Классификация и виды натуральной кожи. Часть 1.
Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника, это материал, который сделан из шкур различных животных. Поскольку нет одинаковых животных с одинаковой структурой, каждое изделие из кожи является уникальным. Тем более неповторимо и уникально украшение из натуральной кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.
Натуральная кожа классифицируется:
- по назначению,
- по способу дубления,
- по способу окраски,
- по способу отделки,
- по конфигурации,
- по возрасту животных,
- по типу используемого сырья.
По назначению натуральную кожу различают на обувную (кожа для верха и низа обуви), одежно-галантерейную (используется при пошиве кожаной одежды и галантерейных изделий) и шорно-седельную (для изготовления ремней, сумок, планшеток).
По способу дубления — жировое и растительное и химическое (дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации). Дублением называют пропитывание шкуры животных или «сырой кожи» различными веществами, посредством которых шкура, сохраняя гибкость, крепость и мягкость, приобретает способность противостоять гниению.
По способу окраски. Мы видим уже готовые кожаные изделия – красивые, разноцветные. В свою очередь по способу окраски кожа классифицируется:
1. Окраска погружением. Складывают две кожи внутренней стороною и погружают ручным способом в 40-50° красильную ванну; при этом внутренняя сторона окрашивается лишь очень слабо.
2. Окраска в чане с широкими вращающимися лопастями. При этом способе, особенно пригодном при больших количествах кож, окрашиваются обе стороны кожи.
3. Окраска в промывном барабане, закрытом вращающемся сосуде с полыми осями для добавления красящего раствора. При этом способе требуется очень «короткая» красильная ванна, так что красящие вещества очень хорошо могут быть использованы; этот способ главным образом применяется для хромовой кожи.
4. Нанесение краски при помощи щеток производится большей частью на большие шкуры.
5. Красящие вещества. Для окраски кож, дубленных растительными дубовыми веществами, употребляют основные и кислые красящие вещества, реже субстантивные.
По способу отделки различают следующие виды кож:
Гладкие кожи — максимально сохраняют естественный рисунок. Кожи данной группы выделываются из наиболее качественного сырья с использованием самых современных химических материалов. Изделия из данного вида кожи более износостойки. В процессе носки на поверхности изделия проявляется естественная “патина” и оно становится с каждым годом красивее.
Шлифованные кожи — кожа подвергается шлифовке и разбивке. Шлифуется с одной стороны, где присутствуют естественные поры. Другая сторона – гладкая. Используется для изготовления обуви, галантерейной продукции, одежды.
Тисненые кожи –такая кожа отличаются рисунком и глубиной тиснения. кожа, у которой рисунок на лицевой поверхности получается с помощью воздействия пресс-форм или штампов. Получаемый в результате тиснения рисунок может имитировать кожу рептилий (змей, крокодилов), экзотических животных.
Лаковые кожи — в зависимости от свойств и цвета покрытия, кожа может приобретать самые разнообразные цветовые и органолептические свойства.
Спилки – нанесение искусственного полимерного покрытия, имитирующее естественную лицевую поверхность.
Красты — полуфабрикат кожи, полученный после операции барабанного крашения. Имеет естественный рисунок лицевой поверхности.
Гладкая кожа | Шлифованная кожа | Тисненая кожа |
По конфигурации кожи бывают:
Целая кожа – вся шкура (кожа) животного целиком.
Полукожа – это половина целой кожи, полученная разрезом по хребтовой линии.
Хребтовая линия – условная прямая линия, проходящая по линии позвоночника от головы до корня хвоста.
Чепрак – средняя часть шкуры (кожи), ограниченная прямыми линиями, соединяющими впадины передних и задних лап и линией, соединяющей передние пашины (линия МН).
Получепрак – половина чепрака, разрезанная вдоль хребтовой линии кожи.
Огузок – участок шкуры (кожи), расположенный ниже линии, соединяющей впадины задних лап (линия БС) и входящий при чепраковании в чепрак.
Крупон – чепрак, выкроенный в виде прямоугольника со сторонами БМНС с отделенным огузком.
Полы – крайние боковые участки шкуры (кожи), ограниченные от остальных частей линиями, соединяющими впадины передних и задних лап (линии АБ и СД, полы – АБЖ и ДЗС)
Вороток – участок шкуры, расположенный между головной частью и чепраком (ЖАДЗ)
По возрасту животных кожа классифицируется:
Шкура крупного рогатого скота (КРС)
Телячья кожа – гладкая, мягкая, прочная, не ломается и не образует трещин на своей поверхности, считается самой высококачественной и наиболее ценной из кож. Телячья кожа в зависимости от возраста животного подразделяется по следующим видам:
1. Склизок – кожа не родившихся телят. Толщина кожи от 1,0 до 1,4 мм.
2. Опоек – кожа телят до 6 месяцев, находящихся на грудном вскармливании. Мягкая, нежная, эластичная, она считается самой ценной кожей. Толщина кожи от 0,5 до 1,4 мм.
3. Выросток – кожа телят до года, питающихся растительной пищей. Кожа менее эластичная и мягкая, чем опоек. Толщина кожи от 0,7 до 1,6 мм.
4. Полукожник – кожа телят в возрасте до 1,5 года. Кожа более жесткая, подвергается распиловке. Толщина кожи от 1,0 до 3,0 мм.
5. Яловка и бычок – кожа молодого бычка (толщиной до 5,00 мм), коровы (толщиной от 1,2 до 4,0 мм).
6. Бычина и буйвол — кожа быков. Является самой толстой и тяжелой среди шкур КРС, обладает грубой и рыхлой структурой. Самая тяжелая и толстая – кожа буйвола (в России встречается крайне редко). Бычина — ее толщина, в отличие от телячьей кожи, составляет 2,5-5 мм. Традиционно она носит название «шорно-седельная». Этот вид кожи лучше других подходит для ручного и механического тиснения.
Шкуры овцы и козы.
Козья кожа – прочный, мягкий и тонкий материал с красивой мереей (узорчатый рисунок на верхней стороне обработанной кожи).
1. Шевро (козленок) – кожа, выделанная из шкур козлят до 6 месяцев. Считается одной из самых дорогих кож хромого дубления. Очень красивая, плотная, эластичная кожа, имеет прочную структуру с оригинальным рисунком на лицевой стороне в виде мелких морщинок. Используется для верха обуви, галантереи, одежды, обивки мебели.
2. Козлина – кожа козы, выделанная из взрослой особи.
Свиная шкура.
Свиная кожа – самый экономичный и непрезентабельный вид кожи, отличается по внешнему виду и структуре от кож крупного рогатого скота. Свиная кожа недостаточно эластична, быстро намокает, имеет грубую и жесткую поверхность, а также имеет стойкий запах.
Шкура коня.
Шкуры конских кож в кожгалантерейном производстве используются не часто, они подразделяется на 2 типа:
1. Жеребенок – шкура молочных жеребят, является ценным материалом. Используется для изготовления элитных изделий.
2. Жеребенок-уросток – шкура жеребят, которые питались растительной пищей.
Виды и типы кожи | Журнал Ярмарки Мастеров
Натуральная кожа – материал, который сделан из шкур различных животных. Кожевенное производство является одним из самых древних. Каждое изделие из кожи является уникальным, поскольку нет одинаковых животных с одинаковой структурой. Человек давно научился обрабатывать кожу и использовать ее для изготовления одежды, обуви, сумок и аксессуаров. Натуральная кожа классифицируется по нескольким признакам: по назначению, по типу используемого сырья, по способу отделки.
Виды кож по назначению
По назначению натуральную кожу можно классифицировать по следующим видам:
- Предназначена для изготовления обуви.
- Выделывается в основном из шкур крупного рогатого скота и свиней. Используется в производстве конского снаряжения, кобур, ремней, сумок и кожаных аксессуаров. Кожа отличается максимальной износостойкостью и надежностью.
- Прочная кожа, используется для приводных ремней, выделывается из шкур крупного рогатого скота.
- Наиболее мягкий материал, используют в основном шкуры овец, коз, свиней, жеребят. Служит для производства кожаной одежды, сумок.
Виды кож по типу используемого сырья
Шкура крупного рогатого скота (КРС) – телячья кожа.
Телячья кожа – считается самой высококачественной и наиболее ценной из кож. Она идет на изготовление обуви, одежды, ремней, аксессуаров, обивку мебели и является доступным и популярным материалом для изготовления сумок. Телячья кожа гладкая, мягкая, прочная, не ломается и не образует трещин на своей поверхности. Производство включает хромовое и растительное дубление. Сумки из телячьей кожи очень изящны, долго не изнашиваются.
Телячья кожа в зависимости от возраста животного подразделяется по следующим видам:
1. Склизок – кожа не родившихся телят. Толщина кожи от 1,0 до 1,4 мм.
2. Опоек – кожа телят до 6 месяцев, находящихся на грудном вскармливании. Мягкая, нежная, эластичная, она считается самой ценной кожей. Толщина кожи от 0,5 до 1,4 мм.
