Как сделать колесо из дерева для телеги – Как сделать колесо телеги 🚩 колесо деревянное 🚩 Сад и огород

Разное
alexxlab

Содержание

Как сделать колесо для телеги из дерева — MOREREMONTA

Автор: Игорь Верников, опубликовано 02/03/2011

Еще статьи из раздела Ремесло и мастерская

Долгое время в нашей стране пострадавшей от многочисленных воин, не было и малейшего благополучия. Большинство населения жило за гранью бедности, и если в 20-30 годы в Европе и Америке по улицам городов рассекали сотни автомобилей. То в тоже время в России конь и телега были единственным средством для перевозок, для 90 процентов населения.

Изучая старую советскую литературу, шестидесятых годов, нет да и встретишь какую нибудь статью. О том, как правильно и важно делать качественные деревянные колеса.

В послевоенное время существовал даже ГОСТ 705—41 которым были установлены основные правила и размерные, советы, как сделать деревянное колесо.

Правила производства деревянных колес

ГОСТ, надо признать был жесткий, четко ограничивал следующие размеры: наружные (включая толщину шины) диаметры колес для одноконных повозок: передних 630 и 720 мм, задних — 900 мм; для пароконных: передних 900 мм и задних 1080 мм.

Деревянное колесо для телеги, предназначено было как правило для гужевых повозок. И состояло оно из обода цельногнутого, цельноободного (обод изготовлен из одного деревянного бруска). Или собранного из секций так называемые косяковые (колеса у которых обод состоит из нескольких частей — косяков). А также цельнодеревянных спиц и ступицы, с бронзовой втулкой, для ходимости.

Кроме того деревянное колесо для телеги гужевого транспорта, для придания прочности наши мастера, укрепляли своими руками металлическими поковками.

По всей стране колеса изготавливались в простейших колесных мастерских. Где трудилось как правило три четыре человека.

Процесс изготовления, деревянных колес состоит из следующих операций: подготовки заготовок и их обработки, сборки и оковки колеса.

Заготовкой для колеса, в московской губернии, как правило служил взрослый за 70 лет плотный клен. Дерево валили, затем нарезали на чурбаки длинной от 30 сантиметров до 2 метров. В таком виде заготовкам давали просохнуть, после кололи топором на косяки или разрезали двуручной пилой.

Гнутье обода деревянного колеса

Распаренные заготовки, для деревянных колес изгибали на круге. Делали это следующим образом. Один конец заготовки, закрепляли вместе с кругом железной шиной, в выемке между кругом и упором, на свободный конец двое рабочих нажимают с силой руками. Когда закрепленный конец несколько согнется свободный конец закрепляли тросом или цепью соединяли с жердью и продолжали гнуть.

Конец ободной заготовки окончательно изгибали при помощи ручного ворота. По окончании гнутия обода, деревянного колеса, концы обода связывали проволокой, или как раньше лыком. И оставляли обод вместе с шиной на круге, примерно на 30 минут для остывания.

Обод сгибали чаще всего в сторону сердцевины, значительно реже в сторону заболони.

На таком станке работали трое рабочих: двое гнули за­готовки, один следит за правильным изгибанием ее на круге. За смену вырабатывали с большим трудом 40 — 45 ободьев.

Изготовленный ободья деревянного колеса, сортировали и укладывали под навесом на подкладках по 20 шт. один на другой (запахом в разные стороны) или в штабели.

Обод прострагивали рубанком с четырех сторон для придания ему гладкости и правильной формы поперечного сечения. На вогнутой стороне его (матке), просверливали ручным коловоротом гнезда, концы запаха обрезали.

Обработка ступицы

Каждое деревянное колесо для телеги имело ступицу. Ступица это — центральная часть колеса, соединяющаяся посредством спиц с ободом. Длина ее 280 мм, диаметр 167 и 190 мм как показано на чертеже ниже.

Обрабатывали ступицы в ножных самодельных токарных станках. Происходило это весьма эффектно: одной ногой рабочий ремесленник постоянно качать маятник, в это время, заготовка вращалась со скоростью 30 — 40 оборотов в минуту. А резцом, служило длинное приспособление в форме лопатки, которое, обрезало разваренное дерево, будущей ступицы деревянного колеса.

Изготавливали ступицы, из кряжей твердых лиственных пород диаметром 20—26 см. Кряжи распиливают на отрезки длиной, равной длине ступицы. Диаметр заготовок от 200 до 250 мм с градацией через 10 мм. Заготовки диаметром 200 и 210 мм предназначались для ступиц диаметром 167 мм, остальные — для ступиц диаметром 190 мм. Заготовки сначала грубо отесывали топором, затем окончательно обрабатывали на токарных станках.

После обточки ступицы, в центре по продольной оси просверливали отверстие, для надевания на ось повозки. А в средней, утолщенной, части долбили по окружности гнезда для спиц: 10—11 шт. для переднего колеса, 11—12 шт. для заднего. Гнезда предварительно намечали циркулем или при помощи металлического шаблона с отверстиями.

После этого, на ступицу деревянного колеса, насаживали четыре металлических обруча (кольца): один на утолщенный конец, другой на более тонкий.

Обработка спиц

Спицы закрепляли одним концом в гнездах ступицы, другим — в гнездах обода. Конец спицы, укрепленный в ступице, называют всадом, конец, укрепленный в ободе, — застригом (круглый шип). Шипы спиц изготовляли такой длины, чтобы концы их не доходили до втулки ступицы на 12—13 мм, а в ободе — до его внешней поверхности (подшинной части) на 2—3 мм.

При работе колеса, наибольшие усилия возникают в части спицы, расположенной у ступицы, поэтому у всада спицу делают толще.

Нормальные размеры спицы: ширина у места заделки в ступицу — не менее 55 мм, у места заделки в обод — не менее 50 мм, толщина шипа, заделываемого в ступицу, не менее 17 мм, диаметр шипа, заделываемого в обод, — не менее 24 мм, сечение в средней части по малой оси — не менее 35 мм.

Изготовляли спицы, из твердых лиственных пород, путем раскалывания или распиливания кряжей. Пиленые заготовки строгали, колотые сначала обтесывали топором, затем строгали. Размеры и формы спиц проверяли по шаблону.

Заготовки для спиц деревянного колеса, одноконных и пароконных повозок имеют следующие размеры: длина 320, 360, 450 и 540 мм, толщина 45 мм, ширина 65 мм.

Деревянное колесо сборка

Первой операцией при сборке колеса, является сборка репья, забивка спиц в гнезда ступицы (репьем называется ступица с закрепленными в ней спицами). После сборки репья, размечают длину спицы и место зарезки верхнего круглого шипа. Каждой спице, торцовкой придают нужную длину, затем зарезают шип лучковой пилой.

Последней операцией является насадка обода, которая в мастерских производилась в особых верстаках — колеснях как на следующем чертеже.

Колесня представляет собой стол, в крышке которого вырезано круглое отверстие, окованное полосовым железом. Отверстие сообщается с продольной прорезью, вырезанной в крышке стола, в которую вставляется несколько деревянных прокладок. Репей укладывают в колесню таким образом, чтобы ступица находилась в круглом отверстии крышки стола, а одна из спиц была расположена над продольной прорезью. На репей накладывают обод, одно из гнезд которого должно находиться против спины, расположенной над прорезью стола. Забивая между прокладками деревянные клинья, насаживали гнездо обода на шип спины.

Закончив эту операцию, репей с ободом поворачивали до момента, когда следующая спица окажется над прорезью крышки стола, насаживают гнездо обода на ее шип и. т. д.

Оковка деревянного колеса

Внешнюю сторону колеса обхватывали металлической шиной толщиной 8—12 мм и шириной 45—60 мм, затем скрепляли с ободом болтами в трех-четырех местах, а на стыках его накладывали железные обоймы.

Чтобы обод не растрескивался и не срабатывался, боковые щеки его с обеих сторон спиц проклепывают. В просверленное в ступице отверстие забивали чугунную или бронзовую втулку.

