Русская рубаха мужская выкройка – Как сшить традиционную русскую рубаху по выкройке. Поэтапное создание элемента русского народного костюма своими руками

Разное
alexxlab

Содержание

Русская народная рубаха косоворотка для мальчика своими руками

Пригласили нас однажды на день рождения в русском стиле. По этому случаю было решено сшить мальчишкам по рубахе косоворотке. Можно конечно и купить, но в нашем маленьком городе таких вещей не найдешь.

В этом мастер классе я показываю, как сшить рубаху косоворотку для мальчика 7 лет.

За основу выкройки я взяла выкройку русской рубахи для взрослого мужчины. Измерив своего ребенка и изменив размеры, у меня получилась такая схема:

Рубаха по этой схеме шьется достаточно быстро, даже если вы часто не шьете и рука у вас не набита. У меня ушло два вечера, в общей сложности не больше 5 часов.

Для того чтобы подогнать выкройку под свой размер, нужны следующие мерки без припусков на швы:

  • Ширина рубахи – 38 см + 2 см на швы
  • Длина рукава – 34 см + 8 см на подгибку
  • Длина рубахи – 50 см + 8 см на подгибку
  • Горловина (шея) – 32 см + 2 см на швы

Материалы для рубашки:

  • Льняная ткань – 1 х 1,2 м.
  • Тесьма с узором – 1,10 м. широкая и 1,10 м – узкая тесьма.
  • Липа – 10 см.
  • Нитки в цвет.

Русская народная рубаха косоворотка для мальчика своими руками:

Выкройка очень простая, поэтому можно кроить сразу на ткани или предварительно нарисовать ее на газете. Только обязательно закладывайте припуски на швы и на подгибку рукавов и низа рубахи.

После раскроя мы имеем: Одну основную часть, два рукава и две ластовицы.

Сшивать начинаем с рукавов. К краю рукава пристрачиваем ластовицу.

Теперь рукав с пристроченной ластовицей прикладываем к основной детали рубахи и пришиваем на машинке. Чтобы ткань не съезжала рукав предварительно закрепляем иголками или наживляем швом «вперед иголкой».


После этого рубаху складываем как на рисунке и сшиваем рукав и ластовицу.

Так же сшиваем боковую часть основной детали.


Таким же способом пришиваем второй рукав. С помощью оверлога или вручную обрабатываем швы.

Загибаем края рукавов и низ рубахи.

Проглаживаем и прострачиваем.

Косоворотка почти готова. Осталось обработать горловину и застежку с левой стороны. Это небольшая, но хлопотная и тонкая работа.

Горловина косоворотки

Начнем с застежки. Длина застежки 15 см. Чтобы ее обработать вырежем два прямоугольника. Один 20 х 5,5 см. Второй более широкий 20 х 10 см.


Узкую полосу пришиваем с левой стороны (левая сторона если смотреть на фотографию).

Заворачиваем ее внутрь рубахи.


Широкую полосу пришиваем к правому краю выреза (право, если смотреть на фото. Если одеть рубаху на себя, то это будет левая сторона). На ней будет крепиться липа.

Широкую полосу сворачиваем пополам и заворачиваем внутрь рубахи.

Закрепляем все детали наружным швом.

Теперь обработаем горловину — стойку. Вырежем деталь 8 х 40 см. Подогнем края по 1 см. и прогладим утюгом.

Свернем вдвое и еще раз прогладим.

Ручным швом «вперед иголкой» пришьем стойку к горловине.

Прострочим ее на машинке. Воротник стойка для рубахи в русском стиле готова.

На данном этапе косоворотка выглядит таким образом.

Осталось украсить рубаху лентой с русским узором. Если есть какие-то неровности, лента скроет это.


На внутреннюю часть застежки пришьем липу.

Для пояса раскроим деталь 8 х 90 см. Совместим ее с широкой лентой.

Прострочим. Ремень у меня короткий потому, что он застегивается на липе. Если вы будете завязывать то делайте не меньше 120 см.


В итоге должна получиться такая русская народная рубаха, косоворотка для мальчика, сшитая своими руками.

мастер-класс по шитью с пошаговыми фото, выкройками и видео

Старинные народные рубахи в современном мире встречаются достаточно редко. Русская народная, выполненная в традиционном стиле, рубаха появляется на улицах городов и поселков только на праздничные мероприятия или тематические вечеринки. Рубаха такого варианта кроя имеет свои особенности и отличительные черты. Предлагаем читателям нашей статьи узнать подобную и доступную информацию о процессе выкройки и пошива традиционной рубахи для мальчика или мужчины.

Мастер-класс по шитью русской народной рубахи для начинающих рукодельниц

Для шитья мужской или детской рубахи используется разное количество ткани. Мы предлагаем вам вариант использования большего количества тканевого полотна. Для мальчика может быть использовано меньшее количество материала, руководствуйтесь своими мерками и размерами.

Для формирования рубахи русской культуры нам потребуются следующие материалы и инструменты:

  • Примерно два погонных метра ткани из льняного материала. Ширина полотнища может быть разной – 1,5 метра, 1,6 метра и так далее.
  • Швейные нитки в тон ткани;
  • Швейная машинка;
  • Декоративная тесьма;
  • Острые ножницы для ткани;
  • Контрастная ткань;
  • Портновский мелок;
  • Булавки.

Опытные мастерицы рекомендуют перед началом пошива русской рубахи замочить льняное полотно в очень горячей воде. При таком температурном воздействии льняные волокна дадут усадку и вы не получите плохой результат с уменьшением размера уже готового изделия. После прохождения процесса усадки вашего полотна из льняных волокон полностью высушите ткани и проутюжьте ее. Теперь можете приступать к выкраиванию традиционной рубахи своими руками.

Разложите тканевое полотно на ровной поверхности и начинайте строить выкройку рубашки. Например, для мужчины с ростом в один метр восемьдесят сантиметров вы можете сделать отрез в длину два метра. Ширину вашей рубахи сформируйте исходя из объемов грудной клетки и талии мужчины, для которого вы шьете элемент одежды. Не забудьте оставить по два сантиметра по всей поверхности выкройки для оформления швов. После всех измерений и рисунков вы можете приступать к разрезанию всех деталей рубахи.

Делайте это острыми ножницами, чтобы избежать порчи и осыпания краев льняной ткани.

В результате выкраивания всех деталей у вас должны получиться следующие элементы:

  • одна становина (длинный прямоугольник).
  • два рукава рубахи с длиной примерно шестьдесят пять сантиметров. Ширина рукавов стандартная сорок два сантиметра и два сантиметра на припуски швов.
  • две ластовицы двенадцать на двенадцать сантиметров.

Далее вам необходимо сложить становину по длине, а затем по ширине. Сводите уголки очень аккуратно и ровно, а также плечевой верх. После этого вы будете формировать по центральному расположению горловину русской рубахи.