3. Выросток – кожа телят до года, питающихся растительной пищей. Кожа менее эластичная и мягкая, чем опоек. Толщина кожи от 0,7 до 1,6 мм.
4. Полукожник – кожа телят в возрасте до 1,5 года. Кожа более жесткая, подвергается распиловке. Толщина кожи от 1,0 до 3,0 мм.
5. Яловка и бычок – кожа молодого бычка (толщиной до 5,00 мм), коровы (толщиной от 1,2 до 4,0 мм). Кожа подвергается распиловке.
6. Бычина и буйвол — кожа быков. Является самой толстой и тяжелой среди шкур КРС, обладает грубой и рыхлой структурой. Самая тяжелая и толстая – кожа буйвола. Такие кожи благодаря толщине и прочности обладают длительным сроком службы, но они редко применяются в производстве.
Шкуры овцы и козы.
Козья кожа – прочный, мягкий и тонкий материал с красивой мереей.
1. Шевро (с франц. «сhevreau» – козленок) – кожа, выделанная из шкур козлят до 6 месяцев. Считается одной из самых дорогих кож хромого дубления. Очень красивая, плотная, эластичная кожа шевро имеет прочную структуру с оригинальным рисунком на лицевой стороне в виде мелких морщинок. Используется для верха обуви (в том числе детской), галантереи, одежды, обивки мебели.
2. Козлина – кожа козы, выделанная из взрослой особи.
3. Шеврет – кожа, выделанная из шкур овец хромым дублением. По рисунку мереи похожа на шевро. Используется для верха обуви, одежды и галантереи.
Свиная шкура.
Свиная кожа – самый экономичный и непрезентабельный вид кожи, отличается по внешнему виду и структуре от кож крупного рогатого скота. Свиная кожа в настоящее время в основном используется как подкладочный материал и редко как основной. Это обусловлено тем, что свиная кожа недостаточно эластична, быстро намокает, имеет грубую и жесткую поверхность, а также имеет стойкий запах. Кроме того она не достаточно прочная, а некрасивая дырчатая фактура в изделии смотрится не интересно.
Шкура коня.
Шкуры конских кож в кожгалантерейном производстве используются не часто, они подразделяется на 2 типа:
1. Жеребенок – шкура молочных жеребят, является ценным материалом. Используется для изготовления элитных изделий.
2. Жеребенок-уросток – шкура жеребят, которые питались растительной пищей.
Шкура оленя.
Кожа оленя – очень эластичная кожа, обладает высокой прочностью и теплозащитой. Чаще всего из оленей кожи изготавливают замшевый материал. Используется для производства перчаток, портфелей, сумок, бумажников. Самые теплые перчатки – из кожи оленя.
Типы кожи.
Существует множество классификаций кож, которые различаются по виду и возрасту животных, из которых они получены, а также по способам их обработки и окраски. Вот некоторые примеры:
Анилиновая кожа (aniline leather) — кожа, окрашенная органическими красителями с минимальной технологической обработкой. Является самой качественной из всех кож. Ей характерны вызванные природой следы, например, рубцы и разные цветовые оттенки. Именно этот вид кожи является более чувствительной и склонной к патинированию (приобретению антикварного вида) в процессе эксплуатации.
Буйволиная кожа -по своим основным характеристикам очень близка к бычине, но шкуры обладают еще большим размером и интересной «жатой» фактурой. К сожалению, этот тип кожи в России мало распространен.
Бычина — ее толщина, в отличие оттелячьей кожи, составляет 2,5-5 мм, а размер шкур может превышать 2,5 м2. Традиционно она носит название «шорно-седельная». Изначально она применялась для производства седел, сбруй и других элементов упряжи. В настоящее время бычина используется, как правило, для изготовления джинсовых ремней, сумок в этническом стиле, кофров и рюкзаков. Этот вид кожи лучше других подходит для ручного и механического тиснения. Благодаря толщине и прочности кожи, изделия из нее могут служить практически вечно.
Велюр
Вороток (shoulder, neck) — участок шкуры, расположенный между головной частью и чепраком.
Выросток — кожа теленка, перешедшего на растительный корм, меняющего первичный волосяной покров в процессе линьки. Качество кожи хуже, чем у опойка, переплетение волокон слабее. Готовая кожа ровная, толстая, с красивой мереей, но не такая наполненная, как опоек. Из нее изготовляют верх обуви и кожгалантерейные изделия.
Гладкая кожа — делается из самого высококачественного сырья, не шлифуется. Удаляется только шерсть. Поры кожи остаются в естественном состоянии: кожа — «дышит» и, в то же время, срок службы изделия увеличивается. Изделия из данного вида кожи более износостойки. В процессе носки на поверхности изделия проявляется естественная “патина” и оно становится с каждым годом красивее. Самая высококачественная мебель и обувь делается из гладкой кожи.
Замша (chamois leather) — кожа жирового дубления (т.е. сырые шкуры, подвергнутые предварительной подготовке. При дублении пропитывают жирами). Служит для изготовления обуви, перчаток, галантерейных изделий, верхней одежды, курток, юбок, а также в качестве фильтрующего и полирующего материала. Высокачественную обувную замшу получают из шкур оленьего опойка, выростка и русской короткохвостой овцы, техническую — из овчин русских длиннохвостых овец, протирочную — из шкур взрослых оленей, русской овчины. Замша обладает высокой тягучестью и пористостью, которая обуславливает ее большую воздухопроницаемость. Замша отличается особенной мягкостью, которую она сохраняет не только после замачивания в воде, но также после мытья в мыльной воде, почему Замшу называют также «моющейся кожей». Этот материал менее износостоек, чем гладкая кожа и требует тщательного ухода.
Лайка — Мягкая, эластичная кожа, выделываемая из шкур ягнят и козлят хромовым или хромо-жировым дублением. Поверхность мереи гладкая, без морщинок. Лайка применяется почти исключительно для изготовления перчаток.
Наппа — Тонкая полуанилиновая кожа, выработанная из шкур крупного рогатого скота. Кожа наппа — чрезвычайно мягкий и эластичный материал, обычно используемый для производства высококачественных бумажников, комплектов туалетных принадлежностей, и других кожаных товаров.
Напплак — Кожа с нанесённым лаковым покрытием. Чаще всего это лакированная наппа.
Натуральная замша — Кожа, выработанная жировым дублением из шкур оленей, лося, диких коз. Это мягкая, рыхлая, но очень прочная бархатистая кожа с густым, низким ворсом на лицевой поверхности.
Нубук (nubuck) — мелковорсистая кожа хромового дубления с подшлифованной мелкозернистыми абразивными материалами (например, песком) лицевой поверхностью. Применяется для изготовления галантерейных изделий, деталей верха обуви и обтяжки мягкой мебели.
Чаще всего еще менее защищен от загрязнения и засаливания чем замша. Нубук требует внимательного отношения, особенно в первый месяц ношения. Нубук как губка впитывает в себя любую влагу и будет хорошо, если именно в этот период Вы будете особенно аккуратны. Позже это проходит. Помните, что нубуковые вещи светлого окраса со временем темнеют, а темные — светлеют. Нубук — прочен и износостоек, при должном уходе.
Различают: натуральный нубук, искуственный нубук, нубук-ойл.
Натуральный нубук изготовляется из натуральной кожи. Имеет на лицевой поверхности слабый ворс, который придаёт коже хороший внешний вид — она становится бархатистой. Нубук из натуральной кожи имеет хорошую воздухопроницаемость. К недостаткам этой кожи относят низкую износоустойчивость и необходимость ухода за изделиями. Изделия из натурального нубука необходимо чистить специальными средствами.
Искусственный нубук или синтетический намного дешевле нубука из натуральной кожи. Это — многослойный полимерный материал, который имеет бархатистую структуру и схож по внешнему виду с натуральным нубуком. Синтетический нубук в отличие от натурального не впитывает воду и обладает более высокой износоустойчивостью.
Нубук-ойл — это нубук, который в процессе производства защитили от влаги, обработав жировой пропиткой. Нубук мягкий и на ощупь бархатистый, а нубук-ойл на ощупь влажноватый и тяжелее обычного нубука. Он более износостойкий и неприхотливый, чем обычный нубук.
Оленья кожа — Кожа, в процессе выделки которой используется жир, извлеченный из мозга животных, или другие виды жиров. В конечном итоге получается эластичный материал, подобный замше, обычно сильно прокопченный, что препятствует разложению клеток. Этот вид кожи обычно используется для изготовления портфелей и бумажников.
Опоек — Мягкая, эластичная кожа, полученная из шкур телят-сосунков. Наиболее ценная кожа. Волокна тонкие, эластичные, густого переплетения. Волосяной покров теленка гуще, тоньше и красивее, чем у взрослого животного. Кожа теленка получается мягкой, наполненной, с красивой мереей.
Пергамент — кожа, получившая свое название от наименования греческого города Пергам. Это недубленая кожа, выделанная из шкур ягнят, козлят, телят. Используется для изготовления музыкальных инструментов, например, барабанов, некоторых деталей машин, переплетов книг, а также женских украшений. В былые времена служил основным материалом для письма.
