Ткачество травами | Журнал Ярмарки Мастеров
Из глубокой древности до нас дошла традиция плести и ткать циновки из трав. Сегодня эта традиция продолжается мастерами, дизайнерами, которые с большой любовью используют природный материал. Из травы, коры, листьяев, веток они создают ковры, дорожки, гобелены, ширмы и другие изделия, которые радуют глаз природной красотой.
Татьяна Воробьева ткет гобелен из трав:
Работа Анны Феи Милейшей
Гобелен, сотканный из трав, или травяной ковер, может стать не просто украшением. Целебные травы, входящие в его состав, и душа, вложенная мастером, создадут в доме здоровую и благоприятную атмосферу.
Чтобы создать подобное произведение, нужно любить и знать травы, их особенности. Травы, ветки, кора используются круглый год. Опытным путем мастера знают, в какое время года лучше собирать ту или иную часть растения. Как лучше высушить природный материал, чтобы не утратился цвет, свойства.
Несколько лет назад я была на выставке, где были полотна из трав, сотканные Зоей Лебедевой из Ижевска:
Самые обычные травы, которые растут в поле, у дороги, у леса, но, посмотрите, как начинает играть фактура, когда они сотканы!
Семена, коробочки зверобоя, желтые цветки, плотно сотканные друг к другу, создают настоящее полотно.
Серебристый цвет листочков очень радует глаз.
Конский щавель просто великолепен!
Травы интересны не только своей индивительной фактурой, но и природным ароматом. Есть травы, которые источают свой тонкий аромат годами.
А ткут ковры и гобелены из трав на ручном приспособлении для ткачества — бердышке.
Бердышко поднимается вверх, вниз, и в открывшийся зев прокладывается трава. Сотканный ковер прекрасно хранится годами не теряя свой цвет, фактуру.
Интересно привозить из поездок и путешествий ковры, сотканные из местных трав. Они очень долго греют глаз и душу воспоминаниями. Вот, например, мои воспоминания об августе в Крыму:
А вот эту дорожку из трав я когда-то соткала на вершине горы Куш-Кайя в Крыму:
Травы превосходно сочетаются с плетеными вставками, элементами, тогда в изделии появляется объем, создается глубина.
Ткачество травами — это бесконечное вдохновение, новые идеи и открытия. Дорожки, ковры, гобелены — природное разнообразие, которое создает нам прекрасное настроение.
Изумляющие растительные гобелены, впитавшие силу природы
Из глубокой древности до нас дошла традиция плести и ткать циновки из трав. Эта традиция продолжается мастерами, дизайнерами, которые с большой любовью используют природный материал. Из травы, коры, листьяев, веток они создают ковры, дорожки, гобелены, ширмы и другие изделия, которые радуют глаз природной красотой.
Татьяна Воробьева ткет гобелен из трав:
Работа Анны Феи Милейшей
Гобелен, сотканный из трав, или травяной ковер, может стать не просто украшением. Целебные травы, входящие в его состав, и душа, вложенная мастером, создадут в доме здоровую и благоприятную атмосферу.
Чтобы создать подобное произведение, нужно любить и знать травы, их особенности. Травы, ветки, кора используются круглый год. Опытным путем мастера знают, в какое время года лучше собирать ту или иную часть растения. Как лучше высушить природный материал, чтобы не утратился цвет, свойства.
Несколько лет назад я была на выставке, где были полотна из трав, сотканные Зоей Лебедевой из Ижевска:
Самые обычные травы, которые растут в поле, у дороги, у леса, но, посмотрите, как начинает играть фактура, когда они сотканы!
Семена, коробочки зверобоя, желтые цветки, плотно сотканные друг к другу, создают настоящее полотно.
Серебристый цвет листочков очень радует глаз.
Конский щавель просто великолепен!
Травы интересны не только своей индивительной фактурой, но и природным ароматом. Есть травы, которые источают свой тонкий аромат годами.
А ткут ковры и гобелены из трав на ручном приспособлении для ткачества — бердышке.
Бердышко поднимается вверх, вниз, и в открывшийся зев прокладывается трава. Сотканный ковер прекрасно хранится годами не теряя свой цвет, фактуру.
Интересно привозить из поездок и путешествий ковры, сотканные из местных трав. Они очень долго греют глаз и душу воспоминаниями. Вот, например, мои воспоминания об августе в Крыму:
А вот эту дорожку из трав я когда-то соткала на вершине горы Куш-Кайя в Крыму:
Травы превосходно сочетаются с плетеными вставками, элементами, тогда в изделии появляется объем, создается глубина.
Ткачество травами — это бесконечное вдохновение, новые идеи и открытия. Дорожки, ковры, гобелены — природное разнообразие, которое создает нам прекрасное настроение.
Плетение из травы | Avega
Мастера используют для плетения различных вещей листья и стебли рогоза и камыша, листья початков кукурузы. Их мы и рекомендуем вам для работы.{jcomments on}
В нашей стране произрастает около 10 видов рогоза. Из них наиболее распространены два вида — широколистый и узколистый.
У широколистого рогоза синевато-или серовато-зеленые листья, а у узколистого — светло-зеленые. Но различают эти два вида не только по цвету листьев, но и по початкам на вершинах стеблей. У узколистого рогоза они расположены на значительном расстоянии друг от друга (рис. 1, 1), а у широколистого почти соприкасаются (рис, 1, 2),
Рогоз растет по берегам рек и озер, на болотах, горелых торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах.
Заросли камыша (рис. 1, 3) встречаются на мелководье у берегов рек и озер. Камыш менее прочен, чем рогоз, но по декоративным достоинствам не уступает ему.
Заготавливать листья рогоза или стебли камыша для плетения можно только после того, как они станут гибкими, наберут силу. Это бывает обычно в период цветения, ближе к середине лета.
