Определить по листу дерево: Деревья — Онлайн определитель, фото – Тест: угадаете дерево по листу? | 42.TUT.BY

Разное
alexxlab

Содержание

Определение названия дерева по форме листьев. Виды листьев у деревьев и растений

Жизнь среди природы и дружба с деревьями, ручьями, горами и звездами вселяют в скаута большую уверенность и заставляют его полюбить естественный окружающий мир. Умение различать деревья по их коре и листьям – это источник истинного наслаждения; умение мастерить кровать из грубой древесины или делать матрац из травы, на котором можно спать – одно удовольствие. Хороший скаут должен знать все.
«Пособие для бойскаутов», издание первое, 1911 г.

Умение различать деревья – это не только источник истинного наслаждения, но и ключевой фактор в условиях выживания. Если вы потеряетесь в лесу, деревья могут стать для вас главным источником пищи и топлива, равно как и прекрасным материалом для постройки шалаша и изготовления различных инструментов.

Шесть деревьев из этого списка являются особенно полезными, когда речь идет о выживании. Их должен знать каждый человек, потому что жизнь – штука непредсказуемая. Каждый взрослый мужчина должен знать все эти деревья и знать, как ими воспользоваться, ну а если пока не дорос, то тебе лучше закончить чтение статьи и идти .

Белая береза (береза бумажная)

Белую березу легко определить по ее характерной белой коре, похожей на тонкую бумагу, и маленьким овальным листьям с заостренным кончиком и зубчиками по краям. Растут эти деревья исключительно в северных широтах.

Применение белой березы в целях выживания:

Пригодный для питья сок со сладковатым вкусом, не требующий дополнительной очистки;
кора дерева подходит для изготовления различных емкостей и контейнеров;
кора белой березы отлично подходит для разведения огня, поскольку содержит смолистые вещества, которые быстро загораются;
из молодых веточек и коры дерева можно сделать вкусный, ароматный, освежающий чай;
трутовик настоящий (чага – форма гриба, растущего на коре деревьев) растет исключительно на белых березах. Трутовик является одним из немногих натуральных материалов, который используется в качестве трута для розжига костра;

из коры березы можно извлечь древесную смолу путем ее нагревания над огнем. Древесная смола используется в качестве связующего материала.

Липа

Липа – широко распространенное дерево на территории Европы, Восточной Азии и Северной Америки. Она предпочитает влажные почвы и часто встречается возле ручьев и прудов

Как определить дерево по коре

Обычно чтобы определить, какое перед нами дерево, мы смотрим на листья, плоды или цветы. Однако узнать дерево можно и по другим характеристикам, например, по коре.

«Если хочешь ощутить лес, затеряйся среди его деревьев. Если хочешь узнать деревья, изучи их кору», — пишет Майкл Войтех в предисловии к своей книге «Кора: полевое руководство по деревьям северо-востока».

На первый взгляд кора ничем не примечательна — это просто шершавая на ощупь коричневато-серая оболочка ствола. Но на самом деле кора каждого дерева обладает уникальными рисунком, текстурой, цветом и даже запахом. И, если запомнить эти основные признаки, можно по ним научиться различать разные породы деревьев, даже не глядя при этом на их листву.

Основные типы и черты коры деревьев

Гладкая кора

Гладкая кора без больших трещин и изломов — признак молодого деревца. Но некоторые деревья сохраняют гладкую кору на протяжении всей своей жизни.

Пример: бук крупнолистый (или американский) и красный клён.

Полосы на коре в местах, где она отслаивается

Иногда кора дерева шелушится. Это происходит по причине того, что древесина растёт быстрее, чем её оболочка, и заставляет наружные слои отслаиваться. Так появляются горизонтальные и другие полосы на коре.

Пример: у бумажной берёзы эти слои отслаиваются горизонтальными вьющимися полосами.

Чечевички

Отверстия или другие подобные образования в коре, которые ещё называют «чечевичками», бывают разных форм, размеров и цветов. Они нужны для того, чтобы сквозь внешний защитный слой ствола свободно проходили кислород и углекислый газ. Эти поры есть у всех деревьев, но у некоторых пород более заметны, чем у других.

Пример: чечевички выглядят как тёмные горизонтальные линии у жёлтой (или аллеганской) березы и как ромбы у молодой американской осины.

Глубокие борозды и морщины

Некоторые деревья имеют грубую кору с глубокими бороздами-морщинами.

Пример: у белого (американского) ясеня могут быть пересекающиеся борозды. У красного дуба (другие названия: канадский, остролистый или северный) — непрерывные. У белого дуба они разделены по горизонтали.

Пластины или «чешуя»

У некоторых видов деревьев морщины образуют своеобразную «чешую».

Пример: «чешуя» есть на коре многих видов сосен и елей, а ствол чёрной березы украшают толстые пластины неправильной формы.

