Петербургские дома. Истории быта. Заключение первая часть.
? LiveJournal- Find more
- YOUR 2019 IN LJ
- Communities
- RSS Reader
- YOUR 2019 IN LJ
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Фото очень красивых квартир
Раньше, конечно, все было лучше. Во всяком случае, манеры и интерьеры. А что если скопировать дизайн квартиры конца XIX века в современные условия? Что-то выдумать, что-то обыграть. Не получится ли диссонанса, безвкусицы? Не получится — утверждает дизайнер Алина Карпова.
На фото:
Фото очень красивых квартир, выполненных в классическом стиле — неисчерпаемый источник для вдохновения декораторов. Фото Аси Барановой
Сведения о квартире: квартира 145 кв.м. в новом жилом комплексе на Кутузовском проспекте, Москва.
О владельцах: интеллигентная супружеская пара.
Пожелания: теплая и уютная квартира.
Интерьер этой квартиры словно сошел со старинных фотографий — там, где прадедушка в кителе и с усами, а прабабушка с кружевным зонтом. Дизайнеру Алине Карповой удалось воссоздать не только дух, но и архитектурные, декоративные приемы позапрошлого века. Мебель, двери, отделка стен и пола — все дышит эстетикой ушедшей эпохи. Просторная квартира создавалась для интеллигентной пары, поэтому выбран деликатный классический стиль. Здесь нет вызывающего декора и нарочитой пышности, зато есть безупречный вкус.
Перемещение во времени начинается уже с прихожей. Сразу от входа мы попадаем в сдержанный английский холл начала прошлого века. Все детали тщательно подобраны – мелкая квадратная плитка с «мушками» на полу, темная деревянная мебель в духе неоклассики, изящные, но без избыточного декора светильники. И, конечно, обои с геометрическим узором – именно такие могли быть на стене квартиры какого-нибудь солидного доктора.
Длинный глухой коридор, объединяющий анфиладу комнат, как будто скопирован с исторического интерьера. Так могли выглядеть в прошлой жизни питерские коммуналки. Бежевые панели в тон обоям, высокий лепной карниз на потолке, роскошные парные люстры, свисающие с потолка, живопись на стенах — все эти детали воссоздают обаяние неоклассики. Именно так выглядели очень красивые квартиры сто лет назад. Белые филенчатые двери с решетчатым остеклением и высокий плинтус – тоже буквальная классическая цитата.
Кухня-столовая в сиреневых тонах оправдывает обещания прихожей. Особенно хороши стулья с заклепками на спинках и четырехстворчатые двери. Кухня сто лет назад не была публичным местом, поэтому здесь дизайнер додумывает элементы. Появляется барная стойка с каменной столешницей и опорной полуколонной в духе ар-деко, барные стулья с гнутыми ножками. Для бытовой техники выделен специальный шкаф в углу. Чтобы компенсировать нехарактерные металлические фасады, шкаф украсили классическими бра в том же дизайне, что и роскошная люстра.
В гостиной натуральный темный паркет и восточный ковер на полу, а так же модный в конце позапрошлого века ориентальный столик. Главную роль в комнате играет массивный книжный шкаф из темного дерева, украшенный филенками, бра и латунными накладками. Из деталей поддерживающих стиль – розетка на потолке и широкий дверной портал: с декоративными панелями, подсвечниками на стенах и широкими профилированными косяками. И конечно, какая приличная гостиная без живописи на стенах в резных багетах?
Между гостиной и полукруглой лоджией нет ни стен ни дверей – прием, использованный для расширения пространства. Впрочем, он компенсирован лепниной в дверном проеме. Карнизы для штор по бокам портала говорят о том, что там предполагаются портьеры.
Изящность и достоверность исторического интерьера достигаются за счет деталей – столик, ваза и керосиновая лампа выглядят упоительно антикварно.
В спальне ключевую роль играет большой старинный комод, на котором разместилась картина и всякие мелочи. Зеркало в состаренной золоченой раме стоит на полу, как будто его забыли повесить – модный сегодня прием. Роскошные тисненые обои придают романтичное настроение сдержанной колористике стен.
Встроенный платяной шкаф заслуживает отдельного внимания. Никаким современным дверцам на роликах, конечно, было не место в этом интерьере. Достоверные филенчатые дверцы со стеклянными вставками затянуты изнутри присборенными шторками – точно такой декор использовался сто лет назад и для межкомнатных дверей и для дверец небольших шкафчиков.
