Как определить дерево по листьям: Как узнать какое дерево по листьям — MOREREMONTA – Виды деревьев и как различать. Как определить породу древесины, изучаем материалы

Разное
alexxlab

Как узнать какое дерево по листьям — MOREREMONTA

Каждый день мы с детьми бываем на улице, гуляем в парках, проходим мимо самых разнообразных деревьев, собираем букеты из листьев. Но порой возникает ситуация, даже у взрослых, когда не можем определить тот или иной листик с какого дерева. Предлагаем вашему вниманию подборку материалов с картинками деревьев, а также их листьев, плодов. Этот материал поможет при подготовке к урокам по окружающему миру. Да и в олимпиадах любят вопросы вроде какому дереву принадлежит тот или иной листик.

Деревья и их листья на фото и картинках

Хвойные деревья

Сосна

Лиственные деревья

Береза

Береза — лиственное дерево, стройное, с густой кроной, широко растущей вверх. Белый ствол березы с темными горизонтальными полосами заметно выделяет ее среди других деревьев.

Ствол березы

Листочки березы насыщенно зелёный и напоминают по своей форме — ромб, закругленный с одного края и с зубчиками с другой.

Берёзовый лист

С приходом осени береза одна из первых меняет свой окрас на желтый.

Осенние березы

С приходом весны веточки дерева покрываются «сережками» — продолговатыми пушистыми скоплениями крохотных цветков березы,
которые созревая выбрасывают по ветку многочисленные семена.

Сережки березы

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Тема

: Распознавание лиственных деревьев.

УУД: Л- мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя)

Р- понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

П- наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; сравнивать и группировать листья по различным признакам; практическая работа в группе: определять деревья по листьям; различать лиственные деревья; практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

К-строить понятные для партнёра высказывания; строить монологичное высказывание;

Ресурсы: файлы с листьями различных пород деревьев, карточки с текстом рассказа, атласы-определители,интерактивная доска, жетончики, блокноты, альбомные листы, клей

1.Мотивация учебного момента

Долгожданный дан звонок-

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счета-

Все счастье земли- за трудом!

-Может ли природа быть учителем? (Может, природа знакомит с разнообразием растительного и животного мира; учит наблюдательности; заботится о детях; раскрывает секреты роста и развития растений и животных, подсказывает, как сконструировать зонтик и парашют, построить вертолет, самолет и т.п.)

В лес ходят по ягоды и грибы, по орехи, а исследователи идут в лес за знаниями. Что там грибы, орехи! Соберешь, заготовишь на зиму, съешь — и забыл. А знания при тебе останутся. Давайте отправимся в лесное путешествие, но сначала проверим, можно ли нас называть исследователями природы.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности

Уточняют задание, коллективно рассуждают

Личностно-ориентируемые технологии, эвристическая беседа

2.Самоопределение к деятельности

-Лист какого дерева всегда дрожит (осинового)

-Какое дерево зацветает первым, а какое последним? (ольха и липа)

-У какого дерева листья осенью красные? (клен, рябина)

-Почему заяц зимой гложет горькую осинку? (в осиновой коре содержится 10% жира)

-Траву, которую на ощупь могут узнать даже слепые (крапиву)

-Трава от 99 болезней (зверобой)

-Что происходит с листьями деревьев осенью (меняют цвет, опадают)

Проводит мини-викторину.Корректирует работу учащихся, выявляет границы их собственного «знания» и «незнания»

Отвечают на вопрос, показывают на интерактивной доске деревья и листья

Методологический подход Д.Б.Эльконина, применение информационно-коммуникативных технологий

3.Создание проблемной ситуации. Исследовательская работа

Перед вами листья, которые я собрала под деревом. Как вы считаете, они принадлежат одному дереву или нет?

Какие признаки у них разные?

Итак, вы выявили следующие признаки листа, которые позволяют определить к какому дереву они относятся

А также можно еще выявить

Количество листовых пластинок

Порядок расположения листовых пластинок на листе

Помогает в формулировании проблемы урока. Выслушивает учащихся и записывает на доске выявленные существенные различительные признаки листа

Наблюдают на запах, на ощупь, сравнивают «наложением», «на глаз»,рассматривают листья, делают предположения и определяют, что листья имеют признаки.

Проектно-исследовательский подход в обучении

4.Обмен информацией. Организация фактов

Рассмотрите листья, есть у них что-то общее?

Зарисуйте лист и укажите общие признаки

Разложите листья по группам по общим признакам.

С помощью атласа-определителя выявите, к каким деревьям относятся листья, подпишите названия деревьев. Действуйте по плану

1.Разложить листья на столе.

2.Сравнить листья по признакам цвета, формы, размера и края листа.

3.Использовать атлас-определитель , выявить деревья, к которым относятся листья.

3.Наклеить листья в блокнот исследователя и подписать

-Какие признаки помогали вам определять, к какому дереву принадлежат листья.

-Какой вывод сделали группы? Отчет групп выслушаем посредством «Помощника ответа». (Листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.)

Уточняет отличительные особенности листьев каждого дерева, фиксирует отличительные признаки на интерактивной доске

Выполняют задание, зарисовывают и закрашивают листья, вступают в диалог с друг другом, уточняют у учителя интересующие вопросы

Учащиеся определяют, что у листа есть черешок, жилки, листовые пластинки

Выполняют работу с информационным источником-атласом-определителем, делают выводы по результатам исследования посредством «Помощника ответа»

и выяснили, что (показ наклеенных листьев с надписями).

2.Это лист с ______

дерева. Это подтверждается тем, что(указать признаки)_________

А этот лист с _____

Деятельностный подход в организации обучения

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели-

И их всех лучи согрели.

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх-

Убегаем мы от всех.

Группа исследователей работала с текстом рассказа «Лес держит экзамен» и может рассказать нам какие изменения наступают в лесу осенью (по рассказу Н.Надеждиной «Лес держит экзамен», приложение 1)

Читают рассказ, осознают цель чтения, передают сверстникам важную для решаемой учебной задачи информацию согласно «Помощника представления работы»

1.Мы изучали_________и выяснили, что__________.

2.Листья опадают с деревьев, потому что_________.Это подтверждается тем, что_________

Приемы получения, поиска и представления информации .Чтение.Работа с информацией

7.Фронтальный опрос класса

Почему деревья расстаются с листвой осенью? (Земля стала холодной, холодную воду не всасывают корневые волоски, начинается листопад)

Для чего необходим листопад? (избавить дерево от трудностей в питании зимой)

Почему весной дерево снова зазеленеет?(При падении листьев на деревьях остаются почки)

Выявляет предварительные границы «знания» и «незнания» учащихся

Вступают в диалог с учителем,задают встречные вопросы.

