Тотан Кузембаев: «Мой принцип — не навреди!»
Интервью
Архитектор Тотан Кузембаев.
Фото: Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
№103
Материал из газеты
Одним из хедлайнеров предстоящего фестиваля «Архстояние» стал Тотан Кузембаев. Он не просто ведущий архитектор своего поколения, не только ключевой создатель современной деревянной архитектуры — он стал архитектором-мыслителем
Людмила Лунина
20.07.2022
Ваш проект «Мавзолей мечты» для арт-парка «Никола-Ленивец» был анонсирован еще в прошлом году. Почему его реализовали только сейчас?
Вообще-то «Мавзолей мечты» я придумал года три назад, и все это время организаторы «Архстояния» искали деньги, чтобы воплотить идею в жизнь. Проект имеет, можно сказать, общечеловеческий подтекст. Люди тысячи лет мечтали о лучшей жизни. Они много работали и наконец построили дороги, возвели города, научились летать на самолетах. Но на пути к своей мечте они почти уничтожили планету. Мы стремимся к счастью и одновременно делаем других живых существ несчастными. После себя мы оставляем лишь горы мусора. Когда природные ресурсы заканчиваются, мы создаем искусственную природу — пластмассовые траву, цветы, деревья.
А какова альтернатива? Уже сейчас начинать жить скромно?
Скромно и разумно. Надо знать свой предел. Мы постоянно совершаем покупки — очередной костюм, очередная пара обуви — и тем самым стимулируем производство, а оно стимулирует добычу полезных ископаемых и загрязнение окружающей среды. Мы придумываем новые энергосберегающие технологии — и строим торговые центры по 10 тыс. кв. м. Бизнес любую новацию способен превратить во зло.
Тотан Кузембаев. Красный гостевой домик. Курорт «Пирогово». 2003.
Фото: Юрий Пальмин
Для меня образцом служат жители Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока, умеющие довольствоваться малым. Мой друг архитектор Гарри Чанг из Гонконга говорит, что живет в большой квартире — целых 33 кв. м. И когда я удивляюсь скромным габаритам его жилья, он отвечает, что раньше они жили впятером, родители и дети, и мама еще одну комнату сдавала внаем. Гарри обитал под столом, ему хватало.
Как выглядит «Мавзолей мечты»?
Это почти 30-метровый усеченный конус. Внизу — кости, потому что все новое буквально строится на костях. Семь тонн костей купили на мясокомбинате, специально выварили, чтобы они были стерильны, хотя я бы предпочел кости из земли, с гниющей мякотью и соответствующими запахами. Но такие трудно найти. Над костями — разный другой мусор: кирпичи, доски, бутылки. Выше — искусственные растения. Венчают пирамиду пластмассовые пальмы.
Тотан Кузембаев. «Мавзолей мечты». 2022.
Фото: Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Ваш экологический ракурс — следствие того, что вы выросли в казахских степях, в единении с природой?
Отец был чабаном. В моем свидетельстве о рождении значатся Чимкентская область, Арысский район — ни поселка, ни улицы. Мы кочевали. Первыми игрушками были живые черепахи и засохший овечий помет. Я делал кубики из глины, высушивал их на солнце и строил себе укрытия. Это были мои первые архитектурные опыты.
Когда пошел в школу, переехал в интернат. Жизнь была суровая. С первого класса детей возили на сельхозработы на рисовые поля. Стоя по колено в воде, мы убирали сорняки; над нами летал кукурузник и сыпал на поля дуст. Это был адский труд. Мы вставали в шесть утра и работали до одиннадцати, потом спали до четырех и работали до восьми вечера. Во время сбора урожая ходили за комбайнами и подбирали колоски. Учиться начинали в октябре, а не в сентябре. Это 1960–1970-е годы. Сейчас детей уже не используют, сорняков нет, рис иначе сеют, убирают его канадскими и американскими комбайнами начисто.