В ванной отказались от стандартной душевой кабины – она выглядела бы слишком современной. Вместо нее — ниша, выложенная плиткой. Душ с огромной лейкой и латунная сантехническая арматура тоже выдержаны в нужной стилистике. Для мелочей приспособлена деревянная этажерка.
Плиткой выложена не вся стена ванной, а только нижняя панель – верхняя часть отделана цветной штукатуркой. Такие стены – тоже деталь неоклассического интерьера. Зеркало в резной золоченой раме и, конечно, раковина в роскошной деревянной тумбе тоже подобраны в согласии с выбранным стилем.
Полностью проект смотрите на странице конкурса «Лучший дизайн квартиры» на сайте pinwin.ru. Ссылка на страницу проекта: http://www.pinwin.ru/konkurs.php?kact=2&knid=36&rbid=5775
особенности архитектуры. Деревенские дома. Дом дворянина. Доходные дома в России 19 века
Дома 19 века – это характерный признак новой эпохи развивающегося капитализма. В это время облик больших городов России сильно менялся. Технический прогресс и крепнущий новый класс – крупное купечество, владельцы фабрик и заводов ставили перед архитекторами новые задачи. Строились новые типы зданий, вокзалы, большие магазины, зрелищные сооружения: театры, цирки. Капитализм в архитектуре характеризовался и появлением в городах доходных многоквартирных домов.
Дома 19 века
Российское общество XIX века было сословным, это влияло на дома, в которых проживали их представители. Многое зависело и от местности проживания. Можно выделить основные категории жилых строений этого времени:
- Дворянская.
- Купеческая.
- Мещанская.
- Крестьянская.
- Доходная.
Каждая отличалась своими особенностями, которые зависели от быта представителей сословия, от достатка и предназначения. Так, существовали городские, сельские дома и особняки, загородные усадьбы. Новым было появление в окрестностях городов дачных домов, куда выезжали в летний сезон. Количество жителей в городах постоянно увеличивалось. С этим связано появление в конце XVIII века доходных домов, строительство которых в XIX веке получило бурное развитие.
Россия — страна с огромным количеством лесов. Поэтому большинство домов были деревянными. Это еще и было обусловлено холодным климатом. Дома из дерева были теплыми и добротными. В Москве, Санкт-Петербурге и других городах, на юге России строили жилье XIX века из камня.
Особенности русского зодчества 19-го века
Российская архитектура домов 19 века предопределила облик современных городов. В первой половине века господствующим направлением был классицизм с его строгостью, порядком и четкой планировкой. Он воплотил идеи античности, строгость канонов и логику. Главной чертой его становится тосканский ордер, который укрупняется и подчеркивается строгостью массивных стен, колоннадами и арками. Это касалось как градостроительства в целом, так и отдельных зданий. Ему на смену пришел эклектизм — смешение элементов различных стилей.
Дворянский особняк
Высшее дворянство в городах строило роскошные особняки, к строительству которых привлекали знаменитых архитекторов. В них проживали многочисленные члены семьи и прислуга. На первом этаже находились хозяйственные помещения и комнаты слуг. Второй занимали несколько больших гостиных, будуары и спальни. На третьем этаже размещались жилые помещения, потолки в которых были низкие.
Обязательными атрибутами особняков и усадеб были специальные комнаты, назначение некоторых из них не совсем понятно современным людям:
- Прихожая. Эти помещения можно было встретить исключительно в русских особняках и домах. В холодные зимы было большое количество верхней одежды, которую при входе в теплое помещение необходимо было снимать и размещать. В европейских домах нет прихожих. Место, где развешивались шубы, пальто, шапки, шляпы, теплая обувь, было огорожено перилами. Здесь висели зеркала и стояли стулья.
- Камердинерская, названная так в связи с тем, что в ней находился дежурный камердинер. Она обставлялась добротной мебелью из красного древа. Стены украшали картины.
- Портретная комната. Здесь на стенах висели портреты членов семьи или предков. Мебель была из красного дерева. Стены были окрашены в натуральные цвета или оклеивались обоями. Часто на них наносились рисунки, имитирующие обои.
- Кабинет. Он был обязателен в дворянских домах 19 века или усадьбах. Как было принято, мебель изготавливалась из карельской березы, тополя или красного дерева. Стены оклеивались обоями или окрашивались под них.
- Столовая. Большое помещение, где обедали хозяева и потчевали гостей. Украшением ее служил большой овальный стол, дорогая мебель и картины на стенах, которые окрашивались в натуральные цвета.
