Вся недвижимость, которой владеет Михаил Боярский
Боярский — человек, о котором без преувеличения можно говорить легендарный. Только-только, 26 декабря 2019 года, отметил юбилей, 70 лет. Вся страна вновь вспомнила его геройские роли: Д′Артаньяна, шевалье Де Брильи, Теодоро… Его яркий образ мужчины в черном, болельщика «Зенита», борца за права курильщиков, исполнителя песенных хитов, обладателя неповторимого тембра. Об актере и певце можно рассказывать бесконечно — биография позволяет. Ее интересная часть — квартирный вопрос Михаила Сергеевича.
Навсегда в одном городе
Детство будущего знаменитого актера прошло в коммунальной квартире, на Гончарной улице Ленинграда. Комната в шесть м² служила приютом для 5 человек. Мебели не хватало, не было даже стульев и стола, да и поставить все это было некуда. Из крана текла только холодная вода.
Позже, уже взрослым и знаменитым, артист будет вспоминать, что ему в жизни всегда не хватало комфорта. По коммуналке бегали крысы. Но сказать, что детство было горьким, нельзя. Напротив, очень даже счастливым. На общей кухне, но в центре города. В таких условиях Миша с родителями прожил 8 счастливых лет. Сегодня Михаил Боярский также живет в исторической части Санкт-Петербурга. Любуется пейзажами из окон квартиры, бывает, спорит с соседями и горожанами.
Дом певца напротив дома поэта
Совместную супружескую жизнь Михаил Боярский и Лариса Луппиан начинали в съемном жилье. Потом театр Ленсовета выделил квартиру на окраине, ставшую стартовой для другого места жительства. Творческая семья поменяла прописку и поселилась на улице Мойка, 31.
Интересно!
Это здание — памятники архитектуры регионального значения. В историческом строении располагался доходный дом Н.П. Ферзена. Напротив, другая знаменитая постройка — дом Пушкина, ул. Мойка, 12.
Этаж у Боярских, правда, совсем не элитный, первый. Помещение изначально было неустроенным, дороги к дому не асфальтированные. Но все меняется. В доме появился «замечательный сосед» — мэр города Анатолий Собчак. Молодые со временем расширились, докупили квадратные метры.
Перестроили, отремонтировали. Сейчас они обладатели роскошной квартиры из семи комнат ,которую обставили старинной мебелью, украсили картинами и антикварными деталями. Люстра — хрустальная. Частенько в ней отражаются отблески огня из камина.
Стены в спальне выполнены в светлых тонах, оттеняет их бирюзовая мебель,кровать и тумбочка. Покрывало и занавески в синем цвете. Создается впечатление жизнерадостной открытой комнаты, в которой рождаются ассоциации с морем и отдыхом. Прикроватный ковер на полу с портретом Михаила Сергеевича.
Смотрится экстравагантно. Но, видимо, супруге позволено «топать» лицо актера. На этажерках в комнатах хрустальная посуда, цветное стекло. На полу в гостиной плитка, гармонично уложенная. Кто-то говорит, что чересчур помпезно у Боярских. А им нравится.
Вид из окна квартиры — отдельная история. Актер признается, что свои апартаменты больше всего любит именно за открывающийся обзор: речка Мойка. Любит смотреть на нее, когда идет дождь, от капель разбегаются круги, а вода становится почти черной.
Камин для счастья
Уже почти полвека назад артист получил земельный участок в садоводстве Грузино. Это близ Петербурга, во Всеволжском районе. Здесь-то, в течение шести лет, и вырос трехэтажный особняк. Его устройство разрабатывали несколько архитекторов. Теперь в нем семья живет всякое лето. По периметру дачи растут ивы, тополя декоративные растения. Загородное гнездо буквально утопает в них и скрыто от посторонних взглядов. Для Михаила Сергеевича любимый уголок в доме — около камина. Хотя, признается в интервью, дом получился уродливым, иногда неудобным:
- балкон в холле не у места;
- полы не выровнены, надо помнить, где какой участок возвышается;
- в центре комнаты печка, которую перекладывали пять раз;
- по-настоящему крепким получился только фундамент.
Интересно!
Глава семейства сравнил постройку с катастрофически неудобным костюмом, который жмет, растянут, штанины разные. Но радуется, что он есть. И переживать по поводу несуразности дома никто не собирается. Это давно любимое место отдыха Боярских, родителей, детей, внуков.
На этой даче можно расслабиться, здесь покой и тишина. А отдых у популярных людей вполне традиционный:
- Лариса ходит в лес за грибами;
- Михаил Сергеевич устраивает сауну, жарит шашлыки;
- внуки любят слушать сказки в исполнении деда-артиста, каждый вечер.
Среди соседей — «звездные» друзья- Андрей Ургант с молодой женой, Иван Ургант, друг детства Лизы и Сергея, детей Боярского. А еще рядом живут цирковые артисты, художники, музыканты филармонии.
Более свободным, вдали от поклонников, артист чувствует себя в Болгарии, где его никто не узнает. Там у него жилье в комплексе с милым названием Апельсиновка, или Orange County. Недалеко от аэропорта Бургаса, всего в часе езды. Квартал обустроенный: магазины, рестораны, кафе, спортивные и детские площадки. Но главное — море совсем близко! Чудесное место отдыха с внуками. Нянчить приходится часто. Дочь Елизавета, востребованная актриса, своих детей часто доверяет знаменитым дедушке и бабушке.
Где бы не находился дом, какой бы архитектурой не славился, главное, считает Михаил Боярский, чтобы в нем жили любовь, счастье, дружба. А по клумбам и лужайкам на велосипедах гоняли внуки.
Где живет Михаил Боярский в Санкт-Петербурге?
Когда-нибудь молодые поймут, что главное в жизни — это семья и дом. И большего удовольствия, чем возвращаться домой, к родному очагу, в жизни не существует. Это слова Михаила Боярского. Где живет Боярский сейчас и что он может рассказать о своем доме?
Любимый город
Преданность Петербургу — это черта, которая характеризует знаменитого актера. Он отличается постоянством, всю жизнь живет в одном и том же городе, где и родился — конечно, речь идет о Петербурге. Дата рождения актера — 26 декабря 1949 года, он появился на свет в актерской семье. Коммунальная квартира, где жили Боярские в Санкт-Петербурге, расположена на Гончарной улице, недалеко от Московского железнодорожного вокзала. Пятеро ютились в шестиметровой комнатушке, в доме, кроме холодной воды, не было ничего, никаких удобств. Мебели не хватало. До того как Мише исполнилось 8 лет, они жили по этому адресу. И хотя условия проживания были не лучшими, актер считает самым лучшим этот беззаботный период своей жизни — детство. Затем семья переехала в самый центр города.
Родная Мойка
Истинный петербуржец, последние 30 лет легендарный Д’Артаньян российского кино обитает в квартире по адресу: Мойка, 31.
Это старое здание на углу набережной реки Мойка и Миллионной улицы известно как доходный дом Ферзена. Тем не менее, среднестатистическому жителю Санкт-Петербурга это название не говорит ни о чем. Жители этого здания — знаменитости, а сам дом был возведен почти сто лет назад, сегодня дом приобрел довольно резонансную репутацию, но сейчас не об этом.
Напротив здания, где живет Боярский, по адресу Мойка, 12, расположен дом А. С. Пушкина, в котором поэт прожил свои последние годы.
Через каждые 15 секунд водные трамвайчики с туристами проходят мимо дома, где находится квартира великого актера, экскурсоводы рассказывают своим подопечным, что Боярский живет здесь уже более 30 лет, очень привык к этому дому на Мойке и ни на один другой дом его не променяет.
С мэром рядом
В этом же доме на четвертом этаже когда-то жил первый мэр — Анатолий Собчак. И часто у подъезда разгневанные толпы собирались в демонстрации, кричали на четвертый этаж, что не отдадут Курилы. Слышно было на весь дом. Дети актера не могли заснуть от этого шума, тогда он буквально выскакивал со шпагой и разгонял всех вон. Никто не ожидал, что вместо Собчака появится «сумасшедший» Д’Артаньян с оружием и в ярости потребует, чтобы люди замолчали, потому что спят дети. Тогда интернета не было, и никто не знал, что Боярский здесь живет.
С нуля
Квартира на Мойке, где живет Михаил Боярский, — это родовое гнездо актера, которое было разрушено войнами и революцией, поэтому его актер фактически создавал с нуля.
