выкройка русского платья, как сшить самой
Современная мода не редко возвращается не только к прошлым тенденциям, но и к истокам древности. Одним из таких примеров является русская рубашка для мужчин и женщин. Такие одежды для женщины — символ целомудренности и женственности, а для мужчин — простоты и брутальности. О таких рубахах известно, как правило, от историков и ученых, а также неоязычников. В этом материале будет рассказано, что такое платье в русском стиле (выкройка), сшить самой которое поможет данная статья.
Крой женской рубахи
В первую очередь, необходимо отмерить, какой длины будет итоговое изделие, то есть рубашка. Рекомендуют делать минимум до середины бедер. Для начала следует снять следующие мерки:
- Мерку от плеча до необходимой длины — длина;
- Мерку размера изделия в плечах + 10 сантиметров — ширина;
Требуется сложить ткань пополам и отмерить нужную длину. После этого резать. На сгибе материала определяется центр, с лицевой стороны которого делается специальный вертикальный надрез сверху вниз длиной до 10 сантиметров. Это нужно, чтобы в него пролезала голова. Таким образом изготавливается горловина.
Штапель идеально подходит для традиционных одеянийПосле этого кроится рукав в количестве двух штук:
- Верхняя деталь — обхват мышцы бицепса + 5 сантиметров;
- Нижняя деталь — обхват запястья + 5 сантиметров;
- Ластовица — пришивается к рукаву с внутренней части к подмышкам. Ее размеры — 15 на 15 сантиметров;
- Клинья в количестве двух штук. Для женского варианта подойдет размер 80 на 50 сантиметров.
Пошив предполагает следующие действия:
- Сшить рукава из деталей воедино;
- Вшить в район подмышек рукавов ластовицы;
- Пришить готовые рукава к рубахе;
- Сшить изделие по боковым швам до клиньев;
- Вшить сами клинья;
- Вырезать полукруг горловины, чтобы изделие располагалось точно на шее.
- Вышить рубаху и она будет готова.
Важно! Рекомендуется вшивать клинья от пояса вниз. Если делать это, начиная от подола, то детали могут оказаться в конце на различной высоте относительно друг друга.
Выкройки и последовательность шитья
Особенность кроя заключается в том, что все детали должны составлять ширину не более 40 сантиметров. Так сложилось исторически из-за того, что долгое время ткань изготавливали в домашних условиях и технологии не позволяли сделать ее существенно шире.
Современные методы позволяют обойти это ограничение и сшить рубаху без боковых вставок. Последовательность действий шитья традиционной рубашки имеет следующий вид:
Почти готовая горловина- Выкроить все детали из натуральной ткани и не забыть добавить припуски по одному сантиметру;
- Украсить все детали вышивкой или уже приобрести вышитую или набитую ткань;
- Аккуратно снять вышивку и оборвать стабилизатор вокруг нее, если она делалась вручную;
- Вышить другую часть дизайна в виде стыкующей строчки стабилизатора;
- Наложить на нее первую деталь точно по узору и вытащить булавки, которыми она была прикреплена;
- Вырезать все детали и вышить их по желанию;
- Сделать горловину путем кругового разреза на груди;
- Пришить рукава и оставить непришитыми пар сантиметров с двух краев;
- Приделать ластовицу через эти отверстия и обработать весь срез вдоль швов;
- Пришить ластовицу от рукава к основе и также обработать части среза;
- Сшить рукав путем вшивания другой стороны ластовицы;
- Сшить часть ластовицы, которая осталась с ботовой частью рубахи;
- По желанию сделать шнурок из пряжи и вшить его в воротник;
- Вшить воротник-стойку, обрезав его длину при необходимости;
- Обработать срез горловины.
Отделка «кержацкой» рубахи
Особенность этого вида одежды в том, что ее застежка всегда выполняется на правую сторону. Вышивка делается в квадрате по передку. Для свадебной рубашки использовали мелкое кружево на конце рукавов. Если набирались складки, то вышивка шла по ним. Нижняя часть изделия украшалась яркой лентой или тканью.
Вид кержацкой рубахиОсобенность отделки кержацкой рубахи состоит в том, что кокетку можно сделать на подкладе. Для этого используют специальную рамку на плечи, которая делается из контрастной ткани и работает ограничителем складок.
Важно! По концам рукавов можно самостоятельно организовать складки или бантики и отделать их контрастным материалом или тесьмой. Низ также можно обработать яркой цветной лентой из ткани.