После того как вы отрезали горловину изделия, протащите ее через внутреннюю сформировавшуюся прорезь и пока отложите ее в сторону. Затем прорежьте ее еще глубже внутрь полотна. Вырезанную горловину необходимо оформить при помощи косой бейки. Вы можете выкроить ее самостоятельно, а можете приобрести декоративную бейку в специализированном магазине.

При помощи швейной машинки обработайте все срезы и отрезы вашей заготовки рубахи. Если у вас есть функция оверлока в машине, то это будет очень удобно для изделия. Если же у вас обыкновенная швейная машинка, то вы можете прошить все края при помощи шва зигзага. Это предотвратит осыпание и порчу тканевых срезов полотна.

Теперь приступайте к пришиванию косой бейки на горловину рубахи. Для удобства пришивания воспользуйтесь портняжными булавками: зафиксируйте бейку на горловине и пришейте нитками. Также по периметру воротника и рукавов или нижнего края рубахи вы можете добавить декоративную тесьму. Определяйте варианты декорирования, исходя из своих вкусовых предпочтений и пожеланий.

Далее сшейте все детали рукавов и присоедините к ним ластовицы. Расположите эти элементы у самого края изделия. Сделайте аккуратные края рукавов, подшив их в несколько раз.

Края самой рубахи также аккуратно подверните и прошейте при помощи ровной машинной строчки. Длину традиционной рубашки русского кроя вы можете регулировать в зависимости от предпочтений и пожеланий мужчины.

После всех описанных манипуляций у вас получится красивая и оригинальная рубашка в традиционном стиле. Вы можете использовать такую вещь в праздничных мероприятиях или тематических вечеринок.

Подборка видео по теме статьи

Предлагаем посмотреть несколько вариантов видео по теме статьи. Вы сможете более подробно узнать о процессе раскроя и пошива традиционной русской рубахи для детей или взрослых. Приятного просмотра и изучения.

Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна

Случилось мне рисовать схему раскроя рубахи для одного хорошего человека. А потом подумалось: почему бы эту схему с небольшими пояснениями не выложить в сеть, чтобы каждый, кому надо, смог воспользоваться? Рубаха - очень важная деталь исторического костюма, именно она помогает создать основу образа. От рубахи, как от печки, "пляшут", разрабатывая тот или иной комплекс костюма: будь то историческая реконструкция Руси или создание идеализированного "былинно-славянского" образа. Хотя требования к рубахам очень разные, потому что разные задачи их создания и люди, которые будут их носить, но при раскрое и пошиве всё же есть некоторые общие моменты, которые я постаралась объединить в этой заметке.

Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна



Многие мастера, и я в том числе, для пошива исторической одежды используют современный фабричный лён. Не буду говорить о том, хорошо это или плохо. Это факт. Заметка рассчитана на тех, кто хотя бы немного «в теме», имеет представление о том, чем исторический крой отличается от современного, но запутался в нюансах. В качестве иллюстрации привожу усреднённую схему-выкройку мужской рубахи XII − XIV вв.

Дорогие мастера, помните, одной на всех выкройки не бывает, поэтому, прежде чем шить, снимите нужные вам размеры и составьте СВОЮ схему. А ещё лучше, полазайте в интернете, найдите другие раскрои, сравните и выберите то, что подходит именно вам!

Сколько купить ткани?

Самый длинный кусок в раскрое − это стан. Его длина считается как двойная длина изделия с припусками на швы и расчётом на усадку. Для мужской рубахи это примерно 220 см, для женской − 300 см. Столько ткани и покупаем.
Ширина современного фабричного полотна обычно 130-150 см. После того, как мы вырежем из купленного полотна стан, остаётся ещё большой кусок, из которого кроятся все остальные детали и ещё немного даже останется.

Подготовка ткани к раскрою

Новый отрез ткани перед раскроем обязательно замочить в тёплой воде на пару часов и хорошо отполоскать. Можно постирать в машине с режимом двойного полоскания. Ткань немного сядет и с неё сойдёт часть фабричной краски. Заодно проверите, насколько она линяет, и не испортит ли это вам жизнь в дальнейшем.
Перед раскроем фабричную кромку срезают.

Ширина ткани и расчёт размеров

Сейчас ширина фабричного полотна 130-150 см. Но при пошиве историчной одежды необходимо помнить, что ширина домотканого полотна была от 40 до 60 см (на размах руки с челном при горизонтальном ткацком стане). В северных районах ткань обычно делалась более узкой (40-50 см), в южных − более широкой (50-60 см).
На схеме дан раскрой рубахи с шириной полотна 40 см. Это примерно соответствует размеру 42-46 (XS-S). Чтобы получить больший размер, нужно либо выкроить стан большей ширины (до 60 см), либо подшить с боков дополнительные полосы ткани. Для размера 54 (XL) вполне достаточно ширины стана 60 см.

Стан

Стан выкраивается по долевой нити. Полотно перегибается пополам, таким образом, мы получим рубаху без плечевых швов. Длина рубахи меряется по колено или чуть выше. В зависимости от роста человека, это 100-120 см.

Рукав

Рукав тоже выкраивается по долевой. Ширина его обычно − те же 40 см. Длина зависит от длины руки человека. При раскрое рукава не забываем, что часть длины рукава берёт на себя ширина стана (то есть, полотно стана будет спускаться ниже плечевой косточки), поэтому от мерки «длина рукава» сразу отнимаем 10 см.
В среднем, длина рукава историчной рубахи колеблется от 50 до 60 см для самых длинноруких.
Чтобы получить зауженный рукав, перегнутое пополам полотно рукава обрезаем, как показано на схеме: сверху оставляя 15-20 см для крепления ластовицы. Со стороны запястья достаточно отмерить 3-5 см.

Ластовица

Обычно квадратный кусок со стороной 10-20 см. Её размеры определяются общим рисунком рубахи. Самое главное, чтобы при взмахе рукой вы чувствовали себя комфортно.

Боковые клинья

Расширяют рубаху в подоле и служат для удобства ходьбы. Клин может быть вырезан из целого куска, может быть составным. Ширина его тоже может быть разной, в зависимости от ваших желаний. На схеме показан цельнокройный клин шириной 30 см и длиной 50 см.
Важно помнить, что если в женской рубахе боковые клинья вшиваются прямо от ластовицы, то в мужской следует отступить от ластовицы вниз 5-10 см для получения истинно «мужского» силуэта.

Ворот

Определяется размером «обхват шеи». Может быть круглым или овальным, как вам удобно. Спереди может делаться ещё дополнительный небольшой разрез.

Вот и всё)) Надеюсь, мой опыт окажется полезным. Желаю удачи в пошиве!

СТРУЖОК Вконтакте

обязательные элементы традиционного кроя косоворотки

Как сшить русскую мужскую рубаху: обязательные элементы традиционного кроя косоворотки

Современной модой всё более востребован славянский стиль одежды. Главный элемент гардероба в этом стиле — русская народная рубаха, самый старый по возникновению и особенно символический наряд. Более поздний её вариант — косоворотка мужская — появился в XV веке, популярен стал в XIX веке, вытеснив прежние фасоны.

