История русской рубахи
Сегодня наш разговор пойдет об истории русской традиционной мужской рубахи с раннего средневековья и до наших дней.
Само слово «рубаха» однокоренное со словом «рубить» корня «РЪБ», что имело значение «строить, кроить, оформлять». Еще одно слово, которым называется мужская нательная одежда, — «сорочка», «сорочица», «срачица», — употребляется в значении «одежда, крестьянская рубаха». Одно из самых известных названий, встречающихся в современности, — «косоворотка».
На территории будущего древнерусского государства проживали восточнославянские племена, каждое из которых обладало собственным характерным набором деталей одежды. Есть попытки реконструкции внешнего вида древних славян, но подробнее на этом мы не будем останавливаться, а перейдем непосредственно к мужским рубахам периода древнерусского государства.
Рубаха в Древней Руси
На сегодняшний день мы имеем немного источников по мужским рубахам в средневековье, тем не менее по ним можно составить представление о древнерусской одежде.
Исследователь Сабурова М.А. провела подробное исследование [1] мужских погребальных рубах XI-XII веков, найденных на территории Владимиро-Суздальского княжества. Их особенность заключается в том, что сохранились лишь фрагменты с вышивкой: воротники, подолы, манжеты (в иных случаях, располагавшиеся пуговицы указывали на наличие ворота). Затруднение вызывает восстановление кроя рубахи. Исследователи предполагают, что она имела туникообразный крой, который прослеживается в более поздние времена и дошел до наших дней в традиционной одежде (рис. 1). Аналогичный крой имел место у наших северных соседей — скандинавов.
Рис. 1. Прямой туникообразный кройТуникообразные рубахи имели как круглый, прямоугольный, либо трапециевидный вырез голошейкой, то есть без воротника-стойки, так и круглый вырез с воротником-стойкой, исследователи объясняют это византийским влиянием. Неслучайно, сохранившаяся до наших дней далматика XII века из венского музея, сшитая по византийской моде, имеет аналогичный разрез и украшения. По всей видимости, византийская мода была распространена во Владимирском княжестве и в древнерусских землях (рис 2). Большая часть воротников имели разрез слева, за редким исключением — справа или посередине. (Вот где начинается история косоворотки!)
Рис. 2. Византийская далматика ХII векаНайденные фрагменты состоят из шелковой ткани, поверх которой нашит золототканый позумент, либо выполнена вышивка золотыми или шелковыми нитками, пуговицы как правило бронзовые, с позолотой и без. В основу стоек нередко закладывалась береста или кожа, образуя жесткий стоячий воротник.
Сама ткань рубах была растительного происхождения (лен, крапива) либо из шелка.
Аналогичные фрагменты встречаются также и в Новгородской земле, В частности, фрагмент рубахи из погребения XIII века в Софийском соборе, украшенный сюжетом вознесения Александра Македонского (рис. 3) и фрагмент стойки рубахи Владимира Ярославича (рис. 4).
Рис 3. Погребальный фрагмент ХII-ХIII векаРис 4. Погребальный ошейник Владимира
Само собой, что такие богато украшенные рубахи принадлежали знати, однако и крестьяне, и иные категории населения носили аналогичную по крою одежду, но имеющую отличие в материале и богатстве отделки. Представление о том, как выглядели подобные рубахи, мы можем получить из одной из псковских книжных миниатюр XIII века: на ней запечатлен отдыхающий крестьянин в туникообразной рубахе с прямоугольным воротом и разрезом сбоку (рис. 5). Украшались такие рубахи чаще всего растительным или простейшим орнаментом (рис. 6-8).
Рис 5. Отдыхающий крестьянинРис 6. Фрагменты одежды из Суздальких погребенийРис. 7. Фрагмент вышивкиРис 8. Фрагмент вышивки
Рубаха в Позднем Средневековье
Для эпохи XV-XVII века у нас гораздо больше источников, в том числе целых вещей, благодаря которым мы можем узнать и крой, и декор изделий. Большая часть экземпляров найдена в процессе раскопок на территории московского кремля и хранится в музеях московского кремля и в ГИМе.
Одна из последних находок (2007 год) относится к XV веку (рис. 9). Это туникообразная рубаха с круглым вырезом и разрезом посередине, на которой мы можем видеть фрагмент подоплеки — куска ткани, который пришивался изнутри рубахи, предохраняя её от истирания. Аналогичный приём сохраняется и до наших дней в традиционных рубахах разных регионов.
Рис 9. Рубаха ХV векаБольшой набор разных рубах, найденных в процессе раскопок, относящихся к XVI-XVII векам, являют собой туникообразные рубахи с подклинками, длиною до колен, между боковыми деталями и рукавом вставлена квадратная ластовица. Форма воротника чаще всего голошейки (без ворота-стойки). Встречается с прямоугольным/квадратным вырезом и разрезом сбоку, как в более раннюю эпоху (рис. 10-11), так и с круглым воротом и разрезом посередине (рис. 12).
Рис 10. Рубаха XVII века из ГИМаРис 11. Рубаха XVII века из ГИМа, фрагмент вышивки (реконструкция)Рис. 12. Схема кроя мужских рубах ХV-XVII веков
Отличительной особенностью рубах этой эпохи, как отмечает исследователь И.И. Елкина (более подробно вы сможете узнать из статьи И.И. Елкиной [2]), является наличие застежек-разговоров, выполненных либо из свернутой ткани, либо из сплетенного из ниток сутажа, одна сторона которого образовывала пуговицу, а другая — петлю. Располагался разрез как сбоку (рис. 13, 14), так и посередине (рис. 15, 16).
Рис 13. Рубаха из безымянного погребенияРис 14. Детская рубашка из ГИМа с разрезом слева. РеконструкцияРис 15. Рубаха Федора БельскогоРис 16. Рубаха Федора Иоанновича
Также в швах рубахи имелась тесьма из красной ткани либо прошивка из сутажа, служившая украшением. Обязательным было наличие подоплеки на всех рубахах. В некоторых случаях воротник и манжеты могли украшаться золотной или шелковой вышивкой в технике тамбур (рис. 17,18,19, 20). На подоле рубахи делался разрез для удобства шага. Материалами для рубахи служили растительные ткани белого цвета либо шелк.
Рис 17. Рубаха из царских погребенийРис 18. Вышивка на рубахе из погребенияРис 19. Фрагменты сохранившихся воротниковРис 20. Фрагмент вышивки манжета
Среди исследователей есть мнение, что это погребальные рубахи, отличающиеся от повседневных. Однако всё же возобладает мнение о традиции хоронить в лучших/праздничных/свадебных рубахах в средневековье. Примечательно и то, что согласно описаниям иностранцев (например, Д. Флетчера, бывшего в Москве в 1589 году) имел место обычай носить две рубахи — нижнюю («срачица»), выполненную из легкой ткани без украс, и верхнюю («вершница»), которая была изукрашена шитьем. Такой обычай имел место и с раннего средневековья.
