху стебли прижимают дощечкой и отгибают вверх три зеленые камышинки (рис. б). Затем между лежащими и приподнятыми камышинками кладут поперечную камышинку (рис. в). На следующем этапе зеленые камышинки опускают (рис. е), а белые поднимают. Между ними кладут вторую поперечную камышинку (рис. д ). Белые камышинки опускают (рис. е), после чего наступает очередь поднимать зеленые. Плетение в такой последовательности продолжают до тех пор, пока не будут вплетены все шесть поперечных камышинок (рис. ж).

Плетение из рогоза.

ПЛЕТЕНИЕ «ВЕРЕВОЧКОЙ»
Отличается высокой прочностью, поэтому используется в тех изделиях или в их деталях, которые испытывают значительные нагрузки. Известно, что больше всего страдают от механических повреждений ребра и кромки плетеных вещей. Именно в этих наиболее ответственных местах корзину или сумку обязательно оплетают «веревочкой» в несколько рядов. Простое плетение также чередуют с «веревочкой», чтобы стенкам изделия придать дополнительную прочность. У тапочек и шлепанцев из камыша «веревочкой» обязательно плетутся подошвы, поскольку именно они испытывают самые большие нагрузки.

Прочность «веревочки» обусловлена тем, что каждый ее жгут в процессе плетения туго перекручивается и перехлестывается таким же туго перекрученным жгутом. Поперечные камышинки, называемые стойками, прочно зажимаются в каждом очередном витке. Происходит надежное сцепление между всеми элементами плетения.

«Веревочка» незаменима также при выполнении ажурного плетения. Выполняется она в следующей последовательности. Камышинку огибают вокруг крайней стойки так, чтобы один конец ее был примерно на 8-10 см длиннее другого (рис. з). Левый конец скручивают против часовой стрелки и подсовывают под соседнюю стойку (рис. и). Затем перекручивают другой конец, но уже против часовой стрелки, и пропускают его под третью стойку. Первый конец снова перекручивают против часовой стрелки и выводят на наружную сторону плетения (рис. к). Так продолжают плести до тех пор, пока не кончится более короткий конец. Его наращивают, перекручивая одновременно вместе с новым (после того как он будет прочно закреплен), конец старого обрезают и продолжают плетение в установленном порядке. Через две-три стойки приходится наращивать и второй конец. Таким образом, благодаря тому, что концы жгутов имеют разную длину, наращивать их приходится не одновременно, а, следовательно, не снижается и прочность.

По форме плетется все, и никакое мастерство при этом не имеет значения.

Формой служит сама бутылочка или кувшин, когда их оплетают.

Для плетения шляпы используется кастрюля, подобранная по размеру.

Для плетения лаптей применяют деревянные колодки, которые вырезаны под разные размеры ноги.

Для плетения корзин из досок сколочены формы разных размеров.

Использование форм для плетения обусловлено необходимостью затягивать плетение, чем достигается плотность и равномерность.
Без формы плетутся только плоские вещи, дно любого изделия или, например, поля у шляпы. В этом случае роль формы играет сам стол или другая плоскость, на которой выполняется плетение.

ПЛЕТЕНИЕ ПОДСТАВОК

Подставки, сплетенные из камыша и рогоза, отличаются прочностью и удобством. На них можно смело ставить горячую посуду, не опасаясь повредить клеенку или скатерть, — ведь рогоз и особенно пористый ствол камыша плохо пропускают тепло и являются прекрасными теплоизоляторами. Кроме того, посуда ставится на такую подставку без того раздражающего лязга, который издают обычно металлические подставки. Важно и то, что горячий чайник или кастрюля не соскользнет с подставки, если даже стол по каким-либо причинам вдруг покачнется. Срок службы камышовой и рогозовой подставки, разумеется, при бережном к ней отношении не менее 10-15 лет.

