Дом стена в санкт петербурге: «Дома-стены» в городе на Неве — маршрут по плоским зданиям (Оригинальный Петербург) – Топ-15 самых необычных домов и строений Петербурга

Разное
alexxlab

Содержание

7 самых интересных зданий Петербурга, которые вас удивят :: Город :: РБК Недвижимость

Что объединяет Нью-Йорк и город на Неве, как жить в доме толщиной в стену и зачем Заха Хадид ездила на Васильевский остров — рассказываем о необычных памятниках архитектуры Петербурга

Фото: Антон Ваганов/ТАСС

Северную столицу называют музеем архитектуры под открытым небом. В городе смешаны 15 стилей — от барокко, ампира и классицизма до конструктивизма и советского авангарда. Помимо знаменитых зданий, есть удивительные дома, о которых известно не так много. Они привлекают необычным внешним видом и связанными с ними историями.

Дом-стена: доходный дом М. Б. Кварта

  • Построен: 1909 г.
  • Архитектор: М. Б. Кварт
  • Стиль: модерн
  • Где находится: Боровая ул., 21 (м. «Лиговский проспект»)

Дом получил название благодаря тому, что с определенного ракурса выглядит чуть толще обычной стены. Он построен в форме буквы Y и потому кажется плоским, как декорация для киносъемок. Если обойти вокруг, становится понятно, что толщина дома — архитектурный розыгрыш и внутри расположены обычные квартиры. Изначально они сдавались в аренду — отсюда название «доходный дом». Сейчас это обычное жилое здание.

Творение М. Б. Кварта не единственная архитектурная иллюзия в Петербурге. Еще один исторический дом-стена — Восточное крыло здания Главного штаба (построен в 1819–1828 гг.) на углу Дворцовой площади и набережной Мойки. Этот прием в строительстве стали использовать современные застройщики — дом-стену возвели в новом районе на Коломяжском проспекте.

Дом-утюг: доходный дом В. Г. Кудрявцевой

  • Построен: 1911–1912 гг.
  • Архитектор: В. В. Шауб
  • Стиль: неоклассицизм
  • Где находится: Садовая ул., 128, угол с набережной Фонтанки

В Нью-Йорке, на пересечении Бродвея, 5-й авеню и восточной 23-й улицы, расположен знаменитый дом-утюг. Но это не единственное в мире здание такой формы — похожий «утюг» есть в Петербурге. Дом примечателен несколькими историями. В Северной столице приходится вписывать здания между каналами и реками, поэтому доходный дом, созданный по заказу вдовы ротмистра В. Г. Кудрявцевой, был спроектирован необычно. Внутренний двор-колодец тоже по форме напоминает утюг. Внешне здание выглядит скромно — заказчица из экономии отказалась от традиционной для неоклассицизма отделки, поэтому фасад был оформлен максимально просто. Некоторым туристам и горожанам узкий торец здания, который выходит на угол Садовой улицы и набережной Фонтанки, напоминает нос корабля, стремящегося уйти в открытое море.

Дом-кольцо: дом купцов Устиновых

  • Построен: 1817–1822 гг.
  • Архитектор: И. И. Шарлемань
  • Стиль: классицизм
  • Где находится: наб. Фонтанки, 92

Когда купцы Устиновы выкупили полукруглый дом на Фонтанке, то решили достроить его, чтобы сдавать больше квартир и за счет этого повысить доходы. Жить на Фонтанке в XIX веке не считалось престижным, и комнаты были дешевыми. Однако расширить здание оказалось невозможно, поэтому Устиновы решили использовать пустующее пространство перед ним для новой постройки. Архитектор Иосиф Шарлемань спроектировал трехэтажный дом в форме кольца. Он поместился на небольшом участке земли округлой формы и не загораживал свет соседям. Особенность внутренней планировки заключалась в том, что все комнаты были проходными, поэтому жить там было не слишком удобно. Тем не менее дом-кольцо — памятник архитектуры Санкт-Петербурга, поскольку это один из старейших жилых домов и первая круглая постройка в истории города.

С домом-кольцом связаны подлинные события и городские легенды. Первыми в доходном доме поселились родители и сестра поэта А. С. Пушкина. Семья семь лет прожила в недорогих комнатах, поскольку была ограничена в средствах. В центре здания — круглый двор, куда ведут две маленькие арки, расположенные напротив друг друга. По легенде, если встать посередине этого дворика и, глядя в небо, загадать желание, оно обязательно сбудется.