Рубаху носили мужчины, женщины, дети. В глубокой древности она была одинакова для всех, только мужская — до колена, женская — до полу, детская — ниже колен. Её подпоясывали и поддёргивали, обеспечивая свободу движения.

Крой древней рубашки

Конструкция прото рубахи — самая простая. Полотнище ткани сгибают по утку, на сгибе прорезают горловину, которая в дальнейшем оформляют без воротника (голошейка) или с небольшой стойкой (более поздний тип), с планкой посередине груди. По бокам тулова, или становины, делают вставки — бочкИ.

Они необходимы для свободного облегания. Тканные на кроснах полотна были от  40 до 80 см, что не позволяло получить нужную ширину изделия. Нехватку компенсировали вставками.

Рукава кроили прямые. Под мышкой их соединяли со становиной и бочками ластовицей квадратной формы. Ластовица обеспечивала комфорт в движении: если поднять руку, за ней не потянется вся рубашка.

22.png

Процесс раскроя, пошива регламентировали правила. Главное касалось ворота. Полотняный кусок при вырезе горловины вынимали исключительно через внутреннее пространство изделия. Странное, на первый взгляд, движение портнихи диктовали соображения безопасности.

Движение вовнутрь, к человеку означало сохранение, преумножение сил, здоровья, наружу — растрату. Поверье сохранилось до наших дней в двух известных вариантах: нельзя надевать одежду изнаночной стороной вверх, нельзя лить воду, другие полезные жидкости «от себя» — только по направлению к себе.

Простой крой сформировали не ограниченные возможности — в шитье мастерству деревенских портних могла позавидовать городская модистка. Прямоугольные детали экономили дорогой по вложенному труду холст, единственный «обрезок» — ткань полукруглой горловины — не выбрасывали, а прикладывали на заплаты.   

 

КОСОВОРОТКА МУЖСКАЯ - ИСТОРИЧЕСКИЙ КРОЙ

 

Народная рубашка с косым воротом возникла в средние века. Причину появления объяснить модным веяниями нельзя: в древности всё определяла целесообразность. Д. С. Лихачёв высказал предположение, что косой ворот не давал нательному крестику — предмету очень личному, не предназначенному напоказ, вываливаться в пройму во время работы. Мысль академика подхватили другие исследователи народной культуры как единственно объективную для крестьянского быта.

Сегодня рубаха с косым воротом — модный элемент гардероба. Удивительно, но женщины, девушки косоворотку купить хотят даже чаще, чем мужчины: их привлекает красота узора, актуальный крой, комфорт наряда. Это нельзя считать отходом от традиции: русская народная рубаха вернула своё древнее универсальное предназначение, свойственное ей изначально.

Если вы владеете основами шитья, то косоворотку можно сшить самостоятельно. Далее я расскажу как на примере старого (до XIX века) фасона, реконструированного по одежде алтайских старообрядцев.

Элементы рубашки, раскрой

Все элементы прямоугольные, потому для их раскроя достаточно высчитать длину и ширину.

  • Становина (тулово): от полотна отрезают цельный кусок (стену) в 2 длины изделия.
  • Бочки. Длину бочка высчитывают по формуле: от длины изделия отнять длину проймы. Ширина бочка составляет: при ширине становины 40 см — 60 см, 60 см — 45 см, 80 см — 30 см. Размеры даны приблизительные, для традиционного изделия их высчитывают так, чтобы общая ширина рубахи была 1 м ± 10 – 15 см. Если вам настолько свободное облегание ни к чему, просто выберите собственный комфортный вариант.
  • Рукава традиционно делали шириною 60 см для проймы глубиной 30 см. Длину рассчитывали так: от длины руки отнимали ширину плеча, что для мужчины с размером 48 – 50 составляло 70 см.
  • Ластовица кроилась квадратом 15 на 15 см, при необходимости — больше, до 20 на 20 см.

11.png

Народная рубашка: сборка

Сначала сшивают становину с бочками. Складывают становину пополам, находят середину, вырезают горловину, отложив по 2 см вперёд и назад.

Далее сшивают рукава, оставляя свободный край для пристрачивания ластовицы. На них нашивают становину, а после рукава нашивают на бочки, втачивают вставку-ластовицу. При желании на рукавный шов пристрачивают проставку — декоративную ткань красного цвета, часто с вышивкой. В былые годы, когда косоворотка мужская изнашивалась, проставку отпарывали, чтобы использовать в новом изделии.

Далее обрабатываем горловину косой бейкой, отделываем кумачом, пришиваем пуговицы или крючки. На концах рукавов закладываем мелкие складки по 0,5 см, направляя вперёд, обшиваем край тесьмой или ярким тканьём.

Подол рубахи подрубаем, отделываем «полянкой» — вышитой проставкой — или просто тесьмой, яркой тканью.

Несмотря на простоту кроя, не у всех даже опытных швей русская народная рубаха выходит как должна с первого раза. Не стоит отчаиваться — с опытом всё получится. Вдохновиться вам поможет ассортимент магазина «Иванка», где косоворотки и рубахи в славянском стиле представлены многообразно: от самых древних фасонов с прямой прорезью на груди до сложных поздних вариантов.

Рубахи в русском народном костюме

     Автор публикации: искусствовед Дедкова Нина Николаевна

 

Типы женских рубах в русском народном костюме

Много сотен лет русский человек считал рубашку одним из самых главных и важных предметов одежды. «Рубаха» — древнейшее русское название нательной мужской и женской одежды. По мнению исследователей, это слово произошло от слова «руб» — кусок, обрывок ткани.

С рубашкой у русского человека было связано множество примет: свою рубашку нельзя было продавать, потому что вместе с ней можно было продать своё счастье. Испортив рубаху, можно было навести порчу на её владельца. Свадебной, венчальной рубашке приписывались целебные свойства.

Крестьянские женские рубахи XVIII, XIX и даже начала XX века удивляли ценителей традиции и красоты: зачастую они украшались вышивками и были настоящими произведениями искусства.

Традиционно одежда делилась на будничную, обрядовую и праздничную. Будничные рубахи делали из простых тканей и украшали скромнее. Обрядовые рубашки шили из качественного холста или дорогих тканей, и в них дольше, чем в остальных, сохранялись архаичные крой и вышивка.

До XX века в деревнях сохранялась традиция на сборы урожая и общие покосы надевать жнивные, покосные рубахи. Костюм просватанной девушки и свадебная одежда в некоторых местах достаточно долго сохраняли древнейшую рубаху - долгорукавку.

В крестьянской среде всегда следили за модой, поэтому праздничные рубашки шили из новых дорогих тканей нередко с использованием городских элементов кроя и украшения; рукава праздничных рубашек, как правило, были очень пышными. В воскресные дни, собираясь в храм, всегда старались надеть чистую праздничную рубаху.