Женская славянская сорочкаОтделка «поляцкой» рубахи
Такая рубашка может быть как однотонной с контрастными элементами, так и пестрой. Боры делаются на пару ниток, а вышивок по ним не предусмотрено. Воротник составляет приблизительно полтора сантиметра и отделывается ручной вышивкой, кружевами или вьюнчиком. Впереди разрез горла обрабатывают в стиле замка или планки, а украшают тесьмой или тем же вьюнчиком.
Девочка в сарафане «Славянин»Отдельно можно сказать про полики и рукава. Они могут вышиваться или нашиваться в виде ленточки и быть украшены пуговицами. Концы рукавов можно отделать зубчиками.
Как вшить ластовицу в рукав русской рубахи
При изготовлении русской традиционной рубахи важно правильно пришить ластовицу. На этапе сшивания рукавов к ним притачивается и ластовица. После этого рукав складывается вдвое и в него прокладывается ластовица. Соединение происходит обычной строчкой на машинке по краю, но когда доходят до ластовицы, скорость замедляется и шов уходит в край ткани. При этом он не застрачивает ластовицу, а останавливается у ее края. Далее край рукава подгибается и иголка направляется в край ластовицы. От него строчка плавно закругляется вверх и нить обрезается.
Выкройка русской женской рубахиВыкройка платья в русском стиле
Выкройка русского платья делается по уже имеющейся схеме. Оно идеально подходит и для 48, 50, 56 и 60 размеров. После того как лекала будут скопированы, следует начертить в виде прямоугольников следующие детали:
- Спинку лифа — 13;
- Перед лифа — 14;
- Рукав — 15;
- Деталь А — окантовка горловины 44 на 2 см;
- Деталь В — заднее полотнище юбки 73 на 100 см;
- Деталь С — переднее полотнище юбки 73 на 100 см.
Далее на ткани, которая предварительно сложена в сгиб, все детали раскладываются по схеме, представленной на рисунке ниже. Припуски на швы необходимо брать по полтора сантиметра для среднего и заднего срезов. Для остальных же хватит и одного сантиметра. Следует также добавить по 4 сантиметра на подгиб юбки снизу и для рукавов. Горловина выкраивается без припусков.
Раскладка платья крестьянкаШитье платья в русском стиле
Процесс предполагает:
- Сшивание средних срезов заднего полотна юбки так, чтобы осталось 11 сантиметров для застежки;
- Заутюживание припусков на спинку и прокладывание строчек на плечах и боках лифа;
- Прокладывание строчек шва по бокам юбки;
- Сборка сбоку участка горловины с помощью наметочных стежков так, чтобы ее длина была такой же, как и длина обтачки горловины;
- Равномерное распределение сборки горловины;
- Утюженье продольных срезов окантовки горла наизнанку;
- Утюженье окантовки вдоль лицевой стороны наружу;
- Сборка сбоку верхнего среза юбки платья до длины нижнего среза лица;
- Притачка юбки к самому нижнему срезу;
- Вшивание молнии сзади в обозначенном ранее месте;
- Обработка продольных швов на руках и вшивание их в проймы;
- Обработка низа платья и низа рукавов и создание специального шва «вподгибку».
В данном материале была показана рубаха женская славянская, выкройка ее деталей. Как показывает практика швей и мастериц народного промысла, очень легко шьется славянское платье, выкройка которого не отличается особой сложностью. Русский крой очень прост в исполнении и не требует огромных познаний в крое и шитье.
Как сшить русскую женскую рубаху?
Что собой представляет русская женская рубаха? Как правильно её сшить?
О рубахе довольно много информации в сети и, в основном она взята либо от советских учёных-историков, либо от «неоязычников». И там, и там много интересного и полезного. Но до истины докопаться сложно.
Если подходить к вопросу, исходя из понятий «славянский костюм» или «славянская одежда», то поиск только расширится. А нам бы как-то до истины докопаться.
Но вот попалась фраза в достаточно современной книге (2006 год) НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РУССКОГО СЕВЕРА XIX — НАЧАЛА XX ВЕКА в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» Людмилы Федоровны Кислухы:
« …Исторически сложилось так, что только на обширных территориях северной части России сохранился и бытовал костюм допетровской эпохи (!). Влияние петровских реформ в XVIII — начале XIX века на север проникало медленно, поэтому и традиционный уклад существовал здесь еще долго, вплоть до конца XIX века».
Всё правильно! Русский Север — хранитель наших традиций!