Мужские рубахи в Новое время (XVIII—XIX века)
От необычных царских и боярских рубах XVII века перейдем к одежде староверов в Новое время. Прежде всего, стоит сказать, что крой мужской рубахи удивительным образом конструктивно почти не менялся до XX века. Он оставался схожим для разных слоев населения и сословий, отличаясь только тканью и богатством отделки.
Мы имеем крайне мало сведений о крестьянских и староверческих рубахах в XVIII веке. Интересны лишь упоминания, касающиеся цвета. Так, Польский собор 1752 года в статье 41 запрещает юношам ношение красных рубах.
Любопытно, что в среде старообрядцев «поляков» и «каменщиков» Алтая сохранился туникообразный крой с вошвами и квадратным вырезом с боковым разрезом (рис. 21,22). Отличает эти рубахи обилие вышивки в разной технике — поддевчатый, тамбурный, досюльный и наборный швы.
Рис. 21. Рубаха поляков АлтаяРис 22. Рубаха каменщиков Алтая
В XIX веке на уральских заводах рубаха-голошейка с круглым вырезом и боковым разрезом, изготавливаемая из кумача или шелка (для праздничной вещи), либо «своедельщины» (самотканого материала, используемого при повседневной носке), была характерна для старообрядческого населения. Ворот и разрез, как правило, были украшены сутажным золотным «гасником»-шнурком, характерным для зажиточного населения заводов и купцов: «Но большая часть купцов и мещан носят … рубашку из холста, но более из красной пестрели, а не редко и из шелковых материй с косым воротом, обложенным шелковым или золотым шнурком….», — отмечает Н.С. Попов, член русского экономического общества в 1804 году. Данный приём происходит от мужской одежды XVII-XVIII веков. Гасник держал литые пуговицы округлой формы. В некоторых случаях гасник и пуговицы могли быть золотыми, но чаще всего — бронзовыми или из серебра (рис. 23). Во второй половине XIX века голошейки почти полностью вытесняют рубахи с воротом-стойкой.
Рис 23. Мужская шелковая туникообразная рубаха жителя уральских заводов XIX века. РеконструкцияСреди старожилов пермского края и коми-пермяков бытует крой мужской рубахи с подклинками сзади, напоминающий крой рубах 15-17 веков (рис. 24, 25). Они также украшены обилием тканого орнамента и закругляющейся вышивкой по вороту в технике набор и имеют стойку. Аналогичного вида рубахи бытовали в конце XIX века в среде прибалтийских поморцев. Отличала их только прямота линий, что объяснимо вхождением в моду пиджаков (рис. 26). Таким же образом объяснимо и появление рубах с косой планкой в начале XX века, имевших место и в среде староверов (рис 27, 28).
Рис 24. Комплекс пермских старожилов. Вид спереди. РеконструкцияРис 25. Комплекс пермских старожилов. Вид сзади. РеконструкцияРис 26. Поморцы Прибалтики, конец XIX векаРис 27. Рубаха с косой планкой. С. Голубковское, Алапаевского р-на Свердловской областиРис 28. Шелковая рубаха с косой, планкой и кармашком под часы. Начало XX века. Село Коптелово, Алапаевский р-он Свердловской области
Мы рассмотрели самые экзотичные рубахи, и стоит сказать, что большинство бытовавших рубах имели прямой туникообразный крой с боковой планкой и воротом-стойкой. Повседневные изготавливались из пестряди (клетчатой ткани) (рис. 29) либо неокрашенного холста, праздничные же из покупного материала, белого тонкого холста, украшенного вышивкой (рис 30).
Рис 29. Повседневная пестрядиная рубаха туникообразного покроя, начало XX века. Режевской исторический музейРис. 30. Праздничная рубаха с вышивкой в технике гладь. Начало XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедник
Впоследствии крой начинает изменяться. К концу XIX века появляются рубахи на кокетке (рис. 31), формирующиеся под влиянием городской моды и неорусского стиля. В эту же эпоху в городской среде и среде интеллигенции ношение косоворотки становится символом инакомыслия и иногда — принадлежности к революционным идеям.
Рис 31. Сибирский крестьянин-смотритель в рубахе на кокекте. 1890 г.Моленные же рубахи оформлялись как отдельный вид одежды, постепенно становясь однотонными, выполненными из своедельщины либо из богатых покупных материалов (в зависимости от согласия), иногда были аналогичны праздничным (рис. 32). И вместе с модой менялся и их крой. На сегодняшний день мы имеем в употреблении как рубахи старинного туникообразного кроя, так и уже рубахи нового городского кроя с втачным рукавом.
Рис 32. Молельная рубаха из с. Захарово Пермского края. Поповцы. Начало XX векаМужские рубахи в XX и в XXI веках
В эпоху «русского стиля» внешний вид продолжает изменяться. Из туникообразного кроя уходят боковые детали, которые либо заменяются подклинком, либо сшиваются одним швом. Они становятся заметно короче (чтобы не торчали из-под пиджака, а также появляются прямые брюки, вместо традиционных портов) и в целом испытывают большое влияние городской моды. Из города приходит втачной и фигурный рукава, плечевой шов (рис. 33). Именно в это же время под влиянием косоворотки появляется и гимнастерка для русской армии.
Рис 33. Поздняя рубаха, состоящая из двух деталей, с плечевым швом и фигурным рукавом. Музей села Голубковское. Алапаевский р-он Свердловской областиЭто связано не только с вхождением в моду пиджаков и брюк, но и повышающимся мастерством швей, которые теперь могут выкраивать более сложные детали.
Большая часть дошедших до нас моленных и повседневных рубах староверов имеет именно такой поздний крой (рис. 34).
Рис 34. Поздняя рубаха из с. Быньги со втачным рукавомВ 20-е — 30-е годы формируется рубаха с отложным воротником (рис. 35, 36), а еще позднее вытесняется городской сорочкой, оставшись только в обиходе староверов в качестве моленной одежды и как часть культуры престижа. Среди староверов Северной и Южной Америки вошли в моду рубахи из покупных тканей кислотных оттенков, с «перехватами»-манжетами на рукавах и планкой посередине. Они украшаются шелковой машинной и ручной вышивкой в технике и приобрели свой неповторимый стиль (рис. 37).
Рис 35. Шелковая рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Нижне-Синячихинский музей-заповедникРис 36. Рубаха с отложным воротником. 20-е годы XX века. Музей села Голубковское, Алапаевский р-он Свердловской обл.Рис. 37. Староверы штата Огайо. Конец XX века
Стоит отметить, что наметились и некие идентичностные различия в рубахах. Например, уральские часовенные «своей» считают рубаху с прямым рукавом и боковой планкой, тогда как рубахи с манжетами и планкой посередине называют «американскими гимнастерками».
В начале XXI века на фоне интереса к корням появляются бренды, предлагающие современную русскую одежду. И, конечно же, русскую мужскую рубаху не обошли стороной. Один из самых известных молодых брендов, у кого это всё-таки получилось (сделать косоворотку вновь актуальной), — это VARVARA ZENINA, г. Москва.
