Рассказы об оружии. Танк Т-54 снаружи и внутри
В предыдущей статье я рассказал о предшественнике этого замечательного танка, машине Т-44.
Да, история Т-54 неотделима от истории Т-44, поскольку Т-54 представлял собой в значительной степени модернизированный вариант Т-44.
Создателем боевых машин был Александр Александрович Морозов, злой гений всех наших противников на протяжении долгих лет.
Итак, в 1943 году конструкторским бюро Уралвагонзавода под руководством А. А. Морозова начались работы над новым танком, который должен был бы заменить Т-34-85 в качестве основного среднего танка РККА.
Сперва рассчитывали, что этой машиной станет Т-44.
Главным новшеством Т-44 явилась уникальная для своего времени компоновка. За счёт перекомпоновки моторного отделения и поперечной установки двигателя и трансмиссии удалось значительно сократить его длину и высоту, а также сместить башню к середине корпуса, разгрузив передние катки. Вместе с устранением из состава экипажа стрелка-радиста это позволило также значительно сократить забронированный объём и при массе, меньшей, чем у серийного Т-34-85, добиться значительного усиления бронирования.
Однако, несмотря на все эти достоинства, вооружение Т-44 осталось тем же, что и на Т-34-85: 85-мм пушка ЗИС-С-53, считавшаяся бесперспективной для среднего танка уже в 1944 году.
Для начала как оружие для танка рассматривалась 100-мм пушка с длиной ствола в 56 калибров и баллистикой морского орудия Б-34. Это орудие успешно прошло испытание боем в качестве основного вооружения установки СУ-100.
Так начались пробы и попытки установки новой пушки на Т-44. В 1945 году были построены два опытных образца Т-44-100, со 100-мм пушкой ЛБ-1 в прежней башне, однако испытания показали их невысокую надёжность и маневренность, что привело к прекращению дальнейших работ в этом направлении.
Вместе с тем, для размещения 100-мм пушки в КБ завода № 183 ещё с лета 1944 года в инициативном порядке приступили к проектированию новой модификации Т-44, первоначально получившей обозначение Т-44В. 20 августа проект был представлен наркому танковой промышленности В. А. Малышеву.
В итоге на выходе получился танк, настолько сильно отличный от Т-44, что ему было присвоено собственное название Т-54. Проект танка был одобрен наркоматом танковой промышленности. Согласно правительственному заданию, к 1 декабря 1944 года КБ надлежало создать опытный образец, к 15 января 1945 года завершить его испытания, а уже к 20 мая того же года — разослать рабочие чертежи танка заводам-производителям.
Правда, эти сроки выдержаны так и не были.
Главные отличия от Т-44 — обновленная ходовая часть, новая форма башни, усиленное бронирование корпуса и башни, и 100-мм орудие Д-10Т. Первый опытный образец закончили в январе 1945 года. Далее он проходил испытания в Кубинке до апреля того же года. При увеличении размеров танка и толщины бронирования, масса машины по сравнению с Т-44 возросла только на 3,7 тонны, что всех в наркомате весьма удивило.
Испытания нового танка проводились очень долго и очень тщательно, абсолютно без спешки и приурочивания к очередной годовщине.
Танк достойно выдержал государственные испытания и 29 апреля 1946 года был принят на вооружение Советской Армии. Серийное производство в СССР продолжалось до 1959 года.
Всего было выпущено 20 375 танков Т-54.
Снят с вооружения армии России в 1994 году, однако в 1998 году 300 машин вернули на вооружение с пометкой «в резерве».
Некоторые модификации Т-54 до сих пор состоят на вооружении многих стран.
ТТХ Т-54
Масса, т: 36
Экипаж, чел: 4
Длина корпуса, мм: 6002
Ширина корпуса, мм: 3270
Высота, мм: 2218
Бронирование
Лоб корпуса (верх), мм/град: 120 / 60°
Лоб корпуса (низ), мм/град: 100 / 55°
Борт корпуса, мм/град: 80 / 0°
Корма корпуса, мм/град: 45 / 17°
Днище, мм: 20
Лоб башни, мм/град: 200 / 60°
Борт башни, мм/град: 160 / 60°
Ходовые характеристики
Мощность двигателя, л. с: 520
Максимальная скорость, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 300
Преодолеваемый подъём, град: 30°
Вооружение
Основное вооружение: 100-мм пушка Д-10Т.
Боекомплект, шт: 34
Прицельная дальность, м: 6 000
Углы вертикальной наводки, град: -5°…+18°
Скорострельность, выстр./мин: до 6
Бронебойный снаряд этой пушки был способен пробивать вертикальный лист брони толщиной 125 мм на дистанции 2 км.
Дополнительное вооружение
Два пулемета СГМТ (танковая вариация пулемета системы Горюнова СГ-43) 7,62-мм и один ДШК калибр 12,7-мм.
Первый СГМТ спарен с орудием, второй — курсовой, находится в передней части корпуса. ДШК установлен на крыше башни на турели в качестве средства ПВО.