Срезают травы серпом или ножом и раскладывают для просушки под навесом или на чердаке. Высушенные таким образом, они сохраняют естественную оливково-зеленую окраску. Часть травы сушат на солнце. Она выгорает и приобретает золотистый оттенок. Разницу окраски и тона трав, высушенных различными способами, мастера используют в декоративных целях при комбинированном плетении.
Сушить травы надо не менее двух недель. Тогда и хранить их можно всю зиму — на чердаке или в сарае. Перед тем как развесить траву на хранение, свяжите ее в небольшие пучки-снопики перевяслом-жгутом, скрученным из этой же травы.
Перед началом плетения снопики рогоза развяжите и разъедините листья. Выберите из них здоровые, неповрежденные и рассортируйте по длине и ширине. Для плетения нужны листья шириной около одного сантиметра. Узколистый рогоз имеет примерно такую ширину, а широколистый побольше. Поэтому его нужно разрезать вдоль.
Также на полоски шириной в один сантиметр разрезаются листья кукурузных початков (рис. 1, 4). Их увлажняют, расправляют, а затем режут ножницами либо специальным резаком на доске с зажимом (рис. 2). Зажимают кончик листа в зажиме и продвигают резак на себя. Лист разрезается на несколько полосок одновременно. А чтобы резак не рвал листья, его лезвия предварительно тщательно затачивают и направляют на оселке.
Заготовленные полоски можно отбелить или покрасить. Отбеливают травы в водном растворе перекиси водорода. В аптеках продается 3%-ный раствор перекиси водорода и 30%-ный пергидроль. 3%-ный раствор перекиси водорода водой разбавлять не надо, а в пергидроль необходимо добавить чистую воду: на одну часть пергидроля 10 частей воды. Травы погружают в отбеливающий раствор и кипятят не слабом огне не менее часа. Потом их тщательно промывают в теплой воде, меняя ее несколько рез.
Всю работу ведут в резиновых перчатках, пользуясь длинными щипцами. Отбеленные и промытые травы сушат под навесом на открытом воздухе, а с зимнее время — в помещении.
Для крашения берут обычные текстильные красители. Чтобы гарантировать равномерное окрашивание, травы предварительно кипятят в легком мыльном растворе в течение 30 мин. Одного пакета анилиновых красителей хватает примерно на полкилограмма сухих трав.
Красят так. Трапы укладывают в эмалированную посуду и залипают теплой водой. В поллитрозую стеклянную банку высыпают порошковый краситель и заливают небольшим количеством воды. Тщательно перемешивают деревянной палочкой и дол; шлют теплой водой почти доверху. Еще раз размешивают раствор. Потом выливают краситель о эмалированную посуду с водой и размешивают. Кипятят тропы в красильном растворе примерно 15 мин. Чтобы закрепить краситель, в раствор добавляют 2 столовые ложки поваренной соли и 5 столовых ложек уксуса. Потом травы тщательно промывают в чистой веде и просушивают.
Высохшие травы недостаточно гибки для плетения. Поэтому перед началом работы их увлажняют. Опускают на несколько минут в воду, а затем завертывают в мокрую ткань: окрашенные — в одну, неокрашенные в другую. В процессе плетения ткань время от времени смачивают водой.
Народным мастерам известно множество приемов плетения. Мы расскажем вам об одном, довольно простом, но в то же время оригинальном способе. Он называется плетение «узла» или «банта». Многие из вас знакомы с ним, так плетут венки из одуванчиков. Вся хитрость, если помните, в том, чтобы сплести первые цветы, дальше вес повторяется.
Поэтому научитесь сначала выплетать «бант» отдельно на специальной вилке, согнутой из толстой проволоки. Последовательность операции показана на рисунках.
Оберните полоску травы — ленту вокруг верхнего стержня (рис. 3, 1) и прижмите ее к стержню пальцем левой руки. Затем обведите ленту вокруг нижнего и верхнего стержня (рис. 3, 2). Снова прижав ее пальцем левой руки к верхнему стержню, просуньте конец между стержнями (рис. 3, 3). Обведите его вокруг натянутых вертикальных полосок и снова просуньте между стержнями (рис. 3, 4). Потом посильнее затяните получившийся узел ; первый элемент готов (рис. 3, 5). Обернув ленту вокруг верхнего стержня два раза (рис. 3, 6), сделайте в той же последовательности следующий элемент. Когда после некоторой тренировки вы сможете быстро, почти не глядя, выплетать отдельные элементы, приступайте к настоящей работе — сплетите сначала прямоугольник, а затем круг. Они составляют основу большинства плетеных изделий.
Чтобы выплести прямоугольник, согните жгут из камыша или скрученного рогоза так же, как была согнута вилка, и последовательно выплетите первый ряд (рис. 3, 7), а затем, согнув жгут в другую сторону, — второй ряд (рис. 3, 8).
Все остальные ряды выплетаются в той же последовательности до тех пер, пока не будет получен прямоугольник нужных размеров.
Круг выплетается почти тек же, как и прямоугольник, только перед началом плетения конец жгута нужно свернуть в кольцо и перевязать суровой ниткой (рис. 3, 9). Отступив от кольца на небольшое расстояние, оберните один конец ленты вокруг жгута, а другой проденьте с кольцо. Дальнейший ход плетения вам уже знаком. Разница лишь в том, что ряды плетения будут идти не параллельно, а по спирали (рис. 3, 10). Только имейте в виду, что с каждым косым витком диаметр круга будет увеличиваться, и, чтобы не образовались прорехи, на каждом последующем ряду выплетайте дополнительные «банты».
Чтобы плетение было плотным, необходимо затягивать каждый узел как можно туже, но так, чтобы не оборвать траву. Когда лента или жгут кончаются, их наращивают новыми. Новый жгут скручивают с концом старого и тут же оплетают лентой. Ленту же наращивают, подсовывая начало новой под конец старой.
Прил. Журнала Юный техник № 8-81г.
