Проекты детей: Детские исследовательские проекты — Обучение и развитие — ПочемуЧка – Раздел «Детский проект» — Педагогический портал «О детстве»

Разное
alexxlab

10 идей для исследовательских проектов в начальной школе

Чем занять ребенка на долгие недели летних каникул, чтобы это было увлекательно и полезно? Предлагаем 9 идей для школьных проектов на летние каникулы, и 1 на зимние, из которых легко сделать интересные исследовния для начальной школы или старших групп детского сада.

Дети любопытны по натуре, а исследования помогают развить внимательность, терпение и просто дают новые знания об устройстве мира. Если ребенок наблюдает за проращиванием семян или воздействием Кока-колы на скорлупу яйца — он учится применять научный подход, а еще — начинает считаться с природой и понимать ее законы. Это развивает не только интеллект, но и эмоционально-волевую сферу. Так что давайте скорее выбирать проекты!

1. Проверяем качество водопроводной воды по всхожести семян

Возраст: от 5–6 лет.

Продолжительность: 1–2 недели.

Нам понадобится: нефильтрованная вода из-под крана и питьевая вода — например, бутилированная, которую семья заказывает для питья, или вода из артезианской скважины на даче, семена сезонных овощей — например, огурцов, земля и цветочные горшки или стаканчики.

Эксперимент. Разделяем семена на две одинаковые группы по 10–12 семян. Каждую группу закапываем в свой горшок с землей на одинаковую небольшую глубину. Первую группу поливаем холодной водопроводной водой, только что из-под крана, вторую группу — питьевой столовой водой. Каждый горшочек помечаем с помощью стикеров и помещаем в одинаковые условия — на подоконник.

Каждый день поливаем горшочки нужной водой (не заливая, земля должна быть просто влажной), наблюдаем и фиксируем результаты. Что произошло на первый день, на второй, третий и далее — до недели или двух? Сколько семян дали ростки в каждой группе, какой длины и толщины эти ростки, какой высоты они день за днем, в каком горшочке трава зеленее, где ростки первыми сбросили с листков оболочки семян. Результаты удобно заносить в сравнительную таблицу.

Скорее всего, ростки в «водопроводном» горшке взойдут не все, поднимутся позже, будут тоньше и ниже, семенные кожурки сбросят позже. И тогда мы сможем поднять палец к потолку и рассказать о вреде хлорированной воды, а еще — погуглить вместе с ребенком состав водопроводной водицы и способы ее очистки. Самые научно-ориентированные семьи могут дополнить эксперимент еще одним горшочком с семенами: его мы будем поливать той же водопроводной водой, но фильтрованной или отстоянной.

2. Влияет ли зубная паста на прочность зубов?

Возраст: от 5–6 лет.

Продолжительность: 10–14 дней.

Нам понадобится: куриные яйца — 4 штуки, 2 стеклянных банки, любимая газировка, свежеприготовленный лимонад, зубочистки, таблетки для окрашивания зубного налета (например, Curaprox) и в идеале — микроскоп.

Эксперимент проходит в два этапа. Сначала рассказываем ребенку, что вредные бактерии, которые разрушают зубы, любят кислоту и отлично размножаются в ней. Да и сама по себе кислота портит зубы. Проверяем. Эксперимент начинаем с утра пораньше. Берем куриное яйцо и объясняем, что его скорлупа тоже состоит из кальция, как и зубы. Открываем бутылку Кока-колы или другой любимой газировки, заливаем газировкой яйцо в банке. Для другого яйца готовим свежий лимонад из сока лимона и сахара — тоже заливаем. После обеда проверяем наши яйца: скорлупа станет мягкой. После ужина еще раз аккуратно трогаем яйца: скорее всего, скорлупа растворится полностью, останется только тонкая пленка поверх белка и желтка (даже если этого не случится вечером, то уж на следующее утро — точно).

Теперь проверим силу зубной пасты. Новым утром берем газировку, свежий лимонад и пару яиц. На этот раз щедро наносим на яйца зубную пасту (надежнее всего — с фтором) и снова помещаем яйца в знакомые растворы. После обеда аккуратно стучим карандашом по каждому яйцу: скорлупа останется твердой, хоть и истончится.

Второй этап эксперимента. Рассказываем ребенку, что кариозные бактерии живут в зубном налете. Снимаем с помощью зубочистки немного налета и, если у вас есть сильный микроскоп, размазываем налет по предметному стеклу и наблюдаем. Крупные темные пятна — это и есть бактерии.

