Подписан закон, направленный на унификацию положений ЖК РФ о согласовании перепланировок в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах
- Главная
- Правовые ресурсы
- «Горячие» документы
- Федеральный закон от N 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме»
Федеральный закон от N 558-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части упорядочения норм, регулирующих переустройство и (или) перепланировку помещений в многоквартирном доме»
В частности, по тексту ЖК РФ в статьях 4, 8, 12, 14, 25, 26, 27, 28, 29, касающихся проведения перепланировок и переустройства в многоквартирных домах, термин «жилые помещения» заменяется на «помещения в многоквартирном доме». Таким образом, устанавливается единый порядок организации проведения переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме (виды переустройства и перепланировки, основания проведения, порядок согласования с органами местного самоуправления, завершения этих работ, последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки и другое).
Федеральным законом, кроме того, полномочия органов государственного жилищного надзора дополняются вопросами предупреждения, выявления и пресечения нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами порядка осуществления перепланировки (или) переустройства помещения в многоквартирном доме. Орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля наделяется полномочием по проведению внеплановой проверки при поступлении информации о фактах нарушения требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме. Федеральным законом корректируется норма о праве должностных лиц органов государственного жилищного надзора (государственных жилищных инспекторов) и муниципального жилищного контроля (муниципальных жилищных инспекторов) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) данного органа о назначении проверки посещать помещения в многоквартирном доме и проводить его обследование. Для этого требуется согласие собственников обследуемых помещений, иных лиц, пользующихся помещениями в таком доме: нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования.
Перейти в текст документа »
Дата публикации на сайте: 28.12.2018
Поделиться ссылкой:
www.consultant.ru
Изменения в законе о перепланировке квартир в 2019 году
Часто граждане осуществляют перепланировку жилого помещения без понимания, что подобные действия могут повлечь за собой юридические последствия. Любые существенные модификации, производимые в квартире, расположенной в многоквартирном доме, с учетом изменений в законе о перепланировке квартир в 2019 году, в обязательном порядке должны быть согласованы в соответствующих инстанциях. В противном случае самовольный капремонт будет признан незаконным.
Законодательные изменения
Перепланировка и переустройство квартиры регулируются главой 4 ЖК РФ. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 25 переустройством признается замена, перенос или установка:
- инженерных коммуникаций;
- сантехнического, электрического и иного оборудования.
Вышеуказанные модификации должны быть зафиксированы в техпаспорте на помещение.
Под перепланировкой следует понимать модификацию несущих конструкций зданий и прочие существенные изменения, которые влекут за собой соответствующие поправки в техдокументации. При этом отделочные работы и мелкий косметический ремонт допустимо совершать без привлечения вышестоящих инстанций.
Так, перепланировкой будут признаны:
- объединение двух и более комнат;
- снос или возведение межкомнатных перегородок;
- установка газового оборудования;
- создание санузлов и кухонь.
Самым популярным примером перепланировки является перенос мокрых зон или их расширение. Известно, что произвести подобные действия за счет площади жилых помещений и кухонь нельзя, и это прямо указано в п. 9.22 СаНПИН 54.13330.2011 и п. 3.8 2.1.2.2645-10. Причем расширить ванную или туалет можно за счет нежилых помещений, в т.ч. коридоров, согласно п. 3.9. СанПиН 2.1.2.2645-10. О том, что в 2019 году узаконят перенос мокрых зон, речи не идет.
К мокрым зонам относятся:
- ванные комнаты;
- санузлы;
- туалеты.
Кухня «мокрой» зоной не признается. Поэтому расширить санузел на кухню невозможно.
