Плот для рыбалки своими руками
Сделать плот для рыбалки своими руками не так сложно, как может показаться на первый взгляд. С конструкцией этого плавсредства очень легко разобраться, и с постройкой сможет справиться даже новичок. А все необходимые материалы для его изготовления очень легко достать или, что скорее всего, они уже есть в наличии.
Составные элементы и материалы
Основными элементами любой конструкции плота являются:
- Каркас
Каркас — это своего рода скелет или основание любого плота, служит для соединения всех деталей в единую конструкцию. Состоит он из продольных и поперечных элементов. Для предотвращения смещений по диагонали иногда применяются укосины, устанавливаются они под углом.
Очень важно, чтобы каркас был прочным, эффективно противостоял разрушению, то есть хорошо выполнял свою основную функцию и не развалился во время эксплуатации. Но в то же время каркас не должен быть слишком большой и тяжелый, чтобы плот было достаточно легко спустить на воду.
Также немаловажно учитывать жесткость. Каркас должен исключить деформацию всей конструкции в целом и хорошо сохранять форму.
Чаще всего среди плотов для рыбалки, сделанных своими руками, встречаются надувные и деревянные. Каркасом деревянного плота является бревенчатый остов, а надувного – обрешетка.
ВАЖНО! Отношение ширины и длины плота должно равняться 1:3. При нарушении пропорции в ширине он теряет устойчивость, а в длине – управляемость.
- Элементы плавучести (понтоны)
С помощью этих элементов плот держится на воде. Для изготовления понтонов на сегодняшний день применяется достаточно большое количество подручных материалов, что позволяет с легкостью подобрать для себя самый подходящий и доступный из них.
Самыми распространенными являются:
- камеры;
- дерево;
- пластиковые бутылки;
- бочки;
- пенопласт.
- Элементы управления
Для контроля над движением плота по воде необходимо установить элементы управления.
Самыми распространенными являются:
- греби – это конструкции в виде больших весел. Работают на них в основном по два человека, вставая напротив друг друга. Но бывают и случаи, когда на одну гребь может потребоваться и по четыре человека, в зависимости от размеров. С помощью гребей можно легко поворачивать плот и при необходимости двигаться поперек реки. Лежат они в специальных пазах – погребицах. Такой элемент управления хорош для больших и глубоких рек с достаточно сильным течением;
- шесты – чаще всего применяют на мелких и небольших реках. Управление происходит за счет отталкивания шестом от дна реки. Этот способ намного менее эффективен по сравнению с гребями;
- подвижный киль – устанавливается на корме плота и является рулевым механизмом.
- Настил или кровля
Настил не является обязательным элементом и служит для создания большего комфорта во время эксплуатации плота.
Материал для покрытия может быть любой, главное, чтобы он был ровный и плотный. Тонкие бревна или доски также могут послужить неплохим материалом для настила.
- Страховочные элементы
Главная функция страховочных элементов плота – это обеспечение устойчивости экипажа при ударах плота о препятствия и при перемещении по его поверхности. В этих целях устанавливают поперечные или продольные упоры для ног.
В качестве страховки для рук чаще всего используются элементы управления, а именно – греби или шесты. Также по бокам устанавливаются страховочные столбики, на которые можно опереться во время столкновения или большого течения.
ВАЖНО! Вода является местом повышенной опасности, и будет не лишним взять с собой в путешествие спасательные жилеты или, на худой конец, надувные круги.
- Конструкции для хранения вещей
Для хранения вещей и предотвращения их намокания над палубой устанавливают приподнятую площадку, где и складывают все необходимое.
Также отличный вариант – это постройка так называемого парника, который в случае необходимости можно быстро накрыть пленкой. В таком коробе можно не только сохранить вещи в сухости, но и самим спрятаться от дождя.
Совет: документы и все ценные вещи необходимо упаковать в отдельный непромокаемый пакет. В идеале пакет должен быть яркого цвета, чтобы было проще найти его в воде.
При желании можно дополнительно организовать место для костра и приготовления пищи, а также для сна и отдыха. Это уже зависит от личных предпочтений, цели и длительности похода.
Расчет грузоподъемности
Грузоподъемность плота зависит от объема бревен, из которых сделан каркас плота, и их удельного веса.
