Контемпорари — Википедия
Контемпорари (англ. contemporary dance) — современный сценический танец, включающий в себя самые различные направления и техники.
Contemporary dance сформировался на основе танца модерн. Термин «contemporary dance» появился в Европе в 1970-е годы[1]
Его основу составляет техника импровизации, движения, заимствованные из джаз-танца, йоги, восточных единоборств и прочих танцевальных техник[источник не указан 1571 день].
В России танцевальное направление возникло в 1980-е годы.
Когда-то молодую танцовщицу Айседору Дункан, отрицавшую классический балет и создавшую впоследствии современный танец, основанный на древнегреческой пластике, упрекали в отступлении от истинной танцевальной школы. Однако девушка не поступилась своими принципами и стала одной из самых знаменитых танцовщиц мира. Рассказывая о своем новаторском стиле танцевального искусства, она утверждала, что «нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза „красота линий“ сама по себе — абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели». Таким образом, Айседора положила начало танцу, главная задача которого — научиться слышать свой внутренний голос и выражать его с помощью тела. Однако, несмотря на успехи Дункан, направление контемпорари начало развиваться лишь спустя более 30 лет после её смерти. Помимо Айседоры Дункан в развитии данного направления поучаствовали и известные танцовщицы Мари Рамбер и Марта Грэм, хореографы Рудольф фон Лабан и Мерс Каннингем.
Искусство исполнения и философия контемпорари[править | править код]
Контемпорари призван не только отвлечь человека от повседневных проблем, но и научить его понимать своё тело, владеть им и регулировать с помощью пластики свои чувства и эмоции, ведь неслучайно Дункан говорила: «Если вы научите человека вполне владеть своим телом, если вы при этом будете упражнять его в выражении высоких чувств, сделаете так, что движения его глаз, головы, рук, туловища, ног будут выражать спокойствие, глубокую мысль, любовь, ласку, дружбу или гордый жест величавого отказа от чего-нибудь презренного, враждебного и т. д., это отразится воспитывающе на его сознании, на его душе».
В начале XX века танец модерн начал проникать в Россию, но в 1924 году его развитие было пресечено декретом о запрете пластических студий.[2]
Возвращение уже как contemporary dance продолжилось в 1980-е годы усилиями зарубежных культурных центров, фондов и организаций.[3]
Хореографы, развившие contemporary dance в 1990-х годы, были: Ольга Пона, Татьяна Баганова, Николай Огрызков, Александра Кукин,Сергей Смирнов, Александр Гурвич, Евгений Панфилов, Геннадий Абрамов, Александр Пепеляев, Елена Прокопьева, Александр Любашин, ПоВСТАНЦЫ, «Сайра Бланш» (А. Андрианов и О. Сулименко), театр «Игуан» (Н. Гастева и М. Иванов).[4][5]
В 2000-е годы интерес к российскому современному танцу появился за рубежом, европейские педагоги и хореографы современного танца развернули образовательную деятельность в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске, Челябинске и Владивостоке.[5] Отечественные труппы начали приглашать на европейские фестивали.
Европейский и американский зритель захотел посмотреть, что создают в России кроме балета, и их ожидания очень даже оправдывались, поскольку российские хореографы в силу полного отсутствия информации изобретали очень необычные «велосипеды».
— Никитин В. Ю. Современный танец или contemporary dance? // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. — 2016. — № 4.
Появились профессиональные репертуарные труппы: в Москве театр «Кинетик» Александра Пепеляева, труппа современного танца театра «Балет Москва», в Екатеринбурге «Провинциальные танцы» Татьяны Багановой, в Челябинске театр Ольги Поны, в Калининграде «Инклюзы» Н. Агульник, в Новосибирске театр «Вампитер». [5] и крупные тематические фестивали: «CONTEXT. Diana Vishneva», Open dance, фестиваль ЦЕХ.[6]
В 2010 годы современный танец перестал быть андерграундовым видом искусства и получил легитимный статус на государственном уровне в стандартах ФГОС третьего поколения.
В направлении подготовки «Хореографическое искусство» появился профиль — «Педагог современного танца», в направлении подготовки «Хореографическое исполнительство» — профили: «Артист-танцовщик ансамбля современного танца» и «Артист-танцовщик ансамбля эстрадного танца». В стандарте СПО «Искусство танца (по видам)» появились профили «Артист ансамбля современного танца» и «Артист ансамбля бального танца».[7]
Начало формироваться профессиональное сообщество современного танца.