Методологический подход Д.Б.Эльконина

8.Применение нового знания в новой форме

Настоящий исследователь природы умеет отвечать на каверзные вопросы. Вашему вниманию предлагается выполнить работу над кроссвордом «Осень» и выявим лучший ряд, который больше всех дал правильных ответов (приложение 2)

По вертикали:
1. Лакомство для белочки.
2. Несъедобный гриб.
3. Одежда для шеи.
4. Мокрое явление природы, часто встречающееся осенью.
7. Елка, которая сбрасывает иголки.
По горизонтали:
5. То, что меняют осенью зайцы и белки.
6. Время года когда природа одевается в яркую одежду.
7. Как называется явление, когда падают листья с деревьев.
8. Птицы, которые улетают на юг.
9. Самый густонаселённый дом в лесу.
10. Дерево, плоды которого созревают осенью и «горят огнём».
11. Эта маленькая птичка любит в морозы есть сало.

Ответы
По вертикали:
1. Орех
2. Мухомор
3. Шарф
4. Дождь
7. Лиственница
По горизонтали:
4. Шуба
6. Осень
7. Листопад

8. Перелетные
9. Муравейник
10. Рябина
11. Синица

Вписывает правильные ответы, отмечает жетончиком лучших знатоков природы

отвечают на вопросы

Повышение уровня формируемых знаний на основе применения игровой технологии, применение информационно-коммуникативных технологий

В конце нашего лесного путешествия предлагаю выполнить аппликацию из листьев. Примерами творческих работ могут служить изображения объектов живой и неживой природы(приложение 3)

Предлагает варианты выполнения творческого задания

Распределяются в группы или работают в парах

-Какая тема урока?(отличительные особенности листьев)

-Какая проблема возникла в начале урока(листья относились к одному дереву или к разным)

Оцените свои достижения на уроке, нарисуйте в блокнотике исследователя зеленый кружок-если у вас не было затруднений и все было понятно,желтый кружок-если были некоторые затруднения и красный кружок-если на уроке было многое непонятно

Вспоминают тему урока, закрепляют названия деревьев и соответствие листьев различных пород деревьев

Проводит игру «Узнай дерево и его лист», помогает оценить результат достижения учебной цели на уроке

Игровые технологии, технологии критического мышления

11.Применение знаний в практическом опыте

Следит за организацией исследовательской деятельности

В рамках внеурочной деятельности или на динамической паузе учащиеся выходят во двор школы и под руководством учителя с помощью атласа-определителя выявляют названия деревьев и принадлежность к ним листьев. Собирают листья для творческих композиций для уроков технологии и изобразительного искусства

Известно около 60065 вида деревьев. Они по виду листьев разделяются на лиственные и хвойные.

Интересные факты: 1. Самые высокие деревья вида секвойя, их высота может быть до 115,55 м. 2. Баобаб — самое толстое дерево в мире — в диаметре оно 15,9 м. 3. Ель, растущая в горах на западе Швеции, считается самым старым деревом в мире. Её возраст около 9550 лет.

Виды деревьев и как различать. Как определить породу древесины, изучаем материалы

Зимой, когда деревья стоят без листвы, лес окутывает особая загадочная аура. Во время прогулки присмотритесь повнимательнее к импозантным «великанам» — без листьев идентифицировать дерево трудно, но все же сделать это можно. Особенно увлекательно проделывать такие «опыты» вместе с детьми, ведь для них мир «лесных жителей» абсолютно неизведан, а значит — интересен. Какое дерево стоит перед вами, можно определить и узнать не только по почкам, но и по коре.

У взрослых деревьев отличия особенно заметны, поэтому после небольшой практики узнать их не составит труда: если кора гладкая и равномерная — перед вами бук лесной, вертикально пролегающие бороздки указывают на конский каштан, глубокие «морщины» испещряют «броню» дуба, а серые «чешуйки» покрывают ствол клена белого.

Кора — защитная оболочка дерева. Она оберегает внутреннюю, более нежную, часть растения от высыхания, болезней и атаки грибов. И вместе с тем — дает пристанище тысячам живых существ. Зимой резкие колебания температуры воздуха ночью и днем для коры очень опасны — она может потрескаться, и на стволе появятся морозобоины.

Защитить плодовые деревья от таких повреждений поможет побелка, которую поздней осенью заботливые садоводы наносят на стволы. Страдают деревья и от рук человеческих, частенько оставляющих метки на их шершавых «боках». Через такие порезы внутрь дерева попадают возбудители болезней. Расскажите об этом своим детям и объясните, что деревья нужно беречь. Ведь все мы любим гулять по лесу!

Кора извне покрыта коркой – пробковым слоем из омертвевших клеток. Под ней находится луб. Он состоит из транспортирующей органические питательные вещества проводящей ткани, лубяной паренхимы и лубяных волокон.

За рост ствола вширь отвечает камбий – тонкий слой ткани из клеток, которые постоянно делятся, образовывая ближе к коре клетки луба, а ближе к сердцевине – клетки древесины.

По тканям светлой заболонной древесины к кроне поступают вода и питательные вещества, в темной ядровой древесине накапливаются продукты обмена веществ.

Сердцевинные лучи служат «кладовыми» питательных веществ и распределяют их по всему радиусу ствола. Каждый год появляется годичное кольцо, которое имеет внешне темную укрепляющую позднюю древесину, образующуюся в конце лета и осенью, внутри — светлую, образующуюся весной.

Строение дерева на срезе

  1. Корка
  2. Камбий
  3. годичное кольцо
  4. сердцевинный луч
  1. сердцевина
  2. годичное кольцо
  3. ранняя древесина
  4. поздняя древесина
  5. камбий
  6. корка
  7. заболонная древесина
  8. ядровая древесина

Как определить дерево по его коре – примеры

  1. Дуб черешчатый (Quercus robur) можно определить не только по узловатым ветвям и стволу, но и по коричнево-серой коре с глубокими бороздами.
  2. Липа войлочная (Tilia tomentosa) имеет ярко выраженные продольные «трещины» на коре.
  3. Сосна обыкновенная (Pinus sylvestris) отличается красно-бурой окраской коры, испещренной глубокими бороздами.
  4. У взрослого каштана обыкновенного (Aesculus hippocastanum) характерны тянущиеся вдоль ствола пласты серо-коричневой коры.
  5. Клен ложноплатановый, или явор (Acer pseudoplatanus), можно безошибочно определить по чешуйчатой, похожей на платан, серо-коричневой коре.
  6. Бук лесной (Fagus sylvatica) до глубокой старости отличается поразительно гладкой тонкой корой.

