Готический стиль в интерьере средневековья – что это такое, готический стиль архитектуры зданий, искусство средневековья, архитектурные комнаты современных видов

Разное
alexxlab

Содержание

что это такое, готический стиль архитектуры зданий, искусство средневековья, архитектурные комнаты современных видов

Историческое и культурное развитие неразрывно связаны. Особенно ярко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где перемены в технической, гражданской и религиозной сферах проявились не только в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного расцвета. Результатом последнего стало появление готического искусства. Это направление полностью отвечало духу своего времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия.

История становления

ХII — ХIII вв. стали периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства Европейских стран. Рост и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесленничества, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в формировании готического искусства.

Изначально “стиль готика” применялся в архитектуре, а позже стал проникать и в прочие сферы жизни. Он зародился во французском городе Иль де Франц и пришло на смену романскому стилю. Церковь монастыря Сен-Дени является первой готической постройкой.

Наследие готики, подаренное архитектуре Эпохи Возрождения выражено в этом фото.

Нотр-Дам де Пари, Франция

Особенности архитектуры

В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.

В эпоху Средневековья собор был не просто церковью, а важным элементом жизни города, в нём проводились не только ритуальные службы, но и театральные представления, академические лекции или заседания городского совета.

Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:

  • Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
  • Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.

Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.

Дуомо, МиланДуомо, Милан

Дуомо, Милан

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.

Интерьер готического собораИнтерьер готического собора

Интерьер готического собора

Мебель

Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.

Изобретение лесопильни – главный фактор в развитии мебельного ремесла.

 

готическая мебель, мебель готика, готический интерьер

готическая мебель, мебель готика, готический интерьерБлагодаря этому появилась возможность изготавливать предметы не из тяжелых древесных массивов, а из тонких досок. Это дало возможность производить качественную мебель не только для церквей, но и обычных домов. Для декора применялись филёнки с ленточным плетением или ажурным орнаментом. Каркас изделий украшался и архитектурными элементами – башенками, шпилями.

Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.

В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.

Основными видами сырья для подобных изделий служили наиболее прочные виды древесины – дуб, ель и сосна.

Облицовка комнат

Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.

В качестве напольного покрытия использовали камень, доски или плиты, а жилые зоны покрывали коврами.

Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.

Комната в готическом стилеКомната в готическом стиле

Комната в готическом стиле

Окна

Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами.

стрельчатые окна в готическом стиле

стрельчатые окна в готическом стиле

Модные веяния средневековой Европы

Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.

Мода готического СредневековьяМода готического Средневековья

Мода готического Средневековья

В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам.  С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.

Готический стиль в мужской одежде предполагал две разновидности костюма – короткий и узкий или длинный и свободный.

Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:

  • котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.

Бургундские костюмы придворных

Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.

Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.

Искусство

Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.

Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.

Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.

Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:

  1. Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
  2. Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
  3. Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.

Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.

Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Выдающиеся культурные деятели

Клаус Слютер

Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.

Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.

Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.

ламинат brilliantламинат brilliant Ламинат brilliant – современный материал, выполненный в классических тонах.

Какие бывают расцветки обоев, их виды и характеристики, как они комбинируются, читайте тут.

Дизайн кухни в стиле прованс: https://trendsdesign.ru/home/liv/provans-legkaya-kuxnya-v-firmennom-francuzskom-stile.html

Видео-обзор о достопримечательностях в готическом стиле

Заключение

Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.

Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.

Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.

Готический стиль в интерьере – современное Средневековье

Готический стиль широко представлен в западноевропейском искусстве в 13-15 веках. Он появился в период развития новых технических достижений и основной его чертой является мистическая иррациональная экспрессия. Интерьер помещений стал высоким и светлым в основном благодаря витражам.

Одной из характерных черт готического стиля является изобилие тонких колонн, которые расходятся подобно загадочному цветку и теряются в бесконечности, этот эффект создается благодаря необычайно высоким потолкам. Действительно, готический стиль символизирует собой бесконечность. Его особенностью является то, что зачастую размеры помещения значительно увеличиваются визуально, напоминая собор. Стиль готики постепенно утратил национальные черты, но сохранил общую стилевую направленность.

Интерьеры этого стиля отличаются значительным величеством, экспрессивностью и изящностью. Стены теряют свою массивность, они приобретают необыкновенную легкость. Они обычно украшаются росписью, гобеленами или облицовываются деревом. Полы из камня и деревянного материала застилаются коврами. Характерной особенностью данного стиля являются ажурные орнаменты, каменная резьба и стрельчатые своды. Над входом, в классическом варианте, обязательно должно располагаться огромное витражное окно. Оконные стекла должны быть из выпуклого стекла в свинцовом обрамлении. Занавесок быть не должно. Потолки обычно с открытыми стропилами или балочной конструкцией, допускается роспись на потолке.

