стиль либерти или рациональный модерн в искусстве, современной архитектуре и скульптуре
Модерн – художественное направление в искусстве, скульптуре и архитектуре, распространившееся по территории европейских стран к концу 19-го века. Популярность этого движения продлилась до начала I Мировой войны. Главная характеристика стиля – избавление от четких и угловатых форм. “Природные” композиции начинают занимать главенствующие позиции. Появляются новейшие техники и способы исполнения живописных и скульптурных творений. Наблюдается интерес к прикладному искусству (одежда, посуда, элементы интерьера и прочее).
История возникновения
Этот стиль пришел на смену эклектике – направлению, характеризуемому повторением образов предыдущих исторических стилей.
Значительное влияние на возникновение модерна оказало искусство восточных стран (преимущественно Японии), а художники и зодчие того времени вдохновлялись египетским стилем.
В европейских странах модерн имел определенное название:
- Соединенные Штаты – «тиффани».
- Австрия – «сецессион».
- Германия – «югендштиль».
- Франция – «ар-нуво».
- Италия – «либерти».
Черты стиля
Модерн сочетал в себе особенности художественного характера в различных произведениях, чем в значительной степени вовлекал во все сферы жизни и деятельности человека черты прекрасного и возвышенного. Это движение подразделялось на два основных вида:
- Декоративное – во Франции, Бельгии, Германии.
- Конструктивное – в Шотландии и городах Австрии.
А в итальянских и русских городах на развитие модерна оказали традиции национального характера (например, в неорусский стиль).
Неорусский стиль – архитектурное направление в русском (московском) зодчестве (конец 19 – начало 20-го столетия). Творцы того времени широко использовали древнерусские мотивы для возрождения русской своеобразной культуры.
Стоит отметить, что стиль модерн в архитектуре, скульптуре и искусстве совместил в себе невероятное количество различных направлений и развивался под влиянием множества национальных культур и их традиций. Даже специалисты затрудняются определить границы конца эклектики и начала модерна, а также возникновения последующего стиля под названием ар-деко.
Ярчайшим примером этого всеобъемлющего и разностороннего стиля является «Удар бича» – скульптура Германа Обриста.
В Европе создаются ассоциации художественной направленности:
- 1888 г. – Выставочное общество искусств и ремесел (Великобритания).
- 1890 г. – Мир Искусства (Россия).
- 1897-99 гг. – Объединенные искусственно-ремесленные мастерские, Немецкие мастерские художественных ремесел (Германия).
- 1903 г. – Венские мастерские (Австрия).
Югендстиль в Риге
Архитектура
Архитектурный модерн (так же как и стиль Хай-Тек в архитектуре) в Европе был распространен в 1890-1910 гг. Особенностью является стремление создавать не только красивые, но и функциональные здания. Все элементы конструкции каждого строения поддавались художественной обработке (двери, лестницы, столбы и прочее).
Виктор Орта (Бельгия) был одним из первых зодчих, проектирующих здания в стиле модерн. Несущие конструкции выполнялись преимущественно из железа и напоминали фантастические формы необычных растений. Он также использовал новые строительные материалы, среди которых были стекло и железо. Все детали от дверных ручек и до лестничных перил выполнялись в одном стилевом направлении.
Модерн во Франции развивался благодаря Эктору Гимару, который спроектировал павильоны в метро Парижа. А дома в стиле модерн, сооруженные Антонио Гауди, превосходно вписывались в пейзаж. Они больше походили на чудеса природы, нежели на настоящие сооружения, созданные человеком.
Архитектура этого направления отличается своим многообразием. Строения напоминают одновременно и замки, и мавританские дворцы и корпуса заводских зданий.
С течением развития модерна начали выделяться такие направления, как:
В определенных регионах и городах модерн отличался особенными чертами, и поэтому появились термины: берлинский, московский, русский, провинциальный, венский, парижский, рижский и множество других направлений. На территории России можно наблюдать строения в «северном стиле (финском)» (в Санкт-Петербурге, Сортавале, Выборге).
По сей день существуют споры о том, являются ли вышеперечисленные направления самостоятельными стилями, или же они представляют собой разновидности модерна.
Стиль модерн возник в то время, когда появилась необходимость не только в шикарных замках и церквях, а еще и в магистралях, вокзалах, выставочных залах, аэродромах, заводах. Появляется необходимость в использовании новых строительных материалов: стекла, бетона, стали. Кроме того, наблюдаются изменения в технологиях производства кирпича, камня и древесных материалов.
В архитектуре происходит отказ от симметричности форм: появляются огромные окна в виде витрин («магазинные окна»). Получает развитие идея строительство многоэтажных зданий, проектируются окончательные варианты жилых домов в стиле модерн (на фото).
Главный офис сайта “ВКонтакте” в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте
Интерьер
Модерн в организации интерьера отличается элегантностью линий, а также разреженность форм всех элементов декора. Значительную роль в оснащении внутренней обстановки строений сыграла увлеченность японскими мотивами.
Основным материалом художников стиля модерн было стекло. Но интересные узоры можно было также наблюдать на изделиях из фарфора. Медь и бронза использовались при изготовлении светильников. Мастера модерна активно разрабатывали новые модели светильных приборов, дизайном ювелирных украшений и столового серебра. На фото представлены светильники, выполненные в стиле этого направления.
Годуин и Макинтош – наиболее известные художники, которые трудились над дизайном мебели в стиле модерн.