Ременная кожа – гладкая кожа, которая первоначально использовалась для производства движущих ремней шкива. Этот вид кожи часто используют для изготовления портфелей и бумажников. Она довольно толстая, твердая и гладкая на ощупь. Ременная кожа — единственный вид кожи, используемой для производства роскошных изделий, которые могут сохранить форму без потребности в каркасе. Данный материал тяжелее, чем гладкая кожи.
Рыбья кожа — Выделкой рыбьей кожей начали заниматься еще в древности, раньше это был один из основных материалов для шитья одежды и обуви. Кожа рыбы — материал, имеющий прекрасные потребительские свойства, красивую и разнообразную фактуру. Кожа производится из отходов рыбопеработки и имеет отличные перспективы развития. Каждая кожа по-своему хороша. Лосось-ячеистый, карп-лохматый, осетр- с шипами и звездочками. Сейчас рыбью кожу начали использовать в промышленном производстве, из нее делают: одежду, обувь, разнообразные аксессуары и предметы декора.
Сафьян — (goatskin, maroquin leather, saffian leather) — тонкая, мягкая кожа разных цветов, выделываемая растительным дублением обычно из козьих шкур, реже — шкур овец, телят и жеребят. Используется в основном для верха национальной обуви. Секрет ее производства известен в России с XII в. В настоящее время не производится.
Спилок (спилок-велюр) — Слой кожи, полученный в результате слоения (шерфования) хромовых и хромо-жировых КРС и свиных кож. Из толстого и плотного спилка КРС изготавливют обувные и мебельные кожи путем нанесения искусственной мереи и спилок-велюр для производства одежды. Из спилка свиных кож изготавливают спилок-велюр для обувного производства. Различают лицевой и бахтармяный спилок.
Шагрень — (shagreen leather, shagreen, фр. chagrin) — грубый и пористый шероховатый вид недубленой кожи, изготовлявшийся из спинной части шкур лошадей или куланов и обычно окрашивалась в зеленый цвет. ” Шагрень ” в наши дни обычно изготовляется из козьих, овечьих шкур, а также из кожи акул и скатов.
Шевро — Перчатки, изготовленные из шевро. Мягкая, плотная, прочная кожа, изготовленная хромовым дублением из шкур коз. На поверхности (мерее) имеет своеобразный рисунок в виде мелких морщинок. Используется для верха обуви.
Шеврет — Плотная, эластичная кожа, выработанная из овечьих шкур хромовым дублением. По рисунку мереи она похожа на шевро.
Чепрак — (butt) -тяжелая, плотная, толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур крупного рогатого скота, взятых со спины животного. Данный вид продукции как правило идет на кожи для ремней как мужских так и женских так как это самая плотная часть шкуры.
Шора — Плотная, толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС, более пластична, нежели чепрак.
Юфть — Толстая кожа, выработанная жировым дублением из шкур КРС, взятых с брюха животного. Значительно мягче и пластичней, чем чепрак или шора. Выделывается из ялового или коровьего сырья и шкур годовалых быков, за исключением сырья телячьего. После промывки и мездрения сырье подвергается золке, промывке, топтанию и разминанию в толчеях и барабанах, разделке, стружке, отжиманию лица, бучению в киселях, заличке в слабом дубильном соке и затем дублению соковому и пересыпочному. Ю. бывает белая, красная и черная. Для белой Ю. отбираются лучшие кожи…. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Шлифованная кожа и тесненная кожа — Дело в том, что шкуры часто имеют немало природных дефектов. На шкурах остаются и царапины от кустов, сучьев, насекомые могут прокусить их насквозь. Образуется дырка, которая уже не затягивается. Эти дефекты в процессе производства снимают шлифовкой, затем наносится какое-нибудь покрытие — чтобы поверхность была ровной. Шлифованная кожа в обязательном порядке должна быть окрашена. Благодаря шлифовке получают всем известный велюр.
Если после шлифовки еще остались дефекты, применяется тиснение. Используются большие плиты, которыми прессуют разогретую кожу. Прессованием можно получить и гладкую поверхность и с рисунком (например, пылевидным — очень мелким, или крупным, в клеточку — в зависимости от предназначения кожи).
Информация взята из просторов интернета, в частности с сайтов elioni и promovere.
Спасибо вам, что уделили внимание такой большой статье! Оставляйте комментарии, добавляйте в Избранное, ставьте Нравится!!
Виды кожи и что считать кожей, какую выбрать. Способы обработки кожи. Свойства видов кожи.
Что такое кожа?
Натуральная кожа – это подвергшаяся специальной обработке шкура животного. Для изготовления изделия из натуральной кожи, специалисты сначала отмачивают шкуру, чтобы избавится от грязи, соли и жиров, далее следует фаза золения (растворение волоса или ослабление связи волоса с дермой), потом дубление и, наконец, крашение и химическая обработка.
Дело в том, что в России, как и во всем мире, лицевая натуральная кожа, в большинстве случаев, имеет искусственное тиснение и ее обрабатывают акриловыми эмульсиями, после чего не может быть и речи о воздухопроницаемости натуральной кожи.
В профессиональных кругах такую кожу называют «кожа с корректированным лицом».
Кожи с природным, «родным» лицом, («мереёй»), без искусственного тиснения и искусственных акриловых пропиток очень дороги, их называют «кожи с анилиновой отделкой» (т.е. они только лишь окрашены анилиновыми красителями). Парадоксально то, что потребитель, не зная этих нюансов, выбирает именно кожи с корректированным, зато очень красивым, без шрамов, оспин и других пороков лицом. «Анилиновые кожи» на рынке России занимают менее 1 %. Экокожи превосходят натуральные кожи в воздухопроницаемости, но уступают им по показателю гигроскопичности (поглощение влаги из воздуха).
НАТУРАЛЬНЫЙ ПЕРВЫЙ СЛОЙ КОЖИ
Кожа коровы достаточно толстая и чтобы получить удобный и недорогой в производстве матерьял кожу расщепляют на слои. Верхний слой самый плотный. Он и называется первый слой коровьей кожи.
Кожи крупного рогатого скота:
- Бычья кожа — очень плотная и жесткая от 2,5-5 мм. Долговечна, износостойка. Используется при создании вещей в стиле кантри, декоративных поделок.
- Буйволиная кожа- наиболее плотная, жесткая и тяжелая. Толщина 0,9-3 мм. Характерные особенности — крупное зерно, жатая поверхность. Используется аналогично бычьей, но встречается гораздо реже. Встречается на куртках байкеров)
- Воловья кожа — пластичная и упругая, с естественной структурой внешней стороны. Хорошо обрабатывается, красится. Используется в кожгалантереи, при пошиве обуви, в мебельном производстве. При извготовлении изделий дорогих фирм, авторских изделий.
- Коровья кожа — прочная кожа меньшей толщины, тоньше бычьей. Прекрасная фактура и износостойкость. Широко применяется при изготовлении кожгалантереи и обуви. В массовом производстве сумок.
- Телячья кожа — тонкая и пластичная, шелковистая. Дышащая структура. Применяется для дорогой обуви. качественных сумок, сувенирная продукция, перчатки.
- Конская кожа — прочная и средней эластичности. Применяется для летных курток, мужской одежды, обуви и прочих аксессуаров.
- Козья кожа — нежная и тонкая, прочная. Волнообразный рисунок. Для легкой верхней одежды и аксессуаров.
- Оленья кожа — бархатистая, хорошо держит форму при перепадах.
- Лосиная кожа — шелковистая, элегантная, немного пористей оленьей. Хорошо для мокасин и рубашек.
Овечья кожа — гибкая и упругая, хорошо тянется. Одна из лучших кож для аксессуаров и одежды.
Свиная кожа — тонкая и легкая с пористой структурой. Прочная и водостойкая, Для недорогой галантереи и подкладки.
Кожа крокодила — сложный рисунок, прочность, стойкость к влаге и грязи. Для дорогих аксессуаров.
Змеиная кожа — для обуви и аксессуаров с неповторимым дизайном.
Страусиная кожа — плотная и эластичная, хороша для декора.
Кожа кенгуру ( Kangaroo skin / leather ) – пластичная и пружинистая, легкая и прочная, обладает высокой воздухопроницаемостью и гигроскопичностью, отлично сохраняет свойства и форму в готовых изделиях. Используется для пошива одежды, обуви, в том числе спортивной, галантереи и аксессуаров.
Кожа акулы ( Shark skin / leather ) – считается самой прочной среди натуральных кож, при этом легка и эластична. В естественном состоянии покрыта очень твердыми и острыми чешуйками, удалить которые достаточно сложно. Из акульей кожи изготавливают обувь, верхнюю одежду, предметы галантереи и различные аксессуары, элементы декора и сувениры.
Кожа ската ( Stingray skin / leather ) – имеет очень привлекательную мелкозернистую фактуру лицевой поверхности, очень прочна и тяжело поддается выделке и обработке, зато водонепроницаема, устойчива к загрязнениям и не требует специального ухода. Используется для изготовления добротной верхней одежды, обуви, предметов галантереи и аксессуаров, элементов декора и даже женских украшений.
