Фото корабль каравелла – Ноа. Каравелла — парусный корабль, который изменил историю

Разное
alexxlab

Содержание

Каравелла — Global wiki. Wargaming.net

Трехмачтовая Каравелла.

Каравелла — тип легкого и маневренного парусного судна (в прошлом рыбацкого с водоизмещением около 20 тонн.) обычно двухмачтового или трехмачтового с косым латинским парусным вооружением.Разработан в 15 веке португальцами для исследования западного побережья Африки и Атлантического океана,в скором времени конструкция успешно была позаимствована испанцами и далее стала довольно распространенной во всей Европе дав начало эпохе Великих географических открытий.

Конструкция

Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн. Отличительной чертой каравелл на то время был полуют — длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме. В случае с носовой надстройкой-форкастль каравеллы имели не всегда. Имея легкий вес,маневренность и хорошую скорость каравелла была благом для моряков. Ранние каравеллы обычно имели два или три мачты с косыми парусами , а поздние типы имели четыре мачты. Ранние каравеллы 15-го века была среднюю длину от 12 до 18 м (от 40 до 60 футов), средней мощностью от 40 до 50 тонн,высокое отношение длины к перекладине вокруг от 3,5 до 1, и узкий эллипсоидальный каркас, что делало их очень быстрыми и маневренными. К концу 15 века каравеллы незначительно менялись и начали быть похожими на Каракки,в основном менялся размер самого судна и формы парусов.На фок-мачте и Грот-мачте расположили квадратный парус ,а на Бизань-мачте треугольный.Именно в таких судах, Христофор Колумб отправился в свое экспедиции в 1492 году, Санта-Мария была сто тоновым Кракком (Он-же Нау,Нао), который служил в качестве флагмана, и Пинта и Нинья были меньше каравеллы около 15-20 м, водоизмещением 60-70 Тонн.

Санта Мария,Пинта и Нинья.

Вооружение

На ранних каравеллах использовалось лёгкое артиллерийское вооружение в виде небольших бомбард (иногда упоминается как ломбарда) на верхней палубе,хотя обычно они с корабля не использовались,в основном лёгкие бомбарды грузились на лодки и устанавливались для ведения огня на берегу.Тем не менее мощь некоторых бомбард была довольно хороша.Так к примеру судя по дневнику Лас Касаса для демонстрации силы был уничтожен севший на мель кракк Санта Мария.Стреляли бомбарды свинцовыми,каменными ядрами и картечью,свинцовые ядра могли изготавливать прямо на борту.

История

До 15-го века, европейцы были ограничены прибрежной каботаж навигации с помощью баржи ( Барса ) или balinger ( barinel ), древние Средиземное грузовых судов примерно от 50 до 200 тонн . Эти лодки были хрупкими, имея только одну мачту с фиксированным квадратным парусом , что не позволяло преодолеть навигационные трудности на юге океанской разведки, так как сильные ветры , мелководья и сильные океанские течения легко сбивали их с курса и выводили из строя.

Каравелла была разработана примерно в 1451 году на основе существующих рыболовных судов под эгидой принца Генри Навигатора из Португалии , и вскоре стала предпочтительным транспортом для португальских исследователей, как Бартоломео Диас , Васко да Гама или Фердинанда Магеллана (Фернан де Магальяйнс) .
В конце XVI столетия,каравелла уже перестанет быть основным исследовательским судном,и им на замену придут Нау (оно-же Каракк).Судно похожей конструкции но больших размеров.

Каравелла — это… Что такое Каравелла?

Двухмачтовая каравелла-латина

Каравелла — европейское парусное судно, особенно распространённое в XV веке. Первый тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (

каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).

Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магелана.

Этимология

Слово португальского происхождения. Caravela (порт.), уменьшительное от caravo — небольшое парусное судно. Восходит к поздне-латинскому carabus – плетеная лодка, обшитая кожами. Латинское слово в свою очередь происходит от греческого

χαραβος[1]. К этому же греческому слову восходит и русское «корабль»[2][3].

Существуют и другие версии этимологии слова «каравелла». Так есть утверждения, что в начале XIII века термин каравелла имел отношение к небольшим арабским судам с латинским парусным вооружением, называвшимся qârib[4]. Впрочем, слово qârib тоже восходит к греческому χαραβος [1].

Также существует «итальянская» версия происхождения слова «каравелла», связанная с красотой и изяществом судна — от итальянского cara bella — «милая красотка»[5]. Данная версия не имеет убедительных оснований.

История

Суда с названием «каравелла» известны с XIII века. Но до XV века каравеллой называли небольшое португальское рыболовное парусное судно водоизмещением около 20 тонн.

К концу XIII века в Португалии завершилась Реконкиста, страна вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.

В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки

С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394-1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.

Первые исследователи атлантического побережья Африки использовали одномачтовые барки и более крупные «баринели». Но приблизительно с 1440-х годов развитие получают каравеллы.

Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.

Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньше удлинение – так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода не известной продолжительности.

В 1494 году Тордесильясский договор решением Папы разделил мир между Испанией и Португалией по «папскому меридиану», проходящему в 482 километрах западнее Азорских островов. Таким образом Испании достались все новые земли к западу от 49°32’56″ западной долготы, а Португалии все ещё не открытые земли к востоку от этого меридиана.

История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.

Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.