Колючки или наросты

У некоторых видов деревьев на коре есть нетипичные образования: колючки, наросты и т.п.

Пример: колючки, достигающие в длину 7 см, есть на стволе и ветвях гледичии трёхколючковой. А кора Zanthoxylum clava-herculis покрыта необычными конусообразными или куполообразными выпуклостями.

Цвет

Разные типы деревьев обладают корой разных оттенков: приглушённого коричневого, серого, зелёного или других цветов.

Пример: у буков светло-серая кора, а у вишен — красно-коричневая. У чёрного ореха очень тёмная кора, а у берёзы — белая или серебристая.

Запах

Ещё один способ идентифицировать дерево — по запаху. Некоторые деревья имеют очень чёткий специфический запах.

Пример: сосна жёлтая (или орегонская) пахнет ириской или ванилью, а другие сосны — скипидаром (смолой или живицей). Берёза жёлтая (или аллеганская) пахнет грушанкой, а сассафрас может пахнуть корицей и специями.

Читайте далее:

9 удивительных деревьев мира — от самого высокого до самого одинокого

Украшения для сада из сухих веток и лозы: уникальный деревенский стиль

Сумки и украшения из ракушек и дерева: особый подход дизайнера Кристиана Грэйсила

Методическая разработка по окружающему миру (1 класс): Урок-игра.Что это за листья? Практическая работа: «Определяем деревья по листьям».

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:

Урок 11. Что это за листья? Урок-игра.

Практическая работа: «Определяем деревья по листьям».

Цели: познакомить с деревьями, растущими возле школы; наблюдать за осенними изменениями окраски листьев на деревьях; учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять наиболее распространенные породы деревьев по листьям; сравнивать и группировать листья по различным признакам.

Оборудование: кроссворд, школьный словарик «Растения России»; у учащихся — листья разных пород деревьев, цветные карандаши, разноцветные фишки.  Презентация «Что это за листья»

http://festival.1september.ru/articles/641439/ 

Ход урока

I. Организационный момент

II Актуализация знаний

  1. Беседа
  • О чем мы говорили с вами на прошлом уроке? (О растениях на клумбе.)
  • О каких новых растениях на клумбе вы узнали дома? (Ответы детей.)

2. Кроссворд «Цветы»

  • Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик предлагают вам разгадать кроссворд.        

(Учитель прикрепляет на доску плакат с кроссвордом или заранее вычерчивает его на доске.)

МЕТОДИЧКА с. 84.

1. Растение, которое похоже на зеленого ежика. (Кактус.)

2. Этот цветок называют звездой. (Астра.) 

3. Это растение является лекарственным. (Календула.) 

4. В народе его называют «щучий хвост». (Сансевьера.)

5. Название этого величавого растения означает «меч». (Гладиолус.) 

6. «Кавалер со звездой». (Гиппеаструм.) 

7. Какое растение способно радовать нас цветами круглый год? (Фиалка.)

  • На какие две группы можно разделить все растения? (Те, которые растут на клумбе, и те, которые растут на подоконниках.)
  • Назовите растения, которые растут на подоконнике. (Ответы детей.)
  • Назовите растения, которые украшают наши сады, парки, улицы. (Ответы детей.)
  • Кто может прочитать слово по вертикали в выделенном столбце,? (Красота.)
  • Как вы думаете, почему именно это слово подобрали Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик? (Ответы детей.)

      Цветы — это всегда красиво, ярко, торжественно. Если мы хотим украсить комнату, дачный участок, то стараемся вырастить самые красивые цветы. Мы ухаживаем за ними, охраняем, бережем красоту, которую они нам дарят.

III. Самоопределение к деятельности

 —  Муравьишка принес для вас загадки. Отгадайте их.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. (Береза.)

Падают с ветки

Золотые монетки. (Осенние листья.)

  • Почему листья названы золотыми монетками? (Листья осенью ярко-желтые, они играют и переливаются на солнце. Листья очень красивые.)
  • Кто самый внимательный и может перечислить деревья,  которые растут около школы? (Ответы детей.)

— О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О деревьях.)

— Прочитайте тему урока на с. 28 учебника. (Что это за листья ?)         

Прочитайте учебную задачу урока.                

IV. Работа по теме урока

      (На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные учащимися во время прогулки.)

  • Муравьишка Вопросик принес на урок очень много листьев. По каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру.)
  • Можете ли вы сказать, с каких деревьев данные листья? (Ответы детей.)         

— Рассмотрите рисунки на с. 28.