Сухие травы: основы художественного ремесла
«Ткачество травами» | Страна Мастеров
Поделиться:
Такое панно из трав я увидела на одном сайте и сразу же загорелась желанием сделать.Потому что летом хорошо, всё в зелени,а зимой очень не хватает её. Набрала всяких трав, которые лечебные и такие цветы, которые пахнут.Из трав взяла ромашку,мяту,в поле нарвала колоски пшеницы,полевые цветы,мак и т.д.И теперь в комнате постоянно пахнет травой, приятно и полезно.Теперь и зимой у меня будет кусочек лето.)))Кому интересно я с низу выкладываю немного информации и ссылку на блог мастерицы.
Наступает волшебное время года, когда буквально каждая травка под ногами
наливается природной силой, энергией, целебностью. В этот момент травы
собирают для лечебных целей, хорошо также именно сейчас ткать из трав
циновки, коврики, т.к. весь год они будут сохранять свои целебные
свойства, внешний вид, запах (который будет усиливаться во влажном
помещении, или от опрыскивания водой).
Летом мы часто путешествуем, бываем в разных местах, откуда привозим
что-то на память. В последнее время мне понравилось привозить из разных
мест сотканные из местных трав коврики, не большие, а иногда и большие
травяные гобелены. При этом я заметила, как сильно травы передают
неповторимый колорит того места, где растут. Они несут в себе энергию,
рассказывают безмолвным языком о глубокой древности и какой-то
таинственной жизни своих мест.
Смотришь зимой на эти сотканные в ковер травы и чувствуешь опять себя
летом в том сказочном месте, при этом наполняешься силами и здоровьем.
Свой первый тканый коврик я привезла и села Годеново. Это было сразу после Троицы. Травы и цветы набрала в поле,
привезла их после поездки домой и уже дома соткала их вместе. Весь год коврик радовал глаз, напоминая об этом святом месте.
Дальше был большой гобелен, сотканный из Дивеевских трав. В поле, в
окрестностях Дивеево мы решили набрать трав. Соприкосновение с природой,
с этой землей изменило нас до неузнаваемости. У кого-то вовремя
собирания трав вдруг стали рождаться удивительные стихи
кто-то просто упал в траву и отключился о т всего, словом, это место и
поле и травы оказали на нас сильное действие. Сотканные гобелены из трав
мы свернули рулонами и привезли домой, дома оформили, и через некоторое
время показали на выставке.
Впечатление от места и от работы было сильное.
Кстати, в Дивеево, как и в других монастырях, считается, что
рукодельничать – это молиться, поэтому очень развито рукоделие: сестры
вяжут, ткут на ткацих станах, делают подушечки из сена, плетут четки.
Вот дорожка, сотканная в мастерской Дивеево.
А вот ковры и гобелены из Крымских трав.
Эти травы напоены морем, святыми местами Крыма, кроме того они очень
разнообразны: лаванда, бессмертник песчаный, крымская мята, рута и др.
Все эти растения имеют сильный аромат, который сохраняется не один год.
Совсем недавно была поездка в Юрьев-Польской. Травы для коврика собирала прямо на валах и около монастыря
и древнего Георгиевского собора, который сам будто бы спетен из загадочных плетений, фигур.
Травы были еще не крепкие, не набравшие силу, но как же точно, ярко и
глубоко передают они ощущение этого места: здесь прикасаешься к
Вечности, которая всегда была, есть и будет, чувствуешь себя ее частицей
и от этого наполняешься такой силой, что можно «горы свернуть».
Сейчас самое время ткать из целебных трав : зверобой, тысячелистник, донник лечебный, и многие другие травы.
После работы не забудьте, что травы свежие, скоро они усохнут, чтобы
ковер был крепкий, надо положить его и плотно подтянуть все нити.
Пройдет еще немного времени и растения изменят свой вид: появятся плоды, семена, из которых также получаются красивые полотна.
Ткачество травами – это сезонная работа. Спешите не упустить этот
момент, прикоснуться к этому чуду природы, которое исцеляет, очищает
нас, дает силу и здоровье!
и еще……….
Плести можно не только ивовым прутом, но и самыми разнообразными
травами. Очень интересно смотрится плетение стрелками подорожника.
Для основы можно нарезать несколько прутиков ивы, для плетения — стрелки подорожника.
В отверстия вставить прутики
Начинаем оплетать прутиком нижние два ряда
Боковой вертикальный прутик огибаем тем прутом, которым плетем и возвращаемся назад.
Если прутик заканчивается, доставляем новый и продолжаем плести дальше.
Теперь вместо прутика продолжаем плетение стрелкой подорожника
Набираем нужную высоту и закрепляем плетение двумя рядами ивового прута
Так можно оплетать любую форму
«Домик для кузнечика» оплетенный подорожником
На этом панно — квадратики, оплетенные разными видами трав: полынь, лиственница и др.
напольная ваза «Шляпа», оплетенная конским щавелем, полынью, корой ивы.
Домик для птички из травы
Плетение из травы — Лоза, соломка — Природные материалы — Каталог статей — УМЕЛЫЕ РУЧКИ
Мастера используют для плетения различных вещей листья и стебли рогоза и камыша, листья початков кукурузы. Их мы и рекомендуем вам для работы.
В нашей стране произрастает около 10 видов рогоза. Из них наиболее распространены два вида — широколистый и узколистый.
У широколистого рогоза синевато-или серовато-зеленые листья, а у
узколистого — светло-зеленые. Но различают эти два вида не только по
цвету листьев, но и по початкам на вершинах стеблей. У узколистого
рогоза они расположены на значительном расстоянии друг от друга
(рис. 1, 1), а у широколистого почти соприкасаются (рис, 1, 2),
Рогоз растет по берегам рек и озер, на болотах, горелых торфяниках, в заброшенных карьерах, сырых канавах и оврагах.