- Спальня с будуаром. Здесь почивала хозяйка. Кровать была закрыта ширмой, в углу обычно располагался киот с иконами, где можно было помолиться. Будуар был отделен от спальни. В нем хозяйка могла заняться своим туалетом и делами: вышивать, вести переписку. Как правило, в доме находились другие спальни членов семьи и для гостей.
- Гостиная. Парадная комната, где принимали гостей. Она была богато обставлена, на стенах висели картины, устанавливалась мягкая мебель для отдыха и беседы. Гостиная в доме дворянина 19 века устраивалась в соответствии с господствующим стилем. Это было время классицизма с четким ритмом и единым стилем размещения мебели и предметов искусства. Мебель красного дерева украшалась чеканными изделиями из позолоченной бронзы или латуни. Французская мода на античные изделия предполагала наличие статуй, которые располагались в гостиных. Соответствовал этому и декор помещения. В богатом доме дворянина в 19 веке, где принимали много гостей, было несколько гостиных.
Удивляли иностранцев двойные рамы на окнах, большие, до потолка, печи, украшенными красивыми изразцами. Камины зимой не топили. Так как через них проникал холодный воздух. Их закрывали на зиму и украшали цветами. Удивляло иностранных гостей и огромное количество цветов в домах, они были повсюду.
Дворянская усадьба
Усадьба – это комплекс, в состав которого входили жилой дом и различные постройки: хозяйственные, садово-парковые, конюшни, людские и другие. Они гармонично вписывались в усадебный парк. Если рядом не было реки, то устраивалось озеро с островом, прокладывались аллеи, ставились ротонды, выкладывались руины и гроты. Богатые усадьбы имели церковь. Господские дома устраивались по принципу городских особняков.
Существует такое понятие, как русский усадебный стиль. Он достаточно своеобразный, подобного за пределами России трудно было увидеть, специфику этого стиля определяло крепостное право и большие расстояния от крупных городов. В усадьбе было много работников, которые жили здесь же. Оторванность от города наложила свой отпечаток, так как дворянам приходилось заниматься хозяйством, постоянно общаться с крестьянами.
Редкие выезды в уездные или губернские города были настоящим событием. Другие усадьбы находились в десятках километров, поэтому гости приезжали не часто. Мебель, купленная после постройки дома, передавалась наследникам. Новости моды, стилей сюда доходили поздно. Но были усадьбы, которые строили знаменитые зодчие, некоторые из них дошли до наших дней. Это настоящие памятники русской архитектуры.
Купеческий дом
Развитие капитализма привело к тому, что появляется свободный капитал, который требует вложений. Начинается бурное строительство домов крупными купцами и фабрикантами. Купеческие дома 19 века, принадлежащие сильно разбогатевшим представителям этого сословия, были большей частью похожими на дворцы. Нередко к строительству приглашались знаменитые архитекторы.
Но большей частью купеческие дома были добротными деревянными, деревянно-каменными и каменными, которые выходили в сад и огород. Внутренние дворы были приспособлены для хранения товаров, обстановка приобреталась самая разная, говорить о каком бы то ни было стиле здесь не приходится. Вместе с картинами, купленными по случаю, было много икон. Они стремились во всем подражать представителям высших классов. Но в большинстве это удавалось единицам, тем, кто получил достойное образование.
Дворянство потихоньку разорялось, продавая свои усадьбы. Купеческое сословие богатело и скупало их, приспосабливая под собственный быт. Но большинство нуворишей учили своих детей не только в России, но и за границей. Получивших хорошее образование купеческих детей уже было трудно отличить от представителей высшего класса. Они устраивали свои дома 19 века в России по-другому, не так, как их отцы. Знали несколько языков, разбирались в живописи, архитектуре, литературе.
Русский купеческий стиль
В небольших провинциальных городах купцы строили дома попроще. Появился купеческий стиль, при котором дом в плане представлял большую квадратную или прямоугольную форму. Он большей частью состоял из двух этажей. Первый был массивным, каменным, с большим подвалом. Верхний этаж – тесаный сруб, обшитый деревом, с богатой резной отделкой. Внутри такие дома были большей частью оштукатуренные.
Мещанский дом
К мещанскому сословию относились учителя, поденщики и наемные работники. Они составляли большую часть населения городов, особенно много их стало после 1861 года, когда было отменено крепостное право. Жилье мещан было съемным или скромным собственным домом. Чаще всего они были небольшие, построенные по примеру сельских домов. Стили их соответствовали той местности, где они проживали.