Вместе с женой, Ларисой Луппиан, Михаил Сергеевич создавал свое жилье, делал планировку, все самостоятельно, без помощи дизайнеров с их модными трендами. Он искренне говорит, что ни один из них не сделал бы то, что хотели бы видеть Лариса и Михаил — все было бы сделано пусть и добротно, но без души. Актерам по сердцу теплая классика, им близок стиль без примесей хай-тека. В квартире в Санкт-Петербурге, где живет Боярский, каждая вещь на своем месте — камин и диваны, красивые комоды и хрустальная люстра. Каждому свое.
Суета города
Боярский признается, что жить в сердце города — на Мойке — ему всегда хотелось, его всегда будто бы вело сюда. В детстве, будучи мальчишкой, он прятался от дождя в Эрмитаже, под его атлантами, ходил сюда на салюты и демонстрации. Даже когда служил в армии, Михаил Сергеевич на Дворцовой площади маршировал с барабаном.
Там, где живет Боярский в Петербурге, многим людям очень нравится, и все стремятся именно сюда, в сердце города. Ведь рядом — сплошные достопримечательности: Эрмитаж и Дворцовая площадь, и прямо у окон актера проходят все праздники. Здесь постоянно слышатся музыка и салюты, концерты и спортивные соревнования. Но привычка — вторая натура, Михаил Сергеевич очень привык к этому, и по признанию актера, шум его совсем не тяготит.
Боярский говорит, что если вблизи скопилось очень много народу, он старается быстро добраться до припаркованного около парадного входа автомобиля и скорее уехать. Но где бы ни был актер, он всегда стремится вернуться домой, нигде не задерживается, мчится обратно, в семью, к родному очагу.
Новая квартира
Боярский всегда мечтал о жизни в центре родного города, его никогда не привлекали спальные районы. Многочисленные переезды за всю его жизнь не изменили его мнения. Он говорит, что тот театр, где он работал с женой Ларисой Луппиан, выдал супругам двухкомнатную квартиру по адресу: Мойка, 8. Там они и жили, и там родились их дети — Сергей и Лиза. Поскольку семья разрослась, да и звания актеры приобрели новые, театр выделил трехкомнатную квартиру, куда должен быть переехать жить Боярский, где-то рядом с БДТ. Лариса и Михаил очень обрадовались, но произошла интересная история — иногда судьба подбрасывает занятные повороты. Пара готовилась к заселению, но съемочный процесс никто не отменял. Михаил Сергеевич был занят на уличных съемках, проходящих на Мойке. Возникла срочная необходимость побриться, Боярский зашел в первую попавшуюся квартиру на первом этаже — ему открыли двое пожилых людей, актер попросил побриться, затем оглядел помещение…
Эта квартира была большой, но в плохом состоянии, в некоторые комнаты были заколочены двери — хозяева не пользовались квартирой целиком.
Мойка, не БДТ
Боярский и хозяева разговорились. Выяснилось, что им обоим в квартире некомфортно — такая большая жилплощадь не нужна, они с трудом ее содержали, а актер рассказал им о своей трехкомнатной, которая была в два раза меньше. И пожилой чете пришла в голову мысль — поменяться. Актер выразил согласие. В результате в ту квартиру, которую им выдал театр, они даже не заезжали.
В итоге там, где живет Боярский сейчас, царят уют и покой, а первоначально жена категорически не хотела туда заезжать. Во-первых, это был первый этаж, а во-вторых, неустроенное помещение, грязь и острая необходимость в ремонте. Но в итоге актер настоял на своем, и пара въехала в новое жилище.
По словам Боярского, дом, в котором было много таких неустроенных квартир, постепенно преображался, а после того, как сюда приехал жить Анатолий Собчак, — особенно. Боярский вспоминает, как много было пустующих, «мертвых» жилищ, брошенных, никому не нужных, а сейчас в доме, где живет Боярский, работают рестораны и кафе, есть и роскошные апартаменты, и мансарды. По словам актера, даже жена Лариса, которая была очень возмущена этим переездом, в скором времени привыкла к новой квартире, видя, как все вокруг преображается.
История с мансардой
Еще одна интересная история связана с приобретением главным мушкетером страны мансарды в доме на углу Невского проспекта и Караванной улицы. Говорят, что это место, где будет жить Боярский-младший, а именно сын Сергей. Знаменитый российский актер и его наследник являются акционерами девелоперской компании, а также владельцами крупного торгового центра в Петербурге.
Строительство мансарды велось давно, договор о реконструкции чердачного помещения под жилье на площади 332 квадратных метра был подписан в ноябре 2008 года.
Ходили слухи, что никто из жильцов не давал своего согласия на строительство этого помещения, но по версии администрации района, все необходимые документы у актера имеются. При этом Боярский не одинок в своих желаниях. Некоторые питерские бизнесмены также устремились в «пентхаус».
Мансарду решено поделить на три части. Главный вход ведет из дома №11 на Караванной улице. В здании был установлен новый лифт.
Михаил Боярский обзавёлся новыми хоромами
Петербуржцы возмущены мансардой, которую отгрохал «мушкетёр»
Петербуржцы возмущены мансардой, которую отгрохал «мушкетер»
Громкое негодование жителей Санкт-Петербурга вызвала новая надстройка, которая появилась не так давно на крыше одного из исторических зданий на Невском проспекте. В доме № 64, что на углу с улицей Караванной, возникла нелепая (по мнению местных жителей) мансарда. Кто же покусился на историческую ценность? Как удалось выяснить, владельцем новых хором стал Михаил Боярский.
На днях к нам в редакцию из Санкт-Петербурга позвонила историк Екатерина Семеновна Солдатенкова и выразила свое негодование самоуправством известного артиста.
— Это форменное безобразие,- возмущалась в трубку петербурженка. — Получается, что каждый, кто захочет, так и будет поступать с памятниками архитектуры, которых и так становится все меньше и меньше?! Эта мансарда находится рядом с Аничковым мостом и его одноименным дворцом, и совершенно не вписывается в здешний ансамбль. Мне, как историку и экскурсоводу, очень грустно это созерцать.
Ни для кого не секрет, что квартира представителя известной актерской династии находится в престижнейшем районе Петербурга на Мойке, в том самом доме, где жил Анатолий Собчак, аккурат напротив музея- квартиры Пушкина. Зачем Боярскому понадобилось здание на Невском, мы решили выяснить у него самого.
— Не буду сейчас отвечать на вопросы, — недовольным тоном отрезал Боярский. — Мы на отдыхе в Турции. Звоните в конце лета.
Мансарда Михаила Боярского (вверху слева). Фото fontanka.ru |
Бизнес под небесами
Остается предположить, что мансарда предназначается для бизнеса актера.
— Все известные артисты стараются создать свой бизнес,- делился несколько лет назад в своем интервью Боярский. — Посмотрите, даже Пол Макартни, у которого гонорары не сравнимы с нашими, создал свое дело. Почему у нас это может быть зазорным?
Известно, что Михаил Сергеевич и его сын Сергей с 2000-го года являются совладельцем акционерного общества «Символ». Его семье и партнерам так же принадлежит развлекательный комплекс « Променад» на Комендантском проспекте.
Мансарда Михаила Боярского. Фото fontanka.ru |
где в Петербурге жили Александр Розенбаум, Владимир Путин и другие знаменитости
Центр культурной столицы густо населен известными певцами, легендарными актерами и популярными политиками, но мало кто знает, в каком из многочисленных домов исторической части города живут народные герои. Итак, где же нужно выгуливать собаку, чтобы столкнуться с собакой театральной или эстрадной знаменитости? Корреспондент Петербург.ру Светлана Широкова собрала список из десяти звездных адресов нашего города.
Олег Басилашвили
Бородинская 13
Серое шестиэтажное здание с эркерами в духе сталинского неоклассицизма — это жилой дом театральных работников, построенный в конце тридцатых годов. В советское время практически все его квартиры населяли актеры, но сейчас уже многих из них не осталось в живых. Сейчас в этом доме продолжает жить народный артист Олег Басилашвили со своей женой. Осенью позапрошлого года в городе разгорелся нешуточный скандал, когда дочь великого актера пожаловалась губернатору, что в доме ее родителей нет отопления, а сам Олег Басилашвили, чтобы не простудиться, ходит дома в двух свитерах.