ДОСЬЕ
Тотан Кузембаев
Архитектор
Родился в 1953 году в Казахстане. В 1982-м окончил Московский архитектурный институт (МАРХИ) по специальности «градостроительство». Участник «бумажной архитектуры». Разработчик концепции наукограда в Зеленограде (1986–1988). В 2002‑м основал архитектурную мастерскую своего имени (www.totan.ru). Участник XI Архитектурной биеннале в Венеции (2008). Член Союза архитекторов, Союза дизайнеров и Союза графиков России. Обладатель многочисленных международных премий в области архитектуры и градостроительства. Ключевой специалист по частной деревянной архитектуре в России.
Еще…
Зато когда я вырос, окончил школу, отслужил в армии и после этого полгода с другом в черную пил и когда семья поставила мне ультиматум: «Или иди работать, или учись», — я точно знал, что так вот работать не хочу и пойду учиться. Я неплохо рисовал и в надежде на легкую приятную жизнь решил стать художником. Чтобы поступить в Строгановку или Суриковку, надо было подготовить натюрморт. Что такое натюрморт, не знал никто: ни парторг, ни председатель колхоза, дошедший в войну до Берлина. Поэтому я выбрал подготовительное отделение МАРХИ: туда принимали без натюрморта.
Попав в Москву, вы, наверное, испытали культурный шок?
Куда ж без него! В первый день, сдав документы в приемную комиссию, я с такими же демобилизованными солдатами, как и сам, пошел отметить это дело пивом. Стояла пасмурная погода, шел дождь, и меня привели в бар «Жигули» на Новом Арбате, тогда — проспекте Калинина. И вот архитектура этого места меня поразила: высотки-книжки уходили в туман и казались бесконечными, гораздо выше, чем были на самом деле. Было непонятно, как их построили.
Почему вы выбрали кафедру градостроительства?
Там были самые крутые преподаватели: Илья Лежава, Марк Бубнов, Юрий Новоселов и другие. В МАРХИ была присказка: «ЖОС не ГРАДО, ПРОМ не факультет» (ЖОС — кафедра жилищного и общественного строительства, ПРОМ — кафедра промышленного строительства. — TANR). На нас смотрели как на волшебников: мы придумывали зонирование, рисовали на городских планах цветные пятна. Я вначале увлекся, а потом понял, что это не мое: мне нравится ремесло, руками что-то делать.
Собственный дом Тотана Кузембаева в деревне Лиды.
Фото: Илья Иванов
Параллельно учебе мы участвовали в международных архитектурных конкурсах — это то, что позднее назовут «бумажной архитектурой». В 1983-м получили первую премию на конкурсе JA — Shinkenchiku «Бастион сопротивления». Тема тоже была экологической: город наступает на природу — как с этим бороться. В тот год конкурс курировал Тадао Андо, так что победа была особенно приятна. Смешнее всего, что мы чудом в это соревнование попали. Все проекты отсылались централизованно через Союз архитекторов, а мы опоздали. Тогда в общежитии мы нашли нигерийского студента, посулили ему всю славу мира, и он отослал наш проект напрямую через посольство. Мы его включили в свой авторский коллектив, причем первым номером, и Андо в ответном письме, поздравляя нас с премией, обращался к нему.
Что это за история с проектом наукограда в Зеленограде?
Он назывался ЦЭИ — Центр электроники и информатики. В середине 1980-х страны СЭВ решили построить в Подмосковье Кремниевую долину, и мы с моим другом архитектором Игорем Пищукевичем входили в коллектив, который все это проектировал. Два года интенсивной работы, засиживались ночами. Центром научного кластера должна была быть огромная площадь диаметром с километр, под ней располагался электронный коллайдер. По периметру шли небоскребы — НИИ, за ними стояли цеха, где разработки инженеров и ученых обкатывались на производстве и направлялись на массовое изготовление по всей стране. Уже было запущено строительство, мы присутствовали при закладке фундаментов и ездили на авторский надзор. Но СЭВ распался, и идею похоронили. А мы с Игорем еще на некоторое время в Зеленограде задержались: спроектировали МЖК (за который получили премию на архитектурной триеннале в Софии), разрабатывали благоустройство города. Некоторые наши проекты, например многоэтажный городской огород, лет на 20 обогнали время.