При выборе мебели предпочтение следует отдать буфетам на высоких ножках и высоким двустворчатым шкафам с множеством филенок. Для создания готического стиля пригодятся стулья и кровати с высокими спинками, которые имитируют старинные замки и церкви. Орнамент на дереве должен быть строгим геометрическим, который противоречит фактуре дерева. Полезным элементом мебели будет сундук или сундук-скамья. Стол должен быть массивным с двумя торцовыми опорами и значительно выступающей столешницей, в нем обязательно расположение выдвижного ящика достаточной глубины. Кровать приобретает характерный деревянный каркас и балдахин.

При отделке помещений лучше выбирать мрамор, камень и, конечно, дерево (можжевельник, дуб, лиственницу, сосну, ель, кедр). В декоре широкое распространение получила плиточная мозаика. Если позволяет достаток, то можно оформить стены бархатом или сукном. Широко используется для оформления стен шероховатый известняк или гладкий булыжник. Популярностью пользуется метод «обманки», когда часть стены как бы обнажает участок кладки. Этот прием обычно используется над каминной зоной. Часто используется лепнина, которая покрывается золотой краской.

Картины из гобелена для украшения комнат лучше не использовать, так как интерьер итак заполнен декоративными элементами. Лицо готического стиля – это окна-витражи, которые своими значительными размерами создают впечатление, что стены служат лишь каркасом для них. Это могут быть многоцветные витражи или популярное окно-роза, которые создают световые эффекты. В орнаменте на витражах преобладают синий, зеленый, белый, красный, желтый и все оттенки фиолетового.

Проемы дверей лучше сделать в виде стрельчатых арок. Витражи, хоть и являются основным элементом готического стиля, могут быть слишком навязчивы. Поэтому главное – не переборщить. Остальные оконные проемы можно также оформить в виде стрельчатых арок, дополнив их двухслойными прозрачными шторами, что будет выглядеть особенно уместно в спальне и детской комнате. В гостиной или столовой необходимо построить камин, который придаст теплоты и уюта готическому стилю. Над камином не должно быть никаких замысловатых украшений на стене.

Цвет в готическом интерьере играет значительную роль. Для готического стиля уместны серебряные или золотые нити и насыщенные синие, коричневые, красные, желтые оттенки. Для создания контраста используются зеленый, пурпурный, розовый, иссиня-черный, рубиновый цвета.

Готический стиль появился в эпоху расцвета станковой живописи и декоративных искусств. Поэтому интерьер в готическом стиле щедро украшен мелкой скульптурой, резьбой по дереву и камню, изделиями из металла, стекла и керамики, изобилием шпалер и тканей. Все это свидетельствует о богатстве декора и изощренности фантазии.

Освещение помещений должно быть ярким. Днем с этой задачей отлично справляются витражи. Для вечернего освещения стоит выбрать массивные потолочные люстры, стилизованные под колесо, или обычные люстры из матового стекла спокойных расцветок с лампами, стилизованными под свечи.

В современном интерьере воспроизвести классический готический стиль достаточно сложно. Но элементы этого величественного стиля широко используются для оформления загородных домов и в интерьере квартир.

🏘 Готический стиль в архитектуре эпохи средних веков

Таинственность, величественность, восторженная чувствительность – вот далеко не полный список эпитетов, характеризующих готический стиль в архитектуре. Он органично объединил мощность каменных стен с лёгкостью и яркими красками стеклянных витражей. Тема этого материала от редакции HouseChief – готика как история и современность в архитектуре.

 Высочайшие своды и неповторимая радуга витражей – классика католических соборовВысочайшие своды и неповторимая радуга витражей – классика католических соборов

Читайте в статье

Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре

В архитектурных сооружениях Европы середины XII столетия господствовал романский стиль с античной классикой тяжёлых, массивных стен, круглых арок и узких окон-бойниц. В то же время происходило зарождение готического искусства, с иными понятиями эстетических идеалов и создания форм. Как ни странно, название воздушному стилю дали древнегерманские племена готов, покорившие Рим. Людям той эпохи казалось варварством отступление от древних канонов.

Развитие готики, как искусства, происходило в странах с господством христианской церкви. Определяющими элементами стиля стали храмы и соборы – воплощение новых веяний не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Выделяют четыре основных периода развития готики:

  • ранняя готика – XII век;
  • зрелая или высокая готика – XIII век;
  • поздняя, пламенеющая готика – XIV — XV век.

С зарождением в XV столетии нового течения Ренессанс, готическое искусство отошло на второй план.