Ротонда на Гороховой: дом А. Ф. Евментьева

  • Построен: 1856 г.
  • Архитектор: Г. И. Винтрегальтер
  • Стиль: классицизм
  • Где находится: наб. Фонтанки, 81; Гороховая ул., 57

Ротонда расположена на углу соединения корпусов зданий по Гороховой улице и набережной Фонтанки. Это круглая трехэтажная постройка, внутри которой находились шесть расположенных по кругу колонн и лестница, повторявшая изгибы стен. Само здание, принадлежавшее купцу Евменьтеву, было построено в конце XVIII века и выглядело типичным примером классицизма для Петербурга. Украшением стала ротонда, которую создал в 1856 году русский архитектор немецкого происхождения Георгий Винтельгатер.

Ротонда на Гороховой — одно из мистических мест Петербурга, поскольку по легенде там собирались масоны. В 1970–1980-е годы она стала любимым местом для ленинградской неформальной молодежи и рок-музыкантов. В то время появилось поверье, что желание, написанное на стенах здания, непременно исполнится. Сейчас по инициативе жильцов дома вход стал платным и разрешен только днем. Собранные деньги жители направляют на реставрацию ротонды.

Внутри не так интересно, как снаружи. Фото парадной «плоского» дома в Питере

В Санкт-Петербурге сохранилось немало доходных домов — зданий, построенных 100-150 лет назад и имеющих историческую ценность. Однако дом, расположенный по адресу улица Боровая, 21, к архитектурным памятникам не относится, хотя и довольно необычен. Дело в том, что это здание под определенным ракурсом кажется почти плоским.

Доходный дом Кварта

Таково официальное название этого старого питерского здания. Оно было возведено в 1909 году. Построено, как и любой другой доходный дом, для сдачи квартир в аренду. В 1918 году национализировано. Сегодня это обычный многоквартирный дом, в котором проживают обычные питерцы, и который, как и многие дореволюционные здания города на Неве, нуждается в капитальном ремонте.

«А что, в Москве и вправду есть дома в пять этажей?» — пел Владимир Высоцкий. Да, когда-то такие здания встречались преимущественно в столице и в городе Петра. А в 1909-м «высотный» дом Кварта был одним из главных украшений Боровой. Он и сегодня привлекает внимание гостей города. Правда, лишь в том случае, если они смотрят на него впервые под определенным углом.

Может показаться, что это вовсе не дом, а стена с окнами. И что ширина здания не более двух метров. Это иллюзия — здание имеет треугольную форму. Квартиры здесь обычные, парадная лишена изысков.

А так выглядит двор.

К слову, это не единственный «плоский» дом в Питере — подобный есть и на углу Дворцовой площади.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Дома Петербурга с необычной архитектурой

В Петербурге есть несколько необычных домов: дом-стена, дом-кольцо, дом-утюг — уже не говоря о строениях с фигурами грифонов и химер.

1. Дом-стена

Таких домов в Петербурге как минимум два. Один из них находится на Боровой улице. Здание было построено в 1909 году архитектором М.Б.Квартом, использовалось поначалу исключительно как доходный дом. Если посмотреть на этот дом с определенного угла, строение выглядит абсолютно плоским, как стена. Сейчас это обычный жилой дом. Еще одно подобное строение находится на углу набережной реки Мойки и Дворцовой площади.
Место: улица Боровая, 21

2.  Дом-кольцо

Примечателен тем, что внутренний двор этого здания имеет форму кольца. Один из самых старых жилых домов Петербурга — он был построен еще в конце XVIII века. Дом-кольцо примечателен тем, что в период с 1827 по 1833 годы в нем жили родители Александра Сергеевича Пушкина.
Место: набережная реки Фонтанки, 92

3.  Дома-утюги

Два дома-утюга стоят в самом конце Садовой улицы. Образовалась такая форма из-за остроугольных участков, которые были отведены под строительство. Доходный дом М.М. Греховой за № 129 выглядит более эстетически привлекательным, чем №128. Последний был возведен в 1912 году в стиле «неоклассицизм», но на наружную отделку дома у владельца не хватило средств.
Адрес: Садовая, дома 128 и 129

4. Дом городских учреждений

Построен в 1904 году. Двойная нумерация дома появилась из-за того, что он занимает два участка. Фигурки грифонов и химер, башенки, лепной декор производят впечатление нарядности.
Адрес: угол Садовой улицы и Вознесенского проспекта, 57/55