Теперь выясняем, хорошо ли ребенок чистит зубы. После вечерней дежурной чистки выдаем ему «волшебную таблетку» для окрашивания зубного налета. Таблетку нужно разжевать, около минуты подержать во рту образовавшуюся жидкость, прополоскать рот и улыбнуться во все зубы. Скорее всего, в зеркале ребенок увидит синюю или зеленую улыбку зомби. Это означает, что налет на зубах все еще остался. Придется еще раз хорошенько почистить зубы, пока чудесная синева не исчезнет. Считается, что для автоматизации качественной чистки зубов хватает десяти дней, то есть, вам понадобится пачка из 10 таблеток. Есть все шансы, что после этого исследования ребенок проникнется темой здоровья зубов и научится правильно их чистить!

3. Влияние магнита на развитие комнатных растений

Возраст: от 6–7 лет.

Продолжительность: несколько недель.

Нам понадобится: две свежесрезанные веточки одного комнатного растения, пара стаканов с водой, пара горшков с землей, сильный магнит.

Эксперимент. Ученые открыли, что магнитное поле земли хорошо влияет на рост растений. Проверяем. Срезаем две веточки комнатного растения, погружаем их в стаканы с водой, помещаем в одинаковые условия (на подоконник) на расстоянии 20–30 см друг от друга, под один из стаканов кладем магнит.

Первая проверка хода эксперимента — через 10–11 дней (все это время доливаем воду в стаканы). Смотрим, сколько корешков появилось у «магнитного» растения и какой они длины, сравниваем с корешками «необработанного» растения. В тот же день высаживаем веточки в горшки с землей, поливаем, ставим в одинаковые условия на расстоянии 20–30 см. Под «магнитное» растение снова кладем магнит.

Затем в течение нескольких недель наблюдаем, какое растение развивается лучше, измеряем высоту, количество новых ростков. В большинстве случаев «магнитные» веточки растут активнее и пышнее (если им ничто не мешает — не повреждены корешки при посадке, в горшке хорошая земля). Здесь можно порассуждать с ребенком о природе магнитного поля и о том, как можно применять его в сельском хозяйстве.

4. Валенки из кошки для кошки

Возраст: от 7–8 лет.

Продолжительность: от 3–4 недель.

Нам понадобится: шерстистая домашняя кошка или кот, инструмент для вычесывания пуха и шерсти, инструменты для мокрого валяния и немного терпения.

Эксперимент. Выясняем, можно ли с пользой употребить шерсть домашнего питомца. Для начала вычесываем его регулярно и копим шерсть. На один маленький валеночек высотой 5 см понадобится около 15 грамм шерсти. В процессе узнаем, как мало весит шерсть или пух, сколько пуха вычесывается из вашей личной кошки в один прием, рассуждаем о том, что к зиме животные отращивают больше пуха для тепла, а вот к лету линяют.

Положительный побочный эффект: приучаем ребенка регулярно вычесывать домашнего любимца, в доме больше порядка.

Накопив нужное количество шерсти, ищем в интернете мастер-класс по валянию валенок или идем со своим пухом в студию на занятие по валянию. Создаем валенки для любимой кошки (которые могут стать семейной реликвией) и радуемся! Отдельные мастера ухитряются свалять из шерсти своих питомцев маленькие копии самих питомцев — но, конечно, здесь нужна сноровка и опыт в валянии.

5. Как влияет гравитация на всхожесть растений

Возраст: от 7–8 лет.

Продолжительность: 7–10 дней.

Нам понадобится: семена огурцов, чистая вода, марля, стаканчики с землей, стикеры.

Эксперимент. Это исследование чем-то похоже на эксперимент с магнитом, только здесь мы будем изучать, как влияет сила земного притяжения на растения. Для этого прорастим семена огурцов и посадим их в стаканчики с землей: часть корешком вниз, часть — корешком вверх, влево и вправо.

Сперва поместите семена огурцов в марлю или вату и залейте их водой. Через пару дней из них проклюнутся корешки — вот тогда и начнем главную фазу эксперимента. Разделите пророщенные семена на 4 равных группы (по 5–6 семян). Подготовьте 4 стаканчика с землей, каждый из них пометьте стикером. В первый стакан сажайте семена корнем вниз, во второй — корнем вверх, в третий — корнем вправо и в четвертый — корнем влево, все на одинаковую глубину. Поставьте их в одинаковые условия на подоконник и увлажняйте землю в стаканчиках.

Через 2–3 дня появятся первые всходы. Ежедневно наблюдайте за ними и фиксируйте результаты в таблице с 4 столбиками — для каждого стаканчика. Появились ли ростки? Сколько семян взошло? Затем наблюдайте за порослью: какой толщины стебли, крепкие или тонкие, какой высоты, прорастут ли новые семена, одинаковая ли высота ростков, когда ростки сбросят кожицу семени. И делайте выводы!

