Гжель, городецкая, хохломская, жостовская, мезенская роспись, лаковая миниатюра в Федоскино и Палехе.
Всегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Золотые чаши. Хохломская роспись
Родиной хохломской росписи стала Нижегородская губерния. Считается, что первыми украшать деревянную посуду стали старообрядцы-иконописцы в середине XVII века. Изделия продавали в деревне Хохлома — отсюда и название народного промысла.
Мастер начинал работу с битья баклуш — готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок, они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой».
После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.
В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку, куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.
Снежный фон и синие узоры. Гжель
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru
Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори
Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты — с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор. Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи.
Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин — красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской — до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.
Гжельские сюжеты — это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок. Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу… После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра
История Федоскинской лаковой миниатюры берет начало в XVIII веке. Купец Петр Коробов в 1795 году основал в подмосковной деревне Данилково (рядом с селом Федоскино) фабрику. Здесь из папье-маше изготавливали козырьки для военных фуражек. Когда в страну пришла европейская мода на табакерки, на фабрике стали выпускать табакерки и шкатулки.
Вскоре ассортимент расширился — появились пудреницы, броши и коробочки для чая. Сначала их украшали печатными рисунками-гравюрами, а позже стали расписывать масляными красками и покрывать лаком. Художники во время работы добавляли в краски металлический порошок — так цвета становились «светящимися». Традиционными мотивами федоскинской миниатюры стали русская тройка, пейзажи, сказочные сюжеты и сцены из народной жизни: гулянья, пляски и чаепития.
На изящные миниатюрные изделия давали гарантию в 100 лет: при высушивании папье-маше становилось тверже дерева, а сияющие краски не тускнели годами. Секрет заключался в том, что лак для миниатюр выдерживали на солнце. Этим «прокаленным» составом мастер покрывал каждое изделие до 30 раз.
Три мира узоров. Мезенская роспись
Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru
Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: open-collection.com
Три мира узоров. Мезенская роспись. Фотография: patlah.ru
Мезенская роспись появилась в XIX веке в низовьях реки Мезень Архангельской губернии. Самое древнее изделие с мезенскими узорами — расписная прялка — относится к 1815 году. Местные жители украшали сундуки, туеса (круглые берестяные короба) и посуду — ковши, чаши, бочонки и тарелки. К началу ХХ века центром мезенской росписи по дереву стала деревня Палащелье.
Подготовленную посуду мезенские мастера расписывали охрой по чистому негрунтованному дереву с помощью особой деревянной палочки — тиски. Пером глухаря или тетерева делали черную обводку, а потом уже наносили красные и черные узоры кисточкой. Мастер делил рисунок на три части: небо, землю и подземный мир. Их границы он обозначал прямой линией, узоры располагал в строгом порядке. Главными элементами росписи были животные и птицы: конь, олень и утка. Обрамляли рисунки геометрические орнаменты из прямоугольников и ромбов, дисков и решеток.
Мезенской росписью по традиции занимались только мужчины, навыки мастера передавали по наследству. Сначала начинающему художнику рассказывали о символах и их сочетаниях в узоре, учили размечать изделие и наносить контуры. Прежде чем рисовать орнаменты, будущие умельцы долго тренировались — писали палочки и линии.
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись
«Здесь живут подносами». Жостовская роспись. Фотография: art.mirtesen.ru
Роспись по металлу зародилась в подмосковной деревне Жостово. В 1825 году Филипп Вишняков открыл первую «лакерную мастерскую». В ней изготавливали и расписывали табакерки, шкатулки и подносы из папье-маше. Осип Вишняков продолжил отцовское дело, но папье-маше заменил металлическими изделиями. В 1830-е в деревне появились новые фабрики декоративной росписи, на которых художники украшали подносы букетами цветов. Нарядные изделия быстро обрели популярность.
Главным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на черном фоне. Традиционно мастера выполняли четыре вида рисунков: «Букет собранный», «Букет враскидку», «Венок» и «Ветка с угла». В центре изделия художники обычно располагали яркие крупные растения. Тень и мелкие цветы по краям рисунка создавали иллюзию объема. Чтобы рисунок светился изнутри, мастера добавляли в краски металлический порошок, сусальное золото или делали вставки из перламутра.