5. «Дом-чемодан» или гостиница «Карелия»

Здание было открыто «Интуристом» в 1979 году и предназначалось в основном для заселения спорстменов накануне Олимпиады-80. Типичная советская гостиничная постройка никогда не заслужила бы нашего внимания, если бы местные художники не превратили бы здание в два трехмерных чемодана (по заданию руководства отеля, художники выполнили грандиозный 3D-рисунок, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса). «Чемодан» символизирует странствия и путешествия.
Адрес: улица Маршала Тухачевского, 27/2

6. «Слеза социализма»

Дом по проекту архитектора А.А.Оля был задуман как первая в Ленинграде экспериментальная коммуна инженеров и писателей. В эпоху построения нового коммунистического общества одобрялась идеология, что быт должен быть максимально простым и, по возможности,  бообщим. В этом доме были общие душевые, туалеты, комнаты отдыха. В квартирах молодых писателей не было кухонь — питались все вместе в общей столовой. Семейные пары могли уединиться лишь в небольших спаленках на две койки, причем звукоизоляция отсутствовала напрочь. Но жители дома не отчаивались — с помощью примусов начали готовить на подоконниках, а несколько позже все квартиры дома все-таки обзавелись своими туалетами и кухнями. Интересно, что изначально этот дом на Рубинштейна планировали назвать Дом радости, но в народе он получил совсем другое название… В этом доме крайне аскетичного внешнего вида какое-то время жила «блокадная муза» Ольга Берггольц.
Адрес: улица Рубинштейна, 7

Здание из русской сказки буквально нарушает строгость Петербургской улицы, привнося в архитектурный ансамбль ноты истинно русского стиля. Резные детали, краснокирпичная отделка, округлые кокошники над окнами, растительные узоры, островерхие башенки, майоликовая мозаика и прочие черты дома напоминают об истинно русских традициях.
Адрес: Колокольная, 11

8. Торговый комплекс «Штрих-код»

Необычное нежилое здание (как раз подходящее для торговли) спроектировали зодчие архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья». Изначально планировалось, что еще одно подобное здание будет стоять на четной стороне улицы, но позже от этой идеи почему-то отказались.
Адрес: улица Народная, 3

Здание стоит в самом центре города, на Таврической улице. Дом, построенный в стиле модерн, примечателен тем, что в нем жили многие архитекторы. Например, Владимир Упатчев (автор проекта здания №13 на 12-ой линии В.О.). Архитектор Хренов в своих домах особое внимание уделял парадным лестницам и лифтам.
Адрес: улица Таврическая, 5

10. Дом Вавельберга

Внимание горожан архитектура дома привлекала тем, что он сильно напоминал венецианский Палаццо дожей. Здание построено по заказу абанкира М.И.Вавельберга для Санкт-Петербургского Торгового банка, архитектор данного творения — М.М.Перетяткович. На месте этого дома ранее располагался ресторан, где петербуржцы впервые смогли попробовать бифштекс.
Адрес: улица Малая Морская, 1

Фото: http://fotopiter.livejournal.com

Дом Зингера в Петербурге. Что означают валькирии на фасаде и стеклянный глобус на башне

Дом Зингера — одно из самых узнаваемых зданий на Невском проспекте. Его возвели в 1904 году по проекту архитектора Павла Сюзора. Кроме правления фирмы «Зингер», в разные годы здесь располагались швейные мастерские, американское консульство, издательства и один из самых крупных книжных магазинов Европы — Санкт-Петербургский дом книги. Рассказываем об истории знаменитого здания.

Строительство Дома Зингера

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Разрез Дома Зингера (фрагмент). Изображение: Mary / citywalls.ru

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Строительство Дома Зингера. 1903. Санкт-Петербург. Фотография: pastvu.com

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге

Дом аптекаря Карла Имзена. 1890-е. Санкт-Петербург. Фотография: history.gradpetra.net

Дом Зингера построили на углу Невского проспекта и набережной канала Грибоедова (в начале ХХ века он назывался Екатерининским). Первые здания на этом месте появились в конце 1730-х — начале 1740-х годов. Сначала тут был оперный дом, в котором давали комедийные представления. Театр работал до 1749 года, пока не сгорел. В 1770-х на его месте возвели трехэтажный особняк для духовника Екатерины II — протоиерея Ивана Панфилова.

В 1840-х здание выкупил аптекарь Карл Имзен. По его распоряжению дом перестроили и добавили к нему еще один этаж. Часть помещений Имзен сдавал в аренду: в них располагались нотная лавка, редакция газеты «Биржевые новости», книжный магазин и ателье Сергея Левицкого — первого в России профессионального фотографа.

