Объемный декупаж для начинающих — пошаговые мастер-классы
Использование объёмных материалов возможно как в качестве самостоятельного декора, так и дополнение к любым другим творческим техникам. С их помощью можно создавать интересные и необычные фактуры, имитировать различные поверхности и материалы.
3D пасты и гели колеруются красками, наносятся через трафарет, отлично принимают в себя декоративные элементы и наполнители.
Способы добавить объёмные элементы в работу
1. Вылепить необходимый декор из пластики или глины. Как вариант — отлить из гипса с помощью молдов.
2. Папье-маше, декупаж колготками, туалетной бумагой.
3. Приклеивание дополнительного декора на клей.
4. Рельефные пасты, шпатлевки, гели и т.п.
Процесс имитации филиграни и роспись акриловыми красками шкатулки
В этом мастер-классе я покажу процесс имитации филиграни и роспись акриловыми красками. Рисовать будем сирень.
Узоры объемные, «металлические», роспись «свободная», акриловая.
Все по порядку. Вот объект реализации моих задумок, уже загрунтованный акриловой белой краской. Роспись я планировала разместить в двух овалах: большом на крышке и маленьком внизу. Так вот, овалы необходимого размера я вырезала вначале из бумаги, а потом приложив к шкатулке, обвела их. На фото это уже видно:
Материалы и инструменты:
Приступаю к работе с узорами. Можно их было,конечно,и контуром акриловым да уже готовеньким,но не по мне он -течет, усыхает. Я взяла шпатлевку,разбавила до сметанообразого состояния водой, поместила получившийся состав в бутылочку с тонким носиком,которую видно на предыдущем фото слева.
Узоры я вначале отрисовала на бумаге,а затем перевела на шкатулку. Начала с обрамления овальных областей на шкатулке:
Шаг за шагом я выполнила всю узорчато-объемную работу. После высыхания я всю шкатулку дважды покрыла акриловой белой краской, чтобы сцепление узоров с поверхностью шкатулки было более надежным. Как хорошо смотреть на фото…когда уже все готово!
Наступил этап работы с красками. Эскиз рисунка с сиренью набросала простым карандашом прямо на крышке шкатулки, но все же нельзя так сильно давать на карандаш,т.к.его следы могут быть видны через слой краски. Чуть позже я ластиком это исправила
Приступая к рисованию очень полезно просмотреть фото с сиренью и вспомнить,какую она имеет внутреннюю структуру, это обычно внутри разветвляющиеся веточки..на которых «растут» цветочки. Можно,конечно, и без всего этого, под натиском вдохновения,но нет- я лично путаюсь)))
Паралельно с росписью выполняла работу с фоном,т.е.ставила цветные пятна,переходящие одно в другое (жидкой краской,хорошо разбавленной с водой). Цвета для фона -те, какими будет сама роспись,т.е. сиреневый и светлый серо-зеленый оттенок.. Поставила пару пятен с охрой,но она мне тут не понравилось и впоследствии она исчезла)
Приступаю к росписи… Круглой кистью №2 я ставлю несколько пятен,формирующих гроздь сирени. Делаю это ОЧЕНЬ разбавленной краской: ставлю пятно и чуть растираю границы.
Чуть посохло и я усилила все,добавив насыщенности:
Я чуть было не забыла про этот этап и сразу начала рисовать бутончики-цветочки, но после очередного забега сына ко мне на кухню с возгласом: «МАААААААМА!!!!! ПОСМОТРИИИИ!!» (он научился откручивать винтики)))) мне пришлось сделанное стереть. Ну не без этого)))
Теперь цветочки… 2 краски -сиреневая и белая, кисть круглая №1. Макаю кисть в сиреневую краску,а кончик в белую.