Советский союз привнес свои изменения, и зачастую в городах даже в качестве моленной рубахи используются обычные сорочки, перетянутые веревочкой-пояском. Но мы надеемся, что богатое наследие русской традиции и традиции староверов как его частное проявление не канет в лету и современники с теплотой вновь вернутся к ношению своих родных косовороток не только на молитву, но и в повседневной носке!
Автор: Вячеслав Печняк
[1] Источник исследования: https://vk.com/doc165866026_408492849?hash=ce3409741eef1a52ca&dl=380f81e282dc59d5ab
[2] Источник статьи: https://io.ua/17605713p
ruvera.ru
Особенности национальной русской женской одежды
Я решила сделать цикл статей, посвященных костюмам разных народов. Мне это интересно, поскольку я делаю костюмы куклам. Надеюсь, и для тех, кто заглянет в мою публикацию, информация окажется интересной и познавательной и пригодится в работе.
Сегодня публикация посвящена особенностям национальной русской женской одежды.
С радостью хочется отметить, что в последнее время все чаще проявляется интерес к народным традициям. Людям хочется знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ощущение защищённости и значимости. Больше начинает развиваться национальный туризм, с показом праздников и обрядов различных областей. И, как следствие, интерес к народному костюму также становится больше.
На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.
Когда говорят о традиционной русской одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
В основном изучены народные костюмы России начиная с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.
Особенности национальной одежды в России
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.
2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.
3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.
4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.
5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.
6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.
7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.
Особенности костюма в разных областях Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора. Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.
Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.
Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.
Народная рубаха
Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.
Особенности народной рубахи
1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.
2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запястья надевали специальные браслеты.
3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.
4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя — простая и из дешевой домотканой материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.
5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.
6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.
Сарафан
Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног»). Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой. Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали более разнообразными. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканого холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.
Виды сарафанов
1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи — холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.
2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.
3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.
4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.
Понева
В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.
Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.
Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была стеганая душегрейка из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб, носили «пониток» — теплую одежду из сукна.
Головные уборы
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).
Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.
Вышивка на народной одежде
В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.
Хочется подробнее остановиться на различных «территориальных» особенностях русского женского костюма.
Западные земли: Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизонтальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.
Смоленский костюм
Среднее Поволжье, Урал, Сибирь: Русские костюмы этого региона сохранились в основном в городском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.
Симбирский костюм
С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим вырезом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.
Уральский костюм
Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.
Российский север
В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с западными соседями? Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда. К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.
Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».
О тверском костюме из Торжка — центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия — продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»: «Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом… искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок… Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».
Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом .
Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.
Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?
Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.
Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой красивой женщине.
www.livemaster.ru
Русская рубаха: история и особенности вышивки
Русская народная рубаха — это не просто одежда, а часть богатого славянского наследия
Народные мотивы в одежде являются неизменным вдохновением современной моды. Только этника может внести в тот или иной элемент гардероба неповторимую изюминку гармоничной индивидуальности и наделить его особенным характером. Славянская культура всегда рождает особый интерес, так как национальные костюмы в русском стиле неизменно харизматичны и самобытны. Именно по этой причине русская рубаха все чаще появляется в коллекциях знаменитых дизайнеров, при этом, не только отечественных.
Немного истории
Основу любого славянского национального костюма во все времена составляла рубаха. Истоки появления русской традиционной рубахи берут свое начало в древние времена старообрядцев и язычников. Первое известное ее название — косоворотка. Особенность такого одеяния состояла в том, что ворот ее был скроен по косой, а не привычным всем образом посередине.
Традиционная славянская косовороткаИменно такое положение ворота дало название этой старинной русской рубахе
По мнению историков глубоко изучающих славянскую культуру, считается, что крой косоворотки позволял не выпадать нательному крестику во время работы.
Как правило, такой косой ворот рубахи был смещен в правую сторону, а первые упоминания о такой одежде относятся к 15 веку. Рубаха широко использовалась мужчинами в обиходе, носилась на выпуск, подпоясывалась кушаком или поясом.
Подпоясанный мужчина в русской косоворотке выглядел более статным
Если обратиться к более древним старославянским временам, то происхождение слово «рубаха» произошло от созвучных «рубъ», что означало «рубище, полотно», а также слова «руш» (рвать, рушить). И это не является простым совпадением! Изначально рубаха представляла собой скромное и простое по крою одеяние: туникообразное полотнище, сложенное вдвое, с прорезью для головы.
Первые рубашки отнюдь не шили или резали, а руками отрывали кусок ткани. В результате несложной эволюции, к такому одеянию добавились длинные и свободные рукава. Первые рубахи шились из конопляного волокна, и только многим позже миряне стали использовать хлопковое и льняное полотно.
Что касается женской рубахи, то ее история не менее богата на события, нежели мужская. Первые рубашки считались нижней одеждой и надевались под платья и сарафаны. Крой их был свободным, длинным, именовалась такая одежда «стан».
Такая женская нижняя рубаха была популярна в 13 веке
Существовали всевозможные рубашки для различных жизненных случаев: для ворожбы, для работы на поле (покосные), для кормления младенцев, обрядовые или праздничные. Особенно интересной моделью такой рубахи в народном стиле, с точки зрения истории, до сих пор считается рубаха-порукавка. Особенность ее заключалась в особо длинных рукавах, которые нередко доходили до пола. В них были прорези для того, чтобы свободно висящие рукава можно было завязывать за спиной, или же рукав собирался в складки и закреплялся специальными наручнями. Такая модель предназначалась для ворожбы и всевозможных магических старославянских обрядов, а вот работать в ней было крайне неудобно. Именно такая рубаха породила всем известное выражение: «Работать спустя рукава!».
Рубаха для ворожбы украшалась особым орнаментом
Как и любой элемент, составляющий национальный костюм, рубаха имеет интересную и колоритную историю, интерес к которой не утрачен и по сей день.
Орнаменты и символизм
У каждого народа есть множество тайн и секретов, над разгадкой которых «бьются» ученые, а также интересующиеся древними русскими традициями и национальной символикой. Славянская символика и сегодня является одной из наиболее магических, рождая немало вопросов и сегодня. Традиционно любая одежда в этническом стиле украшалась вышивкой, особенно в этом искусстве преуспели представители трудолюбивых славянских народов.
На данный момент известна масса исконно славянских орнаментовНаносились такие узоры на одежду, предметы быта и т.п
Издавна считалось, что национальная одежда не только обладает эстетическим колоритом, но и имеет обережные свойства. На Руси особое внимание уделялось вышивке. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает его внутреннюю суть, является зеркалом его души. Именно поэтому особая атрибутика и декор рубахи являлся мощной защитой против скверны, недоброго глаза и зависти. Славяне стремились жить в ладу не только с собой и своим миром, но и с Матерью-Природой. Славяне верили, что быть в согласии с природой — это значит, сохранять и преумножать ее богатство! Поэтому вышитая вручную рубаха — это отражение духовности и символ нравственности.
