Повойник , как я его шила.
Здравствуйте, милые мастерицы! Да и вообще все-все заинтересовавшиеся))) Решила рассказать , как я шила эту милую шапочку. Я не вполне уверена в правильности названия — так и не решила , это повойник или борушка?! Поэтому в названии оставила слово повойник, пусть будет так. У меня спрашивали , как и что я делала, объяснять на пальцах всегда сложно и так, как всё-равно собиралась шить для себя за одно решила и показать , как я шила. Времени это заняло не очень много (если отбросить всё бездарно потраченное на размышления и переделки время) , в общей сложности пара часов, может больше. Я копуша, думаю и раздумываю, примеряю и «зависаю» поэтому я возилась долго. Рассказываю и показываю.
Начинала шить из другой ткани, вернее выкроила сразу два варианта и вначале снимала этот, но потом , провозившись весь вечер, пришла к выводу, что мне не нравится, ткань подобрала не очень удачно. Пёстрая это трикотаж, а коричневая (подкладка)- вельвет. Каждая в отдельности очень даже хороши, но в паре мне не понравились.
На подкладке отмечаю центр , рисую линию и делаю надсечки, их видно. На верхней детали тоже делаю надсечки по центральной оси. Складываю детали изнаночными сторонами друг к дружке совмещая надсечки.
Детали я ещё и выметала, что-бы не «гуляли» для собственного удобства.
Это уже другая ткань. Здесь я использовала для верха чудненькую тряпочку, интересной структуры, не знаю , как она называется. Тряпочка очень рыхлая и пластичная,но не трикотажная. Легко было с ней работать. Для подкладки взяла тонкую шерсть. Чудесная тканюшка, Ларочка спасибо тебе за неё. Очень подозреваю, что ткань старинная, теперь такую фиг найдёшь)))) Мне подарили!!!!
Здесь опять я отметила центральную ось и уровень от куда до куда буду прокладывать строчку для сборки. Отметки делаю мылом, в процессе работы всё осыпалось и стёрлось, а что не стёрлось то исчезло когда я утюжила . Строчу на самом большом стежке , прокладываю две строчки. Стягиваю , примеряю.
Ну вот, стянула, линии уже почти стёрлись. Теперь маленький секрет. Сама недавно его открыла и очень довольна своим открытием. Когда делаешь вот такие сборки получается довольно толстенько и если ткань тонкая сборочка имеет особенность «гулять», а если , как в нашем случае ткань и сама по себе не слишком воздушная, да и ещё вдвое — толщина получается серьёзная, а ведь ещё и очелье пришивать. Не всякая машинка обрадуется, когда мы туда такой сендвич засунем. Поэтому я приутюживаю ребром утюга именно саму сборку, по строчке, стараясь не травмировать то, что за строчкой, мы же не плиссировку делаем. Придавливаю и застаиваю не жалея. 5-10 минут , а какой результат.
Вот, здесь видно- сборка уже заутюжена .
Это я уже подровняла край, и всё очень хорошо видно. Где нужно плоско, где положено- сборочки.
Сборка примерно начинается и оканчивается на уровне ушей.
Теперь очелье. У меня получается четвертинка выкройки. Деталь выглядит вот так. Я уже её заутюжила по сгибу и это хорошо видно.
Теперь складываю и подравниваю, нужно соблюдать симметрию. Отмечаю центр надсечкой. Ткань очень пластичная, поэтому я очелье кроила по поперечной, в готовом виде всё очень ладненько легло.
Совмещаю центр донышка и центр очелья, примётываю только одну сторону- лицевые. Пристрачиваю. Я совсем забыла рассказать про завязки. Выкраиваю две завязки, шириной примерно по ширине очелья, в принципе их можно сделать и цельнокроенные с очельем. Возни будет меньше. Длина завязки примерно 25-27 см. в готовом виде. Меньше- сложно завязывать, длиннее — не очень красиво хвосты висят.
Отгибаю на изнаночную сторону.
Срез уходит в очелье, всё безобразие там спрячется и будет красиво.
Теперь можно пришить потайным швом, это если ткань не тонкая, можно прострочить. Кому как будет удобно. Я делала и так и так. В данном случае- строчила. Моя машина справилась.
В принципе, повойник уже готов. Не сфотографировала… простите, увлеклась. Примерила, покрутилась у зеркала, показалось скучно. Решила украсить.
В результате вот, что получилось. Вначале хотела сделать два жгута и когда уже подготовила пояски для жгутов захотелось их заплести. Получилась косичка из четырёх поясков. Мне не очень пошла пышная сборка на голове и я её придавила плетёнкой.
Не смотря на то, что очелье кроила не по-косой оно очень ладненько охватывает голову. Как-же удобно и приятно сидит на голове эта шапочка!
И с отпущенным.
Как мне понравилось с этой тканью работать. А ведь где-то должна быть ещё Милкина школьная юбка из этой ткани…. вспомнить бы где она?!
Я решила дополнить, так как вчера уже мелькнула мысль , что не очень понятно этот момент описала. Не буду исправлять ничего, просто дополню. Строчку для сборки я прокладываю между точками А и Б я линию строчки отметила желтой кривулькой. не шедевр, конечно, но строчить ровно гораздо легче чем в редакторе линии рисовать)))))
И косичка, тоже вчера поленилась её сфотографировать и описать. Изначально я планировала просто два жгута, тоже очень хорошо смотрелось. Я соединила парами пояски и задекорировала их таким манжетиком. Так иногда на сумках ручки оформляются. На косичке манжет прострочила на машинке, а край уже вручную потайным швом. Манжеты пришиты к шапочке основательно, а саму косичку закрепила в нескольких местах, что-бы держалась на нужном месте этого оказалось достаточно. И вся премудрость)))
Ну и завязки. Здесь видно, что хвостики не очень длинные, достаточно что-бы завязать на узел и остались красивые кончики.