Начинают изготавливать подставку, используя простое плетение. Под прямым углом друг к другу переплетают двенадцать камышинок. Затем берут новую камышину и огибают одну из крайних стоек простого плетева (рис. а). Поочередно оплетают «веревочкой» все 24 свободных конца (называемых стойками), стараясь, чтобы в результате образовался правильный круг (рис. б). Чтобы «веревочка» ложилась по кругу, ее как можно туже стягивают на углах плетение. После того, как будет выплетен первый виток «веревочки», второй ряд плести намного проще (рис. в). Если сплетено три-четыре витка «веревочкой», можно перейти к просто плетению. Но чтобы ряды такого плетения шли непрерывно по спирали, количество стоек всегда должно быть нечетным.
Плетение из рогоза.В данном случае подставка имеет 24 стойки, распущенные веером по кругу. Для получения нечетного числа можно одну стойку отрезать — тогда их окажется 23, но можно сделать и наоборот — прибавить, тогда их будет 25. Поступают в зависимости от необходимости: если стойки расположены слишком плотно, то лучше одну из них удалить, а если свободно — прибавить. Обычно они свободно располагаются в тех случаях, когда подставка имеет достаточно большие размеры: чем больше диаметр, тем больше расстояние между стойками. Чтобы прибавить новую стойку, камышину просовывают рядом со старой стойкой с помощью шила со специальным отверстием на конце. Вместо него можно использовать шнуровку, с помощью которой шнуруют футбольные и волейбольные мячи. Они продаются в спортивных магазинах. Сделать шилом шнуровку (рис. д) не так уж сложно своими руками. В деревянную рукоятку вбивают гвоздь, обрубают шляпку и расплющивают конец. Накалив расплющенный конец докрасна на огне, дают ему медленно остынуть и просекают зубильцем вдоль осевой линии. Затем просеченное отверстие расширяют и опиливают надфилями. Готовое шило шлифуют мелко зернистой шкуркой. Известна и более простая конструкция шила. Его легко может изготовить из подручных материалов даже тот, кто не имеет навыков работы с металлом. Вязальную спицу раскаляют посередине и, когда металл остынет, сгибают пополам. Соединенные вместе концы заостряют и вбивают в деревянную рукоятку. С помощью такого шила не только продевают новые стойки, но и заделывают борта различных изделий, сплетенных из болотных трав.

Теперь вернемся к подставке. Все стойки, в том числе и дополнительную, поочередно оплетают, обводя последовательно вокруг каждой из них один виток камышинок за другим, в отличие от плетения «веревочкой» камышинки оплетающие стойки, не перекручивают. Их лишь стараются уложить в плетение достаточно плотными рядами. Для прочности последний виток оплетают «веревочкой». Закончив плетение, приступают к заделке бортов (рис. г). Наиболее простой способ заделки заключается в том, что конец каждой стойки просто-напросто втягивают в плетево рядом с соседней стойкой. Шнуровальное шило просовывают вдоль одной из стоек, вставляют в его отверстие конец соседней стойки и втягивают его в плетение.

Затем шило всовывают вдоль следующей стойки и втягивают в плетево конец предыдущей. Таким же способом заделывают и все остальные концы стоек. Стойки можно просовывать в плетение и не до конца, оставляя по краям небольшие петли. Причем они могут быть двух видов — прямоугольные и треугольные. Для декоративного оформления края подставки используется либо один из этих видов петель, либо сразу оба. Чтобы получить петлю, стойку разглаживают рукояткой шила так, чтобы она стала плоской, и заостряют ножницами конец. Просунув вдоль стойки шило, вставляют в него заостренный конец и втягивают стойку в плетение, но не до конца, а так, чтобы получился треугольник или прямоугольник (рис. е).

Овальную подставку для таганка плетут так же, как и круглую. Разница лишь в том, что, начиная плести, нужно положить перед собой под прямым углом друг к другу не одинаковое, а разное количество стеблей. Чтобы сплести подставку, у которой ширина была бы в 2 раза меньше длины, количество камышинок, расположенных по вертикали, увеличивают в 2 раза.


Подушка для сидения из метелок камыша (тростника)

Коврик из камыша



Source: www.liveinternet.ru

Читайте также

корзин, тапочек и мастер класс шляпы

Начинающие рукодельницы и умельцы сталкиваются с проблемой материала. Сначала трудно определиться, поделки какого рода и характера хочется сооружать. Потом встает вопрос о том, какой материал использовать и как правильно с ним работать. Поэтому, следует изучить наперед тему будущих поделок и определиться с выбором. Для плетения из камыша необходимо знать некоторые тонкости о заготовке камыша для изделия для начинающих. Изучив подробности этого дела, вы будете знать, как сплести забор, циновку и любые вещи из камыша и рогозы.

Нет ничего сложного при выборе любой техники плетения. Важно знать основы некоторых узлов, схем, либо азы сооружения конструкций, чтобы просто начать работать с поделкой в той, или иной технике плетения своими руками.

Выбирая камыш за основу для поделок, вы с лёгкостью соорудите не только корзины и шляпы, а даже тапочки. Мир поделок из данного материала очень разнообразен, поэтому даже не раздумывайте над ними, а начинайте выполнять. Многочисленные мастер – классы и схемы выполнения работы, не редкость для современных рукодельниц и умельцев.