К концу XV столетия в океанских походах каравеллу начинает заменять более крупная и более мореходная каракка. Так, в 1488 году Бартоломеу Диаш совершил поход к мысу Доброй Надежды на двух каравеллах. Но уже в 1492 году среди трех кораблей Христофора Колумба флагманом является каракка (называемая также

нао или нау) «Санта-Мария» в сопровождении двух каравелл, «Пинты» и «Ниньи». В 1497 году Васко да Гама первым из европейцев достиг Индии морским путем, в его эскадре, состоящей из четырех кораблей, две каракки, только одна каравелла, а также малое вспомогательное судно. С самого начала XVI века Португалия регулярно снаряжает эскадры в Индию, а Испания в Америку, которые в основном состоят из каракк. В первом кругосветном походе Магеллана-Элькано 1519-1522 годов участвовали четыре каракки и одна каравелла.

Каравеллы имели распространение до XVII века.

Конструкция

Парусное вооружение. Каравеллы обычно имели 3 мачты. Наличие бушприта не характерно для каравеллы, хотя на некоторых изображениях можно встретить каравеллу с бушпритом (обычно каравеллу-редонду).

По типу парусного вооружения каравеллы разделяют:

Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн.

Характерной чертой каравелл является длинный полуют – длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме.Носовую надстройку (форкастль) каравеллы имели не всегда.

Археологические находки

Кораблекрушение на рифе Моласиз (англ. Molasses Reef) [2], территория островов Тёркс и Кайкос. Остатки испанской каравеллы конца XV — начала XVI века, обнаруженные в 1976, и исследованные и поднятые научными экспедициями в 1980-1986 годах. Поднятые археологические объекты хранятся в Национальном музее островов Тёркс и Кайкос [3].

На основании найденных объектов, время кораблекрушения относят к 1510-1520 годам. Это старейший известный европейский корабль, затонувший у берегов Америки.

От корабля сохранилась очень незначительная часть: около 1% корпуса, орудия (небольшие бомбарды) и заряды для них, глиняная посуда, чаши и кувшины, столярные, портняжные и хирургические инструменты, четыре комплекта оков, металлические части такелажа, разные дельные вещи, два якоря, 42 тонны каменного баласта.

Судно было длиной 19 метров, шириной 5-6 метров, осадкой два метра, или чуть больше.

Артиллерийское вооружение каравеллы состояло из двух небольших казеннозаряжаемых бомбард и 15 вертлюжных пушек, устанавлеваемых в поворотное шарнирное крепление (вертлюг) на планширь. Также на вооружении команды были аркебузы. Отдельно от бомбард и вертлюжных пушек хранились каморы — железная цилиндрическая зарядная камера, заполненная порохом, которая устанавливалась как казенная (задняя) часть орудия непосредственно перед выстрелом. Заряды для орудий изготавливались на борту судна — среди остатков корабля были обнаружены большие свинцовые листы, из которых кузнец нарезал кусочки, плавил их и заливал в бронзовую форму, также обнаруженную среди останков, получая круглое ядро. С помощью меньших форм делались заряды для аркебуз. Также были обнаружены гранаты — овальный полый чугунный шар, который через отверстие заполнялся порохом, которое потом запечатывалось запалом.

Личное оружие экипажа состояло из кинжалов и мечей. Найдено было всего одно лезвие меча и части четырех эфесов. Отсутствие личного оружия позволяет сделать вывод, что экипаж успел покинуть тонущий корабль. Из вооружения также были обнаружены остатки арбалетов.

Кораблекрушение на рифе Хайборн (англ. Highborn Cay), Эксума, Багамские острова. Каравелла, затонувшая на рифе в районе Эскумы (Багамские острова) в начале XVI века, ориентировочно в 1520 году. Останки были обнаружены в 1965 году дайверами-спортсменами. Раскопки и подъем остатков были начаты в 1986 году.

Небольшая часть набора и обшивки корпуса сохранилась благодаря тому, что были покрыты баластом. Толщина обшивки составляла 6 см. Все деревянные элементы корпуса были сделаны из дуба. В качестве баласта использовались камни размером более 50 см.

Длина киля 12,6 метров, общая длина около 19 метров, ширина 5-5,7 метров.

По конструкции это судно схоже с каравеллой, погибшей на рифе Моласиз. Возможно, это один из кораблей, потерянный Пинсоном в 1500 году.

Известные каравеллы

  • «Святой Христофор» (англ. Saint Christopher, порт. São Cristóvão) и «Святой Пантелей» (порт. São Pantaleão) — каравеллы Бартоломеу Диаша в его походе 1488 года, когда он первым из европейцев достиг южной оконечности Африки, мыса Доброй Надежды.
  • «Пинта» и «Нинья» — каравеллы Колумба, которые вместе с караккой (нао) «Санта-Мария» участвовали в его первом походе в 1492 году.
  • «Беррио» (англ. Berrio) — каравелла, которая вместе с более крупными каракками «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэль» и небольшим вспомогательным судном, входила в состав эскадры Васко да Гамы во время его первого похода 1497-1498 годов к берегам Индии.

Новоделы (современные полноразменые копии) каравелл

  • В музее Бартоломеу Диаша в Моссел Бее (ЮАР) установлена полноразмерная реплика каравеллы 1488 года. Копия была построена и подарена музею правительством Португалии в 1987 году к 500-летию открытия мыса Доброй Надежды Диашем. Своего места назначения каравелла достигла своим ходом.
  • «Нинья» и «Пинта» — реплики каравелл Колумба, построенные к 500-летию открытия Америки в 1988 и 1992 году соответственно.
  • «Boa Esperança» — португальская реплика каравеллы эпохи Великих географических открытий. Построена в 1991 году в Лагуше (Португалия) для привлечения туристов.
  • «Vera Cruz» — португальская реплика каравеллы эпохи Великих географических открытий. Построена в 2000 году к 500-летию открытия Бразилии европейцами.
  • «Notorious» — реплика каравеллы XV века, построенная австралийским энтузиастом Грэмом Уили (англ. Graeme Wylie) в 2012 году (начата в 2002 году).[4]

Примечания

  1. Etymology Online
  2. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 1994. Москва. «Русский язык»
  3. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. 2009 (1950-1958). Москва. «Астрель. Аст»
  4. Elbl. M.M. 1985. “The Portuguese Caravel and European Shipbuilding: Phases of Development and Diversity.” Revista da Universidade de Coimbra
  5. Edwards, C.R. 1992. “Design and Construction of Fifteenth Century Iberian Ships: A Review.”