  • Сколько на рисунке листьев клена? (Два.)
  • Чем отличаются эти листья? (Окраской.)
  • Сколько на рисунке листьев березы? (Пять.)
  • Что вы можете сказать об окраске этих листьев? (Ответы детей.)
  • Сколько листьев осины на рисунке? (Три.)
  • Чем они отличаются? (Окраской.)
  • Какого еще цвета могут быть листья осины осенью? (Красного.)
  • Какие из листьев, изображенных на рисунке, вы нашли во время прогулки? Отметьте их фишками.

V. Физкультминутка

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанье сделал справно,

Клювиком почистил пух,

Поскорей за парту плюх.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Практическая работа в группах

       (Каждая группа получает листья с деревьев, растущих на пришкольном участке.)

  • Ребята, а можно ли по листу узнать дерево? Как это сделать?
  • Листья, которые лежат у вас на столах, собраны с нашего пришкольного участка. Попробуйте с помощью этих листьев определить, какие деревья растут возле школы.

      (Обсуждение в группах. Затем учащиеся выполняют задание в рабочей тетради (с. 16-17, № 1) и каждая группа сообщает о результатах своей работы.)

2. Работа по учебнику

  • Рассмотрите фотографии на с. 29.
  • Вы узнали эти листья? С каких они деревьев? Обсудите этот вопрос в парах. Если вы не сможете назвать какие-то из этих листьев, обратитесь к атласу-определителю.

      (Самопроверка по учебнику (с. 89).)

3. Выполнение задания в рабочей тетради

№ 2 (с. 17).

  • Какие листья на деревьях бывают летом? А осенью?
  • Выполните задание.

4. Работа со школьным словариком «Растения России»

      (Учитель может сам зачитать небольшие выдержки из статей словарика о тех деревьях, с листьями которых учащиеся познакомились на уроке: о березе (с. 6), дубе (с. 20), липе (с. 36) и т. д. Можно организовать работу в группах. Каждая группа получает задание познакомиться с информацией об одном из деревьев. Один-два хорошо читающих ученика из группы читают статью для остальных. Затем группы рассказывают о том, что узнали, всему классу. Учащиеся также могут заранее прочитать статьи дома с родителями и подготовить рассказы о деревьях.)

VII. Рефлексия

      (Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 29. в рамке.)

  • Оцените свои достижения на уроке.

      (Учащиеся достают нужный знак из конверта и объясняют, почему именно этот знак выбрали.)

VIII. Подведение итогов урока

  • Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
  • Понравилось ли вам работать в группах?
  • Какое задание показалось самым интересным?

— Что было трудно выполнить? Как вы думаете, почему?

Рекомендации для занятий дома

1. Прочитать о некоторых деревьях в школьном словарике «Растения России».

2. Узнать с помощью атласа-определителя или спросить взрослых, какие деревья растут во дворе дома.

Дополнительный материал

      Береза   Полюбилась русскому народу белоснежная береза. Сколько песен, стихов сложено о ней! Часто она упоминается в сказках, загадках, поговорках. Из березы делают прекрасную фанеру, лыжи, мебель, много сувениров. А береста? Это же готовая природная бумага!

      Дуб   Мощь и величественная красота дуба привлекают всех. Корни его уходят глубоко в землю, и поэтому ему не страшны никакие бури. В старину дуб шел на строительство кораблей. Сейчас из древесины дуба делают мебель, паркет, используют ее в вагоностроении и судостроении. Кору применяют в кожевенном деле. Положите несколько листьев дуба в банку с солеными огурцами — огурцы станут хрустящими, крепкими, вкусными.

      Клен   Клен — желанный гость всех парков и улиц городов. Его резные листья так красивы в осенний листопад! У клена крепкая древесина, ее широко применяют в токарном и столярном деле, в машиностроении. Кларнеты и флейты, из которых извлекают нежные мелодии, тоже сделаны из клена. В городах клен очищает воздух, поглощая различные вредные вещества.

Тест. Определите растения по листве

В большинстве случаев письма приходят в течение одной минуты, но иногда для этого требуется до 10 минут. Возможно письмо еще не успело прийти. Проверьте пожалуйста внимательно папку Входящие (Inbox). В некоторых случаях письмо может попасть в папку Спам (Spam).

  Логин или e-mail: Или войдите с помощью этих сервисов:

Как определить дерево по его коре | Своими руками

ОТЛИЧНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И РУКОДЕЛИЯ И ВСЕ ДЛЯ САДА, ДОМА И ДАЧИ БУКВАЛЬНО ДАРОМ + ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.

Зимой, когда деревья стоят без листвы, лес окутывает особая загадочная аура. Во время прогулки присмотритесь повнимательнее к импозантным «великанам» — без листьев идентифицировать дерево трудно, но все же сделать это можно. Особенно увлекательно проделывать такие «опыты» вместе с детьми, ведь для них мир «лесных жителей» абсолютно неизведан, а значит — интересен. Какое дерево стоит перед вами, можно определить и узнать не только по почкам, но и по коре.