Благодаря вышивке, обычная одежда превращалась в мощный оберег
Каждый элемент декора рубахи, будь она мужской или женской, имел свое глубокое значение:
- Берегиня. Образ Женщины-Берегини — заглавный на Руси и мощный славянский оберег. Изображение женской фигуры с птицами в руках, солнечными знаками или дарами природы — это символ счастья, духовного и материального богатства. Образ Берегини в изобразительном искусстве
- Барвинок — олицетворение неувядающей жизни. Символ барвинка вышитый на мужской рубашке
- Виноград. Изображение гроздьев винограда на рубахе — традиционный мужской декор, означающий богатство, плодородие и изобилие. Схема вышивки винограда
- Ласточка. Традиционный славянский символ, олицетворяющий весну, успех и счастье, которое приносит на своих крыльях ласточка.
- Маки. На Руси верили, что вышитые на рубахе маки помогут защитить от любого зла. Чаще всего таким орнаментов вышивалась одежда невесты и жениха. Сейчас маки используются, скорее, в декоративных целях
- Хмель. Листья и плоды хмеля изображались на рубахах юных девушек и парней, что означало молодость и любовь. Вышивка хмель
- Петух. Традиционный славянский символ, которым украшались рубахи мужчины — главы семьи. Петух был не только вестником зари, восходящего солнца, но и олицетворял мужское начало и очаг дома. Пример использования изображения петуха в вышитой композиции
- Голуби. Таким орнаментом украшали рубашки молодоженов как символ образования новой семьи.
По мнению наших предков, вышивкой, как правило, украшались только те части рубахи, через которые к телу и к душе был доступ злых сил. Сама рубаха являлась защитой и темных сил, поэтому так называемый охранительный узор наносился там, где заканчивалась ткань: на манжеты, на ворот, подол и разрезы.
Правила декорирования
Мало кто поспорит с тем, что русские рубахи, декорированные этническими мотивами — это всегда торжественно, элегантно и стильно. Надевая сегодня такие элементы национального костюма, мы не только внешне преображаемся, создавая неповторимый в своей колоритности образ. Это еще и дань уважения богатейшей славянской истории и традициям наших предков. Современные модели рубашек с использованием национальной символики пользуются невероятной популярностью у представителей любого поколения. Особо ценится в изготовлении такого элемента гардероба ручная работа.
Красная рубаха с ручной вышивкой станет одним из самых нарядных элементов гардероба
Сегодня рубашку в народном стиле можно надеть даже на деловые переговоры. Согласно поверьям, вышивка голубыми с золотом нитками обязательно принесет финансовый успех в любом начинании!
До сих пор сохранились некоторые традиционные правила декорирования одежды в народном русском стиле:
В такой рубахе было удобно работать
Несмотря на простой крой такого одеяния, ручная вышивка с использованием древнеславянской символики наделяет его особенным смысловым колоритом. Рубаха легко дополнит не только повседневный, но также деловой или праздничный образ, придавая смысловой элегантности, оберегая от зла и подчеркивая высокий статус.
ethnoboho.ru
Как сшить русскую рубаху — подробная статья с фото
Друзья, новая подробная статья с фото в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной традиционной одежды и, в частности, русской народной мужской рубахи
Статья написана по материалам мастеркласса группы =Возрождение родных традиций=Воронеж= в сети «Вконтакте»
Благодарим Наталью Колесникову и Анну Березнякову!
Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.
Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.
Ткань желательно замочить в горячей воде, чтобы она дала усадку. После высушить и отутюжить. Разложить ткань на ровной поверхности по длине.
Необходимо отмерить (предварительно замерив любимого мужчину) и изготовить детали.
Например при росте 1,80 можно смело отрезать все 2 метра (по длине ткани), а ширину рубахи можно отмерить — просто приложив к ткани ту вещь (свитер, рубаху), которую он носит и в которой ему комфортно. Добавьте 2 сантиметра на швы и можете кроить.
Заранее подберите тесьму (бейку, вьюнок), контрастную ткань и приложите к ткани.
Итого у вас получается: одна становина (длинный прямоугольник), два рукава (длина примерно 63-65 сантиметров (лишнее уйдет в подгиб), а ширина стандартная 42+2 сантиметра на швы (потом рукав складывается вдвое и прошивается, но это потом). И две ластовицы 12х12 сантиметров.
Складываем становину по длине, а потом по ширине. Точно сводя уголки и «плечевой верх». Наша задача определить на верху центр и вырезать ровненько горловину.
На фото ткань сложена вчетверо (в длину, потом в ширину). Отмеряем и отрезаем. Сначала можно приблизительно начертить закругленный уголок.
Отрезали горловинку, сразу протаскиваем её внутрь через образовавшуюся прорезь и откладываем в сторонку — по традиции для сохранения энергии в рубахе.
Вот так, как на фото.
Далее прочерчиваем горловинку глубже (это вырез спереди) и аккуратно и ровненько отрезаем уже одну ткань (а не две и не четыре). Загибаем и симметрично дорезаем. Т.е. спереди у нас вырез получается глубже и удобнее, чем сзади. Пусть пока это будет не большое отверстие — голова в него проходить не должна, так как для этого еще будет сделан разрез.
Вырез готов. Если будете делать воротничек-стойку, то вырез должен быть гораздо меньше, практически по шее.
Обмеряем вырез горловины сантиметровой лентой для того, чтобы раскроить косую бейку (её можно и купить, но мне не нравится покупная тем, что она узковата).
Выкраиваем косую бейку. можно на контрастной ткани, как у меня. располагаем метр или линейку по косой (примерно под углом 45 градусов) и очерчиваем длину горловины. А шириной она будет 5-6 сантиметров.
Вот, что у нас получилось. Косая бейка. Пара ластовиц и обтачка (примерно 15х13 сантиметров)
Обрабатываем края всех деталей, кроме горловины и косой бейки. Хорошо оверлоком, но можно и простым зигзагом, как на фото.
Далее необходимо сделать вырез на рубахе.
Прикладываем обтачку к лицевой стороне рубахе к краю выреза, даже чуть-чуть выше и скалываем по бокам-закрепляем.
Находим у неё (обтачки) центр (важно, чтобы он совпал с центром рубахи). Кстати, вырез может быть и с боку, для этого нужно передвинуть обтачку в право. Однако, в данном примере, вырез по центру.
По бокам чертим две линии на расстоянии примерно 1 сантиметр .
Ровно прострачиваем по прочерченным боковым линям. Напоминаем — все это на лицевой стороне рубахи! И вместе с нижней тканью становины делаем разрез по центру обтачки, такой глубины, какой необходимо сделать глубину выреза.
Не доходя до края простроченной линии 1 сантиметр останавливаемся и делаем боковые надрезы прямо в самые уголки. Очень важно прорезать до самого-самого уголочка (НО! НЕ ПРОРЕЗАТЬ НИТКУ). Далее выворачиваем на изнанку и с лицевой стороны прошиваем.