«Здесь живут подносами, ими мыслят и только о них рассуждают», — говорили о Жостово. Все в деревне напоминает о народном промысле: даже вместо адресных табличек используют расписные подносы с номерами домов. Так же мастера изготовили и указатели к деревне.
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори
Конь-качалка, конь-каталка. Городецкая роспись. Фотография: Фотобанк Лори
Городецкая роспись известна со второй половины XIX века. В 1870 году на Поволжье, в деревню Курцево Городецкой волости, приехал иконописец Николай Огуречников. Он научил местных ремесленников изготавливать краски и оживлять рисунок штрихами белого цвета. Сначала художники расписывали донца — плоские дощечки, на которых сидели домашние хозяйки, когда пряли шерсть и лен. Украшенное резьбой и цветным рисунком донце служило и как украшение интерьера.
Городецкая роспись отличалась контрастными яркими цветами. Художники изображали вороных коней с длинными шеями и тонкими ногами, петухов с гордо поднятой головой и пышным хвостом, рисовали сценки из купеческой жизни — семейные чаепития, прогулки барышень с кавалерами. Обязательный элемент расписного городецкого изделия — объемные букеты и венки из розанов, ромашек, купавок.
Цветными рисунками украшали ложки и шкатулки, ларцы и хлебницы, мебель и ставни. Также умельцы изготавливали из деревянной щепы и расписывали детские игрушки: куколок, лошадки-качалки и даже миниатюрные наборы для маленьких хозяюшек — прялки, веретенца, утюжки. Особо популярен был конь-каталка. В расписные саночки впрягали деревянных лошадей, в повозку усаживали кучера. Игрушечных дел мастера не использовали в работе ни клей, ни гвозди: с ювелирной точностью они подгоняли детали, которых иногда было более тридцати. «Чтоб изготовить каталку, надо с бесами знаться», — говорили в Городце.
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru
«Чудо, созданное революцией». Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru
История палехской лаковой миниатюры начинается в XVIII столетии. В те годы художники-иконописцы из небольшого села Палех во Владимирской губернии были известны всей России. С 30-х годов XIX века до Октябрьской революции здесь работали иконописные мастерские.
Родоначальником палехского стиля считается Иван Голиков — в 1920 году он создал первую лаковую миниатюру «Адам в раю». В 1924 году в Палехе открылась Артель древней живописи, а спустя год художники получили Гран-при на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже.
Палехские мастера создавали шкатулки, броши, портсигары, табакерки. Они использовали в работе иконописные приемы: писали на черном фоне темперными красками, изготовленными на основе яичного желтка и воды, и твореным золотом (так называли золотой порошок, разведенный в воде). Основными сюжетами были сцены из сельской жизни, былин и русской литературы. Вдохновляли мастеров герои народных и авторских сказок: Иван-царевич и Жар-птица, Серебряное Копытце и царь Салтан.
«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина… Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».
В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким, который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией». По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве».
Расписываем кружку и подпеваем | Журнал Ярмарки Мастеров
Весна пришла! Поют… КОТЫ!
В отличие от людей, коты и кошки не скрывают своих чувств и порывов. Их не волнует, есть ли у них слух и голос, будет ли их кто-то слушать. Душа просит петь и они поют. Если у вас тоже поет душа, а руки просят сделать что-то весеннее и позитивное, я предлагаю взять краски по керамике и расписать свою любимую кружку.
Я не ставлю перед собой задачу научить вас, как получить конкретную вещь. Мне хочется описать технологию, с помощью которой вы сможете сделать что-то «свое». В ходе мастер-класса я подробно расскажу о том, какими материалами пользуюсь и какие этапы вам нужно будет пройти, если вы захотите расписать свою кружку. Необязательно использовать те же самые краски, важно, чтобы они были запекаемыми (не акрил). Рисунок на кружке может быть любым, но я, конечно, буду рисовать своих любимых котов.
Итак, поехали.
- Для работы нам потребуется:
- Кружка керамическая.
- Краски для росписи.
Опыт показывает, что те контуры и краски, которые не требуют запекания, оказываются очень неустойчивыми и расписанную ими посуду нельзя использовать по назначению. Поэтому я рекомендую использовать специальные запекаемые краски, которые можно обжигать в обычной домашней духовке при температуре 150-180 градусов. Такие краски дают яркий и стойкий рисунок и посудой, расписанной ими, можно пользоваться по назначению много-много лет. Единственное ограничение – расписанную посуду нельзя мыть в посудомоечной машине. Кроме того, не рекомендуется, чтобы рисунок, нанесенный такими красками, соприкасался с пищей, поэтому расписывать можно только внешнюю сторону изделия.