Русские женские рубахи были цельными и составными. Цельные рубашки шили из целых продольных, чаще четырёх, полотнищ ткани. Их называли по-разному: исцеленница, целошница (Архангельская губ.), проходная (Вологодская губ.), цельная, одностенная (Калужская, Орловская губ.). В XIX веке такие рубахи встречались нечасто, в основном как обрядовые свадебные или погребальные. Составные рубахи разделялись на верхнюю и нижнюю часть. Верхняя часть (на севере её называли «рукава», «воротушка», на юге - «станушка», «чехлик») была видна из-под сарафана или понёвы, поэтому её делали из качественной льняной или конопляной, а потом и хлопчатобумажной или шёлковой ткани. Нижнюю часть (на севере - «стан», на юге - «подстава») шили из плотного домотканого холста. Большинство рубах XIX-XX века были составными. Крой женских рубах чрезвычайно многообразен. В большинстве случаев они кроились весьма экономично, при этом почти не оставалось обрезков-отходов, так как модулем кроя являлась ширина ткани.

    

 

Рубахи состояли из нескольких прямоугольных и клинообразных деталей. Перед (из одной детали или двух полочек), а также спинка - составляющие основу рубахи, в большинстве случаев кроились так, чтобы долевая нить располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширялся при помощи боковых полотнищ или клиньев.

Рукава почти всегда пришивали под прямым углом к центральным деталям рубахи. Долевая нить рукава в деталях тоже, как правило, располагается вдоль руки. Рукава русских традиционных рубах могли быть зауженными книзу с помощью одного или нескольких клиньев, широкими, заканчивающимися манжетами или узкими обтачками.

У большинства рубах присутствовала ластовица. Эта деталь, квадратная или клиновидная, располагалась под рукавом, обеспечивая свободу движения руки.

 

В основе классификации традиционных женских рубах лежит способ кроя горловины рубахи.

Самой архаичной считается рубаха туникообразного кроя. Подобный крой встречается у многих народов, в нашей традиции он долго сохранялся также и в таких женских одеждах, как глухой сарафан, завеска и нагрудник. Центральное полотнище такой рубахи перегибалось пополам, образуя перед и спинку. На сгибе прорезалось отверстие и разрез ворота. В XIX веке и в начале XX века они встречались достаточно редко в качестве обрядовой, исподней, старушечьей или смертной рубахи.

 

Самыми распространёнными были рубашки с поликами – плечевыми вставками, расширяющими горловину рубахи и соединяющими детали переда и спинки. Нередко полики выделяли контрастной тканью или вышивали. Существуют варианты названия этой детали: ластовка, верхняя ластовица.

В русских рубахах встречались прямые и косые полики. Бытовали два варианта рубахи с прямыми (прямоугольными) поликами.

Первый вариант представляют рубахи с прямыми поликами, пришитыми параллельно утку основных деталей стана. Прямоугольные полики пришивали к верхним срезам деталей переда и спинки. На стан шло четыре полотнища домотканого полотна или два – покупного, более широкого. Это самый распространённый тип рубахи: он бытовал в северных, центральных губерниях, на некоторых территориях Орловской, Калужской, Тульской, Ря-занской, Воронежской, Курской губернии. Вместе с русскими этот тип рубахи «переехал» на Урал и в Сибирь, бытовал как основной у старообрядцев Алтая.

Второй вариант - рубахи с прямыми поликами, пришитыми параллельно основе стана. Прямоугольные полики пришивали к боковым срезам деталей переда и спинки. Как правило, станы холщёвых рубах шили также из четырёх полотнищ. До наших дней сохранилось немного таких рубашек, большинство из которых праздничные. Рубахи этого вида встречались в Воронежской, на северо-западе Курской, в Рязанской, Московской губернии, у населения верх-ней Оки.

Разновидностью рубашек с прямыми поликами были рубахи со слитными поликами. В них рукава выкраивались с выступом, который играл роль полика.

 

Косой полик имеет форму трапеции, сшитой из двух частей. Косые полики острыми углами вшивали в вертикальные разрезы или швы, сделанные в деталях переда и спинки. Подобные рубахи носили с понёвами в Брянской, Орловской, Калужской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской губерниях, и на юге Нижегородской.

 

В XIX - начале XX века был широко распространён крой рубахи, при котором в образовании ворота участвовали перед, спинка и широкие рукава. Рубашки такого кроя называют бесполиковыми. Они, как правило, шились из широких покупных тканей (кумача, коленкора, ситца и других).  Бесполиковые рубахи носили с круглыми сарафанами позднего кроя.

 

Рубахи на кокетках стали распространенными во второй половине XIX- начале XX века. Встречалось несколько разновидностей подобных рубах. Первая, и, вероятно, более ранняя, встречается в поморском женском костюме: небольшая кокетка с разрезом - возможно, сохранившийся фрагмент обрядовой туникообразной рубахи, бытовавшей когда-то здесь у старооб-рядцев. Вторая разновидность этого типа рубах, предположительно, появилась под влиянием городской моды. Кокетки у таких женских рубах состоят из нескольких деталей, есть плечевой шов, рукава таких рубах с окатом, у них может отсутствовать ластовица.

 

 

Как и вся традиционная одежда, крой и вид русских женских рубах формировались в строгом соответствии с нравственными нормами русского крестьянского общества, с учётом природных и климатических условий той или иной местности нашей страны. Вид женской одежды, и рубахи в частности, максимально соответствовал типу женской фигуры, внешности и особенностям характеров русских женщин, украшая их внешний вид и незатейливый быт.

 

Крой женских рубах северных и южных губерний России и их конструктивные особенности:

Рассмотрим конструкции рубах на основе конкретных этнографических образцов. Образцы принадлежат двенадцати губерниям России, из которых 5 относятся к северному региону, 7 – к южному. Для северных губерний характерно ношение рубах с сарафанами или юбками, крой самих рубах – без поликов, с прямыми поликами или на кокетке, по длине они могли быть от очень коротких (т.н. рубаха «рукава», «воротушка») до длинных («рукава» со станом).

В южных губерниях рубахи носили, как правило, с поневой – распашной поясной одеждой, что обуславливало длину рубах (не выше линии бедер). По способу кроя у южных великоруссов были известны два вида рубах: с прямыми и косыми поликами (последняя для них особенно характерна).

Представленные ниже в таблице схемы в определенной степени характеризуют многообразие способов кроя рубах и позволяют сделать выводы о значении отдельных конструктивных элементов.

 

При построении схем использованы следующие условные обозначения.

Элемент на чертеже

Обозначение

Элемент на чертеже

Обозначение

Деталь кроя

 

Сборка буфами

 

Линия середины переда и спинки, плечевого перегиба

 

Складки

 

Линия перегиба детали

 

Разрез

 

Сборка

 

Надсечка

 

Посадка на детали

 

Сборка на кулиску

 

 

 

 

 

 

I. СЕВЕРНЫЕ ГУБЕРНИИ РОССИИ

 

1. Бесполиковая праздничная ("троицкая") девичья рубаха-воротушка

(село Безводное Нижегородского уезда Нижегородской губернии, XIX – нач.ХХ в.) 

 

 Эскиз

 

Конструктивные особенности

 

 

 

 

 

2. Женская рубаха на кокетке (Пермская губерния, конец XIX – начало ХХ в.)  