Боезапас к 7,62-мм пулеметам составлял 3000 патронов (12 лент), к пулемету ДШК — 500 патронов.
В комплект танка также входили 7,62-мм автомат АК-47 (позже – АКС), 26-мм сигнальный пистолет СПШ и двадцать ручных гранат Ф-1. К автомату полагалось 300 патронов, к сигнальному пистолету — 12 патронов.
Первое настоящее боевое крещение танк Т-54 прошел на Шестидневной войне (1967 г.) в составе египетских и сирийских войск. Большое число танков, подбитых или брошенных экипажами, было захвачено израильской армией, а после модернизации принято на вооружение.
Однозначно дело было не в каких-то отрицательных свойствах танка, а в уровне подготовки сирийских и египетских экипажей. Точнее, в отсутствии этой самой подготовки.
Наиболее активный период боевого применения Т-54 приходится на 1979-1991 гг. Конфликт между КНР и Вьетнамом, война в Афганистане (один из основных танков, наравне с Т-62, в Южной группе войск СССР), операция «Мир Галилее» в Ливане (в сирийской и израильской армиях), в ирано-иракской войне и войне в Персидском заливе (в иракской армии). Плюс несколько локальных конфликтов в Африке.
В целом танк повоевал.
Т-54 активно поставлялись и продавались СССР своим союзникам по социалистическому лагерю и дружественным странам. Около 60 стран использовали танк в своих вооруженных силах.
Промышленность выпускала Т-54/55 более 30 лет. Это рекордный показатель для современного танка, и, кстати, когда на Западе страшились «армад советских танков» на берегах Ла-Манша, речь шла о Т-54 и Т-55.
Вполне справедливо, кстати.
технические характеристики (ТТХ), первый образец, конструкция, устройство внутри, сколько весит
Танк Т-54 имеет узнаваемые черты, классическую компоновку, а также является одним из лучших и самых массовых танков Советского Союза за все времена. Успех модели вполне объясним. Машина традиционно получилась простой, удивительно сбалансированной и надежной. Главное, что конструкторы учли ошибки на основе бесценного опыта Второй Мировой войны.
Серийный выпуск Т-54 был организован до 1959 года, а затем его заменили на Т-55 и Т-62.
История создания
Проектные работы Т-54 (или как он фигурировал вначале – «Объект 137»), велись в конструкторском бюро Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле под руководством А.А.Морозова. Основой послужила модель Т-44, которая проектировалась и испытывалась в 1943-44 г.г..
Главной задачей, которая ставилась перед разработчиками – создать модель, способную заменить массовые машины военного времени – Т-34 76 и Т-34 85. Также требовалось обеспечить защиту от 75 и 88мм снарядов, которые вытеснили в танкостроении предыдущие калибры.
Прототип Т-44 уже обладал достаточной броней, чтобы выдерживать попадание 75мм снарядов.
Сначала лоб корпуса выполнялся из листов стали толщиной 75 мм. Позже его сделали толще на 25 мм, что еще больше повышало живучесть. Очевидным недостатком Т-44, не позволившим машине стать серийной, стала артиллерийская система. Она оставалась такой же, как и на Т-34 (85мм).
Проект будущего Т-54 начали разрабатывать в 1944 году, а уже в январе 1945 года стартовали испытания в подмосковной Кубинке. Началом серийного выпуска считается апрель 1946 года.
Конструкция
Важное отличие от предыдущих танков заключалось в мощном 100мм орудии, на тот момент не имевшем аналогов по пробивной силе во всем мире. Бронебойный снаряд пробивал вертикальный лист брони толщиной 125 мм с расстояния 2 км. Для сравнения, подобных характеристик англичане смогли достигнуть на своих серийных средних танках только через 12 лет.
Скорострельность Т-54 достигала 7 выстрелов в минуту.
Начальная скорость фугасного или бронебойного снаряда равнялась 900 м/с. Общий боезаряд составлял 34 выстрела.
Большое значение играло расположение двигателя, который конструкторы разместили традиционно в задней части корпуса, но поперек движению. Благодаря такому решению удалось существенно увеличить боевое отделение и обеспечить лучшую броневую защиту.
Дополнительно получилось сократить длину машины, а также перенести башню в среднюю часть корпуса. Таким образом, удалось избавиться от серьезной конструкторской недоработки прошлых версий – люка механика-водителя на лобовой части корпуса (очень уязвимое место).
Силовой установкой послужил двигатель В-54. Это модификация дизельного В-2, который ставился на легендарный Т-34. Новый мотор позволял развивать скорость на шоссе до 50 км/ч, танк обладал достаточно хорошим запасом хода – до 330 км при общей вместимости баков 730 л.
Существенным шагом вперед стало применение полуавтоматической углекислотной системы для тушения возгораний. Т-54 получил бортовую радиостанцию 10-РТ-26 и переговорное устройство ТПУ-47 для коммуникации экипажа.