В большинстве случаев лучше всех прорастают семена, посаженные корнем вниз. Это явление по-научному называется геотропизм: корни лучше растут по направлению к центру земного шара, а стебли — от центра.

6. Как живут муравьи в муравьиной ферме

Возраст: от 6–7 лет.

Продолжительность: до нескольких месяцев и лет.

Нам понадобится: муравьиная ферма (покупная или изготовленная самостоятельно), пища и вода для муравьев, а если вы готовы усложнить исследования — то берите большую ферму и два вида муравьев.

Эксперимент. Муравьиная ферма позволяет изучить весь цикл создания муравейника. Вы с ребенком разберетесь, чем отличаются муравьи-рабочие от муравьев-нянек, какие ритмы есть в жизни муравейника и что они едят. Восхититесь организованности и трудолюбию муравьев и начнете ставить над ними добрые эксперименты.

Например, что будет, если положить рядом с муравейником не только еду, но и крошечные кусочки разных материалов? Иногда муравьи атакуют непонятные объекты — например, крошки пенопласта. Порой они относят находки в свои кладовки и размещают их там, сортируя по форме или размеру. А когда муравьям становится скучно, они перекладывают имущество на складе и меняют принцип сортировки — например, разделяют объекты по цвету: в одной кладовочке лежат черные катышки, в другой — красные. Ход мысли муравьев подобен нашему: они не бросают своих, умеют вместе преодолевать трудности, много трудиться и быть справедливыми. Население муравьиной фермы легко полюбить, а дети хотят быть похожими на тех, кого любят. Так ребенок может стать терпеливее, упорнее и даже добрее.

7. Как растет морковка на грядке

Возраст: от 5–6 лет.

Продолжительность: несколько недель.

Нам понадобится: грядка на даче или садовом участке, семена моркови, лейка и тяпка для ребенка.

Эксперимент. Если у вас есть сад или домик в деревне, отдайте ребенку «клочок земли» для исследований. Помогите ему взрыхлить землю, посеять семена моркови. Записывайте даты: когда морковь посеяли, когда появились всходы, как они развиваются каждую неделю. Когда придет пора прореживать всходы, проведите эксперимент: на одной части грядки проредите морковь, как положено, а на другой части оставьте плотную посадку. Одну часть грядки пропалывайте от сорняков, другая пусть зарастает, как хочет. В конце сезона сравните урожай с двух половинок экспериментальной делянки. Измерьте и взвесьте корнеплоды — все это важные данные для проекта.

8. Как делать запасы полезного иван-чая на зиму

Возраст: от 5–6 лет.

Продолжительность: 2–4 дня на одну порцию листьев.

Нам понадобится: листья иван-чая (кипрея узколистного), чистые тканевые салфетки, мясорубка (не обязательно), духовка, чистые емкости.

Эксперимент. Иван-чай запасали и пили наши предки, зная о его оздоровительной силе. Сегодня мы можем купить сборы с иван-чаем в магазине или аптеке, а можем собрать сами! Но секрет иван-чая заключается в правильной ферментации, просто так сушить и заваривать его нет смысла. Предлагаем провести сравнительное исследование: немного иван-чая насушить просто так, а большую часть — ферментировать. Потом заварить оба варианта и сравнить напитки — по насыщенности, цвету, аромату и, может быть, даже по действию на организм.

Иван-чай цветет почти все лето, именно в пору цветения его листья набирают полную силу. В интернете много хороших руководств по ферментации листьев кипрея, они расскажут и о полезных свойствах растения, а еще — о том, что происходит в процессе ферментации. Все это можно рассказать ребенку в процессе работы над запасами иван-чая.

9. Как выращивать цветных улиток

Возраст: от 8–9 лет.

Продолжительность: месяцы и годы.

Нам понадобится: аквариум, приборы для очистки воды и насыщения ее кислородом, красивый грунт, улитки ампулярии, корм для них.

Эксперимент. Аквариумных улиток ампулярий любят за их разноцветье. Они бывают черными, синими, голубыми, желтыми, красными, оранжевыми… Папа и мама разного цвета дадут деток непредсказуемых оттенков. Этот момент как раз и можно исследовать. Посадите в аквариум желтую, красную и голубую улитку — и наблюдайте. Ну, и, конечно, ребенку понравится просто кормить улиток разными продуктами, следить за температурой воды и замечать, когда улитки лучше себя чувствуют. Конечно, аквариум с живыми улитками — большая ответственность, как и уход за любым другим питомцем. Если ваш ребенок любит необычных живых существ, ему понравится возиться и с сухопутными улитками ахатинами, и с «привиденьевыми» палочниками, и с гекконами, — он узнает много нового и станет заботливее. Лишь бы у вас и детей хватало времени и сил на качественную заботу о домашних любимцах. И уж, конечно, с ними можно проводить самые разные исследования.