Итак, о русской женской рубахе от Людмилы Фёдоровны понятно и просто:
«Основой комплекса женской одежды с сарафаном была рубаха. Так же, как и сарафаны, женские рубахи различались по конструкции, материалу, из которого были сшиты, характеру декора и по ряду других признаков, отражавших местную специфику.
По конструкции они подразделялись на цельнокроеные и составные.
Цельные рубахи шились по всей длине из целых полотен ткани,
а составные — из двух частей:
верхней, которая называлась «рукава», «воротушка», «вороток»,
и нижней — «стана», «становины», «станины».
Людмила Фёдоровна применяет словосочетание «традиционный костюм». Так принято и научно закреплено.
Я же в своих статьях слово «костюм» буду заменять словом «одежда», что бы там не говорили про «ансамбль и комплекс предметов» (почему — уже писал).
Самый лучший материал для пошива русской рубахи конечно же лен! Воссоздавая традиционную народную рубаху — надо стремится вложить в неё частичку своей души. Внешний вид и качество материала имеют значение. Экспериментировать с новомодными тканями можно, но это уже будет не русская рубашка. А ведь очень важно сохранить корни и традиции нашего народа.
В конце XIX века на Русском Севере были распространены цельнокроеные и составные рубахи двух видов: с прямыми плечевыми вставками-поликами, или с поликами, слитными с рукавом, и бесполиковые (туникообразные) рубахи.
Рубашки с прямыми поликами имели два варианта кроя. В первом случае вставки-полики пришивались по уточной нити центрального полотна ткани, из которого шилась рубаха, а во втором — по основе ткани.
Полик расширял верхнюю плечевую часть рубахи отчего ворот ее собирался в мелкие сборки. Такие рубахи были распространены на Поморье, в Мезени, Пинежье и в Вологодской губернии.
Бесполиковые рубахи в конце XIX — начале XX века бытовали лишь в некоторых районах Архангельской, Новгородской и Олонецкой губерний и считались обрядовой или старушечьей одеждой. Особенность их кроя заключалась в том, то они шились из одного перегнутого пополам полотна ткани, к верхней части которого пришивались рукава.
Для шитья рубах в конце XIX — начале XX века повсеместно использовались как домотканые ткани, так и покупные»
Проще всего о том, как сшить рубаху, на мой взгляд, написала Мария Рыбина из г. Курган в своем посте Вконтакте.
На рисунке ниже представлен образец кроя рубахи:
Кроим.
Отмерьте какой длины будет ваша рубаха, желательно чтоб она доходила до середины бедра:
длина — (мерка от плеча до нужной длины)
ширина — (размер одежды в плечах + 10 см)
сложите ткань пополам, отмерьте нужную длину и режьте!
на сгибе ткани определите центр, и с лицевой стороны сделайте вертикальный надрез вниз длиной примерно см 10, чтоб пролезла голова (это будущая горловина)
кроим рукав: 2 шт.
верх — (обхват бицепса+5 см)
ластовица (вшивается в рукав подмышками) 2шт.(15 см на 15 см)
клинья 2 шт.
Для мужской рубахи 50 см на 35 см. Для женской рубахи 80 или 90 см на 50 см.
Шьем!
сшиваем рукава
вшиваем в рукав ластовицы (подмышки)
пришиваем рукава к рубахе
сшиваем рубаху по бокам, до клиньев!!!
вшиваем клинья (Клинья вшивать от пояса вниз! Если пришивать клинья от подола к поясу, то клинья могут оказаться на разных высотах, относительно друг друга).
вырезаете полукруг на горловине, чтобы лежало ровно на шее.
все края подшиваете
Рубаха готова! Теперь вышиваете ее!
Про то, как правильно вышивать рубаху – в последующих статьях.
Похожее
Culture and art
Выкройка русского народного костюма
Косоклинный распашной сарафан
Косоклинный распашной сарафан, или сарафан со швом спереди (клинник, косоклинный, семиклинный, костыч, сукман, кашемирник, кошто), — второй тип народного женского сарафана.
Форма сарафана трапециевидная, состоящая из двух полотнищ, спереди соединенных посередине застежкой на пуговицы или швом. Форма сарафана дополнялась полотнищем по спинке и клиньями разной величины и отличалась по принципу сужения и расширения. Отмерив нужную величину размера верха изделия, полочки и спинки, лишнюю ткань срезали и дополняли ею низ изделия.
ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ КОСОКЛИННОГО САРАФАНА ПРИ ШИРИНЕ ТКАНИ 1 М 40 СМ
Размерные признаки фигуры (мерки): длина изделия; От I, От II, Шг, Шс — заданная величина размера 17—20 см, ШПр — вычисляема. Длина изделия — от линии От 1 до нужной длины, чуть ниже щиколотки.
1. Берем 2 длины изделия ткани шириной 1м 40 см.
2. Полочка:
• определяем центр, прокладываем цветной нитью или мылом
• от центра влево и вправо откладываем вытачку по 1 см или 1,5 см, прокладываем линию
• определяем ширину груди, откладываем Шг влево и вправо от вытачки
• определяем глубину проймы, из конечных точек ширины груди вниз откладываем 6-7 см, влево и вправо проводим линии
• опр I — (Шс 20 см + Шг) = : 2 =
• из конечных точек проймы с левой и правой стороны проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
3. Спинка: второе полотнище ткани
• определяем центр полотнища
• определяем высоту и ширину лямкодержателя Н=4—5 см, ширина 3—4 см; ширина лямкодержателя определяется в зависимости от ширины лямок
• от центра спинки откладываем 17—20 см (поделив пополам) влево и вправо
• из конечных точек спинки проводим диагональные линии в углы нижней линии полотнища ткани
• вырезаем деталь спинки, лишняя ткань в форме треугольника — клина переворачивается и прикладывается к боковому шву изделия, т.е. к детали спинки 98
• бретели: определяем длину и ширину бретелей, вырезаем верхнюю и нижнюю деталь бретели, бретель дополняется прокладочной деталью, которая вкладывается между двумя основными деталями
4. Крой подклада сарафана.
Косоклинный сарафан по народным традициям пошива изделия дублировался, в основном дублировалась полочка. Спинка не дублировалась, поскольку она имеет более сильное расклинение, чем полочка. Сарафан можно дублировать двумя способами:
Первый способ, когда дублируется вся полочка и линия низа сарафана так называемым «оподольником» высотой 12—15 см.
Второй способ дублирования сарафана заключается в обработке сарафана подкладочной тканью (ситец, холст) до линии талии. Крой подклада производится по тем же принципам кроя, который присутствует в сарафане.
Все линии среза, бретели, верхняя часть сарафана — полочки и спинки, линия низа изделия — обрабатываются цветным руликом.
Материалы для пошива сарафана: шелк, шерсть, полушерсть.
Подкладочные материалы: ситец, бязь, холст льняной.
Материалы для декоративного оформления: ленты золотистого цвета, жаккардового переплетения, пуговицы круглые на ножке, шнур для петель, тесьма орнаментальная или одного цвета. Цветной рулик (бейка).
РУБАХА ТУНИКООБРАЗНОГО ПОКРОЯ
Крой рубахи производится на ширину холста— 40 см. Туникообразная рубаха состоит из центрального полотнища, состоящего из двух длин, равных длине изделия, боковых полотнищ рукавов и клиньев.
Крой рубахи
1. Эскиз.
2. Предварительный расчет.
3. Размерные признаки.
Длина изделия; длина рук; обхват шеи.
Крой центрального полотнища: берем 2 длины холста, равных длине изделия (Д.изд.)
Полотнище холста перегибаем пополам, одна часть полотнища приходится на полочку, другая на спинку.
Находим центр полотнища, влево и вправо (по горизонтали) откладываем по 8—9 см, по вертикали от центра откладываем к спинке — 4 см, к полочке 8—9 см. Оформляем горловину плавными линиями и делаем разрез по полочке (пазуха).
Берем три длины полотнища, равных длине рукава, длине рук.
Две длины полотнища оставляем цельными, третью длину разрезаем пополам и надставляем к двум предыдущим полотнищам. Ширина рукава — 40 см (ширина холста) и 20 см дополнительного полотнища.
Ширина рукава составляет 60 см.
Крой лотнищ боковых полотнищ
Длина боковых полотнищ туникообразной рубахи составляет:
длина изделия —
ширина рук — 30 см, длина боковых полотнищ 90 см. Ширина полотнища — берем две длины холста (боковых полотнищ), равных 90 см, каждое разрезаем 90—20 см, прилегают к рукаву и центральному полотнищу в боковой части (с левой и правой стороны).
Крой клиньев
Традиционным решением формы клиньев является квадрат и треугольник. Клинья могут быть цельновыкроенными или со швом. Для цельновыкроенного клина используем квадрат 17×17 см или 15×15 см.