С точки зрения того, что используется в качестве связующего в основе красок, все краски по керамике можно условно разделить на две группы: водорастворимые и те, для работы с которыми требуется специальный растворитель. Первые более удобны в работе, т.к. вам не нужно заботиться о том, чем мыть кисти или как исправить допущенную на этапе росписи помарку – кисти и рисунок до обжига легко смываются водой. Однако я в своей работе обычно использую краски итальянской фирмы Maimeri серии Idea Forno Casalingo на масляной основе. Эти краски лучше ложатся на поверхность кружки, дают более яркие цвета и очень стойкий рисунок (при соблюдении правил обжига).
- Растворитель (см на фото выше). Для красок на водной основе ничего специально не требуется – рисунок до обжига можно при необходимости смыть водой. Для других видов красок лучше всего покупать специальный растворитель того же производителя и той же серии, что и сами краски. Краски Idea также отлично смываются обычной жидкостью для снятия лака с ногтей.
- Лак. Для большей стойкости готовый рисунок можно закрепить лаком из той же серии, что и краски и затем снова обжечь.
- Спиртосодержащая жидкость. Потребуется для обезжиривания поверхности кружки.
- Кисти. Для росписи вам понадобятся несколько тонких кистей – натуральных (белка, колонок) или синтетических.
- Палитра. В качестве палитры удобно использовать сложенный в несколько раз кусочек пищевой фольги.
- Ватные палочки. Используются для закрашивания больших фрагментов росписи, а также для корректировки изображения в ходе работы.
2. Прежде чем приступать к росписи, я подготовила эскиз изображения, которое планируется нанести на кружку. Это будет веселый кот с гитарой.
3. Хорошенько вымойте кружку и насухо вытрите. Смочите ватный тампон в спиртосодержащей жидкости и протрите кружку. Поверхность нужно обезжирить, чтобы краска ложилась хорошо. Если нет спиртосодержащей жидкости, кружку можно тщательно вымыть обычным моющим средством. Этот этап очень важен.
4. Ватной палочкой наберите немного черной краски и нанесите на палитру. Тонкой кистью прорисуйте на кружке контуры будущего кота. Рисунок в процессе работы можно корректировать ватной палочкой, смоченной в растворителе. В принципе рисунок можно наносить и специальным карандашом, который рисует по стеклу.
5. Смешайте на палитре немного оранжевой и “индийской желтой” краски.
6. Наберите немного краски на ватную палочку и тампующими движениями нанесите основной тон туловища кота.
7. Не забудьте прокрасить хвостовую часть.
8. Смочите в растворителе ватную палочку и при необходимости скорректируйте контур рисунка.
9. Тонкой кистью черным цветом прорисуйте нос и мордочку кота.
10. Наберите на ватную палочку более яркий оранжевый цвет и добавьте коту немного полосатости. Затем тонкой кистью прорисуйте более светлым цветом ворсинки на шерстке.
11. Переходим к гитаре. Для нее нам понадобятся два основных цвета – светло-желтый и коричневый. В принципе, можно использовать готовые краски таких цветов, но более тонкие оттенки получатся, если смешать белую и индийскую желтую, а также оранжевую и черную краски. Смешиваем краски на палитре (рис.13, 14).
12. Ватной палочкой раскрашиваем светло-желтым корпус гитары, кистью прорисовываем коричневым боковую поверхность. Розетку (дырку) закрашиваем черным цветом. Белым цветом слегка прорисовываем колки на грифе. Струны пока не рисуем. Дело в том, что краски, положенные одна поверх другой при обжиге имеют тенденцию смешиваться и результат может оказаться непредсказуемым. Поэтому прорисовку более тонких деталей лучше оставить “на потом” и выполнить ее уже после первого обжига. Обычно все краски по керамике допускают повторный обжиг.
13. Коричневым цветом рисуем коту рот, а розовым (малиновый +белый) язычок.
14. Смешиваем на палитре синий и голубой цвета. Эти оттенки нам потребуются для глаз и птички.
15. Кистью прорисовываем глаза кота. Птичку расписываем сине-голубым цветом.