Старинные женские шапочки с выкройкой и описанием
Нашла интересное! Старинные женские шапочки с выкройкой и описаниемНашла интересный сайт, ссылки вконце, а пока старинные женские головные уборы с подробными выкройками и описанием. Загорелась!!!!!!
[MORE]ПОВОЙНИК середина ХIХ века, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Конструкция повойника состоит из 2 частей: лобной и теменной. Теменная часть повойника присборена, что создает небольшой объем изделия. Изделие посажено на подкладку из ситцевой ткани. Выполнен образец из бархатной ткани бордового цвета и богато украшен золотным шитьем.
Орнаментация теменной части представляет собой стилизованные растительные мотивы. Лобная повойника имеет украшение из парчового штофа, на котором имеется орнамент в виде геометрических фигур. Штоф нашит на лобной части повойника.
Повойники использовались как в дополнении нарядной, так и рабочей одежды. Носили его женщины замужние.
P.S. Много красивых фоток этих и других головных уборов вы найдёте в одноименных метках: костюм, Россия, головной убор и т.д. Ссылки в конце
СОРОКА — начало ХХ века, Воронежская область
Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины.
Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка — твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур — «вздержку». Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове.
Затылок прикрывают позатыльньником — прямоугольной полосой расшитого золотыми нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем.
И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.
СОРОКА ХIХ век Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Развертка «сороки» имеет 3 основные части — очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас — вшитую картонную полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью.
Головной убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по краям очелья пришита бахрома.
Позатылень украшен вышивкой в технике «золотное шитье», орнаментация выполнена в виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и позатыльня являются две полоски золотной тесьмы.
КОКОШНИК XVIII век Тверская губерния, Оставиковский уезд. (Историко-художественный музей г.Егорьевск )
Конструкция кокошника состоит из двух частей — лобной и теменной. Имеет жесткий каркас из плотного картона и посажен на ситцевую подкладку.
Суконная ткань, из которой выполнен кокошник, полностью расшит металлическими нитями золотого и серебристого цвета. Очень органично вписались в рисунок вышивки нашитые кусочки алюминиевой фольги и стразы. Очень богатое украшение создает на лобной части кокошника бисерная оборка, выполненная в технике «низание».
КОКОШНИК Центральная Россия XIX век (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными растительными элементами. Парчовый штоф с геометрическим рисунком является очельной часть кокошника.
Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок.
КОКОШНИК ХIХ век, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная часть, и широкая обтачка низа изделия . На кокошнике имеется застежка в виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен золотным шитьем. Орнаментация вышивки — стилизованные растительные
КОКОШНИК ХIХ век, Центральная Россия (Историко-художественный музей г. Егорьевск)
Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани.
Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике «золотное шитье», верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива.
ДЕВИЧЬЯ ГОЛОВНАЯ ПОВЯЗКА. Конец XIX начало XX века, Центральная Россия (Историко-художественный музей г.Коломна)
Конструкция головной повязки проста , представляет собой прямоугольный шаблон из картона, обтянутый куском красной ткани. Часто встречаются экземпляры с «ушками». К концам шаблона пришивались завязки — лента. В основном встречаются образцы повязок, выполненных из ткани красного цвета (цвета солнца).
В качестве украшения на повязках использовалась золотная тесьма с фестонами, золотное шитье, рубленный перламутр, бисер, цветные стекла, фольга, низание по бели бисером. Поверх повязок одевался платок или шаль с бахромой.
Ух! Аж дух захватывает и руки чешутся! Огромный респект автору этого материала Бакановой Наталье, которая не пожадничала и подарила всем нам такую ценность — свою дипломную работу. Огромное Вам спасибо, Наталья!
Ну и кроме того на сайте масса интересностей про куклу, про костюм, много фотографий и картин. В общем кому интересно проходите СЮДА
А фотки можно посмотреть в одноименных метках, полистайте там много интересного:
Россия
Головной убор
Словарь
История
Платье
Монархия
Модные детали
Подиум
Костюм
И еще чуток интересного
Что такое повойник. Как сшить повойник.
Повойник — головной убор замужних женщин в виде мягкой шапочки, полностью закрывавшей волосы, заплетенные в две косы и уложенные на голове. Это один из старинных головных уборов на Руси.
Был известен еще в XIII—XVII веках как под своим названием, так и под термином «подубрусник». Повойник, изготавливавшийся из цветной материи, был нижним головным убором. Он всегда прикрывался сверху УБРУСОМ. В одном повойнике ходить по дому, а тем более по улице не полагалось. В XVIII—XIX веках повойник оставался тем же, что и в средние века, — нижним головным убором. Он надевался под СОРОКУ, КОКОШНИК, НАМЕТКУ. Во второй половине XIX века повойник стал использоваться не только как дополнительный, но и как самостоятельный головной убор. Повойник, использовавшийся в будни, изготавливался из холста, ситца, сатина, миткаля и т. п. недорогих тканей. Праздничный повойник шился из шелка, атласа, парчи, бархата, кашемира. Он украшался по очелью и иногда в верхней части золотой вышивкой, бисером, стеклярусом, позументом, ленточками с блестками и т. п. Повойники шились обычно с круглым или овальным верхом и нешироким, пришитым к нему околышем, собранным на шнурок и затягивавшимся на затылке. Довольно широко встречались также повойники, изготовленные из одного куска ткани, собранной на темени мелкими складками, затягивавшейся на затылке на тесемку.