Доходные дома
Развитие городов, рост промышленных предприятий, учебных заведений, повлекли за собой появление большого количества людей, не могущих позволить себе постройку или покупку дома. К этой категории можно отнести учителей, врачей, банкиров, государственных служащих, инженеров, преподавателей, студентов. Им требовались удобные благоустроенные квартиры, которые можно было снять в наем.
В городах, особенно в Санкт-Петербурге, Москве, городские власти вели строительство инфраструктуры. Возведение зданий, где сдавались квартиры внаем, велось по проектам знаменитых архитекторов. В конце 19 века домов таких только в Москве насчитывалось более 550. В Петербурге 80 % построенных зданий составляли доходные. Владельцы домов старались привлечь знатных арендаторов. Это проводилось с целью рекламы. Здания, используемые для сдачи квартир, строились вокруг университета. Здесь отличные апартаменты снимали его профессора и преподаватели.
Кроме них, в доходных домах селились служащие, молодые семьи, специалисты, врачи. Строились также дома и для менее обеспеченных слоев населения: мелких служащих, работников, студентов. Где можно было снять комнату или небольшую квартирку, в которых стоимость была намного меньше. Были и так называемые ночлежные дома, где сдавалось жилье — комната или койка на ночь.
Русский сельский стиль
Деревенские дома 19 века имели свои стили и особенности. Их можно до нашего времени встретить в сельской местности и небольших городках. Они строились в один, реже в два этажа. Традиционно это были четырех- или пятистенные срубы с двухскатной или трехскатной крышей, но в восточных или южных районах можно встретить четырехскатную крышу. Отличительной деталью русского сельского стиля была светелка, которая устраивалась на чердаке.
Дом строился в двух вариантах. Первый состоял из одной избы с большими сенями. Второй — из двух изб, которые назывались передней и задней, соединяющихся между собой широкой поветью и сенями. Все это было под одной крышей. Территория вокруг дома не огораживалась глухим забором, устраивались только палисадники. Украшением таких строений служили резные наличники. Также дома в русском стиле строились из кирпича и могли быть двухэтажными.
Сибирский крестьянский стиль
Дома 19 века этого стиля характерны для сибирских районов. Они имели незначительные отличия от домов русского стиля. Были больших размеров, имели четырехскатную крышу без светелки. Огораживались глухим высоким забором. Украшались резными наличниками.
Русский дачный стиль
Из душных городов в летнее время горожане выезжали в близлежащие населенные пункты, где вырастали целые дачные поселки. Именно в начале 19 века домов русского дачного стиля стали строить много. Дачи были как летние постройки без отопления, так и капитальные дома с печным отоплением и каминами. Традиционной формой такого дома были деревянные срубы, обшитые вагонкой, с мезонином и обязательной верандой. Более зажиточные люди строили каменные дома, которые использовались как дачи.
Ингерманландский стиль
Этот тип домов был распространен на территории современной Ленинградской области. Его характерной особенностью являются внушительные кирпичные или каменные стены, где один вид кладки переплетается с другим. Дом с надворными постройками и каменным забором образует замкнутое пространство двора.
Вологодский стиль
Вологодский дом строился вытянутым вовнутрь двора, был одноэтажным или двухэтажным. Обязательным элементом было устройство в углу фасада крыльца. А если дом двухэтажный, то над крыльцом делали балкон. Но главной особенностью вологодского стиля было украшение дома деревянными резными элементами, похожими на кружево. Обилие его – это главное отличие.
Генеральские квартиры | Журнал Ярмарки Мастеров
Недавно, гуляя по Интернету, я обнаружила фотографии интерьеров квартир важных персон царского правления в Санкт-Петербурге.
Здесь не указаны даты появления фоторафий, но предполагаю, что это конец 19-го — начало 20-го века.
Это не красивые картинки, а подлинная обстановка интерьеров «генеральских квартир», где мы видим предпочтение и вкусы хозяев, видим реальную жизнь того времени.
Мне кажется, что не все важные господа стремились к совершенному и безукоризненному с точки зрения вкуса интерьерам, а просто делали свое жилище удобным для всех членов семьи. А кто-то сохранил в помещениях первоначальную идею архитектора.
Ведь о вкусах не спорят, не правда ли?
Квартира генерала Е.В.Богдановича (Исаакиевская пл., 9). Вид комнаты.
Генерал Е.В.Богданович в своем кабинете.