На работы Годуина очень повлияло искусство японской мебели – деревянные детали гарнитуров окрашивались в светлые тона (серый или белый). Мода на японские мотивы возродила ширмы, которые были особенно популярны в 18-м столетии. Мебельные гении занимались также художественной росписью. Выпускники школы Нанси придавали различным предметам мебели из черного дерева необычные орнаменты и очертания в стиле модерн. Кресла-бержеры, диваны и стулья были оснащены резными панно, имеющими гибкие формы цветков ириса или ветвей деревьев, а ножки изготавливались в виде волнообразных композиций. На фото можно видеть, как стиль модерн в интерьере идеально сочетает в себе различные материалы, отлично гармонирующие друг с другом (стекло, метал, камень, дерево, обои, роспись).
Макинтош, в свою очередь, работал над эскизами мебели, имеющей удлиненные формы. Ему принадлежит дизайн кресел-тронов, оснащенных коротенькими ножками и несоразмерно вытянутыми спинками.
Для отделки стен использовались обои с элементами росписи и шпалер. Рисунки являли собой символический характер. Особенно популярны были цветочные и растительные композиции, а также вязь. Не менее важную роль играет мозаика – ее изготавливают из керамики, стекла и прочих материалов. Мозаичными картинами украшают полы, стены и потолки.
Ведущие цвета модерна – мягкие ненавязчивые оттенки природного характера (белый, бежевый, светло-голубой, нежно-розовый, бирюзовый и т.д.)
Современные дизайнеры часто используют идеи модерна при создании интерьеров для гостиных комнат, спален и даже кухонь. На фото представлены наиболее удачные примеры в этом направлении.
Скульптура и живопись
В значительной степени на развитие стиля модерна в искусстве живописи и скульптуры повлиял символизм. Традиционные формы 19-го века сменялись новейшими течениями европейских стран. Панно и картины в стиле модерн представляли собой элементы декорирования помещений, что вносило в общую композицию новизну эмоциональной окраски. Благодаря этому основной отличительной чертой живописи стала декоративность.
На первом плане находились преимущественно лица и фигуры, выполненные с особой четкостью. Для картин также характерны «ковровые фоны» с орнаментами и сочетание условностей декоративного характера (М.А. Врубель, Г. Климт). Широта цветовых плоскостей наблюдается в работах Э. Мунка и Л.С. Бакста. Работы Бенуа и Врубеля отличаются четкими линиями и нюансами, что придавало живописи стиля модерн выразительность.
В композициях картин использовались идеи на тематику смерти, мировой скорби, а также эротизма. Значительное распространение получили работы Густава Климта, который обращался на своих полотнах к миру легенд, снов, и сказок.
Скульптурные творения эпохи модерна отличаются динамикой композиций и рельефностью форм. Наблюдается гармоничное взаимодействие хрупких и массивных линий, а также силуэтов разных размеров. На фото показаны черты модерна на примере скульптуры «Поцелуй» Огюста Родена.
Модные веяния
Дизайн женской одежды в стиле модерн относился к салонному типу. Прелестные дамы того времени – изящные, с вытянутой фигурой (готической), развивающимися длинными волосами, а также с выразительным мечтательным томным взглядом. В своем становлении и развитии модные тенденции модерна разделились на несколько этапов:
- 1898-1900 гг. – особое внимание уделялось правильно осанке. Женский наряд состоял из юбки по типу колокола (подол удлинялся). Трен на подоле отделывался оборками. Рукава-жиго расширялись к плечам.
- 1901-05 гг. – популярен S-образный силуэт (узкая талия и большая грудь). Женщины носили шляпы больших размеров, линия плеча в наряде принимает более естественные формы. Юбки обильно декорируются, а буфы на рукавах сдвигаются ближе к локтям. Талия милой прелестницы затягивалась в корсет (до 55-60 см), поэтому верх женского торса наклонен вперед. Такой силуэт носил название “голубиная грудь”. Выразительная выпуклая форма сзади создавалась за счет клеша на юбке, который прилегал к упругим бедрам. Юбки для бальных платьев имели одну особенность – вокруг элегантных туфелек они ложились веерообразно. Этот эффект достигался благодаря дополнительному трену.
- 1905-07 гг. – во время третьего периода укорачивались юбки (открывался носок туфель), а элементы декорирования исчезают почти полностью. Женский силуэт возвращается к обычному виду (вертикальному), что отражается на примерах одежды в стиле модерна. Постепенно выходят из моды корсеты, а после 1903 года покрой нарядов становится более просторным и не стесняет движений.
На смену спокойным оттенкам приходят яркие красочные цвета.
Для пошива использовали шелка – тончайший крепдешин, шифон и парча, а также тафта. Применялся тяжелый бархат, полотно, репс и велюр.
Верхняя одежда: короткие жакеты, пелерины, пальто (средней длины), мантильи, меховые манто.
Отделкой для нарядов служили: шарфы, банты, тесьма, плиссе, роспись, кружева, искусственные цветы, вышивка (золотые нити, бисер, мишура), кораллы, яркие блестки, бусы. Обувь на каблуках: сапоги на шнуровке, туфли.
Использовали также дополнительные аксессуары: шляпки-ток, элегантные тросточки, зонтики с тканевыми оборками, перчатки, муфты.
Варианты поклейки обоев, где комбинирование разных типов обоев является ключевым элементом.
Дизайн маленькой кухни с обоями вы найдете в этой статье, где предложены еще и фото.
Виды недорогой напольной плитки: https://trendsdesign.ru/materialy/plitka/nedorogaya-napolnaya-plitka.html
Секреты стиля
Выводы
Стиль модерн возник в конце 19-го столетия и пришел на смену эклектике. В отличие от предшествующего направления, модерн сочетает в себе множество различных течений искусства и не стремится в точности копировать идеи прошлых веков. В области архитектурного строения широко использовались металлические каркасы, а также видоизменялись технологии производства строительных материалов. Модерн, как ни один другой стиль, содержит в себе невероятное количество направлений, детали которых гармонично сочетаются в общей композиции. На смену ему пришел модернизм, а затем мир знакомится с минимализмом.