Ранняя готика

Родоначальником стиля считается Франция, её провинция Иль де Франс. В середине XII столетия в аббатстве Сен Дени была построена церковь с элементами готической стилистики. При её сооружении убрали лишние стены, расширили фасад, удлинили арочные своды и получился первый образец готики – более светлый, масштабный и торжественный.

Монастырская церковь Сен ДениМонастырская церковь Сен Дени

Особенностями ранней готики отличаются архитектурные элементы храмов Нуайона, Лана и других французских провинций.

Раннеготический собор в ЛанеРаннеготический собор в Лане

В них пока ещё преобладает некоторая тяжеловесность романского стиля, не хватает свободного парения и раскованности.

Период зрелой готики

Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.

Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптурыСобор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры

Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.

Интерьер Амьенского собора с окном розойИнтерьер Амьенского собора с окном розой

Особенности поздней готики

Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:

  • чрезмерное количество скульптур и барельефов;
  • витиеватая скрученность фигурных шпилей;
  • стрельчатые оконные проёмы, с усложненным трафаретом перемычек.
Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистикиКатолический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики

Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.

Значение каркасной системы в готической архитектуре

Практически все изыски готических сооружений построены на главном изобретении тех времен – новой каркасной системе. Конструкция каркаса позволяла распределить весовую нагрузку здания, значительно уменьшая массу стен и перекрытий.

Технологическое новшество решило вопрос единого внутреннего пространства храмаТехнологическое новшество решило вопрос единого внутреннего пространства храма

Исчезли массивные стены и опорные колонны, разделяющие помещения, увеличилась общая площадь и высота потолочных сводов. Помимо этого, каркас способствовал экономии строительных ресурсов.

Основные конструктивные элементы готического стиля

Архитектурное течение готики принесло в строительство зданий самобытные элементы, ставшие позднее визиткой средневекового стиля.

Арочные своды

Любое высотное готическое здание имеет колоннаду сводчатых арок, выполняющую роль несущего каркаса, цементирующего и объединяющего архитектурный ансамбль.

Арочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружуАрочная система образовалась на основе романских крестовых сводов с декоративными каменными рёбрами, выступающими наружу

Зодчие готики использовали ребристые выступы, украшавшие здание. Это нервюры – арочные своды, основной элемент каркаса.

Нервюры собора Сан-Шапель в ПарижеНервюры собора Сан-Шапель в Париже

Значение аркбутанов и контрфорсов

Несущая способность зданий потеряла зависимость от толщины стен и массивные, толстостенные сооружения сменили лёгкие строения с тонкими стенами. Давление сводчатых перекрытий переходило к арочным колоннам, при этом боковая нагрузка принималась готическими элементами – аркбутанами и контрфорсами.

Изначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей строения, но для лучшей освещённости храма был перенесен наружуИзначально этот конструктивный атрибут располагался под крышей строения, но для лучшей освещённости храма был перенесен наружуСтолбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутановСтолбы располагались на некотором расстоянии от стен и соединялись с ними при помощи аркбутанов

Мозаика оконных витражей

Стекольное искусство мозаичных витражей является ещё одним важнейшим и определяющим элементом готической стилистики. Каждая мозаика уникальна и представляет итог многолетней работы специалистов.

Яркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенамиЯркие, насыщенные краски витражей создают удивительный контраст с тёмными стенами

Неповторимое сияние произведениям искусства придает солнечный свет, проникающий через стекло, создавая атмосферу высокой торжественности.

Порталы

Фасады готических соборов обязательно оформлялись множеством ажурной отделки и порталами – углублёнными нишами, содержащими скульптурные изображения животных либо персонажей мифологии.

Большие храмы на главном, обычно западном, фасаде имели по три портала, соответствующие среднему и боковым нефамБольшие храмы на главном, обычно западном, фасаде имели по три портала, соответствующие среднему и боковым нефамНа фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа зданияНа фронтонах некоторых церквей западные порталы настолько близко расположены между собой, что заполняют всю площадь низа здания

Технологические особенности строительства готических зданий

Архитектурный стиль готики свидетельствует об исключительном мастерстве ремесленников каменотёсов. Исполинские сооружения требовали огромного количества природного камня, который доставляли из местных и дальних карьеров. В некоторых районах юга Франции, Нидерландов, севера Германии применялся кирпич.

Строительство таких масштабов нереально без применения металла в деталях крепежа и блочных конструкций для подъёмов материала. Высокое мастерство зодчих средневековья свидетельствует о технологичности методов строительства.

Готические сооружения в европейских странах

Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.

Особенности Английской и Французской готики

Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.

Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направленияНеоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления

Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.

Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 годуЗдание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году

Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.

Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готикиКентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики

Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.

Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороныГотика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны

Готика в Германии и Чехии

Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.

Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 годуЛибфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году

Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.