У взрослых деревьев отличия особенно заметны, поэтому после небольшой практики узнать их не составит труда: если кора гладкая и равномерная — перед вами бук лесной, вертикально пролегающие бороздки указывают на конский каштан, глубокие «морщины» испещряют «броню» дуба, а серые «чешуйки» покрывают ствол клена белого.

Кора — защитная оболочка дерева. Она оберегает внутреннюю, более нежную, часть растения от высыхания, болезней и атаки грибов. И вместе с тем — дает пристанище тысячам живых существ. Зимой резкие колебания температуры воздуха ночью и днем для коры очень опасны — она может потрескаться, и на стволе появятся морозобоины.


Читайте также: Как определить (распознать) музыку при помощи программ  и интернета


Защитить плодовые деревья от таких повреждений поможет побелка, которую поздней осенью заботливые садоводы наносят на стволы. Страдают деревья и от рук человеческих, частенько оставляющих метки на их шершавых «боках». Через такие порезы внутрь дерева попадают возбудители болезней. Расскажите об этом своим детям и объясните, что деревья нужно беречь. Ведь все мы любим гулять по лесу!

Кора извне покрыта коркой – пробковым слоем из омертвевших клеток. Под ней находится луб. Он состоит из транспортирующей органические питательные вещества проводящей ткани, лубяной паренхимы и лубяных волокон.

За рост ствола вширь отвечает камбий – тонкий слой ткани из клеток, которые постоянно делятся, образовывая ближе к коре клетки луба, а ближе к сердцевине – клетки древесины.

По тканям светлой заболонной древесины к кроне поступают вода и питательные вещества, в темной ядровой древесине накапливаются продукты обмена веществ.

Сердцевинные лучи служат «кладовыми» питательных веществ и распределяют их по всему радиусу ствола. Каждый год появляется годичное кольцо, которое имеет внешне темную укрепляющую позднюю древесину, образующуюся в конце лета и осенью, внутри — светлую, образующуюся весной.

Строение дерева на срезе

Слева:

  1. Корка
  2. Луб
  3. Камбий
  4. годичное кольцо
  5. сердцевинный луч

Справа:

  1. сердцевина
  2. годичное кольцо
  3. ранняя древесина
  4. поздняя древесина
  5. камбий
  6. луб
  7. корка
  8. кора
  9. заболонная древесина
  10. ядровая древесина

Как определить дерево по его коре – примеры

  1. Дуб черешчатый (Quercus robur) можно определить не только по узловатым ветвям и стволу, но и по коричнево-серой коре с глубокими бороздами.
  2. Липа войлочная (Tilia tomentosa) имеет ярко выраженные продольные «трещины» на коре.
  3. Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris) отличается красно-бурой окраской коры, испещренной глубокими бороздами.
  4. У взрослого каштана обыкновенного (Aesculus hippocastanum) характерны тянущиеся вдоль ствола пласты серо-коричневой коры.
  5. Клен ложноплатановый, или явор (Acer pseudoplatanus), можно безошибочно определить по чешуйчатой, похожей на платан, серо-коричневой коре.
  6. Бук лесной (Fagus sylvatica) до глубокой старости отличается поразительно гладкой тонкой корой.

ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И МАСТЕРИЦ, И ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА ОЧЕНЬ ДЕШЕВО. БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА. РЕКОМЕНДУЕМ — ПРОВЕРЕНО 100% ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.

Ниже другие записи по теме «Как сделать своими руками — домохозяину!»

  • Как определить на глаз сколько весит живая свинья кабан Определить живой вес свиньи на…
  • Как высушить дерево в микроволновке Сушка древесины в микроволновке Занимаюсь изготовлением…
  • Как вырастить плакучее дерево Как сделать дерево плакучим своими…
  • Технология обжига дерева (фото) Технология обжига древесины Сегодня в рубрике…
  • Гнутое дерево своими руками Как гнуть дерево своими руками…
  • Как поднять глубоко посаженное дерево Если саженец посадили слишком глубоко Хочу…
  • Как сформировать крону нужной формы при помощи груза Формируем крону у садовых деревьев…

    Подпишитесь на обновления в наших группах и поделитесь.

    Будем друзьями!

  • Исследовательская работа «Определение деревьев и кустарников в безлистный период»

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Дубны Московской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий »

    Открытый конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Ступени» памяти М.И. Буланова

    Секция: экология

    Определение деревьев и кустарников в безлистный период.

