Каравелла — WiKi
Двухмачтовая каравелла-латинаКараве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.
Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).
Благодаря своему поэтичному названию, Каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана.
Этимология
Слово португальского происхождения. Caravela (порт.), уменьшительное от caravo — небольшое парусное судно. Восходит к поздне-латинскому carabus — плетеная лодка, обшитая кожами. Латинское слово в свою очередь происходит от греческого χαραβος[1]. К этому же греческому слову восходит русское «корабль»[2][3] и поморское «карбас».
Существуют и другие версии этимологии слова «каравелла». Так есть утверждения, что в начале XIII века термин каравелла имел отношение к небольшим арабским судам с латинским парусным вооружением, называвшимся qârib[4]. Впрочем, слово qârib тоже восходит к греческому χαραβος [1].
В XIX веке существовала романтичная, но неверная «итальянская» версия происхождения слова « каравелла», связанная с красотой и изяществом судна — от итальянского cara bella — «милая красотка»[5]. Данная версия не имеет убедительных оснований.
Созвучность английского (и других западноевропейских языков) термина carvel (выполнение обшивки судна «вгладь») — в противоположность клинкерной обшивке clinker («внакрой») — с названием caravel не позволяет делать вывод о происхождении слова «каравелла» от названия технологии, так как появление термина carvel зафиксировано значительно позже, чем название судна.
История
XII век. Первое упоминания термина
Впервые название «caravellum» появляется в Генуэзских документах середины XII века, где оно относится к тендеру[прим. 1][2] — небольшому судну или лодке, применяемому для разгрузки больших судов[6]. Нет никаких оснований считать, что это судно или лодка имело какое-то отношение к привычной нам конструкции каравеллы XV—XVI веков.
XIII век. Каравеллы — небольшие рыбацкие лодки Иберийского полуострова
Первое упоминание португальской каравеллы встречается в документе, связанном с событиями 1226 года, когда некая каравелла была насильно включена в состав Английского флота при его возвращении в Гасконь. Очевидно, что это уже более значимое, чем просто небольшая лодка, судно, которое было достойно упоминания о включении в состав флота, и которое было способно к плаванию в Бискайском заливе
В законодательных документа португальского города Вила-Нова-ди-Гая («Foral Vila Nova de Gaia») от 1255 года каравелла упоминается как судно, с которого платится наименьшая входная пошлина. То есть каравелла на тот момент была наименьшим судном, среди упомянутых (barca seeyra, burcardus trincatus, burcia, pinaza). Подобный Кастильский документ 1255-1256 годов (Siete Partidas [3] Альфонса X Мудрого) так же помещает каравеллу среди судов других типов («…balener, leno, pinaça, caravela e otros barcos (…каравелла и другие лодки)» [4])[7].
XV век
Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.
Во второй половине XIII века Португалия стала первым иберийским королевством, завершившим Реконкисту и вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.
В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки.
С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394—1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.
Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.
Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным вооружением формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.
Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньшее удлинение — так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода неизвестной продолжительности.
В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56″ западной долготы, а Португалии — все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.
История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.
Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.
К концу XV столетия в океанских походах каравеллу начинает заменять более крупная и более мореходная каракка. Так, в 1488 году Бартоломеу Диаш совершил поход к мысу Доброй Надежды на двух каравеллах. Но уже в 1492 году среди трех кораблей Христофора Колумба флагманом является каракка (называемая также нао или нау) «Санта-Мария» в сопровождении двух каравелл, «Пинты» и «Ниньи». В 1497 году Васко да Гама первым из европейцев достиг Индии морским путём, в его эскадре, состоящей из четырёх кораблей, было две каракки, только одна каравелла, а также малое вспомогательное судно. С самого начала XVI века Португалия регулярно снаряжает эскадры в Индию, а Испания — в Америку, которые в основном состоят из каракк. В первом кругосветном походе Магеллана-Элькано 1519—1522 годов участвовали четыре каракки и одна каравелла.
Каравеллы имели распространение до XVII века.
Разновидности каравелл
За долгий период существования, с XIV по XVII век, в источниках встречаются разные типы каравелл, отличающиеся друг от друга конструктивно.
Двухмачтовая каравелла-латинаКаравелла-латина (caravela latina). Небольшая, двух- или трехмачтовая каравелла с латинским вооружением на всех мачтах — конструкция, характерная для первых каравелл. Наиболее известный образ каравеллы. Именно такими были первые «каравеллы открытий» (каравеллы эпохи Великих географических открытий, точнее первого её этапа) — суда, на которых португальцы начали исследовать западное побережье Африки в начале XV века. Именно на таких каравеллах Бартоломеу Диаш достиг южной оконечности Африки и первым из европейцев достиг Индийского океана морским путём в 1488 году.