На Т-54 применена торсионная независимая подвеска.
Благодаря этому, удалось опустить танк на 30 см ниже, чем прототип. С каждого борта располагались 5 катков. На первом и последнем были гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса – сзади.
Гусеницы мелкозвенчатые, состоят из 90 траков, на них выделялись заметные грунтозацепы для повышения проходимости. Использовалось цевочная сцепка с ведущим колесом. Ширина гусениц составляла 50 см.
Прицел для Т-54 сначала получился неудачным (во многом по этой причине стрельба была неточной). Только позднее модификации машины получали хороший функционал: независимую стабилизацию прицела, ночное видение, лазерный дальномер, вычисление баллистической траектории.
Дополнительное вооружение состояло из курсового пулемета СГ-43, двух дистанционно управляемых механиком-водителем пулеметов (тоже СГ-43), размещенных в бронекоробках на надгусеничных полках (все калибра 7,62-мм). Также на башне ставился 12,7-мм зенитный пулемет ДШК.
Корпус собирался из сварных катанных плит и монолитных листов. Лобовая броня состояла из двух соединенных между собой 100мм листов. Верхний закреплялся под углом в 60°, а нижний – 55°. Толщина боковой брони, располагавшейся вертикально, составляла 80 мм. А в верхней части 45мм кормовая броня ставилась под углом 17°. Днище защищали 20 мм листы.
У Т-54 была литая башня, имевшая форму полусферы.
В целом, первые заводские модели получили существенно уязвимую башню, выраженную в наличии обратного скоса в нижней части (замана). Но форму достаточно быстро скорректировали, полностью устранив недостаток. В целом, башня Т-54 превосходила зарубежные аналоги по броневой защите как минимум на 30%.
В экипаж Т-54 входило 4 человека. Трое размещались в обитаемой башне: командир экипажа, наводчик (все по левую сторону от орудия) и заряжающий (по правую сторону). В носовой части корпуса отводилось место для механика водителя. Кстати, люк механика не точно по центру корпуса, а левее, что усложняло рулежку, особенно на узких участках местности.
Тактико-технические характеристики в сравнении с аналогами
На момент выпуска Т-54 в СССР, США спроектировали и начали производить М-48, как танк нового поколения (позднее его сменил М-60).
В Европе же первую скрипку играли британские средние танки Центурион А41.
Т-54, СССР | М-48, США | Центурион А41, Британия | |
---|---|---|---|
Длина, м | 6,2 | 6,96 | 7,2 |
Ширина, м | 3,27 | 3,63 | 3,39 |
Высота, м | 2,21 | 3,24 | 3,0 |
Вес, т | 36 | 44,8 | 43-51 |
Лобовая броня, мм | 100 | 110 | 76-126 |
Пушка | Д-10Т, 100 мм | M-41, 90 мм | L7, 105 мм |
Дополнительное вооружение | 1х12,7 мм ДШК, 3х7,62 мм СГ-43 | 1х12,7 мм M2HB, 1х7,62 мм M1919A4 | 2х7,62 мм Besa, 1х7,62 мм Браунинг, 1х12,7 мм Браунинг, 1х20 мм Польстен |
Двигатель, мощность, л.с. | 520 | 704 | 600-650 |
Максимальная скорость, км/ч | 50 | 45 | 35 |
Запас хода, км | 290-320 | 110 | 192 |
Советский танк существенно выигрывал в дальности пробега и скорости передвижения. Такие качества, безусловно, добавляли преимущества на полях сражений.Также, в Т-54 было труднее попасть, так как его сделали одним из самых низких в мире.
Производство
Средний танк Т-54 наиболее массово выпускался до 1959 года на заводах в Харькове, Омске и Нижнем Тагиле. Всего известно о 16775 выпущенных машинах. Потом на смену пришел Т-55.
Также подобные танки собирались в КНР. Но китайцам удалось создать собственную копию, получившую название «Тип-59». С 1969 по 1974 году КНДР своими силами смогла собрать 300 единиц танков из поставляемых из СССР комплектов.
С 1954 по 1964 год Польша произвела 1500 штук Т-54.
Чехословакия собрала 1800 единиц машин по лицензии в период с 1958 по 1963 годы.
Суммарное производство Т-54 во всех странах превысило 20 тысяч единиц. При этом не идет в счет китайский проект, который полностью копировал советскую машину, но выпускался отдельно.
Боевые операции
Самыми известными локальными военными конфликтами, где участвовали Т-54 и их последующие модификации:
- Восстание в Венгрии (1956 г.).
- Шестидневная война (на стороне Египта и Сирии против Израиля – 1967 г.).
- Вьетнамская война на стороне войск северной части страны (1965-1974 гг.).
- Индо-пакистанские конфликты.
- Арабо-израильский конфликт (1973 г.).
- Афганский конфликт (1979-1989 гг.).
- Война в Персидском заливе (1991 г.).
