Бердо для ткачества | Журнал Ярмарки Мастеров
Существует много приспособлений для ткачества, которые помогают мастерицам соткать узорную тесьму, сплести пояс. Здесь каждый выбирает себе по душе: одних привлекает плетение, ткачество на дощечках, других на вилке, на рогульке, в бутылочку. Способов очень много.
Большие ткацкие станы, которые занимали большое место в доме были разобраны, спрятаны на чердаки, или утрачены, а вот не большие приспособления, которые всегда были под рукой и не только дома, сохранились. К таким приспособлениям и относится бердо. В разных регионах его называют по разному, у нас — бердо, бердышко.
Ткут на бердышке дорожки, тесьму, пояса, покрывала. Ткань получается рыхлая, фактурная, с разными добавками она прекрасно смотрится в дизайнерских работах. В последне время набирают популярность настольные станки с закрепленным бердышком, которые позволяют создавать прекрасные тканые изделия:
Но и на самом обычном, не большом бердышке можно соткать интересное полотно, применяя пряжу и полоски ткани.
Бердо внешне похоже на гребень. Во все времена мужчины старались украсить гребни, бердышки замысловатыми узорами, символами, рисунками. Вот такую красоту нашла на просторах интернета
Вот, какое удивительное бердышко:
Можно преобрести такое красивое бердышко, а можно просто сделать его своими руками. Одна из опытных мастериц делает это так: между двумя линейками закрепляет клеем палочки от мороженого, просверлив в них дырочки. Получается крепкое рабочее бердышко.
Бердышко привыкает к руке мастерицы. Вот еще случай: мастерице впервые показали и подарили бердышко в Дивеево. Она с увлечением ткала именно на этом бердышке. Ее лучшие работы были созданы на нем. На других пробовала — не получалось, а на этом все пело в руках.
Через несколько лет она собрала свою коллекцию бердышек, но это бердышко так и осталост особенным.
У многих мастериц есть эта волшебная дощечка — бердышко. Ткут на бердышке по многу лет, обучают дочерей, внучек.
Вот это бердышко я сняла у одной мастерицы, которая только начинала учиться ткать, в этот момент она делала одну из первых заправок. Сегодня она — удивительно самобытный мастер своего дела.
Приглашаем научиться ткать на бердышке http://www.livemaster.ru/topic/1556647-tkachestvo-na-berdyshke?vr=1&inside=1
www.livemaster.ru
Ткачество на бердышке: создаем пояс с помощью заправки «1 к 1»
Этот мастер-класс родился, когда мой знакомый попросил научить ткать его дочку. Весь вопрос заключался в том, что живут они в другом городе.
Начнем немного издалека. Еще на лекциях по философии культуры мне запомнилось, что не во всех культурах и не во все времена мир был трехмерным, а время текло линейно, как у нас. Например, в средние века, время текло не только из прошлого в будущее, но и из будущего в настоящее. Именно так, на мой взгляд, оно течет у каждого мастера.
Когда рождается образ изделия, это изделие уже есть в будущем. И вот, вы находите материалы, подбираете инструменты, садитесь его воплощать, — через какое-то время изделие оказывается в ваших руках, в настоящем. То есть из будущего пояс проступает в настоящем.
Вот с этого мы и начнем. С того, какой поясок у нас с вами задуман.
Немного о самой технике ткачества на бердышке.
Тут существуют два варианта. Один перекликается с нитовыми поясами (на ниту, на сволочке), когда для основы берется нечетное количество узорных нитей и две тонкие нити, которые вместе с утком создают фон пояска. Раньше узор обычно ткался шерстяной ниткой и получалось, что на одну узорную шерстяную нить приходилось две льняных. Я, чаще всего, беру в качестве узорных толстые хлопковые нити, и чередую с нитками «ирис». То есть 1 хлопковая, 2 «ирис» (заправка 1к2). К сожалению, современная шерстяная пряжа очень красива, но не всегда прочна, — не каждая выдерживает натяжку, а я люблю, когда нити пояса «звенят».
Вот так это выглядит на практике, во время снования.