В 2019 году будут внесены корректировки в ЖК РФ. В соответствии с новыми требованиями, для получения согласования из Жилинспекции потребуется в обязательном порядке предоставить техпаспорт и разрешение органа архитектуры. Право пользования квартирой теперь доказывать не придется: все данные фиксируются в реестре ЕГРН.Согласно новой редакции ЖК, необходимо перед началом капремонта утвердить все существенные моменты, которые повлекут за собой изменения кадастровых характеристик, с сотрудником Жилищной инспекции. В противном случае «самострой» будет признан незаконным. Обязательно присутствие на объекте ведомственной комиссии, которая проведет проверку соответствия поданной документации.
В 2019 г. также упрощен механизм согласования проекта на:
- перемещение технических устройств в пределах санузла;
- перенос межкомнатных дверных проемов;
- возведение перегородок между комнатами;
- устройство балконов, возведение лоджий;
- демонтаж тамбуров.
Как и прежде, закон запрещает:
- перепланировки, которые могут привести к повреждению несущих конструкций, в т.ч. фасада здания;
- корректировки, приводящие к ухудшению технических характеристик жилья;
- нарушение функционирования общедомовых коммуникаций;
- перенос батарей на балконы;
- объединение лоджии с жилым помещением;
- совмещение кухни с комнатой;
- перемещение санузлов в места, расположенные непосредственно над жилыми помещениями соседей, проживающих этажом ниже.
Как осуществляется перепланировка в 2019 году
Согласно ст. 26 ЖК РФ перед тем как начать капремонт, необходимо получить разрешение в Жилинспекции территориального образования или в МФЦ «Мои документы». Жителям Москвы требуется предоставить на рассмотрение следующий пакет документов на основании п. 2.10 Приложения 2 ПП № 508 от 25.10.2011 г.:
- заявление по форме из ПП №266 от 28 апреля 2004 г.;
- паспорт гражданина РФ;
- правоустанавливающую документацию – документ о праве собственности (купли-продажи, дарения, социального найма и т.п.)
- копию проектной документации – из проектной организации;
- техпаспорт на квартиру – из БТИ;
- справку из отделения архитектуры и охраны культурных памятников, если дом отнесен к объектам культурного наследия согласно ст. 64 ФЗ № 73 от 25.06.2002 г.;
- согласие собственников квартиры на проведения указанных действий с квартирой.
Обратите внимание! Если помещение поставлено на учет в Росреестре, то предоставлять техпаспорт и правоустанавливающие документы необязательно – сотрудники Жилинспекции обязаны запросить соответствующие данные самостоятельно.
Требовать другие бумаги от заявителя сотрудники ведомства не вправе. После передачи указанной документации в отделение МФЦ или Жилинспекцию гражданину выдается расписка, в которой указывается дата одобрения заявки и получения соответствующего заключения от жилищного комитета. По закону срок рассмотрения составляет 45 дней, по истечении которых заявителя уведомят об отказе или согласовании изменений. Спустя еще 3 суток гражданин получит документ, который нужно предоставить в Росреестр для регистрации изменений.
Что можно и что нельзя делать при перепланировке квартиры: видео
Читайте также:
Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter
2018god.net
Закон о перепланировке квартир в 2020- Изменения.
Перепланировка 2019- разрешение.
После смены мэра Москвы с Лужкова на Собянина было выпущено Постановление Правительства Москвы № 508 от 25.10.11. Это основной закон, регулирующий правила перепланировки квартир и нежилых помещений в Москве. Последнюю версию данного Постановления Вы можете скачать здесь. Об изменениях, которые принесло это постановление в области согласования перепланировок, мы подробно рассказали в статье Новые правила перепланировки. Перепланировка квартиры или нежилого помещения и в 2020 году по-прежнему регламентируется данным законом, в который отдельными постановлениями вносились лишь незначительные изменения. Так, к примеру, в конце 2017 года, а именно 29 декабря, вышло новое Постановление Правительства Москвы № 1104, внёсшее некоторые изменения в сферу согласования перепланировок. На данный момент последние правки в ППМ №508 вносились Постановлением №1572 от 17.12.2018.