Материалы и инструменты

Приготовьте заранее следующие инструменты: фрезу, шлифмашину, электрорубанок, электролобзик, струбцины, шуроповерт, киянку, стамеску, сверла, линейку, карандаш, кисточку, циркуль.

Из материалов понадобятся только саморезы, ПВА-клей и древесина — доски шириной 25 мм при толщине в 50 мм.

Порядок работы

Начинаем работу с того, что рисуем наше будущее колесо. Без чертежа не получится сделать его ровным. Мы делаем колесо с диаметром в 70 см, но круг для него вырезаем не из цельного куска древесины. Поступим следующим образом: сделаем круг колеса из четырех одинаковых сегментов. Только таким способом можно обойтись той древесиной, которая у нас приготовлена.

Смотрите, как показано на фото: лекала прорисованы на доске, обрабатываем материалы электрическим лобзиком. У нас получатся четыре части одной фигуры. Соединять их мы будем на клей, а пока он высыхает, можно скрепить колесо металлическими накладками.

Пока круг сохнет, подготовим другие детали, а именно: спицы и накладки на центральную часть колеса. У нас восемь спиц, а в качестве накладок мы выпилим круги с диаметром 25 мм.

Высохший деревянный круг подвергнем следующей операции: с помощью стамески сделаем углублений, в которые позже вставим шип спиц. Всего углублений должно быть по количеству спиц. Если процесс слишком сложный, прежде чем работать стамеской и киянкой, сделайте углубление при помощи фрезы. Важно сделать отверстия такими, чтобы шипы заходили в них без усилий.

Как только углубления готовы, щедро промажем их клеем и вставим в них спицы.

На следующем этапе прикрепляем центральные детали, колеса. Мы сделаем это при помощи саморезов. Завершит внешний вид колеса просверливание в центре одной из центральных накладок сквозного отверстия.

Формально колесо готово, но нам важно довести внешний вид до совершенства, поэтому поделку подвергаем процедуре шлифовки. Для этого у нас есть шлифмашина, а в труднодоступных местах используем обычную наждачку.

На последнем этапе обработаем колесо морилкой и покроем лаком. Это, пожалуй, один из важных процессов, потому что поделка готовится быть частью ландшафтного дизайна, а это значит колесо будет постоянно находиться под агрессивным влиянием окружающей среды.

Если у вас хватило опыта сделать такую сложную вещь, не останавливайтесь на достигнутом. Помните, что лаконичным дизайн в деревенском стиле выглядит тогда, когда для украшения участка использовано несколько типичных сельских атрибутов. Кроме колеса это может быть забор-плетень, глиняные горшки, подсолнухи, бутафорские домишки-мазанки и т.д. Порядок изготовления некоторых из них мы рассматривали в других мастер-классах, воспользуйтесь поиском на сайте, чтобы найти нужные инструкции и советы.

Нам повезло – настоящее колесо от телеги мы смогли раздобыть. Но одного оказалось мало – колёса удачно вписываются в дизайн дачного участка. Поэтому мы решили попробовать сделать ещё одно деревянное колесо своими руками. Если получится – можно потом и тележку декоративную построить, и люстру оригинальную смастерить.

Итак, посмотрели на старинный экземпляр и принялись за работу.

ДЕРЕВЯННОЕ КОЛЕСО СВОИМИ РУКАМИ

Начнём с изготовления ступицы. Это самый сложный элемент изделия. В домашних условиях его сможет сделать только очень опытный мастер. Мы пошли простым путём: взяли деревянный брусок размером 10 на 10 см, длиной 60 см и отправились к токарю. Хорошо, что остались ещё люди, обладающие такой профессией. Из этого бруска нам выточили 6 круглых болванок, похожих на хоккейные шайбы, диаметром 9,5 см, шириной 8 см. Внутри просверлили отверстие диаметром 5 см – ступица готова. Конечно, это именно декоративная ступица – чтобы надеть её на ось, нужно было бы вытачивать специальные выступы. Но такой цели не стояло, деревянное колесо нужно для украшения участка .

На следующем этапе мы сделали чертёж деревянного колеса в натуральную величину. На миллиметровую бумагу перенесли размер ступицы, определили диаметр изделия – 60 см, количество спиц выбрали 8. Нарисовали всё на бумаге и замерили размеры получившихся деталей.

Приступим к изготовлению спиц. На чертеже они получились равными 19 см. Возьмём деревянный брусок размером 5 на 5 см и отрежем от него 8 частей длиной 23 см. По два см с каждой стороны мы оставим на шканты, с помощью которых соединим спицу со ступицей и косяком колеса. Обработаем бруски рубанком, придав им товарный вид.

Теперь сделаем на спицах шканты. С каждой стороны бруска отметим по 2 см и ножовкой сделаем пропилы по 1,5 см. Острым ножом срежем лишнюю древесину и оформим выступы цилиндрической формы диаметром 2 см.

Чтобы придать деревянному колесу хоть какой-нибудь дизайн, обработаем спицы фрезерным станком. Закрепим брусок на табуретке с помощью струбцины и срежем кромки с четырёх сторон.

Следующий шаг – изготовление так называемых косяков деревянного колеса. Согласно чертежу, их у нас будет 8 штук. Возьмем белый лист бумаги и перенесём на него рисунок одного косяка. Это будет шаблон.

Подберём доску толщиной 5 см. Ширины доски должна быть не меньше длины косяка. Приложим лист с рисунком к доске и обведём чертёж карандашом, прикладывая небольшое усилие. Можно воспользоваться копировальной бумагой, но в нашем случае мы обошлись без неё. Убрав листок, обведём контур косяка, отпечатавшийся на доске. Электролобзиком аккуратно выпилим 8 штук и обработаем их шлифовальной машиной.

Косяки имеют сложную геометрическую форму, качество их изготовления напрямую влияет на внешний вид деревянного колеса. В идеале все 8 штук должны быть идентичными.

Теперь нужно подготовить косяки к соединению со спицами. Для этого в нижней плоскости изделия в центре пересечения двух диагоналей просверлим отверстие диаметром 2 см и глубиной тоже 2 см.

С помощью транспортира разметим ступицу на 8 равных частей и тоже просверлим 8 отверстий диаметром 2 см.

Дальше проводим примерку деревянного колеса. Вставим спицу в косяк, потом в ступицу и соединим все части между собой. Меняя элементы местами, нужно добиться, чтобы изделие выглядело ровным и все детали подходили друг к другу. На этом этапе проводим окончательную доводку элементов: подтачиваем, подпиливаем, рассверливаем.

Убедившись, что все детали подходят друг к другу, пронумеровываем их, чтобы не перепутать, и начинаем сборку. Соединяем элементы при помощи мебельного клея.

Косяки, чтобы колесо было прочным, закрепляем между собой при помощи мебельных шкантов. Для этого просверливаем в боковых гранях отверстия, вставляем в них шкант и соединяем детали между собой.

Не спеша, собираем деревянное колесо. К сожалению, отсутствие опыта сказалось на сборке – косяки не замкнули окружность, не хватило 2 см. Всё-таки при их выпиливании нужно быть более точным. Пришлось вырезать деревянный клин по размеру, намазать его мебельным клеем и закрепить струбциной на сутки.

Дальше шлифовальной машиной уберём все выпуклости, сделаем колесо от телеги ровным и гладким. Щели можно замазать герметиком по дереву.

Деревянное колесо готово к покраске. Мы своё изделие обработали сначала чёрной морилкой, состарив его, а в завершении покрыли двумя слоями бесцветного лака.

Чтобы колесо со временем не рассохлось, скрепим его жестяной лентой, прикрутив её на саморезы.

Деревянное колесо от телеги готово. Поставим его к декоративному забору . Учитывая совершённые ошибки, со временем можно сделать своими руками ещё несколько штук – место применения для них всегда найдётся. Если статья понравилась, поделитесь ей в соцсетях.

Как самому сделать колесо для телеги — Moy-Instrument.Ru

Как сделать колесо своими руками? Деревянное колесо

Современные люди, владеющие загородными домами или дачными участками, стремятся создать уютную атмосферу, царящую на прилегающей к дому территории. Личное пространство используют по-разному: для обустройства сада, цветочника, грядок, беседки. В любом случае облагораживание территории предполагает использование различных декоративных элементов. Такие предметы необязательно нужно покупать в специализированном магазине. Можно сделать деревянное колесо и выигрышно обыграть, используя для создания композиции.