Украшение северной Германии - ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 годуУкрашение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году

Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.

Создание Карлова моста на Влтаве (1357-1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектурыСоздание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры

Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.

В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турнирыВ помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры

Испанские и итальянские готические здания

Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.

Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамораМиланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора

Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.

Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309-1340 годахВенецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах

В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.

Церковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классикеЦерковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классике Кафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 годуКафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году

Готика в других европейских странах

Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.

Дворцовый «Зал Капитула»Дворцовый «Зал Капитула»

Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.

Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.

Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружениеБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.

Домский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииДомский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружениеБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Неоготика, как ренессанс готической архитектуры

Возвышенная готика в зодчестве совершенно исчезла к середине XV столетия, уступив место материальному Возрождению, воссоздававшему культуру античности. Неоготическая архитектура неожиданно полыхнула на острове Великобритания в середине XVIII века и перекинулась на Европейский и Американский континенты.

Знаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламентаЗнаменитым образцом неоготики является Лондонское здание Британского парламента

Средневековая Россия, находившаяся под сильным влиянием Византийской культуры, практически не знала готических приемов в архитектуре.

И всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского КремляИ всё же, некоторые веяния европейского стиля проскальзывают в стеновых и башенных строениях Московского Кремля

Особо яркие проявления неоготической стилистики заметны в здании Царской резиденции под Москвой – самого крупного псевдоготического комплекса Европы.

Редчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направленияРедчайший памятник Российской неоготики содержит классические приемы русского зодчества наряду с типовыми атрибутами готического направления

На Американском континенте неоготика причудливо переплелась с технологическим прогрессом.

Знаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборовЗнаменитый Бруклинский мост Нью-Йорка построен на арочных устоях в виде стрельчатых окон готических соборов

Элементы готики в современном коттеджном строительстве

В наши дни тенденция комфортного загородного жилья требует постоянного усложнения архитектурных решений.

Готическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идейГотическая направленность в строительстве стала весьма востребованной из-за множества интересных идей

Современная готика в коттеджном строительстве – это эксклюзивный проект для каждого владельца. Причём, совершенно необязательна постройка средневекового замка с натуральными габаритами, главное – соблюдать основные каноны внешней стилистики.

Для создания готического дизайна придерживаются таких принципов:

  • конструкция многоскатной крыши должна демонстрировать очень высокий угол наклона и декоративную оградку с остроконечными шпилями;
  • компоновка постройки должна предусматривать обязательную башенку и выступающие фрагменты фасада;
  • окна оформляются со стрельчатой арочной вставкой вверху оконного проема.

В наружной отделке стен используется сайдинг, керамическая плитка с имитацией диких каменных блоков. Возможен вариант декоративной штукатурки пастельно-серых тонов. Для внутренних помещений подойдёт обшивка из древесного бруса.

Проекты небольших загородных домов с элементами готического стиля

А как вы относитесь к этому стилевому направлению? Хотелось бы вам использовать такие приемы в архитектуре собственного дома? Напишите об этом в комментариях! В заключении предлагаем вам небольшой видеоматериал о современном применении этого стиля в строительстве и дизайне интерьеров:

Устремлённый и одухотворённый – готический стиль в архитектуре

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? Поддержите нас и поделитесь с друзьями

Готический стиль

 Невероятные средневековые замки и храмы, разбросанные по всей территории Европы, построены в готическом стиле, который придает им налет тайны и мрачности. Современное представление этого стиля само по себе ассоциируется с мрачными тонами, большим количеством замшелого камня, темными сводами и громоздкой мебелью. Но на самом деле — это лишь общий облик, дошедший до нас и популяризованный за счет мифов и легенд. Настоящая готика торжественная, яркая, рвущаяся к небесам, прославляющая Бога.

История происхождения готического стиля

Формирование готического стиля начинается в середине XII века во Франции. Предшественником становится романский стиль, от которого много остается уже в сформировавшейся готике. А название идет от варварских племен, Готов, которые в эпоху Римской Империи заселяли Европу. Предположительно впервые это архитектурное течение «готическим», стал называть знаменитый Рафаэль. Наибольшее распространение стиль получает в XIII—XV веках на всей территории Европы. Просвещенные итальянские художники эпохи Возрождения говорили о готике, как о символе варварской Европы, поглощенной раздором и лишенной культуры, символе невежества и грубости.Выделяется несколько исторических периодов в развитии готического стиля, которые характеризуются различными преобразованиями и развитием новых технологий. Наиболее величественны строения в период «высокой» готики. В XVI веке начинается период Возражения в Европе и появляются новые стили. Однако темная и величественная красота готических строений будоражила фантазии архитекторов, а к XX веку формируется понятие неоготики, использование элементов средневекового готического стиля с использованием новых технологий строительства и материалов.