Реплика «Пинты», каравеллы-редонды первого похода Христофора КолумбаЛатинское парусное вооружение эффективно при хождении против ветра, что удобно для движения и маневрирования вдоль берега, поэтому каравелла-латина использовалась португальскими моряками при исследованиях западного африканского побережья и в качестве судна для каботажного и речного плавания в пределах своих территориальных вод.
Для хождения в открытом море и для трансокеанских переходов, где преобладают постоянные попутные ветра, более эффективны прямые паруса. Поэтому мореплаватели Бискайского залива, Северного моря, а позже испанцы, начиная с Колумба, при плаваниях из Европы в Америку и обратно использовали каравеллы-редонды.
Так, каравелла первой экспедиции Колумба «Нинья» перед походом была переоборудована из каравеллы-латины в каравеллу-редонду
, при том, что каравелла «Пинта» и нао «Санта-Мария» изначально были с прямым парусным вооружением. Таким образом, все три корабля первого похода Колумба имели прямое парусное вооружение, так как ожидалось движение с постоянным попутным ветром (см. пассат).Каравеллы-редонды были весьма распространены, особенно в дальних походах, хотя сейчас стереотипным для каравеллы того периода является изображение каравеллы-латины, несмотря на то, что с конца XV века они использовались в основном для прибрежного плавания.
Каравеллы исследований, каравеллы открытий, (порт. caravelas dos descobrimentos), (англ. caravels of the discoveries), (англ. caravels of exploration). Собирательное название каравелл начального периода эпохи Великих географических открытий — второй половины XV века. Подразумевает небольшие, водоизмещением до 60 тонн, двух- или трёхмачтовые каравеллы-латины или каравеллы-редонды, в отличие от более поздних четырёхмачтовых
В частности, такие каравеллы были в походе Барталомеу Диаша и в первом походе Христофора Колумба.
Три caravelas de armada среди кораблей индийской армады в иллюстрации XVI векаCaravela de Armada («каравелла армады»). С самого начала XVI века, после открытия в 1497—1499 годах Васко да Гама морского пути в Индию, Мануэл I каждый год начинает отправлять в Индию армады, состоящие из 10-20 кораблей. Помимо каракк, составляющих ядро этих армад, в их состав входят большие хорошо вооруженные четырёхмачтовые каравеллы, которые в источниках называются «caravelas de armada».
Каравелла армады имела слегка наклоненную вперед фок-мачту, вооруженную двумя прямыми парусами — фоком и фор-марселем, грот, вооруженный латинским парусом, и, также вооруженные латинскими парусами, бизань и бонавентуру. Каравелла армады обретает поднятый бак (не такой высокий, как у каракки), что связано с прямым вооружением фок-мачты — не требуется свободного пространства бака для манипуляций с реем латинского паруса[8].
Водоизмещение каравеллы армады было относительно большим — 80-100 тонн[8], а иногда достигало и 160—180 тонн[9].
Для каравеллы армады XVI века характерно наличие пушечных портов, которых не было на каравеллах XV века. Вооружение корабля состояло из нескольких десятков орудий, иногда до 30-40, но это количество включало также лёгкие вертлюжные пушки и фальконеты.
Каравеллы армады использовались на протяжении всего XVI века.
Caravela Mexiriqueira[прим. 2], caravela de aviso («посыльная каравелла»). Другой тип каравеллы, упоминаемый в источниках и существовавший в XVI веке — caravela mexiriqueira — небольшие, относительно быстрые и маневренные каравеллы, использовавшиеся для передачи сообщений между кораблями и портами. Эти каравеллы совмещали скорость и маневренность небольших рыбацких каравелл и возможность нести лёгкое артиллерийское вооружение. Посыльные каравеллы отличались от каравелл армады размерами, вооружением и численностью команды, и в документах своей эпохи упоминались отдельно от других каравелл. Водоизмещение caravela mexiriqueira в документах XVI века упоминается как 20-25 тонн[9].
Caravelão. В португальских и бразильских источниках встречается также такая разновидность, как caravelão, в других языках — исп. carabelón, итал. carabellone. Во всех этих языках суффикс -o (-on) имеет значение увеличения, однако, судя по описаниям в источниках, caravelão — это суда небольшого водоизмещения, сравнимые с каравеллой-латиной и заметно меньшие, чем существовавшие в тот же период caravela de armada.