Михаил Боярский
Набережная Мойки, 31
Наверное, один из самых известных для петербуржцев «звездный дом» — это шикарное шестиэтажное здание на Мойке, так называемый «Дом Боярского». О нем не слышал только ленивый, а городские гиды во время обзорных экскурсий на речных трамвайчиках всегда сообщают туристам, что, мол, здесь и живет знаменитый петербургский мушкетер. Кстати, дом славен не только этим: когда-то в нем жил первый мэр города Анатолий Собчак.
Борис Гребенщиков
Невский, 88
Здание в стиле классицизма, среди знатоков города известное как Дом помещицы Ольги Кушелевой, сегодня примечательно еще и тем, что здесь живет отец русского рока и лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. Дом был построен в середине 19 века и слегка протюнингован в начале 20го: тогда архитектор Хренов добавил ему огромную арку в стиле модерн. В свое время здание также облюбовали декаденты: здесь находились редакции журналов, печатающих произведения символистов. Сейчас в этом доме, помимо элитных квартир, находятся мини-отели, японские рестораны и секс-шопы.
Алиса Фрейндлих
Рубинштейна, 11
Улица Рубинштейна всегда славилась множеством одаренных квартирантов: здесь жил Сергей Довлатов, Аркадий Райкин, Антон Рубиншейн и многие другие «звезды». Сегодня в народе особенно известно большое, но изящное здание под номером 11: там живет великая советская актриса Алиса Бруновна Фрейндлих. В юбилей народной артистки дом посетил сам Владимир Путин: как говорят жильцы, в честь этого работники жилконторы даже починили в парадном почтовые ящики и вкрутили лампочки.
Владимир Путин
Басков переулок 12
Здание под номером 12 в небольшом переулке, проходящем от улицы Короленко до Фонтанной — это бывший особняк баронессы Луизы фон Таубе и по совместительству — первый дом нынешнего президента России Владимира Путина. Именно сюда из роддома привезли будущего главу государства: семья Путиных жила здесь в двадцатиметровой комнате в коммуналке на четвертом этаже. Само здание было сильно потрепано бомбежками, а ванны и горячей воды не было: будущий президент с родителями по выходным ходил мыться в Некрасовские бани. Кстати, в 2011 году городские общественники даже предлагали губернатору Георгию Полтавченко переименовать переулок в «улицу Путина».
Юрий Шевчук
Моховая, 26
Величественное пятиэтажное здание в стиле эклектики — Дом Мелихова — было построено в начале 20 века и повидало множество известных жильцов. В свое время здесь квартировались музыкальный критик Владимир Стасов, композитор Михаил Глинка и украинский поэт Тарас Шевченко. Здание также интересно тем, что на его стенах сохранился фамильный герб одного из владельцев царских времен: на фасаде можно увидеть двух казаков, попирающих голову в чалме (символ победы христиан над мусульманами). Сейчас в этом доме проживает советская и российская рок-звезда: лидер группы ДДТ Юрий Шевчук.
Виталий Милонов
Переулок Антоненко, 3
В нескольких шагах от Садовой, в небольшом переулке Антоненко в доме номер 3 находится квартира одного из самых известных петербургских политиков — Виталия Валентиновича Милонова, которого в СМИ периодически называют «гееборцем» за инициацию закона о защите детей от вредной информации. В позапрошлом году соседи парламентария жаловались городским СМИ на то, что Милонов во время ремонта залил их горячей водой. Сам народный избранник, кстати, категорически отрицал свою причастность к потопу.
Александр Розенбаум
2-я линия Васильевского острова, 25
В изящном нежно-розовом здании под номером 25 на второй линии Васьки живет известный российский бард Александр Розенбаум. Кстати, этому дому также не удалось избежать приключений: пять лет назад накануне майский праздников неизвестные нарисовали на стенах портрет музыканта Виктора Хары, убитого сторонниками генерала Пиночета. Это был вызов Розенбауму, который незадолго до того отрыто восхищался чилийским диктатором.
Анастасия Волочкова
Итальянская, 4
Дом Жако на пересечении Итальянской улицы и площади Искусств, построенный в начале 19 века, пережил нескольких именитых владельцев (среди которых — дипломат и тайный советник Яков Дашков), арт-кабаре «Бродячая Собака» и советские коммуналки. Сейчас в здешних подвалах уже не собирается литературная элита: здание примечательно, во-первых, своей историей, а во-вторых, тем, что здесь живет российская балерина Анастасия Волочкова. Поговаривают, экс-прима Большого театра сделала себе настолько пафосный ремонт, что сейчас не может продать свою огромную видовую квартиру в центре Петербурга, хотя и нуждается в деньгах.
Диана Арбенина, Будапештская, 29
Светлана Сурганова, Кавалергардская, 4
Надо сказать, что не все знаменитости пытаются поселиться поближе к центру. Например, Диана Арбенина, лидер рок-группы «Ночные снайперы», живет в Купчино, на Будапештской 29. Однако ее бывшая коллега по цеху, Светлана Сурганова, живет в Центральном районе, на улице Кавалергардской дом 4.
Текст: Светлана Широкова
Боярский, Михаил Сергеевич — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Боярский. Автограф Михаила БоярскогоМихаи́л Серге́евич Боя́рский (род. 26 декабря 1949, Ленинград, СССР) — советский и российский актёр театра и кино, певец. Народный артист РСФСР (1990). С 1988[3] по 2007 год — художественный руководитель созданного им театра «Бенефис» в Санкт-Петербурге[4][5][6][7].
Внук обновленческого митрополита Ивановского и Кинешемского Александра Боярского. Родился 26 декабря 1949 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье актёров Театра имени Комиссаржевской Сергея Александровича Боярского (1916—1976) и Екатерины Михайловны Мелентьевой (1920—1992).
«Мне в жизни всегда не хватало комфорта. Мы с родителями жили на Гончарной улице в коммуналке, в шестиметровой комнате впятером, с крысами, с холодной водой, в отсутствии стола, стульев», — вспоминал Боярский (в другом интервью Боярский вспоминал, что в комнате была печка, буфет, круглый стол и телефон).
Позже переехали в двухкомнатную квартиру в другом районе города[9].
Вместо обычной школы учился в музыкальной школе при Консерватории по классу фортепиано[8]. По словам Михаила Боярского, учиться музыке ему не нравилось, поэтому он не поступал дальше в консерваторию[9].
После школы поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (курс Л. Ф. Макарьева), окончив который в 1972 году, попал на прослушивание к режиссёру Театра имени Ленсовета Игорю Петровичу Владимирову и был принят в труппу. Начал театральную карьеру с участия в массовке — в спектакле «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому, где он играл студента. Гораздо бо́льшую популярность принесла Михаилу Боярскому главная роль Трубадура в мюзикле Г. Гладкова «Трубадур и его друзья»; Принцессу в нём сыграла Лариса Луппиан, вскоре ставшая его женой. В Театре Ленсовета работал до 1986 года и сыграл во многих постановках И. Владимирова той поры.
В 1973 году актёр пробовался на главную роль в «Романсе о влюблённых», но режиссёр Андрей Кончаловский предпочёл Боярскому Евгения Киндинова. Боярского случайно заметили работники молдавской киностудии и пригласили в кинокартину «Мосты» (1973), где актёр снялся вместе с Михаем Волонтиром[10]. Второй работой Боярского в кино стала эпизодическая роль итальянского тенора Нинарди в музыкальном водевиле Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» (1974)[11].
В 1974 году Михаила Боярского призвали в армию. Отслужил один год музыкантом (барабанщик) в музыкальном взводе 14-го отдельного пулемётно-артиллерийского полка, дислоцированного в посёлке Чёрная речка Всеволожского района Ленинградской области[9][12].
Известность к нему пришла в 1975 году — после роли Сильвы в картине «Старший сын». Заметной стала также роль Волка в советско-румынской музыкальной сказке «Мама» (1976), хотя первоначально её должен был исполнять Николай Караченцов.[13] Одной из лучших работ актёра стал Теодоро в музыкальном фильме Яна Фрида «Собака на сене» (1977) по пьесе Лопе де Вега. Изначально же Боярский был утверждён в этой картине на роль второго плана — завистливого жениха красавицы Дианы маркиза Рикардо (эту роль сыграл Н. Караченцов), а на образ романтичного секретаря Теодоро претендовали одновременно Олег Даль и Олег Янковский.[9][14]
Звёздный час Боярского настал в 1978 году, с выходом на экраны страны картины Г. Юнгвальд-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетёра», в которой он исполнил главную роль. Хотя вначале режиссёр планировал снять его в роли Рошфора, затем предложил на выбор — сыграть Атоса или Арамиса, а уже потом, по ходатайству композитора Максима Дунаевского, доверил роль д’Артаньяна
1 января 1979 года в Новогоднем «Голубом огоньке» исполнил дуэтом с начинающей певицей Ольгой Зарубиной песню «Так не должно быть» на стихи поэта Леонида Дербенёва и музыку Давида Тухманова[18].
