Тонкости изготовления светильника в технике Тиффани
Сегодня я хочу рассказать о создании светильника в технике Тиффани.
Вы узнаете что такое техника Тиффани, какие инструменты и материалы необходимы и заглянете ко мне в мастерскую 🙂
Технология изготовления названа так по имени ее основателя, художника и дизайнера Луиса Тиффани, работавшего в стиле ар-нуво. Изобретённый им способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги произвели революцию в художественном стеклоделии. О светильниках Луиса Комфорта Тиффани я писала, см. здесь.
Инструменты:
- стеклорез;
- кусачки для отлома стекла;
- шлифовальная машина;
- паяльник;
- угольник, маркер, копирка.
Материалы:
- стекло;
- припой;
- флюс — паяльная кислота;
- медная лента;
- патина черная.
Я хочу создать светильник с красивой бабочкой, форма будет строгая и лаконичная, чтобы светильник хорошо смотрелся как в классическом, так и современном интерьере.
Первый этап:
Создание эскиза и выбор стекла. Светильник будет в форме параллелепипеда, размером 11х11х30 см., бабочка будет расположена на двух гранях, так, чтобы казалось, что ее крылья находятся в движении.
Большое внимание уделяю выбору стекла, от этого зависит насколько эффектно будет выглядеть светильник и насколько уютный свет от него получится. Стекло для крыльев бабочки я выбрала прозрачное с волнистой фактурой, для деталей — черное и красное Грани светильника будут из белого полупрозрачного стекла, таким образом свет от светильника будет рассеянный и мягкий.
Второй этап:
Переношу на стекло изображение крыльев бабочки. На белое стекло переношу контур бабочки через копирку.
Вырезаю детали. Для того, чтобы прямоугольные детали получились ровными, режу по угольнику.
Третий этап:
После того как все детали вырезаны, необходимо отшлифовать стекло и подогнать детали друг к другу так, чтобы зазоров между стеклами не было. Это довольно кропотливая работа, требует времени и терпения. Если детали не подгонять друг к другу, швы будут толстыми и грубыми.
Четвертый этап:
После того, как все детали идеально подходят друг к другу, оборачиваю их медной лентой. Медная лента приклеивается к торцу стекла, как скотч. Важно, чтобы лента загибалась равномерно со всех сторон и плотно прилегала.
Четвертый этап:
Пайка фрагментов.
Когда все детали обернуты, приступаю к пайке. Я использую самый простой паяльник на 60 Вт, оловянный припой, паяльную кислоту.
Паяльная кислота необходима для очищения шва от окислов меди. Прежде чем паять необходимо обработать шов паяльной кислотой. Наношу кисточкой:
В начале пайки я только «прихватываю» — ставлю припоем точки в местах стыков стекол, чтобы зафиксировать стекло в нужном положении.
На лицевой стороне паяю в два этапа, так, чтобы шов был бугорком — объемный. Чтобы пайка была ровной, скорость движения паяльника должна быть постоянная, не слишком быстрая, чтобы припой проникал в шов и не слишком долгая, чтобы стекло не перегрелось и не лопнуло. Объяснить невозможно, это приходит с опытом.
Когда все стороны светильника спаяны, начинаю превращать его в параллелепипед. Для этого я использую прямоугольную коробку, к которой легко прислонить стороны светильника. Как было сказано выше, сначала только «прихватываю» стекло. Проверяю, все ли стороны идеально подходят друг к другу. Затем пропаиваю все швы.
Итак, параллелепипед получился. Теперь вырезаю для него дно: размер дна 11х11 см. На дне светильника делаю отверстия для провода, для крепления патрона и резиновых подложек. Резиновые подложки под светильником обеспечат сохранность мебели.
Ура! Громадная работа позади!
Остался последний штрих — патинирую швы, протираю черной патиной, через 20 минут смываю водой. Патина — это сильная кислота, которая окисляет олово и делает его черным.
Ура! 20 часов работы позади! Светильник готов!
Для примера подобный светильник в других цветах:
Всем спасибо за внимание! Надеюсь, вам было интересно 🙂
Абажур своими руками в стиле Тиффани из цветного стекла
Абажур своими руками в стиле Тиффани из цветного стекла. Приветствую всех рукодельниц и мастеров) Хотите узнать, как сделать оригинальный плафон для лампы, при чем без всякой резки, подгонки и шлифовки стекла? Тогда заходите) Предлагаю вам создать стильный абажур в стиле Тиффани из цветного стекла. Ниже размещаю подробный фото мастер-класс, из которого вы поймете, что все не так сложно, как кажется на первый взгляд. Удачи)
Абажур своими руками в стиле Тиффани из цветного стекла
Маленькое отступление от создания абажура для тех, кто хотел бы купить и установить кондиционер в Киеве. Приглашаю вас посетить интернет-магазин «Комфорт», здесь вы сможете приобрести кондиционеры, увлажнители и очистители воздуха, сплит системы, чиллеры, мобильные кондиционеры, воздушные завесы, кулеры для воды и многое другое от лучших производителей, из них:В Daikin, Mitsubishi H.I., Toshiba, Panasonic, Samsung, LG, Mitsushito, Hitachi, Cooper&Hunter.