Прежде чем рассмотреть данные изменения, следует отметить, что никакой амнистии по перепланировке квартир к 2020 году не произошло. Главным законом по согласованию перепланировок квартир и нежилых помещений в Москве осталось Постановление Правительства Москвы №508, в который вносились правки.
Также отмечаем, что если Вы хотите узнать о возможности согласования Вашей перепланировки в 2020 году, а также сроках и ценах, то позвоните нам по телефону 8 (495) 507-74-67 или оставьте онлайн-заявку.
Итак, какие пункты были изменены:
1. Убрали пункт 2.2.6 из Приложения 1 об изменении конструкции полов, для которого раньше требовался проект перепланировки. Теперь изменение конструкции полов можно согласовывать по «эскизу». Изменение не коснулось конструкции полов в деревянных перекрытиях, изменение которых по-прежнему требует согласования по проекту.
2. В приложение 1 добавили пункт 2.2.1 «Устройство (перенос, изменение границ) уборных и ванных комнат.» Таким образом, любое изменение границ «мокрых» помещений требует согласования по проекту. Это требовалось и раньше. Только объяснялось другой причиной. Изменение границ мокрых помещений требовало устройства гидроизоляции в полах, а это влекло изменение конструкции полов, которое раньше согласовывалось по проекту. Теперь после Постановления №1104 уже по поэтажному плану БТИ и экспликации после выполненного ремонта.
3. Добавился пункт 2.2.12 Приложения 1 «Устройство антресоли площадью не более 40% от площади помещения». Таким образом, теперь официально разрешили при перепланировке делать антресоли, которые раньше относили к реконструкции. Правда, ограничили их площадью в 40% от площади помещения, в котором она возводится. Также нельзя делать согласно п. 10.25 больше одной антресоли. Согласно п. 10.26 и 10.27 запрещено устройство на антресоли санузлов и кухонь.
4. Добавили пункт 2.2.11 Приложения 1 «Устройство (перенос) кухонь, кухонь-ниш». Теперь перенос кухни официально согласовывается по проекту. Он требовался и раньше, но никакого официального пункта об этом не было.
5. Появился пункт 10.19 Приложения 1, который запрещает объединение балконов и лоджий с внутренними помещениями. Раньше такая перепланировка также была запрещена, так как относилась Жилищной инспекцией к реконструкции. Сейчас это запретили документально.
6. Добавлен пункт 13 Приложения 1, который говорит о том, что при затрагивании архитектурного облика здания, проект необходимо согласовать с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы. Причём в этот комитет Жилищная инспекция отправляет поданные документы сама;
7. Были добавлены пункты 19.1 и 19.2, которые говорят о том, что выполненная без получения разрешения на ремонт перепланировка не может быть согласована по техническому заключению о безопасности произведенных работ, если:
- перепланируемое помещение является объектом культурного наследия и произведенные работы невозможны без проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
- изменяется архитектурный облик здания, колористическое решение его фасада.
8. В пункте 2.5.1.1.3.9. Приложения 2 прописали точный перечень документов, необходимых при огранизации общего собрания жильцов многоквартирного дома, когда при перепланировке затрагивается часть общедомового имущества.
9. Пункт 2.10.1.1.3.6. Приложения 2 говорит о том, что если квартира находится на последнем этаже и при перепланировке это как-то учитывается (скажем, кухня расширяется на санузел, что в междуэтажных квартирах запрещено), то на объект с проверкой этого факта выходит представитель Жилищной инспекции.
10. В соответствии с п. 3.3.3.1.5. Приложения 2 ужесточился контроль за предоставляемыми документами по общему собранию жильцов. Жилищная инспекция теперь направляет запросы в управляющую организацию, совет дома и жителям дома, в котором проводилось общедомовое собрание. Если выявляется, что жители не участвовали ни в каком общедомовом собрании, то все документы передаются в прокуратуру.