В 1979 году Михаил Боярский попал в автоаварию. Съёмочная группа фильма «Сватовство гусара» ехала по Киевскому шоссе. На 29 километре пошёл дождь, водитель не справился с управлением и выехал на встречную полосу. Спавший на заднем сиденье Боярский головой выбил лобовое стекло, а затем спиной неудачно упал на разделительный барьер. Очнулся только в больнице. Диагноз врачей — сломан крестец и остистые отростки позвоночника. Боярский три месяца провёл в больнице, затем вновь начал ходить[8].В 1985 году развёлся с женой, чтобы «решить жилищный вопрос», но продолжили жить вместе. Вновь поженились в 2009 году[9].
В 1987 году Боярский пробовался на роль графа Монте-Кристо в фильме Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф».
В одном из интервью Боярский рассказал об этом: «Мой друг Георгий Юнгвальд-Хилькевич и Марк Захаров писали сценарий специально под меня. Но, прочитав его, я решил, что там ничего интересного нет, и отказался от главной роли, о чём не жалею и сейчас. Однако Юнгвальд-Хилькевич всё же упросил меня сыграть роль подлеца Фернана».
Та же история повторилась и в 1989 году на съёмках картины «Искусство жить в Одессе», где изначально Юнгвальд-Хилькевич пригласил Боярского исполнить главную роль — Бени Крика, которую сам артист очень хотел сыграть. Однако в результате его сыграл Сергей Колтаков, а сам Боярский исполнил эпизодическую роль гипнотизёра.[15] Впоследствии, во время съёмок фильма «Мушкетёры двадцать лет спустя» Георгий Юнгвальд-Хилькевич был вынужден срочно уехать лечиться[15] в Америку, а Михаил Боярский некоторое время замещал его и снимал эту картину как режиссёр[20]. Многие сцены в этой картине (философские диалоги д’Артаньяна с Атосом и Портосом) режиссёр включил в этот фильм исключительно по просьбе Михаила Сергеевича[15].
После смерти Юрия Никулина в 1997 году был одним из ведущих телепередачи «Белый попугай». Уйдя из Театра имени Ленсовета в 1986 году, Михаил Боярский некоторое время играл Ривареса в рок-мюзикле Александра Колкера «Овод» в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола [21], а затем в 1988 году[3] создал и возглавил театр «Бенефис», спектакль которого, «Интимная жизнь» (англ.) (по Н. Кауарду) в 1997 году получил приз на Международном Фестивале «Зимний Авиньон». В 2007 году театр «Бенефис» прекратил своё существование[4][5][6][7][22]. С 1992 года неизменной частью имиджа Боярского стала широкополая чёрная шляпа, в которой он всегда появляется на публике, хотя впервые он появился в шляпе несколько ранее, на радио, когда записывали «Песню мушкетёров»[23].
Боярский обладает неподражаемым тембром голоса. Такого количества хитов нет ни у одного из его коллег — поющих актёров, кроме Николая Караченцова.[24] За время своей творческой деятельности Михаил Боярский записал более 600 песен, среди которых не только музыкальные номера из фильмов и спектаклей, но и песни, записанные для радио, телепередач, виниловых пластинок, сольных компакт-дисков, однако на концертах он исполняет не более 30
О сотрудничестве и дружбе с Мальцевым рассказал сам актёр: «Я могу сказать точно, что после смерти Вити Резникова, я не записал ни одной песни. Первая песня, которую я записал после песни „Спасибо, родная!“, была „За д’Артаньянов“. Два года я вообще находился в молчании и не потому, что не хотел… Просто была пустота, которую было нечем заполнить. Огромное количество композиторов, но как-то не рвалась душа на запись, а Витя Мальцев помог мне обрести силы, вернуться из пустоты домой… Знакомство с Витей Мальцевым меня здорово обогатило.».
Пристрастие Боярского — группа «The Beatles»; в юности он пел в рок-группе «Кочевники» с 1968 по 1969 год (вместе с другом Георгием Широковым, позже ставшим Первой скрипкой в Симфоническом оркестре Мариинского театра[8]) и писал для неё песни, а в 1995—2002 годах[35][36] — в созданной им совместно с музыкантом Владимиром Ермолиным группе «Сильвер».[37] В 1995 году в составе группы «Сильвер» Боярский записал музыкальный альбом.[37][38] В 2009 году в память о погибшем друге Викторе Резникове записал одну из его последних песен «Всё пустое». Это был музыкальный набросок философского содержания, который Резников исполнял под рояль, а Боярский предложил своим московским друзьям сделать на эту композицию современную аранжировку и записал её в их студии.[39]
Во время съемок картины «Три мушкетера» Михаил Боярский страдал от алкоголизма, что привело к панкреатиту, когда Боярскому исполнилось тридцать пять лет. В результате он чуть не умер, но врачи его спасли[40] В 1994 году у актёра обострился сахарный диабет. В настоящее время актёр вынужден делать себе по четыре-пять уколов инсулина ежедневно, а также вовремя принимать пищу.[41]
Последние несколько лет Михаил Боярский мало снимается в кино, так как считает предлагаемые ему роли неинтересными.[25] Проживает в Санкт-Петербурге. Обладатель восьмикомнатной квартиры на Мойке.[источник не указан 1650 дней] Член гильдии каскадёров. Постоянный член жюри фестиваля пародий «Большая разница в Одессе»[42].
Является болельщиком и почётным президентом футбольного клуба «Зенит». Знаком со многими футболистами, дружит с Анатолием Тимощуком[43].
В декабре 2019 года к 70-летию Михаила Боярского музыкальная компания «Bomba-Piter inc.» выпустила его новый двойной альбом «Юбилейный», в который вошли неизданные песни артиста. В этом компакт-диске упор был сделан преимущественно на произведения петербургского композитора Сергея Касторского, с которым Боярский дружил и много сотрудничал. Кроме того в пластинку вошли песни и других авторов, которые Михаил Сергеевич записал относительно недавно — «Хлеб солью посолю», «Последний час декабря», «Бона сэра, Наполи», «Чего теперь об этом горевать?», «Единственный дом»[44][45][46]. Новый музыкальный альбом Боярского представлен как в виде двойного компакт-диска, так и в цифровом виде.[47][48]
На президентских выборах 1996 года агитировал за Бориса Ельцина[49].
Поддерживает политику, проводимую Президентами Владимиром Путиным и Дмитрием Медведевым. В частности, приписывает В. В. Путину открытие границ страны в начале 1990-х годов:
К. Ларина: — Это не Путин открыл границы, извините.
— Интервью на радиостанции «Эхо Москвы», программа «Дифирамб»[50]
М. Боярский: — А кто же это сделал?
К. Ларина: — Границы? По-моему, у нас, всё-таки, границы открыты были после 1990-го года.
М. Боярский: — Так вот и считайте, что с этого времени он уже начал оказывать влияние на это…
К. Ларина: — Владимир Путин?
М. Боярский: — Владимир Владимирович, да. И теперь стало возможно обучение в любой стране…
По собственному признанию, является консерватором[50] и сторонником монархии[50], противником коммунистических взглядов.
…я целиком и полностью за Путина, за его преемника, за то, чтобы так развивалась страна, как они задумали. Для меня это очень важно, я просто потрясён теми процентами, которыми обладает коммунист Зюганов. Уж сколько можно на грабли наступать, для меня это просто загадочно. Именно поэтому я не смог себе позволить не пойти и не проголосовать за Медведева. Я категорически против любых коммунистических предложений. Вот уж тогда не будет ни Газпрома, ни чего-либо другого, ни катков, ни спорта. Будут хрущёвки, будут взорванные церкви, будет всем поровну. Зюганов большую часть себе заберёт, по номенклатурной привычке. Поэтому я категорически против этого. <…> Надо было запретить эту партию давным-давно.