Ниже другие записи по теме «Как сделать своими руками — домохозяину!»

  • Определить живой вес свиньи на…
  • Как сделать дерево плакучим своими…
  • По листьям, хвое, коре, стволу, веткам, почкам, цветам и плодам довольно просто определить породу растущего дерева. Но чаще всего в руки мастера попадает древесина в виде окоренных кряжей, брусков, досок и других пиломатериалов. Как же в таких случаях определить, к какой породе относится древесина?

    Характеристики некоторых древесных пород деревьев

    При всем этом будут указаны их индивидуальности, сла-бые и мощные стороны, порядок предпочтительности (то есть какое из их считается более подходящим для стро-ительства бань и саун) и так дальше. Все породы объединены в три группы: 1. Со смолистым запахом. 2. С приятным запа-хом. 3. Со слабым запахом либо без аромата. Итак, традиционными породами для строитель

    Как определить фруктовые деревья по их листьям

    В дикой природе много видов фруктовых деревьев произрастают по всей территории Соединенных Штатов. К ним относятся такие виды, как американская слива, черешня, крабовое и хурма. Хотя у вас может быть способность определять тип дерева по его плоду, вы можете использовать листья, чтобы распознать дерево задолго до того, как его плод начнет приносить плоды. Примите во внимание формы, размеры и цвета этих листьев, чтобы сделать вашу идентификацию.

    Сначала узнайте разницу между альтернативными и противоположными листьями. Деревья с чередующимися листьями имеют лист, растущий на стебле в узле, а затем еще один лист в следующем узле и так далее по всей ветви. Противоположных листьев растет два на узле, с одним на одной стороне, а другой лист напротив того на другой стороне ветки.

    Различают дерево хурмы по чередующимся продолговатым листьям. Ищите листья длиной от 4 до 6 дюймов и диаметром от 2 до 3 дюймов. Листья хурмы не имеют «зубцов» по ​​краям или краям, при этом эта область на границе листа является гладкой. У дерева хурмы темно-зеленые листья, которые осенью могут стать оранжевыми или фиолетовыми, но чаще всего просто бледнеют до более светло-зеленого, прежде чем оторваться от дерева.

    Следите за тем, чтобы листья черного вишневого дерева были одними из первых, которые будут развиваться весной. Эти листья чередуются на ветках и являются длинными и узкими, имеют форму наконечника. Обратите внимание, что листья, длина которых может достигать 6 дюймов, обычно имеют ширину всего около 1 дюйма. Ищите листья черной вишни, которые выглядят блестящими на верхушках и темно-зелеными, но с более светлым оттенком зеленого на нижних сторонах. На ветру вы можете увидеть, как эти листья немного трепетали.

    Распознать листья сладких крабовых деревьев по их форме. Чередующиеся листья овальные, но имеют отчетливо заостренный кончик и широкое основание в месте прикрепления стебля. Эти листья от 2 до 3 дюймов в длину и 1 1/2 дюйма в ширину, с зубчатыми зубцами по краям.

    Определите американскую сливу по сужающимся листьям с зубчатыми краями. Эти листья на сливовом дереве будут иметь длину от 3 до 4 дюймов и будут продолговатыми, причем концы будут намного тоньше основания или середины листа. Края будут иметь хорошо видимые зубчатые края, а листья в верхней части дерева будут расти на толстых ветках.

    Определение деревьев и кустарников по зимующим почкам

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Центр образования» пос. Варламово муниципального района Сызранский Самарской области

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

    2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

    Региональный этап

    Предметная область: экология

    Тема: Определение деревьев и кустарников по зимующим почкам

    Выполнил: Кирилов Андрей Александрович

    Класс: 9

    Руководитель: Лычева Наталья Александровна

    учитель биологии и географии

    Работа допущена к защите:

    «___» ____________ 2018 г.

    Количество баллов:_____

    Сызрань 2018 г.

    Содержание

    Введение……………………………………………………………………….…… 3

    Обзор литературы………………………………………………………………..……..5

    I часть.

    Теоретическое изучение методической, научно-популярной литературы по определению породы деревьев и кустарников в зимний период………..………….6

      1. Анатомия дерева……………………………………………………………………6

      2. Биологические особенности деревьев и кустарников…………………….……..8

      3. Морфологическое описание особенностей почек распространенных пород деревьев и кустарников………………………………………………………..……9

    II часть

    2.1 Практическое исследование зимнего состояния почек с целью определения породы дерева или кустарника……………………………………………………….16

    Заключение……………………………………………………….………….…………19

    Список использованной литературы……………………………………………………..……….20

    Приложение №1 «Гербарий известных древесно-кустарниковых пород Сызранского района в безлистном состоянии»

    Введение

    Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши растения, водоёмы, землю, воздух от оскудения, надо знать природу, глубоко понимать её законы и истинную ценность. В решении вопросов улучшения и охраны окружающей среды большую роль играют зеленые насаждения.

    В свете современных задач экологии, когда перед человечеством так остро стоит вопрос о выявлении и сохранении генофонда природной флоры, необходимо тщательно изучить окружающий нас мир растений, выявить морфологические особенности, экологию, а также географическое распространение, чтобы рационально и научно обоснованно их использовать.

    Одним из направлений является изучение древесно-кустарниковой флоры, как важнейшего объекта народного хозяйства.

    Я живу в сельской местности лесостепной зоны Поволжья. Одним из природных достояний нашей местности является лес. Некогда Раменский лес занимал большую площадь, чем сейчас. Южная граница его еще в конце 17 века подходила вплотную к Сызрани. Как и в стародавние времена в наших местах преобладает лиственный лес, где основными породами являются дуб, липа, клен, тополь, береза, осина, ольха. Только заметно сократилась его общая площадь, сократился видовой состав древостоя, упростилась травяная растительность.

    Весной и летом посещая лес, на экскурсиях и во время отдыха, узнать породу дерева легко по листьям и цветкам. Определить породу дерева или кустарника в зимний период, при отсутствии листвы более сложно. Растения в зимний период находятся в глубоком покое. Это необходимый этап в жизни растений, обусловленный глубокими изменениями (опаданием листьев, появлением защитных приспособлений на почках, накоплением в клетках питательных веществ).

    Свойство впадать в глубокий покой возникло как ответная реакция на условия существования в средней полосе, где зимний и осенний период длится более 7 месяцев.

    Актуальность исследования обусловлена необходимостью, желанием разбираться в породах лиственных деревьев в разное время года.