Тем, кто только начинает, нужно учесть, что чем толще нити основы, тем шире пояс и тем легче ткать. В свое время, когда я училась, узорной нитью у меня был «ирис», а две фоновые — нитки №10. Тот, кто ткет, тот поймет каким героем я была, соткав метровый поясок и не забросив ткачество. С другой стороны, ткачество — процесс трудоемкий и мастер, которая меня обучала, была права, задав мне такую задачку в самом начале пути. Ручная работа… она вообще редко бывает легкой в современном понимании, это всегда время, и всегда труд.
Я сама так бердышко не использую, и с перебором 1к2 тку на сволочке.
Другой вариант, когда основу пояса составляют нити (обычно) двух цветов, взятые поровну четное число раз. В готовом поясе уточная нить не видна совсем.
Тут суть в том, что в первом варианте узор состоит из нечетного количества нитей, а во втором – из четного. Обучаться мы будем второму варианту (заправка 1к1).
И так, предисловие наконец-то завершено.
Чтобы наш поясок попал к нам в руки нам потребуются:
1. Нити трех/четырех цветов (два цвета на узор и один/два на кромку, которая будет оберегать наш узор).
2. Собственно бердышко.
3. Пояс от махрового халата.
У меня еще есть:
4. Крючок (нашла среди хозяйственных товаров).
И мой 5. Деревянный нож, которым я перебираю узор и прибиваю нити. Кто-то не использует косарик (бральницу) и прибивает все руками, кто-то использует для этих целей линейки… Я же своим косариком, надышаться не могу и, полагаю, что раз нашлись время и деньги на покупку бердышка, то и косарик не помешает. В свое время, когда я только начинала ткать, найти мастеров, которые делают инструменты для ткачества, было сложно, — сейчас найти «своего» мастера не составляет труда. И, несмотря на то, что мастер-класс рассчитан на начинающих и соответственно, многое можно сделать из подручных материалов, без инструментов и уважения к собственной работе, мастером не стать.
Вот наш узор, который мы перенесли на бумагу.
Берем 10 нитей одного цвета, и 10 нитей другого цвета + 8 ниток кромки. Длину нитей определяете вы сами, если решились ткать пояс, то не меньше двух метров (длина готового изделия + 50-70 см.). Длина вашего пояска будет зависеть от качества нитей и того, насколько плотно вы будете ткать.
N.B. В начале вашего пути как ткачеи, нити берите одной толщины и качества. Например, не стоит сочетать обычные хлопковые нити и мерсеризованный хлопок. Это поможет вам, чтобы и узор лег ровно, и натяжку все нити держали одинаково, и чтобы часть нитей не закончилась намного раньше других, так как в процессе ткачества ложатся они по-разному. Экспериментировать конечно можно и нужно, но чуть позже. Задача вашего первого пояска — вас радовать, а не прятаться стыдливо в закрома.
Продеваем нити в бердышко: все нити зеленого цвета у нас в отверстиях, все нити желтого цвета у нас между планками. Кромка на ваше усмотрение.
На фотографии у меня один вариант кромки, я же заправила в итоге:
с | б | б | б | з | з | з | з | з | з | з | з | з | з | б | с | с | с | ||||||||||||||||||
с | с | с | б | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | б | б | б | с |
Верхний ряд: нити между планками, нижний ряд — в отверстиях.
У меня цвет кромки скорее бирюзовый, но обозначим его буквой «с», дабы не путать с бежевым.
с — синий; б — бежевый; ж — желтый; з — зеленый.
Закрепляем один конец пояса на себе (я для этого раньше использовала поясок от обычного махрового халата, зарекомендовал он себя на ура, до сих пор «жив» и выдюжил не один тканый пояс), а второй конец «на стену», а точнее на все, что выдержит натяжку и не оборвется (тут мне помогает крючок). Ненужные нам нити, т.е. «хвостик», который остался «за крючком», собираем в косичку, чтобы основа не путалась и не грязнилась волочась по полу.
Мне рассказывали, что нити основы собранные в такие «косички» могли храниться в сундуке до того момента, как придет время их ткать.