Конструкция танка оказалась настолько успешной, что он, практически не претерпевая изменений, использовался десятилетиями. Свидетельство этого – применение машин по всему земному шару вплоть до конца двадцатого столетия.
След в играх
Пожалуй, самую большую долю популярности легендарный танк Т-54 получил с выходом игры World of Tanks. Среди ключевых характеристик модели выделяется крепкое бронирование лобовой части корпуса, отличные показатели по маневренности, хорошая пробивная сила орудия.
Среди очевидных недостатков можно отметить откровенно слабую бортовую броню, низкую точность стрельбы и сложность прицеливания, уязвимость баков и запасов снарядов в боевом отделении. По представленным характеристикам игровой танк близок к реальному положению вещей.
Заключение
Безусловно, большое влияние на качественный скачок в производстве танков в СССР наложила война, после которой стали ясны качества (важнейшие, важные и второстепенные) для новых машин.
Т-54 изначально планировалось обеспечить хорошей защитой от развивающихся противотанковых вооружений. Позднее модификации дополнительно защищались от новой угрозы – ядерного оружия, радиационного загрязнения.
Если сравнивать с образцами военного времени, выросла эффективность ведения боя за счет улучшения системы наведения, повышения маневренности.
Несмотря на то, что Т-54 обладал недостатками, он оставался одним из ведущих средних танков мира. Вместе с ближайшими модификациями – танками Т-55 и Т-62 – он в количественном выражении доходил до 80-85% от всех танков, имеющихся на вооружении СССР. Серийное производство машин продолжалось больше 30 лет практически без серьезных совершенствований, что в условиях современности – солидный срок.
Видео
Средний танк Т-54
Танк Т-54 разработали в 1946 году в Нижнем Тагиле в КБ под руководством А.А. Морозова. За основу был взят средний танк Т-44. В процессе разработки танку было присвоено обозначение «Объект 137». На вооружение Армии СССР он был принят в 1946 году. Серийное производство организовали в Омске, Нижнем Тагиле и Харькове. В ходе производства танка проводилась модернизация танка, однако марка не изменялась.В танке была реализована классическая схема компоновки и традиционное размещение экипажа в башне: командир и наводчик находились слева от пушки, заряжающий – справа. Двигатель располагался в кормовой части поперечно, что позволило за счет сокращения размеров моторно-трансмиссионного отделения увеличить боевое отделение и установить на средний танк 100-миллиметровую пушку.
В отличие от всех предыдущих танков при установке пушки она заводилась в амбразуру башни дульным срезом вперед. Амбразура башни наклонена в сторону носовой части корпуса, поэтому она имела небольшую ширину, равную 400 миллиметрам. Таким образом, была улучшена защищенность лобовой части башни, но при этом усложнялась замена пушки в «полевых» условиях.
Благодаря общей схеме компоновки танка башня была смещена в сторону кормы и расположить люк механика-водителя на подбашенном листе корпуса. Это позволило в значительной степени усилить противоснарядную стойкость носовой части корпуса за счет отсутствия в верхнем лобовом листе люка, его толщина увеличилась до 120 миллиметров, а угол наклона составлял 60 градусов. При этом смещение влево от продольной оси корпуса люка механика-водителя потребовало от водителя определенных навыков вождения во время преодоления ограниченных проходов.
Полусферическая литая башня первоначально имела в нижней части «заман» (обратный скос) по всему периметру. Обратный скос являлся ослабленной зоной броневой защиты, поэтому его устранили на последующих выпусках танков во время модернизации. Повышение защищенности танка с условием ограниченности массы в 36 т. было достигнуто и плотной компоновкой систем и агрегатов.
Вооружение танка включало спаренные 100-миллиметровую нарезную пушку Д-10Т и пулемет СГ-43, пару 7,62-миллиметровых курсовых пулеметов СГ-43, размещенных на надгусеничных полках в броневых коробках, и 12,7-миллиметровый зенитный пулемет ДШК. В боекомплект пушки входило 34 выстрела с бронебойными и осколочными снарядами. Бронебойным снарядом на дальности 2 тыс. метром пробивалась вертикально расположенная броня толщиной 155 миллиметров. Конструкция пушки была настолько удачной, что ее более 40 лет без особых изменений устанавливали на серийных модификациях Т-54 и Т-55.
Двигатель В-54 являлся развитием конструкции дизельного двигателя типа В-2. Запас хода танка равнялся 330 километрам при запасе топлива 730 литров.
Танки первых выпусков оснащались механической трансмиссией состоящей из входного редуктора со стальным картером и принудительной смазкой, сухого многодискового главного фрикциона, пятиступенчатой коробки передач имеющей два инерционных синхронизатора, простых однорядных бортовых редукторов и механизма поворота. В качестве механизма поворота применялись двухступенчатые планетарные механизмы, которые обеспечивают получение двух расчетных радиусов поворота и возможность увеличения силы тяги (кратковременного) при прямолинейном движении за счет одновременного перевода в первое положение рычагов управления без переключения передач.