В трактате Livro Náutico 1580—1609) есть инструкции по строительству двухмачтовой caravelão, с латинским парусным вооружением, водоизмещением 40-50 тонн. Судно было рассчитано на команду из 25 человек и предусматривало вёсла в качестве вспомогательного движителя. Вооружение этой каравеллы составляли 2 фальконета и 4 лёгких казённозарядных вертлюжных орудия (versos)[10].
Caravela pescareza (от порт. pescador — рыбак). Небольшие рыбацкие каравеллоподбные лодки, собственно предшественники каравелл, которые использовались рыбаками иберийского полуострова на протяжении веков, как до, так и в эпоху каравелл. Имели латинское парусное вооружение.
Небольшие рыбацкие каравеллы зачастую были беспалубными или частично беспалубными, в отличие от каравелл, использовавшихся для дальних походов.
Близкими современными наследниками этих лодок являются каики Алгарви.
Современная реплика каика Алгарви «Bom Sucesso», Португалия |
Конструкция
Парусное вооружение. Каравеллы обычно имели 3 мачты. Наличие бушприта не характерно для каравеллы, хотя на некоторых изображениях можно встретить каравеллу с бушпритом (обычно каравеллу-редонду).
По типу парусного вооружения каравеллы разделяют:
Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн.
Характерной чертой каравелл я
Галеон — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 сентября 2019; проверки требует 1 правка. Нидерландский галеон начала XVII векаГалео́н (исп. galeón, также галион[1], от фр. galion) — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями[2]. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища[3] и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.
Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению остойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперёд ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут — из сосны. Парусное вооружение состояло из трёх-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние — косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперёд, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нёс парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклонённого ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.
В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе — завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.
На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки. Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через
КАРАВЕЛЛА — это… Что такое КАРАВЕЛЛА?
КАРАВЕЛЛА — (фр. caravelle). Легкие суда в Испании, Португалии, Франции, Турции, имеющие различное назначение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРАВЕЛЛА старинные небольшие легкие суда в Испании и во Франции.… … Словарь иностранных слов русского языка
каравелла — ы, ж., КАРАВЕЛЬ caravelle, ит. caravella. 1. Старинное морское трехмачтовое судно у португальцев и испанцев. БАС 1. Французы три португалские каравЕлли [португальские малые корабли ]взяли в кадикс привезли. Вед. 1 228. 2. Широко распространенный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАРАВЕЛЛА — (Caravel) морское парусное судно XIII XVII в. в. сначала у итальянцев, затем у испанцев и португальцев (водоизмещение около 20 т). Высокобортное с высокими надстройками на носу и корме, трех или четырехмачтовое судно со сложной системой парусов,… … Морской словарь
каравелла — КАРАВЕЛЛА, ы, ж. Крупная, полная женщина. каравелла с двумя килями … Словарь русского арго
КАРАВЕЛЛА — (итал. caravella) морское парусное (3 4 мачты) судно с одной палубой и высокими бортами и надстройками в носовой части и на корме, распространенное в странах Средиземного м. в 13 17 вв. Колумб на каравелле совершил плавание через Атлантический ок … Большой Энциклопедический словарь
каравелла — сущ., кол во синонимов: 2 • корабль (101) • судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Каравелла — (caravel), легкое парусное судно, использовавшееся особенно широко исп. и португ. моряками в 15 17 вв. В странах Средиземноморья К. обычно были торг, судами; на них совершали дальние плавания. На флагманском корабле, 29 метровой К. «Сайта Мария» … Всемирная история
каравелла — каравелла. Произносится [каравэлла] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Каравелла — КАРАВЕЛЛА, суда особаго типа съ водоизм. ок. 20 тн., упоминаются уже въ документахъ 1307 г.; они служили почти исключ но транспортами при эскадрахъ и пріобрѣли большое значеніе въ XV и XVI ст., какъ суда, отличавшіяся хорошими мор. качествами. Въ … Военная энциклопедия
каравелла — морское парусное судно, распространённое в 13 17 столетиях в Италии, Испании и Португалии. Водоизмещение 20 400 т. Имела 3 4 мачты, высокие надстройки в носу и на корме. Обладала хорошей мореходностью. На каравеллах совершили плавание Х. Колумб… … Морской биографический словарь
Каравелла — У этого термина существуют и другие значения, см. Каравелла (значения). Двухмачтовая каравелла латина Каравелла европейское парусное … Википедия
КАРАВЕЛЛЫ КОЛУМБА — это… Что такое КАРАВЕЛЛЫ КОЛУМБА?