Для работы понадобятся готовые стеклышки — кабашоны. Кабашон — это способ обработки изделия из стекла или камня, когда нижняя сторона плоская, а внешняя выпуклая, гладкая. Обычно они округлой формы. Продаются такие стеклышки в отделах товаров для декорирования. Бывают разных цветов, с вкраплениями, с перламутровым покрытием, прозрачные и бесцветные. Диаметр от 10 до 25мм.
Скреплять их мы будем с помощью пайки оловянно-свинцовым припоем по технологии впервые предложенной Льюисом Тиффани в 1885году. Суть техники «Тиффани» заключается в следующем: стеклышки окантовывают медной фольгой, облуживают и спаивают между собой по торцам.В Медная фольга — фолия продается в рулончиках по 30 метров и бывает разной ширины: от 3 до 15 мм. Нам подойдет фолия 5-6мм шириной. Внутренняя сторона фолии покрыта слоем клеящего вещества и защищена тонкой бумагой.
Отделив защитную пленку, клеящей стороной к стеклу, нужно осторожно обернуть кабошон по торцу, перекрыв концы фольги на 3-5 мм.
Плотно обжать фольгу пальцами и разгладить образовавшиеся складки деревянной палочкой.
Затем фольгу надо облудить, т.е. создать оловянный кантик прочно удерживающий внутри кабошон.
В качестве флюса лучше использовать современные гели для пайки. Они менее токсичны для человека и легко смываются водой. Припой должен быть с большим содержанием олова, как более прочный. Дело в том, что в отличие от обычного витража, мы будем спаивать стекла не по всему периметру, а только в отдельных точках соприкосновения деталей, что требует повышенной механической прочности.
Для экономии электроэнергии приобрел специальную экономичную лампочку мощностью 18ватт. Светит она как 75 ваттная лампа с нитью накаливания и почти не греется. Далее, о том как сделать форму-шаблон под размеры абажура…
Соединить друг с другом стекла, придав законченному изделию необходимую форму, согласитесь, без какого-то основания-опоры — дело не простое. Старый абажур моей лампы имел округлую форму, на мой взгляд единственно приемлемую для данного дизайна светильника. Примерно такую же форму имеет верхняя часть обычного воздушного шарика. Его я и использовал для приготовления шаблона.
Надув шарик, до диаметра чуть большего нижнего основания крепления абажура, поместил его в пластиковое ведро для фиксации.
Способом папье-маше получил прочный картонный слепок. В данном случае я не использовал крошеную бумажную массу, а обклеивал поверхность кусочками старых газет, слой за слоем.
Последний слой сделал из белой бумаги для придания эстетичного вида 🙂 После просушки осталось вытащить все из ведра и спустить шарик.
Далее изготавливаем карнизик на котором будет первоначально удерживаться наш будущий шедевр.
Форма готова. Можно приступать к пайке… Я не наносил никаких разметок, подбирал кабошоны по ходу дела.
Желательно за один раз выполнить не менее половины работы, а лучше всю 🙂 Тогда у вас будет возможность снять изделие с основания без угрозы разлома и смыть остатки флюса. флюс, оставленный на припое на длительное время, начинает корродировать поверхность.
Еще важно качественно пропаять все стыки и на внутренней поверхности плафона. Без этой операции вы не достигнете необходимой механической прочности изделия.
Также с внутренней стороны припаяйте медную проволоку для придания дополнительной жесткости и крепления к арматуре светильника. Со временем, под влиянием окружающей среды, блестящее олово потускнеет. Придать первоначальный блеск можно помыв абажур чистящим средством для металла. Можно и сразу покрыть все пайки раствором для тонирования — патиной. Патина продается в виде готового раствора. Если нет возможности или желания купить патину, то можно натереть все луженые части насыщенным раствором медного купороса, промыть, высушить и отполировать войлоком до медного блеска. Что тоже очень красиво.
Моя лампа осталась незаконченной. В серединки «цветков» планировал вставить цветные шарики, но нет пока у нас в продаже нужного размера..
Витражи тиффани — маленькие секреты для большой компании
Приветствую всех, кому интересны маленькие секреты работы с художественным стеклом!
Это не совсем обычный мастер-класс, так как не ставлю задачи совместно изготовить или научить изготовлению витража в технике «тиффани».
Скорее, хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты, которые пригодятся в рабочем процессе.
Надеюсь, информация будет полезна как начинающим мастерам, так и профи 🙂
Все, что здесь будет описано, наработано несколькими годами опыта, заучено на ошибках и успехах 🙂
Итак, начнем!
1. Шлифовальные станки
Обычно для шлифовки края стекла для фьюзинга или тиффани используется станок «Кристалл». Другие варианты сделаны по аналогии.
В интернете можно встретить фото рабочего стола мастера, где стоит станочек и рядом лежит витраж в процессе сборки. Стол — обычный письменный или собранный из того, что есть 🙂 Мастер в крутых пластиковых очках стоит над станком, согнувшись в три погибели, самозабвенно жужжит и забрызгивает водой из станка и стеклянными крошками всю поверхность в радиусе полуметра вокруг 🙂
Прикрепленное фото из мастерской моей студии — не то чтобы 100% постановочное и образцово-показательное 🙂 Скорее, так выглядят рабочие столы в конце рабочей недели после уборки 🙂
На что стоит обратить внимание?