Натяжение основы должно быть равномерным, в этом случае всегда образуется натуральный зев, — расстояние между верхней (нити между планками) и нижней (нити в отверстиях) частями основы.В этот зев вкладывается конец уточной нити, запас которой намотан на челнок (или в клубочек, который по размеру спокойно пройдет в зев).
Берем уточную нить и продеваем ее.
Меняем зев (поднимаем бердо) и прокидываем уток, а также закрепляем пояс, возвращая свободный конец нити.
Собственно ткем: прокидываем уток, меняем зев и прибиваем предыдущий ряд косариком.
Пояс представляет собой жизнь человека от рождения до смерти, поэтому и узор на поясе рождается из простейшего элемента («зернушки» при заправке 1к2, полос — при заправке 1к1) к сложной форме основного узора, а завершается снова «зернушкой»/полосами.
Итак, семь дней творения завершены, и начинается жизнь. Кладем поближе тетрадку со схемой и нужные нам нити поднимаем, ненужные — опускаем.
Второй ряд узора.
Важно! Так как вы перебираете нити справа налево, сначала всегда идет желтая нить, потом зеленая. То есть, если вам нужно опустить нити верхнего ряда (зеленые), то сначала вы поднимаете желтую нить, только потом опускаете зеленую, и наоборот — сначала опускаете желтую и потом поднимаете зеленую нити.
Поясню, почему так.
Напоминаю, что заправка у нас выглядит следующим образом:
с | б | б | б | з | з | з | з | з | з | з | з | з | з | б | с | с | с | ||||||||||||||||||
с | с | с | б | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | б | б | б | с |
Следовательно, на одну клеточку узора у нас две узорных нити, и если вы сначала поднимите/опустите зеленую, а потом желтую, то вы и нити перепутаете и со счета в узоре собьетесь.
Вот так у нас выглядит первый ряд (кромочные нити я убрала, чтобы не отвлекали, они у нас как заправлены, так и ткем):
з | з | з | з | з | з | з | з | з | з | ||||||||||
ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж |
После перебора у вас должно получиться:
ж | ж | ж | з | ж | ж | ж | з | з | з | ||||||||||
з | з | з | ж | з | з | з | ж | ж | ж |
Второй ряд узора. Дано изначально:
ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ||||||||||
з | з | з | з | з | з | з | з | з | з |
Перебираем и получаем:
ж | ж | з | з | з | ж | ж | ж | з | з | ||||||||||
з | з | ж | ж | ж | з | з | з | ж | ж |
Третий ряд изначально:
з | з | з | з | з | з | з | з | з | з | ||||||||||
ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж | ж |
После перебора:
ж | з | з | з | ж | ж | ж | ж | ж | з | ||||||||||
з | ж | ж | ж | з | з | з | з | з | ж |
Напоминаю, что на десять клеточек узора мы с вами заправили двадцать узорных нитей, соответственно, чтобы не путаться при счете — зеленую и желтую нити считайте как одну. То есть первый ряд: «три отодвигаем, три меняем, одну оставляем, три меняем».
Если запутались и забыли, поднимать вам бердышко или опускать, то, как ориентир, вам помогут кромочные нити.
Следует помнить, что уток не должен быть толще узорных нитей, так как это сильно вытянет узор, но и намного тоньше — в начале вашего пути, тоже нежелателен. Узор будет получаться мельче, а для начинающих имеет значение, за час вы соткете 5 см или 1 см. Всегда радостно видеть, как много вы уже прошли и, что заветный поясок стал на несколько сантиметров к вам ближе.
Если у вас нет никаких добавочных приспособлений, то тонкий поясок можно закрепить обычной булавкой, главное, чтобы была ровная натяжка нитей основы. В свое время я именно так и ткала.
Ну и на последок. Сотканный таким образом поясок по толщине и добротности очень близок к поясам тканым на дощечках. Для сравнения один и тот же узор с заправкой 1к1 и 1к2 (профиль и анфас).
Кромка пояска сделана специально таким образом, чтобы подчеркнуть объем узорной части.