В 1902 году участок земли, на котором находился дом Имзена, приобрела американская компания «Зингер». Фирма выпускала швейные машины, к тому времени у нее уже было крупное производство в Подольске и 3000 магазинов по всей России. Руководство «Зингера» собиралось открыть правление в Петербурге и выбрало для него одно из самых оживленных мест в центре города. Все прежние постройки на этом месте снесли.

Владельцы компании планировали построить в Петербурге небоскреб не меньше 11 этажей, но это противоречило архитектурному регламенту: по закону в столице нельзя было возводить дома выше Зимнего дворца. Однако ограничения касались только высоты фасадов. Архитектор Павел Сюзор, которому поручили разработку проекта, предложил компромиссное решение — возвести декоративную угловую башню, которая соответствовала правилам, но выделялась среди окружающих построек.

Скрытые водосточные трубы и паровые снегоочистители

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге 2

Лестница в Доме Зингера. Санкт-Петербург. Фотография: Mary / citywalls.ru

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге 2

Дом Зингера. Санкт-Петербург. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: pastvu.com

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге 2

Валькирии на фасаде Дома Зингера. Скульпторы: Артемий Обер, Амандус Адамсон. Санкт-Петербург. 1904. Фотография: Mary / citywalls.ru

Строительство Дома Зингера завершилось в 1904 году. Многие архитектурные решения Павла Сюзора были нетипичны для начала ХХ века. Он первым в России использовал для стен металлический каркас, который позволил создать большие витражные окна. В здании располагался атриум — внутренний дворик с прозрачной стеклянной крышей. Он тоже был редкостью для того времени.

Чтобы не перегружать фасад дома и не портить его декор, Сюзор изобрел скрытые водосточные трубы, которые монтировались прямо в стены. В будущем офисе «Зингера» работали лифты немецкой фирмы «Отис». В некоторых помещениях находились встроенные металлические сейфы. Внутри стен были устроены вентиляционные шахты и проложены трубы парового отопления. Еще одна паровая система, которую спроектировал Сюзор, автоматически очищала крышу от снега.

Стеклянный глобус, валькирия со швейной машинкой и американский орел

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге 3

Башня Дома Зингера. Санкт-Петербург. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге 3

Скульптура орла американского герба на стеклянном куполе Дома Зингера. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге 3

Дом Зингера. Архитектор Павел Сюзор. 1902–1904. Фотография: Степан Богданов / фотобанк «Лори»

Гранитный фасад Дома Зингера украшали кованые решетки, растительные орнаменты и скульптуры мифологических персонажей. На угловой части под стеклянной башней расположились изображения крылатых валькирий. В скандинавской мифологии эти девы-воительницы считались дочерьми верховного бога Одина, олицетворяли смелость, честность и справедливость. По проекту Павла Сюзора их изобразили в полный рост, стоящими на рострах — носовых частях кораблей. Одна из валькирий держала гарпун, символ мореплавания: в те времена почти вся торговля была связана с морскими путешествиями. В руке у другой девы было веретено, которое олицетворяло легкую промышленность. Под локтем у нее стояла швейная машинка.

На вершине башни установили огромный стеклянный глобус, который удерживали каменные скульптуры матросов. Земной шар символизировал намерения «Зингера» — охватить торговой сетью весь мир. Вдоль экватора глобус опоясывала лента с названием компании. По вечерам она ярко подсвечивалась электрическими лампами.

В годы Первой мировой войны на стеклянном куполе Дома Зингера появилось скульптурное изображение американского герба — белоголового орлана. В то время фирму из-за немецкого названия часто подозревали в шпионаже в пользу Германии. Чтобы подчеркнуть американское происхождение компании, руководство «Зингера» решило установить на своем правлении герб США.

Дом книги

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге 4

Даниил Хармс на балконе Дома Книги. 1930-е. Санкт-Петербург. Фотография: Г. Левин / d-harms.ru

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге 4

Открытие Дома Книги после реставрации. 1948. Ленинград. Фотография: pastvu.com

История одного здания: Дом Зингера в Петербурге 4

Книжный магазин Дома Книги. Ленинград. Фотография: архив Дома Книги / pastvu.com

После революции компания «Зингер» закрыла производство в России. В 1919 году в бывший Дом Зингера переехало издательство «Петрогосиздат». При нем открылся книжный магазин. Здесь часто бывали Даниил Хармс, Самуил Маршак, Ольга Форш, Алексей Толстой. Торговля книгами развернулась на двух нижних этажах, а остальные помещения занимали издательства и газетные редакции.