и начинаю делать мазки,изображая бутоны и лепестки сирени, с внешних очертаний грозди сирени. Участки,где сирень находится чуть на дальнем плане, нужно рисовать менее насыщенно. Листья тоже постепенно озеленяются….круглой кистью №2 (2 цвета краски -светлая серо-зеленая,и темно-зеленая), делаю мазок по внешнему краю листа,промыв кисть в воде,растушевываю границу мазка. К листьям возвращаюсь так еще несколько раз
Цветок…один из -4 мазка к центру
Не забываю и о маленьком овале,там все так же
Немного подустав,я переключаюсь опять на узоры. Развожу черную краску с сиреневой, делая лужицу грязную на палитре и кистью,зачерпывая из нее черной водицы,прохожусь по узорам,излишки тут же снимаю кистью (промываю кисть в воде для этого, затем обмакнув в тряпку,чтобы убрать воду, вытираю излишки). Нужно было,чтобы темная краска попала во все углубления,сделав еще объемней узор.
Вот самое начало этого процесса (начала с верхнего правого угла):
Вот примерно что получилось вцелом
Опять возвращаюсь к росписи и добавляю тени. К зеленой краски чуть черной и очень много воды. Тень нужно хорошо успеть растушевать,делается все быстро,пока краска не высохла. Постаралась заснять…но кажется не самый удачный случай,но все же понятно должно быть: под листом провожу кистью
быстро ополаскиваю кисточку и размываю границу тени.
Таким образом добывляю теней в разных участках.
Затем возвращаюсь к цветочкам,опять листочкам (набираю где нужно насыщенность цвета листа,рисую прожилки). Кое-где прорисовываю веточки внутри грозди сирени. По завершении в некоторых цветочка сталю желтые точки, обозначая серединки цветочков.
Что еще…..ааааа… узоры — методом сухой кисти прохожусь по ним серебряной краской (у меня Ладога, см.фото)
В общем, работу делать можно до бесконечности….)))
Итоговость такая. Внутри шкатулку еще нужно будет оформить сиреневым креп-атласом
Вот еще мои работы с сиренью… Сирень…сирень…май «на носу»
Спасибо за внимание! Надеюсь,было интересно и полезно
Мастер-класс по созданию композиции на плоскости в технике городецкой росписи
Часто так бывает, что начинающие мастерицы и мастера, кто делает первые шаги в Мире Традиционных русских росписей по дереву, научившись основным приёмам той или иной росписи-на курсах ли , по книгам ли, по материалам, опубликованным в интернете, не знают, что же делать с такими новыми навыками. так как те или иные композиции либо сложны, либо еще отсутствует представление, как композиции составляются.
Сегодня я хочу показать, как можно составить простейшую композицию в стиле Городецкой росписи. Для тех, кто уже умеет писать основные элементы Городецкой росписи-птиц, разные варианты цветов-розанов и купавок и, конечно же листочки.
Итак, любое изделие требуется подготовить к росписи. Подготовка заготовки к росписи заключается в том, что изделие шлифуется до гладкости, грунтуется (порозаполнение), вновь шлифуется, затем тонируется (придается цветовой оттенок) или прокрашивается фоном (наносится цвет) или фонами (если предполагается, что будет несколько «цветовых фоновых пятен»-для более сложных композиций.
Как делала я в данном, конкретном случае :
Фанерка. Сначала немного затонирована. Как? Смочила водой деревянную поверхность, а потом-по влажной поверхности с помощью губки нанесла очень сильно разведенный коричневый акрил (так на бумаге можно имитировать дерево).
Вскоре, по еще влажной поверхности, нанесла акрил-перламутр (он после высыхания становится прозрачным,на очень светлых поверхностях слегка , едва заметно желтит с перламутровым отливом). Собственно,можно было и не делать с перламутром ничего, но он у меня выступил в качестве грунта. В другом случае ,я с удовольствием воспользовалась бы акриловым лаком.
Я же торопыжка.Мне же не терпится.И вот,пока поверхность просыхала,я уже взялась за выполнение рамки. Широкой (мм 7,наверное, )плоской синтетической кистью прошлась по периметру моей дощечки красным акрилом. Акрил сохнет быстро,поэтому сразу же-уже темперными белилами сделала «орнамент-кружевцо».