 

 

 

 

 

3. Рубаха "рукава" со станом (г.Каргополь Каргопольского уезда Олонецкой губернии, ХХ в.)  

 

 

 

 

4. Праздничная девичья рубаха "рукава" со станом (Нёнокский посад Архангельского уезда Архангельской губернии, начало ХХ в.)

 

 

 

 

5. Женская рубаха (село Карлыханово Златоустовского уезда Уфимской губернии, начало XX в.)

 

 

 

 

 

 

II. ЮЖНЫЕ ГУБЕРНИИ РОССИИ

 

1. Женская рубаха (Тульская губерния, конец XIX в.)  

 

 

 

 

2. Женская рубаха (Курская губерния, конец XIX в.)

 

 

 

 

3. Женская рубаха (село Салтыково Спасского уезда Рязанской губернии, XIX – нач. ХХ в.) 

 

 

 

 

 

4. Девичья праздничная рубаха (село Красная Дубрава Спасского уезда Тамбовской губернии, начало ХХ в.)

 

 

 

 

  

5. Женская рубаха "вышитые рукова" (деревня Алешня Болховского уезда Орловской губернии, начало ХХ в.)

 

 

 

 

  

6. Девичья венчальная рубаха (Бирюченский уезд Воронежской губернии, начало ХХ в.)

 

 

 

 

 

7. Девичья свадебная рубаха (село Вяземка Керенского уезда Пензенской губернии, начало ХХ в.)

 

 

 

 

Функциональное и декоративное значение элементов кроя рубах

Форма русской рубахи отражает потребности среды ее носителей и является результатом длительного социального отбора. Крой рубахи удивительно мудр и рационален. Для него характерна прямолинейность; каждая основная деталь с прямыми линиями кроя, а также и полики, клинья, ластовицы рукавов не только несли конструктивные и эстетические функции, но и способствовали экономии ткани. Несмотря на кажущуюся простоту, геометричный крой позволял создавать сложные объемные формы, обеспечивающие максимальное удобство в носке и подчеркивающие красоту, статность и дородность носительницы.

Стан. Конструктивное членение рубахи в основном зависело от ширины холста. Ширина холста и экономичность кроя определяли линию притачивания рукава и длину плечевых срезов. При применении более широкой ткани плечевой срез удлинялся довольно значительно, и линия притачивания рукава иногда принимала горизонтальное положение. При использовании узкой ткани плечевой срез удлинялся незначительно, а линия проймы принимала вертикальное положение и прямоугольную форму.

Иногда верх рубахи и стан шились как два самостоятельных предмета, что было продиктовано соображениями экономии: «верхов», на которые ткани шло немного, было несколько у каждой женщины, а стан пришивался к тому, который собирались надеть.

Полик. Функциональность народной одежды в первую очередь обязана полику. Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде: он расширяет верхнюю плечевую часть рубахи, отчего ворот ее собирается в мелкие сборки; помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера; размеры полика способствуют увеличению или уменьшению объема рубахи; также полик создает направление рукаву, обеспечивает его поворот и динамичность.

Эстетическая сторона полика проявляется в определении места его положения и величины отделки, взаимосвязанной с ним. В рубахах с прямыми поликами характерной отделкой являлся сам полик, выполненный из кумача, набивных ситца, сатина либо из вставок узорного ткачества. Полики по швам украшались вышивкой, кружевом, тесьмой и т. п. В рубахах с косыми поликами украшались места соединения полика со станом, зрительно отделяя полик от рукава, обрисовывая стан фигуры. Вышивка и цветные вставки располагались на рукавах низко, почти на линии локтя.

Рукав. Форма рукавов могла быть различной: они делались прямыми или суживающимися к кисти, пышными у плеч или у запястья, длина варьировалась от ¾ до чрезмерной, почти до пола. Разнообразие форм обеспечивалось множеством различных способов кроя. Часто рукав представлял собой цельную прямоугольную деталь. Бытовали кошеные рукава – из одного кошеного полотна или из полотна и одного или двух срезанных с него клиньев. Так называемые рукава-«кули» состояли из двух прямых полотен разной длины, углы большего из которых закладывались «кульком». Существовали и другие разновидности.

Разнообразны и варианты оформления низа рукавов: сборка под узкую обшивку, манжеты и оборки разной ширины, отделка вышивкой, кружевом, тесьмой, «зубчиками».

Форма рукавов, включая оформление низа, значительно влияла на силуэт костюма в целом, а отделка гармонично вписывалась в общую концепцию изделия, придавая ему строгий или торжественный вид.

Ластовица. Вставка подмышками была нужна для того, чтобы укрепить место соединения рукава с боковым полотнищем рубахи и позволить руке свободно двигаться при выполнении традиционной крестьянской работы. Иногда ластовица могла быть цельнокроеной с клином рукава. Часто ластовицу выкраивали из ткани другого цвета, нежели основная, создавая этим дополнительный цветовой акцент в общей композиции.

Горловина. Женская рубаха, в отличие от мужской, обязательно имела сборки у ворота. Сборчатый ворот создавал мягкое движение ткани на стане, свободно драпирующей женскую фигуру. Линия горловины подчеркивалась узкой обшивкой. Стойки и планки, оформляющие разрез переда, обычно богато декорировались и выполняли роль активного центра композиции, подчеркивали симметричность изделия. В бесполиковых рубахах широкий кареобразный вырез, создаваемый сосборенными краями рукавов и переднего и заднего полотнищ, избавлял от необходимости делать разрез.

Боковые вставки и клинья. Придавали дополнительный объем изделию, косые клинья, к тому же, обеспечивали расширение книзу.

Кокетка. Отрезная деталь – кокетка, или пелеринка, способствовала уменьшению объема у горловины рубахи, а также позволяла закладывать мелкими складками или фигурными сборками переднее и заднее полотнища и рукава в месте соединения с ней.

Понимание конструктивно-декоративной роли каждого элемента кроя костюма дает возможность переосмыслить их значение в контексте современной моды, сохранить или утрировать его, создавая модели одежды, в которых органично переплетаются дух современности и неповторимый национальный колорит.

 

Праздничная («троицкая») рубаха

 

Описание праздничной («троицкой») рубахи, бытовавшей в селе Безводном Нижегородского уезда Нижегородской губернии в XIX – начале ХХ в.: рубаха является составной частью девичьего костюма Нижегородской губернии, надеваемого на церковный праздник Троицу. С рубахой надевали косоклинный (позже – круглый) сарафан из дорогого шелка, украшенный золотым позументом или бахромой. К сарафану в обязательном порядке полагалась шелковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называвшаяся по-разному: «душегрея», «епанечка», «холодник», «кафтанчик». Ансамбль дополнялся головным убором «повязка» и нагрудным украшением «ожерельи».

 

Отличительной особенностью рубахи является густая ручная сборка по горловине и по низу рукавов и искусно отделанные вручную манжеты.