Иногда встречались повойники, сшитые как детский чепчик; с полуовальной задней частью и широким околышем, завязывавшиеся не на затылке, а под подбородком. Повойник всегда накрывался платком, шелковым или кашемировым в праздники, холщовым, ситцевым, сатиновым в будни. Как и в средневековой Руси выходить на улицу в одном повойнике, без платка, или находиться дома при посторонних, а иногда и при домашних, считалось очень неприличным. Способы повязывания платка были различны и зависели от местной традиции. Первый: платок складывали по диагонали или по периметру вдвое, надевали на голову таким образом, что была видна часть очелья, и закалывали или завязывали под подбородком. Второй способ: платок складывали по диагонали несколько раз так, что получалась лента. Его укладывали по очелью, перекрещивали на затылке, закладывали по бокам или завязывали бантом на темени.
Первый способ был более распространен в северных и центральных губерниях Европейской России и в Сибири. Второй более характерендля русских крестьян южных губерний Европейской России. Наряду с этими способами были известны и другие, более сложные или болеепростые, варианты. Например, в некоторых северных губерниях Европейской России поверх повойника надевалась косынка с вышитыми золотной нитью углами. Косынка закрывала всю голову, ее два конца перекрещивались под третьим на затылке, поднимались вверх и завязывались или закалывались на темени таким образом, что вышитые концы раскладывались направо и налево от центра. В будние дни платок, сложенный по диагонали, завязывали узлом на затылке,подбирая под него третий конец. Повойники были широко распространены как в Европейской России, так и в Сибири. Во второйполовине XIX века их носили не только крестьянки, но и женщины разных сословий из небольших провинциальных городов России. В первые два десятилетия XX века повойник с платком стал основным головным убором замужних крестьянок, вытеснив старинные головные уборы, такие как кокошники, сороки. В 20-е годы XX века он превратился в головной убор старух.
Еще варианты повойника.
Источник http://www.luckytoys.ru/index.php/author/mclass_view/12/kak_sshit_povoinik__chto_takoe_povoinik_405.html
тут еще выкройки
тут есть много выкроек
Народный костюм.Женские уборы Часть вторая) — Единоличник.рф
Ну вот, пришло время разбираться и с женскими головными уборами. Часто их называют общим собирательным словом — «кокошник». Это всё равно, как если бы назвать христианство православием. Итак…«Не рада баба повою, а рада покою»
«Повойник»(шамшура, самшура, волосник, сдериха, оповойник, повоец, подубрусник) повседневный нижний (не самостоятельный) головной убор, специальная шапочка, для защиты верхнего убора от загрязнений, и предохранения волос от спутывания
Этот головной убор мог быть, как мягким (повойник, волосник, сдериха и т.д.), так и жёстким (кичка, кика),у которых лобная часть была из твёрдой основы, придававшая форму всему головному убору. Для этого вставлялись береста, дощечка, толстая кожа, или простегивалось в форме рогов, лопатки, копытца.
Позже кичка стала самостоятельным головным убором.
На многих картинах видны два конца, как от платка. Надо пояснить — это «кустышки» — кусок ткани, сложенный в полосу шириной около 12 см и завязанный на повойник таким образом, чтобы узелок располагался на лбу, а кончики платка торчали в разные стороны. Носители традиции говорят, что: «кустышки должны стоять как ушки у зайчика».
В.Максимов «У амбара» 1874
В. Перов «Склоненная женская фигура»
В. Перов «Прием странника» 1874
Можно не подписывать 🙂
А.Г.Венецианов «Девушка на сеновале»
Эриксен Вигилиус «Портрет Екатерины II в шугае и кокошнике»
А.А.Наумов «Чаепитие» 1897
Фёдор Григорьевич Солнцев
Фёдор Григорьевич Солнцев
Б.М.Кустодиев «Женщина, пьющая чай» 1918
Фёдор Григорьевич Солнцев
А. Венецианов «Первые шаги»
Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка Тверской губернии» 1840-е
Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка с васильками»
Венецианов Алексей Гаврилович
Тропинин В.А. «Старуха, обрезающая себе ногти» 1840
Тропинин В.А. «Портрет купчихи в синем повойнике» 1830
Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка, расчесывающая лен (Анисья)» 1822
Венецианов Алексей Гаврилович
Венецианов Алексей Гаврилович «Крестьянка»
Неизвестный русский художник 1-й половины XIX в. «Портрет купчихи из семьи Шубиных в повойнике» 1830-е
Маковский (какой из них, не знаю)
Повседневный головной убор замужней женщины.
Нижняя часть — повойник был очень жёстким, держал форму за счёт бересты, толстой кожи, вставленных внутрь.
Отверстие для волос, собранных пучком.