При проведении расчетов надо учитывать не только вес людей и снаряжения, но и вес всей конструкции, находящейся над водой.
Общий объем деревянных материалов можно посчитать по формуле:
Удельный вес бревен можно взять из любого справочника или просто из таблиц, представленных в сети интернет.
Определить объем бревна можно по следующей формуле:
π*r2* L
где:
- π = 3,1416;
- r – радиус вершины в метрах;
- L – длина в метрах.
При изготовлении надувного плота считается объем используемых материалов, например, камер, бутылок и т. д.
Как сделать плот своими руками
Плот из дерева
Плот из дерева
Перед началом изготовления необходимо позаботиться о спуске конструкции на воду. Для облегчения этого процесса установите направляющие или сходни с берега в воду. И на них уже приступайте к строительству.
Этапы изготовления плота из дерева:
- Выбор древесины
Древесина должна быть сухой, это легко определить ударом обуха топора, должен получиться звонкий звук.
Совет: есть очень простой способ определения подходящей древесины для постройки плота. Для этого отрезаем на торце бревна кусок, толщина его должна быть 10 см. Теперь погружаем его в воду и смотрим, насколько он ушел под воду. Если не более чем на 5 см., то древесина подходит.
- Обработка древесины
Достаточно убрать все лишние ветки со ствола и максимально выровнять поверхность.
- Крепление бревен
Для этого сложите все бревна рядом. Самые тонкие бревна располагаются в середине и утолщаются ближе к краям. Это позволяет увеличить прочность конструкции.
На них поместите поперечные балки и прикрепите бревна к ним гвоздями или веревками.
Также можно использовать любые подручные средства: толстая гибкая проволока, скотч или просто тонкие эластичные прутья.
ВАЖНО! Если для соединения деталей используется веревка, то предварительно ее необходимо намочить, так как при намокании веревка растягивается, и впоследствии конструкция может просто развалиться.
Самым надежным креплением является п-образная скоба, которую можно найти в строительных магазинах. В этом случае бревна соединяются между собой без применения каркаса.
- Установка настила
Сверху на скрепленные бревна можно прикрепить более тонкие балки. Если есть возможность, то для настила можно использовать доски, куски фанеры, жестяные листы и другие материалы.
Плот из автомобильных камер
Плавсредство, изготовленное из камер, имеет ряд преимуществ по сравнению с бревенчатым.
Оно намного легче, что позволяет перенести его самостоятельно через небольшую мель, проще в управлении и легче скользит по воде.
Как сделать плот из камер
Технология изготовления плота для рыбалки из камер своими руками:
- Необходимо выложить камеры в два ряда и соединить их между собой веревкой, в идеале капроновой. Это исключит растягивание крепления во время намокания;
- Сверху положить деревянные балки и их также прикрепить к камерам веревкой;
- На балки установить настил. В идеале использовать доски, но подойдут любые другие материалы, которые окажутся под рукой.
Лучше всего предварительно их обработать и выровнять по краям. Это исключит появление щелей на палубе.
ВАЖНО! Внутренние балки должны немного выступать с каждой стороны, чтобы плот упирался во встречные препятствия не камерами, а самими балками. - На середине плота необходимо установить небольшую конструкцию в виде короба, покрытую полиэтиленовой пленкой. Это нужно для сохранения вещей от дождя. Ее можно сколотить из любых тонких брусьев.
- С обеих сторон установите две стойки рулевого весла. Лопасть весла прибивается таким образом, чтобы в воде она располагалась в горизонтальном положении.
ВАЖНО! Обязательно необходимо взять запасную камеру, а еще лучше две. Если хоть одна камера повредится во время движения по воде, то управляемость плота резко понизится.
Плот из камер
Плот из бутылок
Проще всего делать плот из 20-ти литровых бутылок. Для этого достаточно плотно закрыть емкости крышками, сколотить каркас из брусьев и прикрепить к нему бутылки с помощью проволоки или веревки. На каркас прибить доски или кусок фанеры и все готово.
Гораздо сложнее, когда для изготовления используются бутылки небольших емкостей. Сложность в том, что потребуется гораздо большее количество материала, приблизительно около ста бутылок на изготовление одного небольшого плота.