    Цель: Изучение многообразия древесно-кустарниковых пород родного края по почкам в зимнем состоянии.

    Задачи:

    1. Изучить литературу по определению деревьев и кустарников зимой.

    2. Определить породы, изучив особенности их морфологического состояния по внешним признакам почек в зимнем состоянии.

    3. Определить влияние экологических факторов на состояние почек зимой.

    4. Собрать гербарий известных древесно-кустарниковых пород в зимнем состоянии.

    Методы исследования

    В ходе исследования мною были использованы следующие методы и методики:

    1. Изучение методической и научной литературы. Научные тексты главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения важная составляющая труда исследователя. Выбор и изучение литературы осуществляется поэтапно: первичное ознакомление и беглое прочтение источника. Глубокое чтение и анализ. Специальная литература для чтения и изучения отбирается: во-первых, по ключевым понятиям, составляющим тему исследования; во-вторых, по рекомендации научного руководителя; в-третьих, из имеющихся «под рукой» источников. Чтение научной литературы должно сопровождаться работой со словарями, учебниками, записями лекций. Это помогает адекватно понимать научную терминологию, актуализировать знания и полнее их использовать.

    Метод наблюдения и описания, используемый для сбора и описания изучаемых факторов. Наблюдение это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем. В деятельности могут применяться различные виды обязательного наблюдения. В данной работе применяется непосредственное наблюдение, которое проводит сам исследователь, следя за явлением, процессом и объектом.

    1. Сравнительный метод, основанный на анализе сходства и различий изучаемых объектов.

    2. Анализ. Анализ  метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.

    3. Систематизация.

    Практическая значимость: данное исследование зимнего состояния почек деревьев и кустарников можно применить в последующих работах, например, при изучении видового состава деревьев и кустарников, их экологического состояния на различных территориях Сызранского района. Результаты исследования могут быть использованы учителями и учащимися начальных классов при изучении окружающего мира, на занятиях внеурочной деятельности эколого-биологической направленности, а также учителями биологии.

    Гипотеза: можно определить видовую принадлежность дерева или кустарника в зимний период при отсутствии листьев.

    Обзор литературы

    В интернет-журнале «Живой лес» я прочитал статью «Строение дерева. От клеток до корней» [4] и очень заинтересовался вопросом зимовки деревьев и тем, как определить вид дерева в зимний период при отсутствии листвы. Оказалось, что эта тема мало изучена, она изучалась ещё в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века. Поэтому мне стало интересно, а смогу ли я самостоятельно определить породу дерева зимой. Посетив библиотеку и изучив интернет пространство, я обнаружил научную литературу Валягина-Малютина Е.Т. «Деревья и кустарники зимой. Определитель древесных и кустарниковых пород по побегам и почкам в безлистном состоянии» [1]. Этого материала для меня оказалось недостаточно, поэтому я продолжил поиск информации. Очень помог мне в поиске материала « Школьный атлас – определитель высших растений»: книга для учащихся [3] . Именно эту литературу в основном я использовал при разработке проекта и создании гербария по данной теме.

    I часть. Теоретическое изучение методической, научно-популярной литературы по определению породы деревьев и кустарников в зимний период.

      1. Анатомия дерева

    Деревья – это древесные растения большого размера. Они обладают уникальными свойствами, позволяющими им являться доминирующим видом царства растений во многих странах мира. В основе ухода за деревьями (древоводства) лежит глубокое понимание процессов роста и развития деревьев. Только с учетом данного принципа можно профессионально осуществлять уход за деревьями.

    Ветки – это небольшие ветви, которые служат опорой для листьев, цветов и плодов. Ветви поддерживают ветки, а ствол поддерживает всю крону. Ветви и ветки развиваются из двух типов почек:

    • терминальных или верхушечных почек на конце побега;

    • боковых или пазушных почек, которые образуются вдоль ветки.

    Верхушечная почка является наиболее сильной на ветви или ветке и располагается на конце побега. Она контролирует развитие вторичных почек с помощью гормонов. Обычно вторичные почки не развиваются и остаются в спящем состоянии. Как правило, верхушечная почка является наиболее активной на каждой ветви или ветке и контролирует развитие пазушных почек на том же побеге, которые часто бывают спящими: их рост сдерживается апикальным доминированием терминальной почки.

    Листья и почки образуются из немного утолщенной части ветки, которая называется узел. Междоузлие – это зона между узлами. На ветке видны листовые рубцы и рубцы верхушечной почки. Они помогают измерять ежегодное удлинение ветки и общий прирост. По своей структуре и функции каждая ветвь дерева сопоставима со всей кроной. Но в то же время ветви – это не просто отростки ствола.

    hello_html_m15d1ecbd.png

    Ежегодный прирост: 1 1 год; 2 2 года; 3 3 года

    Наоборот, ветви характеризуются уникальной формой присоединения к нему, которая имеет крайне важное значение для практической деятельности в сфере ухода за деревьями, например, для обрезки.

    Ветви прочно крепятся к древесине и коре, расположенной под ветвями, но над ними крепление более хрупкое. Годовой прирост слоев ткани в зоне соединения ветви и ствола хорошо заметен и формируется большую часть времени. Плечо или выпуклость вокруг основания ветви называется воротником. В точке разветвления ткани ветви и ствола расширяются на встречу друг другу. В результате, кора приподнимается, образовывая гребень ветви. Если кора в районе разветвления окружена древесиной, она называется включенной корой. Это еще больше ослабляет развилку ствола, поскольку нормальное присоединение ветви к стволу не формируется.

      1. Биологические особенности деревьев и кустарников

    Деревья – растения с многолетним одеревеневшим разветвленным или неветвящимся главным стеблем — стволом, сохраняющемся в течение всей жизни растения, и кроной. Трудно определить породу дерева без листьев, даже по кроне. Поэтому стоит обратить внимание на почки дерева или кустарника. Потому что именно почки являются зачатком будущего побега. Они обладают специфическими морфологическими особенностями, такими как месторасположение, способ прикрепления, взаимное расположение, наличие чешуй.

    Кустарники жизненная форма растений. Это многолетние деревянистые растения высотой 0,8- 6 метров, имеющие несколько или много стеблей. Чаще всего расположены на границе лесов и обычно образуют подлесок.