10 — бонус на зимние каникулы: Какой бывает снег

Возраст: от 6–7 лет.

Продолжительность: 1–2 недели.

Нам понадобится: лупа, носовой платок, бинт, емкости.

Эксперимент. Лето промчится — вернется снежная уральская зима, и ведь нам снова понадобятся темы для проектов! Предлагаем исследовать: как образуется снег, почему он скрипит, испаряется ли он, какой формы бывают снежинки, можно ли считать снег чистым (и есть его).

Ловите снежинки на варежку и рассматривайте их, отмечайте правильную кристаллическую форму. Ходите по снегу и прислушивайтесь к хрусту-скрипу в морозную погоду и в оттепель — сделайте вывод, что снег скрипит в мороз, скрип издают ломающиеся кристаллики. Пусть ребенок подует на холодный металлический предмет (в выдыхаемом воздухе есть вода в состоянии пара) — предмет начнет покрываться инеем, слой инея будет становиться все толще, все пушистее. Затем проведите варежкой по инею — он посыплется вниз. Точно так же крохотные капельки воды кристаллизуются высоко в небе, превращаясь в правильные снежинки и оседают на землю. Последите за тем, как образуются узоры на стекле, как царапинки на поверхности и потоки воздуха помогают создавать узор из инея.

Повесьте на морозный воздух мокрый носовой платок. Сначала он замерзнет, но через несколько дней полностью высохнет. Это означает, что снег и лед тоже умеют испаряться, и круговорот воды в природе не прекращается зимой. Занесите стакан со снегом в тепло, посмотрите, как быстро снег растает. Оцените прозрачность талой воды — скорее всего, она будет мутной. Сложите бинт в несколько раз, профильтруйте снег — скорее всего, на марлевом фильтре останутся грязные следы. Это говорит о том, что снег успевает вобрать в себя частицы копоти, пока летит на землю, а потом повторно загрязняется на земле.

Исследовательские проекты дают новые знания, развивают наблюдательность, дисциплину и волю. Записывайте исходные данные, промежуточные и итоговые результаты, фотографируйте процесс, — и вы сможете не только интересно провести время, но и написать учебную работу, чтобы поделиться своим опытом с другими детьми и поучаствовать в конкурсе!

Задача родителей — сделать так, чтобы такие короткие и такие долгожданные летние месяцы не стали чередой унылых дней перед телевизором или компьютером, а принесли детям новые знания, удивительные открытия и волшебные воспоминания. Как же сделать летние каникулы насыщенными и полезными?

Читать дальше

Фото: globallookpress.com

Материал (старшая группа) по теме: Проекты в детском саду. Ссылки на материалы.

Проект «Книжкин дом»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-knizhkin-dom.html

Проект «По морям по волнам»

 (мини музей)

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-mini-muzeja-po-morjam-po-volnam.html

Проект «Прогулка в лес»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-v-detskom-sadu.html

Проект «Царевна Липка»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proyekt.html

Проект «Выращиваем фасоль»

(исследовательский)

 http://www.maaam.ru/detskijsad/-vyraschivaem-fasol-isledovatelskii-proekt.html

Проект «Мой край»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-moi-krai.html

Проект «Мы любим чистоту»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-my-lyubim-chistotu.html

Проект «Ребенок имеет право»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-reb-nok-imet-pravo.html

Проект «К далеким мирам»

 (информационно-творческий)

http://www.maaam.ru/detskijsad/informaciono-tvorcheskii-proekt-k-dalekim-miram.html

Проект «Рождественская Елочка»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-rozhdestvenskaja-elochka.html

Проект «Полезные вершки и корешки»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-poleznye-vershki-i-koreshki.html

Проект «Россия моя мастеровая»

(по продуктивной деятельности)

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-po-produktivnoi-dejatelnosti-rosija-moja-masterovaja.html

Проект «Юный читатель»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-yunyi-chitatel.html

Проект «Зеленая аптека»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-zel-naja-apteka.html

Проект «Первый цветок-подснежник»

(2 мл.гр)

http://www.maaam.ru/detskijsad/yekologicheskii-proekt-podsnezhnik-2-ml-grupa-kovtun-e-i-v-soavtorstve-s-ishinoi-v-a.html