 

 

 

 

 

Современные блузы с элементами фольклорного стиля, включающие принципы народного кроя и отделки

На основе данных исторического исследования и изучения модных тенденций последних сезонов современные модельеры разрабатывают блузы с элементами фольклорного стиля, включая принципы народного кроя и отделки. На рисунках представлены эскизы модельера-конструктора Лаптевой А.Ю., разработанные под руководством искусствоведа Дедковой Нины Николаевны.

 

 

 

 

Посмотреть полный каталог выкроек платьев и сарафанов, юбок, брюк, блузок и топов.

 

Читать статьи из рубрики "Мода и стиль":

Выбор одежды в зависимости от Вашего цветотипа внешности

Выход в свет - вечерняя мода

Съемные аксессуары - изысканное дополнение Вашего образа

Баска - модный тренд сезона

Одежда для типа фигуры ГРУША - рекомендации стилистов

Как правильно снять мерки - общие правила

Как правильно выбирать трикотажные полотна - консультация профессионалов

Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна

Случилось мне рисовать схему раскроя рубахи для одного хорошего человека. А потом подумалось: почему бы эту схему с небольшими пояснениями не выложить в сеть, чтобы каждый, кому надо, смог воспользоваться? Рубаха — очень важная деталь исторического костюма, именно она помогает создать основу образа. От рубахи, как от печки, «пляшут», разрабатывая тот или иной комплекс исторического костюма: будь то историческая реконструкция Руси или создание идеализированного «былинно-славянского» образа. Хотя требования к рубахам очень разные, потому что разные задачи их создания и люди, которые будут их носить, но при раскрое и пошиве всё же есть некоторые общие моменты, которые я постаралась объединить в этой заметке.

Многие мастера, и я в том числе, для пошива исторической одежды используют современный фабричный лён. Не буду говорить о том, хорошо это или плохо. Это факт. Заметка рассчитана на тех, кто хотя бы немного «в теме», имеет представление о том, чем исторический крой отличается от современного, но запутался в нюансах. В качестве иллюстрации привожу усреднённую схему-выкройку мужской рубахи XII − XIV вв.

Дорогие мастера, помните, одной на всех выкройки не бывает, поэтому, прежде чем шить, снимите нужные вам размеры и составьте СВОЮ схему. А ещё лучше, полазайте в интернете, найдите другие раскрои, сравните и выберите то, что подходит именно вам!

Раскрой древнерусской мужской рубахи из фабричного полотна, фото № 1

Сколько купить ткани?
Самый длинный кусок в раскрое — это стан. Его длина считается как двойная длина изделия с припусками на швы и расчётом на усадку. Для мужской рубахи это примерно 220 см, для женской − 300 см. Столько ткани и покупаем.
Ширина современного фабричного полотна обычно 130-150 см. После того, как мы вырежем из купленного полотна стан, остаётся ещё большой кусок, из которого кроятся все остальные детали и ещё немного даже останется.

Подготовка ткани к раскрою
Новый отрез ткани перед раскроем обязательно замочить в тёплой воде на пару часов и хорошо отполоскать. Можно постирать в машине с режимом двойного полоскания. Ткань немного сядет и с неё сойдёт часть фабричной краски. Заодно проверите, насколько она линяет, и не испортит ли это вам жизнь в дальнейшем.

Перед раскроем фабричную кромку срезают.

Ширина ткани и расчёт размеров
Сейчас ширина фабричного полотна 130-150 см. Но при пошиве историчной одежды необходимо помнить, что ширина домотканого полотна была гораздо меньше: 40-60 см. В северных районах ткань обычно делалась более узкой (40-50 см), в южных − более широкой (50-60 см).
На схеме дан раскрой рубахи с шириной полотна 40 см. Это примерно соответствует размеру 42-46 (XS-S). Чтобы получить больший размер, нужно либо выкроить стан большей ширины (до 60 см), либо подшить с боков дополнительные полосы ткани. Для размера 54 (XL) вполне достаточно ширины стана 60 см.

Стан
Стан выкраивается по долевой нити. Полотно перегибается пополам, таким образом, мы получим рубаху без плечевых швов. Длина рубахи меряется по колено или чуть выше. В зависимости от роста человека, это 100-120 см.

Рукав
Рукав тоже выкраивается по долевой. Ширина его обычно − те же 40 см. Длина зависит от длины руки человека. При раскрое рукава не забываем, что часть длины рукава берёт на себя ширина стана (то есть, полотно стана будет спускаться ниже плечевой косточки), поэтому от мерки «длина рукава» сразу отнимаем 10 см.
В среднем, длина рукава историчной рубахи колеблется от 50 до 60 см для самых длинноруких.
Чтобы получить зауженный рукав, перегнутое пополам полотно рукава обрезаем, как показано на схеме: сверху оставляя 15-20 см для крепления ластовицы. Со стороны запястья достаточно отмерить 3-5 см.

Ластовица
Обычно квадратный кусок со стороной 10-20 см. Её размеры определяются общим рисунком рубахи. Самое главное, чтобы при взмахе рукой вы чувствовали себя комфортно.

Боковые клинья
Расширяют рубаху в подоле и служат для удобства ходьбы. Клин может быть вырезан из целого куска, может быть составным. Ширина его тоже может быть разной, в зависимости от ваших желаний. На схеме показан цельнокройный клин шириной 30 см и длиной 50 см.
Важно помнить, что если в женской рубахе боковые клинья вшиваются прямо от ластовицы, то в мужской следует отступить от ластовицы вниз 5-10 см для получения истинно «мужского» силуэта.

Ворот
Определяется размером «обхват шеи». Может быть круглым или овальным, как вам удобно. Спереди может делаться ещё дополнительный небольшой разрез.

Вот и всё 🙂 Надеюсь, мой опыт окажется полезным. Желаю удачи в пошиве!

Шьем рубаху в русском стиле

Русский стиль — это и цветастые павлово-посадские, и пушистые оренбуржские, и кружевные вологодские шали, это и владимирская вышивка и гжельский фарфор, это и богородская резьба и хохломская роспись.
Словом, русский стиль — это прежде всего неповторимость, красота, красочность и традиционность.

Потому и популярны изделия русских мастеров не только у нас, но и за рубежом, потому и цены на них — не подступишься.
Но так ли уж безнадежно положение тех, кому не по средствам приобрести эту красоту несказанную?
Если вы решили окружить себя необыкновенными вещами, выполненными в русском стиле, вам поможет статья Галины Широковой. Надеемся, что ее советы принесут вам радость творчества и осознание своей причастности к многовековой культуре предков.

Статья Г.А Широковой  «Нынче в моде русский стиль» была опубликована в журнале «Сделай сам» №2, 1993 г.
Статья приводится в авторском изложении, в полном объеме.

Из бабушкиного сундучка (женская рубаха)

Рубаха по праву считается самым древним видом одежды. Уже в VI в. в костюме наших предков — славян — она занимала ведущее место, а иногда была и единственным предметом одежды. Женская рубаха отличалась от мужской, по сути дела, только длиной и более богатой отделкой.