В числе известных хореографов, заявивших о себе в последние годы: Ольга Васильева, Александр Пепеляев (театр «Кинетик»), Александр Гурвич, Денис Бородицкий, Л. Шевченко, Д. Хуссейн, Сергей Козлов (Великий Новгород), Дарья Бузовкина, Ольга Цветкова, Анна Абалихина, Иван Естегнеев («Диалог Данс»), С. Бурлак, Театр танца Эльвиры Первовой «Скрим»(Самара), Ольга Горобчук (Омский театр танца «нОга»), Михаил Зубов.
- ↑ Карпенко В. Н., Карпенко И. А. Генезис танцевальной терминологии в современном танце // Наука искусство культура — 2017. — 1 (13). — С. 17-23. — https://elibrary.ru/item.asp?id=28828149
- ↑ Богданова Л. А. Современный российский танец в поиске культурной самоидентификации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2009. — № 3. — С. 84-87. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13040129
- ↑ Никитин В. Ю. Contemporary dance как направление хореографического искусства // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. — 2015. — № 1 (37). — С. 56—60. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23395615
- ↑ Чалова А. И., Овечкина И. С. Танцевальная импровизация как жанр современной хореографической культуры // В сборнике: Развитие социально-культурной сферы юга России Материалы региональной научно-практической конференции молодых учёных. — 2017. — С. 63—65. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30642809
- ↑ 1 2 3 Никитин В. Ю. Современный танец или contemporary dance? // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. — 2016. — № 4. — С. 77—96. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29117811
- ↑ Карпенко В. Н., Чалова А. И. Современный танец в России: размышления вслух // Культура и время перемен. — 2018. — № 1 (20). — С. 8. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32827138
- ↑ Никитин В. Ю. Современный танец в России: тенденции и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2013. — № 2 (52). — С. 232—238 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18898236
- ↑ Никитин В. Ю. Современный танец или contemporary dance? // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование. — 2016. — № 4. — С. 77—96. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29117811
- ↑ Курюмова Н. В. Современный танец: от хореографического языка к феноменологии тела и обратно // Вестник Гуманитарного университета. — 2015. — № 2 (9). — С. 60-65 — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24094791
Ссылки:
Пример выступления «Танцы босоножек»
Выступление танцоров в ТЦ Радуга (Спб)
Что такое контемп или контемпорари
Контемп, или контемпорари — современный сценический танец, который включает в себя различные направления. Он появился в Европе и США в 60-х годах 20 века. Фактически контемп стал продолжением танцев модерн и постмодерн. В него также входят элементы классической хореографии, пластики, йоги, пантомимы и др.
В этом направлении танец считается инструментом для развития тела и создания индивидуального лексикона движений. Контемп отличается исследовательской направленностью, в нем отражаются современные, постоянно обогащающиеся знания о возможностях человеческого тела, их взаимодействии с танцем.
Здесь большое внимание уделяется не столько технике, сколько внутренней форме, философии движений. Элементы танца основаны на естественных для человека позах и положениях. С технической точки зрения происходит работа над избавлением от зажимов и лишнего напряжения. Танцоры приобретают легкость и свободу, осознание своей физической оболочки.
Как и для модерна, для контемпа характерна широчайшая палитра танцевальных образов и движений. Это позволяет без проблем посещать занятия даже тем людям, кто стал уделять внимание поддержанию физической формы лишь во взрослом возрасте. Для того чтобы начать обучение, не нужна особенная подготовка.
Контемпорари может быть нескольких видов:
- вертикальный (танец в положении стоя),
- партер (движения на полу),
- парный.
Часто все эти направления комбинируются в одном выступлении. Важно отметить, что, помимо физической и психологической подготовки, на занятиях происходит развитие актерского мастерства, выразительности. Фактически каждый номер в стиле контемп — маленькая история, которая рассказывается танцором.
Популярное направление контемп позволяет раскрепоститься, прочувствовать свое тело и научиться управлять им, обрести внутреннее спокойствие и уверенность. Уроки обычно проходят в группах. Форма одежды — свободная, не стесняющая движений.