Такой элемент украшения можно выполнить не только из дерева, а запросто заменить материал пластиком или железом. Получится интересно и экстравагантно. Читайте, как сделать колесо для телеги поэтапно.

Начало конструирования

Изготовление колеса начинается с расчетов и отражения их в чертежах, которые впоследствии разрезаются и используются как лекала для подготовки деталей. Не знаете, как сделать колесо в домашних условиях? Для начала понадобится наличие необходимых инструментов и материалов:

  • электролобзик;
  • электрорубанок или рейсмус;
  • шлифмашинка;
  • фреза;
  • шуруповерт;
  • струбцина;
  • стамеска и киянка;
  • клей ПВА;
  • лак и морилка;
  • саморезы;
  • набор сверл под саморезы;
  • перьевое сверло на 30 мм;
  • линейка, угольник, карандаш;
  • картон или бумага для изготовления моделей деталей;
  • кисточка;
  • циркуль;
  • распиловочный материал.

Чтобы сделать пропорциональные заготовки, расчерчивают лекала: четыре детали для круга переносят на доску с толщиной не меньше 5 см.

Подготовка запчастей для колеса

При помощи электролобзика вырезают все детали. При необходимости деревянные запчасти обрабатывают на фуганке, чтобы упростить задачу со шлифовкой. Необязательно, чтобы колесо выглядело идеально ровным. Угловатости могут придать изделию особенный вид.

Сборка колеса

Теперь предстоит склеить четыре четвертькруга для деревянного колеса между собой, чтобы получить изделие. Для этого используют саморезы в паре с металлическими маяками. Ножницами по металлу вырезают необходимое количество прямоугольных пластин длиной до 10 см и используют их для скрепления частей круга. Такое крепление временное, но хорошо держит детали, не давая им распасться.

Наметка спиц и их крепление

Если вы еще не знаете, как сделать колесо, то приготовьтесь к тому, что работы будет много. На этом этапе выбирают гнезда под спицы. Чтобы сделать это правильно, берут чертеж и намечают карандашом расстояние между спицами. Работу проводят при помощи перьевого сверла с необходимым диаметром, затем подправляют. Используя стамеску и киянку, придают углублениям правильную форму.

Всего по окружности колеса проделывают 8 гнезд на одинаковом расстоянии. В дальнейшем в отверстия предстоит вставить спицы и надежно закрепить их.

Изготовление внутренних кругов

Это детали с одинаковым диаметром, но разной толщиной по 30 и 50 мм соответственно. Диаметр выбирают самостоятельно, начертив на доске круг. Дальше предстоит поработать лобзиком и вырезать каждую из деталей. Для спиц берут деревянные рейки 10 х 40 мм. Важно! Не забудьте, что глубина и диаметр гнезд во внутренней части колеса, прорабатываемых для спиц, зависят от размеров реек.

Спицы для будущего колеса

Для того чтобы закрепить спицы, колесо для телеги разбирают, снимая по частям каждый из полукругов. Гнезда хорошо прорабатываются клеем, и вставляются рейки. Длина реек зависит от размеров колеса, а противоположная сторона спицы крепится к внутренней стороне вырезанного круга толщиной 30 мм при помощи саморезов и шуруповерта. Зафиксировав все спицы, прикрепите второй, утолщенный круг. В центре внутреннего круга делают дырку, имитирующую сквозное отверстие под осевую втулку. Так конструкция выглядит более натурально. Выбивают отверстие при помощи дрели и перьевого сверла (20-25 мм).

Не забудьте, что откручивание элементов колеса сопровождается склеиванием деталей клеем ПВА. Промазанные участки собирают и фиксируют. В таком состоянии колесо находится до тех пор, пока клей окончательно не высохнет. Дополнительную фиксацию, если это необходимо, обеспечивают при помощи струбцины. Заметьте, что деревянное изделие гораздо прочнее пластикового колеса.

Шлифовка изделий

Приступая к работе, колесо предварительно подготавливают. Щели и зазоры между деталями колеса заделывают перемешанными с клеем опилками или затирают шпаклевкой. После этого приступают к шлифовке. Шлифмашиной можно пройтись не по всей поверхности колеса для телеги, потому отдельные элементы затирают вручную, используя наждачную бумагу. Но в результате важен не метод шлифовки, а конечный результат. Необязательно шлифовать колесо до блеска. Нужно избавиться от явных неровностей и недочетов.

Важно! Садовое колесо – украшение, которое будет находиться на улице. Поэтому внутренние стороны деталей и скосы кругов обрабатывают фрезой, придавая им интересную форму. Лицевую сторону можно оформить резьбой или рельефом.

Обработка готового колеса

Вы уже знаете, как сделать колесо. Остается только тщательно проработать поверхность изделия, чтобы защитить ее от воздействия негативных факторов и погодных явлений. Для этого на первых порах используют морилку. Лучше выбирать состав с дополнительным свойством защиты от короедов, термитов и других насекомых вредителей. Хотя в некоторых случаях прогрызенное жуками колесо выглядит более натурально и эстетично.

После обработки морилкой колесо покрывают лаком, нанося материал в 2-3 слоя. Между предыдущим и последующим нанесением выжидают, пока лак не высохнет. В этом случае используют корабельный лак, обеспечивающий высокую защиту от влаги и воды. Такой вариант выгоднее металлического колеса, которое весит намного больше и поддается коррозионным процессам. Иногда даже самые эффективные средства не могут защитить поверхность металла от повреждений.

Теперь вы знаете, как сделать колеса своими руками. Сразу скажем, что вам понадобится время и терпение. Для создания такого элемента декора требуются определенные навыки и наличие набора необходимых столярных инструментов. Если и с тем, и с другим проблем нет, то, занимаясь изготовлением деревянных изделий, элементов декора и даже мебели, можно удачно сэкономить бюджет. Кроме этого, поделки из дерева всегда вызывают восторг и дорого ценятся, если работа выполнена действительно качественно.

Не сомневайтесь, что такой декоративный элемент прекрасно дополнит ландшафтный дизайн участка. Деревянное колесо можно удачно сочетать с цветочными композициями, оживляющими атмосферу. Колесо, выполненное своими руками, выигрышно дополнит интерьер в стиле кантри или подчеркнет особенности применения этого дизайнерского направления в ландшафтном декорировании.

Как самостоятельно сделать колесо от телеги из древесины

Материалы и инструменты

Приготовьте заранее следующие инструменты: фрезу, шлифмашину, электрорубанок, электролобзик, струбцины, шуроповерт, киянку, стамеску, сверла, линейку, карандаш, кисточку, циркуль.

Из материалов понадобятся только саморезы, ПВА-клей и древесина — доски шириной 25 мм при толщине в 50 мм.

Порядок работы

Начинаем работу с того, что рисуем наше будущее колесо. Без чертежа не получится сделать его ровным. Мы делаем колесо с диаметром в 70 см, но круг для него вырезаем не из цельного куска древесины. Поступим следующим образом: сделаем круг колеса из четырех одинаковых сегментов. Только таким способом можно обойтись той древесиной, которая у нас приготовлена.

Смотрите, как показано на фото: лекала прорисованы на доске, обрабатываем материалы электрическим лобзиком. У нас получатся четыре части одной фигуры. Соединять их мы будем на клей, а пока он высыхает, можно скрепить колесо металлическими накладками.

Пока круг сохнет, подготовим другие детали, а именно: спицы и накладки на центральную часть колеса. У нас восемь спиц, а в качестве накладок мы выпилим круги с диаметром 25 мм.

Высохший деревянный круг подвергнем следующей операции: с помощью стамески сделаем углублений, в которые позже вставим шип спиц. Всего углублений должно быть по количеству спиц. Если процесс слишком сложный, прежде чем работать стамеской и киянкой, сделайте углубление при помощи фрезы. Важно сделать отверстия такими, чтобы шипы заходили в них без усилий.