Проект «Неделя здоровья»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-fizkulturno-ozdorovitelnoi-napravlenosti.html

Проект «Экологическая тропа»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-yekologicheskaja-tropa.html

Проект «Елочка красавица»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-lochka-krasavica.html

Проект «Друзья планеты Земля»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proek-druzja-planety-zemlja.html

Проект «У ханты в тайге»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-po-patrioticheskomu-vospitaniyu-v-gostjah-u-hanty-v-taige-dlja-detei-5-7-let.html

Проект «Широкая масленица»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-shirokaja-maslenica.html

Проект «Путешествие вокруг света»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-puteshestvie-vokrug-sveta.html

Проект «Зимующие птицы наши друзья»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-zimuyuschie-pticy-nashi-druzja.html

Проект «Неделя семьи в детском саду»

http://www.maaam.ru/detskijsad/nedelja-semi-v-detskom-sadu.html

Проект на тему

«Психологическое сопровождение педагогического процесса с использованием алгоритмов ТРИЗ»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-na-temu-psihologicheskoe-soprovozhdenie-pedagogicheskogo-procesa-s-ispolzovaniem-algoritmov-triz.html

Проект на тему

«Развитие креативного потенциала личности педагога»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-na-temu-razvitie-kreativnogo-potenciala-lichnosti-pedagoga.html

Проект «Эффективность профилактики эмоционального неблагополучия»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-yefektivnost-profilaktiki-yemocionalnogo-neblagopoluchija.html

Проект «Быть здоровыми хотим»

http://www.maaam.ru/obrazovanie/proekty/page27.html

Фото-проект «Загадочный космос»

http://www.maaam.ru/detskijsad/foto-proekt-zagadochnyi-kosmos.html

Проект «Хлеб всему голова»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-hleb-vsemu-golova-7607.html

Проект » Волшебный мир К.И.Чуковского»

http://www.maaam.ru/detskijsad/-volshebnyi-mir-korneja-ivanovicha-chukovskogo.html

Проект по сказкам

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-po-skazkam.html

Проект Космическое пространство»

http://www.maaam.ru/detskijsad/-kosmicheskoe-prostranstvo.html

Проект » По сказкам К.И.Чуковского»

http://www.maaam.ru/detskijsad/proekt-po-skazkam-k-i-chukovskii.html

Проект » По сказкам А.С.Пушкина»

http://www.maaam.ru/detskijsad/prakticheski-tvorcheskii-proekt-puteshestvie-po-skazkam-a-s-pushkina.html

Проект: Проекты для детей дошкольного возраста

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»                        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                          «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Автор:

Свенина Екатерина Александровна,

Воспитатель

г.Воркута 2019 год

ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Актуальность проекта: 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Новизна проекта:

Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Цель проекта: формирование представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

Задачи:

— Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.

— Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.

— Развить коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.

— Воспитать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

План работы для воспитателя:

— определение цели и задач проекта;

— сбор информации об истории праздника;

— подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

— составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;

— подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа;

— создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;

— информирование родителей о предстоящем мероприятии;

— индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии;

— Организовать для родителей выставку детских работ;

— Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Формы организации:

— Беседа, общение.

— Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

— Моделирование.

— Экскурсия.

— Слушание и разучивание фольклорных произведений.

— Развлечение.

— Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.

— Интегрированная НОД.

— Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.

— Консультации.

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

— Беседа: «Что такое Масленица».

— Заучивание стих. «Радость в каждый дом».

— Рисование «Испеки блин на сковороде».

— Заучивание заклички на блины:

«Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет».

— Рисование «Испеку блин на сковородке»

— Лепка «Блины с икрой и сметаной»

-Аппликация Масленичка

— Подвижные игры: «Карусель», «Веселый бубен». 
Игра-забава «Валенок», « Пирог».

— Разучивание песни русской народной песни «Блины»; « Веснянка».

— Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки»;

— Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Работа с родителями:

— Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;

— Консультация для родителей: «Масленица широкая».

— Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе.

— Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в городском саду в воскресение.

Ожидаемый результат:

— Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;

— Получение представлений о народных играх, обрядах;

— Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;

— Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

Этапы проекта.

Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

— Создать условия для формирования интереса к празднику.

— Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

— Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

— Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).

— Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.

— Привлечь родителей к участию в проекте.

Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

— Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.

— Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.

— Разучивание хороводных игр.

Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.

— Организовать для родителей выставку детских работ.

— Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».

— Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».

— Организация и проведение музыкально-спортивного праздника «Шуткой и забавой Масленицу встречаем» с последующим чаепитием.

План работы с детьми и родителями

Понедельник «Скоро Масленица!»