Рубаха, по всей видимости, происходит от слова «руб», что означало в языке предков кусок, обрывок ткани, но одновременно служило и названием всего комплекса. Крестьянин, горожанин и дворянин носили одинаковую по покрою рубаху, разница была лишь в качестве ткани.

Самым распространенным материалом и по сей день остается льняное полотно. В древнерусском языке существовало два термина: «хласт» — «холст», «тълстина» — небеленая ткань и «платно» — выбеленное полотно для обозначения основного материала.

Прядением и ткачеством полотна исстари занимались женщины. Верили, что только добрым женским рукам,
не державшим оружия, можно доверить изготовление одежды, первого защитника человека. Владели этим ремеслом практически все женщины в сельских, а на первых порах и в городских семьях, о чем поведало нам описание доброй жены из «Повести временных лет». На стенах Софийского собора в Киеве можно увидеть фресковое изображение княжны, прядущей нить.
Самые древние рубахи шили из одного длинного, перегнутого пополам на плечах полотна. Клинообразные вставки, полученные при разрезании прямоугольника по диагонали, вшивали в бока, расширяя подол. Затем разрезали щель ворота и по центру груди. Таким образом, после окончания кроя не оставалось ни одного лишнего лоскутка.

В последующие века в каждой губернии сложились местные варианты древне-русского кроя. Так, в Рязанской губернии существовал особый тип рубахи — «старинная», которую шили по древнему образцу с длинными рукавами и окошечками для кистей рук. На Тверской земле была распространена праздничная рубаха «воротушка». Плечевая часть в ней делалась из широкой полосы кумача, заложенной сборками у ворота. Подобная деталь напоминала полукруглое оплечье древних княжеских одежд, встречавшееся затем под названием «бармы» в парадном царском одеянии.

Порядок украшения рубахи также сложился в языческое время и строго соблюдается до сих пор в народном костюме. В Древней Руси отделкой одежды знати служили жемчуг, дробницы с полудрагоценными камнями и цветными стеклами, дорогие тесьмы и шнуры. Одежду основной части населения традиционно украшали ручной вышивкой или узорным тканьем. Полосы орнамента, а в более позднее время ленты, тесьмы, аппликации из покупных тканей, цветное кружево’ располагали обязательно по подолу, краям рукавов, на оплечьях, по вороту и вдоль разреза на груди. Такая своеобразная система охранительных рубежей в сочетании с поясом, которым обязательно подпоясывалась любая рубаха, по древним поверьям защищала жизненно важные части тела. В то же время орнаменты, расположенные по краям одежды, защищали и открытые части тела от злых духов.

Особенно сильно украшали праздничные и обрядовые рубахи, носимые по определенным дням. Так, на первый день уборки трав полагалось выйти в «покоснице» с широкой узорной полосой на подоле. В праздничный день жатвы обряжались в «пожнивную» рубаху. В последнюю неделю перед венцом девушки носили рубаху с очень длинными рукавами, называемую «убивальницей». В ней невеста должна была плакать от страха перед грядущей семейной жизнью в чужом доме. Но самой красивой по праву считалась свадебная рубаха. Ее расшивали многоцветными узорами, где главное место занимал красный цвет. Молодая жена еще несколько лет надевала ее по большим праздникам, а затем бережно хранила.

Глядя сегодня на народные рубахи, мы нередко забываем, что именно они внесли в наш современный костюм множество мудрых приемов и деталей. Полюбившийся воротник стойка впервые возник в народной одежде из полоски ткани, пришитой по вороту. Популярный сегодня прямой свободный силуэт был также заимствован у рубахи. Широкая пройма рукава, столь необходимая при современных темпах жизни, также не случайно называется рубашечной. Поэтому и по сей день русская народная рубаха является источником идей для художников-модельеров.

Многие рукодельницы, не желая отставать от профессионалов, шьют одежду для себя, руководствуясь народными традициями. Попробуйте и вы, дорогие читательницы, сшить для себя, своих близких рубаху, платье или блузку по традиционному крою с прямыми поликами. У этого кроя есть огромное преимущество — отсутствие вытачек. При выборе материала, столь ограниченного в наше время, не забудьте про целебную силу льна и возможность комбинировать различные ткани.

Выкройку для своего размера составить несложно, если внимательно изучить нашу схему (рис.1) и воспользоваться рекомендациями:

Рис.1

— длина основного полотна определяется  желанием,  учтите,  что  половина длины полика также входит в планируемый размер изделия;
—  ширина одного полотна (переднего или заднего) равна половине наибольшего объема плюс 10—15 см;
—  длина поликов измеряется от подмышечных впадин  по внешнему  окату плеча плюс 2 см. Ширина поликов 20 см;
—  ширина рукавов равна длине поликов и увеличивается до желаемого размера. Учтите, что полик удлиняет рукав;
—  все детали сшиваются по порядку: полики по ширине с передним и задним полотнищами, клинья с боковыми срезами рукавов, полученные заготовки рукавов с прямоугольником из полотнищ и поликов, затем одним швом прошиваются бока и рукава;
— в угол, образованный рукавом и боком,  вшивается   квадратная   ластовица 10×10 см, сложенная по диагонали;
—  полученный прямоугольный вырез горловины собирается в мелкие сборки до желаемого объема (округлого выреза или под воротник стойка). При помощи хитроумного  распределения  сборок  можно скрыть недостатки фигуры: чтобы  зрительно  увеличить  плечи,   соберите  побольше сборок на поликах, оставляя свободной спину. Также следует поступить и при сутулой спине. Если вы выбрали модель с воротником стойка, то ее следует сделать из полоски ткани желаемой ширины, сложенной пополам. Не забудьте сделать разрез 15 см по центру переда для свободного надевания рубахи через голову и обработать его косой бейкой;
— края рукавов, заложенные мелкими складками, обшивают косой бейкой или манжетом желаемой длины.
На рис.2 показано несколько вариантов готовых рубах, выполненных по одной выкройке.

Что добру молодцу к лицу? (мужская рубаха)

В русском национальном костюме, как и в костюмах других народностей, на протяжении многих веков существует неписаное правило: большее внимание уделять женской одежде, поскольку она в первую очередь призвана охранять здоровье продолжительницы рода. Об этом свидетельствуют различные поверья, предания, символические орнаменты и украшения, расположенные непосредственно на рубахах, понёвах, передниках и т.д.

Однако к мужской одежде, несмотря на меньшее количество украшений, также относились с должным уважением и вниманием. Особое значение она приобретала в различных древних обрядах. Так исстари было заведено, что для начала посева из всей деревни или села выбирается мужчина благочестивый и с хорошей репутацией, поскольку с севом связывались представления о чистоте сеятеля, как внутренней, так и внешней. Одетый в новую льняную рубаху, расшитую растительным орнаментом, он начинал посев льна. Если же предстояло сеять коноплю, то обязательной принадлежностью костюма считались посконные (т.е. из конопляного полотна) порты.