— Интервью на радиостанции «Эхо Москвы», программа «Дифирамб» с Ксенией Лариной, 2008 год[50]
В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ[51].
В 2003 году поддерживал Валентину Матвиенко во время предвыборной кампании по выборам губернатора Санкт-Петербурга. Неоднократно выступал в поддержку проекта строительства небоскрёба Газпром-сити (c 2007 года — «Охта-центр»). Снимался в рекламных роликах этого проекта. В 2009 году выступил с открытым письмом к президенту Дмитрию Медведеву за строительство «Охта-центра». В то же время многие жители города активно выступали против проекта, и в декабре 2010 года решение об его сооружении на историческом Охтинском мысу было отменёно.
6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина на третий срок[52].
Панегириком Г. С. Полтавченко стал его отзыв об отчёте губернатора 2013 года: «За штурвалом стоит настоящий вожак, за штурвалом нашего города. Это истинный петербуржец, влюблённый в город, удивительно трудоспособный, который коснулся всех проблем нашего города, который компетентен во всех слоях наших проблем…»[53].
В 2014 году подписал Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму[54].
В августе 2015 года СБУ внесла Боярского в список деятелей культуры, действия которых создают угрозу национальной безопасности Украины[55].
В сентябре 2016 года стал доверенным лицом партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва.
В январе 2018 года был зарегистрирован доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах 18 марта 2018 года на четвёртый срок[56].
В июне 2018 года высказался за повышение пенсионного возраста[57].
В декабре 2018 в беседе с гендиректором телеканала «Дождь» Натальей Синдеевой высказался за введение цензуры в области кино и театров и за воссоздание худсоветов.[58]
Борец за права курильщиков[править | править код]
По информации газеты «Известия», М. С. Боярский является табачным лоббистом. Он являлся сопредседателем созданного весной 2012 года движения «За права курильщиков», выступающего против предложенного Правительством законопроекта № 163560-6 «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».[59] Лицом табачного лобби называет М. С. Боярского и член Общественной палаты Максим Мищенко.[60]
С 25 апреля 2013 года — лидер Движения за права курильщиков.[61]
- Прадед — Иван Иванович Сегенюк, псаломщик.
- Прабабушка — Феликса Венедиктовна Сегенюк (Боярская), из польских православных дворян, предположительно из харьковской ветви рода Боярских[6].
Экскурсия по городской квартире Михаила Боярского
«Тысяча чертей!» — кто не знает этой фразы из знаменитой картины «Три мушкетера». Главный герой фильма, исполнивший роль Д’Артаньяна, прекрасно выглядит, живет в удовольствие и имеет достаточно финансовых средств для покупки элитной недвижимости. В нашей статье разберемся, где живет Михаил Боярский.
Где живет знаменитый актер сегодня
Знаменитый российский артист ценит корни и места, откуда он родом. Коммунальная квартира — родительский дом — находилась в Питере, не особо славилась удобствами. Бывало, что приходилось жить без горячей воды, света и других необходимых жилищных условий.
За свою жизнь Боярский прославился прекрасной актерской игрой в популярных советских лентах:
- «Гардемарины, вперед!»;
- «Собака на сене»;
- «Королева Марго»;
- «Тартюф» и других.
Актеру хватает сил, пыла и задора на написание и исполнение авторских песен. Его неизменные хиты «Зеленоглазое такси», «Спасибо родная», «Все пройдет», «Констанция» до сих востребованы среди старшего поколения. Упорно работая и оттачивая мастерство, артист смог скопить достаточное состояние, чтобы обеспечить безбедную старость.
Несмотря на известность, Михаил Сергеевич имеет простую жилплощадь в Питере и обожает там проводить время со своей семьей. Сейчас в квартире расположено семь уютных комнат с комфортными диванами и креслами, со старинным комодом и оборудованным камином.
Недостаток света возмещает огромная хрустальная люстра в зале, которая является основным центром пространства. Интерьер может и выглядит чуть помпезно, но это не мешает жильцам. А еще Боярский — поклонник старинного искусства и потому в его доме можно найти множество антикварных вещей.
к содержанию ↑Городская квартира
Квартиру в Санкт-Петербурге по адресу: улица Мойка, дом №12 (где раньше жил Пушкин), популярный артист приобрел после вступления в брак с актрисой Ларисой Луппиан. «Родовое гнездо» располагается на месте исторического здания, которое раньше называлось домом Н. П. Ферзена — адъютанта великого князя Владимира Александровича.
Трехкомнатная квартира на первом этаже не сразу понравилась супруге Боярского: интерьер дома оставлял желать лучшего. Потому семейная пара занялась ремонтом и перепланировкой, в результате получился дом с семью комнатами.
Интерьер выполнен в строгом классическом жанре с элементами эклектики — художественными акцентами. Модным дизайнерам не доверили оформление помещения, знаменитая пара делала самостоятельно.
По желанию Михаила в помещении разместили много старинной мебели, предметы искусства, включая антикварные картины с обликом любимого города. Спальня оформлена бирюзовыми оттенками и очень напоминает морские мотивы. На полу ковер с портретом хозяина дома.
В его просторном жилье всегда много живых цветов — поклонники творчества ни на миг не перестают радовать кумира. Душа хозяина неровно дышит к комфортному времяпрепровождению.
Знаменитый артист любит наслаждаться живописным видом из окна, смотреть на воды Мойки в осенний период, особенно в дождь. Вот уже более тридцати лет для Боярского нет лучшего места, чем эта питерская квартира. Он называет ее «точкой покоя».
к содержанию ↑О загородном участке
В конце семидесятых популярному киноактеру предложили участок у окраины Питера, в сорока километрах от города, в садоводстве Грузино. Живописный уголок природы, окруженный сосновым бором и двумя чистыми озерами, привлек внимание Михаила. В этом районе он начал возводить трехэтажный дом, проект которого создавали именитые архитекторы. Но не каждый из дизайнеров нравился российскому актеру театра и кино, и поэтому он часто менял не только мастеров, но и бригады рабочих.
На строительство загородного дома ушло шесть лет. По мнению хозяина, длительная стройка стоила потраченных сил, терпения и немалых средств. Визитной карточкой в роскошном убранстве сейчас выступает натуральный камин в гостиной, у которого собирается вся семья, а также званые гости. Артист признался в одном из интервью, что сейчас дача представляет собой «памятник советской власти».
Декоративные и многолетние растения на территории участка были посажены Боярским совместно с телепередачей «Растительная жизнь с Павлом Лобковым». Овощей и фруктов нет, но зато радуют своим цветением в сезонный период тюльпаны и флоксы, которые не требуют особого ухода.
к содержанию ↑Здесь народный артист любит собирать всю семью вместе, общаться с давними друзьями и отмечать семейные праздники. А вот первым его соседом стал Иван Ургант, чей особняк располагается неподалеку от апартаментов именитого актера.
Болгарское поместье и недвижимость за рубежом
Каждому профессиональному актеру бывает трудно выделить время на отдых и восстановление сил. Но создатель хита «Зеленоглазое такси» не спешит обращаться в SPA-центры, не ходит на массаж в городские салоны красоты. Для этого у него имеется дача в Болгарии.
Она располагается в курортном комплексе Апельсиновка (Orange Country), была куплена Боярским в 2009 году. Дом расположен в часе езды от аэропорта, на южном побережье Черного моря. Инфраструктура прилежащей области располагает необходимыми магазинами, спортивными и детскими площадками, также имеются рестораны, бары и кафе.
В таунхаусе в Болгарии популярный артист любит проводить время со своей семьей: женой, детьми и внуками. Но переезжать сюда на постоянное место жительства знаменитая личность не собирается, дорогой ему сердцу дом все-таки располагается в его родном городе Питере.
«Печалит одно — когда-нибудь придется расстаться с любимым городом» — tele.ru
Договорились встретиться на набережной реки Мойки, у дома Михаила Сергеевича. Мы с фотографом приехали пораньше и прогуливались неподалеку в ожидании героя, когда услышали взволнованные голоса вокруг: «Смотрите! Смотрите! Боярский!» Люди оживились, достали телефоны. Мы оглянулись по сторонам, и правда, по набережной шел актер — высокий, худощавый, во всем черном, в неизменной шляпе. «Михал Сергеич!» — бросились мы ему навстречу. «Здрасьте», — буркнул он, не поднимая глаз. «У нас с вами встреча через 20 минут!» — крикнули мы вслед. Боярский остановился, оглянулся, узнал: «А-а! Привет! Я иду домой переодеться. У меня же еще 20 минут?» Ровно в назначенный час он вышел из парадного в песочном костюме и светлой шляпе. Михаил Сергеевич невероятно пунктуален. Как он сам признается, его выворачивает наизнанку, если приходится опаздывать или не получается сдержать обещание.