Как только углубления готовы, щедро промажем их клеем и вставим в них спицы.

На следующем этапе прикрепляем центральные детали, колеса. Мы сделаем это при помощи саморезов. Завершит внешний вид колеса просверливание в центре одной из центральных накладок сквозного отверстия.

Формально колесо готово, но нам важно довести внешний вид до совершенства, поэтому поделку подвергаем процедуре шлифовки. Для этого у нас есть шлифмашина, а в труднодоступных местах используем обычную наждачку.

На последнем этапе обработаем колесо морилкой и покроем лаком. Это, пожалуй, один из важных процессов, потому что поделка готовится быть частью ландшафтного дизайна, а это значит колесо будет постоянно находиться под агрессивным влиянием окружающей среды.

Если у вас хватило опыта сделать такую сложную вещь, не останавливайтесь на достигнутом. Помните, что лаконичным дизайн в деревенском стиле выглядит тогда, когда для украшения участка использовано несколько типичных сельских атрибутов. Кроме колеса это может быть забор-плетень, глиняные горшки, подсолнухи, бутафорские домишки-мазанки и т.д. Порядок изготовления некоторых из них мы рассматривали в других мастер-классах, воспользуйтесь поиском на сайте, чтобы найти нужные инструкции и советы.

Деревянное колесо

Нам повезло – настоящее колесо от телеги мы смогли раздобыть. Но одного оказалось мало – колёса удачно вписываются в дизайн дачного участка. Поэтому мы решили попробовать сделать ещё одно деревянное колесо своими руками. Если получится – можно потом и тележку декоративную построить, и люстру оригинальную смастерить.

Итак, посмотрели на старинный экземпляр и принялись за работу.

ДЕРЕВЯННОЕ КОЛЕСО СВОИМИ РУКАМИ

Начнём с изготовления ступицы. Это самый сложный элемент изделия. В домашних условиях его сможет сделать только очень опытный мастер. Мы пошли простым путём: взяли деревянный брусок размером 10 на 10 см, длиной 60 см и отправились к токарю. Хорошо, что остались ещё люди, обладающие такой профессией. Из этого бруска нам выточили 6 круглых болванок, похожих на хоккейные шайбы, диаметром 9,5 см, шириной 8 см. Внутри просверлили отверстие диаметром 5 см – ступица готова. Конечно, это именно декоративная ступица – чтобы надеть её на ось, нужно было бы вытачивать специальные выступы. Но такой цели не стояло, деревянное колесо нужно для украшения участка .

На следующем этапе мы сделали чертёж деревянного колеса в натуральную величину. На миллиметровую бумагу перенесли размер ступицы, определили диаметр изделия – 60 см, количество спиц выбрали 8. Нарисовали всё на бумаге и замерили размеры получившихся деталей.

Приступим к изготовлению спиц. На чертеже они получились равными 19 см. Возьмём деревянный брусок размером 5 на 5 см и отрежем от него 8 частей длиной 23 см. По два см с каждой стороны мы оставим на шканты, с помощью которых соединим спицу со ступицей и косяком колеса. Обработаем бруски рубанком, придав им товарный вид.

Теперь сделаем на спицах шканты. С каждой стороны бруска отметим по 2 см и ножовкой сделаем пропилы по 1,5 см. Острым ножом срежем лишнюю древесину и оформим выступы цилиндрической формы диаметром 2 см.

Чтобы придать деревянному колесу хоть какой-нибудь дизайн, обработаем спицы фрезерным станком. Закрепим брусок на табуретке с помощью струбцины и срежем кромки с четырёх сторон.

Следующий шаг – изготовление так называемых косяков деревянного колеса. Согласно чертежу, их у нас будет 8 штук. Возьмем белый лист бумаги и перенесём на него рисунок одного косяка. Это будет шаблон.

Подберём доску толщиной 5 см. Ширины доски должна быть не меньше длины косяка. Приложим лист с рисунком к доске и обведём чертёж карандашом, прикладывая небольшое усилие. Можно воспользоваться копировальной бумагой, но в нашем случае мы обошлись без неё. Убрав листок, обведём контур косяка, отпечатавшийся на доске. Электролобзиком аккуратно выпилим 8 штук и обработаем их шлифовальной машиной.

Косяки имеют сложную геометрическую форму, качество их изготовления напрямую влияет на внешний вид деревянного колеса. В идеале все 8 штук должны быть идентичными.

Теперь нужно подготовить косяки к соединению со спицами. Для этого в нижней плоскости изделия в центре пересечения двух диагоналей просверлим отверстие диаметром 2 см и глубиной тоже 2 см.

С помощью транспортира разметим ступицу на 8 равных частей и тоже просверлим 8 отверстий диаметром 2 см.

Дальше проводим примерку деревянного колеса. Вставим спицу в косяк, потом в ступицу и соединим все части между собой. Меняя элементы местами, нужно добиться, чтобы изделие выглядело ровным и все детали подходили друг к другу. На этом этапе проводим окончательную доводку элементов: подтачиваем, подпиливаем, рассверливаем.

Убедившись, что все детали подходят друг к другу, пронумеровываем их, чтобы не перепутать, и начинаем сборку. Соединяем элементы при помощи мебельного клея.

Косяки, чтобы колесо было прочным, закрепляем между собой при помощи мебельных шкантов. Для этого просверливаем в боковых гранях отверстия, вставляем в них шкант и соединяем детали между собой.

Не спеша, собираем деревянное колесо. К сожалению, отсутствие опыта сказалось на сборке – косяки не замкнули окружность, не хватило 2 см. Всё-таки при их выпиливании нужно быть более точным. Пришлось вырезать деревянный клин по размеру, намазать его мебельным клеем и закрепить струбциной на сутки.

Дальше шлифовальной машиной уберём все выпуклости, сделаем колесо от телеги ровным и гладким. Щели можно замазать герметиком по дереву.

Деревянное колесо готово к покраске. Мы своё изделие обработали сначала чёрной морилкой, состарив его, а в завершении покрыли двумя слоями бесцветного лака.

Чтобы колесо со временем не рассохлось, скрепим его жестяной лентой, прикрутив её на саморезы.

Деревянное колесо от телеги готово. Поставим его к декоративному забору . Учитывая совершённые ошибки, со временем можно сделать своими руками ещё несколько штук – место применения для них всегда найдётся. Если статья понравилась, поделитесь ей в соцсетях.

Изготовление деревянного колеса

Автор: Игорь Верников, опубликовано 02/03/2011

Еще статьи из раздела Ремесло и мастерская

Долгое время в нашей стране пострадавшей от многочисленных воин, не было и малейшего благополучия. Большинство населения жило за гранью бедности, и если в 20-30 годы в Европе и Америке по улицам городов рассекали сотни автомобилей. То в тоже время в России конь и телега были единственным средством для перевозок, для 90 процентов населения.

Изучая старую советскую литературу, шестидесятых годов, нет да и встретишь какую нибудь статью. О том, как правильно и важно делать качественные деревянные колеса.

В послевоенное время существовал даже ГОСТ 705—41 которым были установлены основные правила и размерные, советы, как сделать деревянное колесо.

Правила производства деревянных колес

ГОСТ, надо признать был жесткий, четко ограничивал следующие размеры: наружные (включая толщину шины) диаметры колес для одноконных повозок: передних 630 и 720 мм, задних — 900 мм; для пароконных: передних 900 мм и задних 1080 мм.

Деревянное колесо для телеги, предназначено было как правило для гужевых повозок. И состояло оно из обода цельногнутого, цельноободного (обод изготовлен из одного деревянного бруска). Или собранного из секций так называемые косяковые (колеса у которых обод состоит из нескольких частей — косяков). А также цельнодеревянных спиц и ступицы, с бронзовой втулкой, для ходимости.

Кроме того деревянное колесо для телеги гужевого транспорта, для придания прочности наши мастера, укрепляли своими руками металлическими поковками.

По всей стране колеса изготавливались в простейших колесных мастерских. Где трудилось как правило три четыре человека.

Процесс изготовления, деревянных колес состоит из следующих операций: подготовки заготовок и их обработки, сборки и оковки колеса.