Ссылки

Литература

Типы парусных судов

 

Каракка — Википедия

Кара́кка (итал. Carасса, исп. Carraca) — большое парусное судно XV—XVI веков, распространённое во всей Европе. Отличалось исключительно хорошей по тем временам мореходностью, с чем связано активное использование каракк для плаваний в океанах в эпоху Великих географических открытий.

Использовались и как торговые, и как военные корабли.

Название корабля имеет испанское происхождение: возможно от арабского qaraqir, множественной формы слова qurqur — торговое судно, или от латинского carricare — грузить, загружать, или греческого karkouros — лодка, башня[1].

Менее правдоподобна версия происхождения слова от древнекельтского «куррах», или «курука» (валл. «коракл») — названия лодки из бычьих кож, использовавшейся ирландцами и валлийцами в эпоху раннего средневековья.

В Португалии в то время каракки обычно называли просто «нау» (порт. nau). В Испании «carraca» или «нао», во Франции «caraque» или «неф». Стоит отметить, что «нау», «нао» или «неф» означает просто «корабль» и этот термин мог относиться как к каракке, так и к каравелле, или к относительно большому судну другой конструкции.

Судно из Матаро, средневековая модель судна, которое иногда причисляют к караккам, около 1450 г.

Каракки впервые появились в XIV веке в Португалии и предназначались для океанских плаваний в Атлантическом океане. Позже распространились в Испании, Венеции, а затем в Англии, Франции и Турции[2].

В XV—XVI веках каракка была крупнейшим парусным судном Европы.

За этот период были построены сотни каракк. Ниже упомянуты корабли, наиболее интересные с точки зрения конструкции и технологий.

Н. П. Боголюбов об упоминаниях каракк в XIV веке пишет следующее:

«Дон Педро в своей хронике говорит, что „семь кастильских галер, крейсировавших около Майорки (1359 год), захватили венецианскую каракку и привезли её в Картахену; что она была трёхпалубная“ и следовательно была высокая. Другой случай пленения каракки рассказывается в хронике Педро-Нино 1401 года. Дальнейших сведений о каракках XIV не имеется»[3]

В 1418 году по заказу короля Англии Генриха V было спущено на воду крупнейшее судно тех времён, каракка «Грейс Дью». Длина его была 60 метров, ширина — 15, водоизмещение по разным оценкам — от 1400 до 2750 тонн, экипаж 250 человек.

Обшивка была сделана внакрой (кромка на кромку), в результате чего корабль оказался неудачным — его корпусу недоставало жёсткости. Англичане тогда ещё не использовали сравнительно новую технологию обшивки вгладь, хотя она уже давно была известна на Средиземноморье.

В XV веке ещё не было корабельной артиллерии, суда не имели пушечных портов вдоль борта. Поэтому вооружение этого большого корабля составляли только 3 пушки.

«Грейс Дью» не пришлось принять участие в походах и сражениях. Свой век оно завершило в 1439 году, сгорев от удара молнии. В 2004 году были проведены археологические исследования останков этой каракки.

В 1462 году первый раз упоминается построенная во Франции каракка водоизмещением 800 тонн «Пьер из Ла-Рошели» (фр. Pierre de la Rochelle) (позже более известна под названием «Петер из Данцига» (нем. Peter von Danzig) — первое крупное судно на Балтийском море, обшивка которого сделана по технологии вгладь.

Предположительно в 1500 году на каракке «Ле Шарант», построенной для короля Людовика XII, французский судостроитель Дешарж впервые применил пушечные порты[4].

В 1511 году в Англии спущена на воду боевая каракка «Мэри Роуз» — длиной по ватерлинии 38,5 метров и водоизмещением 500 тонн.

В 1512 году в Шотландии спущена на воду каракка «Михаил (англ.)русск.» (также известная как «Великий Михаил») — длиной 73,2 метра и водоизмещением 1000 тонн, которая стала крупнейшим кораблём своего времени.

В ответ на это англичане в 1514 году спустили на воду ещё одну большую каракку — «Генри Грейс э’Дью» (фр. Henry Grace à Dieu — «Генрих милостью Божьей»), также известную как «Большой Гарри» (англ. Great Harry) — длиной 50 метров и водоизмещением 1000 тонн. Её вооружение составляли 43 пушки и 141 лёгкое поворотное орудие наподобие ручной кулеврины.

Английские каракки XVI века из «свитка Энтони (англ.)русск.» — первого реестра английского флота 1540-х годов:

В 1522 году в Ницце была спущена на воду каракка для флота Ордена госпитальеров «Святая Анна». Вся подводная часть корпуса корабля и два из шести поясов выше ватерлинии были обшиты листами свинца. Одни историки считают, что «Святая Анна», таким образом, была первым броненосцем, другие полагают, что это было сделано в целях повышения водонепроницаемости корабля.