Еще информация по теме
Узнайте больше о стиле контемп в Dance School в Москве!
Что такое контемп (contemporary) — One Life Львів
Разновидность современной хореографии, с сочетанием классической, балетной базы, перформенсом и импровизацией. Contemp включает в себя партерную часть (элементы выполняемые на полу).
О Боже, как я люблю этот вид — contemp, я готова это повторять и повторять, ведь это такой девичий жанр, и это вовсе не значит, что его не выполняют ребята, танцуют еще как, лично мне даже больше нравится наблюдать за мужчинами в этом стиле чем за девушками.
Контемпорари — это танец который может быть совершенно разным: нежным, мужественным, женственным, не побоюсь этого слова — животным, детским, взрослым, страстным, героическим, страдальческим и еще множество прилагательных можно к нему подобрать, и совсем ошибочное то суждение, что контемп всегда грустный и в конце номера обязательно кто-то из героев должен умереть.) Я видела множество веселых работ в стиле контемпорари, просто почему-то чаще ставят хореографию на печальную тематику, сейчас например популярна тема войны.
Сontemp — почему мне так полюбилось именно это направление? Потому что им можно лучше передать свое душевное состояние зрителю, а у женщин он по-особенному непостоялен и переминчив. Контемпом очень удобно, а самое важное очень хорошо можно провести сюжетную линию в танце, я люблю чтобы в кождой хореографии была тема и своя история, чтобы она отличалась от другого танца не только музыкой или движениями но и глубоким наполнением и состоянием танцора, ведь если этого нет то это вовсе становится неинтересным зрителю и очень быстро надоест.Контемп — это танцы для души, когда трудно, когда радостно, когда грустно, когда неспокойно … на помощь приходит контемпорари (смешно звучит, как реклама какого-то лекарственного средства))), но для меня это так, а какая замечательная хореография рождается в такие моменты.)
С первой мысли кажется, что контемп взрослый вид танцевального жанра, но нет, им занимаются и дети.
Сontemporary — и его особенности
Танец контемпорари мне импонирует тем, что это — свободный танец, без каких-либо ограничений и форм, чем ты естественный в нем — тем лучше, и никто не в праве тебе сказать что ты танцуешь неправильно или что-то в этом духе. Contemp — это своего рода импровизация, и ты двигаешься так, как ты это чувствуешь именно в этот момент, и это значит, что каждый твой танецювальний кусочек который ты будешь исполнять под то же музыкальное сопровождение будет оригинальным и не похожим на тот, который ты выполнял буквально 5 минут назад, ведь как и в жизни так и в импровизации — двух одинаковых моментов не бывает.
В контемпе ты в праве выполнять движения так как тебе нравится, одевать то что тебе нравится, и это большое преимущество над всеми другими разновидностями.
Контемп танцуется в различных формах, можно сольно — тогда ты вообще ни от кого не зависишь и можешь раскрыться на все 100%, а так же наоборот в паре — парень с девушкой, девушка с девушкой, парень с парнем, это не играет роли в отличие от бальных танцев.
Уроки контемпа во Львове тоже достаточно популярны и все же в более узком кругу единомышленников и ценителей этого стиля танца, поскольку для того чтобы его осилить нужно иметь не абы какие навыки, поэтому он далеко не каждому под силу, но все же Львов всегда выделялся между другими городами Украины поэтому диаспору с контемпа пытаются расширить и усилить в нашем городе.
Контемпорари — как отдельный стиль
Но кто мог подумать что такой свободный стиль хореографии как контемп мог переродиться из классического балета, но это действительно правда, все так и было, и по моему мнению общего у них осталось на сегодняшний день — это лишь вид представления, контемп также похож на маленькое представление — с завязкой, кульминацией, возможно иногда с конфликтом и обязательно с развязкой. А что косаеться техники contemporary, музыки и самого исполнения, то с годами это стали абсолютно два разных танцевальные стили, новые тенденции возникающие в искусстве не могут никоим образом не влиять и на танец. Контемпорари можно выполнять под звук природы, или под сплошную тишину и от этого он не становится обделенным или незавершенным, а наоборот несет в себе еще большую загадочность и очарование.