Заросли камыша (рис. 1, 3) встречаются на мелководье у берегов рек и
озер. Камыш менее прочен, чем рогоз, но по декоративным достоинствам не
уступает ему.
Заготавливать листья рогоза или стебли камыша для плетения можно только после того, как они станут гибкими, наберут силу. Это бывает обычно в период цветения, ближе к середине лета.
Срезают травы серпом или ножом и раскладывают для просушки под навесом
или на чердаке. Высушенные таким образом, они сохраняют естественную
оливково-зеленую окраску. Часть травы сушат на солнце. Она выгорает и
приобретает золотистый оттенок. Разницу окраски и тона трав, высушенных
различными способами, мастера используют в декоративных целях при
комбинированном плетении.
Сушить травы надо не менее двух недель. Тогда и хранить их можно всю
зиму — на чердаке или в сарае. Перед тем как развесить траву на
хранение, свяжите ее в небольшие пучки-снопики перевяслом-жгутом,
скрученным из этой же травы.
Перед началом плетения снопики рогоза развяжите и разъедините листья.
Выберите из них здоровые, неповрежденные и рассортируйте по длине и
ширине. Для плетения нужны листья шириной около одного сантиметра.
Узколистый рогоз имеет примерно такую ширину, а широколистый побольше.
Поэтому его нужно разрезать вдоль.
Также на полоски шириной в один сантиметр разрезаются листья кукурузных
початков (рис. 1, 4). Их увлажняют, расправляют, а затем режут ножницами
либо специальным резаком на доске с зажимом (рис. 2). Зажимают кончик
листа в зажиме и продвигают резак на себя. Лист разрезается на несколько
полосок одновременно. А чтобы резак не рвал листья, его лезвия
предварительно тщательно затачивают и направляют на оселке.
Заготовленные полоски можно отбелить или покрасить. Отбеливают травы в водном растворе перекиси водорода. В аптеках продается 3%-ный раствор перекиси водорода и 30%-ный пергидроль. 3%-ный раствор перекиси водорода водой разбавлять не надо, а в пергидроль необходимо добавить чистую воду: на одну часть пергидроля 10 частей воды. Травы погружают в отбеливающий раствор и кипятят не слабом огне не менее часа. Потом их тщательно промывают в теплой воде, меняя ее несколько рез.
Всю работу ведут в резиновых перчатках, пользуясь длинными щипцами.
Отбеленные и промытые травы сушат под навесом на открытом воздухе, а с
зимнее время — в помещении.
Для крашения берут обычные текстильные красители. Чтобы гарантировать
равномерное окрашивание, травы предварительно кипятят в легком мыльном
растворе в течение 30 мин. Одного пакета анилиновых красителей хватает
примерно на полкилограмма сухих трав.
Красят так. Трапы укладывают в эмалированную посуду и залипают теплой водой. В поллитрозую стеклянную банку высыпают порошковый краситель и заливают небольшим количеством воды. Тщательно перемешивают деревянной палочкой и дол; шлют теплой водой почти доверху. Еще раз размешивают раствор. Потом выливают краситель о эмалированную посуду с водой и размешивают. Кипятят тропы в красильном растворе примерно 15 мин. Чтобы закрепить краситель, в раствор добавляют 2 столовые ложки поваренной соли и 5 столовых ложек уксуса. Потом травы тщательно промывают в чистой веде и просушивают.
Высохшие травы недостаточно гибки для плетения. Поэтому перед
началом работы их увлажняют. Опускают на несколько минут в воду, а затем
завертывают в мокрую ткань: окрашенные — в одну, неокрашенные в другую.
В процессе плетения ткань время от времени смачивают водой.
Народным мастерам известно множество приемов плетения. Мы расскажем вам
об одном, довольно простом, но в то же время оригинальном способе. Он
называется плетение «узла» или «банта». Многие из вас знакомы с ним, так
плетут венки из одуванчиков. Вся хитрость, если помните, в том, чтобы
сплести первые цветы, дальше вес повторяется.
Поэтому научитесь сначала выплетать «бант» отдельно на специальной
вилке, согнутой из толстой проволоки. Последовательность операции
показана на рисунках.
Оберните полоску травы — ленту вокруг верхнего стержня (рис. 3, 1) и
прижмите ее к стержню пальцем левой руки. Затем обведите ленту вокруг
нижнего и верхнего стержня (рис. 3, 2). Снова прижав ее пальцем левой
руки к верхнему стержню, просуньте конец между стержнями (рис. 3, 3).
Обведите его вокруг натянутых вертикальных полосок и снова просуньте
между стержнями (рис. 3, 4). Потом посильнее затяните получившийся узел ;
первый элемент готов (рис. 3, 5). Обернув ленту вокруг верхнего стержня
два раза (рис. 3, 6), сделайте в той же последовательности следующий
элемент. Когда после некоторой тренировки вы сможете быстро, почти не
глядя, выплетать отдельные элементы, приступайте к настоящей работе —
сплетите сначала прямоугольник, а затем круг. Они составляют основу
большинства плетеных изделий.
Чтобы выплести прямоугольник, согните жгут из камыша или скрученного рогоза так же, как была согнута вилка, и последовательно выплетите первый ряд (рис. 3, 7), а затем, согнув жгут в другую сторону, — второй ряд (рис. 3, 8).
Все остальные ряды выплетаются в той же последовательности до тех пер, пока не будет получен прямоугольник нужных размеров.
Круг выплетается почти тек же, как и прямоугольник, только перед началом
плетения конец жгута нужно свернуть в кольцо и перевязать суровой
ниткой (рис. 3, 9). Отступив от кольца на небольшое расстояние, оберните
один конец ленты вокруг жгута, а другой проденьте с кольцо. Дальнейший
ход плетения вам уже знаком. Разница лишь в том, что ряды плетения будут
идти не параллельно, а по спирали (рис. 3, 10). Только имейте в виду,
что с каждым косым витком диаметр круга будет увеличиваться, и, чтобы не
образовались прорехи, на каждом последующем ряду выплетайте
дополнительные «банты».