Что еще мне хочется сказать. Я очень не люблю слово «образец» применительно к народным ремеслам, оно напоминает мне школьные уроки труда. Если вы решились ткать, но боитесь замахнуться на двухметровый традиционный пояс, начните с очелья, с браслета, с пояска в метр длинной к современной одежде, но не оставляйте у себя на задворках мысль: «я сейчас учусь, и так сойдет». Ошиблись, вернулись на шаг назад, распустили до верного места и дальше продолжаем ткать. Меня учили именно так.
Не относитесь к поясам как к уроку, который необходимо сдать на пять, но и пренебрежение здесь неуместно. Все же ваша работа должна доставлять вам радость и удовольствие, в ином случае — зачем оно вам? А ошибки, которые могли быть исправлены, всегда вызывают досаду и желание спрятать неказистый образец.
Могу сказать про себя. Свой первый поясок я ткала в подарок. Спустя много лет я снова его увидела, — подруга, которой я его подарила, все еще его носила. Мне были видны все его недостатки, но она носила его как гашник, с поневой, и эти недостатки видела только я. А вещи, которые ткутся как образец, редко находят себе применение в жизни.
Надеюсь мой мастер-класс был вам полезен, и поясок для себя любимой у вас получился.
www.livemaster.ru
Ткачество на бердо: мастер-класс | Журнал Ярмарки Мастеров
Недавно научилась ткать на бердо. Ранее понятия не имела, как это делается! Но с первого раза, все получилось!
1. Для того, чтобы ткать на бердо, нужно, в первую очередь, само бердышко))Делала я его следующим образом: взяла картон размером в среднем около 20 см в высоту и 27 см в ширину, проделала канцелярским ножом щелеобразные прорези. Посреди каждой их них просверлила тонким сверлом отверстие диаметром 2 мм. Отверстия следует тщательно зачистить, чтобы нити основы не цеплялись за шероховатости и не мешали работе. Бердышко не должно быть громоздким и тяжелым.
Дополнительными инструментами для ткачества на бердышке являются: челнок, ножницы, пояс, к которому Вы привяжете нити и соответственно нитки.
2. Для выполнения пояса мне потребовалось 33 нити (на бёрдышке 16 продольных прорезей и 17 круглых отверстий)
Длина нитей рассчитывается по формуле:
Необходимая длина изделия+20%+60 см
(То есть, если мы хотим, чтобы тесьма была 1м, то необходимо взять 1м+20 см+60 см = 1 м 80 см нитей).
20% уйдет на сокращение длины нитей, следующих волнообразно за нитью утка.
60 см уйдет на узлы с обеих сторон и на свободу передвижения бердо.
3. Нити основы поочередно продеваются в отверстия: одна нить в прорезь, другая — в круглое отверстие между прорезями и так далее. Концы ниток выравниваются и связываются узлом. Один конец ниток привязывается к чему то неподвижному(к батарее, дверям, ножке стола, стула и тд.) Другой конец привязываем к себе на пояс!
4. Нити основы должны быть одинаково хорошо натянуты.
5. Начинаем процесс ткачества на бердышке. Для этого наматываем на картон — катушку (челнок) много ниток. Конец привязываем также к себе и просовываем катушку в открывшийся зев. Далее бердышко поднимаем за выступ вверх, нити в круглых отверстиях находятся вверху. Между верхними и нижними нитями сново образовывается зев, куда мы в обратную сторону просовываем катушку с нитками. Затем бердышко рукой опускаем вниз. Все нити, продетые в продольные прорези, поднимаются вверх, а нити в круглых отверстиях остаются внизу. Между верхними и нижними нитями опять вводим уточную (поперечную) нить. Таким образом, перемещая бердышко рукой вверх и вниз, мы поочередно поднимаем две группы нитей основы, которые соединяются уточной нитью и образуют полотняное переплетение.
6.Неспеша набираем нужный размер пояса.
7. По окончанию работы, концы пояса оформляются различными способам: от простых узлов до красивых кисточек. Я, из оставшихся ниток, сплела обыкновенную косичку и пришила к ней простую застежку.