Если вы считаете себя такими же неповторимыми и неземными, со своими тайнами о которых не знаете как разказать, то станцуйте их в контемпе, так как этот та
Танец Контемп | Интересный факт
В современном мире есть множество направлений и ответвлений танцев: начиная от классического вальса и балета, заканчивая современными молодежными направлениями. Именно о последних мы сегодня и поговорим. Точнее, об одном из направлений современных танцев – контемпорари (Contemporary dance) или просто контемпе.
История контемпа
Контемп является ответвлением танца модерн и много чего взял именно от него. Сам по себе модерн зародился в Германии в начале двадцатого века и с тех пор не выходит из программы многих танцевальных школ, он завоевал огромное количество поклонников. А вот контемп – довольно молодое направление, возникшее только в 60-х годах в Америке. В СССР он появился в конце 80-х и не пользовался такой бешеной популярностью. Однозначно сказать о том, кто стал основоположником контемпа – сложно, ведь сведения разные. Однако все сходятся в том, что сегодня это очень популярное, и в то же время, сложное направление.
Из модерна в контемп перешло правило танцевать босиком
На сегодняшний день контемп – одно из самых популярных направлений современного сценического танца. Его исполняют различные танцоры, и каждый привносит в танец что-то свое. Именно поэтому сложно составить его «портрет». От этого контемп становится еще более зрелищным и привлекательным.
Исполнение контемпа
Контемпорари, как правило, танцуют босиком (иногда в получешках, балетках). В свободной одежде, которая не сковывает движения. Будет ли это платье или специальный костюм, решает только исполнитель. Так же нет специальной музыки для этого танца. В основном это современная поп музыка, Главное, чтобы её содержание как бы «отражало» танец.
Контемп вмещает в себя элементы «собранные» из различных направлений танцев. Это и модерн, и классический балет, и эстрадные танцы, и джаз, а ещё йога и различные восточные единоборства. Из-за такого необычного сочетания направлений понятно, почему этот танец считают так же одним из самых сложных. Хотя, казалось бы: что тут сложного? Это ведь не балет, где нужно иметь сильные ноги и растяжку, не бальные танцы, где нужно соблюдать правила. Это ведь современный танец, где правил как таковых нет. Тем не менее, суть контемпа в том, чтоб показать определенное чувство (или чувства) при помощи танца. Более того, неотъемлемой частью контемпа является импровизация. Так что не всё так просто.
Техники контемпа:
Существует несколько техник исполнения контемпа:
1. Вертикальный. Танец исполняется стоя
2. Партер. Танец исполняется лежа или сидя на полу.
3. В паре. Танец исполняется с партнером.
Особенности контемпорари
Контемпорари, из-за того что в нем смешано столько танцевальных стилей, имеет множество особенностей, из-за которых танец так необычен.
Например, дыхание. Оно во время контемпа должно быть размеренным и не резким, дыхание должно как бы продолжать движение. Это требование в танец принесли единоборства.
Кроме того, контемп танцуется плавно. Каждое движение «перетекает» в следующее. Обязательно следить за координацией и равновесием.
Ещё одна особенность состоит в том, что контемп призван показать эмоции и чувства через телодвижения. Это и делает его таким сложным.
Из современных танцев контемп взял общую логику и рисунок, благодаря чему, каждый танец превращается в спектакль, рассказывающий свою историю. Это является обязательным.
Контемп – очень своеобразный, сложный, но красивый танец. Он развивает пластику, силу и гибкость танцора, учит его выражать эмоции и чувства через движение. Но, помимо этого, он благотворно воздействует и на эмоциональное состояние человека, ведь всегда намного проще пережить проблемы, когда можешь их понять и выразить физически.
Танцуйте!
Контемп — это… Контемп — современный танец
Контемп стал тем танцем, который стер общепринятые рамки движений. Не зря его называют набором случайных движений в неслучайном порядке. Те, кто стоял у истоков рождения контемпа, видели в нем часть культуры, которая способна привлечь массы.
История возникновения
Контемп – это танец, который называют ещё контемпорари («contemporary dance»). В переводе с английского это значит «современный танец». Данное движение, которое зародилось в конце 19 века, призывало освобождаться от общепринятых стандартов. Направление создавалось для слияния жизни и танца. Людей объединяло одно мировоззрение, основанное на идее Ницше. Свобода танцора должна была раскрыть его раскрепощенность и творческий дух.