Материалы, используемые в готическом стиле

Основу средневековых готических строений составляют камень и дерево. Для фундамента часто и использовали необработанные глыбы, скрепленные раствором, чтобы повысить прочность всего строения. В отделке участвовало много мрамора и деревянных конструкций, для которых использовали наиболее ценные и прочные породы — дуб, кедр, сосна, лиственница, ель. Детали интерьера обтягивали кожей. В качестве украшения и фурнитуры использовались кованные элементы, скульптуры, довольно замысловатая лепнина на потолке и стенах, которая копировала своды пещеры, создавая впечатление спускающихся сталактитов.

Цветовая гамма готического стиля

Цветовая гамма очень яркая. Использовались контрастные и богатые цвета: красный, желтый, оттенки натуральной охры, синий, фиолетовый. Много золотых и серебряных деталей. Мрачность каменных стен контрастировала с яркостью витражей, преломляющих солнечные лучи и дающих необычное красочное освещение. Ну и, конечно, для усиления контраста особые детали выделялись черным и пурпурным цветами.

Украшения в готическом интерьере

В оформлении больших зал всегда присутствовали поражающие воображение камины, выполненные из камня и украшенные разнообразной лепниной. Витражами оформлялись окна и стены. А в качестве украшения использовались кованые и резные изделия с цветочными мотивами. Наиболее распространены были изображения роз и лилий, трилистника, виноградной лозы. Активно применялись тканые гобелены, покрывавшие холодные стены почти полностью.

Предметы мебели готического стиля

Самым распространенным и практичным предметом мебели в средневековом жилище любого достатка был сундук. Он выполнял функцию стола, стула, кровати. Шкаф появился в результате того, что несколько сундуков ставили один на другой и украшали металлической отделкой и резьбой. Стулья с высокими спинками, украшенными стрельчатой резьбой. Кровати со столбиками и балдахинами, массивные шкафы на высоких ножках. Столы с откидными столешницами, под которыми находись множество ящичков. Мебель из темного дерева декорировалась деревянной резьбой, металлической фурнитурой, обтягивалась кожей. Украшения по большей части повторяли основные узоры в строении зданий — арки, цветочные мотивы, даже скульптуры.

Особенности готики

  • Основная структурная особенность готики — уходящие ввысь, стрельчатые крыши. Стремление вверх, к небу символично выражается в средневековых храмах. Потолки высокие, иногда украшены ложными деревянными балками. Тяжелые каменные своды поддерживаются сложной системой арок.
    • Высокие стены испещрены большим количеством стрельчатых окон. Оформлялись стены деревянными панелями, которые украшались резьбой. Для дополнительной опоры снаружи здания пристраивались контрфорсы разного уровня, они брали на себя часть тяжести каменной крыши. Такой архитектурный прием повалял делать здание еще выше.
  • Вопреки всеобщему мнению, готические здания изобилуют светом за счет большого количества высоких окон. Арочное строительство позволило делать их широкими и большими. Украшали их восхитительными витражами. Сочетания цветов создавали волшебную атмосферу внутри здания. Зачастую использовались религиозные мотивы или легенды, которые превращались в живые картины, рассказывающие истинную историю. Двери делались массивные, деревянные, украшались резьбой и металлом.

 Использование готики в современном и интерьере

Следовать всем канонам готического средневекового стиля в условиях современной застройки непросто. Однако элементы готики очень популярны. С помощью современных материалов воспроизводится мебель и предметы быта темного средневековья. Внесение в интерьер деревянной массивной мебели, каменных и металлических украшений превращает обычную квартиру в королевский замок. Каменные и металлические детали, камин, яркие сочетания красного и золотого в обрамлении темного дерева создают загадочную атмосферу. Ассоциация с темными и мрачными цветами в этом стиле ошибочна. Большие окна, украшенные витражами, пропускают много света.Готика олицетворяет стремление ввысь, попытка быть ближе к Богу, одухотворенность и полет. Любые стрельчатые и арочные конструкции сейчас принято считать готическими. Но влияние этого стиля наблюдается во многих архитектурных течениях как исторических, так и современных. Некоторые готические элементы улавливаются в великолепных русских православных храмах, и даже в американских небоскребах.

Готический стиль в интерьере: изящество средневековья

Время прочтения:

  • Характерные черты стиля готика в интерьере
  • Архитектурные особенности готического стиля
  • Цветовая гамма и особенности отделки в готическом стиле
  • Оформляем интерьер в готическом стиле

Готический стиль в интерьере пользуется незаслуженной славой мрачного и мистического направления. Большинство людей брезгливо морщатся при его упоминании, считая, что интерьеры, созданные под влиянием готики чрезмерно драматичные и пугающие. Однако понятие готического стиля гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.