Глядя на красивые плетеные корзины, шляпы и аксессуары, мы восхищаемся мастерством их создателей. Человечество достигло небывалых высот в плетении из рогозы и камыша не за один день — искусству плетения более 8,5 тысяч лет.

Наши предки начали плести ёмкости и корзины гораздо раньше, чем делать керамические и тканевые вещи. Короба, контейнеры и вазы, сделанные из пластика, металла или бумаги, которыми мы пользуемся, по сей день, в быту для хранения и транспортировки разных хозяйственных мелочей, в те далекие времена изготавливались камыша и листьев рогозы.

Первые плетеные корзины появились на Среднем Востоке и в Африке восемь с половиной тысяч лет тому назад. Позднее, судя по находкам в раскопках старых цивилизаций, — в Египте, им более 5 тысяч лет. Следует отметить интересный факт: способ плетения корзин не претерпел за тысячи лет коренных изменений. Корзины, которые и сейчас плетут в Египте, мало чем отличаются от находок археологов.

На европейской территории плетеные корзины появились значительно позднее: в районе городка Гластонберри, что в Великобритании, была найдена раритетная корзина, которой по оценкам экспертов около двух тысяч лет.

В те древние времена, человеческая жизнь была немыслима без плетеных изделий с самого момента рождения и до смерти. Мать качала новорожденного младенца в колыбели, свитой из травы, человеческая постель была не чем иным, как циновкой — плетеным ковриком, и в мир иной провожали в гробу, сплетенном из ивовых прутьев.

Этот мастер – класс создан для того, чтобы научить вас пользоваться простыми мелочами для сооружения поделок. Здесь вы найдете фото, схемы и видео по изготовлению предметов из камыша. Узнаете много новой и полезной информации.

Учимся пошаговому плетению из камыша для начинающих мастеров

Для выполнения корзинки для мелочей из камыша, вам необходимо:

  • Сухой камыш
  • Клей
  • Аксессуары
  • Нож канцелярский.

При правильном выполнении последовательных действий, вы можете овладеть в совершенстве, техникой выполнения изделий из камыша и рогозы.

Пошаговый мастер – класс:
  1. Плетете по кругу дно корзинки из камыша.
  2. Когда дно будет завершено, приступаете к бортикам корзинки.
  3. Плетете стенки. Обрезаете ножом лишние частицы.
  4. Когда изделие доведено до завершающей стадии, украшаете аксессуарами при желании его облагородить и придать изюминку.

Ваша корзинка для мелочей готова. Пользуйтесь ей на радость!

Плетение из камыша не покажется для начинающих скучным занятием. А когда вы увидите результат своего труда, то вовсе полюбите это дело. Не поленитесь, попробуйте овладеть данной технологией изготовления поделок.

В последнее время, поделки своими руками ценятся все больше и больше. В наш век роботов и конвейерного производства, соорудить красивую вещь, которая будет добротной и радующей глаз своим внешним видом, может далеко не каждый. А вдохнуть жизнь в тоненький прутик листа камыша, создать из него настоящий шедевр способен только умелец с золотыми руками и верным глазом.

Многие опасаются собственноручно изготавливать поделки, в виду боязни соорудить что – то не так. Естественно, что если вы делаете что – либо в первый раз, есть вероятность, что вещь не получится с первого раза. Поэтому, стоит отнестись с особым трепетом и вниманием к своей работе. Порой, достаточно этих незамысловатых критериев, чтобы поделка получилась шедевральной.

В поисках той самой вещи, которую действительно хотелось бы приобрести, придется потратить много сил и времени, а потом еще и большую сумму денег, чтобы ее купить. Пробуйте изготавливать изделия самостоятельно. У вас обязательно получится!

Видео по теме статьи

Плетение из камыша — очень красиво — Ученье — свет, а неученье

. Это цитата

Сейчас лето и можно делать красивые плетёнки из камыша. Как раз  камыш сейчас подрастает , так что будем делать красоту из камыша и соломки. Такими способами можно даже плести из газетных трубочек.

 

Корзинка из камыша


Подобно конфетницам и хлебницам из камышовых стеблей можно плести различного рода корзинки. Хозяйственные корзины чаще делают из ивы, но достаточно прочную, легкую и удобную корзину можно сплести и из камыша.

Рис. 118. Корзинка из камышовых стеблей


Дно плетут из 12-14 продольных стеблей камыша, переплетая их с 6-8 поперечными. Количество стеблей зависит от предполагаемых размеров изделия.