Беседу мы начали не сразу, потому что к актеру метнулись прохожие. Мужчина средних лет протянул блокнотик: «Дядь Миш, автограф можно?» Боярский молча расписался и потащил нас в машину.
— Когда к вам обращаются «дядя Миша», вам не кажется это фамильярным?
— Смотря кто. Если алкаши: «Дядь Миш, здорово!» — это понятно. Если дети — нормально. «Дядя Миша» — еще куда ни шло. Некоторые называют почему-то и Михаилом Борисовичем, и Михаилом Владимировичем, и даже Владимиром Семеновичем.У меня был случай с одной корреспонденткой. Она не знала моего отчества и обратилась так: «Здрасьте, Михаил Боярский, хочу взять у вас интервью». Это прозвучало очень смешно.
— Наверное, люди не стесняются и за автографами подходят, и просят «сфоткаться»? Не раздражает повышенное внимание на протяжении десятков лет?
— Как правило, нет. Я это воспринимаю буднично, как голос питерского светофора: «Движение пешеходов закончено». Автограф можно дать, но «фоткаться»… Не дай Бог согласишься — сразу в геометрической прогрессии растет количество желающих. Мы вчера пошли с внуком в магазин на Большой Конюшенной покупать «Лего». Кто-то спросил: «А можно сфотографироваться?» Я говорю: «Нет». «Дедушка, это невежливо», — твердо сказал мне Андрей, когда мы отошли. Спрашиваю: «А ты хочешь, чтобы мы до самого вечера фотографировались?» — «Нет, но так невежливо». Он сделал замечание, и я понял, что нужно быть более терпеливым.
Петербуржцы относятся ко мне спокойно, для них встреча со мной привычна. А вот для приезжих это событие. Некоторое неудобство, конечно, есть. Выйти просто погулять сложно, особенно потому, что центр запружен туристами, все с гаджетами. Люди фотографируют ногтями, бровями, носами — чем угодно, такое ощущение, что находишься под крутой слежкой. Какое там ЦРУ! Тьфу! Ничего страшного, я на самом деле не мучаюсь по этому поводу. Давно научился между струйками пешеходов проходить и в театр, и в магазины. Были случаи, когда я увлекался конспирацией и надевал сумасшедшую кепку, темные очки, куртку — даже летом. Ну и неслось вслед: «Боярский какой-то дурак, в куртке в жару ходит».
— В этом доме на Мойке вы давно живете?
— Лет 30, наверное. Здесь на четвертом этаже жил когда-то Собчак, вот, видите, мемориальная доска висит? (Анатолий Собчак был первым мэром Санкт-Петербурга. — Прим. «ТН»). И у нашего парадного выстраивались демонстрации, люди кричали туда, на четвертый этаж, но слышал весь дом: «Не отдадим Курильские острова!» Мои дети никак не могли уснуть от этого шума, я выскакивал со шпагой и разгонял всех.
— Давно научился между струйками пешеходов проходить и в театр, и в магазины. Были случаи, когда надевал сумасшедшую кепку, темные очки, куртку — даже летом. Вслед неслось: «Боярский какой-то дурак, в куртке в жару ходит». Фото: Андрей Федечко
— Вы шутите?
— Нет, правда. Никто не ожидал, что вместо Собчака появится сумасшедший Боярский с оружием: «Заткнитесь, канальи, дети спят!» Тогда интернета не было, и никто не знал, что я здесь живу.
— Хотите, чтобы когда-нибудь на вашем доме была установлена памятная доска в вашу честь?
— Думаю, что я сам повешу из пенопласта временную: «Здесь живет и мучается….» Когда без меня доска появится, это неинтересно.
— Петербург — потрясающий город. Вы до сих пор это замечаете или красота приедается?
— Конечно, не приедается, просто иногда замыливается глаз, и надо не забывать осознавать степень своего везения. Люди платят сумасшедшие деньги, чтобы побывать вот здесь, на Мойке, на Певческом мостике, пройти по Дворцовой площади, а я просто тут живу — благодать!
Тут и Жуковский жил, и Александр Сергеевич ходил в литературное кафе, в Эрмитаже царицы обитали. Если об этом специально не думать, то забываешь. Я люблю гулять по Петербургу ночью, он невероятно красив, на пустых улочках возникают разные исторические фантазии. Бывают мгновения, когда выходишь и вообще никого нет, будь то белая ночь или раннее утро с моросящим дождиком по весне или осенью. Это что-то невероятное! Или оглядываешься и видишь: вокруг красиво подсвечено желтым светом, одинокий трубач, как сверчок, под аркой Главного штаба наигрывает мелодию. Люди лежат на парапетах, отдыхают. Такую романтику нигде не встретишь.
— Михаил Сергеевич, какие места в городе вы любите больше всего? Куда отвезли бы, допустим, марсианина, приземлившегося в Петербурге?
— Сразу к себе на кухню потащу и угощу бутылкой водки, мой дом — самое лучшее место в городе. Если серьезно, то мне нравится в Петропавловку ходить, на Моховой бывать, где я учился в театральном институте, а потом служил в театре имени Ленсовета, по Невскому люблю гулять, в Летнем саду.
— На Гончарной, где прошло ваше детство, когда последний раз были?
— Часто бываю в тех краях, ведь рядом Московский вокзал. Я оставляю автомобиль недалеко от дома, где родился, когда надо отъехать в Первопрестольную. Раньше часто заходил во двор. В квартиру — никогда. Если хотите, можем туда съездить.
— Еще бы! Конечно, хотим. С этого места и начнем нашу экскурсию.
— По пути остановимся на Моховой. Там находится ЛГИТМиК. На вахте института сидела тетя Зоя, у нее мы просили аудиторию для репетиций: «Теть Зой, дай «двоечку», теть Зой, дай «шестнадцать», — называли мы номера классов. «На Марсово поле идите и репетируйте или в Летний сад», — отсылала она нас, если все аудитории были заняты. Брали пирожки и шли. Но, конечно, это уже никакие не репетиции получались…
На Моховой. Фото: Андрей Федечко
— Скорее выпить и закусить?
— Да, что еще мы, юные, могли делать? (Смеется). Ленинградские студенты, идущие в альма-матер по набережным Фонтанки, Невы, по Мойке, по каналу Грибоедова, получали огромное удовольствие от самой дороги. Это же такие красивые места! В те годы я не ходил, а исключительно бегал, потому что всегда немножко опаздывал. Выскакивал из квартиры на Благодатной, куда мы с родителями перебрались с Гончарной, сломя голову несся до метро «Электросила». Через десять минут выпрыгивал на Невском проспекте и еще десять бежал до театрального. От крыльца до крыльца — полчаса. На то, чтобы рассмотреть красоты вокруг, времени, конечно, не оставалось.
Мы добираемся до Моховой, выходим из машины, и… к Михаилу Сергеевичу тут же подбегает парень.
— Вас обожает моя бабушка! Поэтому я поступаю в театральный, — кричит он.
— А вас обожает моя бабушка, — парирует Боярский.
— Наверное, вам надоели такие приставания? — догадывается абитуриент.
— Нет, почему, я счастлив, — с серьезным лицом отвечает актер и возвращается к рассказу. Молодой человек отходит в сторонку и внимательно следит за происходящим. Мужчина рядом с нами, не понижая голоса, кричит в телефонную трубку: «Галочка! Я стою рядом с мушкетером! Ну с д’Артаньяном, с каким еще! Сейчас сфоткаю его и пришлю».
— Многие помещения на Моховой были в советские годы нежилым фондом. Первые этажи целиком отданы студентам, которые работали дворниками. Мы часто ходили к ним в гости. Пяти-, шести-, семикомнатные подвальные квартиры — есть где разгуляться! Вместо стульев — ящики, вместо скатертей и простыней — газеты, на них раскладывалась докторская колбаса, хлеб. Воду и вино наливали в консервные банки. И все были счастливы.
— Какие чувства сейчас испытываете у стен альма-матер?