Виды выделки натуральной кожи:
Краст ( Krust ) – общее обозначение плотных кож с сохраненной естественной лицевой поверхностью, получаемых преимущественно из шкур крупного рогатого скота.
Такие кожи проходят хромовое или бесхромовое дубление и подвергаются покрывному или сквозному прокрашиванию. Для защиты от влаги лицевую поверхность краста обрабатывают натуральным воском, при этом сохраняется природная воздухопроницаемость кожи. Краст применяется для изготовления обуви, галантерейных и офисных изделий, обтяжки мебели, изготовления товаров для верховой езды (седла, упряжь) и товаров специального назначения (ножны, ягдташи, кобуры и т.д.). Изделия из траста долговечны, при длительной эксплуатации в местах сгибов и постоянного трения приобретают более темный цвет (патинирование) и эффект естественного старения.
Веган (Vegan) – краст, дубленый веществами природного (растительного) происхождения.
Для получения вегана используются как шкуры крупного рогатого скота, так и свиная кожа. Из вегана изготавливают декоративные и подарочные изделия, аксессуары и предметы обихода в этническом, «кантри» и «крейзи» стилях, элементы традиционных костюмов, товары для верховой езды (седла, упряжь) и специального назначения (ножны, ягдташи, кобуры и т.д.) ручной работы.
Гладкая кожа – общее обозначение высококачественных и элитных кож с естественной лицевой поверхностью, получаемых из телячьей, козьей и овечьей кожи, кожи молодых коров и бычков, в редких случаях – из свиной и жеребячьей кожи.
Лицевая поверхность гладких кож не обрабатывается вообще или проходит минимальную облагораживающую обработку путем распыления воска, смолы или краски, иногда с применением легкого пылевидного тиснения. Гладкие кожи пластичны, сохраняют природную воздухопроницаемость, склонны, как и краст, к естественному патинированию в процессе эксплуатации. Используются для пошива одежды и обуви самого высокого класса, изготовления аксессуаров, галантерейных и подарочных изделий, престижной мебели, декорировании и отделки интерьеров.
Анилиновая кожа (Aniline leather ) – гладкая кожа премиум класса, с нанесенной на окрашенную поверхность тонкой непигментированной защитной оболочкой. Слабо защищена от внешних воздействий, наиболее склонна к патинированию.
Полуанилиновая и анилин-плюс кожи ( Semi — aniline leather ) – анилиновая кожа с дополнительным напылением пигментов и красителей. Немного жестче и ниже качеством, однако, более стойка к внешним воздействиям.
Кожа с корректированной лицевой поверхностью ( Corrected grain leather ) – полуанилиновая кожа, подверженная многоступенчатой обработке до идеального выравнивания лицевой поверхности, нанесению полимерного покрытия и легкого тиснения. Жестче и ниже качеством, чем полуанилиновая кожа, но имеет надежную защиту от влаги и загрязнений.
Наппа (Nappa leather ) – мягкая и эластичная полуанилиновая кожа с корректированной лицевой поверхностью толщиной от 0,5 до 1 мм, изготавливаемая из овчины и шкур крупного рогатого скота. Шкуры подвергают двойному дублению и различным видам дополнительной обработки для придания различных декоративных эффектов. Наппа используется для изготовления головных уборов, верхней и облегченной одежды, галантереи, различных аксессуаров и элементов декора.
Велюр (Velour leather) – мягкая и пластичная кожа с коротким, густым ворсом. Велюр изготавливают из плотных, небольших шкур свиней и рогатого скота, путем хромового дубления с последующей шлифовкой лицевой или изнаночной стороны шкуры. «Лицевой» велюр получают в результате шлифовки лицевой стороны шкуры (мереи), «бахтармяный» велюр – шлифовкой изнаночной стороны шкуры (бахтармы). У «бахтармяного» велюра лицевой является шлифованная сторона. Велюр не отличается прочностью и стойкостью к влаге и загрязнениям. Используется для производства верхней одежды, обуви и галантерейных изделий. Для повышения водостойкости и срока службы велюр должен подвергаться дополнительной обработке, а изделия из него — тщательному уходу.
Замша (chamois leather) – мягкая, тонкая, прочная, хорошо тянущаяся бархатистая кожа, с обеих сторон имеет густой короткий ворс без блеска. Изготавливается из кож жирового дубления, обрабатывается с обеих сторон. Имеет пористую структуру, прекрасно пропускает воду и воздух, сохраняет форму и свойства при намокании и после сушки. Замша устойчива к перепадам температуры и некоторых едких веществ, не вызывает аллергических реакций. Высококачественную замшу получают из опойка, шкурок молодых оленей, лосей, коз и овец и используют для изготовления одежды, белья, головных уборов, легкой модельной обуви, ортопедических изделий, различных аксессуаров и украшений. Из шкурок взрослых овец и оленей получают техническую и протирочную замшу, которые используются в промышленности.
Лайка ( kidskin , dogskin ) – тонкая эластичная кожа светлых пастельных тонов, с идеально гладкой лицевой поверхностью. Лайку выделывают как из классических видов сырья — шкурок ягнят, козлят, жеребят и собак, так и из нетрадиционных – шкурок кошек и крыс. Выделка шкурок осуществляется хромовым, хромо-жировым или алюминиевым дублением. Несмотря на мягкость и нежность лайка достаточно прочна и износостойка. В основном применяется для изготовления перчаток, декоративных изделий и украшений, гораздо реже – в изготовлении легкой обуви и галантереи. Лайка плохо переносит воздействие влаги, а после высыхания теряет форму и свойства. Изделия из лайки требуют грамотного ухода.
Нубук (nubuk) – изысканная кожа с очень мелким ворсом на лицевой стороне, имеет пористую «дышащую» структуру, достаточно высокую прочность. В отличие от замши изготавливается из более плотных шкур крупного рогатого скота, подвергается хромовому дублению и шлифовке только по лицевой стороне. В основном используется для изготовления мужской, женской и детской обуви и в качестве мебельного материала, реже – для пошива верхней одежды. Чтобы изделия из нубука служили дольше и сохраняли внешний вид, им требуется тщательный уход со специальными средствами.
Нубук-ойл (nubuk-oil) – нубук с дополнительной жировой пропиткой. Имеет характерную маслянистую поверхность и слегка винтажный вид, но практически нечувствителен к влаге и легко очищается от загрязнений. Обувь, изготовленная из нубук-ойла, более практична и долговечна.
Крейзи (Crazy leather) — изысканная кожа с элегантной матовой лицевой стороной и эффектом pull-up. В отличие от нубука, после шлифовки подвергается специальной обработке растягиванием и нанесению воскового покрытия. Такая обработка дает эффект осветления и «плавания» цвета в местах растяжения кожи. Также используется для изготовления обуви и в качестве мебельного материала
Сафьян ( Morocco leather) – качественная кожа специальной выделки, штампованная и окрашенная в сочные яркие цвета. Производится из овечьей и телячьей кожи, обладает высокой прочностью, устойчивостью к загрязнению и механическим повреждениям, имеет нарядный богатый вид. Применяется для изготовления стильных сумок и аксессуаров, декоративных изделий и украшений.
Шагрень (shagreen leather) – плотная кожа с декоративной выпукло-зернистой фактурой лицевой поверхности из недубленой кожи. Изготавливалась из чепрачной части лошадей и куланов и окрашивалась в зеленый цвет. Сейчас ее делают из овечьей и козьей кожи. Используется в основном для декоративных потребительских товаров и в качестве кожи технического назначения.
Галиша (фр. galuchat) – шагрень, получаемая из шкур ската и акулы, имеющих естественную зернистую структуру. Используется для изготовления обуви, верхней одежды, предметов галантереи и различных аксессуаров, элементов декора и сувениров.
Шевро (фр. chevreau, англ . kidskin )– мягкая, легкая, плотная кожа со своеобразным волнистым рисунком на лицевой поверхности. Традиционно шевро изготавливалось из тонких шкурок молочных козлят хромового дубления и имело свойства, подобные лайке. Сейчас его выделывают из овечьих, бараньих и телячьих шкур. Шевро неэластично, водостойко и не пропускает воздух. Благодаря своим защитным свойствам является одним из лучших материалов для пошива обуви. Также из него изготавливают различные галантерейные изделия, элементы декора и сувениры.
Шеврет (Chevrette leather)— эластичная, тягучая, плотная и рыхлая кожа, полученная из молодой овчины хромовым дублением. Рисунком лицевой поверхности напоминает шевро, но гораздо менее прочен и хуже качеством. Используется для изготовления верхней одежды, обуви и галантерейных изделий. Для повышения прочности рыхлый шеврет обрабатывают полимерными и другими материалами. Более прочный сорт шеврета, лучше подходящий для пошива обуви, получают из шкурок овец грубошерстных степных пород.