- КАРАВЕЛЛЫ КОЛУМБА
- суда, на которых испанский мореплаватель X. Колумб совершал свои экспедиции в поисках зап. пути в Индию, первые европейские корабли, достигшие Центральной Америки. Каравеллы Колумба представляли собой высокобортные 3-мачтовые парусные суда с одной палубой и надстройками в носу и корме. Они были более мореходными и приспособленными к дальним плаваниям, чем средневековые европейские суда постройки XIII—XIV вв. В 1-й экспедиции Колумба (1492—1493) участвовали 3 судна („Санта-Мария», „Нинья», „Пинта»), эпипаж которых составлял 90 человек Флагманским кораблем являлась большая каравелла — нао (большой корабль) „Санта-Мария» водоизмещением около 120 т. Не сохранилось ни чертежей, ни рисунков „Санта-Марии». Вероятно, ее длина была 22— 24 м, ширина около 7,3—8 м, глубина трюма — около 3 м. В кормомой части находилась двухъярусная надстройка с каютами, на баке — треугольная платформа. Парусное вооружение состояло из прямого паруса на фок-мачте, большого прямого грита и над ним прямого трапециевидного грот-марселя на грот-мачте, косого паруса на бизани и блинда на удли-ненном бушприте. Вооружение „Санта-Марии» вклю-чало 4 20-фунтовых, 6 12-, 8 6-фунтовых и более мелкие пушки, стрелявшие каменными ядрами. В кон-це экспедиции „Санта-Мария» потерпела аварию у бе-регов открытого Колумбом о-ва Гаити, сев на риф. Ее частично разобрали, а дерево использовали для строительства на берегу крепости. Колумб перешел на „Нинью» и вместе с „Пинтой» отплыл в Испанию. Каравелла „Пинта» водоизмещением 70—90 т имела на фок-и грот-мачте по одному прямому парусу, а на бизани — косой. У малой каравеллы „Нинья» водоизмещением 40—60 т на всех 3 мачтах были косые паруса. В ходе экспедиции Колумб сделал остановку на Канарских о-вах для проведения ремонтных работ, и на „Нинье» косые паруса были заменены на такие же, как на „Пинте». Назв. „Нинья» (от исп. „детка»), видимо, прозвище каравеллы, ее настоящее назв.— „Санта-Клара». Это было любимое судно Колумба, единственное, которое участвовало в первых 2 его экспедициях, а затем еще раз, в 1499 г., ходило на о-в Гаити, не находясь в составе эскадры. Во время 2-й экспедиции (1493—1496) Колумб пошел на 3. во главе эскадры из 17 судов того же типа, что и суда 1-й экспедиции. На борту находились около 1,5 тыс. матросов, солдат и колонистов. Самым крупным судном в эскадре была нов. „Санта-Мария». Колумб возвратился в Испанию в 1496 г. на 2 судах — „Нинья» и „Индия». В 3-м плавании Колумба (1498—1500) участвовало 6 судов, экипаж которых составил 300 чел. В последнее, 4-е, плавание в Америку Колумб вышел на 4 судах с экипажем 150 человек в апреле 1502 г. В этой экспедиции он потерял все суда, год прожил на Ямайке и только в нояб. 1504 г. на одном корабле прибыл в Испанию. В кон. XIX — нач. XX в. были построены 3 копии „Санта-Марии» в натуральную величину. „Санта-Марию И» сделали в Кадисе в 1892 г. в ознаменование 400-летия первого плавания Колумба в Америку. Это судно пересекло Атлантич. ок., побывало на Багамских о-вах, посетило Нью-Йорк и экспонировалось на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 г. „Санта-Мария III» была построена также в Кадисе для исп.-амер. выставки в Севилье (Испания). Третью копию легендарного корабля соорудили в 1951 г. в Валенсии для съемок кинофильма „Рассказ об Америке». Сейчас это судно-музей в г. Барселоне (Испания).
Морской энциклопедический справочник. — Л.: Судостроение. Под редакцией академика Н. Н. Исанина. 1986.