Те, кто стоял у зарождения направления, хотели привлечь к нему как можно больше людей. По их мнению, контемп доступен каждому желающему его освоить. Он поможет изменить свою жизнь. Импровизация – это основная черта, которая и разбудит в человеке творческие способности, уверяли создатели.
В это же время (в конце 19 – начале 20 вв.) человечество активно проявляло интерес к спортивным занятиям различного направления. Это также было взято в идею контемпа.
Айседора Дункан – одна из основоположниц контемпа
Американская танцовщица Айседора Дункан была одной из тех, кто стоял у истоков зарождения современного танца. Она отрицала школу классического балета и отдавала предпочтение свободному пластическому танцу. Её целью было связать музыку и движения в одно целое. В своих выступлениях танцовщица использовала классическую музыку и с помощью танца буквально иллюстрировала её. На сцену Дункан выходила в свободной одежде и босиком, что для того времени было необычным и удивительным. Зрители очень эмоционально реагировали на такие зрелищные выступления. Она имела богатую фантазию и не раз шокировала публику своими танцами в полуобнаженном виде.
Несмотря на то что её школа не нашла последователей, она внесла огромный вклад в разрушение стереотипов.
Контемпорари как симбиоз различных культур
Контемп – это танец, который сейчас относят к современным направлениям. Основы взяты из танцевальных движений классического танца джаз-модерна, цигуна, тай цзи цюаня, йоги, пилатеса. От этого в нем столько разнообразия и не существует границ для передачи своего внутреннего состояния. Отсутствие каких-либо запретов рождает удивительные творческие решения. Рамки устанавливаются только в вопросах восприятия зрелища зрителем. В танце сложно уследить определенные стили и направления. Контемп – танец для души и удовольствия. Академическая культура прячет человеческое, а свободные современные танцы ставят его вперед. Никаких идеалов красоты и эталонов, все хаотично, неожиданно и искренне.
На занятиях огромное значение уделяют работе с пространством, дыханию, эмоциям, качеству движений, правильному выстраиванию своего тела.
Разработки различных техник
Современный танец до сих пор развивается. Каждый балетмейстер и постановщик выражает в нем свое видение мира. Есть законы построения танца, которые мастера развивают по-своему.
В разное время появлялись различные техники, которые создавали «пионеры» современных танцев.
- Техника Александера появилась в 1920-х годах. Уделяется внимание правильной осанке и структуре тела.
- Метод Фельденкрайза основан на системе комплексной работы с телом.
- Соматикс. Разработал Томас Ханна в 1970-х годах. Основывается на концепции осознанности и взаимодействия тела и разума.
- Система Рудольфа Лабана. Построена на понимании, наблюдении, описании и нотации всех форм движения.
- Техника Марты Грэм. Особое внимание уделяется работе с брюшной полостью и тазом.
- Техника Мерса Каннингэма. В основе – архитектура тела в пространстве, построение линии силы, дающей легкое и естественное движение.
- Техника релиз. Строится на использовании только тех мышц, которые необходимы в данный момент. Остальные должны быть освобождены. Эта техника помогает почувствовать свое тело, понять его и наполнить хореографическую лексику танцовщика.
- Техника Хампри-Уэдмана. Построена на исследованиях использования силы и энергии, на работе с весом.
- Техника Хосе Лимона. Основана на учениях Хампри-Уэдмана. Используется движение дыхания через тело, перенос веса из одной части тела в другую.
Один и тот же танец будет не одинаково воспринят, если исполняется двумя разными людьми, поскольку основан на весе и балансе.
Каждое занятие начинается с подробной разборки анатомической, нервной, дыхательной и мышечной систем. Контемп – это танец, изучение которого строится на трех базовых программах.
Программы современного танца
Обязательному изучению в процессе обучения подлежат следующие разделы:
- Баланс и артикуляция.
- Гравитация.
- Техника работы с полом – par terre.
На этих трех базах строятся уроки. Контемп начинается с теории, с обсуждения настроения танца и ощущений, который он вызывает. Для парных танцев обсуждаются поддержки, техника их исполнений. Не менее трети занятия отводится разогреву тела.
Контемп – это танец, который выполняют в трех техниках:
— вертикальная – танец в вертикальном положении;
— партер – танец на полу;
— парная – танец с партнером.
Как дела обстоят сегодня?
К современным танцам относят три направления. Все они практически не имеют различий.