Тотан Кузембаев. Дом «Телескоп». Пансионат, Клязьминское водохранилище. 2004.
Фото: Юрий Пальмин
А как вы попали в современное искусство?
Друзья из центра «Дока» (группа зеленоградских компаний, созданных на базе образованного в 1987 году одноименного центра научно-технического творчества молодежи. — TANR) предложили нам с Игорем Пищукевичем поучаствовать в CeBIT в Ганновере, на тот момент крупнейшей в мире электронно-коммуникационной выставке. Мы придумали инсталляцию «Время пирамид». Песчаная, бумажная, деревянная и металлическая пирамиды образовывали город, пространство между ними было заставлено кварталами из бутылок и порубленных книг, в кюветы мы залили черную тушь — нефть. Получился величественный и мрачный образ. За этот проект нас наградили премией в 10 тыс. марок; выставку позднее показали в Вашингтоне и в Сингапуре, где мы познакомились с Александром Пономаревым, Владимиром Дубосарским и Александром Виноградовым, Валерой Кошляковым и другими востребованными художниками. В США нам даже предлагали пиар-поддержку по превращению в звезд contemporary art, но не сложилось. Вскоре наш с Игорем тандем распался: он пошел проектировать дворцы, а я некоторое время бедствовал, потом занимался художественным гипсом, делал панно в интерьеры и, наконец, начал проектировать частные деревянные дома.
Наверное, пора вас разоблачить. Вы же не только спец по деревянным домам — вы делаете камины, изготавливаете лестницы — арт-объекты. В знаменитой усадьбе «Клаугу Муйжа» в Латвии, которая принадлежит Петру Авену, даже мебель и люстры вашего авторства.
Мы в мастерской проектируем все, вплоть до столовых приборов. Если у вас много денег и вы не знаете, как их потратить, приходите.
Тотан Кузембаев. Ресторан «Кот Дазур». Курорт «Пирогово». 2003.
Фото: Юрий Пальмин
Ваш авторский архитектурный стиль очень узнаваемый и своеобразный. Вы игнорируете законы симметрии. Почему?
Ну, не вся же архитектура строится на симметрии. Я поборник конструктивизма, его честности, когда формой считается сама конструкция и здание растет изнутри наружу, от внутренних потребностей и функций — к внешней оболочке. Мы в процессе работы часто меняем конфигурацию домов. Если заказчику нужна лишняя кладовка или комната для уединения, почему бы их не включить в общий объем дома или не вынести наружу и соединить с домом мостками и коридорами?
Но чаще всего мы отталкиваемся от местности. Например, на участке растут столетние дубы — мы проектируем дом так, чтобы не повредить ни одно дерево, абсолютно игнорируя законы симметрии. Зато потом кажется, что здание тут стоит давно и когда-то посаженные вокруг него деревья уже выросли выше крыши.
Вы любите сильные консольные выносы, когда дом парит над землей, обшиваете интерьеры деревом от пола до потолка и делаете их главным украшением лестницы и камины. Могли бы вы вслед за Ле Корбюзье сформулировать пять принципов современной архитектуры?
Мой принцип один: не навреди!
«Архстояние»: «Счастье есть?»
Проект «Аквариума с аксессуарами» Сергея Шеховцова.
Фото: Фестиваль «Архстояние»
Знак вопроса добавился к придуманной заранее теме «не для того, чтобы усомниться в существовании некоего счастья, а чтобы придать осознанности дороге к общей мечте». Чтобы объяснить свою позицию, организаторы фестиваля, среди которых художник и основатель арт-парка Николай Полисский, его сын, управляющий партнер парка Иван Полисский, куратор фестиваля Антон Кочуркин и продюсер фестиваля Юлия Бычкова, написали манифест. Художники, перформеры и музыканты представят мистерию-путешествие об обретении опоры и надежды в полной мгле. На территории парка уже появился 29-метровый «Мавзолей мечты» звезды российской деревянной архитектуры Тотана Кузембаева. Там же можно будет отдохнуть в «Санатории сна» художника Романа Сакина, испытать счастье беззаботности в «Аквариуме с аксессуарами» Сергея Шеховцова и увидеть работы авторов — победителей открытого конкурса.