Характерные черты стиля готика в интерьере

Латинское слово «готика» использовалось архитекторами для того, чтобы подчеркнуть величие строений. Готический стиль, зародившись в XII веке во Франции, всего за одно столетие охватил практически всю Западную и Центральную Европу, и лишь в XIV веке его стали использовать в Восточной Европе.

Готическая архитектура смотрится очень фундаментально и благородно

Основной особенностью этого направления является то, что его сложно воспроизвести в маленьких помещениях. Готика – это стиль, требующий простора и высоких потоков, поэтому лучше всего он будет смотреться в загородных домах и квартирах с удачной планировкой.

Это интересно! Готический стиль формировался не одно столетие. В него вплетались культурные особенности и традиции многих стран, поэтому интерьеры, созданные по канонам этого направления, могут разительно отличаться друг от друга.

Готический стиль, как средневековое направление, подразумевает использование грубых материалов для отделки. В основном это древесина и камень, прошедшие минимальную обработку. Их обязательно стоит использовать для того, чтобы добиться необходимой стилизации интерьера. В качестве альтернативы можно применять современные отделочные материалы, которые максимально точно воспроизводят текстуру и внешний вид натурального камня и дерева.

Дизайнерский интерьер в готическом стиле

Характерной чертой направления стали и различные фрески и настенные росписи, которые обильно украшали средневековые дома. Мы понимаем, что проблематично в современной квартире воссоздать подобные художественные элементы, поэтому дадим совет: обратите своё внимание на изображения в технике граффити. Талантливые мастера смогут искусно расписать стены в вашем доме в соответствии с заданной тематикой.

Удачное сочетание готической архитектуры и классического интерьера

Для готики свойственно использование металла в качестве элементов отделки различных предметов. Этот материал встречается повсюду: из него изготавливают фурнитуру, кованые оконные решётки, мебель, светильники и декоративные предметы. Готический стиль невозможно представить и без витражей. Большие окна являются прекрасным «полотном» для создания необычных картин из разноцветных стёклышек.

Роскошное витражное окно в стиле готика

Архитектурные особенности готического стиля

Архитектурной особенностью готического стиля являются большие стрельчатые окна. Внешний вид оконных проёмов средневековые архитекторы позаимствовали из восточной архитектуры, где была популярна форма в виде стрельчатой арки.

Однако подобные окна требуют использования особого вида перекрытий из-за того, что основная нагрузка приходится не на всю стену, а лишь на отдельные опорные конструкции. Это привело к тому, что в готической архитектуре появился ещё один характерный элемент – крестовый стрельчатый свод. Такой потолок при всем своём величии смотрится весьма изящно за счёт того, что опорами ему служат аккуратные тонкие балки.

Дизайн в стиле готика со стрельчатым сводом и окнами в форме стрельчатых арок

Как и в случае с античным стилем, для готики характерно оформление помещений с помощью колонн, колоннад и арок. В Средние века они служили не только в качестве декораций, но и в качестве изысканного способа зонирования пространства. Что касается украшения стен и потолков, то в готике используются различные барельефы, молдинги, а также особые элементы, присущие лишь этому направлению – «рыбьи кости» – выступающие из стен балки, которые упираются в потолок.

Архитектурные готические элементы “рыбьи кости”

Несомненно, для такого рода архитектурных особенностей требуется огромная площадь, но для того чтобы воплотить в интерьере квартиры готический стиль достаточно обойтись доступными вещами, например, фальш-колоннами, полиуретановой или гипсовой лепниной и аккуратными сосновыми балками, затонированными подходящим лаком или краской.

Роль фокусной точки в большинстве интерьеров в готическом стиле выполняет камин. Портал украшают традиционными узорами, основу которых чаще всего составляют растительные мотивы и изображения мифических животных. Необязательно оформлять камин фигурами горгулий и единорогов, достаточно лишь грамотно стилизовать его и вписать в имеющийся дизайн.

Камин удивительной расцветки в интерьере в стиле готика

Цветовая гамма и особенности отделки в готическом стиле

Дизайн интерьера в готическом стиле предполагает насыщенную цветовую гамму и плотные цвета. Выбор палитры оттенков напрямую зависит от желаемого результата. Если вам необходимо получить драматичный и несколько мистический эффект, используйте в качестве основных цветов тёмные тона, например, коричневый, чёрный, антрацитовый, густо-фиолетовый, бордовый, тёмно-зелёный.