    Каждое растущее дерево является живым даже тогда, когда оно «спит». Деревья, знакомые нам с лета по листьям, и зимой могут о многом рассказать. Опытный натуралист по видовому составу деревьев может узнать, какие в этом месте природные условия, какие травы могут расти летом, какие животные здесь могут встретиться, какое происхождение имеет данное насаждение. В зимние месяцы, как ни в какое другое время, хорошо видна структура древесных насаждений – в отличие от лета местность просматривается на большое расстояние, хорошо видны ярусы древостоя, пространственная мозаичность лесных массивов. От январских морозов, прежде всего, страдают почки, которые выглядят такими незащищенными на ветвях деревьев. Но если сами деревья «заснули» с большим содержанием влаги, то вода, замерзая, может разорвать ткани почек и ветвей, которые после этого просто отомрут.

    Обращали ли вы внимание, что различные виды деревьев имеют различные формы почек? По этой форме можно узнать дерево зимой, когда на нем нет листьев.

      1. Морфологическое описание особенностей почек распространенных пород деревьев и кустарников.

    Наиболее распространенными видами древесной флоры Сызранского района можно признать следующие растения: дуб черешчатый; клен остролистный или платановидный; липа мелколистная; рябина обыкновенная; береза повислая; черемуха обыкновенная; тополь и т.д.

    Деревья и кустарники определяют по почкам. Для этого существуют специальные определители.

    Клен остролистный. Почечных чешуй больше; верхушечные почки более округлые, обычно яйцевидные, красноватые, коричневые, зеленовато-бурые или белые; листовые рубцы соседних почек смыкаются между собой, узкие, имеют форму скобки, с тремя листовыми следами

    hello_html_7c0685dc.jpghello_html_6642968c.jpg

    Тополь белый. Ветки и почки покрыты белым пушком. Почечные чешуи голые, могут быть клейкими и душистыми; с приходом весны из цветочных почек появляются висячие сережки.

    hello_html_m290bfda8.jpghello_html_40f7fb9d.jpg

    Ясень обыкновенный. Почки черные, супротивные, верхушечные крупнее боковых.

    hello_html_mbc9baa9.jpghello_html_7b8d92a3.jpg

    Ольха черная. Почки очередные, мелкие, расположены на коротких черешках.

    hello_html_c6cadd5.jpghello_html_21bcc809.jpg

    Липа мелколистная. Ветки зигзагообразные. Почки очередные, красноватые, с двумя чешуйками. Почечных чешуй две, из них одна заметно больше другой; все почки одинаковой формы, яйцевидные с закругленной верхушкой.

    hello_html_m25d5d1eb.jpghello_html_m11689d66.jpg

    Вяз мелколистный. Почечных чешуй несколько, они располагаются двурядно; округлые цветочные почки крупнее листовых, которые бывают яйцевидными или коническими. Располагаются почки поочерёдно.

    hello_html_508039c.jpghello_html_m191cfa63.jpg

    Боярышник гладкий. Колючки одиночные, прочные, являющиеся видоизмененными побегами; годичные побеги округлые в сечении почки крупнее; кора с чешуйчатыми пластинками.

    hello_html_m376b2d31.jpghello_html_737c0e82.jpg

    Ива серая. Почки располагаются на побегах более или менее равномерно; на верхушках побегов не наблюдается скоплений почек; каждая почка покрыта лишь одной чешуей; дерево часто многоствольное или растет в виде кустарника.

    hello_html_m3fcf3141.jpghello_html_4047ea5f.jpg

    Вишня кустарниковая. Почки длиной до 4-5 мм, яйцевидной формы; на верхушке обычно слегка притупленные; почечные чешуи одноцветные, обычно красновато-бурые; расположение очередное.

    hello_html_m19babb5d.jpghello_html_m70cd1100.jpg

    Яблоня домашняя. Боковые почки удлиненных годичных побегов прижаты к стеблям, параллельны им; почки и кора годичных побегов опушенные или голые; почки обычно красноватые, заостренные.

    hello_html_5c92af87.jpghello_html_24c0a64b.jpg

    Черемуха обыкновенная. Почки обычно более длинные, острые на конце; почечные чешуи пестрые, без красного оттенка. Расположение очередное.

    hello_html_m61166210.jpghello_html_7c4f780b.jpg

    Слива обыкновенная. Почки не крупнее 2-3 мм, располагаются в узлах часто по 2-3.

    hello_html_4a76edd7.jpghello_html_m400cf9c3.jpg

    Рябина обыкновенная. Почечные чешуи опушены длинными светлыми волосками.

    hello_html_m3c906044.jpghello_html_m6b11b8b1.jpg

    Дуб черешчатый — крепенькие, толстенькие почки, сгрудились они кучками сразу по нескольку на кончиках веток. У верхушек побегов наблюдается скопление почек.

    hello_html_df7b385.jpghello_html_65674569.jpg

    Береза повислая. Почки очередные, удлинённо-конической формы, заострённые, коричневато-бурые, у основания иногда зеленоватые. Обладают запахом, усиливающимся при растирании.

    hello_html_m57ef7777.jpghello_html_350eb962.jpg

    Сирень обыкновенная. Почки располагаются супротивно, голые, яйцевидные, острые, с вишнёвым оттенком или зеленоватые.

    hello_html_m365ef9d2.jpghello_html_51445f91.jpg

    Калина обыкновенная. Почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Их верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды.

    hello_html_m40aad699.jpghello_html_m4bfe2ad1.jpg

    Смородина черная. У смородины чаще всего встречаются смешанные почки, которые несут зачатки вегетативных и генеративных органов. часто почки у смородины на побегах расположены группами. Одна из них занимает центральное положение, остальные боковое. Расположение почек очередное

    hello_html_6911e073.pnghello_html_48cc71d5.jpg

    Вывод: исследуя почки дерева или кустарника, зная их специфические и морфологические особенности можно определить породу дерева или кустарника в зимний период. Обратите внимание, что для точного определения видовой принадлежности дерева необходимо применять определитель растений. Определителем может служить специальная литература, энциклопедия либо интернет ресурс.

    II часть. Практическое исследование зимнего состояния почек с целью определения породы дерева или кустарника.

    Мною исследовалась, территория села Рамено и участок смешанного леса «Раменской лесной дачи». Данная территория была выбрана по рекомендации работников Сызранского участкового лесничества. Которые так же помогли с определением границ «Раменской лесной дачи» и предоставили подробное ее описание в виде карты, что значительно облегчило проложение моего маршрута по зимнему лесу.

    Сегодня «Раменская лесная дача» – комплексный памятник природы регионального значения, расположенный на территории Сызранского участкового лесничества, который занимает 5 513,6 га. Представляет он собой одну из лучших природных здравниц района, где прекрасный широколиственный и смешанный лес расположен на плоской возвышенности неогенового возраста с лесными темно-серыми почвами.