Заготовкой для колеса, в московской губернии, как правило служил взрослый за 70 лет плотный клен. Дерево валили, затем нарезали на чурбаки длинной от 30 сантиметров до 2 метров. В таком виде заготовкам давали просохнуть, после кололи топором на косяки или разрезали двуручной пилой.

Гнутье обода деревянного колеса

Распаренные заготовки, для деревянных колес изгибали на круге. Делали это следующим образом. Один конец заготовки, закрепляли вместе с кругом железной шиной, в выемке между кругом и упором, на свободный конец двое рабочих нажимают с силой руками. Когда закрепленный конец несколько согнется свободный конец закрепляли тросом или цепью соединяли с жердью и продолжали гнуть.

Конец ободной заготовки окончательно изгибали при помощи ручного ворота. По окончании гнутия обода, деревянного колеса, концы обода связывали проволокой, или как раньше лыком. И оставляли обод вместе с шиной на круге, примерно на 30 минут для остывания.

Обод сгибали чаще всего в сторону сердцевины, значительно реже в сторону заболони.

На таком станке работали трое рабочих: двое гнули за­готовки, один следит за правильным изгибанием ее на круге. За смену вырабатывали с большим трудом 40 — 45 ободьев.

Изготовленный ободья деревянного колеса, сортировали и укладывали под навесом на подкладках по 20 шт. один на другой (запахом в разные стороны) или в штабели.

Обод прострагивали рубанком с четырех сторон для придания ему гладкости и правильной формы поперечного сечения. На вогнутой стороне его (матке), просверливали ручным коловоротом гнезда, концы запаха обрезали.

Обработка ступицы

Каждое деревянное колесо для телеги имело ступицу. Ступица это — центральная часть колеса, соединяющаяся посредством спиц с ободом. Длина ее 280 мм, диаметр 167 и 190 мм как показано на чертеже ниже.

Обрабатывали ступицы в ножных самодельных токарных станках. Происходило это весьма эффектно: одной ногой рабочий ремесленник постоянно качать маятник, в это время, заготовка вращалась со скоростью 30 — 40 оборотов в минуту. А резцом, служило длинное приспособление в форме лопатки, которое, обрезало разваренное дерево, будущей ступицы деревянного колеса.

Изготавливали ступицы, из кряжей твердых лиственных пород диаметром 20—26 см. Кряжи распиливают на отрезки длиной, равной длине ступицы. Диаметр заготовок от 200 до 250 мм с градацией через 10 мм. Заготовки диаметром 200 и 210 мм предназначались для ступиц диаметром 167 мм, остальные — для ступиц диаметром 190 мм. Заготовки сначала грубо отесывали топором, затем окончательно обрабатывали на токарных станках.

После обточки ступицы, в центре по продольной оси просверливали отверстие, для надевания на ось повозки. А в средней, утолщенной, части долбили по окружности гнезда для спиц: 10—11 шт. для переднего колеса, 11—12 шт. для заднего. Гнезда предварительно намечали циркулем или при помощи металлического шаблона с отверстиями.

После этого, на ступицу деревянного колеса, насаживали четыре металлических обруча (кольца): один на утолщенный конец, другой на более тонкий.

Обработка спиц

Спицы закрепляли одним концом в гнездах ступицы, другим — в гнездах обода. Конец спицы, укрепленный в ступице, называют всадом, конец, укрепленный в ободе, — застригом (круглый шип). Шипы спиц изготовляли такой длины, чтобы концы их не доходили до втулки ступицы на 12—13 мм, а в ободе — до его внешней поверхности (подшинной части) на 2—3 мм.

При работе колеса, наибольшие усилия возникают в части спицы, расположенной у ступицы, поэтому у всада спицу делают толще.

Нормальные размеры спицы: ширина у места заделки в ступицу — не менее 55 мм, у места заделки в обод — не менее 50 мм, толщина шипа, заделываемого в ступицу, не менее 17 мм, диаметр шипа, заделываемого в обод, — не менее 24 мм, сечение в средней части по малой оси — не менее 35 мм.

Изготовляли спицы, из твердых лиственных пород, путем раскалывания или распиливания кряжей. Пиленые заготовки строгали, колотые сначала обтесывали топором, затем строгали. Размеры и формы спиц проверяли по шаблону.

Заготовки для спиц деревянного колеса, одноконных и пароконных повозок имеют следующие размеры: длина 320, 360, 450 и 540 мм, толщина 45 мм, ширина 65 мм.

Деревянное колесо сборка

Первой операцией при сборке колеса, является сборка репья, забивка спиц в гнезда ступицы (репьем называется ступица с закрепленными в ней спицами). После сборки репья, размечают длину спицы и место зарезки верхнего круглого шипа. Каждой спице, торцовкой придают нужную длину, затем зарезают шип лучковой пилой.

Последней операцией является насадка обода, которая в мастерских производилась в особых верстаках — колеснях как на следующем чертеже.

Колесня представляет собой стол, в крышке которого вырезано круглое отверстие, окованное полосовым железом. Отверстие сообщается с продольной прорезью, вырезанной в крышке стола, в которую вставляется несколько деревянных прокладок. Репей укладывают в колесню таким образом, чтобы ступица находилась в круглом отверстии крышки стола, а одна из спиц была расположена над продольной прорезью. На репей накладывают обод, одно из гнезд которого должно находиться против спины, расположенной над прорезью стола. Забивая между прокладками деревянные клинья, насаживали гнездо обода на шип спины.

Закончив эту операцию, репей с ободом поворачивали до момента, когда следующая спица окажется над прорезью крышки стола, насаживают гнездо обода на ее шип и. т. д.

Оковка деревянного колеса

Внешнюю сторону колеса обхватывали металлической шиной толщиной 8—12 мм и шириной 45—60 мм, затем скрепляли с ободом болтами в трех-четырех местах, а на стыках его накладывали железные обоймы.

Чтобы обод не растрескивался и не срабатывался, боковые щеки его с обеих сторон спиц проклепывают. В просверленное в ступице отверстие забивали чугунную или бронзовую втулку.

Декоративная телега для сада своими руками: как сделать и где установить

Каждый хороший садовод не только холит и лелеет свое детище, но и пытается сделать его ярче, интереснее, чем у других. Единственный способ сделать сад поистине уникальным – создать единую композицию из всех элементов ландшафтного дизайна, придерживаясь конкретного стиля.

Для придания образу сада ощущения завершенности можно использовать декоративную телегу. Ее можно использовать в абсолютно любой композиции, этот элемент всегда придется к месту, нужно лишь выбрать подходящий стиль и определиться с местом установки.

Выбор тележки для установки на участке для красоты

  1. Маленькие — до полутора метров. Такие тележки исполняются обычно в двухколесном варианте. Зачастую делаются неподвижными, для простоты изготовления.
  2. Средние — 1,5 – 2 метра. Бывают на двух, трех и четырех колесах. Оптимальная конструкция для небольшого сада.
  3. Большие — свыше двух метров. Большая и сложная в исполнении конструкция. При наличии достаточного места на участке, красиво и качественно выполненная телега станет той уникальной достопримечательностью сада, которая выделит его из тысячи.

Проект декоративной телеги для ландшафтного дизайна

Приняв осознанное решение изготовить декоративную телегу для участка, необходимо подойти к созданию проекта с должной серьезностью. Не стоит ограничиваться лишь набросками, это может привести и обязательно приведет к сложностям на этапе изготовления конструкции.

Как сделать колёса для телеги?

  • Самым примитивным выходом будет найти готовые круглые предметы, нарисовать на них спицы, но это будет лишь примитивная имитация.
  • Вторым по простоте способом может стать фанерное колесо. На лист фанеры переносится рисунок колеса со спицами, затем вырезается лобзиком. Конечно, оно не будет полноценным, это тоже имитация, но уже сложная и качественная.
  • Можно найти бревно и электрической или бензопилой сделать с него срезы. Эти деревянные блины могут также послужить хорошими колесами. Их уже можно посадить на оси, изготовленные, например, из черенка для лопаты, тогда они смогут вращаться.