- КАРАВЕЛЛА
- КАРАКАТИЦЫ
Смотреть что такое «КАРАВЕЛЛЫ КОЛУМБА» в других словарях:
Каравеллы — название особых морских судов XV и XVI вв., наиболее известных по путешествиям португальцев для открытия новых земель. Христофор Колумб с 3 такими судами предпринял первое свое путешествие. Это легкие, круглые суда, легко маневрирующие при помощи … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Открытие Америки экспедицией Христофора Колумба — Экспедиция Колумба началась 3 августа 1492 года, когда корабли Санта Мария , Пинта и Нинья вышли из бухты испанского города Палос де ла Фронтера (Palos de la Frontera). 16 сентября 1492 года на пути экспедиции стали появляться пучки зеленых… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Каравелла — У этого термина существуют и другие значения, см. Каравелла (значения). Двухмачтовая каравелла латина Каравелла европейское парусное … Википедия
Открытие Америки и испанские завоевания — Весной 1492 г. испанцы взяли Гранаду последний оплот мавров на Пиренейском полуострове, а 3 августа того же года из испанского порта Палое в далёкое плавание через Атлантический океан отправились три каравеллы Христофора Колумба с целью открыть… … Всемирная история. Энциклопедия
ПИНСОН — Происхождение: Pinson Испанские мореплаватели, участники 1 й экспедиции X. Колумба в 1492 1493 гг., братья: Мартин Алонсо (около 1440 1493), один из организаторов 1 й экспедиции X. Колумба, капитан каравеллы «Пинта» (см. Каравеллы… … Морской энциклопедический справочник
Чжен Хэ — Чжэн Хэ 鄭和 приблизительный портрет адмирала Чжэн Хэ Имя при рождении: Ма Саньбао … Википедия
Чжен Хе — Чжэн Хэ 鄭和 приблизительный портрет адмирала Чжэн Хэ Имя при рождении: Ма Саньбао … Википедия
Флот Чжэн Хэ — Современные модели корабля сокровищницы Чжэн Хэ и каравеллы Колумба, в одинаковом ма … Википедия
Путешествия Чжэн Хэ — Модель торгового судна, которое использовалось в экспедициях Чжэн Хэ (музей в Фучжоу, КНР) … Википедия
МОРСКОЙ МУЗЕЙ БРИТАНСКОЙ КОЛУМБИИ в Эскаймол — музей в Канаде, экспозиции которого посвящены отдельным периодам истории мореплавания. Открыт в 1955 г. Зал английского моряка конца XIX начала XX в. содержит коллекцию картин, фотографий; моделей парусных судов различных типов. Два зала… … Морской энциклопедический справочник
Каравелла (судно) Википедия
Двухмачтовая каравелла-латинаКараве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.
Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).
Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана.
Этимология
Слово португальского происхождения. Caravela (порт.), уменьшительное от caravo — небольшое парусное судно. Восходит к поздне-латинскому carabus — плетёная лодка, обшитая кожей. Латинское слово в свою очередь происходит от греческого χαραβος[1]. К этому же греческому слову восходит русское «корабль»[2][3] и поморское «карбас».
Существуют и другие версии этимологии слова «каравелла». Так есть утверждения, что в начале XIII века термин каравелла имел отношение к небольшим арабским судам с латинским парусным вооружением, называвшимся qârib[4]. Впрочем, слово qârib тоже восходит к греческому χαραβος [1].
В XIX веке существовала романтичная, но неверная «итальянская» версия происхождения слова «каравелла», связанная с красотой и изяществом судна — от итальянского cara bella — «милая красотка»[5]. Данная версия не имеет убедительных оснований.
Созвучность английского (и других западноевропейских языков) термина carvel (выполнение обшивки судна «вгладь») — в противоположность клинкерной обшивке clinker («внакрой») — с названием caravel не позволяет делать вывод о происхождении слова «каравелла» от названия технологии, так как появление термина carvel зафиксировано значительно позже, чем название судна.
История
XII век. Первое упоминания термина
Впервые название «caravellum» появляется в Генуэзских документах середины XII века, где оно относится к тендеру[прим. 1][2] — небольшому судну или лодке, применяемому для разгрузки больших судов[6]. Нет никаких оснований считать, что это судно или лодка имело какое-то отношение к привычной нам конструкции каравеллы XV—XVI веков.
XIII век. Каравеллы — небольшие рыбацкие лодки Иберийского полуострова
Первое упоминание португальской каравеллы встречается в документе, связанном с событиями 1226 года, когда некая каравелла была насильно включена в состав Английского флота при его возвращении в Гасконь. Очевидно, что это уже более значимое, чем просто небольшая лодка, судно, которое было достойно упоминания о включении в состав флота, и которое было способно к плаванию в Бискайском заливе[7].