Квартира генерала Ивана Александровича Фуллона (Караванная ул., 24). Гостиная.
Квартира генерала от инфантерии А.Н.Куропаткина (Таврическая ул., 3-г). Гостиная.
Комната.
Квартира генерал-майора, товарища министра внутренних дел, члена Совета министров В.Ф.Джунковского (Фурштадтская ул., 40). Жена В.Ф.Джунковского за письменным столом.
Приемная товарища министра В.Ф.Джунковского.
Спальня.
Столовая
Часть гостиной.
Квартира помощника начальника штаба генерал-майора С.И.Зилоти (Миллионная ул., 25). Гостиная.
Спальня.
Квартира потомственного дворянина генерала от инфантерии Вильгельма Вильгельмовича фон Нотбека (ул .Моховая,36). Гостиная.
Квартира генерал-майора, командира Собственного Его Императорского Величества Конвоя князя Георгия Ивановича Трубецкого (Почтамская улица, 1 ) Гостиная.
И еще. У меня есть замечательная книга И.А. Бартенева и В.Н. Батажковой «Русский интерьер 18-19 веков», где очень увлекательно написано и том, как создавались интерьеры дворцов, усадьб и городских квартир у различных сословий тех времен.
Приведу цитаты из их книги, где описывается уклад и стиль жилища конца 19 века.
«…В 1860-1890-х годах во много раз возрастает строительство многоэтажных доходных домов. Эти дома и квартиры в них различались по размерам, планировке и по тем условиям, которые предоставлялись жильцам…
…Дворцовые сооружения в это время почти не строились, частные же особняки возводились в сравнительно небольшом количестве.
Стилистически городские интерьеры этого времени были чрезвычайно пестрыми. Классицизм давно уже отошел в область предания, стили применялись в «чистом виде » чрезвычайно редко…
…Общая же картина определялась бесконечным смешением различных архитектурных форм и мотивов в стилистически неразличимую смесь.Отмечается общее падение художественных вкусов и снижение художественной требовательности со стороны заказчиков и покупателей.
…Потребители стремились не только обеспечить уют в квартирах и комнатах, но и добиться разнообразия отделки.
…В результате комнаты средних размеров перенасыщаются мягкой мебелью, различными столиками, шкафами,этажерками, трюмо, комодами, зеркалами, коврами и ковриками, комнатной зеленью.
…Признаки и проявления эклектизма, антихудожественности распространились в архитектуре, и в частности, в интерьере не только в конце 19-го, но и в начале 20-го века…
Но, начиная с 1890-х годов на этом общем фоне выступает новое художественное направление — так называемый модерн…«
Не правда ли, эти цитаты из книги точно передают самую суть того, что мы видим на этих исторических фотографиях?
Как отапливали квартиры в 19 веке. : lifestroi — LiveJournal
Мы решили выяснить, как же люди согревали дома в 19 веке. В деревне все понятно — есть лес, и есть печка, в ней и кашку сварить можно, и бок зимой согреть.А представьте тогдашнюю столицу Санкт-Петербург. Как там согревали пяти, шести, семи этажные каменные дома? О том какие системы придумали строители мы сейчас подробненько расскажем. К слову грели не особо сильно, всего лишь до 14,4 — 16 градусов, в спальнях было прохладнее. Современная норма — 21. Вот оно глобальное потепление. В Англии спальни не топили вообще. Чтобы уснуть и не будить весь дом стуком зубов от холода, брали с собой грелку. Пока она остывала удавалось нормально заснуть.
Чем топили? Лондон отапливали углем, но в России эта система не прижилась, наш уголь спросом не пользовался, а английского было мало — в год в Санкт-Петербург приходили всего 5-6 кораблей, груженых углем. Использовать его было нерационально дорого, но зато можно было сказать гостям: Сударыня, извольте заценить эти булочки по французскому рецепту с индийской корицей и тепло по английскому образцу. Большинство топило дома дровами. Дерево привозили на баржах из Эстонии и Финляндии, или по Неве из Пригорода и Карелии. Разгрузкой занимались прямо на набережных колоритные в своей бедноте крестьяне: ободранные, в лаптях, в заплатах, осунувшиеся, уставшие. Их даже лишили последней радости — петь во время работы. Обычно песнопения скрашивали тяжелую монотонную работу, но в Петербурге за тишиной строго следила полиция.
Фото разгрузки дров около Михайловского замка.
А теперь загадка — для чего нужны были дворы-колодцы?