Как сделать плот из бутылок
Здесь есть два варианта:
- Бутылки располагаются в горизонтальном направлении
- перед изготовлением плота бутылки нужно охладить и после этого плотно закрыть крышками. Это придаст прочность материалу;
- бутылки соединяются блоками по четыре штуки, в два слоя. Для крепления используется влагостойкий скотч. Горлышки бутылок должны быть направлены в одну сторону;
- теперь эти блоки нужно соединить в ряды все тем же скотчем. Понадобится несколько рядов, в зависимости от желаемого размера плота;
- соединяем получившиеся ряды в единое полотно, только теперь соседние ряды должны располагаться так – «горлышко к дну бутылки»;
- для придания большей прочности и устойчивости плоту можно дополнительно обмотать края скотчем.
- Бутылки располагаются в вертикальном направлении
- начало изготовления такое же, как и при горизонтальном расположении, делаются блоки по 4 бутылки;
- теперь блоки переворачиваем горлышком вниз и скрепляем из них ряды;
- ряды соединяем между собой скотчем. В итоге получается, что все бутылки располагаются вертикально;
- на донышки бутылок в этом случае можно прикрепить фанеру, и получится устойчивая кровля.
Бутылки расположены вертикально
Совет: для придания больше прочности плоту блоки можно дополнительно обтянуть водонепроницаемой тканью. Обтягивать проще всего по 2-3 блока одновременно.
Плот из бочек
В случае если есть возможность достать за просто так несколько бочек объемом в 200 л или они уже есть в наличии, но вы никак не можете найти им достойное применение, то можно смело сделать из них плот для рыбалки своими руками.
- Перед постройкой самого плота бочки, а их понадобится 6-8 штук, необходимо подготовить. Для этого силиконовым герметиком обрабатываются все щели и отверстия, чтобы вода не могла проникнуть внутрь емкости;
- Создаем каркас. Соединяем брусья или доски в виде прямоугольной рамы, а внутри закрепляем две дополнительные доски. Они служат для крепления бочек и не будут позволять им уходить в сторону;
- Далее на получившуюся обрешетку укладываем настил из досок, фанеры или другого подручного материала и скрепляем его с каркасом плота;
- Переворачиваем плот настилом вниз и крепим веревками бочки к обрешетке, в подготовленные ниши, с двух сторон. Теперь плот готов.
Плот из бочек
Уход за плотом
Есть несколько рекомендаций для продления срока службы плота.
- Регулярная просушка. После каждого использования плот надо вытащить из воды и перенести как можно дальше на берег. Если плот тяжелый, то можно использовать направляющие, по которым его легко будет вытянуть на сушу.
- Хранение плота:
- если есть возможность, то на зимний период плот перевозится и хранится в помещении, например, в дачном сарае;
- если такой возможности нет, то плот маскируется брезентом на берегу, подальше от воды. В этом случае, идеальный вариант – пропитка всех деревянных составляющих влагоотталкивающим средством, тогда плот сохранится намного дольше, и срок службы увеличится до нескольких лет.
Конструкция собрана, рыболовные снасти подготовлены, теперь можно отправляться на воду. Главное – помнить о безопасности и соблюдать меры предосторожности. А при правильной эксплуатации и уходе плот будет долго служить и радовать своего владельца.
Источник
Мы строим плот, или как построить отпуск своими руками. : alex_seaman55 — LiveJournal
- alex_seaman55 (alex_seaman55) wrote,
alex_seaman55
alex_seaman55
Идея сплавиться на самодельном плоту по Иртышу возникла в голове моего родственника Сереги, еще зимой. Про Серегу я уже писал в своем журнале http://alex-seaman55.livejournal.com/3511.html У Сергея с женой Таней, небольшая успешная производственная компания, по этому они буквально фонтанируют креативными и интересными идеями и умеют воплощать их в жизнь. И естественно, когда я услышал о таком приключении, я уцепился зубами, что бы быть в теме. Предварительно оговорили, что сплав намечается на середину лета, по этому, я постарался запланировать свой отпуск именно на это время. Команда нашего судна будет состоять из 5 человек. 2 семейных пары и я. Сплав будет проходить вниз по реке Иртыш, от п. Новая Станица до населенного пункта Увальная Бития, а это 117 км по реке и 4 дня времени в пути, с ночевками на берегу. Серега долго обдумывал, рассчитывал и рисовал, как построить плот.