Подробности этого этапа можно посмотреть в предыдущей статье о шитье женской рубахи.
Теперь, как раз самое время нашить тесьму, если она будет, чтобы концы её «спрятать» под бейку, которую мы сейчас будет пристрачивать.
Приложите косую бейку к краю горловины с лицевой стороны (оставив её краешек 2 сантиметра) и приколите её булавочками. Когда будете прикалывать хорошенько её натягивайте, это делается для того, чтобы воротничек имел форму.
Пришейте. Это будет выглядеть примерно так. Обратите внимание, чтобы с обеих сторон ширина строчки была одинакова (примерно 1 сантиметр или «на ширину лапки»)
Подгибаем косую бейку два раза вовнутрь (к изнанке)так, чтобы она закрыла первый шов и прострачиваем с лица очень аккуратно, стараясь попасть в русло (т.е. в стык). Этим швом мы должны закрепить полностью косую бейку уже в сложенном виде.
Таким образом доходим до конца. Проверяем — совпадают ли у нас по ширине два края.
Проверяем так же везде ли мы с изнанки «захватили»- прошили подвернутую бейку. Если не везде, то подшиваем, если надо распарываем и прострачиваем еще раз.
Края подрезаем до 1,5 сантиметров и заправляем вовнутрь, удобно это делать ножницами, как на картинке. позже туда пришиваем пуговичку и петельку.
Сшиваем рукава, одновременно притачивая к ним ластовицы.
Складывая вдвое рукав сразу подкладываем в него ластовицу к самому краю. Соединяем строчкой края рукава, но дойдя до подложенной внутри ластовицы замедляем скорость машинки и уходим к краю ткани (не застрачивая ластовицу, а останавливаясь у самого её края).
Поднимаем иголку (если надо поднимаем и лапку), отгибаем один край рукава и механическим движением руки направляем иголочку уже в край ластовицы. И от края плавно закругляем строчку ровно вверх. Обрезаем нитку.
Скрепляем другой, верхний край рукава с краем ластовицы. Поворачиваем рукав и уже сверху прошиваем его вместе с ластовичкой также закругляя к низу. Дело тонкое и требует сноровки. На это надо обратить особое внимание внимание, чтобы под мышкой потом не оказалось дырки.
Таким же образом «разделываемся» и со вторым рукавом и ластовицей!
Вот, что должно получиться.
Теперь находим центр плеча на рукаве и на становине. Для этого складываем её по длине и отмечаем верхние крайние точки-плечи и прикалываем туда по булавочке. Рукав должен быть вывернут на лицевую сторону.
Совмещаем места, куда приколоты булавочки на рукаве и на становине. Кладем их ЛИЦОМ к ЛИЦУ (то есть лицевыми сторонами друг к другу. Это очень важно, иначе рукав может оказаться пришитым во внутрь!
Желательно зафиксировать булавочками рукав и становину (на фото не сколото, но это уже опыт) включая ластовицу и только после этого прошить.
Не забывайте расправлять швы, когда шьете.
К концу ластовички «уходим» в край.
Отрезаем нитку. Возвращаемся к тому месту на плече откуда шить начинали и прошиваем другую сторону, так же сверху- в низ. Прошивая ластовицу уже по прямой и не останавливаясь сшиваем края рубахи (предварительно сколов их булавочками — дабы совместить края)
Края должны совпасть (как на фото). Проделываем тоже самое с другим рукавом и другой не сшитой частью рубахи.
Подгибаем края рубахи в два раза (таким образом вы можете регулировать длину рубахи). Скалываем. Прошиваем, начиная от бокового шва и им же заканчивая.
Подворачиваем таким же образом рукава (регулируя их длину), скалываем и прошиваем.
Можно украсить машинной строчкой, но лучше всего, конечно, ручной вышивкой! Но вышивать нужно по не сшитым деталям.
Рубаха готова!
Вот так выглядит наша традиционная мужская рубаха, совершенно замечательного, не замысловатого кроя! По идее, рубаха может быть длиннее — почти до колен («чтобы хозяйство прикрывала» и с учётом того, что часть ткани еще и под пояс заберется). Но данная рубаха рабочая, а значит так любимому мужчине будет удобнее.
Похожее
rusorn.ru
Увлекательная история русской народной рубахи : традиции народности, ритуальные обряды, национальная кухня, история формирования этноса
Вдохновляя фантазию модельеров на создание новых коллекций, славянский народный костюм возрождается в самобытных современных образах. Древняя и универсальная в элегантной простоте русская народная рубаха выступает ключевой деталью и основной изюминкой модной одежды в фольклорном стиле. Ее постоянно носили женщины и мужчины. Она была близка к телу крестьянина и князя, нищего юродивого и состоятельного купца.
Немного истории
Древние рубахи были предельно простыми, не требовали кроя с разрезанием ткани и сшивания деталей. Они напоминали сложенное по длине пополам полотнище с отверстием для головы, которое закреплялось на теле поясной подвязкой. Близкими по звучанию являются два старославянских слова: «рубъ», то есть «полотно» или «рубище». И «руш» – «отрывать». Первые рубашки действительно были оторванными руками кусками домотканого из волокон конопли полотна.
В ходе дальнейшей эволюции материю стали скреплять по бокам. Затем к напоминающему тунику одеянию прибавились широкие прямоугольные рукава. Времена старообрядцев дополнили рубаху язычников небольшим воротником-стойкой, скроенным по косой. Эта особенность определила ее название. Чем косоворотка выделяется из национальной одежды?
Заметной и узнаваемой ее делает смещение влево разреза горловины. Историки полагают, что покрой стойки с асимметричной застежкой не позволяли нательным крестикам выпадать наружу при работе.
Мотивы асимметрии можно встретить и в женских костюмах. Но полотняная косоворотка настолько вошла в повседневный обиход, что стала синонимом для русской мужской рубахи и основной деталью любого костюма. Она бывала рабочей и праздничной в зависимости от богатства отделки и материала. При пошиве традиционно использовались:
- Льняное полотно – плотное и более тонкое отбеленное.
- Хлопковые ситцевые ткани.
- Нарядный коленкор и сатин с глянцевым блеском.
- Натуральные шелка.
- Роскошный сверкающий атлас.
По длине рубахи достигали колен и не заправлялись в штаны, а носились на выпуск. Подпоясывались шелковыми шнурами либо ткаными из шерсти кушаками с кистями на концах. По вороту, подолу и запястьям косоворотки непременно украшали вышивкой со значением оберега.
Поверх часто, особенно в доме и в других помещениях, надевалась жилетка. В чем главное отличие рубахи сильного пола от одежды слабого? В том, что в ней сохранились архаичный крой и декор.
Крой традиционной русской рубахи для мужчин и женщин
Более сложная в исполнении женская рубаха также выкраивалась экономично. Обрезков ткани после пошива не оставалось. Все детали были прямоугольными или клинообразными, уменьшая расход материала. Перед и спинка вырезались по долевой нити с таким замыслом, чтобы она шла вдоль деталей. Рубахи были широкими и просторными за счет вставки бокового полотна или клина. Рукава соединялись с центральной деталью под прямым углом.