16. Переходим к прорисовке хвоста. Также добавляем ему немного полосатости за счет чередования более светлого и более темного оранжевого цвета. Полоски наносим ватной палочкой. Все, что вылезает за границы, убираем растворителем. Затем прорисовываем ворсинки по всей длине хвоста.
Наш кот практически готов. Не хватает усов и струн на гитаре, но эти детали будут прорисованы уже после обжига.
17. Для обжига можно использовать обычную духовку с датчиком температуры или аэрогриль. Обратите внимание на инструкцию на баночках с красками. Некоторые краски требуют того, чтобы краска высохла на воздухе в течение суток, после чего ее можно запекать. Краски Idea сушить необязательно. Готовую кружку ставим в ХОЛОДНУЮ духовку. Выставляем температуру 120 градусов и обжигаем кружку в течение 20 минут (если духовка долго разогревается, это время можно увеличить до 30-40 минут). Затем, не открывая духовку, увеличиваем температуру до 170-180 градусов и обжигаем еще 20 минут. После этого духовку можно приоткрыть, но кружку не вынимать до полного остывания.
18. Первый слой красок закреплен, можно переходить к более тонким деталям. После обжига можно смело рисовать поверх рисунка, не опасаясь того, что краски смешаются. Правда, возможности легко корректировать рисунок у вас уже не будет, т.к. растворителем пользоваться не стоит. Поэтому если что-то не получилось, убираем все, что можно сухой ватной палочкой, ждем высыхания красок (примерно полдня) и рисуем поверх. Белым цветом прорисовываем струны на гитаре, а также усы кота. Черным добавляем нотки.
19. Повторяем процедуру обжига, описанную в п.17.
20. Теперь рисунок для еще большей стойкости можно закрепить лаком. Обратите внимание, что лак должен быть также запекаемым. Обычные акриловые лаки здесь не подходят. Во избежание проблем лак должен быть той же фирмы и той же серии, что и краски. Лак наносим на изображение небольшой плоской синтетической кистью. Ватные палочки лучше не использовать, т.к. ворсинки могут остаться на кружке. Кисть, которую вы используете для лака, должна быть абсолютно чистой. Лучше для лака использовать отдельную кисть. Аккуратно прокрашиваем лаком только ту область, где есть рисунок. Лак при обжиге может слегка изменить цвет нанесенного под ним изображения, но обычно этот эффект очень незначительный.
21. Снова повторяем процедуру обжига, описанную в п.17. При этом следуем инструкции на баночке с лаком.
Ура! Наш кот готов!
Теперь можно заварить вкусного ароматного чаю или душистого свежего кофе и наполнить им кружку.
Приятного чаепития!
Перенос рисунка на непрозрачную тарелку. Часть 1
Перенес рисунка на непрозрачную тарелку — это одна из трудностей, с которыми сталкиваются начинающие мастера в технике точечной росписи.
Я знакома с 10-ю способами переноса изображения и хочу начать знакомить с ними и вас.
Свой рассказ я начну с самого простого, на мой взгляд, метода — перенос рисунка при помощи копировальной бумаги. На данный момент он стоит на первом месте в списке моих любимых.
Для начала работы нам понадобится тарелка и собственно рисунок, который мы будем переносить. Я буду приводить вам пример на двух тарелках — глянцевой черного цвета и кремовой матовой. В качестве изображения для переноса выступает простенькая мандала, отрисованная специально для мастер-классов (она будет использоваться во всех примерах).
Тарелку необходимо обезжирить. Делается это для того, чтобы след от копирки был виден четче и при работе не размазывался или не стирался. Для обезжиривания подойдут любые спиртосодержащие средства: спирт, водка, спиртовые салфетки.
Не подходят жидкости для снятия лака! Во-первых, запах, во-вторых, оставляют белесые следы, в-третьих, оставляют свой послед, который мешает акриловой краске качественно закрепится!
Теперь о самой копировальной бумаге. У кого-то она осталась из счастливых 90-х, а все остальные ее могут купить в канцелярских магазинах и сейчас. Самые распространенные цвета — синий, фиолетовый и черный. Чаще всего я использую синюю копирку, так как ее видно на тарелках любого цвета. И еще, чем свежее копировальная бумага, тем четче от нее след.