И вот, в эти выходные, решено было начать его строить. Тянуть было уже некуда, по этому в субботу в 11 часов, мы собрались у нас, в танковом, для воплощения этой идеи.
Символично, что в первое воскресенье июля, отмечается день работников речного и морского флота и я, как бывший работник и речного и морского транспорта встретил праздник почти как в былые флотские времена, за работой))).
Конструкция плота состоит из десяти 208 литровых бочек от моторного масла, которые были заготовлены еще весной.
Бочки собраны в два понтона.
На них водружена платформа из деревянных брусков.
Палуба обшита ОСП. За субботу и воскресенье, удалось собрать понтоны, поставить на них платформу и соорудить весла, которые Серега на наших глазах выпилил и выстрогал из двух 4 метровых брусков.
Все сделано силами трех человек и без посторонней помощи.
Суть идеи такова, собрать основную конструкцию на берегу, потом частично разобрать её, и отвезти на берег, где плот будет собран окончательно и спущен на воду. Надстройку будем собирать уже на берегу реки, перед спуском на воду, а пока, для неё заготовлены и напилены доски. Для облегчения быта, на борт будет взят мангал и самовар))) Вот такой столик, который добрые люди выставили на мусорку, был немного доработан и еще послужит нам.
Так же, сделаны сходни, что бы удобнее было подниматься на борт.
Так что в следующие выходные, мы отчаливаем от берега, отключаем телефоны и оставляем все городские заботы, рабочие и домашние хлопоты на берегу, впереди нас будет ждать только дорога, полная приключений и романтики и самый необычный отдых, по крайней мере в моей жизни
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Как сделать плот для сплава по реке
30 Октябрь 2014 Путник Отзывы туристов » Советы туристам Просмотров: 51995Сразу оговорюсь, что речь идет о сплаве по спокойной равнинной реке, без экстрима. Средняя ее ширина была 150 метров, скорость течения — 3 км/час. Судоходство — только частные лодки. Одним словом, идеальные условия для спокойного сплава без лишних проблем.
Плот на камерах
Чтобы быстро получить представление о том
как мы строили плот, посмотрите экспресс-видео
А если хотите лучше вникнуть в суть дела, читайте мой рассказ ниже.
Преимущества плота на камерах
Итак, мы подумали и решили, что плот будет на автомобильных камерах. Во-первых, он гораздо легче скользит по воде, чем бревенчатый.
Во-вторых, всё, что нужно для его изготовления, в условиях города найти проще (я не представляю где бы мы бесплатно взяли несколько десятков бревен и хранили их до начала путешествия).
В-третьих, бревенчатый плот практически целиком находится в воде, и вас в какой-то момент может подтопить, особенно если поднимется волна. А тут вы находитесь на высоте 20 см над водой. Это гораздо комфортнее.
В-четвертых, плот на камерах значительно легче, и его можно руками перетащить через небольшую мель, которая может встретится на пути. Нам, кстати, один раз пришлось это делать. Бревенчатый плот в таком месте вынужден был бы закончить свой маршрут.
Расчет грузоподъемности
Прежде чем начать делать плот мы создали его модель с расчетом грузоподъемности. Вы можете видеть это на первом рисунке. Этим занимался мой напарник, поэтому мне трудно добавить что-то к показанному на картинке. Тогда мы просто не представляли, как делать плот и выдержит ли он 6 человек, поэтому пришлось заморочиться таким вот проектированием.
Рис. 1. Схема и расчет плота
Хотя в последний момент три человека отпали и нам, троим оставшимся, было там очень просторно.
Этапы постройки плота
Итак, чтобы сделать плот, мы взяли 8 камер от грузовых машин (6 от КАМАЗа и 2 от МАЗа, это не специально, просто так получилось), выложили их в два ряда и связали капроновой веревкой во всех точках соприкосновения (рис. 2). Никакая другая веревка не подходит, т.к. ей придется долго находиться в воде. Она не должна от этого растягиваться.