А. Чтобы молодым студентам, начитавшимся Достоевского, было куда спрыгнуть с крыши посреди полярной ночи?
Б. Чтобы во внутренние окна попадал свет
В. Как в Барселоне, создавать тень во время томящего летнего зноя.
Г. Для чего-то полезного и хозяйственных нужд.
Места в Петербурге было мало, очень мало, много меньше, чем в Москве или любом другом русском городе, а сарай где-то должен быть, и конюшня нужна. Но в дворы рядом с домом портили вид города и нарушали указ о строительстве улиц одним фасадом, поэтому дворы активно использовали для хозяйственных нужд.
Дрова тоже хранили во дворе. (Кстати, сараи строили чаще всего по периметру, а не в центре.) Потом дворники кололи дрова и относили их в каморку на черной лестнице. Все читали про черные лестницы, они вели со двора на кухню, пользовалась ими обычно прислуга, там же находились отхожие места. Когда дрова подсыхали их относили жильцам.
Квартиры в доходных домах Петербурга сдавались с дровами и без дров. Это как сейчас с к/у и без к/у. Без дров дешевле, но с дровами экономнее. Жильцов, больных паранойей, начинал мучить вопрос: если сниму квартиру с дровами, то мне не придется о них заботиться, плюс хозяин берет оптом и дешевле, но он же, гад, будет экономить на качестве дров. Угорю с такими дровами. Если квартира сдавалась без дров, то была вероятность, что комнаты настолько холодные, что их невозможно прогреть сколько не топи. Одни расстройства для нервных граждан.
Печи. В некоторых домах строили из кирпича русскую печь, которую потом по традиции белили.
Существовали утермарковские чугунные печи, которые потом прозвали буржуйками. На них и готовить можно было, и согреться. Но чугунные печи разрешалось ставить только для просушки помещений, постоянно использовать было запрещено. Поэтому, когда приходили проверяющие комиссии, хозяева уверяли, что поставили их совсем недавно и только на чуть-чуть. А что три года вы приходите с проверкой, а печь все на том же месте, так это чистое совпадение. Ой а вам случайно монетка в карман упала — в общем ничего нового для нашей страны.
Камины редко использовали для отопления, зато часто для понтов. В них только 30% шло непосредственно на то, чтобы согреть помещение. Чаще всего ставились печи-голландки. Это длинные вертикальные печи почти во всю высоту стены, облицованные плиткой или изразцами. Они и выглядели лучше, и топились экономнее. Русскую печь топить приходилось каждый день, изразцовую раз в два дня.
Центрального отопления не существовало. Но если начать листать старые газеты, то найдутся сотни упоминаний о центральном отоплении. Так называлось единая система обогрева для всего дома. Таких домов даже в конце 19 века было всего 6%, и только треть из них полностью отказалась от дров, обычно в богатые квартиры проводилось отопление, а мансарды и хозяйственные помещения обогревали по старинке печками. В подвале устанавливали котел, который разогревал воду, а насос пускал ее по трубам — это водяное отопление. Примерно такое же как сейчас. Превращал ее в пар и пускал пар по трубам — это паровое отопление. Просто нагревал воздух — отопление горячим воздухом. Разогретый воздух поднимался по трубам к жильцам и попадал в комнату. Обычно отверстие находилось в углу и прикрывалось решеткой, чтобы в трубу не попал мусор, коты, дети и так далее, а воздух проходил спокойно.
Как вы понимаете, в одиночку такое было не провернуть. Поэтому отовсюду слышалось: Захар! Захар! Прислуги было много и ей тоже полагалось отдельное место. О планировке квартир 19 века мы расскажем в следующих эпизодах.
Оставайтесь с нами!
Подписывайтесь на наш блог и твиттер.
Я живу в мещанском доме XIX века — The Village
Несмотря на наличие генеральных планов, застройка Нижнего Новгорода, начавшаяся с Кремля, осуществлялась очень неравномерно, образуя своеобразные мысочки улиц и домов между небольшими внутренними реками и глубокими оврагами. Застройке территории современных улиц Студеная, Новая, Звездинка, Горького мешала река Ковалиха, извилисто протекавшая от площади Горького на северо-восток до Черного пруда и далее, круто поворачивая к юго-востоку, вдоль современной улицы Ковалихинской.