Подготовка рисунка к переносу. Тарелки, которые используют для работы большинство из нас не плоские, то есть имеют бортик выше серединной части. Поэтому, если расположить изображение на бумаге просто на тарелке, без его подготовки, то можно измять края, а значит, симметрию или образ рисунка исказить. Чтобы этого избежать, я делаю на краях нашего изображения небольшие надрезы.
Далее мастерим «сэндвич». Тарелка — копирка (гладким слоем вниз) — листок с изображением. И закрепляем это все. Кто-то любит скотч, кто-то доверяет своим рукам и держит все это без закрепления, а я люблю зажимы-крабики.
Теперь наступает часть творческая — взять в руки зубочистку/ручку/карандаш и начать обводить линии нашего рисунка, слегка надавливая, чтобы изображение перенеслось как можно четче. Многие пытались мне доказать, что копирку не видно на темных тарелках. Так вот, правы они или нет, ищите на следующем фото 🙂
Еще одна проблема связанная с копиркой — она мажется. Тут могу сказать, что многие проблемы решает ватная палочка. Копирку она подчищает очень хорошо.
Вот такие маленькие «копирочные» секреты.
Я готова ответить на все ваши вопросы по данной теме 🙂
С уважением, Ольга Высевкова
P.S. Уже полным ходом идет работа над описанием следующих способов и методов переноса рисунка на непрозрачные тарелки.
Часть 2 мастер-класса здесь>>
Стили русской росписи
Хохлома —роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.
Городецкая роспись —
роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.
Гжель —
роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.
Федоскинская роспись —
роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.
Роспись Северной Двины —
роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.
Прикамская роспись —
роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.
Жостовская роспись —
роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.
Мезенская (Палащельская) роспись —
роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным — «сажей» и красным — «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи — солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.
Палех —
роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.
*Братина — род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.
Роспись тарелок акриловыми красками, точечная роспись, декоративные тарелки с росписью: краски и шаблоны для росписи точечной техникой
Роспись тарелок – занятие полезное и увлекательное. Возможность придать уникальный и красивый вид безликой тарелке захватывает, а результат умиляет. Самостоятельное декорироватние тарелок — кропотливое занатие, которое требует усидчивости, терпения, но также успокаивает и расслабляет. Росписью тарелок можно заняться вместе с детьми в холодные зимние вечера.
Как тарелки попали на стену
До середины XVIII века китайский фарфор можно было встретить только в королевских дворцах, в обиходе европейцев была распространена деревянная и оловянная посуда. Вместе с разгадкой секрета китайских гончаров в Европе началась эпоха керамической столовой посуды.
Незатейливые глиняные тарелки стали доступны многим, но красивые фарфоровые изделия по-прежнему считались символом роскоши и встречались только в домах богатых аристократов. Изысканные фарфоровые сервизы рассматривались как декоративные элементы интерьера: ими украшались мебельные полки и стены.
Традиция награждения отличившихся на государственной службе подданных фарфоровыми тарелками стала причиной коллекционирования и вывешивания их на стене для всеобщего обозрения. Есть из тарелки, полученной из государевых рук, было не принято. Для высокой государственной награды отводилось почетное место на стене. Количество тарелок-наград на «доске почета» свидетельствовали о заслугах и ранге хозяина дома.
Роспись тарелок – коммерческий ход и начало «тарелочного интерьера»
Коммерческое чутье помогло французской фирме «Лалик» почувствовать потребительский интерес к красивым фарфоровым изделиям, как к предмету декора. В середине XIX века на европейском рынке появились первые экземпляры коллекционных тарелок, отличающиеся изяществом и красотой. Оригинальные изделия поражали высоким качеством тончайшего фарфора и филигранным художественным оформлением.
Декоративные тарелки украшались тщательно прорисованными миниатюрами, пейзажами, пасторальными картинками, портретами. Тарелки от «Lalique» в интерьере заменили ушедшие в прошлое наградные тарелки. На протяжении почти двух веков декоративные тарелки в интерьере являются символом утонченного вкуса. В современном прикладном искусстве часто используются жанры фэнтези, сюрреалистические мотивы и маринизм.