Как сделать обод для колеса своими руками

  • Берутся деревянные бруски необходимой толщины, обычно 50х100 миллиметров.
  • Из этих брусков нужно будет склеить многоугольник равный диаметру будущего обода. Чем больше будет брусков, тем круглее получится обод.
  • Приготовленные бруски выкладываются на чертеж, для того, чтобы отметить места спилов под нужный угол.
  • После того как бруски отпилены, необходимо выложить из них многоугольник на плоской ровной поверхности и приступить к склеиванию.
  • Спилы брусков мажутся клеем ПВА, сами бруски временно стягиваются саморезами.
  • После того, как многоугольник собран, его нужно стянуть, иначе неплотно прижатые поверхности не склеятся. Проще всего будет использовать стяжку для грузов.

Обработка обода

Делаем кузов для телеги

После колес создание кузова покажется детской задачкой. Нужны строганые доски и брус. Из бруса выполняется каркас нужной формы и размеров. К нему на саморезы крепятся доски. Кузов готов. Пример на фото.

Готовое изделие стоит защитить от атмосферных воздействий. Ее можно пропитать защитным составом, покрасить в нужный цвет, замечательным решением будет покрыть конструкцию лаком. Лак сохранить естественный цвет дерева, придав ему мягкий блеск.

Видео-советы от опытных дачников



ВАЖНО! Нужен ваш репост в социальных сетях!

Пожалуйста, нажмите на кнопку социальной сети, которой вы пользуетесь, и станьте участником розыгрыша новенького Айфона 10!

Декоративная телега для сада

Русские традиции подразумевают нарядный декор на садовом участке. Поэтому для садоводов так важно соорудить своими руками яркий эксцентричный дизайн для своей дачи.

Виды и размеры

Декоративные телеги отлично гармонируют с ландшафтной стилистикой дачи. При украшении участка телегой, стоит подобрать такие габариты повозки, чтобы она вписывалась в садовый колорит.

Телеги для сада декоративного предназначения имеют следующие видовые особенности:

  • маленькие габариты, имеющие длину до 1 м. Этот декоративный возок идеален для украшения цветами маленьких участков. Его устанавливают своими руками около небольшого садового домика;
  • средние размерные параметры с длиной до 2,5 м. Телега имеет от 2-х до 4-х колес и может использоваться для декорирования придомового ландшафта цветами. Иногда телегу размещают недалеко от забора;
  • крупногабаритную форму с длиной более 3 м. Для изготовления громоздкой телеги требуются точные чертежи, чтобы все декоративные элементы повозки смотрелись целостно. Устанавливают огромные телеги исключительно на обширном ландшафтном участке сада.

Делаем своими руками

Для изготовления декоративной телеги необходим качественный чертеж и функциональные инструменты. Все детали будущей деревянной телеги должны иметь правильное размерное соотношение.

Сборка колес

Эффективная сборка колес декоративной телеги подразумевает их изготовление по намеченным чертежам.

Смастерить самодельное деревянное колесо просто, если подготовить круглую поделку из фанеры и по центру высверлить отверстие для будущей оси телеги. Или изготовить 2 деревянных полукруглых элемента и совместить их.

Самой красивой вариацией считаются декоративные колеса, оборудованные спицами. Для изготовления деревянных деталей на фанерном листе отмечают будущие габариты колеса. Середину поделки помечают карандашом и забивают в нее гвоздь.

После находят тонкую деревянную рейку, которая по длине не уступает радиусу заготовки, и проделывают в ней 2 просеки. В центральную просеку, диаметром 5 мм вставляется гвоздь, а во вторую, диаметром 8 мм, — карандаш. Закрепленным на рейке карандашом вычерчивают окружность так, чтобы колесо от телеги получилось натурального диаметра. Окружность разделяют на 8 сегментов.

На изготовление обода надо подобрать деревянные брусочки, которые располагают по окружности. Их соединяют торцами друг с другом по форме колеса. Чтобы создать гладкий переход, можно подпилить размещенные на фанерном листе брусочки.

При изготовлении оси для телеги должен использоваться толстый брусочек, на котором вычерчивают круг и выпиливают поделку оси. Теперь подбирают материал для спиц колеса. Спицы легки в изготовлении, но их можно приобрести в строительном универмаге. По длине самодельные спицы должны совпадать с диаметром между ободом и осью колеса от телеги.

Спицы устанавливают в заготовленные отверстия, диаметром равным диаметру черенков. Черенки плотно соединяют с отверстиями и размещают на равных расстояниях.

После изготовления осуществляется сборка колеса:

  • черенки для спиц размещают одним краем в высверленные прорехи в оси;
  • другим краем спицы вкладывают в прорехи обода;
  • сегменты обода колеса смазываются клеем, состыковываются и стягиваются плотным ремнем;
  • на колесо телеги накладывают пресс, чтобы клей не разъехался.

После просушки колеса сложные элементы зачищают наждаком.

Кузов

В вопросе — как сделать тележку максимально оригинальной своими силами, немаловажную роль играет создание декоративного кузова. Здесь требуется правильно построить брусочки для обустройства каркаса телеги и уложить доски для корпуса.

Для изготовления декоративного каркаса брички необходим сложный чертеж. После его создания занимаются размещением дна телеги. Оно формируется из красивых досок, которые закрепляются брусочками с диаметром 0,5 на 0,5 см. Брусочки размещают плотно друг к другу и соединяют крепежными деталями. Чтобы построить самодельный декоративный каркас телеги, может использоваться клей.

После декоративную заготовку устанавливают на ровный участок сада и обшивают досками красивых цветов. Для старинного дизайна будущей телеги может использоваться лаковое покрытие.

Постановка на колеса

Чтобы поставить декоративный возок на колеса, надо использовать черенки от садового инструментария. Черенки отлично садятся на оси, если их распилить на несколько декоративных деталей.

Чтобы колеса брички держали равновесие, можно использовать длинные деревянные чурки, которые прибивают по бокам повозки. На полученные чурки размещают колеса так, чтобы они оказались четко по бокам стоговоза.

Чем больше колес у стоговоза, тем прочнее устанавливают чурки. Если размещенные элементы оси телеги расшатались, то их дополнительно закрепляют клеевым составом.

Декор садового участка

Как сделать тележку главным элементом ландшафтного пространства на даче?

Красивой вариацией дизайна телеги будет служить клумба, созданная из старинной тачки:

  • на кузов устанавливаются декоративные ящики, в которые засыпается земля из сада, и в ней размещаются оригинальные растения;
  • ящики могут быть самодельными, которые соединяют из старой древесины;
  • созданную клумбу можно накренить, и цветы будут красиво ниспадать с декоративной тачки в сад.

Вместо ящиков можно приобрести красивые горшки, которые размещают по периметру декоративной повозки. В горшки можно высадить как привычные сорта растений, так и экзотические оригинальные цветы.

Если хочется оформить телегу на участке в сложном русском дизайне, то используют самобытные элементы в виде дров, деталей из сада, старинных скатертей с цветами.

Как сделать колесо телеги 🚩 колесо деревянное 🚩 Сад и огород

Инструкция

Возьмите лист чертежной бумаги, фанеры или картона и начертите на нем колесо, которое планируете изготовить. При этом масштаб колеса должен быть реальным. Главным образом такой чертеж необходим для того, чтобы определить размеры сегментов изготавливаемого колеса и спиц в натуральную его величину. Как правило, правильное количество спиц и сегментов должно равняться двенадцати.

Подготовьте древесину для работ, она должна быть обязательно сухой. Лучше всего отдавать предпочтение наиболее твердым породам. Если же колесо будет просто декорирующим элементом, то можно воспользоваться и более мягким деревом.

Возьмите стальную полосу, толщина которой, примерно, 4 мм. Из нее будут изготавливаться бандажи.
Оттяните концы пластины на себя и соедините их внахлест, делая по всей длине стыка заклепки.
Приварите края отверстий в одном и другом конце полосы друг к другу.

Выполните из трубы ступицы. При этом важно знать, что начинать необходимо с самих бандажей, а сам деревянный обод постепенно подтягивать под стальной бандаж.