На корабле была кузница с тремя оружейными мастерами, печи и ветряная мельница для выпечки на борту хлеба и столовые. Также на корабле был сад из цветов. Каракка «Святая Анна» могла вместить, помимо моряков, 500 человек десанта.

В XVI веке, как эволюция каракки, появился галеон (впервые упоминается в 1535 году), который постепенно вытеснил этот тип корабля.

Однако замещение каракк новым типом судов было постепенным. Так, каракки, наряду с галеонами, входили в состав испанской Непобедимой армады в 1588 году. А португальские каракки ходили в Ост-Индию ещё в начале XVII века (португальская каракка «Санта Катарина» была захвачена голландской эскадрой в 1603 году).

Изображение судна, предшественника каракк, на картине Джентиле да Фабриано «Спасение моряков Николаем Чудотворцем», 1425 г.

Кроме текстов из документов той эпохи, источником информации о внешнем виде и конструкции каракк являются немногочисленные изображения на картинах современников, изображения на морских картах тех времён и отдельные археологические находки.

Чертежей кораблей эпохи каракк не существует (первый примитивный чертёж относится к 1586 году и является чертежом галеона[5]).

Одним из первых изображений в живописи судна, близкого по конструкции к каракке, является картина Джентиле да Фабриано «Спасение моряков Николаем Чудотворцем», 1425 года.

Ценным археологическим материалом раннего периода каракк является так называемое «судно из Матаро», небольшое одномачтовое судно по конструкции близкое к каракке — старейшая средневековая модель судна, найденная близ испанского города Матаро и датируемая приблизительно 1450 годом. Ныне эта модель хранится в Роттердамском морском музее (музей принца Хендрика).

«Стокгольмская кровавая баня» (1520). Гравюра неизв. художника, 1523—1560 гг.

Археологическим материалом периода расцвета каракк служит частично сохранившаяся и поднятая в 1982 году английская каракка «Мэри Роуз», затонувшая в 1545 году. Это один из «больших кораблей» (англ. great ship) военно-морского флота Англии того периода. Сейчас восстановленная часть «Мэри Роуз» демонстрируется в одноимённом музее в Портсмуте.

Размеры и водоизмещение[править | править код]

«Отправление из Лиссабона в Бразилию, Америку и Ост-Индию». Гравюра Теодора де Бри, 1592 г.

В качестве типовых для каракки размеров обычно приводятся следующие данные: длина до 50 метров, ширина до 12, высота борта до 9 метров[2].

Но размеры каракк были самые разнообразные. Типичная для трёхмачтовых каракк конца XV века — начала XVI века, таких как нао Колумба «Санта-Мария» и корабли Магеллана, длина была 20—30 метров, водоизмещение 100—200 тонн.

В начале и середине XVI века с развитием корабельной артиллерии типичная длина больших четырёхмачтовых каракк достигает 50 метров, а иногда и до 70 метров (шотландская каракка 1514 года «Михаил»). Водоизмещение таких каракк 500—1000 тонн.

Впрочем, и в XV веке водоизмещение крупнейшей каракки («Грейс Дью», 1418 год) было 1400 тонн (по некоторым данным 2750 тонн), длина 66 метров, ширина 15 метров.

Для каракк характерны очень округлые формы корпуса, соотношение длины корпуса к ширине — от 3:1 на ранних до 6:1 на более поздних каракках.

Грузоподъёмность и вместимость[править | править код]

Грузоподъёмность каракки водоизмещением 1600 тонн составляла 900 тонн.

Количество человек, которое большая каракка XVI века могла взять на борт было от 500 до 1200 человек.

Вместимость же каракк XV — начала XVI века была значительно меньше: так, экипаж 5 кораблей Магеллана составлял 265 человек — от 30 до 60 человек на каждом судне водоизмещением 75—120 тонн.

Типичное парусное вооружение 2-мачтовой малой каракки

Парусное вооружение[править | править код]

Типичное парусное вооружение 3-мачтовой каракки

Количество мачт на каракке обычно три, на больших кораблях было четыре мачты. Можно встретить упоминания о пятимачтовых каракках[2] , но следует учитывать, что бушприт тогда тоже считали за мачту[4]. Небольшие суда раннего периода, тоже относимые к караккам, имели 1—2 мачты.

Парусное вооружение — прямое на фоке и гроте, и косое на бизани. Если мачт было четыре, то вторая, малая бизань (бонавентура) также несла косой парус.

На фок- и грот-мачтах часто дополнительно ставились марсели. В XVI веке на фоке и гроте больших каракк появляются также и брамсели, а на бизани второй косой парус.

Для каракк характерно наличие больших марсовых корзин на мачтах, в которых, помимо вперёдсмотрящего во время походов, во время боя размещались стрелки из луков и арбалетов и пращники.

На иллюстрации из свитка Энтони (англ.)русск. (1546 год) видно, что грот-мачта «Генри Грейс э’Дью» имеет грот-стеньгу, чего не наблюдается на более ранних изображениях кораблей.

Конструкция корпуса[править | править код]

Отличительной чертой каракк являются развитые высокие надстройки на баке и юте — форкасл и ахтеркасл соответственно. Такие конструкции в более примитивном виде характерны для более ранних кораблей Европы, в том числе для распространённых на севере Европы коггов.

До развития корабельной артиллерии на этих надстройках, защищённых щитами, размещались вооружённые воины, лучники и арбалетчики.

Благодаря этим конструкциям, в английских средневековых источниках каракки иногда называются «башенные корабли».

Специфичным именно для каракк был высокий, «многоэтажный» полубак, выступавший вперёд за форштевень. Сменивший каракки галеон в первую очередь отличается как раз более скромным и сдвинутым от форштевня к фоку полубаком.