Рис. 2. Связка камер
Затем сверху положили несущие брусья и тоже крепко их привязали к каждой камере (рис. 3). Хорошо, если бы они были квадратного сечения, это просто удобнее. Но у нас таких не было, использовали прямоугольные.
Рис. 3. Несущие брусья палубы плота
Сверху на брусья прибили доски, в результате получилась отличная палуба (рис. 4). Доски готовили заранее, взяли их на ближайшей лесопилке из отходов (хотя что-то они больно хороши для отходов), и обработали неровные края на циркулярной пиле, чтобы в палубе не было щелей.
Рис. 4. Монтаж палубы
Обратите внимание, что два внутренних бруса выступают на полметра с каждой стороны (рис. 5). Это нужно, чтобы сделать «бамперы», которыми плот будет упираться в возможные препятствия. Иначе он упирался бы камерами и это могло бы их повредить.
Рис. 5. Палуба в сборе
Кроме того, передний бампер также являлся одной из точек опоры мачтовых тросов, а на заднем стояла опора для руля.
Конечный вид плота сразу после постройки представлен на рис. 6.
Рис. 6. Готовый плот
Парус – это была наша прихоть, просто хотелось попробовать. Но все две недели пути ветер дул нам навстречу, и на третий день парус вместе с мачтой пришлось снять, т.к. они сильно замедляли движение.
Мачта закреплена тремя растяжками из стального тросика, а сам парус заранее сшит из мешков от сахара. Извращение, конечно, но других возможностей сделать такое полотно у нас тогда не было.
На плоту обязательно должен быть «парник» — короб, который быстро закрывается пленкой, намотанной на штакетины. Если его не будет, то в первый же дождь посередине реки вы промочите все вещи и свою одежду.
Впоследствии мы сделали по краям палубы специальные опоры, которые позволяли раскрывать пленку в виде двускатной крыши, под которой удобно сидеть (рис. 7).
Рис. 7. Держатели для пленки
Еще не обойтись без места для костра. Его нужно хорошо продумать, чтобы и еду можно было готовить, не сходя на берег, и погреться, и плот не спалить. У нас для этого служила печка-времянка (рис. 8), которую после окончания путешествия мы просто оставили на берегу.
Рис. 8. Печка на плоту
После отплытия мы поняли, что грести веслами без опоры для спины крайне утомительно. Поэтому на второй день с левого и правого краев палубы появились «скамейки» с удобными наклонными спинками (рис. 9).
Рис. 9. Сиденье для гребли
Несколько хитростей
Рулевое весло, которое уже упоминалось, использовали редко. Но оно очень удобно, когда нужно заставить плот двигаться строго носом вперед, или когда надо его быстро развернуть нужной стороной.
На стойке рулевого весла вы можете видеть запасную камеру. Она тоже обязательна, т.к. если вы проколете какую-то из камер, то плот начнет крениться на одну сторону, управлять им станет неудобно. Правда, судьба нашей запаски была бесславной: в последний день пути выглянуло солнце (до того было пасмурно), она перегрелась и лопнула.
Еще одна важная вещь при плавании на плоту – трап. Если вы будете вынуждены причаливать к болотистому или просто грязному берегу, то он сильно поможет вам спускаться со своего судна на чистый участок земли. У нас для этих целей была толстая четырехметровая доска.
Вот, пожалуй, и все. На этом плоту мы преодолели 210 км за две недели при плохой погоде. Не подвел.
Я думаю, немного найдется людей, кто выбирает такой своеобразный водный отдых, но если вы вдруг решите построить плот и отправиться на нем «вниз по великой реке», я надеюсь, мой опыт чем-то вам поможет.
Прочитали рассказ? Теперь можно и поиграть. Спорим, не выйграете!
Похожие отзывы
Как построить плот: личный опыт
Наверное, у каждого человека made in USSR была в детстве мечта смастерить плот и отправиться на нам в далекие дали. Мечты сбываются! Мы попробовали и все получилось!
Проектов как именно построить плот, какого размера и из чего было множество. После долгих обсуждений решено было, что основанием плота будут автомобильные камеры большого радиуса, количество их зависело от размера.