Торсионная индивидуальная подвеска танка с лопастными гидроамортизаторами на задних и передних узлах. Мелкозвенчатая 90 траковая гусеница с открытым металлическим шарниром имела развитые грунтозацепы и цевочное зацепление с ведущим колесом. Первоначально ширина гусеницы составляла 500 миллиметров.
В танке применялась полуавтоматическая углекислотная система противопожарного оборудования. Снаружи кормовой части корпуса были установлены две дымовые шашки МДШ. Средствами связи являлись радиостанция 10-РТ-26, для внутренней связи использовалось танковое переговорное устройство ТПУ-47. Средний танк Т-54 разрабатывали без учета возможности передвижения под водой.
Модернизация Т-54
Во время модернизации среднего танка Т-54 на нем была установлена новая башня, которая не имела по нижнему периметру обратных скосов, и оснащалась одним курсовым пулеметом в отделении управления вместо пары пулеметов, которые размещались на надгусеничных полках. Телескопический прицел ТШ-20 заменили на прицел ТШ2-22 имеющий 3, 5 и 7-кратное увеличение. Кроме того, с 51-го года были введены танковый форсуночный подогреватель, воздухоочиститель, имеющий эжекционный отсос пыли, гусеницы шириной 580 миллиметров и измененную конструкцию гитары. Для сохранения заданной массы среднего танка толщину верхнего лобового листа корпуса уменьшили до 100 с 120 миллиметров. Максимальную толщину лобовой части башни (200 миллиметров) и бортовых листов корпуса (80 миллиметров) не изменяли.
На базе Т-54 создали огнеметный танк ТО-54 и командирский танк Т-54К. Командирский танк разработали в 54-м году и приняли на вооружение в 58-м году. От линейного танка он отличался наличием коротковолновой радиостанции Р-112 а также бензоэлектрического зарядного агрегата который служил для питания потребителей в случае длительной работы на стоянке. Был сохранен курсовой пулемет СГМТ.
С использованием агрегатов и узлов танка Т-54 разработали и серийно производились ЗСУ-57-2 и СУ-122, мостоукладчик МТУ, самоходный кран СПК-12Г и бронетягач БТС-2. Часть танков приспособили для навешивания каткового минного трала ПТ-54, снегоочистителя СТУ, танкового бульдозера БТУ и индивидуальных плавсредств ПСТ-54.
Было создано две модификации танк Т-54 – Т-54А и Т-54Б. Танк Т-54 а также его модификаций экспортировался в 39 стран.
Средний танк Т-54А
В Нижнем Тагиле КБ под руководством Л.Н. Карцева разработали средний танк Т-54А, который в 1955 году был принят на вооружение. Серийное производство велось с 55-го по 57-й годы в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске.
Впервые в отечественном танкостроении на серийно выпускаемый танк установили пушку Д-10ТГ имеющую стабилизатор в вертикальной плоскости «Горизонт» СТП-1 и эжектор для продувки ствола после выстрела. Данные тех. решения стали началом большой работы конструкторских коллективов в данной области и в конце первого послевоенного периода танки, которые стояли на вооружении Советской Армии, оснащались двухплоскостным стабилизатором пушки для ведения прицельного огня во время движения и эжектор снижающий загазованность боевого отделения.
В силовую установку ввели ступенчатый воздухоочиститель, а также управляемые жалюзи радиаторов позволяющие поддерживать оптимальный режим работы двигателя.
Для механика-водителя ввели инфракрасный прибор ночного видения ТВН-1, который был принят в 1951 году на вооружение. Средствами связи являлись радиостанции ТПУ Р-120 и Р-113.
На базе танка Т-54А создали командирский танк Т-54АК, принятый в 1958 году на вооружение. Данный танк производился серийно и от линейной модели отличался наличием у командира машины доп. радиостанции Р-112 и в отделении управления зарядного агрегата. Установку курсового пулемета СГМТ сохранили.
Средний танк Т-54Б
В Нижнем Тагиле в конструкторском бюро возглавляемый Л.Н. Карцевым был разработан средний танк Т-54Б. Приказом Минобороны СССР от 11.09.1956 году данный танк приняли на вооружение. Серийное производство организовали в период с 1957 по 1959 года в Нижнем Тагиле, Харькове и Омске.
Основным вооружением являлась пушка Д-10Т2С имеющая двухплоскостной стабилизатор СТП-2 «Циклон». В боекомплект пушки, входили осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и бронебойно-кумулятивные снаряды.
Ввели: инфракрасные ночной прибор командира ТКН-1 и ночной прицел наводчика ТПН-1-22-11, вращающийся полик боевого отделения, который улучшил условия работы в башне, новую конструкцию механизма поворота башни. Кроме того в оснащение танка были введены инфракрасные прожекторы: смонтированным на командирской башенке ОУ-З, на орудийной маске Л-2.