Арт-парк «Никола-Ленивец», Калужская область
Международный фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние»
С 29 июля
Подписаться на новости
Архстояние
Елизавета Лихачева: «Мой первый приказ — возвращение бесплатного входа для музейщиков и студентов»
Новый директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, возглавившая его после ухода Марины Лошак, рассказывает о своих ближайших планах и взглядах на развитие музея
27.03.2023
Марина Лошак уходит из Пушкинского музея красиво
Директор ГМИИ им. А.С.Пушкина Марина Лошак покидает пост по собственному желанию. Ее место займет Елизавета Лихачева, директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева, который, в свою очередь, возглавит Наталья Шашкова
21.03.2023
Лауреаты XI Премии The Art Newspaper Russia названы в Москве
Поздравляем победителей и рассказываем интересные факты о лауреатах в традиционных номинациях «Музей года», «Выставка года», «Книга года», «Реставрация года», «Личный вклад», а также о спецпризе, без которого в этом году мы не смогли обойтись
14.03.2023
В ожидании девелоперов и урбанистов, или Почему Хайфа напоминает Спящую красавицу
Живописный город на севере Израиля расположился на склонах горы Кармель. Чем он славен, кроме диковинных и немного китчевых Бахайских садов, и что стоит посмотреть в стороне от привычных туристических маршрутов
24.03.2023
Выставка графики Татьяны Мавриной открылась в фонде In artibus
В экспозиции «От моря до моря» представлены произведения из частных собраний, которые охватывают почти 60 лет творчества художницы
22.03.2023
Храм чистоты превратился в храм искусства
Аукционный дом Vladey открыл для широкой публики выставочное пространство в бывшем доходном доме на Неглинной улице. На первой выставке в роскошном помещении представлены сливки современного отечественного искусства
06.03.2023
«Последний день Помпеи» уходит на реставрацию
Картину Карла Брюллова из собрания Государственного Русского музея планируют очистить от потемневшего лака и поздних записей
22.03.2023
Тотан Кузембаев: квартира архитектора • Интерьер+Дизайн
«Дом должен быть удобен для души и мозгов»
Столешницу в кухне продолжает рабочий стол в гостиной — получилась поверхность длиной во всю квартиру. Вместо занавесок на окнах — матовые стеклянные панели.
Мастер убежден, что архитектор должен ставить опыты на себе и учиться на своих ошибках, а уже потом предлагать что-то заказчику. Настоящей творческой лабораторией, испытательным полигоном стала собственная московская квартира Тотана Кузембаева.
«Это была сталинская квартира с длинным коридором, черным ходом и паркетом елочкой. Я хотел сохранить аутентичность планировки, но жена сказала «нет». Коридор забирал пространство, поэтому мы его убрали. У меня много друзей, и я сделал побольше места для гостей. Стеллажи в гостиной были придуманы так. Я всегда покупал много книг, но не знал, как их хранить. В вертикальном положении они коробятся. Придумал горизонтальное хранение. Но из стопки книгу вынимать неудобно. Поэтому ячейки сделаны такого размера, чтобы положить три, от силы пять книг или журналов. Не все пригодилось из того, что я сделал в квартире. Например, раздвижная перегородка между общественной и частной зонами оказалась не нужна.
Тотан Кузембаевархитектор
https://vk.com/totanhttps://www.facebook.com/totankuzembaevhttp://totan.ru/
Стеллаж в гостиной придуман для горизонтального хранения книг, поскольку в вертикальном положении книги, по мнению архитектора, коробятся. Вся авторская мебель в квартире выполнена из дуба.
«Стол сначала хотел спроектировать как трансформер. Но потом отказался от этой идеи. Стол у меня и так многофункциональный, кроме работы, я за ним завтракаю, и друзья за ним сидят, когда в гости приходят».