При пошиве один клин по диагонали перегибаем попалам, одна часть приходится на спинку, другая на полочку.
Обтачка кроится по диагонали. Ширина обтачки 1,5 —2 см.
НАРОДНАЯ ЖЕНСКАЯ РУБАХА БЕЗ ПОЛЯКОВ
Народная женская рубаха без поликов изготовлена из тонкого льняного полотна, шириной — 65 см. Крой рубахи решен по принципу составной, (составная — составлялась из двух различных материалов, фабричных тканей и холста домашнего производства).
Рубаха без поликов включает стан, станушку, рукава, клинья.
Стан — нижняя часть изделия, состоит из двух деталей, длиной — 75 см, шириной — 65 см.
Станушка — рукава — для решения рукавов использованы 2 длины льняного полотна, длиной 40 см,
шириной 65 см /40×65 см/.
Дополняют ширину рукава 2 куска ткани, размерами 40×15 см, общая ширина рукава составляет
80 см.
Клинья — цельновыкроенные, 2 детали для спинки и полочки, размерами 8×15 см.
Кокетка — 2 детали, спинка — длина 28 см, ширина — 50 см /28×50 см/. Полочка — длина 23 см,
ширина 50 см. Разница в 5 см длины кокеток дается для посадки изделия и оформления горловины.
Этот метод позднего решения, наблюдаются и такие варианты, когда кокетки кроят одной длины.
Особенности рубахи без поликов.
В народном крое рубахи без поликов ширина кокетки почти всегда меньше ширины стана /ширина кокетки 50 см, ширина стана 65 см.
При соединении эти детали рубахи имеют выступообразную форму, выступ на «стане» является местом %
для расположения поликов, которые заменяют рукава.
Горловина и рукава в рубахе без поликов собираются в мелкие складки, горловина обшивается обтачкой
1,5—2 см, рукава манжетом 6—7 см.
Рубаха без поликов имеет вышивку, по стану проходит композиция бордюрного построения, высотой в 4,5 см, вышивка — «роспись». Орнамент зооморфный с исключением растительного мотива /птица + дерево/. Станушка: рукава /основные полотнища/, обтачка и манжеты вышиты гладью и «крестом», сетчатого и линейного раппортов. Орнамент геометрический: восьмиконечные и четырехконечные розетки.
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Сборник (повойник) — головной убор замужней женщины. Форма головного убора состоит из 2 деталей: донца и очелья. Очелье выполняется из сатина, донце на твердой основе (картон, холст, парча, метонить) вышивается золотой или серебряной нитью. Орнамент растительный «древо жизни». Головной убор изготавливается на подкладе, материалом которого служит ситец набивной. Подклад выкраивается так же, по тем же принципам, что и повойник. Донце и очелье подклада сшиваются, вставляются в головной убор, закрепляются по верхней линии вокруг донца воздушными петлями. Линия низа повойника вместе с подкладом обрабатываются косой бейкой другого цвета и тона.
Построение головного убора. Описание кроя. Размерные признаки головы (мерки): О. (обхват) головы — … Ш. (ширина) лба — Очелье: по горизонтали откладываем О. гол. — …, по центрально- осевой линии высота детали 8—9 см, высота может быть меньше или больше.
Высота очелья в затылочной части меньше на 2—3 см, т.е. от центральной части детали заужаются. Детали очелья кроятся так: одна из основной ткани, другая из подкладочной.
Донце — овальной формы, по центрально-вертикальной линии составляет высоту 21 см, по горизонтальной 14,5 см. Детали донца кроятся из основной, прокладочной и подкладочной ткани.
Карельский женский головной убор — «Сорока» Форма головного убора мягкая, вытянутая, в виде завязанного платка.
«Сорока» состоит из 2 деталей: донца и очелья.
Очелье: центральная часть головного убора, выполняется из красного сатина и вышивается желто-оранжевыми нитками, геометрическим орнаментом. Рисунок орнамента подчеркивается черной нитью.
В декоративное оформление очелья входили поэтки. К очелью, к центральной части, пришиваются кусочки дорогостоящих тканей (бархат, шелк).
Продолжают форму очелья завязки, которые выполняются из сатина другого цвета и тона.
Донце — верхняя часть головного убора — выполняется из дорогостоящих фабричных
материалов: шелка однотонного или с цветным рисунком. Головной убор подшивается ситцевым подкладом.