    Автор:

    Столярова Полина,

    3 класс,

    ЧОУ «Полис-лицей»

    г. Дубны Московской области»,

    Руководитель:

    Синицкая Татьяна Игоревна,

    педагог дополнительного образования

    ЦДЮТЭ

    контактный телефон: 8-916-911-46-91

    e-mail: [email protected]

    Дубна, 2017 год

    Оглавление

    Введение …………………………………………………………………….3

    1. Сбор материала для исследования ……………………………………..4

    2. Определение характерных признаков почек и побегов у образцов ….4

    3. Описание некоторых распространенных деревьев окружающей местности …………………………………………………………………5

    Заключение ………………………………………………………………….7

    Список источников и литературы …………………………………………8

    Приложения …………………………………………………………………

    Приложение 1. Фотографии ……………………………………………..9

    Приложение 2. Рисунки …………………………………………………11

    Приложение 3. Таблица с рисунками побегов и почек ……………….12

    Введение.

    Осенью 2016 года на занятиях объединения ЦДЮТЭ под руководством Татьяны Игоревны мы собирали гербарий листьев деревьев, которые растут в городе и ближайшем лесу. Мы научились узнавать деревья по листьям, сделали выставку наших работ. Зимой и весной деревья стоят голые, нет главной приметы, по которой мы привыкли отличать липу от осины, дуб от клёна. Возник вопрос – как определить, какое дерево мы видим, когда на нем нет листьев?

    Подумав, мы решили, что легко определить только березу. Белая кора дерева с красивыми черными штрихами – её называют берёстой – каждому известна. А с остальными деревьями не всё так просто. Нужно обладать специальными знаниями. Определять деревья по побегам и почкам значительно труднее, чем по листьям.

    Цель исследования: определение видового состава деревьев и кустарников, в безлистном состоянии.

    Задачи:

    • изучить литературу об определении деревьев и кустарников по форме кроны, побегам и почкам;

    • собрать коллекцию веток древесных пород, произрастающих в городе;

    • определить вид деревьев по побегам и почкам;

    • выполнить описание некоторых распространенных деревьев окружающей местности.

    При проведении исследования мы применяли следующие методы:

    • наблюдение, сравнение, анализ;

    • фотографирование и зарисовка.

    Источниками нашего исследования стали в первую очередь образцы побегов деревьев и кустарников, которые были собраны весной на улицах города и в лесопарковой зоне. Всего собрано 10 побегов деревьев и кустарников.

    Для определения древесных пород применялись определительные таблицы, а также атлас-определитель дикорастущих растений1.

    1. Сбор материала для исследования.

    9 марта 2017 г. были собраны образцы побегов деревьев и кустарников. В соответствии с целью исследования образцы собирались ранней весной, когда на деревьях еще не распустились листья. Мы старались выбрать для исследования характерные для каждого дерева ветки, чтобы ветки были не засохшие и с почками. Ветки срезались ножницами. Некоторые деревья были очень высокие, было трудно достать ветки.

    Всего было собрано 10 образцов, по несколько веток с каждого дерева. Часть веток мы поставили в воду, чтобы наблюдать, как происходит распускание листьев. А другие ветки мы поместили свободно в банку без воды. Там они могут храниться долгое время, не изменяя характерных признаков. На каждую ветку был прикреплен ярлык с номером, чтобы их не перепутать (фото 1).

    1. Определение характерных признаков почек и побегов у образцов.

    Предварительно мы познакомились с основными понятиями по морфологии2 стебля. Мы узнали, что побеги древесных пород отличаются формой, окраской, наличием или отсутствием опушения, чечевичек3, шипов, верхушечных почек, их размером, окраской. Окраска молодых побегов иная, чем старых. С возрастом они темнеют.

    Различают почки листовые и цветковые. На фото 2 можно видеть, как на ветке сирени, которую мы поставили в воду, из цветковой почки появился маленькое, но вполне узнаваемое соцветие сирени.

    По месторасположению почки бывают боковые и верхушечные (рис 1). Расположение боковых почек на стебле такое же, как и листьев, — супротивное, очередное, мутовчатое (рис.1). Например, у побегов клена остролистного и клена ясенелистного мы видим супротивное расположение почек – то есть почки расположены попарно друг против друга. А у таких распространенных деревьев наших мест, как береза, тополь, липа, ива мы видим на побеге очередное расположение почек: одна справа, другая повыше – слева, следующая – опять справа, и так до самой верхушки ветки (рис.2).

    По углу отклонения от стебля различают почки прижатые и отстоящие. Почки у многих древесных растений, особенно в умеренном или прохладном климате, покрыты видоизменёнными листьями, называемыми чешуями. Плотные кожистые чешуйки защищают почку от дождя и снега, ветра и других неблагоприятных условий. Такие почки называются закрытыми. Если чешуи отсутствуют, то такие почки называют обнажёнными. Например, почка ивы покрыта только одной чешуей, напоминающей колпачок, и по этому признаку можно отличить иву от всех других деревьев (рис. 3).

    Если чешуи доходят до основания почки, то почку называют «сидячей» в отличии от «черешчатой». Почки обычно располагаются непосредственно на побеге. Но бывают и исключения. Например, ольха – почки у нее находятся на особых ножках (фото 3).