Читайте также про классицизм в скульптуре.
Модерн (стиль) — это… Что такое Модерн (стиль)?
- Это статья о стиле в искусстве. Об историческом периоде см. статью Эпоха модерна.
Моде́рн (от фр. moderne — современный) или Ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство») — художественное направление в искусстве, больше популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах называется также: «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «ар-нуво» и «fin de siecle» (букв. «конец века») во Франции, «югендстиль» (точнее, «югендштиль» — нем. Jugendstil, по названию основанного в 1896 году иллюстрированного журнала Die Jugend) в Германии, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Голландии, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.
Альфонс Муха.
Мод Адамс как Жанна д’Арк. Афиша 1909г.
Общая характеристика
В 1860—1870 годы в Европе главенствовал стиль эклектики, который заключался в цитировании и повторении предыдущих художественных стилей.
В 1880-е годы в работах ряда мастеров стал вырабатываться новый стиль, который противопоставлял эклектизму новые художественные приёмы. Уильям Моррис (1834—1896) создавал предметы интерьера, вдохновлённые растительными орнаментами, а Артур Макмёрдо (англ.) (1851—1942) использовал элегантные, волнистые узоры в книжной графике.
Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу более плавных, изогнутых линий. Часто художники модерна брали за основу своих рисунков орнаменты из растительного мира. «Визитной карточкой» этого стиля стала вышивка Германа Обриста «Удар бича».
Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе. Вследствие этого в этот период возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.
В европейских странах начали создаваться различные художественные ассоциации, работающие в новом стиле: «Выставочное общество искусств и ремёсел» (1888) в Великобритании, «Объединённые художественно-ремесленные мастерские» (1897) и «Немецкие мастерские художественных ремёсел» (1899) в Германии, «Венские мастерские» (1903) в Австрии, «Нансийская школа» во Франции, «Мир искусства» (1890) в России.
Распространению модерна способствовало проведение Всемирных выставок, на которых демонстрировались достижения современных технологий и прикладного искусства. Наибольшую известность модерн получил на Всемирной выставке 1900 года в Париже. После 1910 значение модерна стало угасать.
Архитектура в стиле модерн
Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта (1861—1947). В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки — все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооружённые им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Чугунное литьё
Модерн в изобразительном искусстве
Художники
- Густав Климт — Австрия;
- Альфонс Муха — Чехия;
- Выспяньский, Станислав — Польша;
- Тороп, Ян (Jan Johannes Theo Toorop) — Голландия;
- Морис Дени, Эдмон-Франсуа Аман-Жан (Edmond-Francois Aman-Jean) — Франция;
- Ходлер, Фердинанд (Ferdinand Hodler) — Швейцария;
- Джованни Сегантини (Giovanni Segantini) — Италия;
- Жорж Леммен (Georges Lemmen), Фернанд Кнопф (Fernand Khnopff) — Бельгия;
- Жорж де Фер (Georges de Feure) — Голландия;
- Герда Вегенер — Дания;
- Наби, Люсьен Леви-Дюрмэ (Lucien Levy-Dhurmer) — Франция;
- М. А. Врубель;
- А. Н. Бенуа;
- Васнецов, Виктор Михайлович;
- Малютин, Сергей Васильевич;
- Нестеров, Михаил Васильевич;
- Поленов, Василий Дмитриевич;
- Л. С. Бакст, К. А. Сомов, Мир искусства — Россия.
Скульпторы
Огюст Роден (Амур и Психея)
Интерьер в стиле модерн
Дизайн мебели и предметов интерьера
- Мажорель, Луи (Louis Majorelle), Галле, Эмиль (Emile Galle), Эмиль Андре (Emile André), Эжен Валлен (Eugène Vallin), Камил Готье (Camille Gauthier), Жак Грубер (Jacques Gruber) — Франция;
- Рихард Римершмид (Richard Riemerschmid) — Германия;
- Гюстав Бови (Gustave Serrurier-Bovy), Хенри Ван де Вельде (Henry Van de Velde) — Бельгия;
- Тонет (Thonet), Коломан Мозер (Koloman Moser) — Австрия;
- Франтишек Билек (Frantisec Bilek) — Чехия;
- И. А. Фомин — Россия.
Прикладное и станковое искусство
Ваза мастерской братьев Дом, Школа Нанси, ок. 1900 года
Художественное стекло
Посуда, керамика
- Тед Сикорский (Tade Sikorski & Zsolnay Vilmos (ZSOLNAY ART POTTERY) — Венгрия;
- Огюст Делаэрш (Auguste Delaherche), Клеман Массье (Clement Massier), Александр Биго (Alexandre Bigot) — Франция;
- VILLEROY & BOCH — Германия.
Витражные конструкции
Ювелирное дело, металл, гравировка
Книжное дело
Афиши, литографии, рекламный плакат
Книжная иллюстрация и графика
- Бердслей, Обри Винсент (Aubrey Beardsley) — Великобритания;
- Генри Ван де Вельде (Van de Velde) — Бельгия;
- Теофил Александр Стейнлан (Theophile Alexandre Steinlen) — Швейцария;
- Йохан Торн Прайккер (Johan Thorn Prikker) — Голландия.
Библиография
- Берсенева А. Архитектура модерна. Екатеринбург, 1992
- Берсенева А. Европейский модерн: венская архитектурная школа. Екатеринбург, 1991
- Борисова Е. А., Стернин Г. Ю. Русский модерн. М., 1990
- Володина Т. Модерн: Проблемы синтеза. «Вопросы искусствознания» 2-3/94, М., 1994
- Горюнов В. С., Тубли М. П. Архитектура эпохи модерна. М., 1992
- Кириченко Е. И. Архитектурные теории XIX века в России. М., 1т., 1993.