Столешницу на кухне устроил очень длинную. Ее продолжает дубовый стол в гостиной. Друзья говорят: «Зачем столько?» А мне удобно: всю работу можно на столе оставить. Стол сначала хотел спроектировать как трансформер. Но трансформеры очень часто не используются, стоят в разложенном виде. Отказался от этой идеи. Стол у меня и так многофункциональный, кроме работы, я за ним завтракаю, и друзья за ним сидят, когда в гости приходят».
Почти вся мебель в квартире — авторские объекты Тотана Кузембаева. Узор на круглой перегородке, закрывающей кровать, состоит из нескольких тысяч дырочек. Столяр М. Романов придумал, чтобы ящики закатывались под кровать на колесиках.
«Как врач испытывает на себе лекарство, так и архитектор должен сначала пожить в том, что он придумал, прежде чем предлагать это заказчику».
Спальню не хотелось показывать — придумал круглую перегородку для кровати, получился этакий цилиндр. Чтобы зрительно облегчить его, нарисовал узор в виде леса. Там несколько тысяч дырочек, и каждую мастер сверлил с двух сторон, чтобы аккуратно было. Полгода ушло на этот цилиндр. В прошлой моей квартире вещи было некуда девать. Человек копит-копит вещи, они вроде не нужны, а выбросить жалко. Мне всегда нравились японские закрытые системы хранения, и в этой квартире я сделал все стены из шкафов. Туда можно убрать вещи, чтобы не мешали думать. Правда, шкафы пока стоят пустые, мусор еще не набился. Есть и неудобство — картину повесить негде.
Так выглядит спальное место, когда перегородка открыта.
Тотан Кузембаев — ведущий российский архитектор, лауреат международных премий. Родился в Арысском районе Чимкентской области, недалеко от космодрома Байконур, в семье кочевников. Первый дом сложил из кирпича-сырца в 15 лет. Как рассказывает сам Кузембаев, приехав в Москву в 1976 году, он и не думал становиться архитектором. Вообще о такой профессии толком не знал, хотел быть художником. Но в Суриковку и Строгановку требовали, помимо рисунка и композиции, какой-то «натюрморт», а в МАРХИ — нет.
Зеркальная перегородка между ванной и туалетом очень кстати, когда приходят гости. В остальное время она открыта, можно использовать естественный свет из окна в ванной.
Раздвижные панели из матового стекла защищают кухню от солнца, выполняют функцию занавесок и создают красивый рассеянный свет.
В стене между ванной и туалетом есть зеркальная перегородка. Она расположена прямо за раковиной. Если ее отодвинуть, раковиной можно пользоваться и со стороны туалета, а естественный свет из окна ванной будет попадать в оба помещения.
Зеркальное полотно раздвигает границы помещения.
В 1980-х прославился «бумажными» проектами, выиграл конкурс в Японии. В 2002-м основал Архитектурную мастерскую Тотана Кузембаева. Совершенной экопостройкой считает юрту (проект выставлял на Венецианской биеннале в 2008 года).
В проектах развивает идеи конструктивистов в натуральных материалах. Строит из дерева, камня, кладет травяные и гонтовые кровли. Придумал деревянные кирпичи. Любимыми современными архитекторами называет своего друга, швейцарца Петера Цумтора, и китайца Гари Чанг — мастера маленьких объектов камерного масштаба; вместе с ним он проектировал «Дом-экспресс» в подмосковном курорте «Пирогово», где является главным архитектором.Архитектор Тотан Кузембаев.
MGPM Стойка регистрации | Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Фанерный прием Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева в качестве архитекторов Илья ИвановПосмотреть галерею
Илья ИвановДизайн стойки регистрации для наших партнеров — группы мастерпланинга MGPM. Руководитель проекта — Тотан Кузембаев. Архитектор — Олжас Кузембаев. Исполнитель — Сергей Катров. Клиент — МГПМ.