    Для каждой древесно-кустарниковой породы характерна величина почек. У одних растений почки крупные, например, у тополя, рябины, каштана конского, а у других – более мелкие, например, у березы и липы.

    Таким образом, каждое дерево имеет совокупность характерных признаков побегов и почек. И зная их, можно однозначно определить дерево в безлистном состоянии. Записав признаки морфологии стебля, мы получим как бы паспорт дерева, который подробно расскажет нам о дереве и поможет определить его название.

    1. Описание некоторых распространенных деревьев окружающей местности.

    План описания деревьев и кустарников по почкам и побегам4

    Почки:

    1 — расположение: очередное или супротивное;

    2 — форма: шаровидная, яйцевидная, конусовидная, заостренная, тупая; угол отклонения от стебля;

    3 — размер;

    4 — окраска, опушенность, клейкость, запах и другие признаки;

    5 — чешуйки.

    Побеги:

    6 — форма: прямые, коленчатые, округлые, граненые;

    7 — окраска, толщина, чечевички и их расположение (продольное, поперечное), цвет и др.;

    8 — сердцевина и прочие признаки.

    Используя данный план, мы описали собранные побеги. Результаты поместили в таблицу. Приводим фрагмент получившейся таблицы.

    Таким образом, мы определили 10 собранных образцов деревьев и кустарников. В близлежащем районе, расположенном рядом со школой (часть Большой Волги, г. Дубна) произрастают:

    • Береза повислая (или бородавчатая)

    • Липа мелколистная

    • Клен остролистный

    • Клен ясенелистный

    • Тополь бальзамический

    • Ольха черная

    • Ива козья

    • Рябина обыкновенная

    • Сирень обыкновенная

    • Боярышник кроваво-красный

    Помимо текстового описания, для быстрого определения произрастающих древесно-кустарниковых пород нами был составлена таблица с рисунками побегов с почками. Для составления таблицы мы выбрали из справочника-определителя5 рисунки собранных нами деревьев. Таблица с рисунками приведена в Приложении 3.

    Заключение.

    В результате проведенного исследования было выполнено следующее:

    • собрано 10 образцов древесно-кустарниковых пород – побегов с почками;

    • проведено наблюдение и выявлены характерные признаки побегов и почек собранных экземпляров;

    • составлены таблицы в соответствии с планом описания деревьев и кустарников по побегам и почкам и таблица с рисунками;

    • определены названия деревьев и кустарников собранных образцов;

    • проведена игра-викторина «Узнай дерево» для учащихся туристско-краеведческого объединения.

    Выполненная работа имеет большой познавательный интерес для учащихся, способствует распространению знаний об окружающей природе. Для исследования были взяты деревья, которые окружают жителей города постоянно, это самые распространенные древесно-кустарниковые породы – береза, липа, тополь и другие. Каждый день по дороге на работу или в школу мы проходим мимо этих деревьев, это наши ближайшие «соседи». И несмотря на это практически все школьники и многие взрослые испытывали трудности в определении названия дерева. Наша работа является малым вкладом в изучение родной природы, в формирование экологического мышления.

    Еще в 19 веке российский педагог, основоположник методики преподавания естествознания как научной дисциплины и метода практических и лабораторных работ А. Я. Герд писал: «… всякий должен бы знать свои родные деревья не только во время их цветения и не только по форме листьев, но угадывать каждое дерево по его общей форме, по его характеру, чтобы быть в состоянии уже издали приветствовать дерево – его именем, чтобы дерево оживляло для него каждый ландшафт»6.

    Теперь мы можем узнать сирень не только, когда она цветет, и вся Дубна наполнена благоухающим ароматом, но и зимой, когда деревья сбрасывают листву – достаточно лишь внимательно всмотреться в окружающий мир.

    Список источников и литературы.

    Источники.

    1. Образцы древесно-кустарниковых пород (побеги с почками). 10 штук. Собраны 09.03.2017 г.

    Литература.

    1. Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники зимой. Определитель древесных и кустарниковых пород по побегам и почкам в безлистном состоянии. – М : Издательство КМК, 2001.

    2. Герд А. Я. Избранные педагогические труды. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953.

    3. Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. – изд. 2-е, дополн. – М. : Лесная промышленность, 1971. – 220 с.

    4. Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения / В.С. Новиков, И.А. Губанов. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 415 с. : ил.

    ПРИЛОЖЕНИЯ.

    Приложение 1

    Фотографии

    hello_html_7181759e.jpg

    Фото1. Ветки деревьев с ярлычками. Фото Синицкой Т.И., 05.04.2017

    hello_html_2039ea8e.jpghello_html_m31828f4f.jpg

    Фото 2. Цветковая почка сирени. Фото 07.04.2017

    hello_html_m122b9877.jpghello_html_m60bfa64.jpg

    Фото 3. Ветка ольхи с характерными черешчатыми почками (на ножках). Фото 07.04.2017

    hello_html_15dabd7f.png

    Фото 4. Викторина «Определение деревьев в безлистный период» на туристском кружке с использованием собранного материала.