———————————————————————————————————
Женские головные уборы… 2. Сорока
Сорока — род повязки с твёрдым околышем. Её одевали на повойник. Позже стала самостоятельным головным убором. Украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась «саженая». Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь (она же очелы). Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась «сорока с повоем».Своей конструкцией сорока напоминает современную треугольную косынку (вспомните головные уборы медсестёр первой мировой войны — сорока, только вместо украшения на околыше красный крест)
Иван Яковлевич Билибин «Стрельчиха перед царем и свитой»
Иллюстрация к русской народной сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что»Л. Романова «На красный падог — яичек пяток»
К.Е.Маковский «Портрет девушки»
Ярошенко Николай Александрович «Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой» 1886
Иллюстрация из книги Ф.М.Пармона «Русский народный костюм»
Иван Яковлевич Билибин. Иллюстрация к сказку «Белая уточка» 1903
К.Е.Маковский «Девушка в народном костюме»(?)
А.Сахарова «Московский костюм»
В. Суриков «Натурщица в старинном русском костюме» 1882
Андрей Патраков
Сергей Соломко «Молодая женщина в народном головном уборе»
Выкройка «сороки» из журнала «Чудесные мгновения. Русский народный костюм» *clickable
————————————————————————————————————
Женские головные уборы… 3. Кичка
КИЧКА (кика) — старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в южных губерниях). Отличительной приметой кички были… рога, торчавшие вверх надо лбом/Кичкообразный женский головной убор был многосоставным:
• «Повойник» (шамшура, самшура, волосник, оповойник, повоец, подубрусник) повседневный нижний (не самостоятельный) головной убор, специальная шапочка, для защиты верхнего убора от загрязнений, и предохранения волос от спутывания.• «Позатыльник» (позатылень) надевался сзади кички.
«Низаный» бисерный позатылень являлся самой значительной деталью головного убора по размеру, а, следовательно, и по плоскости, занятой орнаментом. Он спускался на шею, на плечи, на спину, часто покрывал лопатки соответственно типу костюма. В ряде случаев с боков спускались дополнительные украшения в несколько сантиметров длины.• «Начельник» — передняя налобная часть сороки, прямоугольной формы, украшенная вышивкой и шелковыми лентами – «тесьмами». По нижнему краю подбит полоской ткани или шелковой лентой.
• «Кичка» (кика) сам убор, придававший форму всему головному убору. Для этого вставлялись береста, дощечка, толстая кожа, или простегивалось в форме рогов, лопатки, копытца. Так же как и сороки, кички имели позатыльни.
• «Сорока», покрывающая кичку. Сорока повторяла форму кички, но иногда скрывала её рогатость. Имела самые разные конфигурации — полумесяца, обращенного вверх рожками, с одним рогом и вовсе без рогов. В некоторых губерниях бытовал обычай менять длину рогов на кичке в течении всей жизни. Чем женщина моложе — тем рожки меньше. Самые длинные рога были на кичке у старейшей женщины рода.
Сборные головные уборы (рогатые кички) носили преимущественно в южных регионах с понёвным комплексом.
М.П.Клодт (фон Юргенсбург) «Девушка мордовка» 1882
Маковский Владимир Егорович «Свекор» 1888
Максимов Василий Максимович (1844-1911) «Русская крестьянка»1896
Василий Суриков «Портрет молодой женщины в кокошнике» 1892
Фёдор Солнцев
Андрей Ремнёв «Кичка рогатая»
Ф.Г.Солнцев
Ф.Г.Солнцев
В.Е.Маковский «Крестьянка» 1897
С.Соломко «Встреча»
Шьем шапку с секретом за 30 минут
Похолодало? Пора надевать шапку?!
Ну, и конечно, хочется, чтобы шапка была не только красивая и яркая, но и теплая,
Хочу с вами поделится своей идеей, как сшить модный яркий и незаменимый в нашем гардеробе головной убор.
Итак нам понадобится:
1) ткань (в моем случае вискозный трикотаж), полоска флиса 7х24 см;
2) выкройка;
3) ножницы, булавки нитки и мел;
4) швейная машина (строчка зигзаг, но у меня оверлок).
Поскольку шапка будет не только двойная но двухсторонняя , да еще и с секретом (секрет заключается в том что, только вы будете знать о нем, окружающие даже не догадаются). Но обещаю, что вам будет тепло в шапке не только осенью но и зимой.
Итак, начнем с выкройки, пример моей выкройки на фото (данные размеры на 54-58).
Трикотажное полотно размером 50х55 (с припусками), складываем его пополам длинной стороной и прошиваем на машинке отставив по середине отверстие.
Далее складываем получившуюся трубу пополам швом по середине
прикладываем и прорисовываем выкройку, далее скалываем по отметкам и режем. Сшиваем каждый край между собой
В итоге получаем вот такой чулок:
А теперь выворачиваем почти готовую шапку на лицевую сторону через оставленное отверстие в шве.
и вкладываем один конец шапки в другой.
Через отверстие фиксируем внутренние швы друг с другом (это делаем для того, чтобы шапка была зафиксирована и, так сказать, не раскладывалась и изначальную заготовку, как предыдущем фото).
Зашиваем потайным швом отверстие,
Все, шапка готова, носить ее можно любой стороной.
Надоела яркая сторона — просто выверни шапку.
Получишь шапку №2.
А теперь про секрет.
Я говорила, что шапка не только двойная и двухсторонняя НО и ТЕПЛАЯ!
Тепло мы создаем отдельно!
Для этого берем полоску флиса ширина 7х24 см.
Сшить полоску в кольцо, одеть на шапку и вывернуть на лицо.
Таким образом —полоска флиса окажется внутри шапки.