Подклад кроится так же, как и верхняя часть головного убора. Нижняя линия головного убора «сороки» обрабатывается цветным руликом.
Построение формы женского головного убора «Сорока».
Размерные признаки (мерки):
О. (обхват) головы — …, Ш. (ширина) лба — …
Очелье: по горизонтали откладывают О гол. — 57 см, находим центр, определяем высоту очелья 9 см. Отмечаем ширину лба (ширину и высоту центральной части головного убора). Ш.— 13 см, h — 7,5 см.
На концах детали определяем высоту завязок 5—7 см, точки соединяем.
Донце — имеет длину 40—41 см по центрально-осевой линии, вверху детали в области очелья ширина составляет 5—6 см, линия донца закругляется и имеет овальную форму, внизу ширина детали — 20 см.
выкройка на взрослого, как сшить для девочки своими руками
Русские народные сарафаны всегда были искусством. Не смотря на множество украшений, рисунков и лент он выполняется очень просто. Можно носить в любое время года. В этой статье говорится о том, как построить выкройку русского сарафана и какие виды бывают.
История
На ровне с людьми из высшей знати стоял традиционный сарафан в русском стиле, сохранявший свой дизайн неизменным многие столетия. Самые древние модели имели вид платья и производились из целого куска ткани с круглым или прямоугольным разрезом в центре (чтобы одевать его через голову). Имелись и другие разновидности данного изделия, для торжественных дней. Ниже описаны особенности и разновидности сарафанов.
Народный женский костюмОсобенности сарафана
Главной чертой сарафанов будет то, что их производили из специально сделанных тканей. В 19 веке почти все изделия были натуральных цветов и не подвергались окраске. С развитием швейного производства стало возможным приобретать материалы разных цветов и шить одежду для всей семьи.
Обратите внимание! Данное изделие имеет отличительные элементы. Традиционный сарафан всегда украшают различными оберегами, которые так любили крестьяне.
Например, края изделия, всегда декорировались разнообразной вышивкой, иногда очень тяжелой.
В таких символах были своего рода обереги, которые защищали от сглаза или порчи. Отличительной чертой было изображение на спинке, которое называется «лягушка» либо «вилка». Этот знак очень похож на лягушку, а ее многие считают признаком богатства и роскоши. Девушки с древних времён считали, что такая лягушка защищает всю семью от невзгод. Ниже описано как сшить русский народный сарафан своими руками.
Выкройка русской женской рубахи под сарафанТкань для работы
Материалы для работы нужно выбирать очень тщательно.
Ткань должна быть натуральной и разноцветной для сарафанов, светлой для рубашек у женщин и однотонными для брюк, в мелкий узор для рубашек у парней.
Если женщина не может определиться с выбором рисунка, то берется одноцветный материал, на который пришивается широкая тесемка с цветочным узором.
Лучшие материалы — это шелк ил ситец, также допускается атласная ткань. Иногда для украшения используют тонкое кружево, оно достаточно красиво смотрится с красным цветом костюма. Рубаха обычно шьется их хлопкового материала, она должна хорошо пропускать воздух.
Выкройка русского народного сарафанаВиды сарафанов
Есть несколько основных разновидностей.
Сарафан в виде туники с косыми клиньями
Эта модель изделия будет самой старинной. Она существовала вплоть до конца 18 века и называлась «шушун» или «саян». Главной особенностью такого изделия было его цельное переднее полотно.
Дополнение образа кокошникомСамый древняя его модель — глухой сарафан в виде туники — изготавливался из одного загнутого пополам куска материала, образующего обе части изделия. С боков были широкие клинья.
Изделие распашного типа
Такой сарафан производили из трех кусков материала — двух полочек и одной спинки. В подоле изделия в его боковые швы вставлялось два косых коротких клина это придавало зрительное расширение платья. Спереди сарафан застегивался на пуговицы. Бретели шились широкими либо узкими, вырезались вместе с задней частью из одного куска материи.
Круглая модель сарафана
Самым распространённым и широко применяемым почти на всей Руси в 19 веке был именно московский вид изделия. Отличается своей нежность и воздушностью при ходьбе, хоть и кажется увесистым костюмом.
Косоклинное платьеСарафан с лифом
Это будет подвид круглого сарафана только с лифом. Его делали из двух частей: пышного сосбореного низа и лифа, который плотно охватывал грудь. Застегивался на середине груди на пуговицах или петлях. Такие платья были популярны в центральной Руси. Такой костюм больше подходит девушкам с большой грудью, лиф будет плотно удерживать бюст и подчеркивать его форму. Под линией груди необходимо вшить резинке, чтобы ткань не давила на тело.