    Фото 16.03.2017 г.

    Приложение 2

    Рисунки

    hello_html_m1e1be98b.png

    Рис. 1. Расположение почек на стебле.

    hello_html_m5b7fcc83.pnghello_html_m6451796.gif

    Рис. 2. Очередное расположение Рис. 3. Ветка ивы козьей

    почек у деревьев. с распускающимися цветовыми

    и листовыми почками.

    Приложение 3

    Таблица для определения древесно-кустарниковых пород, произрастающих в городе, по побегам и почкам

    Составлена с использованием пособия Е.Т. Валягина-Малютина «Деревья и кустарники зимой»7

    Клён остролистный

    Части побегов с конечными (а) боковыми (б) почками.

    2

    hello_html_m13d71772.gif

    Клён ясенелистный

    Части побегов с конечными (а) боковыми (б) почками.

    3

    hello_html_4f020b10.gif

    Сирень обыкновенная

    Части побегов с конечными (а) и боковыми (б) почками

    Почки очередные

    4

    hello_html_542577e9.gif

    Липа мелколистная

    1 – часть побега с верхушечной и боковыми почками, 2 – начало распускания верхушечной почки, 3 – боковая почка

    5

    hello_html_m272834f5.gifhello_html_46b55c5e.gif

    Береза повисла (бородавчатая)

    Часть побега с мужскими сережками. 1 – часть побега с боковыми почками и характерными бородавками.

    6

    hello_html_m11d08e73.gif

    Ива козья

    Часть побега с боковыми почками

    7

    hello_html_m647f3c7c.gif

    Боярышник кроваво-красный

    Части побегов с конечными (а) и боковыми (б) почками

    8

    hello_html_2e922e4.gif

    Ольха черная

    1 – часть побега с черешчатыми почками. 4, 5 – часть побега с тычиночной и пестичными сережками.

    9

    hello_html_m50257ee5.gif

    Рябина обыкновенная

    1 – часть побега с верхушечными (а) и боковыми (б) почками, 2 – цветковая почка, 3 – боковая почка

    10

    hello_html_72eb3c6f.gif

    Тополь бальзамический

    1, 2 – части побегов с верхушечными (а) и боковыми (б) почками

    1Новиков В.С. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения / В.С. Новиков, И.А. Губанов. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2006. – 415 с. : ил.

    2Морфология – наука о строении и форме (организмов, минеральных веществ)

    3 Чечевички – образования в виде мелких бугорков, штрихов, служащие для газообмена в стеблях, заметны на поверхности молодых ветвей.

    4Зорина Т.Г. Школьникам о лесе. – изд. 2-е, дополн. – М. : Лесная промышленность, 1971. – С. 46.

    5Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники зимой. Определитель древесных и кустарниковых пород по побегам и почкам в безлистном состоянии. – М : Издательство КМК, 2001.

    6Герд А. Я. Избранные педагогические труды. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. – С. 38.

    7Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники зимой. – М : Издательство КМК, 2001.

    Урок по окружающему миру на тему «Распознавание листьев»

    Тема урока: Что это за листья?

    Тема практической работы: Распознавание листьев различных деревьев.

    Цель практической работы: познакомить с деревьями, растущими возле школы; формировать представления о строении листьев и их видов, способствовать более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала.

    Планируемые результаты:

    Предметные: учащиеся научатся наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях, сравнивать и группировать листья по различным признакам; определять названия деревьев по листьям; получат возможность научиться описывать внешний вид листьев; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

    Метапредметные:

    • регулятивные – освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

    • познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;

    • коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; использовать в общении правила вежливости.

    Личностные: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

    Вид практической работы: работа с натуральными объектами природы.

    Основные термины и понятия: признаки растений; листовая пластинка, черешок; форма, размер.

    Оборудование: листья разных пород деревьев, цветные карандаши;

    иллюстрации с изображением деревьев; карточки для индивидуальной работы; презентация; детские работы из осенних листьев.

    Ход практической работы

    1.Беседа.

    — У нас сегодня в гостях Муравьишка- Вопросик. Он принёс для вас загадки. Отгадайте их и вы узнаете тему нашего урока.

    Летом вырастают,
    А осенью опадают. (Листья).

    Пояснение темы урока.

    — А вы узнали, что за листья изображены на слайде? ( Приложение 1)

    Детям предлагается перечислить деревья, растущие около школы, которые они видели во время экскурсии.