11. Согласнопункту 2.5.1.1.2.6.3 вместо эскиза на перепланировку теперь представляются поэтажный план БТИ и экспликация после произведенной перепланировки. Таким образом, теперь для простых работ не рисуется эскиз, а вызывается техник БТИ, который отмечает изменения в красных линиях на поэтажном плане. Затем уже эти БТИ подаются в Мосжилинспекцию. Там проверяют действительно ли произведенные работы относятся к тем, что не надо согласовывать по проекту и после выхода инспектора на объект выдают акт о завершенной перепланировке. Его отправляют в БТИ, где уже с плана снимают красные линии. Это очень тонкий момент. Надо быть точно уверенным, что все изменения в планировке можно согласовать не по проекту. То есть при ремонте не должны содержаться работы, перечисленные в пунктах 2 и 3 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы №508. В противном случае придется согласовывать перепланировку по техническому заключению о безопасности и допустимости произведенных работ. Минусы такого согласования мы уже описывали в пункте 1.1. статьи об узаконивания перепланировки. Ещё хуже, если при перепланировке было произведено какое-либо нарушение СП, СаНПиНа или постановления, а таких нарушений может быть масса. И они будут «засвечены» в БТИ красными линиями. Тогда придется по предписанию инспектора возвращать дорогостоящий ремонт в исходное положение в части нарушений. Поэтому прежде чем вызывать техника БТИ на квартиру настоятельно рекомендуем проконсультироваться у специалистов: нет ли каких-либо нарушений в перепланировке и не надо ли её согласовывать по проекту.
Не смотря на то, что описанные выше работы прописаны в законе, эскизы до сих пор принимают как раньше. То есть, рисуют на планах БТИ эскиз и подают его сразу в Жилищную инспекцию.
12. Согласно новому пункту 3.3.3.3.10.1 в Постановлении №508, который внесён новым постановлением №1572 в состав приёмочной комиссии вернули представителя Управляющей компании. Так что теперь соответствие выполненного ремонта согласованному проекту будет проверять не один инспектор Жилищной инспекции, но также и представитель Управляющей компании.
Также в конце 2012 года, а именно 26 декабря, Правительство Москвы выпускало постановление №840, которое не отменило основной закон о перепланировке квартир и нежилых помещений, алишь внесло в него отдельные корректировки. Рассмотрим какие изменения внесло то старое постановление, которые актуальны до сих пор даже после выхода постановления №1104.
1. В раздел 11 приложения 1 к Постановлению добавились пункты 10.16 и 10.17, которые теперь официально запрещают объединение газифицированной кухни с жилыми комнатами. Они обязательно должны быть разъединены плотно закрывающейся раздвижной перегородкой, или стеной с дверью.
2. Теперь убран пункт 2.2.9, который до этого разрешал присоединение лоджий к внутренним помещениям. Сейчас, как мы уже говорили, добавили пункт о запрещенииобъединения балконов с комнатами и кухнями.
Согласованная перепланировка квартиры 2019.
3. В соответствии с п.20 Приложения 1 теперь любая перепланировка, согласовывающаяся по «эскизу», требует выхода комиссии для проверки. Раньше просто сдавали эскиз, нарисованный от руки на плане БТИ, и если количество жилых комнат не увеличивалось, выдавался акт о выполненной перепланировке без всяких выходов. Инспекторы приходили на объект только в том случае, если по эскизу изменялось количество жилых комнат. Теперь они будут выходить в любом случае. Это плохо тем, что скрыть какие-либо нарушения, которые раньше можно было просто не отмечать в «эскизе», не получится. Также, как мы уже отмечали, теперь вместо эскизов необходимо сдавать план БТИ и экспликацию после выполненной перепланировки.
Для перепланировок, требующих согласования по проекту, а таких большинство, всё осталось по-прежнему — инспекторы всегда проверяют выполненный ремонт на соответствие согласованному.