    Материалы и оборудование: рулетка, лупа, линейка, блокнот, карандаш, определитель растений, карта.

    Место проведения работы: лес.
    Ход работы:

    1. Выбрал исследуемый участок.

    hello_html_m14f73acb.png

    1. Срезал несколько веток с деревьев и кустарников, длиной не более 15 см.

    hello_html_67da913a.jpg

    1. Исследовал почки на ветках. Изучил расположение почек. Рассмотрел наличие чешуи, рубцы, которые остаются на ветках, когда опадают листья, следы сосудисто-волокнистых пучков на поверхности рубца, имеющие вид точек. Посмотрел, есть ли на ветке шипы, колючки, бородавки, волоски, желёзки. Обратил внимание на запах почек.

    hello_html_m53262219.jpg

    1. Определил видовую принадлежность дерева по срезанным веткам.

    2. Создал гербарий древесно-кустарниковых пород в зимнем состоянии.

    3. Отметил влияние экологических факторов на состояние почек зимой.

    Для всех растений, включенных в гербарий, приводятся морфологические описания почек и иллюстрация к ним.

    Заключение

    В результате данной работы была изучена литература, которая содержит информацию о строении деревьев и кустарников, их видовой принадлежности в зимний период, особенностях строения и развития почек.

    Проведенное комплексное изучение морфологических особенностей деревьев и кустарников в зимний период с помощью научной литературы показало, что, используя методы наблюдения и исследования можно определить видовую принадлежность дерева или кустарника по его почкам при отсутствии листьев. Почки на растениях зимой оказались в хорошем состоянии, без повреждений.

    Таким образом, можно сделать вывод, что изложенная ранее гипотеза полностью подтвердилась. Мною было исследовано около 20 видов деревьев и кустарников, произрастающих на территории «Раменской лесной дачи».

    Так как для изучения и определения видовой принадлежности деревьев и кустарников появилась необходимость собрать наглядный материал, итогом работы стало создание гербария, который можно применять как небольшой определитель обучающимися школы.

    Я надеюсь, что данный гербарий будет полезен для младших школьников на уроках окружающего мира и на уроках биологии при изучении растений. Я постараюсь продолжить работу, потому, что смог охватить только небольшое количество растений.

    Литература

    1.  Валягина-Малютина Е.Т. Деревья и кустарники зимой. Определитель древесных и кустарниковых пород по побегам и почкам в безлистном состоянии. – М.: «Просвещение», 2007. – 112 с.

    2. Лучник А.Н. Энциклопедия растений умеренной зоны. – М.: «Институт исследований» 1997 г.- 364 с.

    3. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас – определитель высших растений: книга для учащихся. – М.: «Просвещение», 1985 г.- 239 с.

    http://givoyles.ru/articles/nauka/stroenie-dereva-kletki-korni/

    hello_html_0.gifhello_html_0.gif

    Как определить дерево по листьям и плодам — kak.zydus.su

    Содержание статьи:

    Содержание статьи:

    Глава 1. Ботаническая. Определение растений. Часть первая

    Часть первая

    А начать эту главу я бы хотела с цитаты из книги Урсулы де Гуин «Волшебник Земноморья»:

    Скажи мне, что это за растение около тропинки?
      — Бессмертник.
      — А вон то?
      — Не знаю.
      — Оно называется четырехлистник. — Огион остановился и показал окованным медью наконечником своего посоха на невзрачный сорняк. Гед внимательно рассмотрел его, взял засохший стручок и, видя, что Огион не собирается больше ничего говорить, спросил:
      — Какая от него польза, Мастер?
      — Никакой, насколько я знаю.
    Они пошли дальше, и Гед скоро выбросил стручок.
      — Когда ты будешь узнавать четырехлистник во все времена года по корешку, по листочку и по цветку, по виду, по запаху и по семени, только тогда ты сможешь научиться произносить его настоящее Имя. А это больше, чем знать, какую он приносит пользу.

    В свое время мне повезло, и один профессор Ботаники научил меня понимать, как важно уметь различать травы по внешнему виду. Все вы в обычных школах проходили уроки Ботаники и учили, что растения подразделяются на классы — двудольные и однодольные, которые в свою очередь подразделяются на семейства, а семейства — на роды. Мы не будем углубляться в ботанику. Я попробую напомнить вам только то, что поможет вам определить, что же за растение перед вами.

    Какие же характеристики бросаются в глаза в первую очередь?
    Сибирский борщевик вырастает выше человеческого роста!
    Естественно, начинать надо с того, что перед вами: растения с одревесневающими стеблями (деревья, кустарники, древесные лианы) или травы, то есть растения с неодревесневающими стеблями.
    Напомню, что:
    Деревья — это обычно крупные растения с многолетними деревенистыми стеблями. Каждое дерево имеет ствол, ветви. Ветви деревьев образуют их кроны (дуб, липа, тополь, осина, береза и так далее).
    По росту кустарник может быть как небольшое деревце, но его ствол начинается почти у самой поверхности почвы и его трудно распознать среди ветвей. Поэтому кустарники имеют не один ствол, как у деревьев, а несколько стволиков, отходящих от общего основания (бузина, лещина, сирень).
    Травы — это растения с неодревесневающими стеблями. Обычно у них всегда зеленые и сочные стебли. Размер у трав бывает очень разный — от микроскопического (ряска достигает всего несколько миллиметров) до очень большого (банан, который является травой, может достигать 7 метров, а борщевик запросто вырастает выше человеческого роста.)
    И деревья, и кустарники являются многолетними растениями. Срок жизни некоторых деревьев, к примеру дубов, может достигать тысячи лет.
    Травы могут быть однолетними (рождаются из семени, за год проходят полный цикл и, после образования плодов с семенами, умирают; это фиалка, редис, пшеница), двулетними (в первый год развиваются корни, стебли и листья, на второй год растения цветут, плодоносят и умирают; это свекла, редька, капуста) и многолетними (корни и другие подземные органы с почками живут достаточно долго, наземная часть растения проходит цикл каждый год, вырастая весной и отмирая осенью; это крапива, одуванчик, мать-и-мачеха).

    Примеры присоединения листа к стеблю - с черенком и безПосле определения, что именно перед нами, трава или дерево, перейдем к изучению листа.

    Лист — часть побега. Внешне листья разных растений сильно различаются, но между ними много общего. Листья большинства растений имеют зеленую окраску и состоят из листовой пластинки и черешка, которым они соединены со стеблем.