Чтобы плетение было плотным, необходимо затягивать каждый узел как
можно туже, но так, чтобы не оборвать траву. Когда лента или жгут
кончаются, их наращивают новыми. Новый жгут скручивают с концом старого и
тут же оплетают лентой. Ленту же наращивают, подсовывая начало новой
под конец старей.
Прил. Журнала Юный техник № 8-81г.
Плетение из разных трав. В царстве травы-муравы
В ЦАРСТВЕ ТРАВЫ-МУРАВЫ
Травы издревле одевали и обували человека, кормили и лечили, согревали и укрывали от непогоды. Многие из них были введены в культуру, давая пищу, одежду, строительные и поделочные материалы. Даже хлеб насущный — в буквальном смысле слова великий дар травянистых растений из семейства злаковых.
Стоит ли говорить о том, какое огромное воздействие оказывали травы на народное искусство. Вышивки, кружева, плетения, набойные ткани, роспись по дереву, металлу и керамике испытывали и продолжают испытывать огромное влияние не только дорогих сердцу народного художника луговых и лесных трав, но и скромных, порой невзрачных пустырных и болотных растений. Так в знаменитой хохломской травке внимательный глаз без труда угадает растрепанные и закрученные ветром упругие листья осоки.
В будни и праздники открывали травянистые растения человеку мир красоты и гармонии, вызывая к жизни множество пословиц, поговорок, примет, загадок. Вошли они и в сказки, былины, песни. «Мы привыкли понимать под искусством только то, что читаем, слышим, видим в театрах и на выставках, здания, статуи, поэмы, романы… — говорил Л. Н. Толстой. — Но все это есть только малая доля того искусства, которым мы в жизни обращаемся между собой. Вся жизнь человеческая наполнена произведениями искусства всякого рода, от колыбельной песни, шутки, передразнивания, украшений жилищ, одежд, утвари до церковных служб, торжественных шествий. Все это деятельность искусства». Сфера деятельности искусства практически не имеет границ. В нее входит умение составить букет и сплести изящный венок, ловко и прочно связать снопы, поставить красивые, а значит, и надежные стог и суслон*. Красотой и поэзией овеяны народные гадания на травах, детские игры и развлечения, заговоры и даже лечебные процедуры, сопровождавшиеся определенными ритуалами.
Всевозможные проявления искусства, сопровождавшие повседневно народный быт в часы нелегкого труда и скромного досуга, формировали эстетическое представление народных мастеров. Чтобы народное искусство стало ближе и понятнее нам, современным людям, следует не забывать о том животворящем источнике, который с раннего детства питал будущего народного мастера и художника. В благодатном царстве травы-муравы — так поэтически называли иногда мир травянистых растений — дети и подростки ненавязчиво, в играх и забавах постигали красоту и приобретали первые навыки рукомесла. И кто знает, может быть, первый венок, сплетенный в детстве в зеленой мастерской под открытым небом, кукла, сделанная из соломы, или плетенка из листьев рогоза стали началом славного пути народного мастера.
* * *
С ранней весны и почти до поздней осени выходили крестьяне сажать картошку, сеять хлеб, косить траву, ворошить и стоговать сено, жать рожь и ставить суслоны, теребить и выстилать лен. Вместе со взрослыми в работе так или иначе принимали участие дети и подростки. Работу им давали по силам: кто поменьше, бросал в борозды картошку, ворошил сено, подносил снопы; ребята постарше работали почти наравне со взрослыми.
Но, как говорится, делу — время, потехе — час. Наступала пора и отдохнуть. Каждый находил забаву по душе, в согласии со своим характером и наклонностями. В детстве травы притягивают к себе почти каждого, учат наблюдать, размышлять, проявлять смекалку и приобщаться к рукоделию. Чаще всего действенное взаимоотношение с природой, а не праздное созерцание рождает чувство любви и бережного отношения к ней. Весной и в начале лета, когда расцветали одуванчики, рука так и тянулась к сочным полым стеблям. Конечно же, мальчишки, сорвав стебель, делали из него в первую очередь звонкоголосую свистульку, чтобы промчаться с ней по лугу, нарушая тишину пронзительным ликующим звуком.
Девочки предпочитали более тихие занятия. Сорванный стебель приставляли торцом к губам, быстро и часто говорили: «Бабка, бабка, завей кудри! Бабка, бабка, завей кудри!» Эту фразу повторяли до тех пор, пока узкие продольные полоски расщепленного стебля не завивались в крутые кольца. В итоге ствол одуванчика становился похожим на маленькое кудрявое деревце. Каждая девочка была уверена, что получить подобные завитушки на стебле можно только при произнесении вышеупомянутой волшебной фразы. Даже от того, как она произносится, зависят форма и размеры кудрей. И действительно в этом есть своя логика — ведь «волшебные слова» заставляют губы вибрировать в определенном ритме, а вибрация передается стебельку одуванчика в виде толчков определенной силы. Если кто-то пытался произносить другую, выдуманную, фразу, то кудри завивались тоже, но не такие, какие можно было получить с помощью таинственной бабки, возможно, самой Бабы Яги. Обычно способом завивки кудрей девочки изготавливали что-то вроде кулона с цепочкой (рис. 1).