Способы размещения тарелок в интерьере
Коллекционные тарелки украшали стены гостиной, столовой, кухни. Для надежного крепления на стене использовались специальные крючки-подвесы. Крючки – самый распространенный способом крепления тарелок к стене. Если коллекция довольно обширная, то лучше использовать специальный дисплей. На сегодняшний день размещение тарелок в дисплеях считается наиболее надежным способом. Дорогая коллекционная тарелка прочно фиксируется к стене, что исключает ее падение.
Для кухонного интерьера рекомендуется использовать консольные полки. Настенная консоль, представляющая собой деревянную панель с рейками-держателями, является традиционным атрибутом интерьера западноевропейской кухни. Керамические тарелки с росписью уместны в интерьере столовой-кухни в стиле Прованс.
Тарелки с росписью можно расположить на камине, в нише, в шкафу со стеклянными дверцами, на комоде или подоконнике. В таких случаях тарелка устанавливается в вертикальное положение при помощи настольной подставки-держателя. Есть несколько способов изготовления крепежа для тарелок собственными руками: при помощи канцелярских скрепок, консервных колечек, эпоксидного клея. Но лучше пользоваться креплениями промышленного производства – дорогая коллекционная или любимая расписная тарелка должна прочно держаться на стене.
Роспись тарелок своими руками
Роспись тарелок своими руками – это популярное и любимое многими занятие. Любое творчество приносит удовольствие, роспись также доставляет массу приятных эмоций. Весь процесс, начиная с продумывания рисунка и элементов декора, непосредственно роспись, обжиг, покрытие лаком, а также результат работы и эмоции близких людей, получивших эксклюзивный подарок, принесет Вам огромную радость.
Роспись тарелок акриловыми красками: не так страшен процесс, как его малюют
Универсальная и экологически чистая по составу акриловая краска отлично подходит для росписи тарелок. Акриловая краска состоит из пигмента, воды и связующего компонента, это обеспечивает ее высокую адгезию (показатель сцепления краски с поверхностью). В строительных магазинах представлен широкий ассортимент акриловых красок различных цветов и оттенков. Краски под золото, серебро, медь, бронзу позволяют декорировать тарелки и придавать им различные эффекты: блеска, мерцания и отлива.
Последовательность работ по росписи тарелок акриловыми красками следующая:
- Тщательное обезжиривание поверхности тарелки при помощи спирта или ацетона.
- Нанесение рисунка. Фантазия и эксклюзив приветствуются. Акриловая краска высыхает в течение 4-х часов. Если в росписи использовалась золотая краска, высыхание может длиться неделю.
- Покрытие изображения акриловым лаком. Лак наносится в несколько слоев, причем каждый новый слой – только после высыхания прежнего. Нанесение лака кисточкой может смазать рисунок, поэтому рекомендуется использовать лак-спрей.
- Обжиг тарелки в духовке или микроволновой печи. Тарелку нужно помещать в холодную духовку, разогреть до 170°, выдержать 30 минут и вынимать тарелку из печи после остывания.
Point-to-Point – точечная роспись тарелок
Точечная роспись подходит для тех, кто не отличается умением рисовать и думает, что способен украсить тарелочку лишь «голубой каемочкой». Не стоит унывать, техника точечной росписи как раз представляет собой сочетание множества разноцветных каемочек!
Тарелку для точечной росписи обезжиривают, но прежде чем наносить контурный рисунок поверхность посуды грунтуется черной акриловой краской, после высыхания покрывается матовым лаком. Декор тарелки нужно проводить в два этапа: сначала оформляется центр, потом каемочная часть. В центральной части тарелки наносится контур основного рисунка, по каемке – декоративные линии.
Точечный рисунок – нить маленьких бусинок из краски – наносится при помощи акрилового контура. Специальный тюбик с тонким наконечником позволяет выдавливать нужное количество краски и аккуратно размещать точку на поверхности тарелки. Излишки краски необходимо удалять и корректировать рисунок. Из четких линий, чередования цвета и размера точек получаются изумительные по красоте рисунки, а сама тарелка превращается в настоящее произведение искусства.
Детское творчество в детской комнате
Приобщить ребенка к азам декоративно-прикладного искусства и заодно украсить интерьер детской комнаты расписными тарелками помогут специальные наборы для художественного творчества. В комплект входит удобная для раскрашивания: белая тарелка, акриловые краски, кисточки, спонж, шаблоны, контурные краски, фломастер -предназначены для росписи и рассчитаны под детскую руку.