На деле оказалось, что купить недорогие камеры — непростое дело, самым выгодным и быстрым вариантом были гораздо меньшие, чем предполагались, камеры R16. Камеры оказались китайскими и продавец нас честно предупредил, что нормально они не клеятся. Но мы решили рискнуть.
Учитывая, что на плоту собиралось плыть 8 человек (на деле оказалось 6)+вещи+продукты+вес деревянного настила, грузоподъемность баллонов должна была быть не меньше 800 кг, но мы взяли с запасом — 43 камеры, что соответствовало грузоподъемности от 1200 кг.
Камеры предполагалось накрывать деревянным щитом, собранным из досок, размер 4х6 метров. Но и тут в дело вмешались обстоятельства: на лесопилке, нам удалось купить доски длинной только 4 метра. Так решено было сделать плот квадратным 4х4 метра.
Вот такая получилась конструкция.
Остановимся на основных моментах подробнее.
Плот собирался непосредственно на берегу реки.
Сначала мы с помощью автомобильного компрессора начали качать 43 камеры.
Компрессору такая задача не понравилась, и на пол дороги он работать отказался. Пришлось его срочно реанимировать т.к. насос-лягушка, который должен был плыть с нами, до нужного состояния докачать камеры не мог, что влияло на размер. Если в случае ремонта такое было бы допустимо, то начинать путь на недокачанных камерах не хотелось.
В итоге компрессор мы победили и, прикладывая к нему мокрые тряпки для охлаждения все камеры докачали.
Привезли купленные доски и брус, длинна, как я уже говорила 4 метра.
Примеряем как это будет.
Собранный каркас плота с первым слоем камер. Для каркаса использован брус 100х50 и 200х50.
Далее сверху «бутербродом» был положен второй слой камер, камеры скреплены между собой обычной бельевой веревкой.
Было использовано 40 камер, 3 взяли в качестве запасок.
Набили сверху доски 25 мм. Щели между досками хотелось бы гораздо меньше, но не рассчитали количество досок при покупке, повторно с закупкой решили не заморачиваться. Спустили плот на воду.
Начало возведения опор для тента.
Для опор был использован брус 50х50 мм. Высота боковых опор — 2 метра, центральной — 2,5 метра (на фото ее только делают). Изначально тент предполагалось использовать только как крышу, но в итоге он использовался и как парус, об этом я расскажу ниже.
Все деревянные конструкции скрепляли между собой винтовыми гвоздями.
Плот получил название «Гена» — как говорится во всем известном мультике про Чебурашку: «Потому, что зеленый и плоский.» Постройка заняла 1 день (начали рано утром, вечером отправились в путь).
На данном фото он готов к отплытию, осталось только жестко закрепить веревками вдоль оного из бортов резиновую лодку.
Зачем нужна была лодка — вопрос интересный, правильным ответом будет: нам так было спокойнее. На деле она оказалась очень полезной: в нее свалили весь шмурдяк, который нужен только для ночевки, одежду и палатки, вечером с нее рыбачили, когда нам нужно было оказаться в деревне, но нормально пристать на плоту к берегу не получалось, на лодке отправлялись гонцы.
Все вещи, спальники, аптечка и прочее мокнущее было запаковано в специально сшитые гермомешки. Крупы, соль, сахар и т.д. пересыпаны в пластиковые бутылки. Документы, телефоны, фотоаппарат и прочая техника хранились в отдельном гермомешке, который «если что» предполагалось спасть в первую очередь.
В центре плота были кучкой сложены вещи первой необходимости и часть продуктов в большой сумке. Смотрелось совершенно не эстетично, но в целом оказалось удобно.
На доски стелились пенки т.е. ночью мы на них спали в палатках, днем они переезжали на плот.
Удачными креслами оказались камеры-запаски, правда одна из них вскоре была использована по назначению — ушла под угол плота, на котором лопнули обе (2 слоя) камеры.
На ночь мы приставали к берегу и разбивали лагерь там, но чаю утром на весь день не напьешься и в туалет не находишься.
С кухней было все просто: на двух удлиненных досках над водой жестко закрепили мангал. Дрова набирали на берегу, пилили и рубили их прямо в процессе движения. Для розжига что бы не морочиться использовали таблетки сухого топлива.
С туалетом сложнее: под веслом видно две укороченные доски — это и есть заветное очко.