Ручки готовой корзины оплетают «отделочным» плетежком, используя соломку или камыш. Как и всегда, использование камышинок различных цветов и оттенков улучшает эстетические характеристики корзины.


Изготовление цветочного кашпо

Рис. 119-120. Донышко кашпо. Начало плетения и общий вид

 

Рис. 121. Донышко кашпо. Вид сбоку


Донце кашпо нельзя изготовить описанными выше способами, так как в нем должно быть отверстие для стока воды.
Чтобы выплести донышко цветочного кашпо, концы 14-16 побегов камыша переплетают двумя-тремя рядами «веревочки», разложив их по радиусам. Последующие ряды выполняют простым «плетением, а к «веревочке» вновь обращаются, начиная выплетать основание стенок. Плетение можно вести непосредственно на том горшке, на котором оно будет установлено.


Оплетка бутылок


Когда-то, в дополимерную, допенопластовую эпоху, почти единственным способом защитить бутылку от ударов было оплести ее камышом или соломкой.

Рис. 122. Оплетка стенок бутыли

Рис. 123. Донышко бутыли


Камыш легкий и пористый, служит надежной теплоизоляцией, долго сохраняя прохладу даже в жаркий день.

Рис. 124. Баллон, оплетенный камышом

 

В любом романе ХVII-ХIХ века непременно присутствует «оплетенная соломой бутыль доброго вина». Но сейчас эти традиции забыты. Между тем оплести бутылку сравнительно легко и просто.
Разумеется, точно так же можно оплести различного рода баллоны и банки; разумеется, чем крупнее вы выбрали стеклянное изделие, тем толще и прочнее должны быть использованные в его оплетке стебли камыша. В некоторых случаях желательно вводить в конструкцию плетева веревку, увеличивающую его прочность. Кроме того, если вы решили оплести, например, десятилитровый баллон, не забывайте о необходимости монтажа ручек, для которых нужно предусмотреть самостоятельные элементы силового крепления
Донышко оплеток бутылей выполняются уже описанным способом, затем бутыль помещают на него, поднимают стойки вдоль стенок бутылки и оплетают их соломой или камышом. Оплетая бутыль, мастера прикрепляют к ней ручку, а иногда и деревянное горлышко. 
Простейший способ сделать ручку — вплести в оплетку соответствующим образом изогнутый ивовый прут, для прочности вверху его огибают вокруг горлышка бутыли, прочно закрепив шпагатом, внизу — вплетают в «веревочку», идущую вдоль основания донышка. Поверху прут оплетают отделочным плетежком.
Пока стенки бутыли остаются вертикальными, не меняется и количество стоек в оплетке. Там же, где бутыль начинает сужаться, стойки начинают постепенно убирать одну за другой, аккуратно срезая их, чтобы плетево продолжало оставаться тесно прижатым к горлышку. У горлышка бутыли стоек останется совсём мало. Здесь провязывают два-три ряда «веревочки» и заделывают стойки в ее толщу с помощью шнуровального шила.


Плетение «бантом»


До сих пор мы соединяли при плетении ветви основы помногу сразу, одну за другой, направляя оплетающие их стволики поперек их всех. Но существует иной способ плетения, когда соединяют только две ветви основы, по всей длине, и лишь затем переходят к следующей, соседней паре. Оплетающие стволики при этом, разумеется, направлены в общем и целом не поперек, а вдоль стволиков основы. Этот простой и удобный способ плести «кружева из травы» называется «вязка узлом» или «бантом».

Рис. 125. Плетение «бантом»


Смысл техники заключается в том, что, охватив одной петлей два соседних стволика основы, эту петлю затем не прячут, а, наоборот, выявляют, обертывая ее несколько раз все той же соединительной бечевкой (или соломиной). Несколько «расставляя» ветви спирали, являющейся основой, этот способ плетения позволяет заполнять значительные плоскости нарядным ажурным плетением.

Рис. 126. Плетение «бантом» с усилением элемента декоративности

 

Плотность плетения можно менять, увеличивая или уменьшая расстояние между «бантами».

Рис. 127. Плетение «бантом» по зигзагообразной основе


При плетении по спирали с каждым новым витком диаметр круга увеличивается. Весьма изящная картина получается при этом, если, слегка меняя расстояние между бантами, постараться, чтобы на один бант в предшествующем витке спирали приходилось два банта в последующем нитке. Вся плоскость оказывается пронизанной единым ритмом.
Разумеется, основу плетева можно уложить не округлой спиралью, а, например, прямоугольной или зигзагами, не меняя ничего в самом способе плетения. Это приведет к новым, оригинальным и интересным вариантам заполнения поверхности.