Поверьте, с лицевой стороны полоску не видно 🙂
А ваши ушки будут в тепле и скажут вам «спасибо»!
На этом все, буду рада, если вам пригодится.
Русский стиль — шьем шапку и палантин
Всем известна красота павловопосадских шалей, однако, их можно использовать как прекрасный материал для творчества.
Из павловопосадских шалей можно шить различные аксессуары, одежду, сумки, игрушки и многое другое. И результат всегда великолепен.
Сегодня я вам предлагаю сшить комплект, состоящий из шапочки и палантина.
Итак, нам потребуются:
— выкройка шапки;
— лоскут павловопосадского платка;
— трикотажный дублирин;
— флис;
— нитки в тон;
— ножницы;
— швейная машина;
— утюг;
— светлая головушка и золотые ручки.
Приступим к пошиву шапки.
Выкройка дана без учета припусков на швы:
Перед тем как приступить к работе^ проклеиваем наш платок тонким трикотажным дублирином. Делается это для того, чтобы немного стабилизировать ткань платка и изделие прослужило долго. А на швах в процессе носки не образовывались «оскалы».
Итак, раскладываем на столе предварительно продублированный платок, выбираем ту часть рисунка, которую мы бы хотели видеть на шапке. Кроить будем по лицевой стороне. Самоисчезающим мелом отмечаем на ткани полосу под углом 45 градусов по отношению к долевой нити:
Кладем выкройку на ткань, совмещая середину выкройки с намеченной косой направляющей:
Вырезаем первую деталь шапки. В противоположном углу платка также размечаем косую направляющую линию:
С направляющей совмещаем середину первой детали шапки, стараясь максимально точно совместить рисунок:
Скалываем булавками первую деталь с лоскутом по периметру и вырезаем вторую деталь:
Из флиса вырезаем детали подкладки:
Прошиваем на шапке вытачки:
Соединяем детали шапки и подкладки с запасом шва в 1см (не забудьте на подкладке оставить дырочку для выворачивания):
Разутюживаем швы в разные стороны:
Соединяем деталь шапки и деталь подкладки лицевыми сторонами друг к другу и сшиваем:
Через отверстие в подкладке по платочной части шапки даем строчку на расстоянии 1 мм от края, подвернув запас шва в сторону лицевой части шапки:
Выворачиваем и получаем такой овал:
Зашиваем отверстие в подкладке и шапка готова!
Теперь начинается самое интересное. Шапка хороша тем, что ее можно носить по-разному, например, как обычную шапочку с широким отворотом:
А можно сильнее выпустить верхнюю часть шапочки, сделать небольшой отворот, а излишнюю часть сверху перевязать ленточкой, как бы создав помпон:
А вот еще вариант — можно сместить вбок излишнюю часть шапочки закладывая складки, тем самым создавая ассиметричную драпировку:
Продолжаем экспериментировать. Закладываем на затылке дополнительную складку, а остальная часть шапочки свободно свисает по принципу шапки-чулок:
Ну и на последок — сводим весь излишек шапки к затылку, закладывая его в складочки под отворотом:
Из второго лоскута в комплект к шапке сошьем палантин.
Разрезаем лоскут на две симметричные части относительно рисунка:
По центру соединяем детали бельевым швом:
А края обрабатываем швом в подгибку закрытым срезом. Палантин готов!
Ура! А теперь в нашем гардеробе появился замечательный комплект аксессуаров в русском стиле.
Этот мастер-класс первый в серии, состоящей из трех мастер-классов по теме конкурса «Русский стиль».
Что конкретно мы будем шить, я пока оставлю в тайне. Если вы хотите посмотреть, что будет дальше, добавляйтесь в круги и следите за новостями! Мне кажется, будет интересно 🙂
Выкройки старорусской одежды » SwordMaster
Советы и выкройки взяты из книги об изготовлении костюмов для спектаклей и прочих театральных постановок. Несмотря на это материал очень ценный и информативный. Проведен серьезный анализ костюма 15-17 веков. Ну немножко и 13 век.
Все размеры в раскройках указанны по старорусским меркам, это 1/52 от половины объёма груди. То есть если взять человека с объёмом груди 104 см размер получается равным 1 см. А если к примеру объем 130 см то размеры в раскройках умножаем на 1,25.
Практические советы
I. Работа с трафаретом
Трафарет – работа чрезвычайно проста и при некотором навыке может был выполнена в театре своими силами. Плотную бумагу, александрийскую или полу ватман (можно и картон), надо предварительно хорошо протереть олифой или машинным маслом, чтобы она стала прозрачной, и дать ей просохнуть в течении 2-3 дней. Если трафарет нужен спешно, то бумагу можно натереть парафином, проводя по ней горячим утюгом так, чтобы парафин впитался в бумагу. Но самый прочный трафарет получается все же при обработке бумаги олифой.
На высохшую бумагу наносится рисунок, который вырезается острым ножом или бритвой по внутреннему контуру. Ткань натягивают на доску, подложив лист промокательной (можно газетной) бумаги, кладут на нее трафарет в прикрепляют кнопками. Для трафаретных работ употребляют, главным образом анилиновые краски, растворяя их в кипятке. Но если на темный фон надо нанести светлый рисунок, то анилиновые краски вследствие своей прозрачности не годятся, и их заменяют масляными красками. Чтобы анилиновая краска не растекалась на ткан, в нее добавляют трагантовый клей. Этот клей состоит из небольших отдельных лепестков, которые растворяют в холодной, некипяченой воде (8-10 лепестков на стакан воды). Клей бывает готов приблизительно через сутки. Если в стакане останутся нерастворившнеся частицы клея, то, слив готовую жидкость, их можно снова налить водой. На две части краски берут одну часть трагантового клея. Трагант можно, заменить Желатином, растворив 2-3 листка желатина в стакане кипятку и добавляя его в краску так же, как и трагантовый клей. Масляная краска растворяется скипидаром или сиккативом. Можно употреблять и бензин, но он быстро испаряется.