Проектные кредитыАрхитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Архитекторы
Подписаться
Другие проекты Архитектурной мастерской Тотана Кузембаева
Макалун
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Летний павильон
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Западная долина
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Пешеходный мост в Марфино
Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева
Спецификация продукта
приемная
Рекомендуемые проекты
Happy Money
Rapt Studio
Sagardoy Abogados Офисы в Малаге
FILBAK космический брендинг
12M
Wei Yi International Design Associates
450 Уоррен
SO – IL
APROP Ciutat Vella
Straddle 3
Дом мечты
Студия Карана Десаи, Архитектурный дизайн
Кампус Фила и Пенни Найт
Ennead Architects
1859_Lopez Socas
LoCa Studio
Последние продукты
Консервированный мох/растения
По природе
Алго
НОТИ
Набор полотенцесушителей 01
Различные формы
Corques Liquid Lino
Системы напольных покрытий Duracryl
CurvePerform Mono
Вандаглас
Ограждение с выдвижной крышей C. E.TOP
OpenAire
Натуральная серия — Verde Guatemala
СЕРАПУЛ
Hex Calacatta Gold Matte
ONIX
Новости
31 марта 2023 г. Новости
Studiotamat представляет яркий бутик винила для римского лейбла Sounds FamiliarРасположенный в крошечном пространстве в самом сердце Травестера в Риме, римский звукозаписывающий лейбл Sounds Familiar… Подробнее
31 марта 2023 г. Новости
Фирменная эргономичная изогнутая кирпичная стена отличает кафе Mutu Loka в Бандунге, ИндонезияОснованное в 2022 году кафе Mutu Loka, спроектированное Aaksen Responsible Aarchitecture, черпало вдохновение… Подробнее
31 марта 2023 г. Новости
Ян Фей превращает исторический таунхаус в центр современного искусства в МонреалеРасположенный в контексте исторической гавани старого Монреаля, Maison Sédimentation, дизайнерский.
.. Подробнее30 марта 2023 г. Новости
Grau Architects создают минималистичный деревянный павильон, отдающий дань уважения японским чайным домикам в ЧехииРасположенный среди пышных прибрежных деревьев на участке земли с видом на озеро Храбинка в Чехии, чайный… Подробнее
30 марта 2023 г. Новости
25 лучших архитектурных бюро СтокгольмаШведская архитектура стала в 21 веке глобальным эталоном использования света, простоты,… Подробнее
29 марта 2023 г. Спецификация
10 прекрасных ресторанов с керамической плиткойНа протяжении десятилетий керамическая плитка была одним из основных элементов дизайна интерьера ресторана. Помимо того, что пр… Подробнее
27 марта 2023 г. Новости
Студия дизайна MIA создает павильон Ашуй с использованием строительных лесов и развевающихся белых штор во ВьетнамеВьетнамская премия Ashui Awards возвращается в этом году с совершенно новым павильоном, спроектированным MIA Design Studi. .. Подробнее
27 марта 2023 г. Новости
Необычный дом в Джакарте отражает местную индонезийскую архитектуру в современной динамичной формеВзяв за основу традиционную индонезийскую архитектуру дома Йогло, этот дом в Южном Джакаре… Подробнее
арочных инсталляций, проектов специальной категории «Все ясно», реализованных в Экопарке «Ясно Поле»
Основной / Пресс-центр / Новости / Направление устойчивого развития: арочные инсталляции, проекты специальной категории «Все ясно», реализованные в Экопарке «Ясно Поле»
07 / 07 / 2016
Российские архитекторы воплотили концепцию устойчивого развития в собственных арках-инсталляциях. Лучшие проекты в специальной номинации «Все ясно» были воплощены в жизнь в рамках Летней школы зеленой архитектуры в Экопарке «Ясно Поле». Презентация реализованных проектов прошла в рамках Второго Всероссийского фестиваля зеленой архитектуры и экологического образа жизни «Эко_тектоника 2016», став одним из ярких событий этого события. Компания NAYADA выступила партнером этого фестиваля.
Специальная категория «Все ясно» создана с целью привлечения внимания архитекторов и дизайнеров к разработке проектов на основе концепции устойчивого развития и ее творческой интерпретации. В рамках номинации конкурсантам предлагалось разработать проекты экологических инсталляций, буквально или концептуально выражающих идею трансформации модели потребительского поведения (или потребления) человека, когда речь идет о формировании среды вокруг себя с учетом основных аспектов устойчивого развития (УР).