4. Одним из хороших нововведений стало то, что в соответствии с п.2.5.1.1.3.10 приложения 2 к Постановлению, можно согласовать перепланировку в новостройке, ещё не получив свидетельства о государственной регистрации права. Правда, для этого необходимо будет предоставить довольно внушительное число документов:
- оригинал или нотариальная копия договора участия в долевом строительстве или договора об уступке прав;
- согласие застройщика на переустройство квартиры или нежилого помещения;
- оригинал или копия акта приемки-передачи недвижимости;
- копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;
- справка от застройщика о том, что участником долевого строительства выполнены все обязательства по договору;
К сожалению, на практике далеко не все застройщики идут навстречу жильцам и предоставляют эти документы. Так что собрать их и предоставить является непростой задачей.
5. Согласно измененному Постановлением Правительства Москвы № 796 от 01.12.2015 пункту № 18 Приложения 1 любая проведенная без согласования перепланировка квартиры или нежилого помещения является административным нарушением и для её узаконивания необходимо заплатить соответствующий штраф.
По всем остальным пунктам основной закон о перепланировке квартир и нежилых помещений, то есть Постановление Правительства Москвы № 508, на 2020 год остался без изменений.
С этой статьёй читают
resog.ru
Верховный Суд России о перепланировке и реконструкции помещений в многоквартирном доме
Жители многоквартирных домов для улучшения жилищных условий проводят перепланировку, переустройство, реконструкцию помещений, а иногда и возводят самовольные постройки на придомовой территории. Рассказываем о позиции Верховного Суда РФ в отношении легализации подобных изменений в МКД.
Законодательство РФ о перепланировке, переустройстве и реконструкции помещений в МКД
Перепланировка, согласно ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, – это изменение конфигурации помещения, когда потребуется внести изменения в его техпаспорт. Она может включать перенос или полный демонтаж перегородок, перенос дверных проёмов, расширение жилплощади, устройство дополнительных санузлов и т.д..
При переустройстве, или переоборудовании, в помещении устанавливаются, заменяются или переносятся инженерные сети, санитарно-техническое, электрическое оборудование. Эти изменения также влекут внесение правок в техническую документацию МКД (ч. 1 ст. 25 ЖК РФ).
Реконструкция, в отличие от переоборудования и перепланировки, меняет параметры всего МКД: высоту, площадь, объём (ст. 1 ГРК РФ). К реконструкции относятся замена несущих конструкций, надстройка и перестройка, расширение объекта капитального строительства: утепление стен, пристройка дополнительного помещения, объединение двух помещений на разных этажах в одно, снос перегородки между балконом и внутренним помещением и другие работы.
Как проводить перепланировку в многоквартирном доме
Согласование перепланировки, переустройства и реконструкции помещения в МКД
На проведение работ по изменению характеристик помещения или даже всего МКД собственник должен получить сначала согласие общего собрания собственников, совместно владеющих общедомовым имуществом (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Уменьшать или увеличивать размер общего имущества можно только с согласия всех собственников (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Это правило касается реконструкции, переустройства и перепланировки, использования части придомовой территории, когда происходит присоединение к помещению собственника части общего имущества дома (ч. 2 ст. 40 ЖК РФ).
Помимо согласия ОСС, для проведения перепланировки или переустройства помещения в многоквартирном доме собственнику необходимо получить разрешение органа местного самоуправления (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).
Судебная практика допускает легализацию таких работ после их проведения. Суд должен установить, что изменения в помещении не нарушают прав других жителей МКД и не создают угрозы их жизни и здоровью (ч. 4 ст. 29 ЖК РФ). В ином случае собственник помещения обязан вернуть помещение в прежнее состояние согласно технической документации (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
Разберём несколько судебных дел, в которых рассматривались вопросы о приведении помещений после перепланировки, переустройства и реконструкции в соответствие с техпаспортом.