Рис. 128. Плетение «бантом» по спиральной основе.


Прямоугольная сумка


Предложенную технику плетения можно применить к изготовлению прямоугольной сумки. Она плетется из трех деталей — одна, большая, представляет собой обе широкие стенки и донышко сразу, две другие — это правая и левая стенки. Кроме того, соломкой оплетают длинную кольцевую веревку (или жгут из растительных волокон) — это будут ручки будущей сумки и отделка ее боковых граней.

Рис. 129. Прямоугольная сумка из соломы

Рис. 130. Круглая сумка из соломы

Круглая сумка


Выплетаются две круглые детали одинакового диаметра и одна длинная деталь, ширина которой будет определять ширину сумки. Между собой их соединяют гибкими стеблями ситника или рогоза. Для круглых деталей основу укладывают спиралью, для узкой -зигзагом. Разумеется, в основу плетева следует положить значительно более тонкий жгут, чем когда мы плели половички! Поскольку плетение должно быть достаточно прочным, каждый узел затягивают как можно туже. Особое внимание нужно уделить ручкам сумки. В их основу нужно положить два ивовых прута или стальную проволоку, а затем особенно плотно и тщательно оплести их, чтобы нигде не просвечивал материал основы.
Если вы решили изготовить каркасы ручек из ивового прута, необходимо добиться их одинаковости. Делают это так. После распаривания прута из него выплетают несколько колец, фиксируя их в кастрюле или бочонке подходящего размера. Там они и должны высохнуть — на солнце, на печи или на батарее отопления.
Разумеется, как и всегда, сумка будет выглядеть привлекательнее, если в плетении будет использована солома двух или трех оттенков; как и всегда, при этом от мастера требуется вкус, чувство гармонии и декоративной выразительности.


Вазочка для цветов


Это — не бытовые предметы, как корзинка, а украшения интерьера, поэтому эстетические требования к ним более высокие: геометрически правильные формы, точный выбор пропорций, безупречность плетения. Разумеется, нужно применять и отборный материал.
Для донышка берут деревянный брусок, в сверления которого вставляют камышинки основы. Значительный объем цветов на длинном рычаге может представлять серьезную опасность для устойчивости вазы, поэтому в донышко необходимо вделать груз — кусок свинца необходимой формы. Его достаточно просто отлить в домашних условиях. Правильную форму вазы можно получить, используя болванку-шаблон необходимой конусности.

Рис. 131-132. Варианты цветочных вазочек


У самого основания камыш плетут «веревочкой» в два, а лучше в три конца. Сплошное плетение далее можно чередовать с решетчатым. Если вы выбрали значительно расширяющуюся кверху вазу, по мере увеличения диаметра необходимо добавить дополнительные стоячки. Перед завершением изделия снова заплетают «веревочку». Плетение заканчивают бордюром.

 

Хлебница


В отличие от обычной «звездочки», в этом случае донышко плетут из стеблей камыша в шахматном порядке; выступающие концы камышин образуют стойки стенок блюда. При необходимости, закончив плетение донышка, мож

Плетение из камыша для начинающих своими руками с фото и видео

Плетение из камыша — самое древнее рукоделие, о котором известно на сегодняшний день. С него началось гончарное искусство, а именно первые горшки и миски создавались из скрученных стеблей камыша, которые обмазывались глиной. Для начинающих рукодельниц очень важна дешевизна и доступность материала для работы. Камыш – идеальное растение для плетения, ведь найти его можно в любом влажном месте и заготовить без особых умений. Для плетения из камыша для начинающих необходимо знать некоторые тонкости об этом материале и его заготовке для изделия. Подробно изучив этот вид мастерства, вы будете знать, как сплести забор, циновку и много других интересных вещей.

Подготовка материала

Заготовка камыша и других болотных растений производится в июне-июле или сентябре. Стебли этого растения очень хрупкие, поэтому лучше заготавливать их небольшими пучками. Срезанные и заготовленные стебли нужно обязательно просушить перед хранением, например, развесить под навесом или сложить пучками на чердаке, чтобы не подвергать их действию солнечных лучей. Если солнечные лучи попадают на стебли, они выгорают, теряют свой естественный цвет и становятся слишком хрупкими.

Обратите внимание, что в полиэтиленовых мешках они покрываются черными пятнами и становятся непригодными к работе.