В топливную систему добавили третий наружный бак, поэтому запас возимого топлива увеличился до 1212 литров, а запас хода – до 430 километров. На данном серийном танке впервые в отечественном танкостроении было установлено оборудование для подводного вождения (ОПВТ), которое позволяло преодолевать по дну преграды, максимальная глубина которых составляет 5 метров, а ширина 700 метров. Время движения под водой было ограничено, так как существовала опасностью перегрева двигателя, поскольку при установке ОПВТ герметизировали крышу моторно-трансмиссионного отделения. Некоторые танки приспособили для работы с минными тралами КМТ-4М и -5М.
Танк Т-54Б послужил основой для создания командирского танка Т-54БК, который приняли на вооружение в 58-м году. От линейного танк отличался установкой доп. коротковолновой радиостанции Р-112, зарядного агрегата АБ-1-П/30 и навигационного оборудования. Сохранили установку курсового пулемета СГМТ.
Средний танк ОТ-54
На базе танков Т-54 и Т-55 был создан танк ОТ-54 имевший автоматические огнеметы АТО-54 и АТО-200 установленные в башне танка вместо спаренного пулемета. Выброс огнеметной смеси производился порционно струйно, при одном выстреле выбрасывалось около 6-8 литров смеси. Такая конструкция давала возможность расширить огневые возможности при сохранении всех характеристик линейного танка по вооружению, подвижности и защите, без изменения его внешнего вида.
Танки, которые оснащались данными огнеметными системами, были способны метать огнесмесь на дальность 160 метров со скоростью до двадцати выстрелов в минуту.
Средний танк Т-54M
Модернизированным вариантом Т-54 являлся средний танк Т-54М. 18.03.1977 года данный танк приняли на вооружение приказом Минобороны СССР и выпускался заводами кап. ремонта.
Модернизированный танк отличался использованием агрегатов, приборов и систем, разработанных для Т-55 к которым относились 100-миллиметровая нарезная пушка Д-10-Т2С (боекомплект составлял 43 выстрела), лазерный дальномер КДТ-1, стабилизатор вооружения «Циклон» М, прицел наводчика имеющий стабилизированную линию прицеливания, ночные ИК-приборы наводчика и командира, два пулемета ПКТ (боекомплект 3, 5 тыс. патронов) и зенитный пулемет ДШКМ (боекомплект 300 патронов).
В танке были установлены двигатель В-55 (В-55В) мощностью 580 лошадиных сил (426 кВт), а также системы ТДА, ППО и ПАЗ. Все танки приспосабливались для навешивания минных тралов КМТ-4 или -6. Боевой вес модернизированных машин увеличился до 36,5 тонн.
Танк Т-54М являлся базой для командирского танка Т-54МК. Среди отличий: дополнительная коротковолновая радиостанция Р-112, ТНА-4 и зарядного агрегата.
Танк Т-54А прошел аналогичную модернизацию и получил называние Т-54АМ.
Тактико-технические характеристики:
Боевая масса 36,4 т;
Экипаж 4 человека;
Длина с пушкой вперед — 9000 мм;
Длина корпуса – 6040 мм;
Ширина – 3270 мм;
Высота по крышу башни – 2400 мм;
Клиренс – 425 мм;
Пушка – Д-10ТГ;
Калибр – 100 мм;
Боекомплект:
100-мм снаряд – 34;
12.7-мм патрон – 200;
7.62-мм патрон – 3500;
Марка двигателя – В-54;
Тип двигателя – дизельный;
Мощность двигателя – 520 л. с.;
Максимальная скорость – 50 км/ч;
Запас хода – 440 км;
Преодолеваемый подъём – 30 градусов;
Преодолеваемая стенка – 800 мм;
Преодолеваемый ров – 2700 мм;
Преодолеваемый брод – 1400 мм.
Т-54 — обзор советского среднего танка 9 уровня WOT
Некогда популярный среди игроков советский средний танк 9 уровня Т-54 был не раз понерфлен и апнут. Причиной этому был дисбаланс танка. Разработчики не могли найти для него «золотую середину». В настоящее время танк уже потерял былую славу, но он не стал музейным, многие игроки до сих пор любят на нём играть.
ТТХ Т-54
Умения экипажа
Перед тем, как прокачивать перки у экипажа, необходимо изучить сильные и слабые стороны танка. Рекомендуемые умения, которые необходимо поэтапно прокачать экипажу:
• Командир –
, , , .• Наводчик – , , , .
• Механик-водитель – , , , .
• Заряжающий (радист) – , , , .
Сверху перечислены наиболее соответствующие перки, которые рекомендуется прокачивать по мере обучения экипажа.
Оборудование
Т-54 средний танк со стандартными характеристиками этого класса, поэтому рекомендуется ставить следующее оборудование:
- Досылатель. Наиболее популярное оборудование среди игроков, поскольку ускоряет перезарядку на 10%.
- Улучшенная вентиляция. Это оборудование улучшает все показатели техники на 5%.