    Примеры форм жилкованияНе лишним будет вспомнить о жилках — кровеносных сосудах растения. Различаются формы жилкования по внешнему виду. Вы сразу поймете, какое жилкование у листа, стоит вам его увидеть. Оно бывает параллельное, дуговое и сетчатое.
    Параллельное жилкование встречается у однодольных растений, к примеру, злаковых. Такое жилкование встретится у осоки или у пшеницы, у некоторых видов пальм и у нарциссов. Дуговое жилкование можно встретить у подорожника или ландыша. Ну а сетчатое жилкование весьма характерно для листьев деревьев, впрочем, как и для всех двудольных.

    Листья могут быть игловидными (хвойные), чешуевидными (Петров крест) или иной формы — простой или сложной.
    Если на черешке одна листовая пластинка (липа, клен), лист называют простым. Лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, соединенных с общим черешком небольшими черешками, называют сложным (земляника, каштан, акация). У таких листьев каждая пластинка обычно опадает независимо от других. Простые и сложные листья в свою очередь тоже делятся на группы:

    Примеры простых листьев.Простые листья:
    • Пальчаторассеченные (герань луговая) 
    • Пальчатораздельные (клен) 
    • Пальчатолопастные (манжетка) 
    • Перистолопастной (дуб) 
    • Перисторассеченный (бархатцы) 
    • Перистораздельный (лабазник)
    Примеры сложных листьевСложные листья:
    • Тройчатый (клубника)
    • Пальчатосложный (каштан)
    • Парноперистосложный (рябина, ясень)
    • Непарноперистосложный (акация)
    • Дваждыперстосложный (мимоза)

    Примеры корневой системы.

    У травянистых растений стоит обратить внимание и на корень. Корневая система делится на две части — стержневая и мочковатая. Даже по названию уже легко понять, как их различить.
    Самое простое для восприятия — морковка. Это яркий пример стержневого корня. А те мини-корешочки, которые отходят от главного корня (самой морковки), называются боковыми. Если вы аккуратно выкопаете одуванчик, то увидите у него основной ярко-выраженный корень в виде стержня и кучу маленьких боковых корешочков на нем. Это тоже типичный пример стержневой системы.
    Иногда от стеблей и листьев отходят дополнительные корешки, довольно слабые, по сравнению с основным. Их называют придаточными. У двулетних и многолетних растений на втором году жизни основной корень отмирает, и растение живет за счет придаточных.
    Примеры корневой системы.А теперь выдернем из почвы пшеницу и поизучаем ее корень. Основного корня не видно.. все корешки идут от стебля, и они примерно равны между собой. На каждом есть дополнительные маленькие боковые корешочки. Это типичный представитель растения с мочковатой корневой системой.

    Цветки:
    Примеры цветков

    В сети можно найти несколько определителей, которые предлагают начинать определение цветка с цвета. Но тут следует обратить внимание на то, что иногда цвет отличается от общепринятого. Например, если в норме растение цветет розовыми и красными цветками, могут встретиться и особи с белыми цветками, а у растений с синими или голубыми цветками иногда появляются розовые и беловатые цветки.

    • Правильные (ромашка)
    • Неправильные (мышиный горошек)
    • Раздельнолистный (лук, тюльпан)
    • Двухгубый (шалфей)
    • Сростнолистный и сростнолепестной (спаржа)
    • Чашечка с подчашием (мальва)

     

    Примеры соцветий.Соцветия:

    Соцветия — это группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Они могут быть простыми и сложными. Обычно в соцветия собираются мелкие цветки, так как насекомые скорее заметят крупный сборный цветок, чем маленький одиночный.
    В зависимости от типа ветвления, длины и расположения осей соцветия и последовательности заложения цветков различают множество соцветий, например:

     

    • Кисть — главная ось имеет неопределённо долгий рост, и на ней закладываются цветки, приблизительно равные по длине цветоножки (майник двулистный).
    • Зонтик — междоузлия главной оси укорочены так, что все цветоножки выходят как бы из одной точки (простой зонтик — вишня, сложный — морковь).
    • Початок отличается от колоса толстой, обычно мясистой осью соцветия (аир).
    • Головка — главная ось укорочена и несколько расширена, цветки сидячие или на коротких цветоножках, собраны в компактное соцветие (клевер).
    • Простой колос — образуют не имеющие цветоножек (то есть сидячие) цветки, расположенные на общей оси соцветия, как у подорожника. Соцветия пшеницы, ржи, ячменя называют сложным колосом. В этом соцветии на общей оси сидят несколько колосков, каждый из которых образован несколькими цветками.
    • Корзинка — главная ось блюдцеобразно расширена и на ней расположены сидячие цветки, раскрывающиеся от краёв к центру; снаружи корзинка окружена придвинутыми к ней верхушечными листьями, образующими так называемую обёртку (ястребинка зонтичная).
    • Дихазий – сложное соцветие, в котором ниже конечного цветка на главной оси соцветия возникают две ветви (супротивные или очередные), заканчивающиеся цветками и иногда в свою очередь также ветвящиеся (слева). Дихазий часто называют полузонтиком (крушина).
    • В природе встречаются другие типы сложных соцветий, представляющие собой комбинацию из соцветий одного или разных типов. Примерами сложных соцветий, кроме дихазия, могут служить: сложный зонтик (слева), сложный колос, метелка, головка из корзинок (справа).

     

    Вторая часть главы

    Source: herbalogya.ru

    Источник: ogorod.ahuman.ru

    Читайте также

    6. Лист. Внешнее строение. Типы листорасположения и жилкования листа

    Лист — часть побега. Он осуществляет три основные функции — фотосинтез (образование органических веществ), газообмен и испарение воды.

    Части листа

    Лист имеет листовую пластинку, черешок, основание и прилистники.


    pic52.png

     

    Листовая пластинка является основным местом, в котором происходит фотосинтез. Черешок листа прикрепляет его к стеблю и поворачивает в наилучшее положение по отношению к свету.

     

    Листья, имеющие черешки, называют черешковыми.

    Листья без черешков называют сидячими.

     

    tipi_Listev.png

    Пример:

    черешковые листья — у крапивы, липы, клёна, берёзы, яблони, вишни и др.

    Сидячие листья — у одуванчика, алоэ, льна, цикория, пшеницы и др.

    Форма листа

    По форме листья бывают округлыми, овальными, сердцевидными, игольчатыми и т. д.

    По форме края пластинки листья также разнообразны.

     

    pic54.png

    Пример:

    например, лист яблони имеет зубчатый край, осины — пильчатый, сирени — цельнокрайний.

    Листья простые и сложные

    Простые листья состоят из одной листовой пластинки.