В обрядах, связанных с рождением ребенка, наряду с участием мужа и его одежда приобретала целительное значение, от нее ждали облегчения. Поэтому роженицу заставляли перешагнуть через одеяние супруга. И родившегося ребенка часто завертывали в рубаху отца. Поношенные мужские сорочки служили первыми пеленками.

Основными элементами мужской одежды как в древности, так и сегодня были и остаются рубашка и брюки, претерпевшие за прошедшие столетия немало изменений.

Вряд ли современные мужчины узнают в древней длинной прямой рубахе прообраз современной сорочки. Однако именно ее, сшитую из полотнищ, носили крестьяне и князья, горожане и сельские жители. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделке. В менее зажиточных семьях повседневная одежда не имела украшений, а праздничную расшивали жены, сестры или матери цветными шелковыми, шерстяными нитями. У состоятельных мужчин праздничная одежда украшалась золототканой тесьмой, серебряными шнурами. Так декоративное убранство рубахи знаменитого полководца Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, хранимой в музеях московского Кремля, напоминает плетение золотой цепи на червчатом (красном) поле. В вышитом узоре угадывается мотив древа жизни, традиционного элемента русского народного орнамента. Да и расположение украшений строго соответствует охранительным рубежам в народной одежде. Нагрудные (передцы) вдоль разреза по центру груди защищают сердце и легкие, наплечные (вошвы) охраняют руки, а наподольные не дают пробраться злым силам снизу.

Свадебные же рубахи крестьянина и боярина могли поспорить в красоте украшений, поскольку виртуозно выполненная многоцветная вышивка ничуть не уступала нашивкам из парчи, шелка или других дорогих покупных материалов. Согласно местным традициям в каждой губернии появлялись свои варианты рубах. Так, в Тверской губернии долго сохранялся наиболее древний тип рубахи великорусов — «голошейка» с прямым разрезом на груди и без воротника. Косоворотки, названные так из-за разреза на левой стороне, воспринимались как своего рода щегольство. Характерная особенность многих мужских рубах заключалась в подоплеке — подкладке верхней части, увеличивающей прочность одежды. Такая подкладка и сегодня присутствует в мужских сорочках в верхней части спины, а древнее название приобрело самостоятельное смысловое значение.

Самым большим поворотом в развитии русской национальной одежды стали указы Петра I. Национальную одежду запрещалось носить в городах, тем же, кто оставался верен традициям, приходилось платить особые налоги. Поэтому постепенно своеобразной кладовой национальных русских одежд стал крестьянский костюм, сохранивший древние формы и крой, чтобы донести их до сегодняшнего дня, раскрывая непреходящую мудрость веков.

Современные динамичные мужчины наверняка оценят удобство и простоту русской рубахи, если в их гардеробе таковая появится. Сшить ее можно из того материала, который окажется в доме: сурового льняного полотна, узорного ситца, гладкокрашеного сатина. Посоветуйтесь со своими мужчинами и подберите наиболее подходящую ткань и фасон согласно тому, для каких целей будет предназначена новая одежда. Один из вариантов рубахи с «прямыми поликами» можно сшить по той же схеме, что и для женской рубахи. Пусть вас это не смущает. Традиционные женские и мужские рубахи не различались по своему крою, поэтому принципы расчета остаются прежними, можно только немного изменить ширину поликов, чтобы не было на плечах пышных сборок.

Мы предлагаем вам сшить рубаху по образцу древнерусского кроя XVII века.

Несмотря на столь давнее происхождение, эта рубаха привлекает нас сегодня возможностью комбинировать благодаря большому количеству деталей. Если же у вас не хватает единого куска для какой-либо детали, помните, что ее всегда можно сделать составной, а соединительный шов отстрочить цветными нитями либо обшить тесьмой, кантом. Отделкой рубахи, кроме того, могут послужить различные обрезки цветных тканей, кумача, весьма подходящие для клиньев и различных нашивок.

В начале работы снимите необходимые мерки: обхват груди, длину рубахи, длину рукава, обхват руки по самой широкой части. Затем выполните выкройку (рис.3) согласно нашим рекомендациям:
— ширина основного полотна равна половине обхвата груди, а длина определяется длиной рубахи плюс 3 см на подгибку;
— ширина боковых вставок 8:10 см;
— длина рукава: величина мерки минус 7—10 см, так как пройма получается спущенной;
— ширина рукава равна сумме величины мерки плюс 10—12 см;
— определив ширину рукава, узнаем длину  боковых  полотен:  длина  рубахи минус половина ширины рукава и ширина клина;
— размер клина для подола: прямоугольный треугольник со сторонами 5 и 28 см.
 Шаблон с учетом припусков на швы равен прямоугольнику 19х28 см. Разрезав его по диагонали, вы получите желаемый клин плюс 3 см на подгибку;
— в верхней части переда и спины сделайте небольшой вырез по горловине. Для этого отметьте середину верхней линии и отложите стороны по 9 см. Глубина выреза на спине 1,5—2 см, переда — 3 см. Соедините три точки плавными дугами. На груди отметьте разрез по центру 15 см.
Выкройте все детали согласно рисунку, не забывая о припусках на швы 1—2 см. Проложите серединные линии по рукавам, спине и переду.

Рис.3

Приступайте к шитью:

— сшейте рукава с клиньями;
—  к верхней части спины пришейте прямоугольник «подоплеку» из прочной ткани. Ее размер: ширина равна ширине спины, длина 25 см. По трем сторонам: верхней и боковым приметайте, а по нижней подогните срез внутрь и прострочите на машине. При желании нижняя часть подоплеки может быть в форме угла и отстрочена цветными нитями;
— сшейте боковые части с клиньями и основными полотнищами. Прямые стороны клина пришиваются к спине и переду, а косые к бокам;
— сшейте плечевые швы;
—  разверните полученную заготовку (рис.4) и в образовавшиеся прямоугольные ниши вшейте заготовки рукавов так, чтобы плечевой шов совпадал с серединной линией рукава;
—  согните по плечевым швам и прошейте одним швом оставшуюся часть рукава и боковой шов;
—  примерьте рубашку и по необходимости углубите вырез до желаемой величины. Не забудьте оставить припуск на шов 1 см;
—  выберите способ оформления ворота. Мы приводим два наиболее простых способа;
— вырежьте полоску ткани шириной 4 см и длиной на 4 см больше длины окружного выреза. Согните ее пополам, подвернув срезы на 1 см внутрь, отгладьте. Обшейте ею ворот, начиная от левой половины переда     (срез    горловины    вкладывается внутрь полоски), отступив 1 см. Разрез на груди обшейте косой бейкой, концы которой  заправьте  в  воротник.  Отстрочите вкрай получившуюся стойку. На выступающем отрезке воротника приметайте петлю, на другом пришейте пуговицу;
— подготовьте тесьму. Отогните налицо 0,5 см ткани по разрезу и горловине, наложите тесьму, скрывая срез, приметайте и прострочите по краям тесьмы;
—  подогните два раза края рукавов и подола и отстрочите отделочными нитями или тесьмой.
Сшитая заботливыми руками рубаха наверняка будет к лицу вашему доброму молодцу.

Рис.4

Related Post