Русская женская рубашка под сарафан делается по выкройке, представленной на рисунке 2.
Считалось, чем пышнее и длиннее костюм, тем очаровательнее и невиннее его обладательница.
Как снимать мерки
Чтобы правильно нарисовать выкройку, нужно знать мерки — объём груди и спины. Сделать это самостоятельно не получится, поэтому можно позвать на помощь маму или подругу. Во время замеров девушка должна стоять неподвижно и не горбиться. Объём груди измеряется по самой выпуклой точке на ней и выступу лопаток на спинке. Сантиметр не должен сильно облегать тело.
Детская модель платьяПо желанию можно замерить ширину груди и ширину спины. В таком случае нужно измерить расстояние от подмышек по самому широкому выступу груди. Потом точно так же от подмышек, но уже по линии лопаток. Мерки нужно снимать два раза, чтобы убедиться в их правильности.
Например, на рост 165 см, необходим один отрез ткани в 2 метра, всегда лучше брать с запасом в 0,5 метра. Потому что при работе в любом случае могут быть погрешности, лучше обрезать лишнее, чем полностью переделывать изделие и добавлять ткань.
Пошаговый пошив
Готовый чертеж нужно приложить на полотно и зафиксировать булавками. Их нужно обвести мелом или текстильным маркером, при это не забывая добавлять припуски в 2 см. Далее работа выполняется пошагово:
- Для начала необходимо сметать боковые срезы кокеток. Верхнюю часть желательно сразу обработать тесемкой. Это один из самых легких вариантов. Посередине передней части пришить атласную ленту;
- Далее нужно сровнять боковые срезы, зафиксировать их булавками и прошить на швейной машинке;
- Край сарафана желательно прошить цветной лентой и сделать так до конца изделия;
- Верх изделия нужно прошить средней строчкой для комфортной сборки, которая должна быть одинаковой по ширине кокетки;
- Теперь необходимо сшить кокетку с нижней частью сарафана;
- Бретели сложить пополам, сделать на них тесьму и пришить к платью;
- Украсить изделие по желанию.
Русский сарафан выкройка на взрослого человека может быть нарисована как самостоятельно, так и просто скачана с интернета. При самостоятельном построении рисунка, можно придать изделию оригинальности.
Дополнительные детали
Традиционный сарафан относится к числу торжественных изделий. По низу его дополняют крупным узором. Его в основном делают при помощи аппликации из узорной ткани ярких цветов (красный или оранжевый).
Подгрудная модельУзор больше похож на прямую линию с небольшими ромбиками по сторонам. Верх декорируют красной бейкой из хлопка. На рубашке можно украсить горловину и рукава атласной тесьмой.
Обратите внимание! В древние времена, по цвету и крою изделия можно было узнать из какой семьи девушка происходит: богата она или нет, если ли у нее муж. Состоятельные дамы носили много дорогих украшений на платье.
Для классического костюма также понадобится наличие кокошника. Его можно сделать самостоятельно или приобрести в интернет-магазине.
Кокошник на атласной лентеОтлично можно дополнить образ разными украшениями, например славянское ожерелье или браслеты. По рукавам можно пришить бахрому или кисточки. Кокошник обычно украшают бисером или бусинами. Чем ярче получится готовый образ, тем сильнее это передаст стиль русских девушек 18 века. Традиционные женские костюмы по сей день считаются визитной карточкой России. Многие туристы первым делом приобретают для себя кокошник или русскую рубаху, в память о поездке в нашу страну.
Мужской народный костюмВ заключении нужно отметить, что пошив русского традиционного сарафана не такой сложный как кажется на самом деле. Он выполняется всего из нескольких больших кусков ткани. Нужно обладать только минимальными навыками шитья, возможно даже сшить его без использования машинки. Такое изделие можно делать как для маленьких девочек, так и для женщин. Подойдет на утренник в сад или выступление на празднике. С работой справится даже начинающая швея, важно только правильно снять размеры.
Как сшить народный костюм?
Любовь к русскому народному костюму приобрела такие масштабы, что хочется непременно иметь его у себя в гардеробе. Ну, если не у себя, то хотя бы у детей. Концерты, выступления, презентации, открытые уроки в школе – он может понадобиться и девочкам, и мальчикам, и их мамам-папам. Сшить русско-народный костюм своими руками можно, если разработать эскиз, подобрать ткань и отделку. Справимся!