Тут же с двух сторон балки, за которые можно держаться. На веревочку накидывалась непрозрачная армированная пленка, за ней-то человек и делал свои дела. Изначально была задумка сделать из пленки что-то вроде ширмы на постоянку, но она создавала не всегда нужную парусность, потом ее хотели крепить к веревке прищепками, но в итоге просто придерживали рукой.
Во время плавания у многих вещей появились свои штатные места. Так топор был утоплен в первый же вечер, а раздобытый новый привязали и оставили жить около дров. Котелок с мисками и ложками вешался на гвоздь возле мангала, жидкость для мытья посуды вместе с губкой вставлялась в кармашек из скотча около продуктов.
Штатное место удочек.
Солнечная батарея. С помощью нее предполагалось заряжать телефоны и аккумулятор фотоаппарата, на деле связи не было, фотографировали немного, и она была особо не нужна.
Охлаждение жидкостей.
На центральной опоре на гвозде висели всякие необходимости, которые не хотелось мочить и топить, но они нужны были в процессе плавания. Главное — Гармин, работающий на батарейках, по нему мы узнавали где находимся, с какой скоростью движемся и чего ждать впереди.
Осталось сказать об управляемости.
Вообще на плот влияет все: ветер, течение, сколько человек столпилось на одном борту, каким боком плот повернут и т.д. и т.п.
Поначалу средств управления было 2: весло и кий.
Весла были лодочные и было их всего 2, если бы знали, что они будут самыми эффективными при маневрах, взяли бы 4. Процесс гребли — не самое легкое занятие.
Кий — длинная жердь (у нас были около 2-х метров), которой можно на мелководье отталкиваться от дна. Сначала их было у нас 4, потом один утопили, еще один использовали для паруса. К сожалению, ни одной фотки работы кием не сохранилось — в эти моменты все были заняты.
На третий день путешествия подул попутный ветер и нам открылся еще один способ управления плотом — парус.
Длины тента хватало не только для того, чтобы быть крышей, но и чтобы закрывать одну из сторон. Путем долгих игр в веревки, палки и тент была выработана стратегия движения. Парус поворачивался ногами, подтягивался веревками, а за ненадобностью сворачивался и подвязывался к опорам. Если ветер был встречным, приходилось сворачивать не только парус, но и «крышу».
Благодаря парусу плот приобрел дополнительную букву в названии «Гена-М» (что значит Гена — модифицированный) и развивал скорость чуть более 6 км/ч при скорости течения реки в 2,3 км/ч, правда случалось это нечасто. В основном мы двигались со скоростью 3-4 км/час.
Река Мезень по который мы плыли, изобилует песчаными отмелями. По началу, мы думали, что будем то и дело на них налетать и стаскивать плот, разрывая камеры. В итоге на мель мы садились буквально пару раз.
Когда дно оказывалось совсем близко — спрыгивали с плота и толкали или отводили на веревке до глубины.
Гена — М прослужил нам верой и правдой 6 дней и 130 километров, за этот срок обломались края у 2-х досок, немного расшаталась конструкция тент-парус и кончилось по разным причинам около 10 камер (точнее не считали). Все это никак не влияло на плавучесть.
Как можно было бы улучшить конструкцию:
- Обсуждалась возможность пустить армированную пленку под баллонами, чтобы защитить баллоны от коряг и истирания о мели, на деле это оказалось не нужно, а вот пустить туже пленку между деревянным настилом и баллонами не помешало бы. Это уберегло бы баллоны от трения о доски, спасло бы от утопления ряд мелких предметов, защитило баллоны от острых предметов и искр от мангала.
- Наше предположение, что на середине широкой реки не будет комаров, слепней и мошки оказалось неверным. Стоило приблизиться к берегу, насекомые с радостью атаковали нас, и дальше мы плыли на плоту все вместе. Эту проблему частично можно было бы решить, разместив в центре плота большую антимоскитную палатку. На сколько такая палатка создавала бы парусность — вопрос открытый.
Мы сделали своими руками плот, сплавились на нем и извлекли каждый для себя уроки. Это было интересно и необычно, а как именно читайте в отчете:
Мезень 2017: пролог
Мезень 2017: приключения Гены и его друзей
Метки: Мезень