 Содержание работы: познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

Работа с детьми:

— Беседа «Что за праздник Масленица?»;

— Презентация «История Масленицы»; Поговорки про масленицу; Заучивание стихотворения «Радость в каждый дом»; Загадки о зиме и весне. Подвижная /игра «Пирог».

— Рисование «Испеку блин на сковородке».

Работа с родителями:

— Оформление материалов: «Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!» (предложить частушки, потешки для заучивания с детьми дома).

Вторник «Масленица – это весело!»

Содержание работы: продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

Работа с детьми:

— Музыкальный мультфильм «Масленица!»

— Разучивание народной песни: «Блины».

— Лепка « Блины с икрой и сметаной».

— Принести из дома предметы русского быта для оформления ППРС на Масленичную неделю.

Среда «Милости просим!»

Содержание работы: формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

Работа с детьми:

— Презентация «Русская изба».

— Зкскурсия в мини-музей «Русская изба».

— Разучивание подвижных игр: «Валенки».

— Разучивание хороводных игр.

— Разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка».

— Аппликация «Масленичка».

Работа с родителями:

— Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица»

— Индивидуальные консультации по участию родителей в финальном развлечении.

Четверг «Мы красиво нарядились, петь, плясать, играть пустились!»

Содержание работы: познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов.

Работа с детьми:

— Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

— Презентация «Русский национальный костюм».

— Д/ и «Наряди куклу».

— Разучивание подвижных народных игр.

— Разучивание хороводных игр «Хоровод с бубнами».

Работа с родителями:

— Индивидуальные консультации по изготовлению костюмов для проведения финального развлечения.

Пятница «Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!»

Содержание работы: создать радостную атмосферу праздника. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Работа с детьми:

— «Масленица гуляет, всех на праздник созывает».

— итоговое развлечение «Масленица пришла, Весну позвала, свет и радость с собой принесла».

— чаепитие с блинами.

Работа с родителями:

— Оформление материала «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!»

— Раздать листовки с рецептами блинов родителям на выходные и праздничные дни.

Приложение.


Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» 

— Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,

Освети, обогрей (Руки развести перед собой).

Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).

Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра-забава «Валенок»

Две команды по 6 человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше. На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.

Игра Пирог 

Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он — пирог. Играющие поют и показывают движения.

Экий он высоконький, Руки поднимают вверх.

Экий он широконький, Руки в стороны.

Экий он мягонький. Руками гладят живот.

Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся — уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал — становится пирогом.
Игра продолжается, пока интересно играть. По окончании можно посчитать в какой команде больше игроков.

Подвижная игра «Веселый бубен» 

Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился, 

Тот сейчас станцуем нам!

Подвижная игра «Солнышко». Все группы.

По считалочке выбирают водящего — солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко (Весна) стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Соберёмся все в кружок,

Все потопаем, все потопаем.

Будем весело играть,

Будем ручки согревать,

Все похлопаем, все похлопаем.

Если холодно стоять,

Мы похлопаем опять

По коленочкам, по коленочкам.

Чтобы стало нам теплей,

Будем прыгать веселей,

Все попрыгаем, все попрыгаем.

Песня «Веснянка» 

Ой, бежит ручьём вода,

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода,

Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли,

И соловушки малы.

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём.

Ой, поём, ой, поём,

Весну красную зовём.

Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!

Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет.

«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее».

Пословицы, поговорки: 

— «Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

— «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

— «Солнышко-вёдрышко, нарядись! 

— Солнышко-вёдрышко, покажись!»

Загадки на масленицу: (Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,

И Весну — Красну встречаем,

Ей блины вкусны пекут,

Даму эту как зовут?

Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,

Едим масло и блины,

И весну мы ожидаем,

Это — праздник старины.

Ответ: Масленица.

С сыром, маслом и сметаной,

Дырчаты и румяны,

Ароматны и вкусны,

Аппетитные …(блины).

Горячий, румяный, 

Сытный, желанный,

Бабушка с утра печёт,

Угощается народ.

Ответ: Блин

Проект: ПРОЕКТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Снежинка»

«Хохломская роспись»

Педагогический проект

Выполнила:

Воспитатель Зорькина Наталья Николаевна

Игрим, 2017

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам огромнейший запас народной мудрости.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Эта тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, на мой взгляд, это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. И рассказывать об этом детям, знакомя их с историей русского народного творчества – наша обязанность, передавая эти знания и традиции. Особенно актуально в наши дни, когда за повседневной суетой мы забываем о важном, недостаточно информации получают дети о жизни и быте русского народа.