— Никаких. Кроме осознания, что здесь прошли лучшие годы. Помню, как пришел сюда в первый раз, толкнул входную дверь, а она оказалась закрыта. Я поразился. Как так? Закрыт театральный институт? Оказывается, дверь тугая. До сих пор помню, что следует сильно тянуть на себя. Сразу слева сидела та самая тетя Зоя.
— Каждый год в театральные институты поступают тысячи молодых ребят. Что вы думаете, глядя на них? Что они правильно делают — такая интересная профессия — или какой же их ожидает тяжелый путь?
— Актерский мир яркий и манящий. Люди веселые, озорные, за кулисами все треплются, шутят. Не удивительно, что желание стать артистом испытывают многие молодые люди.
Несколько раз я приходил на консультации в ЛГИТМиК посмотреть, кто поступает. Ничего неожиданного: в актеры идут люди, как правило, никакого представления не имеющие ни о профессии, ни о театре, ни о кино. Вероятно, я точно таким же был. Хотя… Я вырос за кулисами, кое-что знал. Сейчас большинство будущих артистов довольно бледные персоны. Как поганки в лесу. Боровичок редко встречается, но зато его сразу видно. Но так было всегда, и во времена моего студенчества тоже. С каждого курса хорошо, если один, ну два артиста заявят о себе. Такие звезды, как Фрейндлих, Юрский, сразу были заметны: оп, есть! Закинул старик невод в третий раз, и вместо травы золотая рыбка!
В это время к Боярскому вновь подходит тот же настырный молодой человек с просьбой «сфоткаться» для бабушки. Мы спасаемся бегством, прыгаем в машину и едем дальше.
— А вот справа Преображенская церковь в лесах, в ней отпевали всех моих близких. Мама, папа, дяди, тети — все здесь были.
— Вас, наверное, здесь же крестили?
— Нет, меня с братом двоюродным — дома у бабушки, Екатерины Николаевны. Она преподавала в духовной семинарии французский, английский и немецкий языки. Когда она умерла, ее отпевали в Невской лавре в присутствии петербургского митрополита, которого бабушка Катя учила когда-то французскому. Он заговорил со мной на языке Бальзака, а я ничего не понял. Увы… Митрополит не ожидал, что у выпускницы Института благородных девиц, женщины изысканной, настолько необразованный внук.
Самый большой мой недостаток — отсутствие серьезного образования. Его просто нет. Завидую эрудированным людям. Я учился в специфической школе — при консерватории, где нужно было хорошо играть на по фортепиано, а на все остальное закрывали глаза. Тройка — и ладно. Театральный вуз, кроме ремесла, вообще ничего не дал.
Читать я начал поздно, классе в 8-м. А до этого мне вслух читали папа, мама, брат. У Саши (Александр, сводный брат Михаила Боярского. — Прим. «ТН») был дефект речи, и для того чтобы его исправить, нужно было ставить пластинку к нёбу и как можно чаще говорить. А он был усидчивым, старательным мальчиком, поэтому ночами я слушал «Трех мушкетеров», Сэлинджера, Золя, Моэма. Мне нравилось! Сижу, курю…
— Как?! Ребенком уже курили?
— Да, рано начал: с 14-ти дымил как паровоз уже дома, открыто, а до этого — втихаря, с братом на лестнице.
— И вот ничего же, выросли высоким.
— Велика фигура да дура.
В это время мы подъехали на Гончарную, к дому 17. Здесь в декабре 1949 года родился актер, здесь прошли первые восемь лет его жизни.
— Сейчас Гончарная почти в центре, а тогда этот район считался удаленным и запущенным. Мы с мальчишками обожали играть на «разрушке». Так называли соседний дом, разбомбленный во время войны. В 1950-х там началась стройка: подъемный кран, трубы разбросаны повсюду, камни, горы песка — все это для пацанов страшно интересно.
— Сейчас Гончарная, улица моего детства, почти в центре, а тогда район считался удаленным и запущенным. Фото: Андрей Федечко
Здесь все сильно изменилось: тогда деревьев почти не было, одни сараи. Отопление дровяное, поэтому на всех соседей закупалась машина дров, мужчины их дружно пилили и делали запас на зиму. А теперь наш двор весь в зелени. Где мы с вами стоим — это передник, а через арку — задник, то есть задний двор. В арке мы играли в футбол. Я старался не выходить за ее границы, иначе мама из окна могла заметить и позвать домой.
Вспоминаю соседа, который, сколько мы тут жили, возился со старым черным трофейным «опелем». «Дядя, дай бибикнуть», — подбегали мы к нему. Тогда машины, а тем более иностранные, были страшной редкостью. Он ремонтировал ее месяцев десять, в гараже круглосуточно горел свет: что-то выпиливал, вытачивал, паял, лудил. Наконец приводил «опель» в порядок, доезжал до Московского вокзала — метров 800, там машина ломалась и становилась на ремонт еще на год.
Вот эти два окна на первом этаже — наша 16-метровая комната, где мы жили впятером: папа, мама, брат, бабушка и я. Стол, шкаф, кровать родителей, диван и одна раскладушка. Было тесно, а мы с Сашей ухитрялись играть в теннис, раздвинув обеденный стол. Когда купили пианино, втаскивали в окно, и весь двор смотрел, как тянули этот гроб с музыкой. Детство закончилось в пять лет, когда я начал учиться музыке.
— Соседи не кричали: «Миша, перестань кошку мучить?»
— Я занимался как можно меньше. Гаммы еще не играл, в этой квартире лишь азы осваивал — первые аккордики, арпеджио. Гаммы начались уже на Благодатной, где папе от театра дали двухкомнатную квартиру.
Вспоминаю, как в нашей небольшой комнате собирались гости. Актеры из Комиссаржевки, из БДТ, из «Комедии»— как все вмещались? Меня запихивали на папину с мамой кровать, а взрослые сидели до трех ночи. Накурят — дым коромыслом. Я сладко спал под громкие разговоры и раскаты смеха взрослых.
Вместе с нами в квартире жили еще три семьи. Узенький тесный коридорчик с предбанником, где висели корыта, шайки для бани, велосипеды, лыжи. Общий туалет, кухня метров 12. На ней меня мыли лет до пяти — в тазу, открыв горячую духовку, чтобы ребенок не замерз. Дверной звонок — общий на всех, надо было просто дергать за проволоку. Когда поставили телефон (номер А-4-64-12), я с радостью хватал трубку. Если звонили соседке Раисе Клементьевне, следовало стукнуть ей в стену — бум, бум — тогда она брала трубку.
— Вот эти два окна на первом этаже — наша 16-метровая комната, где мы жили впятером: папа, мама, брат, бабушка и я. Рядом со своим домом на Гончарной улице. Фото: Андрей Федечко
— Неужели до сих пор помните свой домашний номер?
— То, что вчера было, не помню. Да и нечего особо. А все, что произошло в детстве, юности, врезалось в память — где кто жил, кого как звали, кому сколько лет. Особенно много воспоминаний рождается на месте, где прошло детство. Всплывают забытые на время подробности: и запахи, и звуки, и имена соседей, и даже ощущения от прикосновения к стене дома, к которой прижимался, чтобы погреться на солнышке.
Однажды я спрыгнул с забора, когда папа дрова колол, и проткнул здоровенным гвоздем ногу насквозь. Папа отвез в больницу, где меня навещали друзья. В другой раз увидел кипу досок, сваленных во-он в том углу, решил по ним пройтись, не удержал равновесие и — головой о землю — бум. Огорчился, помню, сильно, потому что снова поехал в больницу, а не на гастроли с папой в Москву, как собирался. Я шалил много, был непоседливый.
Вспоминаю, как у нас у первых в квартире появился телевизор «КВН-49» с линзой. Сам большой, а экранчик маленький. Накануне у меня с родителями вышел спор: что покупать — приемник или телевизор? Я, конечно, за телевизор, они — за приемник. Привезли «КВН» в мое отсутствие и развернули задом наперед, экраном к стене. Захожу в дом и страшно расстраиваюсь. Но быстро сообразил, что к чему. А потом мы всей семьей ходили по комнате, как сумасшедшие, растягивали провода и ловили сигнал.
Видимость так себе, но самый первый фильм, который я посмотрел, а был это «Александр Невский», произвел грандиозное впечатление.