Вот такой получился мой самый первый поясок, сотканый на бердо! 🙂 Сложно было описывать процесс такого ткачества, так как сама недостаточно владею и знаниями, и навыками в этом направлении 🙂
www.livemaster.ru
Схемы для браного ткачества на бердо.
Здравствуйте! Хочу поделиться с вами схемами для ткачества на бердо, которые я собрала из разных источников. Схемы красноватого и сиреневого оттенка взяты из книги «Традиционный орнамент. Текстиль», авторы — составители О. Б. Ворончихина, Е. В. Пестерев. Книга издана в серии «Народное искусство Урала». Схемы серого цвета я отыскала в книге «Традиционный орнамент Уфтюги. Ткачество и вышивка». Составители — Т. В. Кирсанова и О. Ф. Оленева. Черно-белые схемы — это попытки прорисовок узоров из книг «Сокровища русского орнамента» М. Качаевой и «Народная вышивка Пудожья» О. И. Бакировой и В. М. Мининой. Конечно, у большинства опытных мастериц подобные схемы наверняка есть. Но вот начинающим ткачихам они могут пригодиться. Итак, приступим:
Как вы уже догадались, схемы представлены в горизонтальном направлении. То есть для определения количества нитей основы нужно подсчитать число клеточек по боковой стороне. Одна клеточка — одна узорная нить основы, на одну узорную нить приходится две фоновые нити (брань 2 к 1).
Чтобы рисунок был сплошным, узорные нити должны быть немного толще фоновых. К примеру, для фоновых нитей можно взять льняную пряжу, а для узорных — шерстяную, или льняную в 2 сложения. Орнамент формируется только за счет подъема или опускаяния узорных нитей. Фоновые нити поднимаются и опускаются независимо от рисунка, в соответствии с ходом берда.
Если бердо у вас недостаточно широкое для выполнения больших схем, можно выполнить их по технологии двухсторонней брани 1 к 1. В ней на одну узорную нить приходится одна фоновая, и нити берутся одинаковой толщины. Но в этом случае придется потрудиться — необходимо менять положение и узорных, и фоновых нитей в соответствии с рисунком.
Ну, и конечно, все эти схемы могут быть вышиты швом «набор» или крестиком. Успехов в творчестве!
www.livemaster.ru
Создание схемы для браного ткачества
Маленькая преамбула.
Для ткачества поясов на бердо требуются схемы. Казалось бы, чего проще – найти ткацкую схему в Интернете, или взять схему для вышивки крестом, или просто начертить узор по клеточкам. Но просто все только на словах, а когда начинаешь пробовать это ручками, возникают всякие нюансы и сложности. Во-первых, схемы для вышивки крестом далеко не всегда годятся для ткачества. Хотя ткацкие схемы, безусловно, подходят для вышивки, такой вот парадокс. Во-вторых, схемы для ткачества из Интернета могут не подойти для вашего бердышка. К примеру, если в вашем бердышке 31 планка, а схема рассчитана на большее количество планок. В-третьих, при создании своих, авторских схем, стоит знать некоторые «хитрости». Именно ими я и хочу с вами поделиться.
Танцуем от берда.
Главное, что нужно определить в самом начале – сколько нитей можно заправить в бердо. Допустим, если в вашем ткацком инструменте 31 планочка с дырочками, то в него можно заправить 61 нить (31 – в дырочки, 30 – в промежутки между планками). Если бердо такое, как у меня, то нитей 63 (два дополнительных промежутка по бокам). Небольшое пояснение: для правильного ткачества в бердо заправляется строго нечетное количество нитей.
Фото бердо.
Определяемся с техникой ткачества.