Осторожно завивали примерно одну четверть стебля, а оставшиеся три четверти надрезали перочинным ножом поочередно то с одной, то с другой стороны, следя за тем, чтобы между надрезами сохранялось одинаковое расстояние (рис. 1а). Если ножичка при себе не оказывалось, а это было нередко, выручал лист осоки, имеющий по краям острые зазубрины. С ними был знаком каждый — кому не доводилось порезать руку или ногу листьями этого коварного растения. Детская изобретательность нашла применение этой особенности осоки. Мелкие зазубрины, особенно у старого, огрубевшего листа, легко перепиливают мягкий и сочный ствол одуванчика (рис. 1б). Сделав надрезы, стебель в этих местах надламывали, попеременно сгибая то в одну, то в другую сторону. При этом он постепенно разделялся на две части, образуя замкнутую цепочку (рис. 1в). В детских играх такое ожерелье украшало шею «принцессы» или «королевы». Сколько радостей доставляла детям хотя бы даже эта несложная работа с природным материалом в зеленой мастерской под открытым небом.
Известно, что даже малая былинка, скажем, стебель пырея или трясунки, оказавшийся случайно в руках человека, может в какой-то мере указать на его наклонности. Например, присядет один на лужок отдохнуть, сорвет тонкий стебелек трясунки и станет задумчиво жевать его сладковатый кончик. Другой машинально сорвет два — три стебелька, и пальцы его как бы сами собой начинают плести что-то вроде незамысловатой веревочки или косички. Третий, сорвав стебелек, норовит, как говорили в старое время, «пустить гусара в нос», то есть незаметно пощекотать тонким кончиком былинки в носу зазевавшегося товарища. Такие ребята не прочь были позабавиться и хлопушками. Сорвет озорник широкий лист одуванчика или подорожника, сделает на левой руке кольцо из большого и указательного пальцев, положит на него сорванный лист, поднесет к уху приятеля и резко ударит сверху ладонью правой руки. Лист разорвется, и раздастся громкий хлопок. Надо признать, что хлопок получается не всегда и не у каждого. Иной сколько ни старается, а в итоге получается еле слышный шлепок.
Между тем разнотравье припасло для любителей хлопков маленький изящный цветок, который в народе так и называется — хлопушка. Официальное его название — смолевка обыкновенная (рис. 2). Под каждым белым цветком хлопушки — вздутый светло-зеленый шарик — семенная коробочка. Если сорвать цветок и ударить им по лбу, то раздастся довольно громкий хлопок. Мальчишки от этого звука всегда получали какое-то непонятное удовольствие. Но часто бывало и обратное, вместо хлопка раздавался какой-то страшный хруст, а за ним следовала не очень сильная, но резкая боль. Растение наказывало того, кто не знает, что в конце цветения внутри коробочки образуется и тщательно в ней маскируется твердая завязь. На этом растении завязи созревают не одновременно. Поэтому тот, кто не хотел попасть впросак, должен был уметь различать, на какой стадии развития находится цветок с коробочкой, прежде чем ударить им себя по лбу. Даже в таких простых забавах усваивались некоторые уроки ботаники.
В конце лета в болотах, по берегам рек и озер созревали темно-коричневые продолговатые початки рогоза, называемые в народе помаранчиками, — видимо, от слова «марать». Помаранчиками забавлялись во время отдыха у костра. Объектом шуток становился не только новичок, но и всякий, чья бдительность по какой-либо причине притупилась. Принесенные к костру, помаранчики ни у кого не вызывали подозрения, поскольку их использовали для защиты от комаров, которые не давали покоя даже у большого костра. Кончик помаранчика поджигали и втыкали стебель вертикально в землю. Початок (разумеется, если он был сухим) начинал тлеть, при этом шел душистый дымок, как от индийской благовонной свечи. Для человека дымок был приятен, к тому же не ел глаза, а вот комары боялись его, как черт ладана. Час, а то и два чадил этот маленький факел, исправно неся свою службу.
И вот кто-нибудь из ребят втайне от всех натирал один из припрятанных початков о закопченное дно чайника или котелка. Сажа забивалась между ворсинками, ничем не выдавая себя, поскольку зрелый початок имел темно-коричневый и даже черный цвет. Между тем хозяин набитого сажей помаранчика мог спокойно предложить понюхать его кому-нибудь, уверяя, что он замечательно пахнет. Пока простак нюхал, шутник как бы невзначай проводил слегка у него под носом помаранчиком, на верхней губе мгновенно появлялись густые черные усы, и он не мог понять причину смеха окружающих (рис. 3а).
Порой удавалось провести даже того, кто не раз рисовал усы под носом доверчивых ребят. Для притупления бдительности такого человека сажей натирали только половину початка. Чтобы показать, что помаранчик чистый, по ладони скептика проводили тем участком помаранчика, на котором не было сажи, а затем, улучив момент, проводили усы. Чаще всего подобные шутки заканчивались веселыми и шумными соревнованиями, где вместо шпаг использовали натертые сажей помаранчики. Противники становились друг напротив друга и по команде начинали сходиться. Побеждал тот, кто смог первым прикоснуться к телу соперника, оставив на коже черное пятно сажи. После сражения побежденные и победители отправлялись купаться.
Ребята, склонные к рукомеслу, находили и другое применение початкам рогоза. С помощью перочинного ножа в их руках он мог превратиться вдруг в забавную фигурку, изображающую какого-нибудь зверька, птицу, гномика. Для этих целей используется рогоз, срезанный в тот же день, пока его початок еще не успел высохнуть. Причем выбирать надо только темно-коричневые или черные початки. Ворсинки таких помаранчиков покрыты темным налетом только сверху. Его можно легко соскребать кончиком ножа, тогда обнажаются более светлые нижние слои. Комбинируя по своему усмотрению темные и светлые пятна на поверхности помаранчика, можно создавать самые различные узоры и другие изображения (рис. 3б).
Бывали минуты, когда и самому непоседливому мальчишке хотелось перевести дух и отдохнуть, найти себе другую игру, требующую спокойствия, внимания и сосредоточенности. В старые годы для крестьянских ребятишек таким занятием была игра в бирюльки. Побеждал в ней не сильный и энергичный, а самый терпеливый, осторожный и рассудительный, имеющий точный глаз и ловкие пальцы. Вероятно, те, у кого все эти качества не очень развиты, и стали считать игру в бирюльки бесполезным занятием. Тем не менее еще в прошлом веке эта игра была популярна не только в деревне, но и в городе.