- Кириченко Е. И. Проблемы развития русской архитектуры середины XIX — начала ХХ вв. М., 1989
- Крастиньш Я. А. Стиль модерн в архитектуре Риги. М., 1988.
- Миллер, Джудит. Путеводитель коллекционера. Модерн. АСТ, 2005 ISBN 5-17-028689-9
- Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — М.: Жираф, 1998. — 315 с. — 500 экз. — ISBN 5-89832-006-7
- Нащокина М. В. Московский модерн. М., изд. Жираф, 2005 ISBN 5-89832-042-3
- Нащокина М. В. Московский модерн. Проблема западноевропейских влияний. М., 1999
- Нащокина М. В. Сто архитекторов московского модерна. М., 2000
- Неизвестный Фаберже… Каталог. М., 2003 ISBN 5-901772-08-3
- Николаева С. И. Эстетика символа в архитектуре русского модерна. М., Издательство «Директмедиа Паблишинг», КноРус, 2003.
- Сарабьянов Д. В. Модерн. История стиля. Галарт, 2001
- Сарабьянов Д. В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. М., 1980
- Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX-начала XX века. М., 1984
- Фар-Беккер, Г. Искусство модерна. Konemann, 2004 ISBN 3-8331-1250-6
- Хабермас Ю. Модерн — незавершенный проект. «Вопросы философии», № 4, 1992
- Эстетика Морриса и современность. Под ред. В. П. Шестакова. М., 1987
См. также
- Медиафайлы по теме Модерн в изобразительном искусстве с Викисклада.
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
Особенности стиля модерн | Журнал Ярмарки Мастеров
Конец столетия полон новых тенденций. И повторений моды времён минувших. Французская революция отмечает столетний юбилей. И в честь этого события появляется Эйфелева башня (1889). И это событие напоминает моде о бурном XVIII в.. В 1892 волна ампира, в 1893 модны кружева, турецкий пейсли вдохновляет модельеров и художников.
Реформы отвергают корсет! Женщины желают плавных ниспадающих линий. Начало века отмечено притягательностью греческих и римских тенденций. Ну, а в конце настоящий бум увлечений Критом и Японией. Искусство прерафаэлитов нынче в моде. И модели напоминают не хитоны, а японские кимоно.
Для женской моды предлагают правила. Которые Ван де Велде, бельгийский архитектор и художник, формулирует в виде трёх правил. И женщина обязана их придерживаться.
1. Рекомендации по поводу поиска своей индивидуальности в домашней одежде.
2. Для выхода на улицу костюм должен быть унифицированным и напоминать мужской.
Эмиль Вернон. «Из Парижа с любовью»
3. Но для торжественных случаев женщины, как и мужчины, должны носить одежду, предписанную правилами.
Но над Ван де Велде одержал победу знаменитый коллекционер французской живописи — портной Дусе.
В моде конца XIXв. господствуют великие модные салоны: Жак Дусе (вариации из произведений Ватто, Фрагонара, Латура), Пакен, английская фирма Редферн (костюмы), сыновья Форта Жан Филипп и Гастон, сёстры Калло (кружева, ткань ламэ) и др.. Все они имеют неподражаемый свой стиль. На Всемирной выставке 1900г. французская мода победила по всем статьям. Никто из иностранцев не отважился показать свои экспонаты рядом с ними.
В моде конца XVIIIв. отражались политические и эстетические тенденции времени. В моде XIXв. два направления: одно — это спорт, другое — модные салоны. Преобладание функциональности и декораций. Консервативная мода требовала стилизованную женщину, женщину — цветок, женщину салонов, театров, вечерних развлечений. Но это ещё женщина, стянутая корсетом!! Однако сторонники запрета на корсет уже вовсю говорили о его вредности и стремились запретить его ношение.
В конце XIXв. мода создаёт новый тип одежды с юбкой клёш и «ветчинообразными» рукавами, придающей фигуре «S»-образную форму, когда верхняя часть фигуры была слегка наклонена вперед («голубиная грудь»), живот втянут. Нижняя часть корпуса как бы немного «отставала» от верхней и платье имело узкий лиф. Этот стиль подходил и для спортивной и для вечерней одежды в стиле модерн (см. выше).
Как сказал Сальвадор Дали: » Искусство, строительство и мода — всё было ко столу».
В 1903г. Айседора Дункан танцует в свободном, просвечивающемся платье, без корсета. Постепенно чёрные платья сменились блестящими красками фовистов. Около 1900г. краски востока овладевают Парижем окончательно.В этом же году в Париже выступает с русским балетом Сергей Дягилев, костюмы и декорации к которому создаёт Леон Бакст. Молодой модельер напоминает больше портного, нежели художника. Так появляются сочные живые модели, напоминающие туники, пеплос и кимоно, пёстрый батик, персидская вышивка, восточные тюрбаны с мехом и парчой. Суть модерна заключалась в чувственных линиях, тонком свете, плавных изгибах женских фигур, свободных платьях и отношениях, вьющихся волосах, кривых растительных линиях, волнах, мимолётном дыме, геометрических деталях, красочных новых формах.
Модерн сохранял свои тенденции в моде вплоть до 1930-х г., постепенно упрощая свои формы и декор, укорачивая длину…
Приятного просмотра!!
Продолжение следует…
Текст составлен по материалам книг по искусству и по моде из личной библиотеки.
Модерн и современный стиль: почему они ходят врозь?
14 июля 2011 г.
Фото 1 |
Они давно не разговаривают друг с другом. Когда один появляется в комнате, второй выходит из нее. Они не появляются вместе, не имеют общих товарищей и морщатся, когда кто-то неосторожный назовет имя первого в обществе второго. И конечно, они отчаянно спорят, если сказать, что у них, пожалуй, есть что-то общее.