Кордован ( Cordovan ) – прочная, крепкая, эластичная эксклюзивная кожа растительного дубления с блестящей гладкой лицевой поверхностью. Изготавливается из отдельных участков конской шкуры очень длительной ручной выделкой (около 6 месяцев). Кордован водостоек, долговечен, легко очищается от загрязнений, долгое время сохраняет блеск. Используется для пошива эксклюзивной мужской обуви.
НАУРАЛЬНЫЙ СПИЛОК КРС или КОЖА KPC
Спилок КРС — это кожевенное сырье, полученное методом послойного разделения шкуры крупного рогатого скота на отдельные более тонкие слои с дальнейшей обработкой их внешней поверхности. Натуральный спилок либо покрывают смолами и лаками, либо шлифуют и получается замша. Большая часть ремней, сумок, портфелей и прочей галантереи ит даже обуви делается по такой технологии.
Искусственные заменители натуральной кожи:
Кожа MF ( Microfiber synthetic leather ) – искусственный заменитель натуральной кожи на основе микрофибры — тончайших синтетических микроволокон полиэстера и полиамида. Микрофибра (MF) характеризуется легкостью и высокой прочностью, она пластична и пружиниста, устойчива к воздействию света и химических веществ, позволяет формировать материалы различных структур, в том числе текстиль и трикотаж, не накапливает статическое электричество. Кожи MF обладают прекрасной водостойкостью и воздухопроницаемостью, устойчивы к истиранию, отлично сохраняют цвет и форму при длительной эксплуатации, легко очищаются и не впитывают загрязнения, практически не имеют собственного запаха и не воспринимают посторонние запахи.
КОЖА PU /Экокожа
Экокожа – это современный искусственный эко-материал. ПВХ — вид искожи, который изготавливают из тканой основы и нанесенного пленочного покрытия поливинилхлорида с различными эфирами. Эти примеси составляют от 50 до 60% массовой доли, вставляются в структуру полимерного покрытия с добавками, позволяющими кожезаменителю быть устойчивым к солнечным лучам. В отличие от ПВХ (PVC), полиуретановое покрытие лишено вредных добавок и поэтому является экологичным. От этого и идет его название – экокожа или кожа ПУ (PU). Основой ПУ-кожи или полиуретановой экокожи является хлопчатобумажная основа. Хлопчатобумажная ткань стойка к механической нагрузке и растяжениям. Полиуретановая кожа имеет комфортную приятную мягкость и эластичность.
Основным фактором мягкости и сверхпрочности экокожи является полиуретановое покрытие. Из всех классов полимеров полиуретан самый износостойкий.
ПУ искожа по своим характеристикам приравнивается к натуральной коже, а по некоторым параметрам даже превосходит натурпродукт.
Экокожа PU (ПУ) — гипоаллергенный материал. Ее называют дышащей кожей из-за технологической возможности образования микропор. ПУ кожа в жару не накаляется, а в мороз не дубеет. Искусственная ПУ кожа не имеет запаха, а также не растягивается и не трескается. Сам полиуретан (ПУ) является классом полимеров с исключительно высокой износоустойчивостью (примером могут служить набойки на каблуки) и морозоустойчивостью (до -35 С).
Свойства экокожи (PU — ПУ кожа):
- вентилируется
- тактильно теплая
- износоустойчивая
- морозостойкая
- экологичная
- без запаха
- гиппоалергенная
Кожа PVC, винилискожа ( Polyvinyl chloride, Vinyl synthetic leather ) – материал из монолитного или пористого поливинилхлорида (PVC), нанесенного на волокнистую основу. В качестве основы винилискожи могут быть ткань, трикотаж, различные виды нетканых материалов из натуральных или синтетических волокон. Свойства винилискожи определенного назначения — прочность, гибкость, растяжимость, пружинистость, текучесть, драпируемость – обеспечиваются применением различных материалов основы. Плотность винилискожам придает пропитка полимерными композоциями. Таким образом, варьируя основы и дополнительные способы обработки, можно получать винилискожи с любыми заранее заданными свойствами. Винилискожи водонепроницаемы, устойчивы к истиранию, отлично сохраняют цвет и форму при длительной эксплуатации, легко очищаются и не впитывают загрязнения, не имеют собственного запаха и не воспринимают посторонние запахи.
Винилискожи используются для изготовления элегантной верхней и облегченной одежды, молодежной остромодной одежды, белья, модельной и спортивной обуви, галантерейных изделий, аксессуаров, украшений и элементов декора, а также в качестве мебельных и автомобильных кож.
Виды и классификация натуральной кожи
Натуральная кожа – уникальный и универсальный материал для художника. Кожа – пластична, нежна, неповторима и послушна. Просто сам по себе кусок кожи уже оригинален и неповторим. Тем более неповторимо украшение из кожи. Даже когда мастер делает копию своей же работы из кожи, новое украшение получается уже другим.
Общая информация
Качество кожи зависит от многих факторов, и поэтому существуют различные классификации, по виду животного, по возрасту, по способу выделки и обработки кожи.
Самые распространенные виды кожи – это свиная, овчина и крупный рогатый скот: коровы, быки и буйволы.
Телячья кожа – самая распространенная и используемая в изготовлении аксессуаров (поясов, сумок и т.п.), верхней одежды и обуви. Она относится к категории «крупный рогатый скот». Основными особенностями этого вида кожи являются благородная фактура лицевой стороны, прочность и большие размеры шкур. Толщина данного вида составляет, как правило, 1,5-4 мм. Современные виды обработки кожи позволяют достичь большого разнообразия фактур и цветов. Путем тиснения и прокраски достигается имитация кожи крокодила, змеи, рыбы и др.
Из козьих шкур вырабатывают тонкую, мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи.
Шкурки овчины, как правило, небольшого размера и очень мягкие и нежные на ощупь. Благодаря этим свойствам овчину используют в производстве аксессуаров (декоративных ремней, сумок, перчаток и т.п.) и верхней одежды (куртки, жакеты и т.п.). Этот вид кожи достаточно дорог.
Свиная кожа – самый недорогой и непрактичный из всех видов кож. Она очень толстая и неподатливая, но зато крепкая, из неё получаются отличные подошвы для лёгкой обуви. Часто её разрезают на слои, из которых получаются изделия уже обычной жесткости. Эта кожа в основном используется как подкладочный материал в обуви и в кожгалантереи. Для одежды она не очень подходит именно своей непрактичностью, например, она плохо тянется, поэтому может лопнуть на шве.
Можно выделить три основных способа выделки кожи:
1. Сырая кожа, сырец или гольё. Это шкура, прошедшая процесс мездрения и золения. Сначала она мягкая и пластичная, но после высыхания твердеет. Это свойство используют для придания коже определенной формы, например, ею обтягивают бубны и барабаны, в древности из нее формовали щиты и другое вооружение, использовали для креплений и т.д.
2. Сыромятная кожа, сыромять. Сырую кожу дубят алюмокалиевыми квасцами. Это еще не полноценное дубление. Такую кожу используют в шорно-сидельном производстве, ортопедии и т.д. В древности использование было более широким, из сыромятной кожи изготавливали обувь, ремни, одежду и т.п.
3. Дубленая кожа. Сегодня это самый распространенный способ выделки. Дубление придает коже прочность, пластичность, долговечность. Дубление кожи бывает жировое и растительное, в наше время успешно заменяемые химическими аналогами: дубление хромовое, циркониевое, формальдегидное, таннидное и комбинации.
При хромовом дублении кожи обрабатывают растворами основных солей хрома. Хромовые кожи обладают мягкостью, эластичностью, достаточной тягучестью, высокой термоустойчивостью. Эти кожи очень упруги, поэтому плохо держат тиснение, быстро и сильно намокают и легко пропускают воду. Хромовые кожи могут быть красиво окрашены, но они не прокрашиваются насквозь и имеют срез серовато-голубого цвета.
Растительное дубление основано на применении дубящих веществ — таннидов, которые содержатся в древесине, коре и листьях дуба, ивы, лиственницы и др. У кож растительного дубления большая толщина, высокие плотность, водостойкость и пластичность. Эти кожи обладают низкой термостойкостью, их цвет на срезе красно-коричневый. Используют это дубление в комбинации с другими.
Циркониевое дубление (соединениями циркония) используется для получения белых кож, обладающих повышенной прочностью на разрыв, сжатие и истирание, устойчивостью к действию воды и пота.
Синтетические дубители — синтаны — придают коже эластичность, лучший внешний вид, осветляют окраску. Применяются в комбинации с другими видами дубителей.
Жировое дубление осуществляется с помощью непредельных жиров морских животных и рыбьего жира.
Алюминиевое дубление основано на дубящем действии солей алюминия. Этим методом получают лайку — белые, мягкие и тягучие кожи, которые обладают низкой устойчивостью к действию воды.
Классификация кожи по видам:
Чепрак – плотная, толстая износостойкая кожа. Чепрак – срединная часть (без полы и воротка) шкуры крупного рогатого скота, вырабатывается жировым дублением. Кожа поддается гравировке и формовке, при высыхании становится твердой.