- Высота стола приподнята так, чтобы при работе стоя, спина и шея не напрягались. При желании можно присесть на барный стул известного шведского производителя и жужжать несколько часов подряд без устали 🙂
- Стена перед станком защищена от водно-стеклянных брызг пластиком. Стол гладкий и удобен для протирания.
- Витраж собирается на отдельном столе в шаговой доступности.
- На станках установлена специальная защита для глаз! Это простое и удобное устройство продается у поставщика инструментов для витражистов. Почему на нем экономят, до сих пор не понимаю 🙂 Стоит копейки, а удобства — масса! Установили одну защиту и не нужно прикидываться «стрекозой», одевая неудобные очки 🙂 Бывает двух видов — с креплением сзади станка и оргстеклом, либо с креплением на рабочую поверхность и с 2 мм стеклом, которое можно заказать в багетной мастерской. Второй вариант удобней, так как оргстекло со временем царапается и его приходится менять.
- Шлифголовки на станки есть разных диаметров и разной степени грубости. Чем меньше диаметр, тем заковырестей деталь можно обработать. Более грубая шлифголовка стачивает быстрее, но и сколы делает существенные. Для качественной работы есть смысл использовать несколько шлифголовок, в идеале на разных станках 🙂 Меньшего диаметра шлифголовку можно посадить поверх стандартной и при работе смачивать ее влажной губкой.
2. Стекло
Витражное стекло — это как краски у художника. Можно их грамотно сочетать между собой, а можно ошибиться и нанести неверный мазок. На что стоит обратить внимание при подборе стекла?
- Цветовую палитру и законы гармоничного цветового сочетания в витражах никто не отменял 🙂 Поэтому пусть цветовой круг всегда будет в помощь!
- У витражного стекла есть одна важная особенность — дружба со светом. Если для витражной мозаики можно выбирать плотные стекла, то в витражах с подсветкой лучше заранее оценить, как прозрачные и опаловые стекла будут дружить между собой, не будет ли последнее выглядеть темным пятном?
- Нарезка стекла по направлению рисунка. Часто в целях экономии стекло режут, как вмещается в лист. Это приводит к плачевному конечному результату. К примеру, если вырезаем цветок, то стекло в лепестках должно идти от серединки к кончикам. Или фоновое стекло витража лучше вырезать в одном направлении. Иначе создается ощущение лоскутного одеяла, которое, как в песне «слепили из того, что было».
3. Фольга
Витражное стекло изготавливается вручную и его толщина варьируется от партии и вида. Поэтому использовать фольгу одной ширины для витража из разных стекол мне видится неразумным.
- Поставщики предлагают фольгу от 3,6 мм до 5,7 мм. Есть, где развернуться 🙂
- Хотите получить красивые линии шва? Приклеивайте фольгу максимально симметрично по краю детали, делайте аккуратный нахлест. Если скривили, лучше подрежьте или переклейте снова. Обязательно прижмите, прикатайте фольгу со всех сторон пластиковой палочкой или старым фломастером 🙂
- Работайте сухими и чистыми руками 🙂
4. Подгонка стекла.
Как собирается паяный витраж в стандартном варианте?
По картону режется стекло, обтачивается на шлифстанке, оборачивается каждая деталь фольгой и скоренько всё запаивается с двух сторон. После мытья и патинирования выясняется, что какое-то стекло не очень вписывается в общую картинку, а швы с буграми и неровные по ширине. Что говорит в этом случае мастер? Правильно 🙂 — это ручная работа, да и с расстояния не видно! Денежка уплачена, будьте добры, товар получите и распишитесь!
Немного утрированно, но факт остается фактом. Малая часть витражистов уделяет внимание подгонке деталей друг к другу. По очень простым причинам — неумение, нежелание, экономия времени и предоставление среднего качества изделия за невысокую плату.
Как добиться красивых швов? Сборка витража начинается с углового элемента, он подтачивается по картону, к нему подгоняются ближайшие детали. По мере подгонки детали оборачиваются фольгой. Это позволяет регулировать толщину шва, не оставлять зазоров между деталями и исправлять выбивающиеся фрагменты. Удобно при этом работать в паре, когда один точит стекло, второй — оборачивает фольгой.
5. Пайка и сборка витража.
Что хочется отметить в данном пункте?
Паять лучше в хорошо проветриваемом помещении, крайне желательно наличие вытяжки! Обрабатывать швы можно паяльной кислотой или жиром по своему предпочтению. В процессе не торопиться, не допускать бугров и скопления олова (если, конечно, это не придуманный декоративный эффект), а также перегрева стекла в одном месте, чтобы не было треска стекла.
После пайки обязательно помыть витраж чистящим средством с горячей водой и покрыть патиной. После патины также помыть витраж!
Помните про перчатки и защиту рук на всех этапах работы!
Патина — не тот материал, чтобы им можно было свободно дышать и обмывать пальцы!