ну а дальше,уже подсохло……и……..
задумала я композицию с петушками.
Сначала наметила центр композиции, чтобы не «уехала» картинка набекрень и в бок…..И нарисовала замалевки петушков. Причем сразу и хвостики обозначила. Таким образом-я определилась с границами центра моей композиции.
Тревога!!!!!!Почему же у петушков не оставлены места для крылышек? И где лапки?
Я немного))))))знаю свойства красок, с которыми работаю. И мне известно, что темпера Окись Хрома ложится спокойно на черный подмалевок, поэтому я совершенно спокойно написала замалевки без наметки будущего крылышка. Что касается ножек птиц-я их пишу, как правило, в самый последний момент-когда уже написаны цветы и листики. Почему? Тогда я точно вижу место,где эти ножки можно расположить. Если же я не оставила места для лапок, увлекшись росписью, то тогда пишу их аккуратно прямо по поверхности цветка или листочка, на котором эта птичка сидит или стоит.
А дальше-самые обыкновенные этапы росписи, которые известны всем-нанесение подмалевков цветов, а , чуть позже, и листьев.
Красный, светло-зеленый,оранжевый-акрил. Остальные цвета-темпера. (Это мой набор красок при выполнении данной, конкретной работы. Любой мастер росписи работает своими наборами красок-как по палитре, так и по качеству: гуашь, темпера, акрил)
Решила сделать под птицами просто небольшую цветочную полосу. Уравновесила еще меньшей цветочной полоской-поверху. И небольшие букеты разместила по краям композиции (для этого немного наметила местоположение букетика с помощью карандаша-под замалевком будущего оранжевого колокольчика слева-просвечивает карандашная линия)
А что это за странные палочки-не палочки,торчащие из роз?
А это-таким образом я показала для вас, дорогие мастерицы и мастера, местоположение будущей вершинки пУпочки. Зачем? Чтобы нарисовать красиво за границей подмалевка-круга лепестки роз. Итак, напротив намеченной пупочки находится самый большой центральный лепесток. Затем справа и слева пишутся следующие лепестки, чуть меньшие по размеру, чем центральный, затем-следующая пара…и еще….и еще, сколько потребуется, все время с уменьшением размера.
Далее-листочки. Цвет-ОКИСЬ ХРОМА плюс КАПУТ -МОРТУУМ. И просто КАПУТ-МОРТУУМОВЫЕ листочки. И прошлась с помощью круглой колонковой кисточки черным цветом по этим листочкам-создала тенежку листьев, а также-немного витушечек, травинок изобразила
Ну и…….)))))))Тенежка, а потом-белильная оживка.
Тенежка для красного,оранжевого и розового цвета-КРАПЛАК, для голубого-ГОЛУБАЯ ФЦ, для зелененького надо бы ИЗУМРУДНУЮ ЗЕЛЕНУЮ. Но что-то у меня в момент создания композиции ее не нашлось….Поэтому смешала немного желто-зеленого колера (зеленый плюс кадмий лимонный). НИКАКИХ ЧЕРНЫХ ОЖИВОК ДЛЯ ЦВЕТОЧКОВ, БУТОНОВ И ЯГОДОК-не использую.Так учили меня уважаемые мастера,
После тенежки-белильные оживочки. А потом-слегка-кадмием лимонным добавлено немного солнышка))))))
Вот и все!
Есть вопросы? С удовольствием отвечу.
Мастер-класс по надглазурной росписи фарфора. Часть 1
Сразу оговорюсь, что это не совсем мастер-класс, а так, мастер-классик или, скорее, мое огромное желание еще раз рассказать про целый Мир надглазурной росписи фарфора (porcelain painting).
Конечно, научить надглазурной росписи дистанционно почти невозможно, научится только тот, кто уж оооочень хочет, как, например, я. В Европе и Америке, а также в Азии, мне кажется, росписью фарфора занимается больше людей, чем в России, а потому найти описание техники росписи на русском языке проблематично, но можно. Есть замечательные художницы, которые выкладывали и тексты и видео по росписи. Еще раз им огромное спасибо!