В законодательных документа португальского города Вила-Нова-ди-Гая («Foral Vila Nova de Gaia») от 1255 года каравелла упоминается как судно, с которого платится наименьшая входная пошлина. То есть каравелла на тот момент была наименьшим судном, среди упомянутых (barca seeyra, burcardus trincatus, burcia, pinaza). Подобный Кастильский документ 1255-1256 годов (Siete Partidas [3] Альфонса X Мудрого) так же помещает каравеллу среди судов других типов («…balener, leno, pinaça, caravela e otros barcos (…каравелла и другие лодки)» [4])[7].
XV век
Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.
Во второй половине XIII века Португалия стала первым иберийским королевством, завершившим Реконкисту и вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.
В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки.
С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394—1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.
Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.
Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным вооружением формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.
Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньшее удлинение — так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода неизвестной продолжительности.
В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56″ западной долготы, а Португалии — все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.
История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.
Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.
Одно из немногих, и одно из самых известных средневековых изображений каравеллы. Двухмачтовая каравелла-латина, фрагмент ретабло Святой Авты. Лиссабон. 1520 год.К концу XV столетия в океанских походах каравеллу начинает заменять более крупная и более мореходная каракка. Так, в 1488 году Бартоломеу Диаш совершил поход к мысу Доброй Надежды на двух каравеллах. Но уже в 1492 году среди трех кораблей Христофора Колумба флагманом является каракка (называемая также нао или нау) «Санта-Мария» в сопровождении двух каравелл, «Пинты» и «Ниньи». В 1497 году Васко да Гама первым из европейцев достиг Индии морским путём, в его эскадре, состоящей из четырёх кораблей, было две каракки, только одна каравелла, а также малое вспомогательное судно. С самого начала XVI века Португалия регулярно снаряжает эскадры в Индию, а Испания — в Америку, которые в основном состоят из каракк. В первом кругосветном походе Магеллана-Элькано 1519—1522 годов участвовали четыре каракки и одна каравелла.
Каравеллы имели распространение до XVII века.
Разновидности каравелл
За долгий период существования, с XIV по XVII век, в источниках встречаются разные типы каравелл, отличающиеся друг от друга конструктивно.
Двухмачтовая каравелла-латинаКаравелла-латина (caravela latina). Небольшая, двух- или трехмачтовая каравелла с латинским вооружением на всех мачтах — конструкция, характерная для первых каравелл. Наиболее известный образ каравеллы. Именно такими были первые «каравеллы открытий» (каравеллы эпохи Великих географических открытий, точнее первого её этапа) — суда, на которых португальцы начали исследовать западное побережье Африки в начале XV века. Именно на таких каравеллах Бартоломеу Диаш достиг южной оконечности Африки и первым из европейцев достиг Индийского океана морским путём в 1488 году.
Реплика «Пинты», каравеллы-редонды первого похода Христофора КолумбаКаравелла-редонда (caravela redonda — от исп. redonda — прямой парус). Каравелла, вооруженная прямыми парусами на фок- и грот-мачте и латинским парусом на бизани.
Латинское парусное вооружение эффективно при хождении против ветра, что удобно для движения и маневрирования вдоль берега, поэтому каравелла-латина использовалась португальскими моряками при исследованиях западного африканского побережья и в качестве судна для каботажного и речного плавания в пределах своих территориальных вод.
Для хождения в открытом море и для трансокеанских переходов, где преобладают постоянные попутные ветра, более эффективны прямые паруса. Поэтому мореплаватели Бискайского залива, Северного моря, а позже испанцы, начиная с Колумба, при плаваниях из Европы в Америку и обратно использовали каравеллы-редонды.
Так, каравелла первой экспедиции Колумба «Нинья» перед походом была переоборудована из каравеллы-латины в каравеллу-редонду, при том, что каравелла «Пинта» и нао «Санта-Мария» изначально были с прямым парусным вооружением. Таким образом, все три корабля первого похода Колумба имели прямое парусное вооружение, так как ожидалось движение с постоянным попутным ветром (см. пассат).
Каравеллы-редонды были весьма распространены, особенно в дальних походах, хотя сейчас стереотипным для каравеллы того периода является изображение каравеллы-латины, несмотря на то, что с конца XV века они использовались в основном для прибрежного плавания.
Каравеллы исследований, каравеллы открытий, (порт. caravelas dos descobrimentos), (англ. caravels of the discoveries), (англ. caravels of exploration). Собирательное название каравелл начального периода эпохи Великих географических открытий — второй половины XV века. Подразумевает небольшие, водоизмещением до 60 тонн, двух- или трёхмачтовые каравеллы-латины или каравеллы-редонды, в отличие от более поздних четырёхмачтовых caravelas de armada, получивших распространение в XVI веке и имевших большее водоизмещение и тяжелое артиллерийское вооружение.