И не забудьте покрыть швы антиоксидантом, чтобы они приобрели блеск и не тускнели со временем 🙂
При должном терпении и следовании простым правилам на выходе мы обязательно получим красивую работу — предмет гордости мастера и восторгов заказчика!
Повторюсь, что данная информация из разряда рекомендаций. Пользоваться ею или нет — решать вам 🙂
На этом всё! Спасибо за просмотр!
Создаем миниатюрную лампу в стиле «тиффани»
Для моих миниатюрных домиков частенько приходится делать всякие миниатюрные вещички, в том числе и лампы. Какой же домик без лампы? Я использую довольно разные материалы и техники, и одной из них хочу с вами поделиться. Лампы в стиле тиффани я делала для своего последнего французского кафе.
Для работы потребуется:
- Медицинские маленькие воронки
- витражные или акриловые краски
- пластик Fimo
- клей титан
Первый этап работы — у маленькой воронки необходимо отрезать горлышко, так как для создания плафона нам нужна лишь сама воронка.
*
Далее надо прикинуть какой рисунок мы будем наносить на плафон. Из бумаги можно сделать макет по форме и разрисовать его. чтобы понять все более наглядно. Можно этого и не делать если вы уверены в масштабах и стиле наносимого рисунка.
Теперь можно нанести рисунок. Я делала это обычным маркером
Далее плафон расписывается. Сначала черный контур, далее цветные «вставки». Краски можно использовать как обычный акрил так и витражные. Степень прозрачности можно регулировать слоями. Если расписать в один слой, будет довольно прозрачно. В моем случае нанесено 3 слоя. Плафон будет немного матовый.
Теперь займемся ножкой. У меня было два варианта настольной лампы. Один с красивой ножкой, второй с прямой. Разница состояла в том, что лампа с красивой ножкой технически не получалась «горящей». Прямую ножку я сделала из толстой соломинки, внутри которой можно было пропустить провода, но к сожалению нельзя было сверху сделать красивую ножку (ее ведь надо запечь из пластика в духовке)
Покажу вариант с красивой ножкой для лампы, без освещения.
Для начала беру основу из толстой шпажки или любой другой палочки которая подойдет по диаметру и которую можно будет зажарить в духовке. Отмеряем ту высоту которая нам необходима.
.. На шпажку начинаем нанизывать детали ножки. Квадратная основа.
Серединка (тут можно даже вылепить какую то фигуру)
и верхнее колечко
Всю эту конструкцию запекаем в духовке и покрываем краской.
Далее собираем все детали в единое целое, скрепляя клеем титан. Настольная Лампа в стиле тиффани готова
Плафон можно украсить бахромой или кружевом.
*
Разные лампы тиффани
Светильники Тиффани из кусочков стекла Spectrum Glass своими руками
При изготовлении витражей в технике Тиффани остается много мелких разноцветных кусочков стекла, которым годами не находится применение. Качественное стекло Spectrum Glass стоит очень дорого, поэтому даже маленький кусочек хочется использовать. Предлагаю варианты изготовления светильников-пирамидок в домашних условиях из остатков стекла Spectrum Glass своими руками.
Изготовление витражей в технике Тиффани затягивающее увлечение. Каждое новое штучное изделие – настоящее радостное событие. И если вы приобрели дорогие инструменты, то служить они будут долго, вам останется докупать только материалы и химию, используемые в изготовлении витражей Тиффани.
Витражное стекло требует особой резки, к рисункам подбираются определенные фрагменты стекла, и в результате остается много мелких разноцветных кусочков, которым годами не находится применение. Качественное стекло Spectrum Glass стоит очень дорого, поэтому даже маленький кусочек хочется использовать.
Предлагаю варианты изготовления светильников-пирамидок в домашних условиях из остатков стекла Spectrum Glass своими руками. Считается, что пирамида гармонизирует пространство, а с подсветкой сияет и окутывает комнату сказочным полумраком.
Светильник «Ромбы»
Для изготовления витражей Тиффани я использую инструменты и оборудование:
- шлифовальную машинку «Кристалл»
- паяльник с контроллером температуры Weller Profikit, 100W
- стеклорез, машинку для резки мелких деталей, щипцы для разлома стекла; кусачки заг-заг, маленькие ножницы
- профиль латунный (протяжка), фольгу (фолию) и приспособление для нее
- флюс, патину, припой ПОС-61, финишное масло
На ватмане чертим треугольник с учетом, чтобы внутрь пирамиды свободно вошла лампа с подставкой. Для меня оказалось удобной длина 22 см, высота 26 см. Вычеркиваем одинаковые ромбы, снизу получаются 6 треугольников. Так как фигуры одинаковые, то подготовить нужно только 2 шаблона.
Берем небольшой кусочек стекла, прикладываем шаблон и обводим фломастером. После чего вырезаем фигуру, при необходимости доводим ее до нужного размера с помощью кусачек заг-заг и выкладываем на эскиз, подбирая наиболее приятные сочетания.
С левого нижнего угла начинаем обтачивать детали на шлифмашинке, чтобы стыки были идеально ровными. Для удобства по внешним линиям эскиза ромбы и треугольники закрепляем гвоздиками. После сборки нескольких деталей фигуры обертываются самоклеящейся фольгой, при этом обязательно расправляются уголки и тщательно проглаживаются.