— Свободный танец. Основан на привычных и естественных движениях человека.
— Музыкальное движение. Большее внимание уделяется музыке. Танец начинается с первых нот звучания композиции и заканчивается под последние звуки. Главная задача – отразить настроение музыкального произведения.
— Контемп-модерн. Зародился в США и Германии. До конца не ушел от традиционных балетных движений. В то же время он оказал влияние и на классическую хореографию.
Значение музыки
В современном танце роль музыки очень сильна. Она призвана помогать танцующему, а не навязывать свою тему. В начале зарождения стиля музыка для контемпа выбиралась классическая. Сейчас для исполнения танца достаточно ритма, заданного метрономом. Движениями и драматургией человек передает настроение и характер своего выступления. Контемп – танец, который можно исполнять в любом музыкальном сопровождении: при естественных акустических звуках, под современные мелодии и даже в тишине. Музыка для контемпа может быть со словами или без них, правил и требований нет.
Начало обучения
Специалисты подчеркивают, что современные танцы были созданы 100 лет назад для того, чтобы люди могли научиться слушать свое тело в любом возрасте. Однако со временем стиль контемп настолько совершенствовался и усложнялся, что есть такие композиции, которые не каждому под силу исполнить. Некоторые постановки не уступают акробатическим номерам по количеству сложных поддержек и уровню подготовки выступающих.
Сейчас этим направлением начинают заниматься с 4 лет. Детей учат чувствовать музыку, осваивать элементарные движения и знакомиться с культурой современного танца.
Контемпорари можно начинать заниматься в любом возрасте. Он безопасен и доступен для начала освоения танцевальных движений.
Одежда для занятий должна быть свободной и комфортной. Для удобства рекомендуется использовать балетки или чешки, можно джазовки, плотные носки с нескользящей подошвой. Очень часто танцуют просто босиком. Это стало уже символом контемпорари.
Танец Контемп — Contemporary.
Контемп – идеальный инструмент для развития совершенства тела и формирования хореографической индивидуальности.
Для контемпа характерна исследовательская направленность через взаимодействие танца с развивающейся философией движения и возможностями человеческого тела.
Контемп (Контемпорари) — это легкие и выразительные движения. Обычно контемп танцуется босиком. Главное в контемп — это удовольствие от танца, движения, импровизации.
Контемп (Контемпорари) — это танец, который требует полной самоотдачи – как эмоциональной, так и физической.
В работе используются техники Contemporary Dance, Release, джаз, импровизации, контактной импровизации.
Особенности танца контемп:
Основное движение — чередование напряженных натянутых мышц и резкого сброса, расслабления, работа с дыханием, падения и подъемы, резкие остановки (часто на прямых ногах), балансирование, противоречие и эмоции.
Во время занятий внимание уделяется дыханию, body-awаreness («телесному осознаванию»), качеству движений, работе с пространством, весом тела, голосом, эмоциями, категорией времени.
Используются естественные принципы движения, дыхания, инерции веса, «выстраивания» или «настройки» тела через расслабление; идея экономично-бережного и эффективного использования телесной структуры и осознания себя в движении.
Делается акцент на работе суставов, выстраивании позвоночника, налаживании связей между центром тела и конечностями, что в общем и целом служит цели эффективной работы тела в танцевальном движении.
Уровень мастерства танцора состоит из синтеза различных техник современного танца.
Используются техники работы в партере, стоя и с партнером.
Занятие контемп начинается с разогрева у станка, который готовит мышцы, суставы и связки к работе.
Основные упражнения класса построены по аналогии с классическими и модерновыми — от простых к более сложным. В занятие включены упражнения в партере (работа на полу), release — техника расслабления, а также стретчинг (растяжка).
Заканчивается занятие одной или более танцевальными комбинациями. Здесь неважны рост, вес, комплекция танцора.
В отличие от балета, где основная идея — невесомость, в контемпе Вы знаете о том, сколько весит Ваше тело или рука, и используете это для построения свободного, легкого, красивого движения и танца.
Контемпорари. Почувствуйте свое тело (фото, видео)
Мир хореографии велик и обширен. Существует много стилей и направлений, возникают новые, развиваются старые. У них существуют свои правила, условия и требования. Сегодня мы поговорим о контемпорари-дэнс (или контемп) — это чувственный современный стиль, танец души, сочетающий множество движений и стилей.