Реконструкция помещения в многоквартирном доме: как никого не обидеть
Кухня и санузел не могут располагаться над жилыми комнатами
Требование санитарных норм стало решающим в судебном процессе о перепланировке квартиры в одном из МКД Краснодара. Собственник обратилась в орган МСУ с заявлением для получения документов на уже проведённое переустройство помещения. Муниципалитет отказался выдать разрешение. Собственник обратился в суд.
Первая инстанция и апелляция признали право истца на сохранение квартиры в переустроенном виде, посчитав, что изменённое жилое помещение отвечает требованиям СП-54, не нарушает прав соседей и не угрожает их жизни и здоровью.
Муниципалитет подал кассационную жалобу в Верховный Суд РФ. ВС РФ отметил, что суды не приняли во внимание существенные обстоятельства дела. Согласно п. 3.8 СП-2.1.2.2645-10, в жилых зданиях запрещено размещать над жилыми комнатами и кухнями ванные и туалеты. Отказ от выдачи разрешения на переустройство, выданный органом МСУ истцу, ссылался именно на это обстоятельство.
В ходе обследования и экспертизы жилого помещения установлено, что после переноса перегородок увеличилась площадь кухни и санузла. Поскольку квартира истца находится на четвёртом этаже, то существенным для дела являлось уточнение, над какими помещениями третьего этажа располагаются кухня и санузел после переустройства.
Суд первой инстанции и апелляционный суд не учли данное обстоятельство при вынесении решений. ВС РФнаправил дело на повторное рассмотрение.
ВС РФ о незаконной перепланировке и кто за неё отвечает
ОСС должно согласиться на использование земли для самовольной постройки
Семья, проживающая в квартире на первом этаже по договору соцнайма, возвела две пристройки к квартире, увеличив её площадь в 2 раза. Реконструированное помещение не нарушало требований СП-2.1.2.2645-10, требований к пожарной безопасности и соответствовало техническим регламентам, действующим на территории РФ. Однако орган МСУ отказал в сохранении квартиры в переустроенном состоянии, и спор был перенесён в зал суда.
Первая инстанция, а за ней и апелляционный суд удовлетворили требования жителей квартиры. Судьи посчитали, что возведённые пристройки не нарушают права и интересы других граждан, не угрожают их жизни и здоровью, соответствуют санитарным и строительным нормам. Поэтому, согласно ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, суды разрешили сохранить помещение в переустроенном виде.
Верховный Суд РФ, куда муниципалитет обратился с кассационной жалобой, не согласился с выводами первых двух судов. ВС РФ отметил, что пристройка возведена на земельном участке, входящем в состав общего имущества МКД. Она представляет собой помещение с отдельным входом из монолитного железобетонного фундамента в кирпичными наружными стенами и кровлей. Такая постройка изменила площадь квартиры, а также увеличила общее имущество МКД за счёт новых ограждающих конструкций.
ВС РФ указал, что для проведения подобной реконструкции, когда изменяется общее имущество дома, необходимо получить согласие всех собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Истцы не выносили вопрос на ОСС.
Также существенным для суда являлся факт использования без согласия ОСС земли, входящей в состав общего имущества МКД. Пристройка к квартире на земле без получения согласия на её использование может быть признана самовольной постройкой в силу ст. 222 ГК РФ.
Эти обстоятельства суды первой и апелляционной инстанций не рассматривали, поэтому ВС РФ направил дело на новое рассмотрение.
Земельный участок в составе общего имущества МКД
Реконструкция под видом переустройства незаконна
Собственник решил в принадлежащей ему квартире устроить офис. Орган МСУ выдал разрешение на перевод жилого помещения в нежилое и проведение переустройства в соответствии с представленным проектом. Однако владелец квартиры произвёл реконструкцию: появился второй этаж, который существенно увеличил общую площадь бывшей квартиры.