Итак. Сначала выбираем посуду для росписи. Фарфор. В данном случае нашла кружку производства Дулевского фарфорового завода с золотыми отводками. С ними наряднее и не надо самому делать эту золотую отводку!
Далее придумываем, что же хочется нарисовать на посуде, что бы картинка радовала. Меня радуют, например, крольчата.
Есть разные варианты переноса картинки на скользкую поверхность фарфора. Вот например простой вариант — обвожу на кальке понравившийся рисунок или свой эскиз, можно на просвет, как мы это делали в детстве, крикладывая лист с картинкой и калькой к окну. Затем с обратной стороны кальки нужно повторить, обвести рисунок мягким карандашом 5, 6 или 7B, или вообще заштриховать всю поверхность.
Вот. Фотография процесса перевода картинки на кальку:
А теперь я штрихую с обратной стороны кальки мягким карандашиком все линии:
Калька с рисунком готова. Затем подготавливаю поверхность фарфора. Она скользкая, графит просто так не ляжет на нее, поэтому нужно протереть живичным скипидаром кружку. Скипидар испарится, но не весь, его жирная составляющая останется виде тонкой жировой пленочки. Вот на него то графит ляжет как миленький!
Закрепляю кальку на кружке так, что бы картинка была расположена на поверхности кружки по моему замыслу, удобно читалась.
На малярный скотч. И в третий раз повторяем линии рисунка, можно снова карандашом.
А теперь открепляю кальку и вуаля — контуры кроликов на кружке!
Первый этап пройден.
Далее нужно подготовить краску на палитре для росписи. Краска хранится в виде порошка, затем живописцы по фарфору разводят её живичным скипидаром. Вообще медиумов много, но я поняла, что освою роспись со скипидаром, это один из надежнейших медиумов.
Все делают это немножко по-разному, но суть одна. Нужно смочить скипидаром порошок до консистенции сметанки. Согласна, термин сметана очень неоднозначен, но и мне было не легко! Пока поняла, попробовала и так, и эдак! А еще нужно скипидарное масло. О! Это кошмар… Я очень хотела его купить, но такую штуку в РФ не продают, как в прочем и многое другое. Его приготавливают сами — испарением скипидара, медленно в блюдечке живичный скипидар испаряется, пропитывая кругом всё, но не весь, менее летучие фракции остаются, это и есть скипидарное масло.
Я пыталась обойтись без него — эфирное масло гвоздики помогает подготовить краску к росписи, чтобы краска ложилась так, как надо. Но выпарив таки немножко скипидара до состояния масла, поняла — вещь!
Мастихином забираю из баночки горочку порошковой краски и кладу на палитру. У меня стеклянная палитра с матовой поверхностью, мне так больше нравится. Можно брать и обычное стекло, и белые керамические плитки, кому что нравится. Капаю живичный скипидар, растираю мастихином, потом добавляю эфирное масло лаванды или гвоздики, в зависимости от задачи — с лавандовым маслом роспись прозрачнее, с гвоздичным можно положить слой краски чуток потолще. Строго говоря в надглазурной росписи нельзя делать ни очень тонкие слои, ни очень толстые — тонкие слои после обжига в лучшем случае матовые, в худшем — стираются с поверхности фарфора, а толстые — после обжига могут отвалиться со слоем глазури… Это неисправимый брак.
И так много премудростей с этими слоями, мазками, что лучше, конечно, попасть на настоящий мастер-класс! Но у меня такой возможности не было. Зато мне доступна радость открытий!
Нужные цвета подготовлены на палитре. На это уходит какое то время… Ну, наконец то, настало время собственно росписи!