Начните сборку колеса. Начинать работу по сборке необходимо с насадки бандажей на ступицы.
Забейте внутрь ступицы по одной стальной втулке.

Сделайте небольшие бороздки в местах, куда будут насаживаться спицы, для того, чтобы воздух вышел из гнезд.
Установите спицы в гнезда ступицы, а после на них установите все необходимые сегменты.

Разогрейте бандаж таким образом, чтобы его внутренний диаметр равнялся диаметру обода от колеса, на который он и будет насажен. Чем сильнее будет нагрет бандаж, тем легче будет насадить его на обод. Для нагревания можно использовать простой костер или горн.

Насадите бандаж на обод колеса. Так как бандаж был предварительно разогрет, то при остывании он уменьшится в своем размере и плотно соединит все детали колеса.

Дайте колесу остыть, и оно готово к эксплуатации. Его можно крепить на телегу или использовать по другому назначению.

Простейший велосипедный прицеп из дерева


Всем привет, настал велосипедный сезон, это означает поездки на дачу, за покупками, на работу и так далее. Часто так возникает, что при подобных поездках нужно перевозить какие-то габаритные грузы. Чтобы это можно было сделать при помощи велосипеда, вам понадобится прицеп. Сделать его можно очень просто, причем практически бесплатно, если вы сможете найти у себя необходимые комплектующие.

Рассмотренный ниже прицеп изготовлен из дерева, колеса тут установлены велосипедные. Что касается узла для крепления прицепа к велосипеду, то он сделан из колесика от тележки, найти которое у вас не должно составить большого труда. Ну а что касается настила, то тут вы уже можете использовать любой материал на свое усмотрение. Хорошо подойдет тонкая листовая сталь, алюминий или даже фанера. Итак, рассмотрим более подробно, как же можно изготовить такой прицеп!

Материалы и инструменты, которые использовались автором:

Список материалов:
— два велосипедных колеса;
— деревянные брусья;
— листовой металл или другой материал для настила;
— пластины из алюминия или стали для изготовления кронштейнов;
— саморезы;
— колесико от тележки;
— болт с гайкой и другие мелочи.

Список инструментов:
— ножовка или другой инструмент для резки брусьев;
— шуруповерт;
— дрель.

Процесс изготовления прицепа:

Шаг первый. Делаем раму
Рама велосипеда делается из бруса. Выбираем материал покрепче и режем на куски нужной длины. Ну а далее собираем раму, в качестве креплений можно использовать саморезы, хорошо бы их совмещать с соединительными уголками для упрочнения конструкции. Рама включает в себя дышло в виде буквы «Г». Такая конструкция объясняется тем, что прицеп подсоединяется к задней оси велосипеда. После сборки рамы позаботьтесь о защите древесины. При езда по лужам или в дождь дерево будет впитывать влагу и материал будет разрушаться. Раму можно покрасить, пропитать маслом и так далее.


Шаг второй. Крепежный кронштейн
Дышло должно крепиться к оси велосипеда шарнирно, так как велосипед должен поворачивать, а также преодолевать ямы и бугры. То есть соединение должно быть подвижным в вертикальном и горизонтальных направлениях. Проще всего взять соединение от колесика тележки, оно довольно крепкое и долговечное, да и найти такую деталь можно во многих строительных магазинах. Снимите колесико, а для соединения сделайте кронштейн из листового алюминия или стали. Как все соединяется, смотрите на фото.

Шаг третий. Крепим колеса
Для крепления колес нужно сделать кронштейны. Тут лучше не рисковать и изготовить их из стали. Крепим кронштейны к раме при помощи хороших крепких саморезов, а лучше используя болты с гайками. Вот и все, после установки колес ваш прицеп будет практически готов. Вам останется только сделать для рамы настил. Тут нужен будет какой-то листовой материал, можно алюминий или сталь, также подойдет ДВП или что-то подобное. Можно использовать также тонкие доски, но с ними вес прицепа будет немалым.

На этом все ,проект окончен. Надеюсь, самоделка вам понравилась и вы нашли для себя что-то новое. Удачи и творческих вдохновений, если надумаете повторить подобное. Не забывайте делиться своими наработками с нами!


Источник Доставка новых самоделок на почту

Получайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!

*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.

Изготовление телеги своими руками

Инструменты и техника

Сейчас уже сложно представить, что еще буквально пару столетий назад лошади считались основным средством передвижения. На них ездили верхом, на повозках с впряженными скакунами перевозили разнообразные грузы. В настоящее время с этой функцией отлично справляются автомобили, поезда и самолеты, тем не менее, лошади остались незаменимы в труднодоступных участках и сельской местности. Транспорт, который приводится в движение при помощи этих животных, называется гужевым. Далее рассмотрим, как построить телегу своими руками.

1

Телега для лошади

Если в хозяйстве имеется конь, то его можно использовать как для верховой езды, так и для перевозки грузов или людей. А в городах и селах с активным притоком туристов катание на повозках с лошадьми пользуется большим спросом. Телегу для этих целей вполне реально сделать своими руками. В деревнях конные повозки активно применяются по сей день. На них перевозят сено, дрова, удобрения, овощи и фрукты во время сбора урожая.

Телега для лошадей

Телега для лошадей

Телега — четырехколесная грузовая повозка. Чаще всего в нее впрягают лошадей, гораздо реже волов или буйволов.

Плюсы такого вида транспорта заключаются в его экологичности, отсутствию выбросов, природе не причиняется абсолютно никакого вреда. При этом даже русское бездорожье не будет являться помехой, проехать можно как по асфальтированной трассе, так и по сельским ухабам.

Оригинальные садовые инструменты своими рукамиОригинальные садовые инструменты своими руками

Оригинальные садовые инструменты своими руками

2

Разновидности телег

Устройство и конструкция повозки напрямую зависят от ее будущего предназначения. Так, телеги, используемые для перевозки пассажиров, желательно оборудовать высокими бортами для защиты от пыли и камешков, скамейками для удобства людей. Если потребуется транспортировать тяжелые грузы, то основание надежнее сделать из прочного материала, например, металла. Существуют следующие виды повозок:

  • полок;
  • дроги;
  • экипаж;
  • тележка.
Как сделать измельчитель травы своими руками: конструкции и схемыКак сделать измельчитель травы своими руками: конструкции и схемы

Как сделать измельчитель травы своими руками: конструкции и схемы

2.1

Полок

Такой транспорт лучше всего предназначен для перевозки тяжестей. Для колес следует взять надувные резиновые шины, а в качестве основания для будущей конструкции — крепкую металлическую раму. Сверху ряд в ряд укладываются доски, по краям их можно скрепить более короткими элементами из дерева. Бортов у полока не предусмотрено, так удобнее закреплять и доставлять крупногабаритный груз.

Плоскорез Фокина: характеристика, применение и изготовление своими рукамиПлоскорез Фокина: характеристика, применение и изготовление своими руками

Плоскорез Фокина: характеристика, применение и изготовление своими руками

2.2

Дроги

Дроги представляют собой длинную повозку без кузова, задняя и передняя часть ее соединены продольными брусками. В старину их основным применением считалась доставка тел умерших на кладбище, устройства еще именовали катафалками. Также повозки использовали для поездок в поле, для перевозки крупногабаритных грузов, например, бочек с водой.

Повозка без кузова

Повозка без кузова

2.3

Экипаж

Экипаж — это вид пассажирских повозок, перемещаемых мышечной силой лошади. Такое транспортное средство имеет крытый верх для защиты от непогоды, сиденья для удобства пассажиров. Колес может быть два (одноосная телега) или четыре (двуосная). Самым дорогим и удобным экипажем раньше считалась карета, чаще всего они закладывались тройкой или четверкой скакунов. На козлах повозки сидел кучер, на запятках стояли выездные лакеи. Такой способ передвижения могли позволить себе исключительно богатые аристократы.

2.4

Тележка

Тележка также является одной из разновидностей пассажирских повозок. В отличие от экипажа, она не имеет крытого верха, в некоторых случаях может быть легкая откидная крыша. Для гостей и извозчика предусмотрены специальные сиденья. В современное время наибольшей популярностью пользуется такой вид транспорта у предпринимателей, катающих туристов и горожан на праздниках.