В частности, такие каравеллы были в походе Барталомеу Диаша и в первом походе Христофора Колумба.
Три caravelas de armada среди кораблей индийской армады в иллюстрации XVI векаCaravela de Armada («каравелла армады»). С самого начала XVI века, после открытия в 1497—1499 годах Васко да Гама морского пути в Индию, Мануэл I каждый год начинает отправлять в Индию армады, состоящие из 10-20 кораблей. Помимо каракк, составляющих ядро этих армад, в их состав входят большие хорошо вооруженные четырёхмачтовые каравеллы, которые в источниках называются «caravelas de armada».
Каравелла армады имела слегка наклоненную вперед фок-мачту, вооруженную двумя прямыми парусами — фоком и фор-марселем, грот, вооруженный латинским парусом, и, также вооруженные латинскими парусами, бизань и бонавентуру. Каравелла армады обретает поднятый бак (не такой высокий, как у каракки), что связано с прямым вооружением фок-мачты — не требуется свободного пространства бака для манипуляций с реем латинского паруса[8].
Водоизмещение каравеллы армады было относительно большим — 80-100 тонн[8], а иногда достигало и 160—180 тонн[9].
Для каравеллы армады XVI века характерно наличие пушечных портов, которых не было на каравеллах XV века. Вооружение корабля состояло из нескольких десятков орудий, иногда до 30-40, но это количество включало также лёгкие вертлюжные пушки и фальконеты.
Каравеллы армады использовались на протяжении всего XVI века.
Caravela Mexiriqueira[прим. 2], caravela de aviso («посыльная каравелла»). Другой тип каравеллы, упоминаемый в источниках и существовавший в XVI веке — caravela mexiriqueira — небольшие, относительно быстрые и маневренные каравеллы, использовавшиеся для передачи сообщений между кораблями и портами. Эти каравеллы совмещали скорость и маневренность небольших рыбацких каравелл и возможность нести лёгкое артиллерийское вооружение. Посыльные каравеллы отличались от каравелл армады размерами, вооружением и численностью команды, и в документах своей эпохи упоминались отдельно от других каравелл. Водоизмещение caravela mexiriqueira в документах XVI века упоминается как 20-25 тонн[9].
Caravelão. В португальских и бразильских источниках встречается также такая разновидность, как caravelão, в других языках — исп. carabelón, итал. carabellone. Во всех этих языках суффикс -o (-on) имеет значение увеличения, однако, судя по описаниям в источниках, caravelão — это суда небольшого водоизмещения, сравнимые с каравеллой-латиной и заметно меньшие, чем существовавшие в тот же период caravela de armada.
В трактате Livro Náutico 1580—1609) есть инструкции по строительству двухмачтовой caravelão, с латинским парусным вооружением, водоизмещением 40-50 тонн. Судно было рассчитано на команду из 25 человек и предусматривало вёсла в качестве вспомогательного движителя. Вооружение этой каравеллы составляли 2 фальконета и 4 лёгких казённозарядных вертлюжных орудия (versos)[10].
Caravela pescareza (от порт. pescador — рыбак). Небольшие рыбацкие каравеллоподбные лодки, собственно предшественники каравелл, которые использовались рыбаками иберийского полуострова на протяжении веков, как до, так и в эпоху каравелл. Имели латинское парусное вооружение.
Небольшие рыбацкие каравеллы зачастую были беспалубными или частично беспалубными, в отличие от каравелл, использовавшихся для дальних походов.
Близкими современными наследниками этих лодок являются каики
каравелла — это… Что такое каравелла?