Приготовив таким образом ткань, трафарет и краски, начинают работу. Для трафаретных работ употребляются особые трафаретные кисти, круглые, с коротким ворсом, тупые и довольно большие: Краски на кисть надо набирать не слишком много, кисть держать вертикально и как бы вбивать краску в ткань, слегка ударяя кистью. При работе масляной краской кисть должна быть почти сухая.
Из тканей, изготовляемых в настоящее время, в XV-XVII веках употреблялись атлас и бархат. В театре их имитировать, конечно, нельзя. Хотя в крайних случаях атлас и заменяется хорошим сатином.
Иногда приходится, по замыслу художника, делать все костюмы не из настоящей, а из имитированной ткани, особенно в тех случаях; когда нужна ткань с оригинальным, стилизованным орнаментом (в сказках, комических операх и пр.). В таких случаях парча имитируется следующим образом: на обыкновенном холсте делают орнамент трафаретом; если орнамент в несколько цветов, то для каждого цвета вырезается отдельный трафарет. Фон закрывается желтой краской (намного темнее золота), и на нем накладываются штрихи бронзой описанным выше, способом.
II Отделка
Отделка имеет важное значение в работе костюмера, так как она придает костюм законченность и живописность. Часто на эскизах, даваемых художником, отделка указана лишь несколькими красочными пятнами. Тогда ответственность за разработку деталей всецело ложится на костюмера. При больших постановах бывает также, что количество эскизов далеко не соответствует количеству требуемых костюмов. По одному эскизу приходятся делать целый ряд однородных по форме вещей, которые костюмер должен уже сам разнообразить не только цветом но и фактурой, но и главным образом отделкой. В зависимости от пьесы и от характера персонажа отделка костюма может быть богаче или скромнее. Опера допускает больше вольности в этом отношении, драма требует большей строгости. Но как бы то ни было перегружать костюм отделкой не рекомендуется.
К числу отделок русского костюма XV-XVII веков надо отнести главным образом воротники, нашивки и петлицы. Их вполне достаточно, чтобы придать костюму красивый и богатый вид. Воротники отделываются различными видами вышивки, из которых самыми эффектными для театра являются вышивка машинная и аплнкационная. Если встретится необходимость сделать несколько ферязей или охабней, то разнообразить их следует рисунком и вышивками воротника.
Особого внимания требуют нашивки и петлицы. Они больше всякой другой отделки воспринимаются зрителем. В домашнем быту нашивки были большей частью торчковые, то есть вышитые шелками различными узорами в виде трав, розеток и т. д. Золотые нашивки украшались жемчугов и каменьями. Самые нарядные нашивки состояли из образцов – золотых блях различной формы, кованых или литых, иногда с камнями и жемчугом.
Для театра нашивки изготовляются из различного рода тесьмы, или галуна, или из парчи. Их можно делать также на шнура.
Самой дорогой и значительной отделкой боярского костюма XVII века были аламы – золотые бляхи, почти то же, что и образцы, только более крупных размеров. Аламами назывались также вышивки на груди, плечах, подоле и т. д. Аламы отличались исключительным богатством; и поэтому их нельзя употреблять на большом числе костюмов, хотя бы и боярских. Кроме того, в большом употреблении было круживо, род ажурного галуна, золотого или серебряного, и вообще всевозможные галуны. Застежка кафтанов была также очень разнообразна. Часто она состояла просто из завязок – шнура с кистью на конце. Кисти делались нитяные, шелковые, золотые, даже жемчужные; около начала кисти делали ворворку – крупный шарик, часто богато украшенный. При завязках кисти пришивались также и к наружным концам нашивок, но на сцене обилие кистей может придать костюму маскарадный вид.
Пуговицы следует предпочитать всякому другому виду застежки, так как они довершают отделку костюма и в смысле общего впечатления лучше, чем завязки. Так как пуговицы употреблялись не плоские, а круглые или яйцевидные (иногда довольно крупных размеров), то их приходится специально изготовлять из папье-маше или вытачивать из дерева. Застежку кафтана (или другого вида одежды) надо делать замаскированную, а пуговицы нашивать только как украшение, так как от частого употребления они могут испортиться. Некоторые виды одежды, например польские шубы, вместо пуговиц или завязок скреплялись впереди запонами – более или менее богато украшенными пряжками. Запоны были либо в виде двойной пуговицы, вдеваемой в петли, либо в виде золотой или серебряной бляхи разнообразной формы. Запоны служили и просто украшением. Так, например, у Бориса Годунова на шапке была «запона кораблем с раковиной». На царском облачении Федора Алексеевича было «на полах до 10 запои с яхонты и изумруды, на подоле 16 запои с яхонты червчатыми, на. полах поверх кружнва 2 запоны круглых с алмазы и с яхонты червчатыми; на рукавах и на запясгьн по 23 запоны с яхонты червчатыми».