Для более легкой сборки я прихватываю припоем собранные фигуры в несколько этапов.
После того как весь эскиз заполнен и прихвачен, вырезаю «ножки» светильника, где-то в длину 2 см, по высоте 1,2 см с наклоном по модели, обертываю фольгой и припаиваю по бокам внизу. После этого промазываю кисточкой швы флюсом и начинаю паять сам витраж, отступая от боков 0,5 см. Чем более выпукло будут швы, тем красивее будет смотреться светильник в готовом виде.
Переворачиваю, пропаиваю швы с обратной стороны без бугорков, там красота не видна. Вырезаю по боковым размерам с учетом ножек латунные профиля, прикладываю, зажимаю щипцами, промазываю флюсом, припаиваю швы с двух сторон и наношу тонким слоем припой на профили.
Таким образом собираем 4 стенки пирамиды, меняя цвета исходя из оставшегося подходящего стекла. Кстати, можно последнюю, четвертую стенку собрать из треугольников, разделив на эскизе ромбы пополам.
Собираем светильник. Можно закрепить стороны, а можно привлечь к творчеству друзей или членов семьи, чтобы подержали детали, пока вы прихватываете оловом по ребрам жесткости. По бокам можно нанести большое количество припоя и на нем сделать волны или что у кого получится. Это неважно, любой рисунок смотрится красиво.
Затем с помощью порошка и губки промываем стекла и швы стиральным порошком. Наносим губкой (не забудьте надеть перчатки!) патину и снова щедро ополаскиваем проточной водой. Осталось с помощью новой губки нанести финишное масло, которое придаст вашему светильнику блеск и праздничный вид. Я с маслом повторяю процедуру через несколько дней, а стекла протираю до блеска через неделю, чтобы все впиталось.
Источник света устанавливаю на квадрат из ДСП. Источник можно прикрепить к ребрам жесткости светильника, но при замене энергосберерегающей лампочки трудно подобраться к цоколю, поэтому я просто ставлю источник света под пирамиду.
Светильник из треугольников
Самая легкая и экономная пирамида по изготовлению, но от этого ничуть не уступает другим моделям. Сразу на фанере рисую треугольник, собираю все маленькие кусочки в плоскую коробку и выбираю те, что подходят по цвету, фактуре, по прозрачности. Прикладываю первый, максимально по размеру вырезаю треугольник, подбираю второй, и собираю не по эскизу, а по «возможности».
Весь процесс и последовательность работы выполняйте как описано в светильнике «Ромбы».
И даже после этих светильников у вас останутся совсем мелкие кусочки. Не выбрасывайте. Ведь еще существует мозаика. Я уверена, что творчество – это образ жизни, состояние души. Желаю вам замечательных новых изделий!
Рекомендуем прочитать
Техника Тиффани своими руками
Техника получила свое название по имени ее создателя Луиса Комфорта Тиффани. Она менее сложная, чем классическая, и поэтому рекомендуется начинающим мастерам. Кроме того, она идеально подходит для работ, состоящих из большого количества маленьких кусочков стекла, которые было бы сложно спаять при использовании классической техники. Некоторые мастера предпочитают совмещать обе техники.
Инструменты и материалы для пайки
МЕДНАЯ ЛЕНТА Используется для обрамления различных сегментов, витража, профилируя край U-образной формы. Бывает разной ширины, с одной самоклеящейся стороной. Медную ленту можно приклеивать как вручную, так и с помощью специального устройства. Электрический шлифовальный круг позволяет лучше обработать стекло и сделать край более гладким. | ПАЯЛЬНИКИ В продаже имеются паяльники для витражей с разнообразными медными наконечниками. Кроме того, вам потребуется припой с 50-60 %-ным содержанием олова и паяльная жидкость (или флюс), которая защищает медные наконечники от оксидов, образующихся во время работы. Для ее нанесения понадобится кисточка. |
ПРОЕКТИРУЕМ ВИТРАЖИ
Чтобы сделать витраж, сначала следует его спроектировать. Выбирая мотив для будущего витража помните, что рисунок должен состоять из реально выполнимых линий разреза. Сначала нарисуйте эскиз на бумаге в уменьшенном масштабе и раскрасьте его. Затем перенесите рисунок в натуральную величину на картон, наложите сверху лист кальки и скопируйте рисунок.
Если работа выполняется в технике Тиффани, проводятся две контурные линии на расстоянии 1 мм одна от другой. Если используется классическая техника с использованием свинцовой оправы, то ширина двойной линии должна быть идентична размеру свинцового профиля (1,8 мм). Лучший способ увеличения масштаба эскиза, использование проектора или ксерокопировального аппарата. С рисунка на кальке необходимо снять две копии: одну на картоне плотностью 200 г/м2 и другую на бумаге плотностью 80 г/м2. Копия на картоне понадобится для шаблонов, по которым будет нарезаться стекло, а копия на бумаге — для того, чтобы разложить стекла и проверить их размеры, а затем спаять. Большую роль играет выбор цвета. Цвет на эскизе очень отличается от реальных оттенков стекла.
Постоянно проверяйте желаемый результат, раскладывая стекла на столе с подсветкой или же рассматривая их на свет.