Они тоже отличались разнообразием вариаций и бывали:
- Расширенными за счет одного или нескольких клиньев.
- Имели вид зауженных книзу.
- Заканчивались манжетами или сборками над узкой обтачкой.
Долевая нить в рукавах располагалась вдоль руки. Свободу движений обеспечивала ластовица. Так называлась квадратная или клинообразной формы деталь, вшитая под проймой.
Вернуться к оглавлению
Виды кроя
Кроилась русская рубаха разными способами. Основные различия касались оформления горловины. Самым древним и практически вышедшим из употребления считается туникообразный крой. Традиционное изделие швеи состояло из единого центрального полотнища. Перегнутое пополам, оно уже представляло собой перед и спинку. Горловина прорезалась посередине на сгибе вместе с разрезом ворота. В начале 20 столетия рубаха-туника сохранилась лишь в качестве исподней или обрядовой, оставаясь заменяющей саван одеждой покойника.
Большее распространение получили рубашки с поликами. Так называли плечевые вставки, призванные соединить перед со спинкой и расширить горловину. Полики бывали прямоугольными и косыми. Прямые существовали в двух вариантах. В первом дополнительные части сшивали с верхними срезами основных деталей стана параллельно утку, во втором – параллельно основе.
Первые носили жительницы северных, начиная с Архангельской, и центральных губерний, вторые предпочитали женщины верхней Оки, Москвы и Рязани.
Существовали рубашки со слитными поликами. В них роль верхней ластовицы исполнял выступ, предусмотренный при выкраивании рукавов. Получался такой своеобразный реглан. Косые поликисшивали из двух частей, придавая форму трапеции. Острые углы вставляли в разрезы либо вертикальные швы деталей спинки и переда. Эта русская народная рубашка носилась с поневой.
С круглыми сарафанами надевали бесполиковые варианты. В них линия горловины была образована соединением задней части с краем передней посредством широких рукавов.
Цельная женская рубаха и составная
Рубашка могла состоять из цельных продольных полотнищ. Для достижения необходимой ширины их использовалось четыре. Но встречались такие старинные одежды нечасто, в основном в качестве обрядовых – свадебных или погребальных. Чаще эта часть женского наряда была составной, разделяясь на верхнюю и нижнюю половину. Дробление практиковали из соображений экономии. Низ на обозрение не выставляли, поэтому на его изготовление шел домотканый плотный холст.
Верхняя часть виднелась из-под поневы или сарафана. Но материи на нее требовалось не так много, поэтому старались купить качественную хлопковую или тонкую льняную, иногда даже шелковую ткань. Бывало, что верх рубашки и стан представляли собой два сшитых отдельно самостоятельных предмета. Таким образом, женщина могла иметь несколько нарядных вариантов. А стан пришивала к тому из них, в котором хотелось покрасоваться.
Значение количества использованных кусков ткани для рубахи
Все в русской одежде подчинено простоте и практичности, чтобы в работе и в бою она не сковывала движений. Почему при изготовлении рубахи использовали только вертикальные полосы полотна? Конструкция домашних ткацких станков позволяла производить полотно шириной не более 40 см.
По традициям предков, этот размер стал модульным, а безотходность выкройки обеспечивалась дополнительной, пришитой вдоль стана полосой. Хотя ширина покупной ткани разрешала обходиться без нее, традиционный крой сохранился неизменным.
Он представляется удивительно мудрым и рациональным даже по описанию и отражает все потребности народа. Прямые линии основных деталей вместе с несущими эстетическую нагрузку поликами, клиньями и ластовицами рукавов обеспечивали экономию ткани.
Простой геометрический крой порождал сложные объемные формы, чтобы подчеркнуть стать и красоту женщины. Максимальное удобство и конструктивная практичность в праздники и рабочие будни стали результатом социального отбора.
Вернуться к оглавлению
Расшифровка кроя и значения деталей рубахи
На стан расходовали четыре отрезка домотканого полотна или два более широкой покупной материи. Ширина холста определяла длину плечевого среза и форму линии проймы. Полик был многофункциональным:
- Он помогал подогнать прямой крой народной рубахи на любой размер и фигуру.
- Расширяя верх плечевой части, создавал женственные складки у ворота.
- Обеспечивал поворот и свободное движение рукавам.
- Служил украшением и отделкой, если выкраивался из другой, цветной или контрастной ткани. На самих поликах или в местах соединения их со станом, располагали узор вышивки.
Вставка под мышками – ластовица иногда кроилась из набивной материи, создавая акцент контрастного украшения. Но она служила и практическим целям, укрепляя швы, соединяющие рукава с боковыми полотнищами и позволяя руке свободно выполнять крестьянскую работу. Форма рукавов создавала строгий либо торжественный силуэт костюма, дополняя его отделку. Женская рубаха имела сборчатый ворот. Мягкие складки подчеркивались узкой обшивкой, а планки разреза богато декорировались.
Виды рубах мужских и женских
На Севере страны русскую рубаху носили под сарафан. На Юге поверх нее надевались юбки-поневы. Были они частью праздничного наряда и скромно украшенными для будней. На разные жизненные обстоятельства предназначались свои виды рубах:
- Для матерей, кормивших младенцев.
- Для ворожбы.
- Для покоса.
- Порукавка.
Последняя отличалась длиной рукавов, которые доходили до подола, а иногда были даже в пол. На запястьях имелись специальные прорези для кистей, а висящие части завязывались сзади. Но все равно трудиться в ней было несподручно.
Если вы сомневались в происхождении выражения о «работе спустя рукава», теперь будете знать, что появилось оно благодаря национальной одежде. |
Что означал цвет рубахи, как использовался у наших предков
Окраски народных костюмов символичны, их выбор имеет свою историю. Прародители сознательно отдавали предпочтение белому и красному. Второй символизировал радость, красоту и любовь, наполняющую жизнь особым смыслом. Но в основном русская мужская рубаха была белой. В православии этот цвет считался символом торжества духа над плотью.
Почему сорочки для обряда крещения всегда белоснежны? Да потому, что белизна означала очищение души от черноты грехов и готовность к переходу в Царство Небесное. По той же причине наши предки уделяли внимание правильному расположению цветов в одежде. Светлый верх словно приближал к чудесному небу. А нижняя темная часть символически связывалась с землей.
Цвета мужских портов наших предков, их значение
Помимо белого и красного, в национальных костюмах использовали малиновый цвет и разные оттенки синего и зеленого. Мужские порты традиционно были полосатыми, сшитыми из холста с преобладанием серых, синих и белых полос. Они плотно облегали ноги ниже колен и выкраивались из прямых полотнищ со вставкой-ластовицей по шаговому шву. Низ портов заправляли в сапоги, а верх завязывали на поясе шнурком, имевшим название «гашник».