ВИД ПРОЕКТА:

информационно-творческий,

краткосрочный (неделя).

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

— знакомить детей с одним из народных промыслов России — хохломской росписью, с историей ее возрождения;

— закрепить умение детей выполнять декоративные узоры хохломской росписи на разных шаблонных формах;

— обогащать духовную культуру детей через игру на русских народных музыкальных инструментах (ложках) ;

— обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Эта величественная хохлома».

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

— дети старшей группы,

— воспитатели,

— родители.

ПРИЧИНЫ РАЗРАБОТКИ:

— недостаток знаний о декоративно – прикладном искусстве,

— необходимость развития широких творческих способностей,

— необходимость приобщения к истокам русского народного творчества.

ЗАДАЧИ:

— привлечь внимание детей к русской народной культуре;

— воспитывать у детей гордость за свой народ;

— формировать уважение традициям и обычаям страны, края;

— познакомить детей с народными промыслами;

— познакомить детей с традициями хохломской росписи;

— воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;

— воспитывать музыкальных, интеллектуальных, всесторонне развитых дошкольников.

— прививать детям интерес к прошлому родной страны.

ВОПРОСЫ ПРОЕКТА:

Что такое народные промыслы?

Что такое Хохлома?

Как вы думаете, какие характерные изобразительные приемы используют хохломские мастера в своих работах?

Как называются элементы узора?

Делают ли эту посуду в наши дни?

Из какого материала делают посуду?

Где можно встретить такую посуду?

Что вам кажется самым необычным в этой посуде?

Что вам больше всего нравится в этой посуде?

Какие основные цвета используют в хохломской росписи?

СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ:

1. Беседа с родителями «Что вы знаете о хохломе»?

2. Консультация для родителей «История хохломы».

3. Помощь родителей в приобретении демонстрационного материала для работы с детьми.

4. Домашнее задание – с детьми подобрать и принести картинки для оформления альбома.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

— книги;

— иллюстрации;

— журналы;

— художественные произведения;

— проектор,

— шаблоны,

— посуда для показа.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Для педагогов:

— инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;

— повышение уровня компетентности в музыкальной деятельности;

— знание детьми декоративно-прикладного искусства — хохломской росписи;

— умение детьми составлять узоры по мотивам хохломской росписи.

— творческое использование игры на деревянных ложках;

— обобщение, распространение опыта работы по данной теме.

Для воспитанников:

— повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

— появление интереса к истории России;• формирование у детей патриотических чувств и развития духовности;

— ознакомление с историей создания расписных деревянных ложек, хохломской росписи и конструктивными особенностями;

— появление интереса к музыкальной культуре;

— развитие художественных способностей и творческого воображения у детей;

— активизация эмоциональной отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого самовыражения;• получение первичных представлений и знаний о русских народных инструментах;

Для родителей:

— повышение нравственно — патриотического воспитания детей;

— усиление интереса и внимания к народному искусству;

— повышение музыкальной культуры;• желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в ДОУ;

— мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания;

— повышение статуса семейного воспитания через творческое сотрудничество с педагогами.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный

Поисковая работа материалов о хохломской росписи.

Подбор для рассматривания альбомов, фотографий, иллюстраций народного промысла «Хохлома».

Подбор для рассматривания с детьми иллюстраций, слайдов, альбомов с изображением русских народных инструментов;

Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении балалаечников, гармонистов, ложечников на аудиокассетах и CD дисках.

Подбор методической литературы для знакомства детей с историей хохломы.

Составление дидактических игр: «На чем играю», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Укрась вазу», «Продолжи элемент», «Найди пару».

Оформление папки передвижки «Хохлома».

Оформление выставок детских работ: «Хохломская роспись», «Ложечка из Хохломы».

Составление рекомендаций для родителей по изготовлению экспериментальных инструментов (инструментов-самоделок) .

Подборка стихов о Хохломе.

Чтение стихов: Л. Гулыга «Пёстрый хоровод», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома»; /См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. /

Заучивание стихов;

Загадывание загадок;

Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи) .

Наличие у участников проекта чёткого представления о необходимости работы над ним.

2 этап – основной (практический)

Беседы об истории хохломской росписи, быте русского народа, посуде.

Составление развлечения «Путешествие деревянной ложки».

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Ложка», «Блюдо», по предварительно нанесенному узору.

Дидактические игры «Продолжи рисунок», «Найди пару».

Рисование и роспись хохломских ложек.

Формирование задач;

накопление информации по теме проекта;

описание последовательности работы.

3 этап – заключительный (оценка результатов проекта)

Провели анализ и обобщение результатов, по мере получения информации детьми по данной тематике.