Дизайнерский мир мало отличается от мира человеческого. Те же неприязнь, дружба, соперничество и подражание – только не между людьми, а между направлениями. Наверное, кто-то легкомысленный слишком часто повторял модерну и современному стилю, что они «ужасно похожи». Молву подхватили, и теперь бывшие приятели держатся поодаль друг от друга. Чем же отличаются оба стиля? Попробуем узнать.
Мы – не родственники!
Фото 2 |
Сначала это забавляет. Интересно отвечать знакомым, озорно переглядываясь с подружкой: «Нет! Мы не сестры!». Потом та, которую обычно считают младшей, начинает раздраженно вздыхать и поджимать губы: «Ну разве мы так похожи?». А через десяток подобных вопросов и вовсе хочется навесить на себя табличку –«Мы — не родственницы!».
Но мир будто помешался. Он не замечает различий, а упрямо глядит на сходства. Даже стили кажутся ему родственниками. «Термины «модерн» и «современный» обожают смешивать», — пишет Тоня Ли, декоратор и автор статей для дизайнерских журналов, — «Одно слово часто заменяют другим, не замечая, что два стиля безнадежно различны». Отличия начинаются уже с истории двух направлений.
70-е и 19 век: что общего?
Если бы модерн и современный стиль все-таки оказались родственниками, первый был бы прапрадедом второго. Модерн принялся служить дизайну в конце 1800-х, когда в живописи, литературе и музыке оформились принципы модернизма. Рожденный в немецкой дизайнерской школе Баухаус и подкрепленный скандинавской модой на простоту и функциональность (что особенно заметно на примерах интерьеров кухонь скандинавского стиля), модерн, в действительности, до неприличия стар.
Фото 3 |
Позже ставший привычным модерн пытались освежить, превратив его в модерн середины века. Новое направление, и правда, повторяло черты прежнего стиля. Чего не скажешь о другом «родственнике» модерна – постмодернизме.
Современный стиль пронзительно молод. Направление стало популярно в 70-х годах, и изначально мешало привычные стили, пока не отыскало свое лицо. Впрочем, и сорок лет спустя дизайнеры напоминают, что и у кого позаимствовал современный декор – что-то подхватил у модернизма, что-то раскопал в постмодерне, чего-то насобирал у других стилей – Ар Деко, деконструктивизма и футуризма.
А носы-то – разные!
Фото 4 |
Похожи, говорите? А овал лица у нас разный! И я выше. У меня нос вздернутый, а у нее – прямой. Да и телосложение у каждой из нас свое. Со временем так хочется ответить всем, кто роняет режущее и давно надоевшее «вы как сестры». Что же говорят невнимательным модерн и современный стиль? Приводят целый список различий:
- Модерн предпочитает интерьеры в ровном, строго определенном стиле
- Современный декор позволяет пространствам стилевые вариации
- Классический модерн далек от холодности и пустоты
- Некоторые современные интерьеры вызывающе пусты и стремительны
- Модерн мягок, он тяготеет к естественным и нейтральным оттенкам
- Современный стиль перескакивает от одной крайности к другой, мешая скромные цвета с динамичными и яркими
- Модерн не видит себя без стремительных, выраженных линий
- Современный стиль любит изгибы и закругления
Есть ли сходство?
Две противоположности не назовут похожими. Люди склонны видеть общие черты даже при кричаще-разных носах, прическах, разрезах глаз и характерах. Каковы же общие черты, из-за которых модерн и современный стиль упорно называют родственными? Тоня Ли перечисляет:
Фото 5 |
- Оба стиля тянутся к простым, незахламленным пространствам с чистыми, мягкими линиями
- И модерн, и современный стиль избегают густых напыщенных орнаментов. Впрочем, современный стиль постепенно меняет свои предпочтения
- Диваны и кресла обоих стилей стоят на ничем не прикрытых ножках
- Оба стиля тянутся к отражающим поверхностям из металла или стекла
Как вести себя с «непохожими»?
Модерн и современный стиль горячатся, кричат и доказывают свою непохожесть. Как же быть нам? «Улыбнуться и вести себя как и прежде», — пишет Тоня Ли, — «Дизайнеры объясняют стилевые различия не для того, чтобы подкармливать споры в гостиных. Если друг назовет ваш донельзя современный декор «модерном», не примеряйте на себя очки Знайки, оставьте все как есть. Но когда выскочка-сосед принимается рассуждать о своем современном диване как о «образчике модернистского искусства», как приятно бывает поставить его на место!».
Модерн в архитектуре: 30 примеров
Модерн в архитектуре и модернизм часто путают. На примерах из разных стран разберёмся в деталях и особенностях стиля. Выясним, что называют модерном.
Многоликий модерн
Модерн в архитектуре Испании. Архитектор Гауди. БарселонаМодерн в архитектуре проявился в 19 веке и находился на пике своей популярности с 1890 по 1910. В каждой стране он назывался по-разному:
- Art nouveau (Ар нуво) — во Франции и Великобритании, Бельгии (Виктор Орта)
- Макинтош — в Шотландии (Чарльз Ренни Макинтош),
- Венский Сцессион — в Австрии (Отто Вагнер),
- Югендстиль — в Германии, Латвии, Эстонии,
- Модернизм — в Испании (исп. Modernismo catalán; Антонио Гауди),
- Либерти — в Италии (Раймондо Д. Аронко),
- Тиффани — в США (Луис Тиффани),
- Модерн или Современный стиль — в России (Шехтель Ф.О., Клейн Р. И., Фомин И. В.).
Видео демонстрирует прекрасные образцы стиля Модерн в архитектуре:
Модерн в архитектуре Франции (Ар нуво)Rue-Eugene-Manuel-ParisИстоки стиля
Модерн черпает вдохновение из более старых форм искусства:
- кельтов,
- средневековья,
- Японские принты и др.