Юфть (она же «русская кожа») – мягкая кожа растительного дубления, изготавливается из шкур крупного рогатого скота, лошадей, свиней. Юфть бывает разной толщины. Свойства юфти определяются видом сырья, его качеством и способом переработки в кожу. Юфть из шкур крупного рогатого скота называется яловочной, из конских и свиных шкур соответственно — конской и свиной.
На свойства юфти оказывает большое влияние дубление, которое производится:
а) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями; б) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями и синтетическими дубителями; в) растительными дубителями в комбинации с основными хромовыми солями, синтетическими дубителями и сульфитцеллюлозным экстрактом.
По толщине юфть делится на тонкую, среднюю и плотную. По размерам юфть принадлежит к наиболее крупным видам верхней кожи и подразделяется на три группы: мелкую, среднюю и крупную. Юфть отделывают с лицевой или с бахтармяной стороны.
Юфть из свиных кож в среднем менее прочна, чем юфть яловочная и конская. Поэтому нормы прочности для свиной юфти установлены менее жесткие, чем для юфти яловочной и конской. В российских стандартах можно встретить два типа юфти: обувная и сандальная.
Спилок – слой кожи, полученный в результате слоения кожи.
Наппа – тонкая полуанилиновая кожа, производится из шкур крупного рогатого скота.
Шевро – изготавливается с помощью хромового дубления из козьих шкур. Кожа мягкая, эластичная, плотная и прочная, поверхность кожи имеет мелкие морщинки, формирующие рисунок.
Шеврет – по внешнему виду похож на шевро, вырабатывается тем же методом, но из овечьих шкур. Шкура плотная и мягкая, но менее эластичная, чем шевро.
Шагрень изготавливается из мягкой шероховатой козлины или овчины.
Лайка – изготавливается хромовым и хромо-жировым дублением из шкур ягнят и козлят. Мягкая, эластичная, тонкая, гладкая кожа.
Замша – вырабатывается жировым дублением из оленьих, лосиных, козлиных шкур. Кожа мягкая, рыхлая, прочная с низким ворсом на лицевой поверхности.
Замша более “капризна” в уходе, чем кожа. Она труднее чистится, быстрее теряет первоначальный цвет, от влаги на ней могут образовываться трудноустранимые пятна и разводы. Также она может покрываться в некоторых местах беловатым налетом. Учитывая вышеперечисленные особенности, замша применяется преимущественно для изготовления более нарядной одежды и обуви, предназначенной «на выход» и подверженной не слишком частой эксплуатации.
Хорошо выделанная замша образует мягкие формы и линии. Ее поверхность выглядит благородно и богато.
Велюр – вырабатывается хромовым дублением из всех видов шкур. Внешняя поверхность кожи (т.е. низдра) шлифуется абразивным методом.
Напплак – кожа с лаковым покрытием.
Шора – плотная толстая кожа из шкур крупного рогатого скота, выработанная жировым дублением. Более пластична, чем чепрак.
Пергамент изготавливается из телячьей кожи. В древности его, натягивая в сыром виде на раму, высушивали и использовали для письма. Сейчас пергаментная кожи используется в переплеточных работах.
Применение кожи
Для украшений используют несколько видов кож. Для техники, в народе называемой «жаткой», представляющей собой жатую кожу, используют тонкие кожи и замши. Для украшений с гравировкой – юфть и чепрак.
Для перчаток обычно используют лайку и замшу.
Для сумок, кошельков больше всего подходят юфть и чепрак. Если используется другая кожа, то ее обычно укрепляют специальными плотными материалами.
Для поясов и ремней чаще всего используются юфть. Для жестких мужских ремней может использоваться чепрак.
А ниже представленны мои личные симпатии — любимые работы на ярмарке. Нет, страстно любимые работы.
Если кому интересно посмотреть магазины авторов этих работ, почти все они представлены в моей последней коллекции:
http://www.livemaster.ru/gallery/247431-moi-kozhanye-mechty
Операции отделки кожи
Операции отделки, как и подготовительные операции, можно разделить на механические и химические. Ниже дается перечень основных операций отделки и их последовательность.
1. Пролежка.
2. Промывка.
3. Отжим.
4. Строгание.
5. Нейтрализация.
6. Крашение.
7. Жирование.
8. Разводка.
9. Сушка.
10. Увлажнение.
11. Растягивание (тяжка).
12. Пролежка.
13. Подсушка.
14. Шлифование.
15. Нанесение лицевого покрытия.
16. Лощение.
17. Прессование.
18. Измерение площади.
19. Сортировка.
С развитием в нашей стране производства высокомолекулярных соединений (аминосмолы, полиуретаны, пропилен и т. п.) они начинают широко применяться в производстве кожи как наполнители и дубители, а также для пленочных поверхностных покрытий. Эти вещества вводят в полуфабрикат или в порядке самостоятельной операции до процесса сушки, или одновременно с операциями дубления, нейтрализации, жирования. Благодаря введению высокомолекулярных веществ можно значительно улучшить свойства кожи: выровнять ее толщину по площади и придать ряд положительных свойств, не ухудшая гигиенических, в частности, повысить износостойкость.
Приведенный выше перечень основных операций отделки отражает операции, применяемые при выработке юфти и хромовых кож (III класс). Для кож I и II классов ряд указанных в перечне операций отсутствует, о чем будет сказано ниже.
1. Пролежка. Эта операция преследует цель упрочнения связи дубящих веществ с макромолекулами коллагена и восстановление структуры голья, которая несколько изменилась от механического воздействия барабана.
Операцию пролежки проводят в процессе отделки несколько раз после операций, в которых полуфабрикат подвергался механическим воздействиям, или обрабатывался веществами, которые должны равномерно распределиться в толще полуфабриката.
2. Промывка. При этой операции удаляют вещества, отложившиеся в лицевом слое; для кожи, из которой изготовляются детали, подвергающиеся в эксплуатации значительным изгибам, операция имеет большое значение. Вещества, отложившиеся в лицевом слое, делают слой мало тягучим, и вследствие малой тягучести при изгибе могут возникнуть трещины в лицевом слое. Возникновение трещин является пороком, носящим название «садка лица».
3. Отжим. Операция преследует цель придать некоторую твердость полуфабрикату, необходимую для успешного проведения последующих операций. Выполняется на специальных отжимных или разводных машинах (см. разводка).
4. Строгание. Операция является очень важной для экономичного использования кожи III класса в производстве изделий из кожи, так как выравнивается толщина по площади полуфабриката. Операция выполняется на строгальных машинах, принцип работы которых состоит в обработке бахтармы полуфабриката закрепленными на валу острыми ножами. Вал вращается со скоростью 2000 об/мин.
5. Нейтрализация. Эта операция применяется в производстве хромовых кож III класса. В полуфабрикате со временем происходят изменения, приводящие к появлению в его толще кислоты. Излишняя кислота может вызвать неправильное течение последующих операций (крашение, жирование), избыток же ее в коже приведет к ее быстрому разрушению. В операцию входит: а) промывка водой, б) промывка в содовом растворе до получения определенной кислотности в толще полуфабриката, в) промывка водой для удаления образовавшихся солей.
6. Крашение. В кожевенном производстве в настоящее время крашение осуществляется двумя способами: окуночным крашением и крашением покрывным. Крашение окуночное состоит в обработке полуфабриката водным раствором синтетических красителей; покрывное крашение состоит в образовании на лице кожи цветной пленки. Окуночное крашение хромовых кож производится после процесса нейтрализации. Три типа синтетических красителей применяются в кожевенном производстве: основные, кислотные и прямые. Основные красители дают окраску глубокую, но слабо устойчивую к действию света. Реакционными группами в них являются аминогруппы, и поэтому они связываются с кислотными группами белка или танидов. Поскольку в хромовой коже карбоксильные группы связаны с хромом, полуфабрикат не может быть окрашен основными красителями, тогда как полуфабрикат растительного дубления и хромрастительного прочно окрашивается красителями этого вида.
В кислотных красителях реакционной группой является сульфогруппа, и они хорошо окрашивают полуфабрикат любого вида дубления. Однако окраска, даваемая ими, неглубокая.
Прямые красители представляют собой те же кислотные красители, но частица их имеет больший молекулярный вес, и они не проникают глубоко в структурные элементы полуфабриката.
Окуночное крашение осуществляется в барабанах при повышенной температуре раствора красителя (45-60° С).
7. Жирование. Операция преследует отложение жира на поверхности структурных элементов. Такое отложение препятствует склеиванию структурных элементов и обеспечивает мягкость готовой кожи. Кроме того, намокаемость кожи зависит от количества введенного жира.
Для хромовой кожи и юфти жирование проводится в барабане эмульсиями, в состав которых входит смесь синтетических жиров с животными или растительными жирами.
Введение жира имеет большое значение для кожи, называемой лайкой. При выделке лайки разрыхление голья создается действием алюминиевых квасцов (возможно, что при этом имеет место очень слабое дубление). Жир применяется в виде яичного желтка, который очень тонко распределяется по поверхности структурных элементов. Кроме яичного желтка, в толщу голья вводится пшеничная мука. Отложение муки препятствует склеиванию волокон. Лайка обладает хорошей тягучестью и пластичностью, но после намокания делается жесткой; поэтому она применяется главным образом для легких перчаток.