Ещё одной отличительной чертой каракк была «луковичная» форма корпуса — борта были закруглены и загибались внутрь. Помимо конструктивных соображений, такая форма борта затрудняла абордаж, а до развития корабельной артиллерии, в эпоху расцвета каракк, абордаж был основной формой морского боя.

Вообще, каракки, обладая наибольшими среди судов того времени размерами, прочным корпусом с закруглёнными бортами и многочисленным хорошо вооружённым экипажем, были самыми мощными кораблями своего времени, и даже одинокая каракка была очень сложной добычей для пиратов или другого противника.

Так, например, в 1594 году эскадра из 3 кораблей под командой Джорджа Клиффорда[en], капера английской королевы Елизаветы I, целый день атаковала каракку «Синко Льягас», но так и не смогла её захватить[6].

А за два года до этого, в 1592 году четыре английских корабля захватили каракку «Мадре де Диос» лишь после яростного боя.

Ещё одна отличительная черта каракк в конструкции корпуса — мощные фендерсы (кранцы) — вертикальные рёбра жёсткости на внешней стороне корпуса.

Со второй половины XV века на каракках и каравеллах обшивка стала выполняться вгладь. Такая технология обеспечила корпусу бо́льшую прочность, в отличие от технологии обшивки внакрой (кромка на кройку), которая, со времён драккаров, применялась тогда повсеместно на коггах и других типах судов. В результате эта технология позволила строить суда бо́льших размеров с бо́льшей грузоподъёмностью. Что и предопределило вытеснение коггов каракками.

Управление рулём осуществлялось на малых судах с помощью румпеля, а на больших применялся колдершток[2]. Штурвалов тогда не было, они появились лишь в начале XVIII века[2].

Каракки XVI века имели до 4 палуб[2].

Вооружение[править | править код]

В XV веке артиллерия на флоте практически не применялась, единственной тактикой морского сражения был абордаж. Единичные, тогда ещё примитивные орудия, установленные на каракках, не были достаточно эффективными, и решающим фактором было наличие многочисленной хорошо вооружённой команды для абордажа. Первыми стационарными корабельными орудиями тогда были в основном бомбарды, стволы которых ковались из железных полос, соединявшихся между собой с помощью кузнечной сварки[7], и из-за этого были непрочными. Значительный урон команде врага наносили также пращники, лучники и арбалетчики, размещавшиеся в высоких надстройках — «кастлях» и на марсах.

Примерно с 1500 года, с развитием артиллерии, на каракках появляются артиллерийские порты и количество орудий значительно возрастает. Стволы последних начинают отливать из бронзы. Типичное вооружение каракки XVI века составляло 20—40 пушек, установленных на палубах и ещё несколько десятков лёгких поворотных орудий — фальконетов и судовых бомбарделей[8].

На каракках применялись уже абордажные сетки, мешавшие воинам врага попасть на судно[2].

Самыми известными каракками, безусловно, являются флагман первой экспедиции Христофора Колумба «Санта-Мария» и первый корабль, обогнувший Земной шар, единственный уцелевший корабль экспедиции Фернана Магеллана «Виктория», после гибели которого руководство экспедицией принял на себя Хуан Себастьян Элькано.

Далее, в хронологическом порядке перечислены каракки, которые получили либо историческую известность, либо знаменательны конструктивными особенностями:

Современная копия Магеллановой каракки «Виктория»
  • «Грейс Дью» (фр. Grace Dieu — «Милость Божья», 1418) [1] — флагманский корабль английского короля Генриха V, одно из крупнейших судов своего времени — длина 66 метров, ширина 15 метров, водоизмещение, по разным оценкам, от 1450 до 2700 тонн.
  • «Петер из Данцига» (Peter von Danzig, до 1462) — большая каракка Ганзейского союза французской постройки, на которой в середине XV века занимался каперством на Балтике и в Северном море Пауль Бенеке.
  • «Санта-Мария» — флагманский корабль экспедиции Христофора Колумба 1492 года.
  • «Мэтью» (The Matthew) — каракка из Бристоля, на которой в 1497—1498 годах совершил своё второе путешествие в поисках Северо-Западного прохода к берегам Ньюфаундленда и Лабрадора английский мореплаватель итальянского происхождения Джон Кабот (Джованни Кабото).
  • «Сан-Габриэл» [2] — флагманский корабль экспедиции Васко да Гамы 1497—1499 годов.
  • «Ле Шарант» (Le Charente, 1512) — боевая каракка Людовика XII Французского, первый корабль, на котором были прорезаны орудийные порты. Вооружение корабля составляли 40 тяжёлых и 60 лёгких орудий.
  • «Цветок моря» (Flor de la Mar) — каракка Эштевана да Гамы, Жуана да Нова и Афонсу де Албукерки, служившая Португалии в Индийском океане в 1502—1511 годах.
  • «Мэри Роуз» (Mary Rose, 1510) — боевая трёхпалубная каракка флота Генриха VIII водоизмещением 700 тонн. Частично поднята со дна и выставлена в музее в Портсмуте
  • «Михаил» (также известный как «Великий Михаил», 1512) [3] — шотландская боевая каракка, построенная по указу короля Якова IV, одно из крупнейших судов своего времени, длиной более 70 м.
  • «Генри Грейс э’Дью» (фр. Henry Grace à Dieu — «Генрих милостью Божьей») [4] — крупнейший корабль английского военного флота первой половины XVI века.
  • «Виктория» и другие корабли экспедиции Магеллана 1519—1522 годов — «Тринидад», «Сан-Антонио», «Консепсьон», «Сантьяго».
  • «Санта Катарина до Монте Синай» (Santa Catarina do Monte Sinai, 1520) [5] — большая португальская каракка, построенная в Индии.
  • «Святая Анна» (Santa Anna, 1522) [6] — каракка рыцарей-Госпитальеров. Судно было частично обшито свинцовыми листами, что позволяет считать её первым броненосным кораблём (хотя другие исследователи считают, что эта была мера для повышения водонепроницаемости).
  • «Дофин» (La Dauphine) [7] — флагманский корабль экспедиции Джованни да Верраццано 1523—1524 годов.
  • «Большой Горностай» (Grande Hermine) [8] — каракка второй экспедиции Жака Картье 1535—1536 годов.
  • «Иисус из Любека» (Jesus of Lübeck) — ганзейская каракка постройки 1540-х годов, выкупленная британским флотом и подаренная в 1564 году королевой Елизаветой I британскому мореплавателю, пирату и работорговцу Джону Хокинсу.
  • «Матерь Божья» (Madre de Deus (1589)) — семипалубная португальская каракка, построенная для индийских колоний в 1589 году и в 1592 году захваченная около острова Флорес британскими корсарами под командованием Джона Берроу с богатым грузом пряностей.