Результат работ не соответствовал согласованному проекту, поэтому орган МСУ отказал в выдаче акта на ввод помещения в эксплуатацию. Собственник с таким решением не согласился и обратился в суд.
Первая инстанция не поддержала истца, подтвердив позицию муниципалитета: результат работ не соответствует проектной документации, в которой не предполагалась реконструкция помещения и элементов МКД и надстройка второго этажа. Вопрос о переустройстве не выносился на общее собрание собственников. Своими действия истец нарушил права третьих лиц, поскольку самовольно увеличил свою долю в праве общей собственности на общедомовое имущество.
Апелляционный суд отменил это решение, указав на то, что собственник может сохранить переустроенное помещение. Проведённые работы не создают угроз жизни и здоровью других лиц, не нарушают их права и интересы. Важным для суда аргументом для принятия решения в пользу истца стало обращение собственника за разрешительными документами в орган МСУ.
Муниципалитет подал кассационную жалобу в ВС РФ, который согласился с выводами суда первой инстанции. Верховный Суд РФ подтвердил, что истец нарушил требования закона, не получив согласия всех собственников помещений в МКД и органа МСУ на реконструкцию. Выполненные в нежилом помещении работы изменили параметры площади бывшей квартиры и общего имущества МКД.
Судья уточнил, что, согласно п. 26 постановления Пленума ВС РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010, отсутствие разрешения на самовольную постройку не может стать причиной для отказа в иске о признании права собственности на такую постройку. Необходимо установить, правомерно ли отказал орган МСУ в выдаче разрешительных документов.
Поскольку истец не обращался в муниципалитет за разрешением на реконструкцию помещения с изменениями элементов МКД, то ВС РФ отменил определение апелляционной инстанциии постановил снова рассмотреть апелляционную жалобу.
ВС РФ о реконструкции помещения в многоквартирном доме
Орган ГЖИ может наказать УО за незаконную перепланировку в МКД
Управляющие организации должны иметь в виду, что факт незаконных перепланировок и переустройств с изменением общего имущества МКД может быть зафиксирован при плановых и внеплановых проверках органа ГЖН. В таком случае орган жилнадзора может обязать УО привести общее имущество МКД в состояние согласно техдокументации, если собственник отказывается это делать.
В таком случае УО может:
- вынести вопрос о легализации переустройства на общее собрание собственников помещений в МКД;
- привести общее имущество в соответствие с техпаспортом МКД и через суд потребовать с собственника возмещения затрат.
Также Жилищный кодекс РФ предусматривает наказание владельцу переустроенной квартиры, если он не выполнит решение суда о возвращении помещению начального вида. Согласно ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, помещение может быть продано с торгов. Вырученные средства будут направлена на работы по возвращению квартиры к прежней планировке.
roskvartal.ru
Закон о перепланировке квартир 2019
Наше бюро занимается разработкой проектной документации для согласования перепланировок в Москве и Московской области. Мы поможем вам узаконить перепланировку с учетом всех нововведений жилищного законодательства и технических нормативов.
Единого федерального закона о перепланировке квартир или нежилых помещений в жилых домах не существует. Наряду с главенствующим сводом правил ЖК РФ также существует множество законов и подзаконных актов, которые регламентируют данную сферу.
Общие положения по вопросам перепланировок и переустройств на всей территории страны устанавливает Глава №4 Жилищного кодекса РФ. Глава №4 ЖК РФ, а именно статья 25, определяет понятия «перепланировки» и «переустройства»:
Перепланировка – изменение конфигурации квартиры, влекущее за собой внесение поправок в технический паспорт помещения.
Переустройство – вмешательство в инженерные сети, электро- и сантехоборудование, которое также требует внесения изменений в учетно-техническую документацию БТИ.
Главным требованием, которое определяет Жилищный кодекс РФ к перепланировке и/или переустройству, является согласование ремонтных работ с надзорным органом. Он также регламентирует основные правила и условия получения разрешения на перепланировку и оформления акта приемки завершенной перепланировки.