- Стабилизатор вертикальной наводки. Танк быстрый и манёвренный, поэтому ему необходимо улучшать стабилизацию орудия при выстрелах в движении.
Альтернативный вариант. Стандартный обзор у танка неплохой, однако, можно улучшить характеристики при помощи оборудования «просветлённая оптика», заменив её на вентиляцию или досылатель.
Как играть на Т-54
Стоит отметить главное качество среднего танка – динамику. Удельная мощность почти 20 л.с./т позволяет набирать максимальную скорость 56 км/ч за считанные секунды. Т-54 очень манёвренный, поскольку разворот шасси 48 град./сек. считается одним из лучших показателей на уровне.
На вооружение танка можно ставить 2 аналогичных орудия, которые имеют некоторые отличия:
- 100 ММ Д-54 – среднее бронепробитие 219 мм, разовый урон 320 ед., время сведения 2 секунды, разброс 0.33 м, урон в минуту 2258 ед.;
- 100 ММ Д-10Т2С – среднее бронепробитие 201 мм, разовый урон 320 ед., время сведения 2.5 секунды, разброс 0.39 м, урон в минуту 2594 ед.
То есть, первое орудие точнее, но дольше перезаряжается, второе орудие подходит больше для средних и близких дистанций, но быстрее перезаряжается. Если исследовать дальнейшие танки по ветке, тогда придётся вооружаться обоими пушками. Бронепробитие 201 мм часто будет не хватать, поскольку играть придётся с 10-ми уровнями, однако быстрая перезарядка позволит мгновенно «разбирать» вражескую технику в некоторых случаях.
Что касается бронирования танка, то именно эти характеристики часто изменяли разработчики. Раньше танк имел «читерскую» броню в бортах и лобовой части, а башню не могли пробить даже ПТ-САУ 10-го уровня. Через некоторое время танку снизили бронирование до такой степени, что его начали пробивать в самые бронированные зоны даже 8-е уровни. На данный момент советсткому СТ вернули часть той брони и он стал танковать снаряды некоторых 10-к и одноклассников. Башню восстановили в броне, но сделали уязвимую зону – крышу башни совместно с командирским люком. Силуэт танка низкий, поэтому не рекомендуется идти в «клинч» с танками, которые могут склонять орудие, поскольку опытные игроки будут без проблем пробивать тонкий слой брони на крыше башни.
Радиус обзора танка довольно неплохой, поэтому в некоторых ситуациях он сможет заменять лёгкие танки и обнаруживать вражескую технику для нанесения урона союзниками. При прокачанном экипаже и установленном оборудовании Т-54 сможет засвечивать врага на расстоянии более 420 м.
Стоит отметить и хорошую маскировку танка. Советский СТ обладает маленькими габаритами, поэтому при прокачанной маскировке у экипажа, он может стать скрытным снайпером, который будет наносить урон издалека без обнаружения.
Т-54 танк прорыва, поскольку имеет точное скорострельное орудие и высокую динамику. Комфортнее играть с союзными средними танками, активно перестреливаясь с врагом и осуществлять эффективную огневую поддержку. Башня танка имеет хорошее бронирование, однако, из-за низкого силуэта вертикальные углы склонения не позволяют танковать башней на рельефных местностях. Практически на каждой карте есть места с невысокими грудами мусора и насыпями, где и будет комфортно себя чувствовать некогда популярный советский средний танк.
Достоинства и недостатки
Достоинства | Недостатки |
динамика | слабое бронепробитие |
скорострельность | крыша башни |
возможность выбора альтернативного орудия | командирский люк |
бронирование башни | частый крит боеукладки |
радиус обзора | частый крит экипажа |
стабилизация орудия | углы вертикального склонения |
Заключение
На данный момент, Т-54 проходной танк, однако, большого дискомфорта у танкистов не вызывает. Возможность выбора орудий позволяет изменять тактику в игре и подбирать приемлемую. Находясь в топе, советский СТ имеет большое количество преимуществ над соперником, в первую очередь это касается башни, с которой можно отбивать вражеские снаряды и постоянно отвечать огнём. Принимая участие в прорыве вражеской обороны, Т-54 будет иметь преимущество над союзниками в скорострельности и стабилизации орудия.
Видео обзоры Т-54:
|
|
54 — гордость советского танкостроения
Если спросить военного специалиста назвать несколько лучших танков, созданных после Второй мировой войны, то среди них обязательно будет советский средний Т-54.
В нем наиболее полно был осмыслен опыт применения танков в прошедшей мировой войне.
Усиление броневой защиты немецкой бронетехники, в конце войны, заставляло советских конструкторов повышать уровень огневой мощи нашей техники. В 1944 году конструкторское бюро Уральского танкового завода разработало самоходку СУ-100, с 100-мм орудием Д-10 С, САУ себя хорошо показала в боях. Опыт перенесли на танк, поместив 100-мм орудие на Т-34, были созданы несколько Т-34-100. Но на полигонных испытаниях выявилась ошибка – трансмиссия не выдерживала такую мощную артиллерийскую систему.