Однако со временем начали засыпать, пересекать мостами, а к середине XIX века — и заключать в трубы неудобную речку. Благодаря этому в 50-х годах развернулась застройка заречной территории, в том числе и улицы Студеной. В границах намеченных генпланом кварталов было проведено межевание. Датой рождения нынешнего дома № 39 можно считать 1852 год, когда титулярная советница Олимпиада Ивановна Кастальская купила один из участков (около четверти гектара) под строительство. Она построила жилой дом и не сохранившиеся до сегодняшнего дня придомовые постройки. Последним владельцем дома перед революцией был Василий Александрович Пахомов, открывший в доме кондитерскую «Москва», а также построивший двухэтажный каменный флигель. В дальнейшем усадьба передавалась по наследству детям Пахомова. До 1930 года дом числился за частным владельцем, затем (видимо, после Великой Отечественной войны) был превращен в коммуналку.
В конце XVIII — начале XIX века все строительство в городах Российской империи велось по образцовым проектам. То есть все дома в городе, начиная от богатых и больших и кончая вот такими маленькими, необходимо было выдерживать в едином стиле — классицизме. На Студеной и прилегающих улицах до конца 1930-х гг. это был «провинциальный классицизм», «классицизм для бедных». В то время район был городской окраиной, там селились мещане, мелкие купцы-разночинцы, духовенство, разорившиеся дворяне. Несмотря на то что дом № 39 построен в более поздний период, здесь тоже можно обнаружить скромные элементы классицизма: нечетное количество окон, наличники с прямоугольными сандриками, небогатый декор, венчающий главный фасад низкий треугольный фронтон со слуховым окном. Большинство этих элементов погибло в результате последнего пожара, но на старых чертежах и фотографиях можно увидеть первоначальный облик здания.
У нас и у них, жизнь простых людей сто лет назад. Сравнительный пост. | Блогер aniase на сайте SPLETNIK.RU 10 июля 2013
Русское крестьянство, русская деревня — это самая большая потеря России за двадцатый век. Как класс, как слой населения страны, носитель уникальной культуры, русский крестьянин исчез, исчезла и русская деревня.
На этой теме возникло много разнообразных спекуляции и мифов.
Вот один из них. Крестьяне до революции были поголовно нищими, босыми и голыми. Их нещадно обирали помещики, которые ради французской вазы вывозили хлеб пароходами на Запад, а народ голодал. Но если присмотреться по внимательней, то выясниться, что помещики, в России к семнадцатому году были не основными землевладельцами. Дворяне, с их любовью к прожиганию жизни, поместья свои теряли, продавали. Вспомнить хотя бы пьесу «Вишневый сад» Чехова. Там как раз наглядно всё это показано. Землю чаще всего скупали те, кого принято было называть кулаками, новая сельская буржуазия из разбогатевших крестьян. Вот эта прослойка и становилась основным землевладельцем в Российской Империи. Так же земля находилась в собственности крестьянской общины. Так что как-то сложно представить, что крестьян обирали помещики.
Миф второй. Если сейчас спросить любого — где же в то время крестьяне жили лучше чем в России ? То все дружно укажут на Запад. Там и только там крестьяне, точнее фермеры, жили и живут очень зажиточно. А так ли это было?
Вообще, труд крестьянина в любой стране тяжелый, и не так что-бы высокооплачиваемый. Поэтому любопытно сравнить, с помощью фото, жизнь русских крестьян и их иностранных коллег.
Вот немецкие крестьяне конца девятнадцатого века:
А вот русские начала 20 века.
А вот американские фермеры убирают урожай, тоже начало 20 века.
Г-жа Бизи и ее семья (польские эммигранты). Все они работают в полях вблизи Балтимора . Балтимор, штат Мэриленд. Июль 1909 :
А вот польские крестьянки убирают урожай, 1925 г.
Ирландские крестьяне у своего дома:
Ирландские селянки, 1913 год :
Польские крестьянки на рынке в Кракове:
Дом немецких крестьян. Покрытая соломой крыша говорит по всей видимости о богатстве владельца:
Дом по-богаче. Тоже Германия:
Типичный вид испанской провинции в начале 20 века:
А вот так жили фермеры в Ирландии в начале двадцатого века:
Жители польского местечка Lowicz нарядились на воскресную службу в церковь, но всё внимание на дом:
Австрийское местечко Wagrain, 1929
Литовское село, конец 19 в.(Литва тогда входила в состав Российской империи)
А вот это уже Россия. Конец девятнадцатого века.
Фото современное, но дом как раз начала двадцатого века в России.