Выбирая камыш для поделок, вы легко соорудите не только корзины и шляпы, а даже тапочки. Мир поделок из этого материала очень разнообразен, поэтому даже не нужно раздумывать, а нужно начинать выполнять их! Многочисленные мастер-классы и схемы выполнения работы — не редкость для современных рукодельниц и умельцев. Вот несколько вдохновляющих фото:

Дальше научимся плести корзинку для мелочей своими руками. Этот мастер-класс создан для того, чтобы научить вас пользоваться простыми мелочами для сооружения поделок и узнать много новой и полезной информации. При правильном выполнении всех рекомендаций, можно овладеть в совершенстве техникой выполнения изделий из камыша и листьев рогоза.

Рогоз часто называют камышом, хотя единственное сходство между ними в том,что они являются многолетними травянистыми растениями.

Для выполнения корзинки для мелочей из камыша вам необходимы:

  • Камыш;
  • Клей;
  • Аксессуары;
  • Нож канцелярский.

Плетение корзинки: пошаговая инструкция.

  1. Сначала плетете по кругу дно корзинки;
  2. Затем, когда дно будет готово, приступаете к бортикам корзинки;
  3. После бортиков плетете стенки;
  4. Обрезаете с помощью канцелярского ножа все лишние частицы;
  5. Когда изготовление изделия будет завершено, можно украсить его аксессуарами. Это придаст корзинке неповторимость и изюминку.

Ваша корзинка для мелочей готова! Пользуйтесь ею с удовольствием!

Особого внимания заслуживает изготовление забора из камыша. Он будет иметь привлекательный вид, в то же время – недорогой  и очень простой в заготовлении материалов. Как плести забор из камыша, рассмотрим дальше.

Особенности работы

Забор из камыша – натуральное и довольно оригинальное ограждение.

Начинаем с заготовки материала. Камыш растет практически везде возле рек и заготовляется в сентябре-октябре. В этот период растение имеем период оптимальную высоту, что немаловажно при сооружении ограждения. Перед началом плетения нужно сделать простой стол-верстак для изготовления матов. Длина вашего стола должна соответствовать высоте будущего забора. Выкладываем на стол материал толстым слоем в диапазоне от 15 до 20 см. Затем на него выкладываем доски, при помощи которых фиксируются стебли растения. Далее выполняем прошивку. Она очень похожа на прошивку обычного веника.

Прежде чем сделать плетеный забор из камыша, следует подумать о крепежной системе ограды. Использовать можно различные материалы, например, деревянные балки. Но лучше и надежнее —  металлические столбы или трубы. Готовые, прошитые маты крепим к столбам при помощи проволоки. Ограждение обязательно следует обработать специальным защитным противопожарным средством, так как камыш при определенных условиях вспыхивает как спичка. Существуют различные вариации при изготовлении. Например, можно сделать ограждение с поочередным использованием секций, а также применением веток и матов. Отличный вариант можно сделать с помощью сетки – рабицы.

Способы украшения

Ограда, сделанная с помощью данного материала, сама по себе является очень декоративным и оригинальным сооружением. Для того чтобы сделать ваш забор более необычным и придать сооружению характерную деревенскую атмосферу, нужна фантазия и различные дополнительные элементы. Это разнообразные фигурки с применением лозы, глиняная посуда, колеса от повозки. Особого красиво смотрятся цветы. Их можно посадить вдоль ограды или высадить в плетеные горшочки.

Оригинально и эффектно будут смотреться плетущие растения, а также подсолнухи. Забор с использованием камыша и лозы является оригинальным, экологическим и очень красивым способом сооружения ограждения. Кроме того, плетение забора из камыша – простая процедура, которая не требует особого умения, навыков или использования сложных инструментов.

Ниже приведены разнообразные схемы плетения различных изделий из камыша (рогозы), лозы и других материалов.

Как освоить плетение из камыша, можно узнать из видео, пройдя по ссылкам. Смотрите и вдохновляйтесь!

Видео по теме статьи

Плетение из рогоза. — Чердачок — LiveJournal

. Это цитата

Плетение из рогоза. Секреты мастерства из первых уст.

Как известно, рогоз любит сырость, он растет по берегам рек и озер, на болотах, заливных лугах, на влажных торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах. Любой ли рогоз подходит для плетения, как его заготовить?

Сколько не искала я информацию о заготовке рогоза в интернете и литературе, цельной картины сложить так и не смогла. Именно по этой причине и родилось у меня неудержимое желание получить мастер-класс у настоящего умельца. 