    — Можно по листу узнать дерево? Как это сделать? На каждой парте листья разных пород деревьев, собранные вами во время прогулки. Муравьишка-Вопросик хочет знать: по каким признакам их можно разделить на группы? (По форме, цвету, размеру).

    Проводится игра “Какое дерево потеряло эти листочки” (по загадкам учителя ученики отгадывают название дерева и по сигналу показывают его листочки). (Приложение 2)

    “Красавец” — так переводится латинское, научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево — богатырь. Что это за дерево? (Дуб). Покажите его листочки.

    Отгадывание загадок. (Приложение3,4,5,6,7,8)

    — Давайте еще раз повторим названия деревьев, которые мы отгадали.

    Физкультминутка.

    2.Практическая работа.

    Сравните листья деревьев, о которых мы говорим. Все они разные по цвету и размеру, но есть у них и сходства. Все листья состоят из черешка и листовой пластинки.  Если пластинка одна, то лист называется простой.  Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный.

    Опыт 1. (модельный опыт)

    Инструктаж по выполнению практической работы. Посмотрите внимательно на листья, которые лежат на ваших столах. Каждый лист имеет листовую пластинку и черешок. Дети показывают, что такое “листовая пластинка”, что такое “черешок”? (Один из учеников выходит к доске и показывает. Остальные дети выполняют задание на партах). (Приложение 9)

    Самостоятельная работа учащихся.

    1)Рассмотрите листья и подумайте, у каких из них листовая пластинка сложная, а у каких — простая. Расскажите об этом своему товарищу по парте.

    2)Работа по карточкам: Девочки раскрашивают листья с простой листовой пластиной, а мальчики со сложной. 

    — Обсуждение выводов: Листовая пластинка может быть простой. Например, у дуба, у берёзы листовая пластинка простая. У некоторых деревьев листовая пластинка сложная. У рябины сложная.

    Опыт 2. (модельный опыт)

    Инструктаж по выполнению практической работы. У каждой пары на парте листья: березы, клена, дуба. 

    Муравьишка принёс на урок листья и все перепутал.

    Назови, с каких деревьев здесь листья?

    Самостоятельная работа учащихся.

    Разложи их по группам в зависимости от породы дерева.

    Обсуждение выводов: Листья разных деревьев имеют свою форму, размер.

    3. Закрепление.

    Игра «Узнай листочек». Учитель показывает листочек, дети поднимают такой же из своего букета и называют дерево (Приложение 10.)

    — Как вы думаете, Муравьишка научился определять деревья по их листьям? Мы ему помогли в этом.

    4.Итог урока.

    — Продолжите предложение

    • Я узнал…

    • Было интересно, когда…

    • Мне понравилось…

    — Что запомнилось больше всего? У кого появилось желание сделать что-нибудь из осенних листьев, чтобы подольше сохранить эту красоту? Посмотрите, какие красивые работы сделали ребята нашего класса из осенних листьев на уроке технологии. Помните, что собирать нужно только опавшие листья, так как, срывая листья с дерева, можно поломать ветку и этим нанести дереву вред.

    Приложение:

    hello_html_m7a623e4b.jpghello_html_408de91c.jpg

    Приложение 1 Приложение 3

    hello_html_m26e278bf.jpghello_html_4a19fce.jpg

    Приложение 2 Приложение 4 hello_html_2194d0b9.jpg

    hello_html_m1dd1d19f.jpg

    Приложение 5 Приложение 6

    hello_html_m6be328a0.jpghello_html_m720520af.jpg

    Приложение 7 Приложение 8

    hello_html_me7e383d.jpghello_html_50734fc6.jpg

    Приложение 9 Приложение 10

    Загадки в игре “Какое дерево потеряло эти листочки”.

    1.Стоит Алёна:
    Платок зелёный,
    Тонкий стан,
    Белый сарафан.(Берёза)

    2. Он встречает самым первым осени приход.

    Кружит в воздухе весёлый

    Листьев хоровод. 
    Землю быстро укрывает
    Золотым ковром –
    Пусть родная засыпает 
    Долгим зимним сном.(Клён)

    3.Осень в сад к нам пришла,

    Красный факел зажгла.

    Здесь дрозды, скворцы снуют.

    И, галдя, его клюют.(Рябина)

    4.Дерево чудесное,
    Листья интересные,
    Веерочки, веерки,
    Белой свечкою цветки.(Каштан)

    5.Никто не пугает, а вся дрожит.

    6.С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня всё ж обижают,
    Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

    7.Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

    Список использованных источников:

    1. http://mypartys.ru/zagadki/zagadki-pro-osen

    2. Учебник “Окружающий мир. Часть 1”, 1 класс, М.: Просвещение,2015; автор: А.А.Плешаков;

    3. Окружающий мир. 1 класс. Поурочные разработки к учебнику Плешакова А.А. — Тихомирова Е.М.

    Related Post