А вот то, что нельзя увидеть заграницей. Такое делают только русские:
Типичная крестьянская изба в новгородском музее деревянного зодчества под открытым небе в селе Витославицы:
Предметы крестьянского быта:
Интерьер крестьянской избы начала 20 века:
А это уже Норвегия. Типичное жильё норвежского фермера из этнографического музея под открытым небом. Такие вот простые милые избушки без излишеств:
и внутреннее убранство:
Фотография норвежской деревни, датированная 1910 годом:
А это крайний Запад Украины, хотя, быть может, и нынешняя юго-восточная окраина Польши, 1920 г.
Ну а американские «богатые» фермеры жили приблизительно так:
Вся семья за работой :
Часто признаком бедности русской деревни считают отсутствие обуви в летний период у крестьян. Что не совсем правда.
А если присмотреться к обуви фермеров?
Фермерские дети. Англия двадцатые годы:
6-летняя сборщица ягод на ферме. Балтимор, штат Мэриленд. 8 июля 1909 :
Русские босоногие дети. Фото Прокудина-Горского, 1909 год :
Девочки в повседневной одежде. Ярославская губ. д. Овинчищи 1915 г:
Объяснение этому простое. Конечно были и бедные, которые себе обуви позволить не могли, но кроссовок и кед тогда не было. Обувь была кожаная, дубовая. Для эксперимента, оденьте такие туфли, и походите по пересеченной местности летом недельку. Посмотрите, что будет с ногами и обувью. Для полноты эксперимента перейдите пашню поперёк борозды пару раз. Сразу поймете — почему в те дремучие времена летом ходили босиком.
Дети тогда работали везде и начиная с трёхлетнего возраста уже пытались прокормить самих себя и помочь семье.
Роза Байодо, 10 лет. Батрачит здесь уже 3-е лето. Белые Болота, Браунс Милл, Нью-Джерси. 28 сентября 1910:
Семья Арнао. Вся семья работает. Джо 3 года. Мальчику 6 лет, девочке 9 лет. Кэннон, штат Делавэр, США, 28 мая 1910 года:
Ещё одна семья собирает ягоды, США
Мальчик собирает хлопок, Оклахома, США, 1916 год
Июль 1915 года. На сборе урожая сахарной свеклы в возде Шугар-Сити, Колорадо: 6-летняя Мэри, 8-летняя Люси и 10-летняя Итан.
Сбор сахарной свеклы в Висконсине, июль 1915 года:
А это уже русские дети. Рязанская губ., 1913 год
Девочки кружевницы за плетением узоров. Московская губ. село Куликово 1913 г.
И в заключении поста представители разных народов Европы, а также русские крестьяне в национальных костюмах и в праздничной одежде. Фотографии также хорошо отражают быт того времени:
Россия, конец 19 века.
Земля Баден, Германия, начало 20 века
Там же
Молодая ирландка в старинном костюме, деревня (Кладда) в графстве Голуэй (Galway), 26 мая 1913 г
Ещё одна ирландка, 20-е годы 20 века
Венгры
Валлийки, Уэльс, начало 20 века.
Норвежка, 1913 год
Испанка в национальном костюме
Голландцы, 1910 год
Вендская женщина (т.е. лужицкая сербка) в традиционном наряде, Германия
Группа польских крестьян на повозке.
Молодая польская селянка нарядилась на воскресную службы в церковь
Украинская селянка, 1909 год
Бретонская пара в традиционной одежде, Франция, 1920 г.
Сёстры из Эльзаса, Франция, 1918 г.
Русские женщины в традиционной одежде, между 1908 и 1917 г.
И еще немного фотографий русской деревни и быта конца девятнадцатого, начала двадцатого века:
Масленица в Енисейской губернии
Крестьяне Костромской губернии, 1907 год
Молодая крестьянка в будничной одежде. Вологодская губ. д. Усть Топса 1911 г.
Зажиточный крестьянин в повседневной одежде. Московская губ. с. Куликово 1913 г.
Старик и старуха. Рязанская губ., Касимовский у. 1910
Сестры в праздничной одежде. Ярославская губ. д. Овинчищи 1915 г.
Молодая крестьянка в праздничном костюме. Костромская губ. г. Галич 1907 г.
Отец с сыном перед охотой. Вятская губ. 1907 г.
Украинская переселенка, Енисейская губерния, 1910 г.
Перевоз приданого невесты в дом жениха. Владимирская губ. 1914
Бабушка с колыбелью внука, 1914
Крестьянка мнёт лён, Пермская губ., 1910 год
Девушка с земляникой, 1909 год.