Возникновение стиля
Возникновение стиля произошло в Великобритании. Его родоначальником считается англичанин Уильям Моррис (1830-1896), основатель движения «Артс энд Крафт». Моррис изучал средневековую архитектуру в Оксфорде, но под влиянием художников пре-рафаэлитов Эдварда Бёрн-Джонса и Данте Габриэле Россетти, он обратился к живописи и письму. Именно его орнаментальные рисунки и манускрипты повлияли на возникновение стиля Модерн в архитектуре 20 века.
В 1861 году Моррис, Бёрн-Джонс и Россетти основали гильдию мастеров изобразительного искусства и начали производить мебель, гобелены, витражи, плитки, ткани и знаменитые обои Морриса. Охватывая широкий спектр декоративно-прикладного искусства, Модерн в интерьере полюбился публике и быстро распространился на архитектуру.
Основные характеристики
Несмотря на многочисленные названия, это легко узнаваемый стиль. Его основные характеристики:
- стремление к внешней декоративности и
- преобразованные растительные мотивы с текучими формами.
Богатый красивым декором, стиль модерн открыл новую эпоху, которую назвали Belle époque (Красивая эпоха).
Модерн в архитектуре Франции: rue Sédillot, ParisМодерн в архитектуре представляет собой здания с
- выступающими вперед или отступающими в глубину стенами,
- разноцветные материалы,
- декоративные колонны с вертикальными желобками,
- рельефы растений и всевозможные фантастические орнаменты,
- в декорациях частое присутствие женских силуэтов.
К этому добавились окна с текучими линиями рам, лестницы с элементами растительности из металла, обвивающими перила. Вытянутые изящные формы, плавные переходы создают затейливую игру света и тени.
Villa Ruggeri, Pesaro, Italy (арх. Giuseppe Brega)Модерн в архитектуре, пример Либерти (1902- 1907)Архитектуру модерна отличает отказ от классических линий и углов. Одновременно используются новые материалы для этого времени, такие как металл, бетон, железобетон и стекло. Повышается этажность зданий, увеличивается размер арок, окон, витрин.
Точкой отчёта появления модерна считается Эйфелева башня в Париже, «яркий харизматический пример» (1889 год), высота которой достигла 324 метров.
Стиль модерн уделяет большое внимание комфорту, снабжая здания лифтами и центральным отоплением. Он был порождён индустриальным обществом и отвечал его запросам.
В этом стиле строились не только церкви и жилые дома, но также вокзалы, мосты и промышленные павильоны.
Модерн в интерьере: Tassel House, Brussels (арх. Виктор Орта)Северный Модерн в архитектуре
Архитектурный стиль модерн стремился отвечать практическим потребностям, но часто этому мешало нагромождение украшений. Напротив, Северный модерн (дат. Nationalromantik — национальный романтизм; Элиэль Сааринен) был более суровый, осмысленный и сдержанный, обращался к национальным истокам и абсолютно подчинялся функциональным требованиям.
В скандинавских странах присутствовали фантазии на тему викингов и элементы местного народного искусства.
Северный Модерн: Dalen Hotel, NorwayОсобую известность получил северный Модерн в Финляндии за свою чрезвычайную простоту и функциональность.
Центральный железнодорожный вокзал в Хельсинки, Финляндия (арх. Элиэль Сааринен)Модерн в архитектуре на примерах Санкт — Петербурга и Москвы
Северный модерн в Санкт-Петербурге потерпел влияние шведской и в особенности финской архитектуры, став основным течением в строительстве города в начале 20 века.
Такое название стиля используется исключительно искусствоведами России. Он возник вследствие развития связей с Финляндией и Швецией. Ведущими представителями Северного модерна в России можно назвать Николая Васильева, Фёдора (или Фридриха) Лидваля, Роберта Мельцера и других архитекторов, которые украсили город своими творениями.
Северный Модерн в Санкт — Петербурге: жилой домСправедливости ради отметим, что это направление позже было подвергнуто нелюбезной критике националистского характера. Почему-то настоящим национальным стилем Питера некоторыми деятелями был провозглашён Ампир, а Северный модерн назван «чухонским». Странно, не правда ли?
Самые яркие и типичные памятники модерна в Санкт-Петербурге
- Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом книги») на Невском проспекте. Интересно, что его считают градостроительной ошибкой за отсутствие связи с окружающим ансамблем. В то же время, дом служит примером удачной планировки в сложных стеснённых условиях (1902—1904, арх. П. Ю. Сюзор).
- Магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский).
- Гостиница «Астория» (Ф. И. Лидваль, 1913—1914).
- Дом Ф. Г. Бажанова (архитектор Ф. П. Алёшин). До настоящего времени там сохранился подлинный интерьер парадных помещений квартиры Бажанова:
- парадной лестницы, фойе,
- приёмной, кабинета,
- холла, гостиной,
- малой и большой столовых,
- белого зала.
- Витебский вокзал (автор — С. А. Бржозовский).
Московский модерн
Москва не стала исключением. Московский Модерн узнаваем по деталям. Короткая эпоха расцвета стиля была очень продуктивна и оставила хорошо сохранившиеся шедевры на улицах города.
Модерн в архитектуре Москвы: особняк ДерожинскойОдна из основных работ модернового архитектора Фёдора Шехтеля, являющаяся памятником архитектуры — особняк Дерожинской А.И.. Им же была сделана пристройка нового фасада к старому зданию Ярославского вокзала с элементами Северного модерна, но решённого в Неорусском стиле.
Автор: Sergey Ashmarin — Yaroslavsky Train Terminal / Moscow, Russia, CC BY-SA 3.0, Ссылка
Примеры зданий в стиле модерн в Москве
Выдающимися примерами являются
- Ярославский вокзал (автор — Ф. О. Шехтель),
- ЦУМ (быв. «Мюр и Мерилиз»),
- гостиница «Метрополь» и многие другие.