Гулять я выходил из окна, так быстрее и проще. Здесь в палисаднике мы хоронили найденных погибших воробышков. Сначала рыли ямку, потом укладывали траву, на нее воробышка, сверху стеклышко, и — холмик земли. На клумбах, обложенных кирпичами, жили червяки, мокрицы, всякие таракашки, их можно было в коробочки насобирать.
— Люди платят сумасшедшие деньги, чтобы побывать в Питере, а я просто здесь живу — благодать! Фото: Андрей Федечко
Когда я перешел во второй класс, мы перебрались в отдельную двухкомнатную квартиру на Благодатной улице, недалеко от Парка Победы. Мама плакала, будто мы уезжали в другой город. Нас провожали всем двором. В грузовик поместилось все наше добро. Квартира была крошечная, 34 метра, с кухней и ванной с горячей водой. По тем временам — что-то невероятное. Только вошли, я сразу забрался в ванну и сидел там долго-долго. Вскоре родители купили мне маску и ласты, и я даже в ней нырял. Захотел в бассейн записаться, но меня не взяли, сказали — данных нет.
— Зато вас приняли как музыкально одаренного мальчика в школу при ленинградской консерватории.
— В школе всех учеников называли в шутку «одуренные». Школа ведь называлась — для особо одаренных детей. На музыкальном образовании родители настояли. Хотели, чтобы я стал пианистом, солистом. А у меня самого других мыслей не было никаких, потому что в том возрасте думать не умел. (С улыбкой.) Я проклинал этот ящик под названием фортепиано и лет в пятнадцать сказал родителям, что не хочу больше учиться. «Нет, Миша, надо закончить, мы угробили столько сил, здоровья, денег, в конце концов». Доучился до 11-го класса, что, собственно, помогло позже в моей актерской жизни. После окончания театрального меня сразу приняли в труппу Ленсовета. Для главного режиссера, Игоря Петровича Владимирова, стало серьезным аргументом то, что Боярский играет на фортепиано, гитаре.
Из двора, где прошло детство актера, наш путь лежит в переулок Матвеева. Здесь и теперь находится средняя специальная музыкальная школа Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, которую окончил Михаил Сергеевич в начале 1970-х.
— Каждый день здесь, Господи! 11 лет подряд! Вы можете представить, до какой степени это все знакомо?
— В музыкальной школе при консерватории, где я проучился 11 лет, учеников называли в шутку «одуренные». Она ведь была «для особо одаренных детей». Фото: Андрей Федечко
— Что вспоминается первым делом, когда возвращаетесь мысленно в те школьные годы? Кстати, встречаетесь с одноклассниками?
— Каждый год видимся, в двадцатых числах июня. Полшколы работает в Мариинке. Кто в оркестре, кто преподает. Что вспоминается?.. В вестибюле проходили школьные вечера, перед тем как отправиться на танцы, мы с мальчишками бежали на четвертый этаж, закрывали дверь класса на стул, доставали стакан, вино и выпивали. В футляры от скрипок, от трубы очень хорошо помещается бутылка. Педагоги были фантастические! Очень любил Нелли Наумовну Наумову, она вела литературу.
— Молодая?
— Нет, в возрасте. Молодая была другая, я ее иначе любил. Тамара Николаевна была божественно хороша, удивительная просто, с орлиным носом, белоснежными зубами, точеной фигуркой. Вела у нас музлитературу. Обращалась к ученикам на «вы»: «Михаил, вы выучили?..» Одевалась интересно. Юбка чуть короче, чем у остальных учителей, красный вязаный шарфик поверх пиджака, модная прическа. По школе ходила быстро, цокая высокими каблучками.
И еще вспоминаю Раису Осиповну Середу, нашего педагога по хору, которую мы все просто обожали. Полька по национальности, тоже красивая и сексуальная женщина. Когда мы оканчивали школу, все педагоги должны были свои фотографии принести для наших альбомов. Она посчитала, что немножко постарела, и отдала старый снимок, сделанный еще в юности.
Вспомнил вдруг, как нас с друзьями отчитывала завуч, когда узнала, что мы ходили к «Астории» просить у иностранцев жвачку. «Вы что, жевательные животные?!» — гневно вопрошала она. А мы подходили к финнам и негромко, потому что стеснялись, спрашивали: «Порукум йо?» (Резинка есть?) Обычно они на нас и внимания не обращали.
Эх… Амаркорд! Мои горестные воспоминания! Жизнь закончена.
— Рано еще так говорить, Михаил Сергеевич!
— Что вы понимаете в этом деле? Доживете до моих лет и скажете — кончилась жизнь или нет. Сколько кто проживет, от судьбы зависит. Мой папа ушел в 59 лет, его братья — в 49 и 56. Дядя Коля (актер Николай Боярский. — Прим. «ТН») прожил дольше остальных — до 66. Мой брат Саша умер в 42. Долгожителей Боярских я не встречал.
Лет до шестидесяти финала не ощущаешь, а потом вдруг понимаешь его неизбежность. Для чего нужна старость? Чтобы ощутить масштаб времени. Когда тебе 18, кажется, это что-то невероятное, как еще долго жить! А когда 68, все — спичка догорела, и промелькнувшая жизнь кажется парой секунд. Сколько осталось? Пара долей этой самой секунды.
— И вывод какой?
— У каждого свой. Надо во что-то верить, это помогает. Вопрос философский: есть ли там что-то или нет? Во что веришь, то и есть. Вера — это вообще серьезные костыли, она придает уверенность, осмысляет жизнь. Помогают дети, внуки, хочется полезным быть, насладиться ощущениями.
Memento mori — думай о смерти. Тот, кто о ней не думает, совершает огромную ошибку. Рутина, привычные занятия отвлекают от этих мыслей, но стоит остаться одному, как memento mori — обычное дело.
— На какой возраст себя ощущаете?
— По-разному. Иногда чувствую: действительно старый, ворчливый дедушка. А иногда думаю: чего это вдруг? Зависит от настроения. Бывает, хочется вдруг съесть чего-то вкусного, поехать куда-то, вообще разные желания появляются, а потом ни хрена: и аппетита нет, и ехать никуда не хочется, и погода все равно какая. Раньше не обращал внимания на стариков, а сейчас наблюдаю с интересом. Сидят на скамеечке, им хорошо, что-то там свое знают. Они не делают лишнего, а только то, что необходимо. Ценят то, что есть — свет, тепло, соль, хлеб. Радуются детям, внукам. Дай Бог, конечно, чтобы были близкие люди, потому что одиночество — вещь кошмарная.
— К счастью, у вас прекрасная семья. И хранительница очага — жена Лариса.
— 8 июля исполнилось 40 лет, как мы вместе.
— Да что вы! Поздравляю! Отмечали?
— По стакану компота выпили, и все.
— Ведете здоровый образ жизни?
— Ну если отмечать, так надо отмечать серьезно, меньше литра не получится, но это было бы неуместно, так я посчитал. Конечно, я рад, что мы с Ларисой всю жизнь вместе. У кого-то третья, четвертая, пятая жена, а у меня одна. Все же краткосрочный период жизни двух людей — неполноценный. Это нехорошо.
— Свадьбу где праздновали?
— Мы расписались в ЗАГСе на Невском проспекте, 68. Такое розовое здание с двумя фигурами на крыше — мужской и женской. Когда был маленький, мимо ездил в школу и всегда обращал на них внимание. Расписались, потом пошли в ресторан «Сайгон» на угол Невского и Литейного, выпили коньяка и отправились в театр на репетицию. Кстати, мне пора ехать, вечером работаю.
Мы садимся в машину и едем обратно на Мойку. Михаил Сергеевич молча смотрит в окно, за которым бурлит жизнь.
— Некоторые считают, что Петербург слизан целиком и полностью с Европы. Многие города его напоминают. С этим трудно не согласиться, Петербург создавали европейские зодчие. И все равно облик вышел неповторимым, ни с чем другим не спутать. Есть и Версаль, и Петергоф, но они сильно отличаются друг от друга. Булонский лес хорош, но Летний сад лучше.
В Петербурге есть нечто особенное. Не знаю, кому что жалко — квартиры, родственников, друзей, а мне печально расставаться с городом. Даже мысли о предстоящей в перспективе разлуке болезненны. Обидно никогда больше не пройтись по питерским улицам, таким родным, уютным. Говорят, увидеть Париж и умереть… Вот пускай уезжают и помирают там, а я останусь здесь.