    Пример:

    такие листья у берёзы, клёна, дуба, черёмухи и других растений.

    pic53.png
     

    Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком небольшими черешками.

    Пример:

    такие листья у ясеня, рябины и многих других.

    pic56.png

    Жилкование листьев

    При изучении внешнего строения листа хорошо видно, что на листовой пластинке многих растений чётко выражены жилки.

    Они представлены пучками проводящей и механической ткани. По жилкам в лист поступают вода и минеральные соли и отводятся органические вещества, образовавшиеся в листе.

     

    Чтобы определить вид растения по специальному определителю, надо уметь различать жилкование листа и расположение его на стебле.

    Типы жилкования листадуговое, параллельное, сетчатое (или перистое), пальчатое.

    Дуговидное жилкование

    У листьев подорожника, ландыша жилки крупные и, помимо центральной, изогнуты подобно дуге. Их жилкование называют дуговидным.

    ce.jpg

    Подорожник большой

    Параллельное жилкование

    Если несколько крупных жилок проходят вдоль пластинки параллельно друг другу, то и жилкование называют параллельным.

    Такое жилкование имеют листья пшеницы, кукурузы, проса.

     

    p1040707-1.png

     

    Сетчатое (перистое) жилкование

    У листьев дуба, берёзы выделяется одна мощная жилка, расположенная по середине. Это — главная жилка, вокруг которой ветвистые мелкие жилки создают сетку. Такое жилкование и называют сетчатым.

    Так как от главной жилки отходят жилки влево и вправо, напоминая строение пера, такое жилкование  ещё называют перистым, или перисто-сетчатым.

     

    apses_lapa_061011.png

    Осина обыкновенная

    Пальчатое (пальчато-сетчатое) жилкование

    Листья клёна платановидного, лютика едкого имеют несколько крупных, почти одинаковых жилок, расходящихся веером от основания пластинки. Они также многократно ветвятся. Такое жилкование называют пальчатым, или пальчато-сетчатым.

     

    acer-platanoides-04.png

    Клён платановидный

    Листорасположение

    Листья к стеблю прикрепляются так, чтобы получать максимально возможное количество света.

    Листорасположение может быть мутовчатым, очерёдным, розеточным или супротивным:

     

     

    Источники:

    Пасечник В. В. Биология. 6 класс // ДРОФА.
    Пономарёва И. Н., Корнилова О. А., Кучменко B. C. Биология. 6 класс // ИЦ ВЕНТАНА-ГРАФ.
    Викторов В. П., Никишов А. И. Биология. Растения. Бактерии. Грибы и лишайники. 7 класс // Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС».

    http://biologymoscow.ucoz.ru/index/illjustracija_k_teme_pobeg/0-2033

    Как по листьям узнать деревья?

    По листьям теперь легко узнать деревья. У каждого дерева лист имеет свою особую форму. Вот лист клёна: крупный, с пятью острыми лопастями. Он такой выразительный, что стал символом государства Канады и украшает герб и государственный флаг этой страны. Лист ясеня очень сложный и больше похож на целую ветку с несколькими, расположенными друг против друга, гладкими, с узким концом листьями. Главный черешок на верхней стороне имеет ложбинку, и вода, попав в неё, протекает, как по каналу, всасываясь клеточками листа. Лист рябины такой же сложный, как и ясеня, только каждый листочек с зубчиками и более овальный. У осины небольшие, беловато-зелёные, круглые, с волнистым краем листья. Интересны они своей особенностью: с шумом, похожим на громкий шёпот, вдруг затрепещут, засверкают серебристо-белой изнанкой, в то время когда все другие деревья стоят не шелохнувшись, вроде и ветра нет, а осиновые листочки шумят и как-то странно крутятся. Долго оставалась загадкой эта непонятная особенность осинового листа. Разгадка оказалась очень простой: основание очень длинного черешка сплюснуто и похоже на тонкую пластинку. Из-за этого черешка-пластинки лист при малейшем, едва заметном дуновении ветерка начинает кувыркаться с боку на бок, переворачиваясь то зелёной, то беловатой стороной. А нам кажется, что осинка постоянно трепещет без всякой причины. Даже в поговорку у людей вошло: «Дрожит, как осиновый лист» . Ольховый лист круглый. Причём у чёрной ольхи он с тупой верхушкой, а у серой ольхи верхушка острая. У берёзы листочки округлые с острым концом и зубчатым краем. По краю берёзового листа расположены отверстия (устьица) , через которые в жаркий день выделяются капельки воды с растворённым сахаром. Такие сладкие капельки, похожие на росу, так и называют медвяной росой. Её любят собирать пчёлы. Весной молодые листья берёзы, ольхи, тополя блестят, словно лакированные. Дело в том, что они покрыты смолой. Её сразу почувствуешь на пальцах — листья клейкие. Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение воды. Смолистое вещество обладает приятным запахом, делающим майский воздух особенно душистым. Когда листочки повзрослеют и станут более крепкими, блеск пропадёт, исчезнет душистый аромат. Ивовые листья узкие, длинные и острые. Снизу они серо-белые, сверху — зелёные, поэтому при ветре переливаются блестящим серебристым цветом. Взяв лист ивы в руки, замечаешь, что сверху он покрыт пушком, а снизу шелковистым войлоком. Такое покрытие — защита от иссушающего действия ветра. Появились нежно-зелёного цвета листья-иголочки на лиственнице. Они торчат коротенькими пучками. Можно безбоязненно потрогать эти иголочки — не уколешься. Они мягкие, упругие, приятные на ощупь — будто резиновые. А когда подрастут, станут такими же колючими, как у ели. Последними среди деревьев распускаются листья дуба: они боятся заморозков. Молодые побеги необычного красного цвета из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелёными. Волнистые края дубового листа словно повторяют контур кроны взрослого дерева. С древних времён ветка этого дерева была символом силы, знатности, могущества, добра. Венками из дубовых листьев награждали воинов, совершивших выдающиеся подвиги. Да и сегодня красуется изображение двух дубовых листочков на кокарде фуражки и в петлицах формы работников лесного хозяйства, тех, кто выращивает и охраняет лес. Хотя все листья у деревьев и зелёные, но оттенков зелени так много, что, присмотревшись внимательно, деревья весной можно легко отличить по цвету. Жёлто-зелёная листва ясеня, тёмно-зелёная — клёна, искрящаяся — осины.. . Отличная возможность в цветном рисунке изучить богатство оттенков одного лишь зелёного цвета.

    Учиться на дендролога или читать справочники.

    Ученье свет, а не ученье тьма

    а какие деревья Вы хотите узнать по листьям

    Related Post