Теперь стоит выбрать, какую технику вы будете использовать. Для создания сложных браных поясов используются три варианта техники – 2 к 1, 1 к 1 и ткачество с узорным утком. Первый вариант – самый распространенный, на одну узорную нить основы приходится две фоновых. Делим количество нитей, заправляемых в бердо, на 3. Получается 20 узорных нитей (у меня 21). То есть ширина узора (схемы) не может быть больше 20 клеточек. Если же вы выбираете технику брань 1 к 1, то количество нитей делится пополам. В этом случае ширина узора может составлять не более 30 клеточек. Для ткачества с узорным утком (двухуточного ткачества) из 30 нитей отнимаются две кромочные нити, и ширина узора составляет 28 нитей. Стоит отметить, что для традиционных орнаментов характерна продольно – осевая симметрия, поэтому число клеточек по ширине берется нечетное (19, 29 и 27 клеточек соответственно). Но это правило соблюдать не обязательно.
Теперь вы можете достаточно точно определить, подходит ли готовая схема из Интернета для вашего бердышка и выбранной техники ткачества. Так бывает не всегда, но огорчаться не стоит – широкую схему можно несколько модифицировать, «ужать» под свой инструмент. Если же вы решили создать свою схему, то вы можете определить, какой ширины она будет, и начертить сетку. Рисовать схему можно и в обычной тетради в клеточку, но лично мне лень. Я использую простенькую программу, которая изначально предназначалась для создания японских сканвордов. Но можно воспользоваться и другими подобными программками. Да, ширина узора в картинке соответствует высоте сетки, а длина сетки берется произвольно (но лучше сразу взять побольше).
Пример сетки для создания схемы.
А теперь самые сокровенные хитрости.
В большинстве русских традиционных орнаментов используется правило 1 – 3 – 5. То есть число клеточек узора на непрерывном участке (не разделенном клетками фона) может быть равно 1, 3 или 5 клеткам. Три клетки – это стандартная ширина линии узора, пять клеток – соединение двух линий в одну, одна клетка – «зубчики» по краям фигур. Также наблюдается относительное равновесие фона и узора (то есть количество фоновых и узорных клеток схемы примерно равное).
Пример традиционного узора.
Правило 1 – 3 – 5 соблюдать необязательно, особенно если вы хотите выткать что-то типа реалистичных изображений животных и птиц, или буквы (руны). Но непрерывное количество клеток узора (или фона) не должно превышать 5 клеток! Иначе либо на лицевой стороне, либо на изнанке, узорные нити будут провисать, и изделие будет выглядеть не слишком аккуратно. Причем для брани 2 к 1 и 1 к 1 это правило относится к клеткам по горизонтали (по вертикали может быть сколько угодно клеток узора непрерывно). Для двухуточного ткачества правило относится к клеткам по вертикали (по горизонтали количество клеток не ограничивается). Такое различие связано с тем, что в первом случае узор образуется нитями основы, которые идут горизонтально, а во втором случае – нитью утка, которая идет вертикально.
Пример авторской схемы для брани 2 к 1.
Пример авторской схемы для двухуточного ткачества.
Чтобы не допустить провисания нитей на лицевой стороне, или на изнанке, можно использовать небольшие «перехватки». То есть размещать на белом фоне, или на узорном пространстве, одиночные клеточки узора или фоновые «крупинки». И еще необходимо учитывать, что при ткачестве узор несколько растягивается по длине пояса. Поэтому величина фигур по вертикали (по высоте схемы) должна быть больше, чем по горизонтали. Тогда они будут выглядеть более реалистично.
P.S. Надеюсь, мои объяснения были достаточно понятными и пригодятся людям, которые только начинают знакомиться с ткачеством.
www.livemaster.ru
Инструменты для ткачества на бердо
В данной статье я расскажу об основных инструментах, которые используются при ткачестве на бердо.
Бердо
Самый главный и самый необходимый инструмент. Бёрда различаются по количеству зубьев и по количеству отверстий в зубьях.
Количество зубьев влияет на ширину изделия. Чем больше зубьев, тем более сложное в узорном плане полотно вы можете соткать. На фото ниже изображено бердо в 26 зубьев. Вмещается 51 нитка + 2 крайние нитки, свисающие по бокам бердо, итого 53 нитки. На нём я тку очелья в технике «Брань 1:2» в 13 узорных рядов.
На бёрдах в 42 и 45 зубьев я тку очелья и пояски шириной до 25 и 27 узорных рядов соответственно.