Беру специальную! кисть для росписи фарфора. Видите какая странная. Эти кисти вяжутся в ручную в городе Киров и возможно в Санкт-Петербурге. Я пыталась расписывать беличьими и колонковыми кистями для акварелистов, но это не то, не так хорошо и удобно, как со специальными кистями. Так. Тут на фото баночка со скипидаром, который нужен для промывки кисти. Спонж — нужен для тампонирования слоя краски, то есть для его равномерного распределения. Сложенное несколько раз бумажное полотенце — отличная вещь! Раньше на фарфоровых заводах использовали ветошь, да не абы какую, нужна не ворсистая, лучше лен. А теперь есть бумажные полотенца, у них точно нет ворсистости, хорошо впитывают скипидар. К слову все акварелисты теперь тоже снимают излишки воды об бумажные полотенца. Ну, если удобно!
Наношу тонким слоем краску, а затем спонжиком очень легкими прикосновениями тампонирую поверхность.
Получилось нежно-равномерно. Это первый слой росписи, шерстку и тени положу на втором слое росписи после первого муфельного обжига. Потому что на фарфоре ну не получается рисовать, как на бумаге. Бумага впитывает слои красок, фарфор — нет. Поэтому рисуют послойно, обжигая каждый слой росписи в муфельной печи.
В муфельной печи обжиг проводят при температуре 720-850 градусов Цельсия, в зависимости от характеристик красок. Это отдельный разговор, нудно-тонкий. Если Вы купите себе муфельную печь, то найдете информацию по обжигам, проведете пробные обжиги, и всё у вас будет хорошо. А еще есть вариант аренды печи, где вам обожгут вашу роспись.
Рисую крольчатам глаза. Блики — не закрашенные участки фарфора. Можно полностью закрасить кружок глаза и чистой кистью удалить краску с участков, где нужны блики.
Кролик до тампонирования:
Кролик после тампонирования:
Когда первый слой росписи готов, отправляю кружку в муфельную печь на обжиг. Обжиг процесс длительный. Вот фото кружки после первого обжига. Краска впеклась в глазурь, поменяла оттенки, стала глянцевой. Самое главное — прочно закрепилась на поверхности. Можно продолжать роспись!
Продолжение здесь >>
Делаем эскиз для росписи: от задумки до воплощения
Сегодня я хочу рассказать о самом, на мой взгляд, важном этапе работы над изделием — его эскизе. Ведь идея по сути мимолетна, и уловить ее за хвост не так-то просто. Нередко можно увидеть работы с великолепной задумкой, но плохим исполнением или композицией. Создание эскизов и подмалевков поможет избежать данных ошибок, продумать вашу работу до мелочей, определиться с графическим и цветовым решением.
Данный мастер класс в основном ориентирован на людей без художественного образования.
Первый этап. Творческий альбом
Предположим, у вас уже есть задумка, это может быть конкретная тема: бабочки, лилии, розы, Рим; или же нечто более абстрактное: волны, любовь, грусть. Определившись с темой, можно смело приступать к выполнению 1 этапа. Для этого вам понадобятся журналы для вырезок, хотя я предпочитаю скачивать изображения из сети и распечатывать, предварительно скомбинировав в PS. Цель данного задания — собрать как можно больше разнообразных изображений связных с выбраной темой. Подойдет все-орнаменты, графика, живопись, фото. Здесь нет плагиата, здесь есть изучение объекта, неплохо перед работой посмотреть и проанализировать работы других мастеров на предмет композиции. Какие из них хорошо выглядят и почему, а какие вы считаете неудачными? Моя тема звучит как Феникс, в моем альбоме я использовала изображения разных птиц, чтобы понять, какая мне ближе, народные орнаменты, несколько рисунков, найденых в сети, и рисунок птичьего крыла, чтобы посмотреть, как располагаются перья.
Второй этап. Композиция рисунка
На этом этапе нужно прикинуть, как будет располагать роспись, какую площадь бокала она занимает. Особой прорисовки тут не нужно, я делаю очень быстрый скетч.
Третий этап. Графическая разработка
На этом этапе нужно определиться с графикой, какая будет линия-плавная или резкая?