Однако опыт помог в создании танка Т-44-100, а затем и Т-54 («Т-54 образца 1946 года»). Простой и технологичный корпус взяли от Т-44. Как и на Т-44 лобовой лист сделали монолитным, убрав смотровую щель механика-водителя, этим улучшив защиту лобового листа. На крыше корпуса разместили 2-ва перископических прибора наблюдения МК-1К.
Более крупную башню улучшенной конфигурации разместили в центре танка, ее лобовая броня достигла 200 мм. В цилиндрической маске поставили пушку Д-10Т и спаренный с ней пулемет СГ-43 7,62 мм. Вертикальная наводка проводилась телескопическим шарнирным прицелом ТШ-20, горизонтальная – электроприводом, которым управлял командир и наводчик.
Впервые, на среднем советском танке, установили зенитный пулемет ДШК, да курсовых пулемета установили в бронированных коробах, на гусечных полках, с дистанционным управлением.
Почти не тронули, испытанную на Т-44, схему моторно-трансмиссионного отдела, но поставили дизель В-54.
Т-54 был тяжелее Т-44, но ходил лучше – гусеницу сделали мелкозвенчатой, с цевочным зацеплением и хорошими грунтозацепами, опорные катки усилили, для парирования угловых колебаний. Установили лопастные гидроамортизаторы.
В 1949 году была проведена первая модернизация, по статистике 90% попаданий в танк было в метре от земли, поэтому толщину лобового листа уменьшили с 120 мм до 100 мм. Убрали пулеметы на гусеничных полках, улучшили зенитную турель. В силовом агрегате применили усовершенствованный мультициклонный воздухоочиститель с масляной ванной и эжекционным отсосом пыли, поставили форсуночный предпусковой подогреватель масла, сокративший подготовку двигателя к пуску в холодную погоду. Гусеницу расширили на 80 мм, уменьшив удельное давление на грунт.
В 1951 году провели вторую модернизацию. Поставили новую полусферическую башню, новый прицел, улучшили уплотнения трущихся частей, подшипников, электроприборов, для защиты от пыли. В 1951 году выпустили Т-54А, который оснастили «Горизонтом», стабилизатором пушки в вертикальной плоскости с автоматизированным электроприводом наведения и эжекционным устройством для продувки ствола. Теперь можно было вести прицельный огонь на ходу.. В моторе установили ступенчатый воздухоочиститель и управляемые жалюзи радиаторов для поддержания оптимального режима работы.
В 1952 году проведена еще одна модернизация, приведшая к появлению Т-54Б. он был оборудован «Циклоном» — стабилизатором вооружения в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Появились инфракрасные приборы ночного видения, ночные прицелы. Танки были оснащены комплектами для самостоятельного преодоления водоёмов. С помощью них танк мог преодолеть водоем глубиной 5 м, шириной 700 м.
В этом же 1952 году, создан ОТ-54, у него вместо спаренного с пушкой пулемета, установили огнемёт АТО-1 (автоматический пороховой огнемет). В носовой части был установлен бак с 460 л огнесмеси.. Он мог выбрасывать струю пламени на 160 метров
С 1954 года небольшой партией были созданы командирские Т-54К, имевшие две радиостанции, зарядный агрегат, навигационное оборудование.
Т-54 были лучшими танками в своём классе, с 1946 года, лишь в 1958 году Англия создала более мощную 105 мм пушку. На базе Т-54 были созданы САУ СУ-122, тягач БТС-2, кран СПК-12Г.
Танки массово поставлялись странам Варшавского договора, союзникам на Ближнем Востоке, где и прошли боевое крещение. В Китае танк скопировали и выпускали под названием Т-59.
Т-54 и его модернизация Т-55 до сих пор стоят на вооружении многих стран.
Тактико-технические характеристики Т-54 (Т-54А)
Масса, т – 36 (36,4)
Длина с пушкой, мм – 9000 (9000)
Длина корпуса, мм – 6270 (6040)
Ширина, мм – 3150 (3270)
Высота, мм – 2400 (2400)
Клиренс, мм – 425 (425)
Вооружение – 100 мм пушка Д-10Т, 3 пулемета СГ-43, 1-н ДШК (100 мм пушка Д-10ТГ, 2 пулемета СГМТ, 1 ДШК.)
Бронирование, лоб корпуса – 120 мм (100 мм)
Борт – 80 (80)
Корма – 45 (45)
Лоб башни – 200 (200)
Крыша – 30 (30)
Днище – 20 (20)
Удельное давление, кг. см2 – 0,93 (0,81)
Запас хода, км – 330 (440)
Двигатель (520 л. с.) – В-54 (В-54)
Удельная мощность, л. с., т – 14,4 (14,3)
Ширина гусеницы, мм – 500 (580)
Радиостанция – 10-РТ-26 (Р-113)
Экипаж – 4 (4)