Новоделы (полноразмерные копии) известных каракк[править | править код]

  • «Санта-Мария» 1893 года для Всемирной выставки в Чикаго.
  • «Санта-Мария» 1929 года, построена в Кадисе для выставки в Севилье. Эта реплика разрушилась в 1945 году.
  • «Санта-Мария» 1951 года, копия погибшего второго новодела. Изготовлена в Валенсии для съёмки фильма «Заря Америки». В 1952 году судно перешло в Барселону, где и находится по настоящее время, открытое для посещения туристов.
  • «Виктория» 1992 года, участвовала в выставке Expo 2005 в Нагое, Япония.
  • «Виктория» 2011 года, построена в Чили к празднованию 200-летия страны в честь первых европейцев, ступивших на этот континент. Поиск достоверных планов «Виктории» занял 3 года, с 2006 по 2009, строительство ещё 2 года. Реплика была открыта как музей в октябре 2011 года в Пунта-Аренас.
  • «Большой Горностай» 1967 года, присутствовала на Expo 1967 как плавучий ресторан. После выставки реплика была перевезена в Квебек, где на три десятилетия была выставлена в городском парке, пришла в плохое состояние и была разобрана.
  • В историко-приключенческом романе Артура Конан Дойля «Сэр Найджел Лоринг» (1906) описывается вымышленное морское сражение между отправившимися во Францию во время Столетней войны англичанами и флотилией испанских каракк в проливе Па-де-Кале.
  • Образ каракки используется в игре Total War Shogun 2 в качестве Чёрного корабля.
  • Балакин С. А., Масляев Ю. Л. Парусные корабли. — М.: «Аванта+», 2003. — 184 с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые). — ISBN 5-94623-111-1.
  • Боголюбов Н. П. История корабля. — Том I. — М., 1879.
  • Винтер Генрих. Суда Колумба 1492 г. — Л.: Судостроение, 1975.
  • Волковский Д. Н., Задоя И. А., Прокофьев А. М. и др. Боевые корабли мира. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Полигон, 1995. — 576 с.: ил. — (300-летию Российского флота посвящается). — ISBN 5-86617-014-0.
  • Гуляш Штефан. Парусники / Пер. со словац. В. Кошкина. — Мн.: Лильт, 1996. — 224 с.: ил. — (Малая энциклопедия). — ISBN 985-6301-01-7.
  • Джорджетти Франко. Самые знаменитые парусные суда. История парусников с древности до наших дней. — М.: ООО Изд-во «АСТ»; Астрель, 2011. — 304 с.: ил. — (Фотоискусство). — ISBN 5-17-015241-8.
  • Дыгало В. А., Аверьянов М. История корабля. — Вып. 2. — М., 1989. (данный источник, несмотря на то, что является классическим, содержит очень много ошибок, поэтому использовать его надо с большой осторожностью)
  • Дыгало В. А. Парусники мира. — М.: Восточный горизонт, 2002. — Ч. 1—2. — 96+96 с. — ISBN 5-93848-006-X.
  • Курти Орацио. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма / Пер. с итал. А. А. Чебана. — Л.: Судостроение, 1977. — 544 с.: ил.
  • Копелев Д. Н. Золотая эпоха морского разбоя. Пираты. Флибустьеры. Корсары. — М.: Остожье, 1997. — 496 с.
  • Морской энциклопедический словарь / Под ред. В. В. Дмитриева. — Т. 2. «К—П». — СПб.: Судостроение, 1993. — 584 с. — ISBN 5-7355-0281-6.
  • Мытник Н. Краткая история корабельных наук. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — ISBN 5-7444-0889-4.
  • Шершов А. П. К истории военного кораблестроения. — М.: Военмориздат, СССР, 1952. — 364 с.: ил. (Переизд.: СПб.: Полигон, 1995. — ISBN 5-85391-010-8).
  • Штенцель Альфред. История войн на море. — М.: Изографус; ЭКСМО-Пресс, 2002 (Ориг. изд. — 1916 г.)

Каравелла (судно) Википедия

Двухмачтовая каравелла-латина

Караве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVII века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).

Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магеллана.

Этимология[ | ]

Слово португальского происхождения. Caravela (порт.), уменьшительное от caravo — небольшое парусное судно. Восходит к поздне-латинскому carabus — плетёная лодка, обшитая кожей. Латинское слово в свою очередь

Санта-Мария (каракка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Санта-Мария.