Дом книги в Ленинграде стал самым крупным книжным магазином в СССР. Он не закрылся даже в годы Великой Отечественной войны. В ноябре 1941-го в соседнее здание попала бомба, и взрывной волной в магазине выбило стекла. Сотрудники заколотили оконные проемы фанерой и продолжали работать. Зимой 1941 года в книгохранилище прорвало трубы, но и тогда торговля не остановилась: пока здание ремонтировали, книги продавались на уличных лотках.

В 1965 году Дом Зингера, пострадавший от обстрелов, восстановили. В 2004 году его отреставрировали снова: интерьерам вернули исторический облик, восстановили дубовые рамы и двери, обновили позолоту и мраморные ступени.

Автор: Ирина Кирилина

Семь самых необычных домов Петербурга


В Санкт-Петербурге есть не только здания европейского вида, но и дома в совершенно разных стилях. Многие строения до сих пор удивляют и горожан, и туристов.


  • 1. «Слеза социализма»


Дом по проекту архитектора А. А. Оля был построен как первая экспериментальная коммуна инженеров и писателей. Он должен был показать небывалый прорыв в будущее — коммунистический рай в обобществлении быта. В квартирах жильцов не было кухонь, вместо них полагалось питаться в столовой, рассчитанной на 200 мест. Санузлы были, но по одному на этаже.

Среди горожан дом получил название «Слеза социализма». Впоследствии была проведена перепланировка, и каждая квартира получила отдельные кухню и туалет.


  • 2. «Народная обсерватория»




Высоко над крышей возвышается высокая узкая башня, заканчивающаяся уже небольшой башенкой с куполом и смотровой площадкой. Это первая в Петербурге «народная обсерватория». Она создавалась для просвещения и пропаганды астрономии среди простого народа, поэтому так и названа. Открылась в 1902 году в народном доме, основанном графиней Паниной. Здесь же были открыты музей и библиотека.


В самом конце Садовой стоят два необычных дома, имеющие форму утюга. Это связано с тем, что для постройки домов были отведенны участки остроугольной формы.

Если сравнивать архитектурное исполнение зданий, то «Доходный дом М. М. Греховой» (№129) более эстетически привлекательный.

«Дом — утюг» №128 был возведён архитектором В.В. Шаубом в 1912-ом году в стиле «неоклассицизм», но его наружная отделка была упрощена из-за нехватки средств у заказчика.



Один из необычных домов расположен на Боровой улице, недалеко от станции метро Лиговский проспект. С определенного угла он выглядит абсолютно плоским. Здание было построен в 1909 году архитектором М. Б. Квартом и использовалось как доходный дом. Сейчас «дом-стена» является обычным жилым домом.

Похожий дом стоит на углу Дворцовой площади.


Внутренний двор этого необычного здания имеет правильную круглую форму. Кроме того, это один из самых старых жилых домов в Петербурге, и с 1948 года он входит в перечень объектов культурного наследия города. Построили его еще в конце 18 века. Любопытный факт — с 1827 по 1833 годы в этом доме жили родители Александра Сергеевича Пушкина.


  • 6. «Дом-чемодан» из книги рекордов Гиннесса



Совсем недавно шестнадцатиэтажный корпус гостиницы «Карелия» на Охте удивительным образом преобразился. Теперь здание выглядит как два трехмерных чемодана. Разрисовали корпус местные художники по заказу гостиницы. Общая площадь рисунка составляет 15000 квадратных метров. «Карелию» увековечили на страницах книги рекордов Гиннеса. На покраску здания потратили около десять тысяч литров краски, сделав из типичной постройки 70-х годов настоящий арт-объект.

Место: ул. Маршала Тухачевского, 27/2

Посмотреть на яндекс-картах


  • 7. Дом городских учреждений

Здание построено в 1904-ом году и занимает два участка (этим объясняется двойной номер дома). Необычность сооружения заметна сразу: поражает удивительный лепной декор, а также фигуры грифонов и химер, небольшие башенки.

Адрес: перекрёсток Садовой и Вознесенского проспекта, 57/55

Посмотреть на яндекс-картах.

Петербургские брандмауэры появились в результате бомбежек: правда или миф?