В летнее время играли прямо на лугу, благо там всегда можно было найти все необходимое для такой игры. Срезали твердый стебель злака и очищали от листьев. Очищенную соломину разрезали на равные части. Нужно было нарезать несколько десятков коротких соломин (рис. 4а).
Чаще всего в набор входило 32 соломенных трубочки — бирюльки. Горсть бирюлек высыпали на какую-нибудь достаточно ровную поверхность — пенек, плоский камень, фуражку и даже лист лопуха. Из тоненькой соломины, срезанной с самой верхушки, делали небольшой крючок.
Играющие по очереди должны были поддеть крючком соломинку так, чтобы снять ее, не шевельнув соседние (рис. 4б).
Если это удавалось, то можно было еще раз попытаться также ловко вытащить из вороха очередную соломину-бирюльку. В случае неудачи крючок немедленно переходил в руки соперника. Побеждал тот, кто смог вытащить из вороха как можно больше соломин. Ворох высыпанных на стол бирюлек напоминал чем-то миниатюрный затор на реке при сплаве бревен. Много труда нужно затратить, чтобы разобрать затор по бревнышку, и только опытный сплавщик умеет найти в нем несколько бревен, удалив которые можно освободить дорогу всем остальным. Хотя легчайшие соломенные бирюльки нельзя сравнить с бревнами, извлечь их из вороха было не менее трудно. Крючок нужно было ввести в полость соломины так, чтобы не задеть ее стенок, малейшее касание могло привести порой к разрушению вороха. Когда крючок входил в соломину на достаточную глубину, нужно было ловко поддеть ее и с большой осторожностью и точностью извлечь из завала.
Как уже говорилось, изначально бирюльками служили просто небольшие обрезки соломин. Затем, чтобы повысить прочность, бирюльки стали вырезать из того участка ствола, где находился узел. Появилась возможность разнообразить форму соломенных бирюлек, делая срезы на разном расстоянии от коленца и под различными углами относительно стенок (рис. 4а). Разнообразить их можно и за счет природной кривизны отдельных стволов пшеницы или ржи.
Еще один способ, позволяющий не только разнообразить форму соломенных бирюлек, но и значительно повысить их прочность. Чтобы изготовить такие бирюльки, необходимо подобрать три соломины, которые бы входили одна в другую. Самую толстую соломину разрезают на трубочки, равные длине будущей бирюльки. Трубочки из соломины средней толщины делают более короткими, а толстые — еще короче. Перед сборкой тонкую и среднюю соломины смазывают клеем — латексным, бустилатом или ПВА. Все три соломины последовательно вставляют одну в другую, сухой тряпкой убирают остатки клея. Когда клей высохнет, соломины обрезают более аккуратно, украшая их с помощью острого ножа всевозможными зарубками и углублениями (рис. 4в).
Крючок для игры в бирюльки делают из среднего коленца ржи или пшеницы. Расстояние между узлами должно быть равным примерно 70—80 мм. С одного торца соломины вставляют крючок, сделанный из канцелярской скрепки. Рукоятку желательно обмотать соломенной полоской — от узла до узла.
Для прочности соломину перед обмоткой смазывают тонким слоем клея.
Набор бирюлек хранили в специальной коробочке или стакане. Само собой разумеется, что для соломенных бирюлек лучше подходит коробочка, сплетенная из соломы. Глубина ее должна быть такой, чтобы в ней свободно мог уместиться крючок, который всегда хранится вместе с бирюльками. Коробочку делают из картона, обклеив внутри красной бумагой или тканью. Сверху ее отделывают соломенными плетежками (рис. 4б).
О том, как изготовить такие плетежки, подробно рассказано в разделе «Плетение из соломы».
В долгие зимние вечера игра в бирюльки доставляла крестьянским детям много радости. Постепенно бирюльки завоевали и город. Только в городе они появились совсем в другом обличье. Это были изящные миниатюрные фигурки, выточенные из дерева и кости на токарном станке. Наборы бирюлек, упакованных в красивые и удобные коробочки, продавались не только на базарах, но и в магазинах.
Считалось хорошим тоном дарить бирюльки на Рождество и Новый год, поскольку они символизировали богатство, изобилие и семейное благополучие.
Настоящей школой рукоделия для девочек было плетение венков из полевых и луговых цветов (рис. 5). Навыки, приобретенные в работе с простыми природными материалами, давали возможность в дальнейшем более успешно осваивать приемы вышивки, ткачества, вязания и плетения. Рассказывая об играх крестьянских детей, Н. А. Некрасов нарисовал выразительные портреты двух девчушек:
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок, —
Все беленький, желтенький,
бледно-лиловый
Да изредка красный цветок…
Из первой скорее всего в будущем выйдет непряха, то есть «не умеющая прясть». (Кстати, всем хорошо знакомое слово неряха произошло от слова непряха.) Из второй девчушки наверняка получится хорошая мастерица, ведь, судя по описанию, она сплела венок, имеющий довольно сложную композицию. По сути дела, плетение венка — это один из способов составления цветочного орнамента. При этом создается объемный узор, подчиненный определенному ритму. Цветы как элементы любого узора чередуются в нем в определенной последовательноети. Например: василек — ромашка, василек — ромашка… Но могут чередоваться и три элемента, скажем, василек — одуванчик — ромашка… В качестве дополнительных украшений часто используются сами листья и метелки злаковых трав. Постоянно чередующиеся элементы в орнаментике называют раппортом. Научиться плести венок, используя раппорт, не так уж и сложно. Значительно более трудные творческие задачи приходится решать при плетении венка с асимметричной композицией. Здесь нет той арифметической ясности, которая позволяет плести венок почти автоматически. Несколько десятков самых разнородных цветов и листьев нужно сплести друг с другом так, чтобы они образовали единую композицию. Умело сплетенный венок, в котором нельзя убрать хотя бы один лепесток, не нарушив композиционного равновесия, можно смело считать настоящим произведением декоративно-прикладного искусства (рис. 6а).