Стремитесь создать упрощенное изображений и отойти от натурного рисунка. Для скетчей я использую офисную бумагу и механический карандаш. Рисовать с натуры им неудобно, но для скетчей он хорошо подходит. Начиная работу над рисунком, обозначьте габаритные размеры, приближенные к реальному масштабу росписи. Старайтесь представить ваш объект через упрощенные геометрические фигуры, линии построение проводите один раз, стараясь сильно не давить на карандаш.
Рисунок следует выполнять последовательно, чтобы на каждом этапе он выглядел законченым. Не увлекайтесь прорисовкой какой-то одной детали, когда не наметили композицию в целом. В этом плане нужно идти от целого к уточнению.
После того, как работа завершена, я протираю весь рисунок клячкой. Ее можно купить в любом художественном магазине. Суть в том, что в отличии от ластика, она обесцвечивает, а не стирает рисунок.
После этого я обвожу рисунок ручкой-роллером, придавая рисунку завершенный графичный вид. Это также можно сделать рапидографом, тонким маркером или пером. Старайтесь вести линию непрерывно и четко, не создавая разрывов или утолщений.
Никогда не останавливайтесь на одном эскизе, вы же не хватаете в магазине первое попавшееся платье?
Здесь важно найти наилучшее воплощение вашей идеи, так что не скупитесь на время. Сделайте как минимум 4-6 эскизов, это самое оптимальное количество.
Четвертый этап. Исполнение в цвете
На этом этапе мы определимся с колоритом росписи. Для этого нужно подготовить эскизы, для раскрашивания. Я фотографирую конечный вариант, обрабатываю в PS и печатаю на бумаге столько штук, сколько душе угодно. Это неплохо экономит время.
Изначально я решила выполнить черно-белый вариант. Для этого я использую тушь Гамма. Не могу хорошо отозваться о качестве туши, но для эскизов она вполне подходит. Заливку тушью нужно начинать от краев и постепенно заполнять пространство внутри. Старайтесь не прикасаться к бумаге, тушь жидкая,и вы можете смазать непросохший слой. Для заливки я использую беличью кисть №3.
Дальше я работаю в цвете. Краски для выполнения работы нужно подбирать исходя из специфики материала для росписи.
Это может быть гуашь, масло, акварель, пастель или цветные карандаши. Я делаю роспись витражными красками, поэтому использовала акварель «белые ночи». О том, как пользоваться акварельными красками, можно рассказывать отдельно и много. Дам лишь один совет — если хочется ярких цветов, не смешивайте больше 2-3 вместе, а также противоположные цвета спектра (получите серый). Акварельные краски бывают прозрачные и непрозрачные, для получения ярких цветов старайтесь использовать первые и не мешать их с алой или красным марсом, которые делаю тон более глухим.
Акварель — это техника плывущего пятна, чтобы получить мягкий переход из цвета в цвет, возьмите краску другого тона и влейте в край предыдущего пятна. Если хочется жесткой границы, дождитесь, когда первый слой высохнет. Возможно я объясняю слишком примитивно, но научить писать акварелью за один урок не получится, да и моя цель далеко не в этом.
Дальше мне захотелось поработать цветными карандашами.
Пятый этап. Создание шаблона
Мы определились с графикой и цветом, осталось только сделать шаблон.
Необходимо снять точные мерки с предмета, в данном случае я изменяла диаметр бокала и высоту моей росписи.
При помощи линейки я начертила прямоугольник, в котором еще раз прорисовала свой рисунок. Вот что получилось в итоге.
Между летучей идеей и материальным воплощением лежит пропасть и уйма работы, конечно, когда мы что-то задумываем, у нас в голове крутится тонна мыслей, как это можно воплотить, и нам поскорее хочется взяться за дело. Но не поленитесь выполнить эскизы, искать и работать, а главное как можно больше рисовать, и не бояться долгих путей на встречу итоговому результату.
С уважением Татьяна.