Изготовили папку- передвижку для родителей.

Изготовили дидактические игры, с целью закрепления элементов хохломской росписи.

Выставка рисунков «Хохломская ложка».представление дидактических игр по теме проекта;

организация выставок по теме проекта;

высокий уровень знаний детей по теме проекта.

Алгоритм разработки проекта

У детей группы провела небольшой опрос с целью выяснения объема знаний по данной теме.

Что мы знаем? .

Это роспись

Красивая посуда.

Сделано человеком.

Что мы можем и хотим узнать?

Из чего сделана посуда?

Технология ее изготовления.

Для чего покрывали посуду рисунком, потом лаком?

Где зародилась Хохлома?

Почему ее так называют?

Какие цвета используют в рисунках?

Как называются элементы росписи?

Как мы это узнаем?

Беседы.

Просмотр слайдов, иллюстраций, рассматривание образцов поэтапного рисования,

Знакомство с шаблонами.

Чтение литературы об истории Хохломы.

Реализация проекта через образовательные области:

художественно-эстетическая,

познание,

развитие речи.

ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Альбом «Золотая хохлома».

Выставки детских рисунков по декоративно – прикладному искусству «Хохломская роспись», (ложка)

Папка – передвижка «Золотая хохлома»

Дидактические игры;

Музыкальные произведения на CD дисках;

Мини выставка изделий народного промысла Хохлома;

ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ:

Изготовление с детьми и родителями альбома «Золотая хохлома».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. А. А. Вахрушев. «Здравствуй, мир! » г. Москва, «Баласс» 2006 г.,

2. Яхнин Л. Л. «Веселое слово Хохлома»; — М. ; Малыш, 1987,

3. Молотилова Л. К. «Народные художественные промыслы России». Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Каталог – альбом под — М. :Интербук бизнес. — 1998.245 с. ;

4. Орлова Л. В. «Хохломская роспись», — М. ; Мозаика-Синтез, 2002, 18с.

5. Шевчук Л. В. «Дети и народное творчество». – М. : Просвещение, 1985.- 128 с.

Детский групповой проект в ДОУ «Как увидеть время?»

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2015»

Номинация «Детский проект в дошкольном учреждении»

Проект посвящен такому абстрактному и трудному для осознания детьми дошкольного возраста понятию, как «время». Можно ли увидеть время, потрогать, измерить? Когда и как появились часы?

На эти и многие другие вопросы воспитанники старшей группы «Непоседы» вместе с педагогами и родителями нашли ответы в процессе проектной деятельности. Выдвинутая детьми в начале проекта гипотеза о том, что если время существует, то его можно увидеть, была подтверждена частично — увидеть время нельзя, но его можно осознать и почувствовать.

Задачи:

  • Познакомиться  с историей возникновения часов, их разновидностями в прошлом и настоящем. 
  • Узнать о принципах работы часов. 
  • Выяснить всё  о роли часов  в жизни человека. 
  • Провести опыты и эксперименты по изучению свойств  времени. 

Гипотеза: «Если время существует, то его можно увидеть».

Этапы реализации проекта

  • Подготовительный (результат — постановка пробленмы, формулировка гипотезы, составление плана проектной деятельности, внесение изменений в  РППС группы, привлечение родителей к реализации проекта)
  • Деятельностный (результат — в процессе осуществления деятельности по сетевой паутинке по проекту получение различных результатов детской деятельности, как визуализированных (рисунки, поделки, макеты…), так и невизуализированных (новые знания, представления о времени))
  • Завершающий (результат — подведение итогов, рефлексия, обсуждение вклада каждого в реализацию проекта в процессе чаепития, подтверждение/ опровержение гипотезы)

В ходе проекта ребята пришли к выводу о том, что время это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать и почувствовать через протяженность действий, таким образом, выдвинутая в начале проекта гипотеза была подтверждена нами частично.

Приложение 1. Текст.

Приложение 2. Презентация.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Авторизуйтесь на сайте, чтобы скачать файл

Автор: Воспитанники старшей группы «Непоседы» МБДОУ Детского сада общеразвивающего вида «Золотой ключик» города Железногорска-Илимского Иркутской области. Руководители: Иноземцева Елена Анатольевна, воспитатель; Петинова Елена Владимировна, воспитатель I квалификационной категории; Гаар Татьяна Васильевна, заместитель заведующего по ВМР МБДОУ Детского сада общеразвивающего вида «Золотой ключик» города Железногорска-Илимского Иркутской области.

Авторизуйтесь на сайте, чтобы вы могли оставить свой комментарий.

Related Post