Санта-Мария (исп. Santa María, Святая Мария) — флагманский корабль, на котором Христофор Колумб в 1492 году открыл Америку. Это была трёхмачтовая каракка длиной не более 25 метров. Длина Санта-Марии в разных источниках оценивается в 70 футов или в 82 фута, что составляет, соответственно, 21,4 метра или 25 метров, вместимостью до 40 человек. Владельцем и капитаном каракки был кантабриец Хуан де ла Коса, известный испанский путешественник и картограф.

Парусное вооружение её состояло из пяти парусов: фока, грота, грот-марселя, латинской бизани и блинда на бушприте. Она отличалась надежностью во время штормов.

Корабль был построен в Галисии и наречён «La Gallega» («Галисийка»). Экипаж называл корабль именем «Marigalante» («Галантная Мария»). Бартоломе де Лас Касас в своих записях не использует ни одно из этих имён, называя корабль Колумба описательно — «La Capitana» (то есть, «флагман») или «La Nao» («нао», тип судна).

«Санта-Мария» разбилась в Рождество 1492 года у берегов Гаити. Обломки корабля использовались при строительстве поселения[1], основанного в этом месте 6 января 1493 года. Поселение получило название Ла-Навидад (исп. La Navidad — «Рождество») по дате гибели «Санта-Марии». Современное название этого города — Môle Saint-Nicolas.

Вид на шканцы Санта-Марии. Показано характерное расположение вертлюжных пушек. Рисунок Рафаэля Монлеона, сделанный в ходе создания реплики Санта-Марии в 1892 году. 1892 год

Не сохранилось ни одного изображения корабля Колумба.[2] Тем не менее, в 1892 году в рамках празднования четырёхсотой годовщины путешествия Колумба была построена реплика «Санта-Марии».[2] В XX веке было выполнено множество макетов, причём некоторые из них относятся к типу «нао», а некоторые выполнены как каравеллы. Сам Колумб в своём журнале говорит о «Санта-Марии» и как о каракке, и как о каравелле, причем жалуется на плохую манёвренность, каравеллам несвойственную.[2] Последняя реплика «Санта-Марии» выполнена как «нао»[3], так как эта версия признана более правдоподобной.

Летом 2014 года у берегов Гаити на морском дне обнаружены обломки судна, первоначально названные обломками «Санта-Марии». При более тщательном исследовании найденные останки датированы гораздо более поздним временем.[4]

Нинья — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Ни́нья» (исп. La Niña, «девочка») — испанская каравелла, один из трех кораблей, на которых Христофор Колумб отправился в свою первую океанскую экспедицию и в 1492 году открыл Америку. Настоящее название «Ниньи» — «Санта Клара». Название «Нинья», скорее всего, образовано от имени её владельцев, братьев Ниньо из Могера.

Другими кораблями Колумба в экспедиции были каравелла «Пинта» и каракка «Санта-Мария».

Изначально на «Нинье» стоял латинский парус и оснастка «латинской каравеллы», однако на Канарах она была переоснащена в «каравеллу редонда» с прямым парусом для лучшего передвижения через океан. Достоверных документов с параметрами «Ниньи» не осталось. Принято считать, что корабль имел три мачты, однако есть мнения, что их было четыре.[1]

В первую экспедицию Колумба «Нинья» перевозила 24 человека и шла под управлением Висенте Яньеса Пинсона. Корабли покинули Палос-де-ла-Фронтера 3 августа 1492 года и, сделав остановку на Канарских островах, пошли дальше на запад. Высадка на землю произошла 12 октября 1492 года на Багамских островах. После того, как «Санта-Мария» села на рифы, Колумб перешел на «Нинью» (в начале 1493 года). 14 февраля на востоке от Азор шторм грозил перевернуть «Нинью», из-за чего по настоянию Колумба он и его команда дали обет сделать некие дела по возвращении домой, среди которых было обязательство совершить паломничество.[2] «Нинья» достигла Лиссабона, Португалия 4 марта,[3] а Палос-де-ла-Фронтера — 15 марта. В первое путешествие в Америку команда «Ниньи» спала на палубе, однако стала спать в гамаках, увидев спящих в них американцев.[1]

«Нинья» вошла в большой флот из 17 кораблей во второе путешествие на Гаити, став флагманом при открытии Кубы. Стала единственным уцелевшим кораблем в урагане в 1495 году, а затем быстро вернулась в Испанию в 1496 году.

Затем «Нинья» была зафрахтована для запрещенного путешествия в Рим. Она была захвачена пиратами, когда покидала порт Кальяри и затем отведена к мысу Пула на Сардинии. Капитан Алонсо Медель смог убежать с несколькими людьми. Он украл лодку, добрался на ней до «Ниньи» и смог уйти в Кадис.

В 1498 году «Нинья» вернулась на Гаити, как авангард третьего путешествия Колумба. Она стояла на приколе в Санто-Доминго в 1500 году. В 1501 году она совершила торговое плавание на Перламутровое Побережье, после чего её следы теряются.

«Нинья» прошла под командованием Колумба около 46 000 км.