Разрешение на перепланировку:
Помимо федерального законодательства о перепланировке, в субъектах РФ, а также в Москве и Санкт-Петербурге, издаются региональные законы, которые дополняют положения ЖК РФ, не противореча им.
Так, ст. 15 Закона г. Москвы от 27 января 2010 г. № 2 «Основы жилищной политики города Москвы» в п.1 указывает на необходимость проводить перепланировку с соблюдением как федерального, так и московского законодательства в плане ее согласования «с уполномоченным органом исполнительной власти». Таким органом в столице является Государственная жилищная инспекция г. Москвы (Мосжилинспекция).
В настоящий момент основным законом о перепланировке объектов недвижимости в жилых домах Москвы является постановление Правительства Москвы № 508-ПП в обновленной редакции № 840-ПП. Данное постановление пришло на смену устаревшему 73-ПП и вступило в силу в 2011 году. Данное постановление распространяется только на объекты недвижимости, расположенные в многоквартирном доме.
Закон о перепланировке содержит информацию:
- О разрешенных и запрещенных вариантах перепланировки и переустройства (Приложение 1 к ППМ №508-ПП).
- О том, какие перепланировки согласуются по проекту с техническим заключением, а какие по типовому решению из соответствующего каталога либо по проекту приспособления (Приложение 1 к ППМ №508-ПП).
- О перечне документов, необходимых для получения разрешения на перепланировку квартир и нежилых помещений (Приложение 2 к ППМ №508-ПП).
- О порядке оказания услуг по согласованию перепланировки в «одном окне» (Приложение 2 к ППМ №508-ПП).
- О требованиях к составу и оформлению проектной документации (Приложение 3 к ППМ №508-ПП).
- О перечне мероприятий, подлежащих оформлению актами на скрытые работы (Приложение 16 к Приложению 2)
- О порядке сдачи завершенной перепланировки Мосжилинспекции (Приложение 2).
- О требованиях к оформлению актов скрытых работ, заполнению журнала строительных работ и проведению авторского надзора (Приложение 4).
Текст постановления Правительства Москвы №508-ПП с приложениями
Отличия №508-ПП от предшествующего законодательства
Среди отличий нового постановления следует отметить:
1. Сокращение числа инстанций, в которых следовало получать разрешение. Теперь все бумаги сдаются в «одно окно» многофункционального центра.
2. Отмена необходимости согласования некоторых ремонтных мероприятий, ранее считавшихся перепланировкой. В их числе остекление балконов и лоджий, установка кондиционеров (остались только технические регламенты по их установке) и разборка встроенной мебели, которая не образует самостоятельных помещений.
3. Изменение состава приемочной комиссии, которая теперь состоит из инспектора жилищной инспекции и представителей от подрядной и проектной организаций. Присутствие сотрудника управляющей компании понадобится только в случае затрагивания общего имущества жильцов.
4. Введение понятия типовой проект. Это готовый и уже согласованный проект перепланировки из специального каталога типовых решений (в нем пока представлены только серии домов, автором которых является АО МНИИТЭП).
5. Косметический ремонт отныне не нуждается в согласовании — оно и раньше не требовалось, но теперь этот факт официально закреплен в законе о перепланировке (п. 1.9 Приложения 3).
Прочие авторы проектов домов
Помимо послаблений, в новом законодательстве присутствует также и ряд ужесточений. Например, отныне практически все перепланировки по проекту должны сопровождаться техническим заключением – даже не затрагивающие несущих стен. Также не допускается присоединение балконов и лоджий к кухням и комнатам, присутствует необходимость установки французского остекления в пол между помещением и балконом.
В п.10 Приложения 1 появились два новых подпункта, запрещающие объединять комнату и газифицированную кухню без сплошной перегородки или двери.
См. также:
Технические нормативные акты о перепланировках
apb1.ru