Вот теперь сопоставляю то, что рассказывал мне Василий Николаевич, с тем что пишут различные авторы, и вижу полное несоответствие. Например, в книге «Плетение из соломки от деда Василия» (http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/140113/Sergeev_-_Pletenie_iz_solomki_-_ot_deda_Vasiliya.html ) я читаю: «Перед тем как сушить рогоз, его нужно перелущить, — отделить листья от стеблей. Прикорневые желтовато-кремовые участки побегов рогоза мягки и для плетения не годятся.»

А Василий Николаевич учил меня противоположному: лущить рогоз не надо ни перед сушкой, ни при хранении, а к плетению годится именно прикорневая часть.

Не буду вдаваться в анализ несоответствий, а просто расскажу о том, чему научил меня Василий Николаевич, которого, не умаляя уважения, я с большой любовью называю дедуля. Итак, секреты от настоящего мастера рогозоплетения заслуженного мастера народного творчества Украины Казновецкого Василия Николаевича, из первых уст.

 

ЗАГОТОВКА  РОГОЗА.

Рогоз бывает  широколистый и узколистый: у первого к оливково-зеленой окраске листьев добавляется сиреневатый или сероватый оттенок, у второго — скорее желтоватый. Плести можно и из того, и из другого. У узколистного полезная часть короче, но при плетении можно использовать любой рогоз и даже вперемешку, поскольку больше существенных отличий нет.

Для плетения пригодна та часть низа листа, которая охватывает все остальные внутрисидящие листья.  Эта часть листа по краям имеет истончение (смотри на рисунке), все, что выше этого места, после сушки становится ломким, а потому и не используется.

Заготавливают листья рогоза начиная со во второй половины августа и продолжают до конца сентября. Октябрь зависит от погоды, рогоз может начать засыхать, а ведь надо еще успеть высушить его до заморозков.

Жать рогоз можно из лодки или в сапогах-забродах. Главное, чтобы рос он в воде. Именно в этом и оказался основной секрет непригодности для плетения того рогоза, что я заготавливала раньше.

Я резала его на заливном лугу, где вода стоит только по весне и пересыхает уже к середине лета. Рогоз там растет густо и достаточно высокий, но при плетении жесткий и хрупкий, никакое замачивание не помогает его размягчить. Теперь обследую близлежащие окрестности в поисках зарослей произрастающих прямо в воде, причем, чем длиннее подводная часть, тем лучше.

Заготавливают только те растения, которые не имеют так называемого «эскимо», дедуля говорит, что те, что с початками не годятся.

Поискала в интернете какие это растения без початков мужские или женские. И вот что узнала.

Оказывается, рогоз — растение однодомное. Соцветие состоит из женского (нижнего) и мужского (верхнего) початков, расположенных, как правило, на одном побеге, величина промежутка между ними различна, а иногда они соприкасаются друг с другом, поэтому соцветия рассматривают иногда как один початок, поделенный на мужскую и женскую части.   http://fitobaco.ru/informatsiya/sotsvetie-rogoza-2.html

Таким образом, прихожу к выводу, что годится тот рогоз, который вообще не зацвел. Видимо молодой.

Жнут с помощью серпа, у которого вместо ручки длинный черенок как у лопаты, который позволяет подрезать растение максимально близко к корню даже на приличной глубине.

 

СУШКА И ХРАНЕНИЕ РОГОЗА.

Сушат рогоз не расщепляя на листья, стоя в снопиках. Вопрос на солнце или в тени не встает, поскольку у дедули уставлен ими весь двор, и даже за воротами вдоль улицы все уставлено. Таким образом, какие-то снопы оказываются на солнце, а какие-то в тени. Так что, не принципиально.

Когда рогоз высохнет, а это спустя 2-3 недели, обрезают лишнюю длину (как правило, это вся зеленая часть) и складывают на хранение прямо на улице. Я пробовала хранить в квартире (привезла пучок для текущих поделок), за неделю он сильно пересох. Так что на улице лучше.

Укладывают горизонтально на деревянный поддон. При этом обязательно под навесом на случай дождя.

На фото справа от снопа видно, как это делается. Две вертикальные палки — вот и вся нехитрая конструкция для зимнего хранения.

 

ПОДГОТОВКА  РОГОЗА  К  РАБОТЕ.

Расщепление на листья заранее не производится, только непосредственно перед плетением и в количестве необходимом для работы в данный момент.