Шаблон-рисунок накладывается на тарелку и при помощи спонжа заполняется яркими красками, фломастером или кисточкой рисунок оформляется контурной линией. На финишном этапе взрослые могут помочь ребенку и внести необходимую корректировку в роспись. К расписанной тарелке клеится двухсторонний скотч и прикрепляется специальный крючок. Расписывать тарелку по предложенному трафарету необязательно, уникальные образцы расписных тарелок создаются буйной детской фантазией.
Техника нанесения изображения ладошкой и пальчиками позволяет получать оригинальные рисунки и заодно запечатлевать на память детские ручки. Стена детской комнаты, украшенная несколькими тарелками, выглядит оригинально, ярко и необычно. Самый лучший подарок для бабушек и дедушек – расписанная детскими руками тарелка-сувенир.
Декоративные тарелки. История и современность
Однажды в нашу жизнь приходит какой-нибудь предмет, которым мы активно пользуемся. Мы даже порой не задумываемся откуда он взялся, как появился и кажется, что он просто был всегда. Это в большей степени относится к предметам, которые постоянно окружают наш быт – ложки, ножи, вилки, тарелки.
Свой рассказ о декоративных тарелках я хотела бы начать с маленького экскурса в историю. Мало кто знает, но тарелка, как вид, появилась гораздо позже ножей и ложек. Самая первая ёмкость появилась еще во времена неолита и была слеплена из глины. У нее не было ни устойчивого дна, ни привычных нам ровных бортов, скорее это было похоже на привычный нам вид миски. Дальше ёмкость менялась, у нее появилось плоское дно, обеспечивающее устойчивость, а так же она стала плоской. Для большей сохранности этого вида посуды мастера придумали запекать глиняное изделие в печи, тем самым придавая ему жесткость. Практически в одно и тоже время мастера Древней Греции и Рима обнаружили особый пигмент, который в сочетании с разными смолами давал удивительное по своей консистенции вещество. В качестве эксперимента этим веществом решили покрасить перед запеканием глиняную посуду. Мир получил керамику. На керамической посуде стали изображать сцены из жизни богов и героев
В 600 году нашей эры мастера Древнего Китая начали создавать изделия, которые отличались высокой прочностью при минимальной тонкости. Весь мир узнал о фарфоре. Фарфоровая посуда была исключительным изобретением Китая, которое они старались всеми силами держать в секрете. Однако в 1300 году китайская фарфоровая посуда начала появляться в европейских королевских дворцах, но из-за своей дороговизны она стала не столовой посудой, а именно декоративной.
Со временем у плоской ёмкости появилось свое имя, ее стали называть «талер» — круг, однако с легкой подачи одного из европейских королей, который в состоянии пьяной неги не смог правильно произнести это слово — «талер» стал «тарель». Тарели так понравились богатым подданным, что каждый хотел получить такую в свое распоряжение. Но из-за своей дороговизны, тарель была лишь предметом декора, которым хотелось похвастать перед своими друзьями и гостями дома. Она стояла на самом видном месте. И только в дни великих праздников тарель служила по своему назначению – на ней выносили самое дорогое и вкусное блюдо.
Повсеместной тарель стала в XV веке во Франции, когда ее стали делать из дешевых материалов – олова, дерева и свинца.
В России как таковых тарелок не было, а были «блюда». Материалом из которого они были сделаны, блюда показывали статусность их владельца. Вся царская посуда была исключительно золотой. У просто придворных богачей она была серебряной, у помещиков – медная, а у простого люда – деревянной.
Тарелями же в России награждали верных царских слуг за их особые заслуги. Такая посуда украшалась вензелями и ставилась в доме на самом виду. Получить тарель считалось намного почетнее, чем орден.
Только с XVII века «тарель», которую русские быстро переделали в «тарелка» стала входить в предмет бытового обихода и с начала XVIII века стала просто незаменима при употреблении пищи.
Однако декоративная жизнь тарелки на этом не окончилась, а только стала развиваться. В конце XIX века в моду вошло коллекционирование декоративных тарелок. Успехом пользовались тарелки в сине-белой гамме, а так же самые старинные и редкие экземпляры.
В настоящее время существует огромное количество декоративных тарелок, которые украшают интерьеры многих домов.
Хотела бы представить Вашему вниманию некоторые варианты размещения декоративных тарелок в интерьере
Спасибо за внимание!
Делайте мир красивым!