Происхождение интеллектуального танца
Контемпорари — это не просто набор жестко регламентированных па. Это свободная, произвольная последовательность движений, посредством которой танцор ведет разговор со зрителем, это монолог души. Формально — речь идет о современном танце, сочетающем элементы различных стилей и направлений. Однако это определение не может передать смысл контемпорари, поскольку он зависит от того, что вкладывает в танец каждый конкретный танцор; он не повторяет раз и навсегда устоявшуюся схему движений, а действует индивидуально.
Айседора Дункан — одна из основоположниц контемпа
Точную дату появления определенного стиля в танцах выделить тяжело. Относительно стиля контемпорари многие исследователи сходятся на том, что возник он в середине ХХ века. Но, бесспорно, основателем его является великая Айседора Дункан. Создавая свой оригинальный, свободный танец, Айседора взяла за базу античную пластику и вывела хореографию на новый уровень. Она сформулировала сущность будущего контемпа — искренность чувств и мыслей, направленность на прекрасное.
Знаете ли вы? Согласно сонникам, видеть танцевальный зал или находиться там во сне — это к хорошим новостям или удачной встрече. Стремление Дункан создать танец, что служил бы естественным продолжением человека(его движений, стремлений, выражение характера и чувств), нашли свое продолжение в contemporary dance. Это и позволило создать такое популярное направление в хореографии, которое сразу нашло своих последователей. В частности, Дункан боролась за права женщин, считая танец способом их освобождения из плена предрассудков и условностей, что встретило одобрение многих сторонников женской эмансипации. Большое влияние на стиль танца контемп оказали Мари Рамбер и Марта Грэм, свой вклад в историю его создания сделали Рудольф фон Лабан и Мерс Каннингем.Контемпорари как симбиоз различных культур
К базе в виде античной практики специалисты добавили разные заимствования из других культур — что-то из йоги, что-то из восточных боевых искусств, различные движения из балета и других западных хореографических традиций. Именно такое сочетание культур и времен выделяет контемп в череде других танцев. Немаловажная роль принадлежит импровизации. Поэтому контемп и отличается разнообразием движений и отсутствием границ в выражении чувств и эмоций. Такие условия позволяют создавать невиданные решения и постановки.
Знаете ли вы? 29 апреля отмечается Международный день танца. Но и многие стили имеют свои праздники. 18 апреля празднуют Международный день танго, а 1 октября — Международный день балета.
Единственный судья и ограничитель — это зритель. Именно он и его восприятие устанавливают рамки для хореографа и танцора. Каких-то определенностей (стилей, направлений, основ) тут нет. Академическая хореография сковывает настоящее и естественное в человеке, а свободная хореография сбрасывает эти оковы и ставит во главу угла то, что отброшено другими. Никаких ограничений, стандартов, эталонов. Тут нет неправильных движений и позиций. Все, что искреннее и настоящее — все приемлемо.Разработки различных техник
Развитие контемпа не прекращается никогда. Каждый мастер и хореограф вносит свое и делает свой шаг в развитие этого стиля. Существуют определенные законы постановки, и каждый постановщик понимает и воплощает их по-своему. Очень много внимания в постановке уделяют ощущению пространства, работе с дыханием, эмоциями, а также пластике, положениям и построению тела. Многие из мастеров и первопроходцев контемпа создавали свои техники для контемпорари:
- Техника Александера создана одной из первых, в 1920 годах. В центре — физические аспекты тела, осанка и структура.
- Метод Фельденкрайза. В его основе системная работа со всем телом.
- Соматикс. Эту схему создал Т. Ханна. Это настоящий ребенок своего времени — «семидесятых», эпохи хиппи. Она подразумевает осознанность, единение души, тела и разума.
- Система Рудольфа Лабана. В этой технике тщательно отслеживаются, анализируются, буквально препарируются все возможные движения.
- Техника Марты Грэм. Здесь внимание уделено центру тела — тазу и брюшной полости.
- Техника Мерса Каннингэма. Эта методика делает упор на положение тела, на его ориентированность в пространстве. Целью является получение легких и естественных движений.
- Техника релиз. Здесь во главе угла — работа с мышцами, задействованными в определенный момент времени. Другие же мышцы должны быть свободны. Этот метод применяют для понимания своего тела, для создания танцевальной лексики.