Особенности народного костюма
Рассмотрим, из чего состоит мужской и женский русский народный костюм.
- У девушек – сарафан в пол, различные рубахи с пышным рукавом и кокошник, ленты, венки, повязки на голову.
- У парней – рубаха или косоворотка и брюки свободного фасона средней ширины.
Ткани для костюма
Особого внимания заслуживают материалы. Они должны быть натуральными и цветными для сарафанов, белыми, светлыми для рубах у девушек и однотонными для штанов, в мелкий рисунок для рубах у юношей.
Если девушки не могут подобрать необходимый орнамент для сарафана, допускается однотонная ткань, на которую нашивается широкая тесьма с цветочным орнаментом. Но с ассортиментом нашего интернет-магазина выбрать ткань для русских народных костюмов не составит сложности.
Мы можем предложить ситец, шелк, парчу, бархат, атлас. Разнообразная тесьма, шитье также имеются в наличии.
Женский русско-народный костюм
Выкройка русского народного костюма для девочек, девушек достаточно проста. Сарафан, сшитый на основе прямоугольника, собранного по линии груди на резинку. К нему пришиты бретели. И блуза свободного покроя.
Сарафан
Для его пошива нужно снять 3 мерки: Высоту груди, Обхват груди и Длину сарафана от линии груди. Кроить будем сразу на отрезе.
- Сложить ткань вдвое.
- По линии сгиба отложить длину + 2 припуска по 6-8 см.
- От сгиба отложить желаемую ширину изделия.
- Провести вверх линию, параллельную линии сгиба.
- Вырезать.
Таких детали понадобится две – для спины и переда. Отдельно нужно вырезать 2 бретели длиной Вг х 2 + припуск и шириной 9 см (согнув и подшив их, ширина будет 4 см).
Чтобы сарафан был более пышным, вырезать 4 трапециевидные детали. Это будут боковые вставки.
- Сшить вместе спинку + боковая вставка + боковая вставка + перед + боковая вставка + боковая вставка + спинка.
- Низ подвернуть и прострочить.
- Верх подвернуть и прострочить, оставив место для вдевания резинки, если она будет.
- Бретели сложить вдоль пополам, сшить и вывернуть на лицо.
- По верху сделать защипы или в кулиску продеть резинку.
- Пришить бретели.
Сделать отделку кружевом, лентой, тесьмой при необходимости.
Блуза
Выкройка блузы есть в журнале Бурда за 2003 год. Номер 10, модель 151.
Или постройте по приведенному ниже чертежу.
Этим способом можно сшить и русский народный костюм для девочки. Сарафан может быть и трапециевидным. В этом случае от линии сгиба по верхнему краю откладывается ¼ Ог + припуск. Далее построение видно на схеме.
Мужской русско-народный костюм
Русский народный костюм для мальчика состоит из свободных штанов и рубахи.
Рубаха
Рубаху можно сшить на основе футболки.
- Приложить ее к ткани или бумаге, обвести полочку и рукав.
- По линии низа добавить 4-6 см на свободу облегания. Ткань не тянется, поэтому одежда должна быть свободной.
- Увеличить немного высоту горловины.
- Вырезать из ткани воротник стойку. Опять-таки, ткань не тянется, поэтому стойку рисуем не прямой, а по дуге. Ширина равна 4 см.
- Вырезать, сшить вместе полочку и спинку. Вшить рукава в пройму, пришить стойку.
- Низ подогнуть и подшить.
На рисунке показана еще одна выкройка рубахи.
Штаны
Для пошива штанов можно воспользоваться одной из выкроек в модных журналах.
Второй способ виден на картинке. Детали состоят из прямоугольников. Размер универсальный. Длину подбираете сами по своим меркам. На примерке можно заузить при необходимости штаны.
Понадобится 4 прямоугольника и ластовица.
- Сшить штанины по паховому шву от пояса на 10 см. С припусками будет больше.
- Вшить ластовицу.
- Сшить боковые внутренние и внешние швы.
- Верх подогнуть и прострочить.
- Продеть резинку или веревочку.
- Низ подогнуть и подшить.
Припуски: по низу – 4 см, по верху – 6 см, по швам – 1-1,5 см.
Сшить русско-народный костюм не так сложно. Главное в нем – это отделка. Готовые комплекты щедро расшивайте тесьмой, бисером.