Витраж из прямых линий
1. увеличьте эскиз на копировальном аппарате и перенесите его в натуральную величину на бумагу и картон. 2. Для этого витража используйте кафедральное стекло. Подберите желаемые цвета и приступайте к работе. |
ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
Картон понадобится для того, чтобы нарезать разные детали из стекла и разложить их на бумаге. Вырежьте шаблоны из картона, но не забывайте отрезать нарисованную двойную линию. Начните с зеленого стеклянного квадрата. | Кафедральное стекло процарапывается с гладкой стороны. Положите квадрат из картона на лист стекла и сделайте надрез, следуя вдоль одной стороны шаблона, постепенно опустите линию до нижнего края стекла. Чтобы было легче отколоть намеченный прямоугольник, постучите по стеклу снизу у начала царапины, раскрывая трещину. |
Возьмитесь за стекло, расположив пальцы параллельно надрезу. | Сделайте руками рычажное движение с усилием, и кусок стекла легко отделиться. | Переложите шаблон на прямоугольник и процарапайте линию, как на фото слева. Отломите квадрат руками приложите к рисунку на бумаге. Если его размер не соответствует эскизу, вырежьте новый квадрат. |
Таким образом, переходите от одной детали из стекла к другой, вырезая шаблоны из картона, а по ним — из стекла, и раскладывая их на бумаге. Из бирюзового стекла вырежьте центральный ромб и маленькие треугольники. | Отламывайте кусочки стекла руками или используйте щипцы. Постоянно держите в чистоте рабочий стол, осколки убирайте щеткой. Витраж начнет играть разными оттенками. |
Вырежьте детали из розового и желтого стекла. | Вырежьте детали из зеленого стекла. Чтобы витраж не отличался по размерам от первоначального проекта, размер каждой детали надо тщательно проверять. |
ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
| В мастерских Тиффани не было самоклеющихся медных лент, поэтому для окантовки деталей из стекла использовались полоски меди, которым придавалась U-образная форма. Затем они заполнялись пчелиным воском и приклеивались к стеклу. Очистите стол от осколков, уберите листы стекла, которые уже использовали, возьмите: медную ленту, ножницы, макетный нож и стеклорез. Перед тем как начать окантовку деталей, вымойте руки и протрите стеклянные детали сухой тряпочкой. Ширина медной ленты зависит от толщины стекла. |
— Расположите край стеклянной детали посередине медной ленты, чтобы поля с обеих сторон были одной ширины. Оставьте на углу 1 см. | — Прижмите руками края медной ленты к стеклу так, чтобы сформировался U-образный профиль. | — Обработайте другие детали. |
Результат работы зависит от качества окантовки. Продолжайте терпеливо и аккуратно окантовывать все детали из стекла. | Лента должна сложиться в прямую линию. Излишки обрежьте макетным ножом, чтобы линия была максимально ровно. Необходимо плотно прижимать медную ленту. Проверьте все детали и разложите их на бумаге. | После того как закончите окантовку, можете приступать к пайке. |
ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
| Подготовьте для работы деревянную панель, на котором будете оставлять паяльник. Паяльная жидкость или флюс позволяют олову лучше соединиться с медью и ускоряют процесс пайки. Закрепите все детали из стекла, чтобы во время работы они не сдвигались. |
Нагрейте паяльник до необходимой температуры. Начните с внешних стекол. Погрузите кисточку в паяльную жидкость и проведите ею по медной ленте. | Расположите пруток у наконечника паяльника и поднесите к месту, где нанесена паяльная жидкость. Расплавьте припой, чтобы одно стекло зафиксировалось с другим. | Сначала спаяйте между собой все внешние стекла. Затем скрепите внутренние стекла, также с помощью точечной пайки. Не забывайте обрабатывать медь паяльной жидкостью. |
Когда стекла закреплены, можно приступать к окончательной пайке. Обработайте паяльной жидкостью медную окантовку, начиная с центрального ромба, отломите от оловянного прутка кусочек длиной 1 см. Подождите, пока олово не начнет плавиться, и растяните его, следуя по линии медной ленты. Отломите еще кусочек олова, нагрейте его и растяните, продолжая покрывать медь. Для того чтобы первая и вторая линии сварки соединились, проведите наконечником по неровностям, нагрейте и подождите, чтобы поверхность олова сама выпрямилась. | Последовательно обработайте центральную часть витража. Соедините все готовые блоки. Перед каждой пайкой не забывайте наносить паяльную жидкость. Спаяв центральную часть, переходите к боковым стеклам. Каждый раз, когда одна линия будет встречаться с другой, приостановитесь, чтобы их объединить. | Шов пайки должен быть немного выпуклым, чтобы из-под него не проглядывала медная лента, а чтобы он не выходил за края витража, оставляйте несколько миллиметров от края. |
Протрите витраж тряпочкой, смоченной в мыльной воде.
ОВАЛЬНЫЙ ВИТРАЖ С ИЗОГНУТЫМИ ЛИНИЯМИ
1. Увеличьте эскиз на копировальном аппарате и перенесите его в натуральную величину на бумагу и картон. 2. Для этого витража используйте опаловое стекло. Подберите желаемые цвета и приступайте к работе.
ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
- 7 листов опалового стекла, каждый размером 30 х 30 см
- стеклорез
- щипцы
- ножницы
- припой с 50%-ным содержанием олова
- медная лента
- паяльная жидкость
- пальник
НАРЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ СТЕКЛА
Начните работу со стеклами для фона, вырежьте шаблоны из картона, не забывая убирать двойную линию. Эти стекла нарезаются с гладкой стороны. Сделайте надрезы по стеклу.
В работе с изогнутыми линиями следует использовать только щипцы. Не забывайте, что можно приблизиться к желаемой форме детали, только сделав в том же направлении множество надрезов.
Для листьев и стеблей цветов используйте разные типы зеленых стекол, чтобы получить рисунок светотени. Цветы вырезаны из белого опалового стекла, а некоторые другие сегменты — из розового.
Вырежьте шаблон из картона, сделайте надрезы по стеклу и проведите царапины, чтобы максимально приблизиться к желаемой форме.
Пестики выполнены из опалового стекла желтого цвета.
ОКАНТОВКА МЕДНОЙ ЛЕНТОЙ
Перед тем как начать окантовку, протрите стекла.Расположите стекло посередине медной ленты, следите чтобы лента плотно прилегала к вогнутой поверхности. Сильно прижмите пальцами.
Подправьте резаком линии пайки там, где получились ступенчатые неровности. Разложите детали согласно рисунку и подготовьтесь к пайке.
ПАЙКА
После того как вы нанесли на медь паяльную жидкость, закрепите разные фрагменты стекла так, чтобы они не могли сдвинуться. Кисточкой нанесите паяльную жидкость, отломите кусок оловянного прутка длиной 1 см, нагрейте его и растяните по медной ленте. Начните с центра витража.
Чтобы спаять внешний край, возьмите кусочек стекла, положите его на витраж и обведите фломастером наружный контур. Проведите царапину стеклорезом, следуя рисунку.
Отломите щипцами стекла. Получите прекрасный контур для овала.
Расположите стекло, которое вы вырезали, в 3 мм от витража и начните спаивать внешней край.
Переверните витраж и спаяйте стекла с обратной стороны. Нанесите паяльную жидкость и спаяйте. Закончив пайку на тыльной стороне, переверните витраж.
Проверьте, чтобы пайка была выполнена хорошо, исправьте паяльником все неровности и протрите витраж тряпочкой, смоченной в мыльной воде. Неровности по краю витража можно подровнять напильником для мягких металлов. Расположите витраж так, чтобы он немного выступал за край стола, и, слегка нажимая, подшлифуйте.
ШКАТУЛКА
1. Увеличьте рисунок на копировальном аппарате и перенесите его в натуральную величину на бумагу и картон.
2. Для стекла других оттенков сделайте подборки цвета на эскизе.
ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
- зеркало размером 15 х 15 см для дна шкатулки
- листы глухого стекла желтого цвета размером 15 х 15 см для боковин
- выдувное прозрачное стекло размером 20 х 20 см для крышки и боковин
- желтые глухие стекла четырех оттенков размером 15 х 15 см для крыльев бабочки
- серое стекло для корпуса
- стеклорез
- щипцы, ножницы
- припой с 50%-ным содержанием олова
- медная лента
- паяльная жидкость
- паяльник
Вырежьте квадратное зеркало со стороной 15 см. Вырежьте четыре боковины из желтого стекла, две из которых длиной 15 см и высотой 5 см, а две другие — длиной 14,4 см и такой же высоты, как и первые две стороны. Окантуйте все стекла медной лентой. Бумажным скотчем скрепите все стороны между собой и поставьте их на зеркало.
Смочите паяльной жидкостью и закрепите точечной пайкой. Дно шкатулки также прикрепите к боковинам точечной пайкой.
После того как шкатулка будет закреплена, переверните ее, нанесите паяль ную жидкость и припаяйте дно к боковинам. Поочередно припаяйте боковины шкатулки. Поверните и спаяйте все стыки.
Обработайте сначала верх затем дно шкатулки. Размеры крышки 16×16 см,чуть больше шкатулки.
После того как вы нарисовали эскиз для крышки (здесь бабочка), вырежьте все детали, окантуйте медной лентой и спаяйте. Затем вырежьте четыре боковины, две из них размером 16 х 2 см и две других 15,4 х 2 см. Спаяйте их.
ЛАМПА ТИФФАНИ
ИЗ ИНСТРУМЕНТОВ ВАМ ПОТРЕБУЕТСЯ:
- 5 листов опалового стекла, каждое размером 20 х 20 см, красного, белого, светло-бежевого, темно-бежевого и черного цветов
- стеклорез
- щипцы
- припой с 50%-ным с содержанием олова
- медная лента
- паяльная жидкость
- паяльник
- латунная розетка
- Бумажным скотчем закройте внутренние линии соединения всех секторов.
Прижмите скотч к стеклам покрепче, чтобы он не отклеивался. - Верните абажур в исходное положение. Нанесите паяльную жидкость.