Реплика «Ниньи»

4-мачтовая копия «Ниньи» была построена в 1988 году инженером и морским исследователем Джоном Патриком Сарсфилдом, британским морским историком Джонатоном Мортоном Нансом, а также группой кораблестроителей в Баие (Бразилия), при том, что не существует современных изображений ни одного из трех кораблей Колумба. При постройке использовались технологии XV века. Он строился из стойкой к древоточине бразильской твердой древесины, при этом использовались только скобели, топоры, ручные пилы и долото. Парусное вооружение было спроектировано Нансом с использованием двух прямых парусов в качестве главных и два латинских паруса на корме, как делали на кораблях конца XV века. Команда «Ниньи» утверждает, что корабль может развивать скорость 5-7 узлов, что быстрее других кораблей того века. Копия весит 75 тонн.

В 1991 году копия ходила в Коста-Рику, чтобы принять участие в съемках фильма «1492: Завоевание рая»,[4] и к середине 2008 года «Нинья» посетила сотни североамериканских портов, чтобы дать возможность публике посмотреть и посетить корабль.

Каравелла (пресс-центр и парусная флотилия) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 ноября 2017; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 ноября 2017; проверки требуют 11 правок.

«Караве́лла» — пресс-центр и парусная флотилия, созданная 2 июля 1961 года в городе Свердловске писателем В. П. Крапивиным и группой детей.

В 1965 году шефство над «Каравеллой» взял журнал «Пионер». Основные направления «Каравеллы» — морское дело, журналистика, фехтование, история флота. Ранее отряд имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер». В. П. Крапивин руководил отрядом более тридцати лет, а в нынешнее время во главе «Каравеллы» стоит жена сына писателя Лариса Крапивина. Девиз отряда: «Tamborileros, аdelante!» (по-испански — «Барабанщики, вперед!»).

Члены «Каравеллы» в качестве волонтёров в День памяти жертв политических репрессий в Екатеринбурге (29 октября 2017 года)

Киностудия «FIGA»[править | править код]

Киностудия работает в отряде «Каравелла» с 1964 года. Сокращённо «FIGA» означает: «Фильмы Исторические Героические Артистические». Вначале фильмы снимали на 8-мм плёнку, позднее (в 1980-х годах) перешли на 16-мм чёрно-белую киноплёнку и магнитную фонограмму. К большинству фильмов были специально написаны песни, а наиболее интересные фильмы впоследствии полностью перемонтировались и переозвучивались. До того времени, как появились видеокамеры, почти все игровые фильмы, которые производила «FIGA», были чёрно-белые. Зато цветные эпизоды встречались почти в каждой документальной ежегодной кинохронике.

Список игровых фильмов, снятых киностудией «FIGA»:

  1. Три мушкетёра (1966)
  2. Приключения незнайки (1967)
  3. Вождь краснокожих (1968)
  4. Золушка (1969)
  5. Гнев отца (1973)
  6. Робин Гуд (1976)
  7. Остров сокровищ (1978)
  8. На абор-рдаж! (1978)
  9. Вратарёнок Чип (1979)
  10. Жили-были барабанщики (1980)
  11. Мальчишки из картонного города (1983)
  12. Хроника капитана Саньки (1984)
  13. Три мушкетёра или 20 лет спустя (1986)
  14. Манекен Васька (1988)
  15. Гугуцэ (1986), бонус к Гугуцэ (1986)
  16. Орлиная круча (1994)
  17. Сказание о единороге (1997)
  18. Ещё одна сказка о золушке (2001)
  19. Планета (2002)
  20. Приключения Ийона Тихого (2008)
  21. Оно само (2008)

Морское дело[править | править код]

Ныне флотилия насчитывает порядка 34 яхт трёх классов — «штурман», «кэч» и «гафельная шхуна». Все яхты были построены в отряде «Каравелла» самими детьми и инструкторами.

Проекты яхт «штурман» и «кэч» были разработаны В. П. Крапивиным. Первой яхтой этого класса, спущенной на воду, стала яхта «Экватор». Позднее на Верх-Исетском водохранилище ходили ещё 8 яхт. Далее флотилия обзавелась двухмачтовыми яхтами класса бермудский «кэч» — «Гек Финн» и «Джим», и гафельной шхуной, которая была названа именем «Гаврош». Флотилия постоянно растёт, создаются новые яхты.

Журналистика[править | править код]

Пресс-центр «Каравеллы» был создан в начале октября 1965 г. 9 ноября 1965 года в Свердловске пресс-центром было получено официальное удостоверение, которое подтверждало статус пресс-центра «Ветер». Материалы пресс-центра выпускаются в двух печатных видах: публикаций во внешней прессе и стенной газеты. Через каждые 100 номеров стенгазета меняет своё название. Данные изменения связаны с изменениями жизни отряда. Главное условие при выборе названия — связь с жизнью отряда.

Фехтование[править | править код]

Занятия предназначены для изучения теоретических и практических основ спортивного фехтования по классу рапиры, проведения внутриклубных соревнований и соревнований с дружественными клубами. Изначально занятия по фехтованию в отряде «Каравелла» ведут свои истоки от детских «мушкетерских» увлечений.

История флота[править | править код]

Занятия по истории флота проводятся со старшими ребятами отряда. Программа «истории» рассчитана на изучение парусного флота от небольших «лодочек» до крупных фрегатов и бригантин. После курса занятий ребёнок сможет определять тип корабля, время его создания и страну, под чьим флагом он ходил. Кроме того, происходит изучение истории знаменитых морских сражений и символики морского флота.

Оценки[править | править код]

Деятельность отряда «Каравелла» была отмечена в речи президента России В. В. Путина в марте 2014 года на вручении В. П. Крапивину премии президента в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества в Кремле, где было сказано о свердловском отряде «Каравелла», в котором за 53 года «тысячи подростков прошли здесь настоящую школу дружбы, взаимоподдержки и патриотического воспитания»[1].

Related Post