Венок из полевых цветов, украшавший голову девушки в летние праздники, стал со временем прообразом женского народного головного убора — венца. Во всех губерниях России бытовали венцы, имевшие свою форму и неповторимую декоративную отделку. Близки к венцам были и кокошники, украшавшиеся жемчугом и золотым шитьем. На некоторых венцах и кокошниках в сложном переплетении причудливых узоров угадываются контуры полевых цветов — васильков, ромашек, колокольчиков.
Венки, сплетенные накануне Ивана Купалы, вешали на окна, двери, ворота и хозяйственные постройки. В доме венками украшали красный угол, где стояли иконы, стены и притолоки — верхние брусья дверной коробки. Они должны были уберечь хозяина и его домочадцев от нечистой силы, болезней и всяческих других напастей.
Обычаи украшать венками дом отразились в декоративной росписи народной архитектуры (рис. 6в). Там, где когда-то принято было вешать венки, появились их изображения, порой очень точно передающие каждый листок, каждый лепесток полевых и луговых цветов. Затем изображения стали носить более условный характер. Стилизованные орнаментальные композиции в виде венка стали излюбленными мотивами народной росписи. В архитектуре их чаще всего размещали с двух сторон оконных проемов. Венки нередко «вплетали» в красочные композиции печных и настенных росписей.
Чтобы молоко у коровы всегда было вкусным и питательным, на молочную посуду принято было надевать купальские венки (рис. 6г). Они напоминали красочный растительный рельеф, созданный на керамических и деревянных сосудах рукой искусного мастера. Но венок из живых трав вскоре все же засыхает, и посуда теряет свою привлекательность. Венок, надетый в праздничные дни на посудину с молоком, навел, вероятно, народных художников на мысль украшать ее в зависимости от того материала, из какого она сделана, росписью, лепниной или резьбой. Сначала, видимо, орнаментальным венкам, изображенным на сосудах, придавалось лишь магическое значение, а затем стали обращать внимание и на его красоту. Примечательно, что в названии растительного орнамента, сплошным кольцом огибающего сосуд, осталось воспоминание о живых венках, надевавшихся на него при совершении народных обрядов. Такой орнамент и по сей день называют художники венцом. Венец вокруг сосуда, написанный или вылепленный (рис. 6д), по-прежнему остается не только украшением, но и добрым оберегом, символом изобилия, хотя его древнее значение современными людьми почти забыто.
Подобным образом возникали в свое время в архитектуре орнаментальные венцы, украшая столбы и колонны (рис. 6в). Нет сомнения, что им предшествовали венки из натуральных цветов и листьев. Во многих европейских странах существовал некогда обычай украшать венками плодовые деревья (рис. 6б). Считалось, что венки из купальских трав передают им свою животворящую силу, способствуют вызреванию крупных и сочных плодов.
* * *
Обожествляя природу, в том числе и растения, древний человек верил, что с помощью трав можно узнать волю божества, от которого якобы полностью зависела его судьба. Внимательно приглядывался он к каждой травинке, к каждому цветку и лепестку, пытаясь установить незримую связь, которая существует между всем живым на земле. Большой знаток народного быта М. Забылин писал: «Само же гадание в древности было служение богине Г ад (Фортуне, богине счастья). Основываясь более на случайных, но естественных явлениях или законах, открывали тайну, то есть что-нибудь угадывали». Сам ритуал служения богине назывался гаданием. Это слово без каких-либо изменений вошло в современный русский язык.
Несмотря на то что служение языческой богине строго запрещалось христианством, гадание, особенно перед праздниками, было широко распространено. В конце концов церковникам пришлось с этим смириться. Между тем древние языческие ритуалы постепенно утратили свое первоначальное значение, превратившись в веселые забавы и развлечения…
Кроме гаданий, приуроченных к определенным праздникам, были и другие,которые не требовали особых условий и могли совершаться в обычные дни. Скажем, присядет человек отдохнуть на лужайке и попадется ему на глаза густая метелка лугового злака, например овсяницы или щучки, рука поневоле потянется к ней. И человек загадает о чем-нибудь своем на «петушка или курочку» (рис. 7). Зажмет сорванный стебель между указательным и большим пальцами и потянет его вниз, чтобы мелкие колоски метелки собрались в пучок, напоминающий нахохлившуюся пташку. Если пучок получился аккуратным, ровненьким, то, значит, вышла «курочка», а если с выступающими в сторону колосками— «петушок». Каждому знакома эта детская забава, к которой вполне серьезно относились до поры до времени в далеком прошлом.
Следующий раздел: Гадание на травах
Травоплетение (плетение из сена). Обучающее видео | СветВМир.ру
В прошлом году я познакомилась с удивительным творчеством, и с человеком, который создаёт прекрасные творения.
С помощью этой техники можно создавать различные предметы быта —посуду, коробы, мебель, коврики, обувь. Для этого понадобится лишь трава, нитки, игла, ножницы и ваша фантазия.
Вещи, сотворённые вашими руками, содержат частичку вашей энергии любви, наполняя ею ваше пространство.
Кроме того, это творчество разнообразит ваш досуг и привлечёт ваших детей к сотворению. Можно совместно выдумать множество разнообразных вещей, дать волю своему самовыражению.
Вдохновляйтесь, творите и радуйтесь!
Виктория Ведамира
Фотографии взяты со страницы автора Ладомира http://vk.com/id5977630 и его группы Дары Лугов http://vk.com/public51678208
Видео мастер-класса по травоплетению от Ладомира.
Можете скачать 4 книги по плетению из лозы, ивового прута, лыка по ссылке.