На бердо в 63 зуба я тку пояса шириной до 33 узорных рядов + кромка.
Количество отверстий в зубе влияет на сложность полотна в цветовом плане. Мы можем использовать два цвета ниток и чередовать их, но я один раз попробовала и мне не понравилось. Заменить одну нитку — это одно дело, но замена большого количества ниток сильно усложняет работу. Может, конечно, я что-то не знаю о тонкостях работы с такими бёрдами, но я сама пользуюсь бёрдами с одним рядом отверстий.
Самый надёжный материал, из которого следует делать бёрда — конечно дерево. Хорошо сделанное бердо служит многие годы, зубья не ломаются, хотя отверстия от постоянной работы могут разбиваться и становится шире.
Если нет возможности заказать деревянное бердо, можно сделать из деревянных планок и стяжек. На фото ниже бердо на 90 зубьев, рамка сделана из деревянных планок, а зубья — из стяжек (хомут пластиковый).
Стяжки следует выбирать длиной не менее 19см и шириной 5мм. Отверстия в стяжках делаются при помощи шила, которое накаливают на газу и прокалывают отверстие.
Данное бердо переделывалось, поэтому стяжки пришлось крепить маленькими гвоздиками, а так они конечно должны располагаться между планками и фиксироваться клеем. Плюсы такого бердо — оно легче деревянного, хотя я тяжесть своего инструмента уже очень давно не чувствую, привыкла. Недостатки — если сделать отверстие большим, рано или поздно стяжка может сломаться, поэтому делайте отверстия аккуратно.
Челнок
Челнок необходим для наматывания нити утка. Им удобней работать, чем просто с клубком ниток, он не укатывается с колен и его легче просовывать в зев между нитками. Челноки бывают двух видов: собственно челнок и иглица.
Иглица отличается от челнока заострённым концом, который можно использовать для перебора узорных ниток. Мне проще и быстрее перебирать пальцами, поэтому сама я пользуюсь только простым челноком. Самим в домашних условиях можно вырезать из плотной бумаги два контура простого челнока и склеить их между собой для жёсткости. «Рожки» можно обмотать тонким скотчем, чтоб не расклеились.
Самим в домашних условиях можно вырезать из плотной бумаги два контура простого челнока и склеить их между собой для жёсткости. «Рожки» можно обмотать тонким скотчем, чтоб не расклеились.
Скоба
Ещё один очень полезный инструмент. При помощи скобы мы крепим ближайший к нам конец ниток на скобу, а в дальнейшем наматываем на неё сотканное полотно. Главное преимущество скобы — при наматывании полотно, полотно не перекашивается, как при простом перевязывании полотна на поясе, это влияет на качество работы.
Я была очень счастлива, когда мне сделали скобу.
Нож для подбивки
Ножом удобно подбивать нитки после смены зева. К тому же бережёт руки при работе с льняными нитками (если таковые имеются). Одно время я ткала пояса с использованием льна, и от частого трения при подбивании ниток ладонью кожа рук становилась сухой и шелушилась. Сейчас я работаю хлопком, поэтому подбиваю исключительно ладонью — это экономит мне время. Подбивочным ножом пользуюсь лишь тогда, когда ширина изделия превышает 8 см, т.е. шире моей ладони.
При отсутствии подбивочного ножа прекрасно подходит обыкновенная линейка.
Гребень
Это конечно не инструмент, но зато гребень помогает в самом начале работы расщеперить нитки на нужную ширину. Если этого не делать, в самом начале работы полотно выходит более узким, чем через десяток рядов, когда нитки уже лягут каждая на своё место. Разница может достигать 1 см и сильно портит внешний вид.
Гребень нужен только в самом начале работы, пом его можно убирать.
Я рассказала вам об основных инструментах, которыми сама пользуюсь. Надеюсь, статья была для вас полезной.
Успеха и Боги в помощь!
www.miroslavna.ru
Вязание нитченок для узорного ткачества
Это первый мастер-класс по теме узорного ткачества, и в нем я расскажу о вязании удобных нитченок.