Вернуться к оглавлению
Магнетизм вышивки-оберега
С седой древности повелось, что национальная одежда украшалась. Народная мужская рубаха не исключение. Когда язычники-славяне стали христианами, вера в силу вышивки как оберега не забылась. Наши предки помнили, что враги могли передумать нападать, рассмотрев символичный рисунок. Правда ли это или красивая сказка? Если враги точно так же умели читать вышивку, они постигали силу Рода, когда одежда воина показывала им щит Перуна или Сварога.
Мощным оберегом на мужской рубахе служили символы свастики, которые охраняли хозяина от черной энергии и сил зла. Другие популярные мотивы вышитых узоров:
- Берегини – стилизованные изображения женских фигур с солнечными знаками или птицами в руках. Они несли счастье и торжество духовного богатства над материальным.
- Барвинок – цветок, олицетворяющий вечность круга жизни.
- Ласточки традиционно доставляли славянам на крыльях успех и возрождение весны.
- Петухи – украшение для рубахи мужчины-хозяина, главы семьи.
- Хмель. Гирлянды из листьев и плодов означали молодость и любовь и проявляли защитную силу на одеждах юношей и девушек.
- Маки по славянским преданиям берегли от любого зла. Этими цветами расшивали свадебные наряды молодоженов.
Энергетику вышивки признавали, когда пеленали новорожденного мальчика в поношенную рубаху отца, а девочку – в материнскую. Так принимали потомка в семью, передавали родительскую энергетику и защиту Рода. Только к трехлетнему возрасту малыша переодевали в детские рубашечки, сшитые из новой ткани, чтобы он мог найти собственное единство с окружающим миром.
Из видео-ролика Вы узнаете как можно сшить народную рубаху.
Заключение
Умение гармонизировать пространство вокруг себя, начиная с дома, семьи и родного двора – важная часть славянского мировоззрения. Не случайно этнические мотивы снова на пике популярности, а интерес к одежде предков не ограничивается концертными костюмами и фото. Русские рубахи привлекают гармоничной индивидуальностью образа и представляют собой часть возрождения национальной культуры.
Вернуться к оглавлению
7kul.ru
Как сшить русскую рубаху — подробная статья с фото
Эта статья в помощь многим людям, которые делают первые шаги по шитью своими руками русской народной одежды и, в частности, русской народной женской рубахи.
Так выглядит русская народная женская рубаха
Для шитья рубахи понадобится около двух погонных метров льняной ткани, весьма желательно чистой и без примесей. Ширина полотна может быть как 1,4 метра, так и 1,5 и 1,6 метра — какую найдёте.
Швейная машинка с набором ниток, хорошие ножницы, мелок или карандаш, булавочки.
Ткань выглядит примерно так:
Льняное полотно, отрез для рубахи
На самом деле, крой рубахи очень простой. В зависимости от вида (о видах говорили в предыдущих статьях), рубаха состоит из 5 — 6 основных элементов. Это рукава, подол, две ластовицы, косая бейка и, иногда, накладка на вырез горловины.
Крой русской народной женской рубахи
Предварительно надо подготовить ткань, отпарить её или отутюжить, чтобы не было складок и работать с ней было удобно.
Далее начинаем кроить.
В зависимости от размера рубахи 44-46-48-50-52, необходимо отрезать, соответственно, от 44 до 52 сантиметра ткани от края. Это будет заготовка под рукава (верх рубахи).
Кроим ткань
Если шьете на себя, или есть возможность снять мерку, то просто замерьте расстояние от плеча и до центра груди и умножьте на два. Не забудьте оставить по 2 сантиметра на швы.
Либо снимите мерку от центра груди и до желаемой длины и добавьте со стороны подола 4 сантиметра на подгибку.
Результат кроя
Необходимо обработать края ткани оверлоком или мелким зигзагом.
Обработка краев ткани
Основные элементы рубахи готовы.
Основные детали рубахи
Из остатков ткани необходимо вырезать две ластовицы (примерно 8 на 8 сантиметров, если размер больше 48 размера или крупная грудь , то 10 на 10 сантиметров или 12 на 12 сантиметров). Так же необходимо обработать края ткани.
Ластовицы обработка краев
Обработка краёв ластовиц
Верх рубахи (рукава) сложить сначала поперек, затем по вдоль, совместив края. Далее на сгибе необходимо начертить горловину — примерно 10 сантиметров в ширину и 4- 6 сантиметров в низ, в зависимости от размера горловины, которая необходима.
Отмеряем горловину
Чуть выше необходимо параллельно провести еще одну линию (горловинка сзади) и вырезать сначала её.
Вырезаем горловину
Важно! Отрезанный кусочек ткани нельзя просто выкидывать. Этот кусочек надо обязательно протаскивать внутрь рубахи. Да, это просто манипуляция с кусочком отрезанной ткани — вытянуть отрезанный лоскуток снизу. Но так мы соблюдаем традиции наших предков, а предки считали, что так соблюдается закон обережности для сохранения сил будущего владельца.
Вот таков результат.
Результат выкройки горловины
Выкраиваем косую бейку. Для этого измеряем длину горловины метром (примерно 50 — 60 сантиметров), далее на остатках ткани чертим линию (соответственно длине горловины) под углом 45 градусов и шириной 4- 5 сантиметров и вырезаем её. Обрабатывать края не надо.
Горловина
Если Вы хотите для удобства сделать прорезь в горловине, то вырезается кусочек ткани шириной 10 на 8 сантиметров, обрабатываются его края. Кусочек прикалывается к лицевой части горловины, прорисовывается карандашом или мелком ровная линия и эта линия обшивается вокруг с отступом 1 сантиметр с трёх сторон.
Прорезь в горловине
Далее необходимо прорезать двойную ткань, уже по линии, как показано на фото
Вырезка горловины
Выворачиваем пришитую ткань на изнанку, прикалываем булавочками и прошиваем, стараясь попадать «в русло» и по ходу откалывая булавки.
Прошиваем края вырезки
Убираем булавочки
Прошиваем с лицевой стороны, один раз! Если не попали «в русло», то прошиваем аккуратно по ткани, как на фото.
Прошиваем горловину
Прошиваем аккуратно по ткани
Косая бейка должна быть, желательно контрастного цвета и изготовленная своими руками.
Косая бейка
Но, для тех, кто не хочет заморачиваться — не обязательно самому изготавливать. Можете купит готовую в магазине.
Верх рубахи можете украшать, как душа пожелает! По традиции желательно вышивкой ручной, со специальными обережными узорами и орнаментами.
Если традиции соблюдать не желаете — можно украсить вышивкой машиной, жаккардовой тесьмой или кружевом!
украшение верха рубахи
Тесьмой — сначала прикалываем, и потом ровненько пришиваем!