Готический стиль традиционно ассоциируют с тёмной цветовой гаммой

Однако подобная цветовая гамма лучше всего подойдёт для стилизации интерьеров в общественных заведениях, ведь вкупе с характерными готическими элементами получается фактически театральная обстановка. В квартире такое оформление быстро надоест и загадочная готика превратится в удручающий дизайн. Для повседневной жизни лучше подобрать нейтральную палитру оттенков, которая станет фоном для акцентов насыщенного цвета.

Готика гармонично сочетается с современными предметами и светлыми цветами

Отделка в готическом стиле весьма строгая. Поверхность стен либо оштукатурена, либо выполнена из камня или деревянных панелей. Максимум, что можно допустить – это гобелены. Приветствуется зонирование помещения с помощью отделки: в разных зонах стены выполнены из разных материалов. Подбирая варианты для оформления обычного плоского потолка, остановите свой выбор на кессонном потолке или потолке с балками.

Модный дизайн интерьера в готическом стиле

Что касается напольного покрытия, то здесь можно пофантазировать, ведь ограничением будет исключительно бюджет, заложенный на ремонт. Оптимальный вариант – деревянные полы из тёмных пород или керамическая плитка. Но если вам не хватает роскоши, вы можете приобрести напольное покрытие из натурального камня.

Оформляем интерьер в готическом стиле

Каким бы величественным и фундаментальным ни выглядел дизайн интерьера в готическом стиле, он обязан оставаться гармоничным. Отделка, мебель и аксессуары должны составлять единый ансамбль.

Сочетание современных трендов и готического стиля в интерьере кухни

Готика тяготеет к рукотворным изделиям, поэтому в интерьере доминируют вещи, созданные искусными мастерами. Если это мебель, то она выглядит очень добротно и основательно. Ее изготавливают из натурального дерева и украшают резьбой, которая должна перекликаться с общим оформлением. Характерные черты изделий, выполненных в готическом стиле – изящные резные ножки, высокие спинки у стульев и массивные изголовья кроватей, внушительных размеров столы и шкафы.

Готический стиль в интерьере может быть весьма уютным

Не последнюю роль в интерьере в готическом стиле играют и светильники. Современная индустрия предлагает огромный выбор моделей, с помощью которых можно создать неподдельную атмосферу средневекового замка. Сама подсветка должна быть камерной и немного таинственной.

Детали интерьеров в готическом стиле

Готический стиль в своём первозданном виде считается довольно сложным для воспроизведения в условиях городской квартиры, поэтому он требует адаптации под современные тренды. Пробуйте заменить насыщенные цвета похожими по оттенку, но более спокойными тонами, используйте витражи в качестве декора для дверей и светильников, «смягчите» холодный каменный пол пушистым ковром с густым ворсом.

Барная зона, стилизованная в духе готики

Готика – стиль очень богатый и сложный, и это его главное преимущество. В умелых руках он обретёт новую жизнь, раскроет весь свой потенциал и станет олицетворением сильного, глубокого и запоминающегося дизайна.

Готический стиль в интерьере

Готика (французское gothique, немецкое gotisch, итальянское gotico производны от латинского gotthus и греческого gothos) — направление в развитии культуры XII-XV веков. Стиль, зародившийся во Франции и отличающийся своей изысканностью, пришел на смену романскому стилю и, постепенно теряя ярко выраженную национальную окраску, стал общеевропейским направлением в искусстве. Готика — венец Средневековья, стиль сложного психологического состояния — величественный и изящный, мрачный и мистический.


Готический стиль в архитектуре означал уход от мрачных громоздких форм к более легким и изящным, стремящимся ввысь конструкциям при всей их монументальности и величии. Классика готической архитектуры — церковь монастыря Сен Дени и Собор Парижской Богоматери — с арочным каркасом зданий, узкими башнями, взлетающими в небо и резными элементами фасада. Гигантские ажурные башни, колючие иглы шпилей, сияние витражей, подчеркнутая вертикальность конструктивных элементов, обилие ярких деталей, позолоты, тонкой работы с камнем, высокий уровень знания пропорций и декорирования — характерные черты готического стиля в архитектуре.


Особая роль уделялась освещению — символу божественного света. Витражи, вытянутые окна-арки, игра со стеклом и светом создавали определенную психологическую атмосферу. Богатство без помпезности, королевское величие и образец изящества и мастерства. Экспрессия, симфония света, камня и стекла…


В готическом стиле в интерьере значение имеют не столько применяемые цвета (фиолетовый, красный, цвет охры, цвет натурального металла и золота) и природные материалы (мрамор, камень и дерево), сколько их сочетаемость и стилевое единство с дизайном внутренних пространств, гармония старинных предметов с современными. Кафельные и дощатые полы интерьеров в стиле ранней готики позднее стали застилать коврами.