Нитченки (ремизки) — важный элемент ткацкого стана. Их количество определяет возможности использования технологических приемов. Для создания самых простых ткацких переплетений необходимо 2 нитченки. Для узорного (многоремизного) ткачества от 4 до 16 и более. Когда мы говорим 4-х или 8-ми ремизный станок (или ткачество), мы имеем ввиду именно количество нитченок.
Так выглядят этнографические льняные нитченки.
Конструкция нитченок достаточно простая: две планки — нижняя и верхняя (иногда рамка) с навязанными на них нитяными, либо металлическими петлями — галевами с мягким или фиксированным глазком, в который и продевается в дальнейшем нить основы. Выбор вида глазка определяется местными традициями, используемыми техниками и личными предпочтениями. В традиционном варианте петли сопряжены друг с другом и последовательно фиксируются на дополнительной нити, расположенной вдоль прутка. Раздвинуть и отделить друг от друга такие петли достаточно сложно.
Подавать нити основы в такие нитченки не очень удобно, особенно начинающим, часто нити зацепляют соседние петли, что приводит к браку в работе. А когда нитченок 4 и более, это сделать еще сложнее.
Для узорного ткачества подойдут более удобные нитченки с отдельными петлями-галевами. Хорошо, если есть возможность купить готовые промышленные нитяные либо металлические, но стоят они не дешево и доступны не всем. Этот мастер-класс поможет сделать хорошие нитченки самим.
Петли в них свободно передвигаются по планкам, выравниваются по ширине основы, их количество можно регулировать, то есть добавлять нужное количество, а лишние снимать, они легко раздвигаются, подавать нити основы в такие нитченки легко и удобно.
Для вязания нитченок вам потребуется: две планки (лучше плоские). Размеры планки — 1 на 1,5-2 см в сечении и длина по ширине вашего станка, чуть больше, чем бердо.
Планки можно взять и круглые в сечении, но такие мне нравятся больше, так как они получаются более ровными и компактными.
Также нужна капроновая нить толщиной 0,7-1,5 мм (можно купить в хозяйственных, строительных и рыболовных магазинах) и ножницы.
И нехитрое приспособление из двух досочек с тремя отверстиями, распиленных пополам. Досочки собираются на саморезы или на шпильку с барашком или гайкой.
Таких креплений должно быть два. Расстояние между крайними отверстиями определяет высоту петли нитченки (около 20 см), а среднее необходимо для дополнительного прутка, на котором будет вязаться глазок. Форма отверстий делается по форме планок, с таким расчетом, чтобы их можно было там плотно зафиксировать.
Для саморезов понадобится ключ.
Собираем конструкцию:
вставляем планки в отверстия.
В среднее отверстие вставляем дополнительный пруток и закручиваем саморезы.
Пруток может быть любым — металлическим, деревянным, можно использовать, например, спицу.
Приспособление готово к использованию, теперь можно приступать к вязанию нитченок.
Отрезаем нить от катушки.
Завязываем узел «восьмерка», он не развязывается при натяжении.
Затягиваем узел над нижней планкой
Такой же узел завязываем под планкой, лишнее обрезаем, оставляя хвостики по 2-3см. На узелок можно для надежности капнуть капельку клея ПВА.
Половинка петли готова!
Для второй — переворачиваем конструкцию, нить продеваем в петлю над прутком, огибая его.
Также вяжем узел сначала над планкой, затем под ней, лишнее обрезаем.
Галева готова! Вяжем необходимое количество.
Пруток вынимаем.
Освобождаем планки от креплений и нитченки готовы!
Галева легко снимаются и добавляются на планки.
Галева легко передвигаются по планкам, что очень удобно при подаче нитей основы при заправке стана. Соседние петли не мешают и их не нужно держать в руке. Просто отделяем очередную петлю с нужной нитченки и подаем в глазок нить основы.
На планке можно подписать количество петель, а чтобы петли не спадали по краям можно привязать резинку или плотную нить.
Петли не скручиваются, узелки не мешают работе. На таких нитченках можно выполнять все традиционные техники ткачества.
Радости и вдохновения вам!
www.livemaster.ru