украшение тесьмой ворота
Одновременно, можно пришить тесьму и на рукава, если есть желание…
украшаем тесьмой рукава
Результаты нанесения «украсов» в разных вариантах могут быть такими:
вариант украса 1
вариант украса 2
вариант украса 3
Пришиваем косую бейку. Для этого, накладываем её на лицевую сторону рубахи, оставляя 2 сантиметра. Пришиваем сильно натягивая, чтобы она держала форму воротничка.
Пришиваем косую бейку
После того, как пришили, подворачиваем её два раза внутрь, чтобы скрыть необработанный край. Прикалываем и снова с лицевой стороны пришиваем, стараясь попасть в русло или по краю ткани.
Пришиваем бейку 1
Пришиваем бейку 2
Обрабатываем низ, то есть подол рубахи. Можно сразу его украсить, если есть желание.
Сгибаем по ширине и сшиваем сбоку. Чуть не доходя до верха, прикладываем к внутренней стороне ластовицу, прикалываем булавками (фиксируем) и прошиваем сначала одну сторону, потом другую.
Обрабатываем подол
Обрабатываем края подола
Напоминаем, что подол представляет из себя единый отрез ткани, шириной 1,5 метра. Перебивается и сшивается с одной стороны. Но, можно сшить подол и из двух половин, если у Вас нет единого куска ткани, а есть два пусть небольшого, но подходящего размера. Если не соблюдается традиция — это не принципиально. Напоминаем так же, что по традиции на швы и края одежды обязательно наносится обережная вышивка.
С другой стороны делаем надрез вниз на длину ластовицы примерно 10 сантиметров. Так же прикалываем ластовицу и пришиваем сначала с одного края, потом с другого.
Подшиваем вторую ластовицу
Пришиваем вторую ластовицу
По традиции, ластовицы красного цвета считаются обережными.
Ластовица красного цвета
В древности, мастерицы шили всё «в ручную». Сейчас у нас есть верные помощницы — машинки для шитья.
Они упрощают работу, делают её лёгкой и быстрой.
Выставляем на машинке ширину строчки 4 -мм и проходим верхний край платья не заходя на ластовицы, отдельно спереди и сзади. Можно двумя строчками: одна под другой — для более удобной стяжки.
Работаем швейной машинкой
Края, обработанные швейной машинкой
Начинаем стягивать. Тянуть надо одновременно за обе ниточки. Стягиваем и периодически прикладываем к себе, так, чтобы ластовицы оказались четко под мышками, спинка стягивается чуть сильнее.
Стягиваем ластовицы 1
Стягиваем ластовицы 2
После стягивания, распределяем равномерно складочки и намечаем булавочками середину сзади и спереди, так же отмечаем середину на верхней части рубахи.
Далее — самый ответственный момент. Совмещаем низ (подол) и верх (рукава) рубахи с изнаночной стороны и примётываем, начиная от середины.
Совмещаем рукава и подол
Альтернатива примётке — всё те же незаменимые булавочки.
Примётка булавочками
Пришиваем! Теперь осталось лишь обработать рукава и убрать ниточки.
Поздравляем! Ваша рубаха готова!
Вот такими могут быть результаты Вашей работы:
За столь подробный материал и предоставленные фотографии благодарим группу =Возрождение родных традиций=Воронеж= в социальной сети ВКОНТАКТЕ и мастерицу Наталью Колесникову!
Если у Вас появились вопросы — вы можете задать их в комментариях к данной статье, либо в администрацию группы «Русские орнаменты и узоры» в социальной сети ВКОНТАКТЕ.
Похожее
rusorn.ru
Русская мужская рубаха — основа национального костюма
Русский национальный костюм для мужчины состоял из подпоясанной рубахи, которая носилась навыпуск, и портов (штанов). Русские рубахи были абсолютно одного покроя и у знати, и у крестьян. О том, что из себя представлял основной элемент русского гардероба, мы расскажем в этом материале.
Рубаха была основой гардероба как для мужчин, так и для женщин, вне зависимости от благосостояния, социального статуса, семейного положения и региона Российской империи. Первая рубашка появлялась у младенца сразу после рождения: первую пеленку мальчику делали из рубахи отца, девочке — из рубахи матери.
Первые детские рубашки также старались шить из рубах родителей. Славяне считали, что так энергия предков передастся малышам и защитит их. До определенного возраста одежда мальчиков и девочек выглядела одинаково и представляла собой длинную косоворотку. На трехлетие дети получали свою первую рубаху из новой ткани.
М. Громыко. Мир русской деревни
По сути косоворотка представляла собой два соединенных полотнища — на груди и на спине, которые соединялись на плечах двумя текстильными четырехугольниками. Этот универсальный крой использовали и для дорогих горничных рубах, и для повседневных крестьянских рубах. Разница была лишь в ткани, из которой шили изделия.
В традиционные мужские рубахи вшивали подмышками квадратные ластовицы для того, чтобы готовое изделие не стесняло движений. Кроме того, по бокам вшивали треугольные клинья. Длина рукава была разной — в зависимости от назначения готового изделия.
Русская косоворотка, вид спереди и сзади
Воротника либо не было вообще, либо он был стоячим — круглым или четырехугольным. Чтобы он держал форму, под ткань зашивали берестяную или кожаную основу. Разрез на груди был либо по центру, либо сбоку (косоворотка). Застегивался он на пуговицу или завязывался тесемками.
Некоторые истории считают, что рубахи с косой застежкой стали носить из-за того, что в прямой разрез выпадал нательный крестик на веревочке или цепочке.
Русский крестьянин носил рубаху в качестве верхней одежды, богатые люди и представители высших сословий — в качестве нижней. Князья и бояре дома надевали особую шелковый рубаху — горничную.
Русские рубахи как правило были домоткаными, поэтому были естественных цветов хлопка, льна и т.д. С распространением текстильных мануфактур и фабрик, а также ростом доступности красителей, русские стали носить рубахи разных цветов — белые, синие, красные…
Главное украшение рубахи — вышивки, которые пускали по вороту, нижнему краю изделия, и концам рукавов. Эти места украшались неслучайно. Традиция украшать вышивками одежду вышивками именно в этих местах восходит к дохристианским славянским верованиям. Наши предки считали, что через отверстия в одежде к человеку могут проникнуть злые духи и навредить ему. Кроме того, через главное отверстие — горловину — улетает душа, когда человек умирает.
Славяне верили, что обереги, вышитые в виде орнаментов на одежде, защитят владельца от сглаза, болезни, несчастного случая и помешают душе улететь. Каждый элемент вышивки носил глубокое символическое значение. И хотя изначальный смысл украшений сейчас потерян, некоторые из этих элементов используются до сих пор.
Мастерская Ангел создает разнообразные рубахи для мужчин и мальчиков в русском народном стиле. Рубахи из габардина, креп-сатина и хлопка будут служить по несколько десятилетий, если за ними бережно ухаживать. В каталоге представлены изделия с напечатанным на ткани рисунком, а также с декоративными вставками из платковой ткани с павловопосадским узором, парчи, яркого креп-сатина, многие рубахи декорированы цветной тесьмой и вышивкой.
master-angel.ru