8. Разводка. Эта операция имеет целью разглаживание морщин на лице кожи. Осуществляется на разводных машинах, принцип работы которых заключается в разглаживании лица полуфабриката гладким валом или валом с тупыми ножами.
9. Сушка. Эта операция является одной из важнейших в производстве кожи. Целью ее является удаление влаги, которая на данной стадии процесса может содержаться в зависимости от вида вырабатываемой кожи в количестве от 45 до 70%.
Удаление влаги сопровождается рядом процессов:
а) увеличением прочности связи между дубителем и макромолекулами коллагена;
б) закреплением структуры, сложившейся в полуфабрикате в результате предыдущих операций;
в) некоторым сближением структурных элементов вследствие удаления влаги и склеиванием этих элементов.
Осуществляется сушка в камерах, через которые проходит ток воздуха с температурой до 50° С.
Полуфабрикат в камерах находится: а) развешанным на шестах; б) натянутым на рамах; в) наклеенным на пластины (фанерные, стеклянные).
Каждый из этих способов сообщает коже определенные свойства. Важным для свойств кожи является и содержание влаги, с которой полуфабрикат выходит из сушилки.
10 и 11. Увлажнение и растягивание (тяжка). После сушки элементы структуры полуфабриката несколько склеены друг с другом. Для получения необходимых свойств кожи их необходимо разделить, что и выполняется путем механической операции, называемой растягиванием (тяжкой). Операция эта повторяется несколько раз и выполняется на тянульной машине. Для получения соответствующего эффекта необходимо полуфабрикат увлажнить до определенной степени (28-32%). Увлажнение выполняют в особых увлажнительных камерах или же складывая окунутый в воду полуфабрикат в кучу.
12. Пролежка необходима для восстановления структуры, получившей сильное изменение в полуфабрикате при растягивании.
13. Подсушка. Так как полуфабрикат имеет излишнее количество влаги, то для успешного проведения последующих операций его необходимо подсушить. Подсушку производят, закрепляя полуфабрикат на рамах. При этом окончательно фиксируется структура.
14. Шлифование полуфабриката. Операция преследует цель окончательного выравнивания толщины. Она выполняется на шлифовальных машинах. При шлифовании несколько повышается мягкость.
15. Нанесение лицевого покрытия — покрывное крашение. Оно состоит в нанесении на лицо кожи вязкой суспензии, состоящей из воды или органических растворителей, вещества, способного образовывать пленку и прилипать к поверхности полуфабриката — пленкообразующего вещества, пластификатора — вещества, придающего пленке тягучесть, и пигмента — цветного порошка. Цвет последнего должен соответствовать цвету полуфабриката, полученному в окуночном крашении.
В качестве пленкообразующих веществ можно применять синтетические полимеры, белки, нитроцеллюлозу, высыхающие масла (льняное масло).
В настоящее время чаще всего применяют казеиновые (белок молока) покрытия и акриловые (синтетический полимер). Ограниченно используют растворы нитроцеллюлозы в органических растворителях. Для лаковой кожи применяют масляные (льняное масло) и полиуретановые покрытия. Каждый вид покрытия придает специфические свойства коже. Особенно влияют покрытия на изменение паропроницаемости и воздухопроницаемости. В малой степени изменяют эти свойства белковые покрытия.
Нанесение покрытий производится на специальных агрегатах. По внешнему виду различают три типа лицевой поверхности: гладкое, нарезное с ворсом (бархатистое) и с выдавленным на лицевой поверхности рисунком (кожа с нарезным лицом ценится примерно на 9% дешевле).
Полуфабрикат, имеющий неглубокие лицевые пороки, может быть отделан путем: а) тонкой шлифовки лица и б) нанесения более толстого покрытия.
Бархатистую лицевую поверхность имеют: а) замша натуральная, б) замша хромовая (велюр), в) нубук. В натуральной замше ворс образуется на поверхности, прилегавшей к сосочковому слою, который удаляется; у велюра — со стороны бахтармы, у кожи нубук — со стороны лица, причем ворс у этой кожи очень низкий, так что нубук определяют как кожу с под- шлифованным лицом.
16. Лощение. Полуфабрикат с нанесенным покрытием (кроме акрилового) подвергается лощению. Лощение осуществляется поступательным движением валика (из стекла, агата, яшмы или кварцита) по лицу полуфабриката. В результате лицевая поверхность делается блестящей и пленка плотнее прилегает к нижележащим слоям.
17. Прессование. Операция преследует цель некоторого уплотнения полуфабриката. В производстве кож I и II классов оно осуществляется на катках, где валик, давящий на поверхность с усилием до 500 кгс/см2, совершает возвратно-поступательное движение по лицевой поверхности увлажненного до определенной степени полуфабриката.
В производстве кож III класса прессование осуществляется на прессах типа гидравлических, имеющих верхнюю плиту гладкую или с выгравированным рисунком (для получения нарезного лица). Давление при гладкой плите — до 8,5 кгс/см2, при нарезке — до 29 кгс/см2; температура плиты 70-90° С.
18. Измерение площади осуществляется на машинах различного типа; точность его равна 1,5%.
19. Сортировка — операция, имеющая для обувного производства очень большое значение, поскольку от правильного определения сорта зависит выход деталей при раскрое кожи на обувной фабрике и себестоимость обуви, производится органолептически (на глаз).
Основой сортировки является наличие пороков, к которым, кроме упомянутых выше, еще присоединяются пороки, возникающие в процессе производства кожи. Описание их мы даем ниже.
Натуральная кожа, этапы изготовления натуральной кожи
Сумки, кошельки, ремни и многие другие уникальные вещи шьют из натуральной кожи.
Кожей обтягивают мебель, стены домов, не которые художники используют кожу как холст, для своих картин.
Кожа. Кожа для всех мастеров это материал для работы. Каждый раз, посетив поставщика, я удивляюсь разнообразию цветов и фактур, а последнее 2 года еще и цене. Понятное дело, что все мы культурные люди, и стараемся не задавать, много вопросив поставщикам. Со 100% уверенностью знаю, что каждого посещали мысли, как интересно, вот эту бы шкурку и эту, а вон тех с десяток бы взять… а почему так дорого – то ?
Друзья нам с вами с точки зрения производителя и поставщиков продают готовый товар….
Производство кожи, думаю, этому процессу много тысяч лет Возможно, даже скорее всего, человек сначала научился именно ему, а потом уже раздобыл огонь….но история об этом умалчивает.
В данной публикации расскажу, как этот процесс проходит сегодня, на наших российских заводах.
Надеюсь, информация будет полезной как для мастеров, так и для поставщиков.
Почти половину своей продукции производство поставляет на экспорт в Италию, Португалию, Испанию, Францию и страны Азии. Я не буду показывать самый первый этап производства. На нем происходит приемка засоленных в бочках кож, их первичная сортировка и вымачивание в отмочно-зольных барабанах. 21 сырьевой филиал принимает кожи практически со всех крупных мясоперерабатывающих производств России. Это примерно 5200 тонн в месяц.
После вымачивания (отмока) лишенные волосяного покрова шкуры попадают на первый конвеер. Тут с ними особо не церемонятся и грузят устрашающего вида аппаратами.
Я так понимаю, в этом агрегате удаляется часть воды. На выходе четверо рабочих осматривают каждую шкуру и обрезают явный брак и остатки тканей и жира.
На первых этапах процесса самая тяжелая работа. Шкуры очень скользкие, ножи острые и вы не представляете, какой там стоит запах. За сутки обрабатывается 6000 шкур.
Далее для кож наступает один из самых ответственных процессов. В этих барабанах происходит дубление. За время этого процесса с помощью специальных химикатов из кож выводятся все микроорганизмы, прекращаются естественные процессы. Т.е. из живого материала кожа превращается в стандартный, соответствующий строгим требованиям, полуфабрикат.
Кожа на этом этапе называется wet-blue и после химической обработки хромом она действительно голубого цвета. Кожу, дубленую по старым рецептам, с использованием органических дубильных веществ, так же можно отличить по цвету. Она либо белая, либо желто-коричневая.
Вместе с wet-blue переместимся в отделочный цех.
Итак, вычищенные и высушенные wet-blue попадают на стол к этим женщинам. Именно они отвечают за сортировку и отбраковку на этом этапе.
Далее материал проходит процесс двоения. С помощью строгальной машины шкура расслаивается на два, а то и три слоя. Получается лицевая сторона и спилок.
Из лицевой стороны производят самую качественную кожу, но и из спилка делают кожи подешевле. Совсем стружку используют для приготовления клеев и технического желатина.
Некоторые заказчики предпочитают не связываться с первичной обработкой кожи, а производить на дальнейших этапах самостоятельную обработку и покупают у завода продукцию в стадии wet-blue. Это международный стандарт, так что в таком решении ничего странного нет.
Далее голубая кожа попадает в красильно-жировальные барабаны.