Еще один вид застежек – кляпыши – представлял собой, по словам Савваитова, «костыльки вроде оливок у гусарских венгерок и употреблялись вместо пуговиц и запон на вороту, прорехах и полах платен, кафтанов, зипунов, чуг, шуб и других одежд. Кляпыши делались серебряные, позолоченные, саженые жемчугом с канителью, обшитые или обвитые золотом я шелками». На зипуне царя Алексея Михайловича «20 кляпышей обшиты золотом волоченым». К кляпышам привешивались кисти с ворворками.
Различные виды расположения отделокРезюмируя сказанное об отделке старинных – русских костюмов, предназначаемых для сценического зрелища, повторяем, что костюм на сцене не должен копировать с рабской точностью одежду того или иного века. Беря за исходную точку историческую правду, следует, однако постоянно иметь в виду, с одной стороны, те подчас совершенно неожиданные эффекты, которые дают сценическая коробка, освещение, расстояние от глаза зрителя и пр., а с другой стороны – вкус и культурный уровень современного зрителя, на которого многие вещи могут произвести совсем не то впечатление, которое они производили на наших предков. Следует всегда обращать особое внимание на цвет и фактуру материала, из которого делается костюм. На костюм из богатой материи достаточно скромной отделки чтобы сделать его вполне жизненным и правдивым. Богаты украшениями могут быть только несколько костюмов во всей пьесе, например царское коронационное облачение, костюм царевича и т. п. Еще меньше мишурных украшений советуем делать на шубах; достаточно несколько петлиц, большого мехового воротника и опушки по полам, подолу и рукавам. Орнамент ткани на шубах должен быть значительно крупнее орнамента на ферязи или кафтане. Вообще порядок расположения орнамента на тканях такое; чем короче вещь, тем мельче орнамент; чем вещь длиннее, тем крупнее орнамент; таким образом на всех верхних вещах орнамент значительно крупнее, чем на нижних. То же правило применимо и к относительной величине пуговиц.
Н. В. ВОРОБЬЕВ
Выкройки и определения
Плащ корзно выкройка |
Плащ с вырезом для рук |
Шуба новгородская. Выкройка новгородской шубы. |
Корзно – плащ, надевавшийся на левое плечо и застегивавшнйся на правом пряжкой. Если корзно кроилось из тяжелой ткани, например парчи, то для левой руки делался вырез.
Шуба новгородская. С перевесом общеполитической жизни давней Руси на север корзно заменилось шубой, кроившейся с подрезанной передней полой и длинными величными прямыми рукавами, могла носиться внакидку, как плащ.
Рубаха и порты. Основными частями русской одежды с древнейших времён были рубаха и порты, сохранившиеся почти без изменений до наших дней. После татарского нашествия разрез ворота, находившийся в древнерусской, сорочке посреди груди, переходит на левый бок (косоворотка), а рубаха, доходившая прежде до колен, укорачивается.
Рубахи шили из самых разнообразных материалов: из домотканого холста, набойки, пестряди; такая же подоплека (подкладка) на груди и на спине пришивалась к .рубахе красными нитками. У рукава подмышкой делались ластовицы, обычно красного цвета. Вообще Красный цвет был издавна излюбленным цветом русского народа.
Рубаха и порты, бывшие у крестьян основной одеждой, у высших классов появляются уже в качестве нижнего белья. Такую рубаху шили из тонкого полотна, отделывали красной тафтой, которая шла на кайму понизу, на ластовицы, заделку швов и обтяжку пуговиц; по швам клали золотую тесьму или золотой плетешок. Рубаху выпускали, поверх штанов а, подпоясывали узеньким поясом или цветных шнуром. В домашней обстановке такие рубахи могли быть и верхними, то есть надевались поверх белья. В этих случаях рубахи расшивали красным шелком и золотой, украшали разнообразными отделками. Богато расшитые ожерелья, или низанные жемчугом воротники, делали пристяжными, то есть пристегивали к рубахе небольшими пуговками или крючками. Воротники были прямые, в 2-3 пальца шириной, застегивались обычно обтянутой шелком или металлической пуговкой, в которую иногда вставлялся драгоценный камень или жемчуг. Для сцены рубаху следует делать богато украшенной и из цветного шелка.
Порты, или штаны, делали из того же материала, что я рубахи, а иногда из бумажной материн; низы портов заправляли в сапоги или онучи. Употребляемые в качестве белья порты шили из тонкого полотна.
Поверх полотняных портов состоятельные люди носили еще верхние штаны – шелковые, суконные и камчатные. У бояр штаны были из золотной или алтабасной ткани на тафтяной подкладке и с такой же опушкой сверху. Верхние штаны делали и теплые (на меху или стеганые иа вате).
Для малолетних шили штаники с чулками.
В театре принято делать штаны в виде шаровар, но это неверно: они имели свой особый покрой. Если штаны шьются из парчи или шелка, то низы их, заправляющиеся в сапоги, надо делать из бумажной ткани во избежание быстрого изнашивания.
Зипун – узкий, почти в обтяжку кафтан, надевавшийся поверх сорочки. Рукава узкие, обыкновенной длины, застегивались на 4–8 пуговиц. Зипуны шили также с рукавами из другой материи или безрукавные. Зипуны доходили обычно до колен, иногда были короче. Ширина подола была 210 см. Бояре употребляли зипуны в качестве нижней одежды. Зипуны делали на тафтяной подкладке с камчатной подпушкой, теплые зипуны подбивали мехом. У зипуна было ожерелье –стоячий воротник, пришивавшийся или пристегивавшийся к вороту, так что к одному зипуну можно было надевать разные ожерелья. Иногда ожерелья унизывались жемчугом. Переда застегивали на «втышные» пуговицы, то есть втыкаемые в прорезные петли (такие петли появились лишь с XVII веха).