Спаяйте линии соединения всех сегментов. Действуйте медленно и внимательно, так чтобы олово не растекалось по наклонным сторонам. Скотч, закрепленный с внутренней стороны, будет предотвращать от стекания олова внутрь плафона. - Снова переверните абажур и снимите скотч с внутренней стороны. Соедините линию спайки, сделанную по внешней стороне абажура, с линиями, которые соединяют рисунок на сегментах. Аккуратно проведите паяльником по верхнему и нижнему краям, чтобы не деформировать линии.
- Сейчас абажур полностью спаян. Удалите напильником возможные неровности по верхнему краю.
Сделайте то же самое и по нижнему краю.
Тряпочкой, смоченной в мыльной воде, протрите абажур и удалите со стекол остатки олова. - Установите розетку на абажуре и хорошенько смочите ее паяльной жидкостью.
- Припаяйте розетку ко всем шести сегментам абажура, как снаружи, так и внутри.
- Чтобы затемнить линии спайки, существует специальный состав, известный под названием «патина Тиффани».
- Нанесите его кисточкой на хорошо очищенные линии пайки, и вы увидите, как они моментально потемнеют. Через несколько минут протрите абажур.
- Закрепите абажур на основании, которое вы заранее подготовили, блокировочными винтами.
Увеличьте эскиз на копировальном аппарате. Для последующей работы вам понадобится 6 копий на бумаге и 6 копий на картоне. Для этого витража используйте опаловое стекло.
Начните вырезать из стекла детали и составьте первый сектор плафона. Вырежьте все шесть сторон, будьте максимально точны. Цвет стекол должен соответствовать эскизу.
Окантуйте детали медной лентой. Шесть секторов, которые составят плафон лампы, должны хорошо прилегать друг к другу.
Перед пайкой прикрепите гвоздями к рабочему столу деревянную рамку, соответствующую по форме сегменту абажура, с которым вы работаете, и разложите стекла внутри. Углы всех шести секторов получатся одинаковыми. Нанесите паяльную жидкость и зафиксируйте все стекла. Спаяйте первую сторону абажура.
Выньте из рамки и с помощью стеклянных полосок, которые вы заранее приготовите, спаяйте верхний и нижний края. Переверните витраж и спаяйте с обратной стороны. Боковые стороны пока не спаивайте.
Зафиксируйте бумажным скотчем сегменты и устраните все возможные погрешности.
Разделите абажур на две части. Приподнимите над столом три сектора с одной стороны и три – с другой. Зафиксируйте все сектора вместе с помощью бумажного скотча, придав изделию форму абажура лампы.
Точечной пайкой зафиксируйте верхний край. Затем закрепите абажур посередине, нанесите паяльную жидкость и точечной сваркой зафиксируйте все шесть сегментов между собой в соответствии с линиями пайки сегментов.
Лампа Тиффани | Журнал Ярмарки Мастеров
Хочу рассказать о своем опыте изготовления лампы по технологии Тиффани. Может быть будет интересно тем, кто занимается витражами в этой технике.
Наверное, я бы еще долго не решилась приступать к объемной вещи, если бы не хорошая знакомая, которой страсть как захотелось такую лампу.
Для начала нужна была форма на которой будет собираться плафон. Это должна быть полусфера из материала типа пенопласта, т.к. я думала закреплять фрагменты булавками.
Долго ходили мы по хозяйственным и цветочным отделам в поисках подходящей емкости, а в итоге купили сито, как раз такой формы и размера, как нужно. Дома это сито внутри выложили пищевой пленкой и заполнили строительной пеной. Когда пена застыла, ее вынули и немного ошкурили мелкой наждачкой. Форма стала правильной и бархатистой.
Но рисовать на ней было неудобно и пришлось ее все равно обклеить папье-маше, и тогда уже нарисовать узор. Я не стала копировать фрагменты, как это делают часто мастера, а полностью нарисовала его, т.е. рисунок не повторяется.
Теперь наконец приготовления закончены и можно было приступать к работе со стеклом – самой увлекательной части процесса. Для каждого фрагмента из кальки был изготовлен шаблон и по нему уже вырезались кусочки стекла. Каждый кусочек затем шлифуется по краю специальной шлиф-машинкой и оборачивается клейкой медной лентой. Потом кусочки спаиваются между собой оловом. В процессе выяснилось, что закреплять фрагменты удобнее не булавками, а просто сажая каждый на маленький кусочек пластилина, т. к. такой способ дает возможность немного подвигая правильнее совместить их между собой.
Так, что, в общем-то оказалось, что форму из пены изготавливать и не надо было, а достаточно любой объект подходящей формы обклеить папье-маше и крепить фрагмены на пластилин.
За день у меня получалось собирать фрагмент ,состоящий из10-15 кусочков. Торопиться в этом деле нельзя, чем лучше подогнаны детали, тем аккуратнее смотрится результат. В общем на это ушла примерно неделя. Когда лампа была полностью собрана и пропаяна снаружи, я ее осторожно сняла и пропаяла изнутри. Ну а потом осталось покрыть черной патиной и подумать о ножке, капе и лампочке.
Мне повезло найти замечательного мастера холодной ковки, он и изготовил мне ножку, которая, я считаю, идеально подходит к этой лампе. Ну а что касается лампочки,шнура – то это все муж приладил. В общем, это результат наших стараний перед вами