- Техника Хампри-Уэдмана. Здесь учитывается вес танцора, он работает со своей силой и энергией, рождаемой движением.
- Техника Хосе Лимона. Продолжение практики Хампри-Уэдмана. К работе с весом и энергией добавляется работа с дыханием.
Программы современного танца
В программу изучения данного стиля входят три основы — работа с силой тяжести, работа в партере, баланс. Все они принципиально важны для его постижения.
Три направления современного танца
Существует три техники в контемпе:
- вертикальная — танцор выполняют танец стоя;
- горизонтальная — или партер, это танец на полу;
- парная — танец с партнером.
Значение музыки
Разумеется, музыкальное сопровождение играет чрезвычайно большую роль. Но музыка в контемпе — это не диктатор, это помощник. Она не диктует, что делать и как себя вести, она призвана помочь раскрыться танцору. На заре контемпа для танца выбирали классические произведения. Со временем требования изменялись и облегчались. И теперь для выполнения номера достаточно даже тишины, или просто щелчков метронома. Пластикой и движениями исполнитель выражает свое настроение, свой посыл зрителю. И музыка должна этот посыл подчеркнуть. Сейчас для контемпа выбирают любое сопровождение: акустика и звуки природы, мелодии и песни. Каких-то рамок и правил в этом нет и быть не может.
Достоинства и недостатки такого времяпровождения
К плюсам занятием контемпом можно отнести:
- быстрое похудение — занятия проходят очень активно, в высоком темпе, так что лишний вес уходит «на ура»;
- получение идеальной фигуры — в процессе занятий задействуются все группы мышц, высокая нагрузка позволяет быстро накачать мышцы и приобрести прекрасные формы;
- познание самого себя;
- развитие правильного дыхания;
- отличный способ самовыражения.
- высокая травмоопасность — активные пируэты, прыжки, падения часто могут привести к беде;
- трудность, изнурительность тренировок — длительные напряжения могут подойти не каждому.
Важно! Этот стиль не подходит для людей старшего возраста — это танец молодых, и пожилым не выдержать высоких нагрузок.
Что нужно для того, чтобы начать заниматься
Чтобы заниматься контемпорари, необходимо сильное желание. Это самое главное. Хотя и нет ограничений по возрасту, но серьезных и значительных результатов можно достичь, только занимаясь с детства. Это позволит освоить все техники, выполнять все трюки и движения. Но на любительском уровне контемпом можно заниматься и в более зрелом возрасте. Требования по одежде и обуви нет. Главное — чтобы было удобно и комфортно выполнять движения. Визитной карточкой этого танца стало выступление босиком.
Противопоказания для занятий
Не стоит заниматься при наличии проблем с суставами, повышенным давлением и проблемами с сердечно-сосудистой системой.
Важно! Из-за больших психологических нагрузок такое времяпровождение не рекомендуется для людей с тонкой душевной организацией и легкой возбудимостью.
Помогает ли избавляться от лишнего веса
Многие начинают заниматься танцами в стиле контемп, желая узнать — можно ли похудеть на таких занятиях. Да, этот танец очень хорош в борьбе за идеальное тело. Его активные движения, напряжение всех мышц, быстрые выпады, падения, поддержки партнера — мощнейшее оружие против лишнего веса и избытков жировых тканей. Стоит начать, и ваш вес будет уменьшаться с каждой тренировкой. Главное — выкладывайтесь по полной.
Стоит ли отдавать детей на такие занятия
Все больше детей отдают в студии танца контемпорари. Рано приобщившись к этому искусству, ребенок сможет проявить себя в нем, привыкнуть к нагрузкам, понять и освоить движения. Это будет не только полезное проведение досуга, но и отличная физическая подготовка вашего ребенка. Но будьте готовы к тому, что у него не все будет получаться, что ему потребуется ваша поддержка, внимание и вера в его силы. Только тогда ваше чадо сможет добиться успеха и освоить этот замечательный танец. Теперь вы знаете, что такое контемпорари. Замечательный в своей красоте и свободе, этот интеллектуальный вид танца приобретает все больше и больше поклонников. Он привлекает своей продуманностью, свободой выражения чувств, эмоциональностью. Контемп — это настоящий танец свободных людей.