Сложный лиственный орнамент, лепнина, покрытая позолотой, резные порталы, веерный свод с опорами, деревянные стропила кровли и массивные балочные потолочные перекрытия, майолика и плиточная мозаика, коллекции старинной живописи в красивых окладах, фрески и настенная роспись, книги, зеркала в позолоченных рамах, ковры и гобелены, отделанные тканями стены, красиво драпирующиеся гардины на окнах от пола и покрывала, кованые подсвечники и вазы, мебель с гнутыми ножками, дугообразными линиями и стрельчатыми верхушками — все это элементы классического готического стиля.


Современный готический стиль, как правило, встречается в больших частных домах, стилизованных ресторанах. Масштабность, величественность действуют опосредованно — за счет пропорционального соотношения объемов, форм, проемов и деталей. Создание изящной атмосферы достигается при помощи отделочных материалов, работы с витражами и освещением, использования традиционных элементов. Неоготика в интерьере, современное прочтение исторического стиля, — это огромные окна и панорамное остекление, многоцветные витражи, световые эффекты, отделка дверных и оконных проемов, камины высотой до потолка с каменной кладкой, искусственно состаренные предметы мебели, заостренные формы и доминирующая вертикальность. Готическа мебель — темная, внушительных размеров. Деревянные буфеты на высоких ножках, высокие массивные шкафы с распашными дверками, кровати и стулья с высокими спинками, сундуки, кровати внушительных размеров с балдахинами. Ткани для декора с золотой нитью или красивым набивным рисунком, мелким золотистым орнаментом (месяцами, трилистником, звездами).


Это динамика и экспрессия форм поздней, «пламенеющей», готики. Такой стиль подойдет людям с яркой индивидуальностью и характером, стремящимся к нестандартному подходу в оформлении интерьера. Воплощать его в интерьере, как и всякий исторический стиль, лучше взвешенно и осторожно, как идею, которая не диктует, а указывает путь.

готика, архитектура, здания, в одежде, интерьере, собор, в Средневековье

Историческое и культурное развитие неразрывно связаны. Особенно ярко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где перемены в технической, гражданской и религиозной сферах проявились не только в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного расцвета. Результатом последнего стало появление готического искусства. Это направление полностью отвечало духу своего времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия.

История становления

ХII — ХIII вв. стали периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства Европейских стран. Рост и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесленничества, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в формировании готического искусства.

Изначально «стиль готика» применялся в архитектуре, а позже стал проникать и в прочие сферы жизни. Он зародился во французском городе Иль де Франц и пришло на смену романскому стилю. Церковь монастыря Сен-Дени является первой готической постройкой.

Наследие готики, подаренное архитектуре Эпохи Возрождения выражено в этом фото.

Нотр-Дам де Пари, Франция

Особенности архитектуры

В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи.

В эпоху Средневековья собор был не просто церковью, а важным элементом жизни города, в нём проводились не только ритуальные службы, но и театральные представления, академические лекции или заседания городского совета.

Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:

  • Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
  • Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.

Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.

Дуомо, Милан

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль «готика» изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле «готика», отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.

Интерьер готического собора

Мебель

Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.

Изобретение лесопильни — главный фактор в развитии мебельного ремесла.

 

Благодаря этому появилась возможность изготавливать предметы не из тяжелых древесных массивов, а из тонких досок. Это дало возможность производить качественную мебель не только для церквей, но и обычных домов. Для декора применялись филёнки с ленточным плетением или ажурным орнаментом. Каркас изделий украшался и архитектурными элементами – башенками, шпилями.

Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.

В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.

Основными видами сырья для подобных изделий служили наиболее прочные виды древесины — дуб, ель и сосна.

Облицовка комнат

Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.

В качестве напольного покрытия использовали камень, доски или плиты, а жилые зоны покрывали коврами.

Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.

Комната в готическом стиле

Окна

Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами.

Модные веяния средневековой Европы

Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.

Мода готического Средневековья

В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам.  С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.

Готический стиль в мужской одежде предполагал две разновидности костюма – короткий и узкий или длинный и свободный.

Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:

  • котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.

Бургундские костюмы придворных

Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.

Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.

Искусство

Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.

Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.

Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.

Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:

  1. Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
  2. Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
  3. Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.

Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.

Собор святого Стефана, Вена, Австрия

Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Выдающиеся культурные деятели

Клаус Слютер

Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.

Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.

Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.

Ламинат brilliant — современный материал, выполненный в классических тонах.

Какие бывают расцветки обоев, их виды и характеристики, как они комбинируются, читайте тут.

Дизайн кухни в стиле прованс: http://trendsdesign.ru/home/liv/provans-legkaya-kuxnya-v-firmennom-francuzskom-stile.html

Видео-обзор о достопримечательностях в готическом стиле

Заключение

Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.

Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.

Related Post