Они точно такие же, что и для дубления, только процессы в них происходят другие. На этом этапе задаются самые важные свойства будущей кожи: мягкость, износостойкость, упругость, эластичность. Тут же происходит покраска. Как вы понимаете, вариантов конечного продукта великое множество. Завод производит продукцию под заказ, так что судьба каждой единицы материала предопределена заранее.
Подобные барабаны используются не одним поколением кожевенников. Традиционно, сделаны из дерева твердых пород.
Если заглянуть внутрь, в темноте можно рассмотреть отлично отполированные стенки и штыри для дополнительного перемешивания кож.
Обработанные и окрашенные кожи называются краст. Он может быть различного цвета, с различными свойствами.
Процесс сушки может быть различным, но начинается чаще всего с отжима. Помните древние бочкообразные стиральные машинки с резиновыми валиками для отжима? Это увеличенная копия.
Кусочек гламура для разнообразия
Это атмосферная сушка. Красты совершают большой круг под потолком цеха, обозревают окрестности, заодно и сушатся.
А это другой вид сушки – рамный. На этом посту четверо рабочих принимают раму, снимают высушенные красты и натягивают новые. На замену уходит минуты три.
Рамы ходят по кругу. За стеной находится сушилка, где и происходит сушка. Насколько я поняла, такой способ используется для сушки дорогих и мебельных кож. Кстати, тут отлично видно, что стандартный размер краста ровно половина шкуры. Мебельные кожи чаще всего целые.
Пункт очередного контроля качества. Хоть производство и механизировано/автоматизировано на 90%, но человеческий опыт заменить нельзя. Опытный контролер за пару секунд определяет плотность, толщину и качество кожи. Плюс лабораторный и колористический контроль выборочных экземпляров из каждой партии.
Переносимся в отделочный цех №2. Тут происходит конечная обработка и получение готовой продукции. Опять же, некоторые заказчики покупают краст и самостоятельно доводят его до ума, оставшийся краст подвергается финишным операциям.
Если на этапе получения краста вариантов множество, то тут их еще больше. Я даже примерно не представляю, сколько видов кожи можно получить на этих линиях. Во время финишной отделки задаются блеск, дополнительные цвета, тиснение, фактура и прочие спецэффекты.
Тут краст обрабатывается с помощью напыления. В длинном конвеере кусок кожи проходит несколько этапов пропитки и просушки.
А тут другой принцип, напоминающий ламинацию или типографию. Кожа проходит через огромный красящий и одновременно высушивающий станок.
После всех этих перипетий на коже практически не остается фактуры. Эта машина состоит из, грубо говоря, утюга и пресса.
На горячую плиту нанесен объемный рисунок, который под прессом переносится на кожу.
Эта кожа скорее всего пойдет на изготовление спецодежды или обуви.
И вот, наконец, готовая кожа попадает на склад конечной продукции.
Происходит завершающий контроль качества, формируются партии. Кожу нельзя складывать конвертом, поэтому она сворачивается в рулоны по нескольку штук.
Время прохождения всех этапов производства очень сильно зависит от сложности выделки.
Производство мебельной кожи идет параллельно и этапами практически повторяет уже увиденное.
После рамной сушки кожи поступают на кунтурирование. Двое женщин с пневмоножами очень шустро обрезают края шкуры.
Так же происходит финальная пропитка всякими веществами. Кожа для мебели более толстая и должна иметь очень высокие прочностные и износостойкие характеристики.
Ну и финальный контроль качества и сортировка.
Конечно же, нельзя было уйти, не посетив святая святых – лабораторию. Кстати, 500 тысяч квадратных метров это и правда много, рабочие передвигаются на велосипедах.
В лаборатории не только производится контроль качества продукции, но и разрабатываются новые технологии обработки, проверяются новые химические составы. Так же по эксклюзивным заказам тут изготавливаются маленькие партии кож с редкими рецептами обработки.
В небольшом лабораторном цеху можно воспроизвести любой этап процесса.
Тут тоже стоят барабаны, только в несколько раз меньше.
Пропитки и краски разрабатываются тут же.
Специально для фото был пожертвован большой кусочек кожи для подбора нового цвета. Обычно, окрашивается кусочек раза в четыре меньше. Просили об этом упомянуть.
Напоследок, заглянем в шоу-рум завода. Заказчику показывают именно его. Несколько десятков видов кож с огромным количеством вариантов тиснения, окраски и плотности. От привычной “кожаной” кожи с естественной фактурой, до чего-то кислотного, на ощупь и разрез больше всего напоминающее линолеум, от толстой ременной до тончайшей перчаточной.
С детства меня сильно интересовал вопрос о том, можно ли в трудные времена сварить из ботинок суп или закусить ремнем. Теперь могу с уверенностью сказать – можно, но бессмысленно и небезопасно для здоровья. После вымачивания в химии или известняке, дублении хромом или танином, питательные свойства кожи стремительно приближаются к нулю. Да и вообще говорить о “естественном природном материале” можно с большой натяжкой. Так что если вы соберетесь в трудный поход, запаситесь вещами из сыромятной кожи – их есть можно
Финиш для кожи — что советовать покупателю? (кожевники!)
Меня сегодня спросили — чем покрывать кожу после покраски и что советовать покупателю для дальнейшей обработки изделия при эксплуатации? Если покрывается бальзамом, то нужен ли лак сверху? Если лаком — должен ли покупатель покрывать лаком время от времени чтобы поддерживать изделие в том же виде?
Сразу оговорюсь — речь идет о коже растительного дубления. Я не знаю ничего о средствах для хромовой кожи.
Я лично чаще всего пользуюсь супер шином (Super Shene). Лак — крайне и крайне редко.После супер шина и лака больше никакие бальзамы не нужны (они просто не проникнут в кожу). Но со временем, если изделие постоянно в носке, любой лак сходит на нет, он изнашивается. Кожа остается незащищенная. Советовать покупателю покрывать изделие заново лаком не нужно, в этом нет смысла, да и не всякий захочет это делать. Все что нужно сделать — обработать кожу хорошим восковым бальзамом для кожи (лучше всего те, которые для обуви а не которые для одежды, потому что одежда чаще всего из хромовой кожи а для нее и средства другие). Если изделие дорогое — посоветуйте покупателю потратиться на дорогой бальзам для этого изделия. Обычно баночки бальзама хватает на годы, так что растраты по сути небольшие, но зато кожа будет в порядке и проживет много много лет. Кондиционеры лучше брать восковые, чтобы защищали и от воды и от пыли. Лучше «heavy duty» . Мой любимый в этом случае — Obenauf’s. Это специально для пожарников и тех кто работает в экстремальных ситуациях (тушение лесных пожаров так же как в экстремальных холодных климатах). Этот бальзам защитит и сохранит кожу как никакой другой и от жары и от суровых морозов.
Можно и попроще, просто бальзам или кондиционер для кожаной мебели — тоже хорошие..
Или, если покупатель не хочет тратиться на это все -тогда смело советуйте очищенное оливковое масло и все. Оно и питает, и защищает от влаги, но пользоваться нужно будет чаще чем специализированными бальзамами. В зависимости от погоды.
Если вы не покрывали изделие лаком или супер шином, а просто покрасили и хотите покрыть только кондиционером, тогда лучше брать не просто смягчающий и питающий а с воском, чтобы закрепить краску. Ведь все равно защита нужна. А покупателю опять же, советуйте средство по уходу за обувью или мебелью (кожаной). Если человек согласен потратиться на дорогие средства -это хорошо, кожа проживет дольше. Если нет — как я уже сказала, даже очищенное оливковое масло подойдет. Или масло семени льна — даже лучше.
При изготовлении кожаного изделия все что вам нужно держать в уме, это что коже нужен защитный слой. Что это будет — или воск, или супер шин, или лак — решайте сами. В любом случае, после того как этот слой износится, покупателю нет необходимости наносить лак снова, он может заменить его восковым бальзамом и получит тот же эффект.
Если используете масло — наносите до или после покраски, но перед окончательным финишем. Тогда оно лучше впитается и смягчит кожу.
Лаковый финиш не нуждается в повторном обновлении лаком после длительного использования.
Когда вы покрыли изделие лаком — вы закрепили краску, сделали поверхность блестящей и все, на этом функция лака закончена. Очень скоро после использования лак потеряет свой первоначальный глянцевый блеск и станет просто матовым блеском. Покупателю чтобы восстановить матовый блеск совершенно не нужно покупать лак и покрывать сумку (или что-то другое), достаточно кондиционера с воском -он тоже дает блеск.Краска уже слезать не будет, так что снова покрывать лаком нет нужды. Но лак сам по себе — химия, которая сушит кожу. Так что даже в целях восстановления кожи после такого «издевательства» как покрытие лаком я бы советовала покупателям масла и кондиционер, но не лак опять.
МОЖНО советовать покупателю покрывать изделие лаком если первый слой износился. Это конечно же не запрещено. Но это уже ложится на плечи самого покупателя, особенно если он находится в другом городе. И это в том случае если ему/ей ну очень хочется покрыть кожу лаком чтобы блестело — тогда это его личное дело конечно.