КАРАВЕЛЛА — (фр. caravelle). Легкие суда в Испании, Португалии, Франции, Турции, имеющие различное назначение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРАВЕЛЛА старинные небольшие легкие суда в Испании и во Франции.… … Словарь иностранных слов русского языка
каравелла — ы, ж., КАРАВЕЛЬ caravelle, ит. caravella. 1. Старинное морское трехмачтовое судно у португальцев и испанцев. БАС 1. Французы три португалские каравЕлли [португальские малые корабли ]взяли в кадикс привезли. Вед. 1 228. 2. Широко распространенный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАРАВЕЛЛА — (Caravel) морское парусное судно XIII XVII в. в. сначала у итальянцев, затем у испанцев и португальцев (водоизмещение около 20 т). Высокобортное с высокими надстройками на носу и корме, трех или четырехмачтовое судно со сложной системой парусов,… … Морской словарь
каравелла — КАРАВЕЛЛА, ы, ж. Крупная, полная женщина. каравелла с двумя килями … Словарь русского арго
КАРАВЕЛЛА — (итал. caravella) морское парусное (3 4 мачты) судно с одной палубой и высокими бортами и надстройками в носовой части и на корме, распространенное в странах Средиземного м. в 13 17 вв. Колумб на каравелле совершил плавание через Атлантический ок … Большой Энциклопедический словарь
каравелла — сущ., кол во синонимов: 2 • корабль (101) • судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Каравелла — (caravel), легкое парусное судно, использовавшееся особенно широко исп. и португ. моряками в 15 17 вв. В странах Средиземноморья К. обычно были торг, судами; на них совершали дальние плавания. На флагманском корабле, 29 метровой К. «Сайта Мария» … Всемирная история
каравелла — каравелла. Произносится [каравэлла] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Каравелла — КАРАВЕЛЛА, суда особаго типа съ водоизм. ок. 20 тн., упоминаются уже въ документахъ 1307 г.; они служили почти исключ но транспортами при эскадрахъ и пріобрѣли большое значеніе въ XV и XVI ст., какъ суда, отличавшіяся хорошими мор. качествами. Въ … Военная энциклопедия
каравелла — морское парусное судно, распространённое в 13 17 столетиях в Италии, Испании и Португалии. Водоизмещение 20 400 т. Имела 3 4 мачты, высокие надстройки в носу и на корме. Обладала хорошей мореходностью. На каравеллах совершили плавание Х. Колумб… … Морской биографический словарь
Каравелла — У этого термина существуют и другие значения, см. Каравелла (значения). Двухмачтовая каравелла латина Каравелла европейское парусное … Википедия
каравелла — это… Что такое каравелла?
КАРАВЕЛЛА — (фр. caravelle). Легкие суда в Испании, Португалии, Франции, Турции, имеющие различное назначение. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРАВЕЛЛА старинные небольшие легкие суда в Испании и во Франции.… … Словарь иностранных слов русского языка
каравелла — ы, ж., КАРАВЕЛЬ caravelle, ит. caravella. 1. Старинное морское трехмачтовое судно у португальцев и испанцев. БАС 1. Французы три португалские каравЕлли [португальские малые корабли ]взяли в кадикс привезли. Вед. 1 228. 2. Широко распространенный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
КАРАВЕЛЛА — (Caravel) морское парусное судно XIII XVII в. в. сначала у итальянцев, затем у испанцев и португальцев (водоизмещение около 20 т). Высокобортное с высокими надстройками на носу и корме, трех или четырехмачтовое судно со сложной системой парусов,… … Морской словарь
каравелла — КАРАВЕЛЛА, ы, ж. Крупная, полная женщина. каравелла с двумя килями … Словарь русского арго
КАРАВЕЛЛА — (итал. caravella) морское парусное (3 4 мачты) судно с одной палубой и высокими бортами и надстройками в носовой части и на корме, распространенное в странах Средиземного м. в 13 17 вв. Колумб на каравелле совершил плавание через Атлантический ок … Большой Энциклопедический словарь
каравелла — сущ., кол во синонимов: 2 • корабль (101) • судно (401) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Каравелла — (caravel), легкое парусное судно, использовавшееся особенно широко исп. и португ. моряками в 15 17 вв. В странах Средиземноморья К. обычно были торг, судами; на них совершали дальние плавания. На флагманском корабле, 29 метровой К. «Сайта Мария» … Всемирная история
каравелла — каравелла. Произносится [каравэлла] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Каравелла — КАРАВЕЛЛА, суда особаго типа съ водоизм. ок. 20 тн., упоминаются уже въ документахъ 1307 г.; они служили почти исключ но транспортами при эскадрахъ и пріобрѣли большое значеніе въ XV и XVI ст., какъ суда, отличавшіяся хорошими мор. качествами. Въ … Военная энциклопедия
каравелла — морское парусное судно, распространённое в 13 17 столетиях в Италии, Испании и Португалии. Водоизмещение 20 400 т. Имела 3 4 мачты, высокие надстройки в носу и на корме. Обладала хорошей мореходностью. На каравеллах совершили плавание Х. Колумб… … Морской биографический словарь
Каравелла — У этого термина существуют и другие значения, см. Каравелла (значения). Двухмачтовая каравелла латина Каравелла европейское парусное … Википедия