Московский модерн создали целый ряд архитекторов, в числе которых Ф. О. Шехтель, Клейн Р. И., Фомин И. В..
- Особняк О. А. Листа — первое по времени модерновое здание. Построен в 1898—1899 годах архитектором Л. Н. Кекушевым.
- Особняк Рябушинского (Ф. О. Шехтель).
- Особняк Ивана Миндовского и собственный дом архитектора Л. Н. Кекушева.
- Доходный дом М. В. Сокол архитектора И. П. Машкова. Множество так называемых «доходных домов» начало века построены в этом стиле.
Видео по теме
Разнообразие архитектурных стилей столь велико, что порой их сложно чётко классифицировать даже специалистам. Тем более, что в среде искусствоведов Запада и России нет единого взгляда на многие вещи.
Свою лепту в путаницу вносит перевод терминов. Например, для архитектуры Райта в англоязычных изданиях применяют термин «modern architecture», но относится она к модернизму. К архитектурным стилям модернизма относят направления, которые возникли в противовес романтике модерна.
Мы рассмотрели стиль модерна в архитектуре на примере разных стран, в том числе и Испании, где этот стиль называют модернизмом.
Стиль модерн в одежде | Mia-Donna.ru
Зарождение стиля модерн
Современная мода постоянно ищет вдохновение в прошлом. Так произошло и со стилем модерн, который зародился в конце XIX и начале XX столетий. В то время кардинальных перемен мода не могла остаться в стороне. Стиль модерн стал абсолютно новым направлением, который отвергал большие пышные платья и вычурности. Основная идея модерна – отсылка к природе и естественной красоте. Модельеры хотели показать сходство нежных порхающих бабочек с женской фигурой.
С течением времени стиль модерн разделился на два направления: консервативное и реформаторское. Консервативный стиль предполагал, что девушка должна носить корсет, который еще больше и изящнее подчеркнет ее силуэт. Реформаторский стиль полностью отвергал ношение вредного для здоровья корсета; стали появляться свободные наряды, которые не сковывали движения, а подчеркивали всю натуральность и легкость женской фигуры.
Основные черты и характеристики стиля модерн
Для современного направления в модерне также остались актуальными женственные линии, нежные тона одежды и цветочный орнамент. Также можно сказать, что в стиле модерн присутствует большое количество декора. Рассмотрим детали, которые отличают стиль модерн от любого другого направления:
Фасоны и материалы
S-образная форма силуэта, облегающие верхние вещи с приподнятыми плечами, ассиметричные наряды. Ткани подбирают с богатой фактурой: плюш, бархат, шелк, шифон, органза. Также нельзя забывать о декоре, который еще больше наполнит ваш костюм роскошью: кружева, вышивка бисером, присутствие золотых лент.
Орнамент
В этом направлении могут присутствовать всевозможные растительные и цветочные узоры, листья, ветви, плавные линии в наряде.
Аксессуары
Маленькие сумочки-кисеты, шляпы с широкими полями, шарфы, украшения декорированные кружевами или камнями.
Обувь
К этому направлению можно подобрать любую обувь, главное помнить, что она должна иметь тонкий каблук и быть остроносой. Также обувь может иметь цветочный принт или каблук декорирован цветами.
Цветовая гамма в стиле модерн
Современный стиль модерн полюбили множество современных модельеров. В основном они используют темные тона, но с добавлением ярких оттенков.
В их цветовую палитру входят болотные цвета, бежевые, грязно-зеленые, белые и синие. Вы можете подбирать свой гардероб, используя эту цветовую гамму или же дополнить ее более насыщенными цветами, главное не забывать о женственности и естественности, которую будет нести ваш наряд.
Гардероб в стиле модерн
Стиль модерн в настоящее время поможет раскрасить образы тем, кто устал от однообразия в одежде или постоянном сочетании джинсов и блузок. И тем, кто просто хочет уйти от брутальных образов в мир женственных нарядов.
Верхняя одежда
Для образов в стиле модерн прекрасно подойдут длинное пальто с высокими плечами или приталенный жакет, а на более прохладную погоду лучше всего подойдет меховое манто и длинные кожаные перчатки.
Платья
Сложно представить модернистский образ без платья, которое подчеркивает талию и имеет развевающуюся легкую юбку. Если вы собрались на званый вечер, дополните выбранное платье украшениями из кружев, бисера или шляпки с большими полями.
Деловой образ
Для вашего офисного стиля прекрасно подойдут приталенный пиджак и брюки с высокой талией. Блузку лучше всего выбирать из шелка или кружева. Также не забывайте о том, что предпочтительнее выбирать застежки в виде пуговиц вместо молний.
Прическа и макияж в стиле модерн
Макияж лучше всего подбирать естественный в пастельных тонах, можно сделать яркий акцент на глаза, главное не забывать, что основная идея стиля модерн – аристократический вкус во всем.
Прически и укладки также должны показывать вашу утонченность и элегантность. Основные прически, которыми вы смело можете воспроизводить: локоны; косы; локоны, забранные в легкий пучок. Не забывайте, что вашу прическу непременно должны украшать аксессуары: цветы, ленты, жемчужные бусины.
Экспериментируйте и будьте красивы!
Искренне Ваша,
Евгения Никитина,
Имиджмейкер-стилист.
МОДЕРН (часть 1). Формирование стиля модерн в европейском искусстве
ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ МОДЕРН В ЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ
И ЕГО ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
(МОДЕРН. Часть 1)
В конце XIX века в Европе зародился новый художественный стиль — модерн (лат. modernus, франц. moderne — новый, современный).