Возможно, что зипуны носили без пояса.
Крестьянские зипуны делали из грубого сукна. Их носили и женщины. По чертежу знпуна кроятся еще две крестьянские одежды азям и сермяга.
Зипун. Азям и сермяга |
выкройка зипуна |
Кафтан, один из распространенных видов русской одежды, имел много фасонов. Кафтан носили поверх зипуна, на который он был похож покроем, но имел более длинные рукава; излишек набирался на руке сборками. Длина кафтана была различна. Некоторые кафтаны (начиная с XVII века) имели сзади стоячие воротники, закрывавшие весь затылок и называвшиеся козырями. Наружную сторону козыря, атласную, бархатную или парчовую расшивали шелком, золотом или серебром, украшали жемчугом и драгоценными камнями.
Кафтаны шили из самых разнообразных тканей: посадские люди преимущественно употребляли хлопчатобумажную ткань, купцы – сукно, бояре и дворяне – шелк, парчу и бархат.
Кафтаны обшивали кругом разноцветной тесьмой, золотом или галуном, который назывался кружнвом. Спереди кафтан застегивался на пуговицы и петлицы, часто длинные и украшенные кистями. Рукава у запястья стягивались зарукавьями. Карманов не было. Их заменяли привесные сумки – калиты.
Бояре носили кафтаны в качестве домашней одежды. На улицу а кафтане выходили лишь молодые люди, пожилые поверх кафтана надевали ферязи, охабни или шубы.
Кафтаны были разных видов. Приводим образцы:
Кафтан с воротником — козырем (кроится по чертежу зипуна). До постановок Московского Художественного театра был обычным типом русского кафтана, употреблявшимся на сцене и ставшем шаблонным.
Кафтан «богатый, зеленый бархатный с серебряными петлицами, употреблялся в домашней обстановке.
Охобень, охабень. Летом поверх ферязи надевали еще одну длинную, до пят одежду, схожую по покрою с ферязью, но шире и с прореха ни под рукаванн идя продевания рук, причем самые руша свисали с боков, как украшение. У охабня был большой четырехугольный откидной воротник, который свешивался сзади почто до половины спины, а иногда и ниже, и украшался, подобно козырю. Охобнн делались и объярн, атласа, бархата, парчи; носили их в рукава внакидку.
В зимнее время крестьяне носили овчинные нагольные шубы и тулупы. В ненастную погоду их надевши мехом вверх. Состоятельные люди носили шубы из супа, камки, атласа, бархата или парчи на заячьем, песцовом, лисьем, куньем, собольем и других мехах.
Русские шубы, были широкого покроя, с отложными воротниками, начинавшими от груди. Они либо застегивались на пуговицы, либо заказывались длинными шнурами с кистями.
Спереди, от проймы до локтя, были прорехи для продевания рук, отделанные так же, как и борта, галуном или мехом.
Турские шубы. Представители высшего сословия носили чаще всего шубы турские, или турецкие, того же покроя, что и русские, но с другими рукавами. Эти рукава были либо широкие до кистей рук, либо двойные: в одни продевались руки, а другие свисали сзади как украшение.
В царской шубе ожерелье (воротник) ставилось бобровое или соболье, длиной в 52 см. Опушка по полам, подолу и на рукавах (в запястьях) делалась также бобровая, шириной около 9 см. Рукава, подол и полы, большей частью отделывались еще круживом или нашивкой.. Обычно полы царской шубы не запахивались, а застегивались впереди роскошными застежками с петлями и пуговицами. Прекрасным образцом царской шубы являются две шубы, подаренные царем Герберштейну.
Шубы получали разные названия: столовая делалась или нагольной (при этом нашивались пуговицы и кисти) или же ее покрывали белой тафтой на более легком беличьем меху, санная, или ездовая, шуба, отличавшаяся стоячим ожерельем, станововая, вероятно, названная так, подобно становому кафтану, от перехвата в талии.
Для свадебного обряда царю подавали парчевое облачение на меху – кожух и русскую шубу внакидку, причем полы замётывались назад.
Когда царь шел В’ домовую церковь по переходам, не выходя из -пределов своего дворца, шуба вдевалась им прямо на зипун.
Ткани, краткий исторический очерк
Обычные бытовые ткани почти не сохранились от прежних времен.
Простые ткани, которые носит большинство населения, быстро изнашиваются, шерстяные ткани обычно уничтожаются молью, и потому в древнехранилища и музейные собрания попадают лишь исключительные образцы, выдающиеся по своим художественным качествам (например, венецианские бархаты, персидская парча и т.- п.).
Мы чрезвычайно мало знаем о тканях древнейших финских и славянских племен, которые бытовали на территории России. Тем драгоценнее для нас немногие остатки, найденные при раскопках, в курганах. Сохранившиеся образцы позволяют сказать что славянские племена носили прекрасно обработанные многоцветные шерстяные шелковые ткани местного: происхождения. Ткани были гладкие, с геометрическим узором, набивным черной краской или исполненным очень яркой оранжевой нитью на синем или зеленоватом фоне, и т. д. Выделывались также различные рисунки.
Древнерусская набойка
Источник: Форум израильских реконструкторов