В состав жюри конкурса вошли куратор специальной номинации Владимир Кузьмин – руководитель архитектурного бюро Pole Design, Светлана Дувинг – руководитель проекта «Эко_тектоника» и генеральный директор Национального агентства устойчивого развития, а также руководители организации, выступает стратегическим партнером проекта «Эко_тектоника» — основатели экопарка «Ясно Поле» Дмитрий и Регина Черенковы. Было выбрано восемь команд-победителей:
КУБОЭД, Архитектурное бюро Тотана Кузембаева, команда Олжас Кузембаевой
Инсталляция КУБОЭД акцентирует внимание на необходимости переосмысления отношений между человеком и окружающей его средой, гармонизации деятельности человека с законами природной биосферы – глобальной системы со сложной структурой прямых и обратных связей между всеми ее элементами . В то же время человек сегодня – один из важнейших элементов этой системы, систематически искажающий и разрушающий ее. Однако такая ситуация не постоянна — природа сильнее и обязательно отомстит.
КУВШИНКА, Архитектурное бюро Тимура Башкаева
За миллиарды лет эволюции биосфера создала вещества, структуры, обмены веществ, которые прекрасно функционируют в природной среде. В этой инсталляции исследуется потенциальная трансформация природного образа утилитарного предмета. Эта инсталляция моментально полюбилась всем гостям Экопарка – ведь ее можно использовать и как плот, и как шезлонг./p>
ЯСНОГРАД, УНК проект + Станция ремесел
Эта инсталляция исследует и демонстрирует ключевые принципы строительства городов будущего. Учитывая возросшее давление на биосферу, создаваемое человеком в 21 веке, можно утверждать, что – чтобы выжить, наши города однозначно должны стать более экологичными.
САМОВАР, МАРШ Архитектурная школа
В полях нужен самовар – главный посыл этой инсталляции. Особенно нужен самовар на русских полях, ведь там люди далеки от современных удобств, а тяга к чаю никогда не угасает. Автономное производство и использование энергии – это тренд нового тысячелетия. И речь идет не только о солнечных панелях, ветряках и тепловых насосах.
ЭКОНСТРУКТОР, Творческая мастерская «Архлам»
ЭКОструктор сочетает в себе зоны для активного общения и вдумчивого созерцания, совмещая в себе функции площадки для встреч и переговоров, кушетки и гамака для отдыха, контейнеров для раздельного сбора мусора, лестничного амфитеатра, обращенного в сторону поля. Повторное использование сборных элементов (использованных деревянных поддонов) демонстрирует принцип минимизации отходов и сохранения ресурсов.
УТИЛИЗАЦИЯ, Иван Зверьков, Ксения Панюк
Эта установка стала одной из актуальных точек раздельного сбора мусора на территории Экопарка. Мы привыкли думать об отходах как о чем-то неприятном, некрасивом и даже постыдном. Пришло время изменить наше отношение к этой стороне жизни. Инсталляция пытается привнести эстетику в вывоз бытовых отходов
Окно в природу, Студенты 4 курса Архитектурно-проектного института Сибирского федерального университета
Модернистский этап развития цивилизации и зарождающийся одновременно культ машин и технологий привели к отрыву и отчуждению человека от основной основы его жизни – природной среды. В свое время Петр I открыл окно в Европу, теперь пришло время открыть окно обратно в природу, и начать строить с ней гармоничные отношения.
Существует научный консенсус в отношении того, что нынешнее глобальное потепление связано с деятельностью человека и антропогенным увеличением концентрации двуокиси углерода, что приводит к усилению парникового эффекта. Авторы этой инсталляции хотят привлечь внимание людей к проблеме и показать, как связаны повышенный уровень СО2 в атмосфере и глобальное потепление.
«Архитектура – ключевая тема в концепции Экопарка, благодаря которой существует эстетическое единство, созданное природой и человеком.