Также часто тележками называют небольшие одноосные повозки, применяемые для перевозки грузов. В качестве движущей силы к такой конструкции можно использовать как лошадь, так и трактор или мотоблок. Основание ее лучше сделать из металла, колеса взять надувные. Повозка будет небольшой и легкой, но при этом выдержит нагрузку массой до 1 тонны.

3

Изготовление телеги своими руками

Перед тем как сделать телегу самостоятельно, следует определиться, для каких целей вы ее собираетесь использовать. В зависимости от будущего предназначения будут отличаться особенности конструкции, габариты и комплектация.Создание чертежа с размерами

Если повозку предполагается использовать для перевозки людей или грузов, колеса лучше взять от старой сельскохозяйственной техники или мотоцикла, а саму ось сварить из прочного металла. На первом этапе конструирования создаем чертеж будущей телеги с размерами (как на фото ниже). Откладываем параметры изделия и отдельных его частей согласно требуемым значениям. Обычно в длину достаточно 2,85-3 м, по ширине оси – 1 м, а бортовой части – 1,5 м. В высоту телеги делают около 100 см. Более функциональными и грузоподъемными считаются двухосные повозки. Затем готовим все необходимое для дальнейшей работы.

Необходимые инструменты и материалы:

  • деревянные бруски;
  • болты, гайки, гвозди;
  • шуруповерт, дрель;
  • пила, ножовка;
  • гаечные ключи;
  • сварочный аппарат, болгарка;
  • уголки, скобки, втулки;
  • молоток.

Инструменты

Инструменты

3.1

Пошаговый алгоритм действий

Первым делом принимаемся за заднюю и переднюю оси телеги. Для этого потребуются два абсолютно одинаковых деревянных бруска или металлических профиля. На края крепим детали, на которые в дальнейшем одеваются колеса с использованием подшипников соответствующего размера. Для этой цели идеально подойдут втулки от передних колес мотоцикла, они наиболее надежны и износостойки.

Передняя ось отличается от задней наличием поворотного механизма. Он состоит из специальной круглой планки с отверстием в центре, присоединенной к профилю посредством штока, подшипника и гайки. Все устроено таким образом, что ось становится подвижной. К днищу планка прикрепляется стационарно при помощи болтов, затянуть их следует понадежнее.

Если колеса для телеги тоже решено делать своими руками из древесины, то понадобится токарный станок. Клинья для этой детали вытачивать надо осторожно, они должны быть абсолютно одинаковы, на каждое колесо потребуется по 12 штук. Впоследствии их необходимо очень плотно заколотить под металлический обруч или одеть шину так, чтоб вся конструкция при движении не развалилась. Каждый клинышек соединяется с центральной частью колеса посредством спиц из дерева.

Затем делается корпус из досок — днище и бортики. Все элементы конструкции соединяются между собой при помощи уголков, болтов и гаек. Для удобства в передней части можно поставить сиденье для извозчика. К подвижной оси крепятся рулевые бруски (оглобли) посредством приваренных к ней металлических труб с отверстиями для крепления.

Оглобли являются важным связующим звеном между повозкой и животным и обязательно должны быть подвижными (двигаться вертикально вверх и вниз), это необходимо для соединения с упряжью.

4

Запрягаем лошадь в телегу: подробная инструкция

Сделать повозку — это всего лишь полдела, для полного выполнения поставленной задачи необходимо еще запрячь в нее коня. Перед поездкой животное следует почистить, осмотреть. Лошадь должна быть здорова, в спокойном состоянии, а все элементы сбруи на ней — без признаков повреждений. Это важно как для обеспечения безопасности самого извозчика и его скакуна, так и целостности перевозимого груза.

Конь с телегой

Конь с телегой

Виды запряжки:

  • оглобельно-дуговая;
  • постромочно-дышловая;
  • постромочная.

Первая разновидность самая распространенная, применяется, когда запрягают одного коня или троих. Постромочно-дышловая запряжка используется при парной упряжи, дышло при этом присоединяют к оси повозки. Постромочная запряжка наиболее простая, в ней нет оглоблей и дышла, применяется обычно при сельскохозяйственных работах или с повозками, имеющими в своем составе тормозную систему.

Упряжь должна быть тщательно подогнана под размеры животного, нигде не жать и не болтаться. Изготавливается она преимущественно из кожи и продается в готовом виде в специализированных магазинах. Нужно лишь подобрать подходящий размер. Если ее перетянуть, лошади будет тяжело дышать, а слишком свободные ремешки могут натирать при движениях.

Этапы запряжки:

  1. 1. Сначала на лошадь одевают уздечку. Подойти к животному следует с левой стороны. Затем охватить ее голову правой рукой и прижать к плечу, так будет легче натянуть ремешки. Потом набрасываем поводья на шею и продеваем уши между частями уздечки. Застегиваем все элементы.
  2. 2. Подводим лошадь к телеге, одеваем ей седелку на спину ближе к передней части. Затем подтягиваем подпругу.
  3. 3. Аккуратно одеваем хомут на шею животного, достаем из под него гриву. Натягиваем шлею на холку, оставляя зазор между ремешками и седалищными буграми коня толщиной в 2-3 см.
  4. 4. Заводим лошадь в оглобли. Для этого можно переступить жердь, если животное не боится, либо же заставить пятиться назад.
  5. 5. Подходим ближе к голове коня, присоединяем к жердям ремень чересседельника, потом подбрюшника и вставляем сначала один конец дуги, следом за ним второй.
  6. 6. Выправляем дугу и оглобли так, чтобы они были под прямым углом относительно друг друга. Затягиваем пряжки и ремни на упряжи, закрепляем вожжи на кольце удил.
  7. 7. Связываем концы подбрюшника и чересседельника узлом сбоку так, чтоб в экстренном случае коня можно было быстро освободить от сбруи.

Лошадь полностью запряжена. Конечно, в первый раз у новичка может и не получиться правильно одеть упряжь, особенно если животное с норовом. Необходим наглядный пример или следует посмотреть видео с подробной инструкцией.

5

Декоративная повозка для сада

Каждый из нас стремится создать неповторимый ландшафтный дизайн в саду, ведь отдыхать и набираться сил хочется в красивом месте. Для этого прекрасно подойдут различные большие и малые архитектурные формы, оригинальные клумбы, подобранные в правильном сочетании посадки многолетних кустарников и трав. Некоторые дачники используют небольшие тележки для украшения своих приусадебных участков. Построить их можно своими руками из подручных материалов.

При желании в такой повозке реально не только поставить декоративные кадки с цветками, но и перевозить небольшие грузы, например строительный мусор и инструменты.

Конструкции могут быть самые разнообразные, в зависимости от фантазии автора. Можно использовать только одно колесо, и получится садовая тачка, или же выполнить более стандартную версию с двумя или четырьмя. Оригинально смотрятся небольшие тележки с бортами, изготовленными из плетеной лозы или же обрамленные необычным орнаментом.

Колеса повозки для декора сада можно сделать привычными, круглыми, или же в форме восьмиугольника. В качестве материала потребуются небольшие деревянные брусочки. Для прочности соединяем их при помощи строительного клея или болтов, затем сглаживаем неровные края.

Повозка с украшениями

Повозка с украшениями

Корпус повозки собираем из дощечек, обычно его делают не более 50 см в длину. В завершение конструкцию следует отшлифовать и покрыть лаком. Значительно украсят тележку элементы резьбы по дереву. В готовое изделие размещаем горшки и кадки с цветами, особенно хорошо смотрятся вьющиеся растения, ниспадающие с краев повозки на землю. Получается оригинальная клумба, которую по достоинству оценят все гости. При желании бортики можно раскрасить.

Изготовление телеги не требует больших материальных затрат, тут более важна сноровка и фантазия мастера. При наличии определенных навыков работы с деревом в результате получится замечательное изделие, которое можно использовать как по прямому назначению (грузовые или пассажирские перевозки), так и в декоративных целях.

Related Post