Если материал хрустит в руках при сжатии пальцами, то дедуля сбрызгивает его водой из пульверизатор и на какое то время оставляет.

Замачивание в воде с погружением он не делает,  да в этом и не было необходимости.

Листок разрезается ножом вдоль, как правило, пополам. Для мелких изделий, или если лист очень широкий, то и на три части.

Цельным листом практически не плетет, разве что, если решит какое-то место сделать потолще или попрочнее.

А вот при изготовлении ручек к корзинам и бутылкам используются как раз цельные листья.

 

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ РОГОЗА.

Что больше всего поразило меня в этом процессе, так это стремление дедули сделать процесс плетения максимально комфортным.

Плетение начАла у любого изделия и полей у шляпы я всегда выполняла на столе, а это значит стоя,  да еще и внаклонку, я уже не говорю о том, что занимаю весь стол.

Дедуля же все делает сидя, ставя перед собой стул с жестким сидением. Жесткость нужна для того, чтобы обеспечить прижатие пока изделие не одето на форму.

По форме плетется все, и никакое мастерство при этом не имеет значения.

Формой служит сама бутылочка или кувшин, когда их оплетают.

Для плетения шляпы используется кастрюля, подобранная по размеру.

Для плетения лаптей применяют деревянные колодки, которые вырезаны под разные размеры ноги.

Для плетения корзин из досок сколочены формы разных размеров.

Использование форм для плетения обусловлено необходимостью затягивать плетение, чем достигается плотность и равномерность.

Основной принцип расскажу на примере корзины. Сначала на твердой опоре плетем дно «веревочкой», причем каждый ряд отдельной камышиной, а их концы оставляем, они будут основой при плетении боковых стенок изделия. Потом дно одеваем на форму.

Прижимаем его досочкой соответствующего дну размера, которую либо привязываем, либо прибиваем гвоздями. Теперь можно опустить все концы и дальше плести по форме.

Такой принцип используется всегда. При плетении лаптей досочка прибита к подошве колодки, при оплетании бутылок вместо досочки используют крышечки соответствующего размера, которые привязываются к бутылке.

Без формы плетутся только плоские вещи, дно любого изделия или, например, поля у шляпы. В этом случае роль формы играет сам стол или другая плоскость, на которой выполняется плетение.

Дедуля для плетения полей у шляп приспособил доску, которую он ставит на колени, а верхним краем опирает на стол. Таким образом,  работа выполняется сидя и с ровненькой спинкой. Как же я ему благодарна за такие эргономические решения.

Если в процессе работы рогоз начинает пересыхать, а это становится понятно по характерному похрустыванию при сдавливании листа, то его следует подмочить.

Для этих целей дедуля  использует пульверизатор, при этом после сбрызгивания оставляет на несколько минут, чтобы рогоз впитал воду и помягчел. С такой же процедуры он начинает плести и оставленную ранее, но не доделанную работу.

А еще в своей работе дедуля использует, так называемую, затяжку в виде проволоки изогнутой петлей. Правда до этого мы и сами додумались и даже пошли дальше.

Я уже давно пользуюсь вот такой затяжкой с ручкой, которую соорудил мне муж, видя как я мучаюсь при необходимости продеть или заправить камышину.

Готовые изделия дедуля лакирует. Он говорит, что лакированные охотнее покупают. Хотя лично мне больше нравятся в натуральном виде.

И только один секрет дедуля мне так и не раскрыл. Это покраска рогоза. И не потому, что не захотел.

Окрашивание он производил порошками, которые теперь у него закончились.Покупал он их всегда на базаре, а теперь никто таким не торгует и купить просто негде.

Я думаю, что порошки, о которых говорил дедуля — это анилиновый краситель, которым окрашивают ткань.В Украине он сейчас не производится, но я уже нашла место, где мне обещали привезти.

Так что пошлю дедуле, порадую его.

 

ЭПИЛОГ.

Вот и все секреты от Василия Николаевича Казновецкого. В теоретической части теперь все понятно, осталось только до августа найти место, где можно заготавливать «правильный» рогоз.

А пока у меня есть охапка высушенного рогоза, которую дедуля подарил мне на прощание. Теперь это для меня очень драгоценный материал, каждый листок на учете, каждый на вес золота.

Во время мастер-класса мы снимали много видео, чтобы не упустить чего-нибудь важного и не забыть. Один ролик хотела вставить в пост, чтобы повеселить вас. Там дедуля мне кол поставил за лапоть. Но что-то в пост не получилось, поэтому кому интересно, смотрите видео в первом комментарии.

 

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Related Post