Знаменательной вехой в истории этого стиля, зародившегося в Бельгии, стало открытие в Париже — тогдашней столице изящных искусств и законодательнице моды, в 1895 году магазина-салона современного искусства с символическим названием «L`Art Nouveau» («новое искусство»).
Действительно, это оказалось новое искусство, существенным образом отличавшееся от всех предшествующих художественных стилей.
С одной стороны, модерн стремился вобрать в себя все то, что уже было накоплено человечеством в сфере художественного творчества, а с другой — сказать совершенно новое слово в искусстве, выработать новые формы и образы, создать единый интернациональный стиль. С поставленными задачами модерн справился прекрасно. Он действительно обладал общностью художественного языка, единой системой выразительных средств и приемов.
Большое значение для развития и утверждения стиля модерн имели организация многочисленных выставок, статьи и рецензии в популярных художественных журналах, появившиеся в городах архитектурные сооружения в новом вкусе.
Модерн быстро «растворился» в рекламах и афишах, фотографиях и книжных иллюстрациях, в цветных стеклах витражей.
Рекламные плакаты Альфонса Мухи:
Приметы нового стиля легко узнавались в музыкальных сочинениях и театральных спектаклях. Предметы повседневного быта (мебель, посуда, обои, ткани) и мода того времени наглядно демонстрировали черты стиля модерн. Теперь отрицать его наличие стало делом бессмысленным и бесполезным.
Впрочем, как и всегда, нашлось немало критиков, которые дали ему весьма нелицеприятные названия — «новый сладкий стиль», «стиль томной лапши», «стиль ленточный червей».
В основе нового художественного языка лежала линия — декоративная и динамичная, гибкая и подвижная, передающая энергию жизни. S-образная линия, заимствованная у колышущихся морских волн и водорослей, порхающих бабочек и стрекоз, тянущихся к свету стеблей и цветов лилии и ириса, развевающихся на ветру девичьих волос, определила одну из главных отличительных особенностей стиля модерн — его орнаментальность.
Дом и ателье Виктора Орта
(Брюссель, 1902 г.):
Бельгийский архитектор Виктор Орта (творчеству которого будет посвящена отдельная часть) дал этой линии выразительное название — «удар бича», а его соотечественник Хенри ван де Велде подчеркивал, что линия модерна отличается «гибкостью и упругостью, способными передать ток рвущейся из природных глубин энергии…».
Текучая, плавная, непрерывная линия, напоминающая серпантин, заполняла фасады архитектурных сооружений, музыкальные формы, пространство картин или театральной сцены. Орнаментальное начало модерна объединило практически все виды искусства.
Одним из ярких представителей флорального модерна стал французский архитектор Эктор Гимар (1867 — 1942), создавший свой особый, так называемый стиль Гимара, или «стиль метро», в архитектуре. Его отличали изысканность вьющихся и изогнутых форм, сложная узорность, асимметрия, нарушение естественных пропорций. Линия в его произведениях превращалась в своеобразный элемент организации пространства, лишенного параллельности и симметрии.
В 1898 году Гимар получил заказ на возведение трех станций парижского метрополитена. Главную цель своего проекта он видел в оформлении наземных павильонов. Впервые достоянием архитектуры стал цветочный декор, ранее использовавшийся лишь для оформления интерьеров. Столбы из железа, раскрашенные темно-зеленым цветом, напоминавшим старую бронзу, служили опорой для входа в метро. Неожиданно возникшие из асфальта металлические сплетения тропических цветов, пучки водяных растений, фонарей в виде ярко-красных тюльпанов поражали воображение зрителей.
Станция метро в Париже,
оформленная Эктором Гимаром (ок.1900 г.):
Орнаментальность стиля модерн можно объяснить и особым интересом художников к экзотике Востока, и в частности к японскому искусству. Витиеватые, причудливые элементы арабского орнамента: арабески, узоры восточных ковров, силуэты мусульманских минаретов и мечетей, формы сосудов — служили отправной точкой для творчества художников модерна. Из произведений восточного искусства они наследовали идею восточных композиций, красоты и плавности линии, приоритет пустоты (amor vacui — любовь к пустоте).
В основе оригинальной и яркой эстетики модерна лежала идея синтеза искусств, стремление к созданию единого стиля в архитектуре, графике, живописи и дизайне. Творчество большинства мастеров модерна отличалось универсальностью. Они умели делать практически все.
Интерьер «Ла Педреры» созданные великим Антони Гауди: Характерной приметой стиля модерн стала его функциональность, то есть ориентированность на использование в быту. Перед искусством ставилась задача создания прекрасной и удобной среды, в которой могла бы протекать повседневная жизнь каждого человека. «Искусство для всех» стремилось к применению экономичных материалов: стекла, бетона и металла. Например, стекольные мануфактуры создавали не только единичные высокохудожественные произведения, но и не уступавшие им по качеству массовые, серийные изделия.
На рубеже XIX — XX веков стиль модерн охватил почти все европейские страны. Он перешагнул и на Американский континент, где получил довольно широкое распространение.
В каждой из стран он приобрел свое название: «Ар нуво» — во Франции и в Бельгии, «югендстиль» в Германии; «сецессион» — в Австрии, «либерти» — в Италии, «модерн стайл» — в Англии, «модерниссимо» — в Испании, «тиффани» — в США, «модерн» — в России.
В каждой национальной культуре он оставил яркий и заметный след.
Вобрав дух своего бурного времени, модерн просуществовал до начала Первой мировой войны, оказав огромное влияние на дальнейшее развитие искусства.
До середины ХХ века о нем забыли или говорили как о нелепой безвкусице. Но с 1950-х годов оценки были пересмотрены и наступило вторичное открытие модерна.
Следующая часть будет посвящена модерну в архитектуре и творчеству Виктора Орта.
Так что, продолжение следует.
Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.