Первые бомбардировки Ленинграда начались в начале сентября 1941 года. Во время налета авиации на город летели зажигательные, а следом фугасные бомбы: сначала дом охватывал пожар, а затем раздавался взрыв. Снаряды сбрасывали, как правило, в центр крыши, поэтому охваченная огнем постройка не могла разрушиться наполовину, обнажив одну стену: она либо сгорала изнутри, либо превращалась в развалины. Не будем также забывать, что немало разбомбленных зданий в Ленинграде восстановили после войны.

Итак, утверждение, что петербургские брандмауэры появились после бомбежек, — миф. Каково же тогда их происхождение?

Многие петербургские дома с голыми брандмауэрами действительно выглядят как будто незавершенными и напоминают куски некогда целого пирога. Сложно поверить, что их могли построить такими «недосказанными». Однако это так: открытые брандмауэры — следствие специфической застройки Санкт-Петербурга.

В переводе с немецкого «Brandmauer» — «противопожарная стена». Возведенная из камня или кирпича без оконных проемов, она не позволяет огню перекидываться с одной постройки на соседнюю. Застройку «дом к дому» практиковали вплоть до середины 1730-х, когда в Петербурге случилась серия сильных пожаров, и новые дома начали возводить на небольшом расстоянии друг от друга.

Окончательно способ брандмауэрной застройки сформировался к 1760-м, когда строительство на центральных улицах вновь начали вести «сплошною фасадою», а дома примыкали друг к другу брандмауэрными стенами вплотную, без зазоров. Постройки, между которыми проходили узкие улицы, были обращены одна к другой глухими стенами без окон.

Постепенно каменные массивы кварталов уплотнялись и росли вверх. Городскую территорию осваивали неравномерно, поскольку принадлежала она разным владельцам. Так, из-за разницы в высоте и площади построек глухие брандмауэры неизбежно оказывались на виду.

Одним из первых мрачную красоту брандмауэров оценил художник-мирискусник Мстислав Добужинский. На его рисунках и акварелях начала 1900-х слепые стены без окон — частый сюжет, что еще раз подтверждает, что брандмауэры появились задолго до оккупации города. На фоне слепых стен разворачивается небольшой рынок, простирается засыпанный снегом пустынный двор, пробегает одинокая повозка, запряженная лошадью.

Сегодня брандмауэры часто служат полотнами для экспериментов художников-граффитистов, хотя в Петербурге это пока редкая практика: преобразование города предпочитают не доверять фантазии молодых авторов. Множество рисунков на петербургских брандмауэрах инициированы городскими властями и представляют собой скорее просветительские, чем художественные проекты. Как, например, две «космические» стены недалеко от Чкаловской/

фото: fotki.yandex.ru
 

Но есть и исключения. Одно из первых петербургских граффити — Будда на стене одного из домов Гаванского рабочего городка на Малом проспекте Васильевского острова. В начале 1980-х его создали студенты Мухинского училища в средневековой технике фрески, в которой работали флорентийские мастера. Именно поэтому рисунок сохранился до сих пор.

фото: citywalls.ru
 

фото: forum.awd.ru
 

Вотчина брандмауэров — Петроградская сторона. Журавли на Бармалеевой улице появились в конце 2000-х.

фото: ljplus.ru
 

Одно из свежих граффити на Петроградке — несколько расписанных стен напротив спортивной площадки по Малой Пушкарской.

фото: img0.liveinternet.ru
 

Брандмауэры вокруг скейтпарка на Введенской улице были расписаны местными художниками, но симпатичные сюжеты с летающими над историческим центром скейтерами уже успели затэгать. Кстати, два года назад над этими стенами пообещал поработать нью-йоркский граффитист Futura, но пока до Петербурга он не добрался.

фото: the-village.ru

Дом с башнями – Доходный дом Розенштейна в Санкт-Петербурге

Дом с башнями, или доходный дом Розенштейна напоминает средневековый английский замок. Его фасад оформлен двумя массивными башнями, поэтому дом и назвали «Домом с башнями».

Здание расположено на площади Толстого, центральной частью обращен к Каменноостровскому проспекту, а боковыми фасадами выходит на Большой проспект и улицу Льва Толстого.

Дом с башнями построен в 1913-1915 годах в стиле неоклассицизма при участии двух архитекторов – Розенштейна и Белогруда

Карл Иванович Розенштейн, владелец земельного участка на Петроградской стороне, в 1908 году получил разрешение на строительство Доходного дома. Инженер-проектировщик, преподаватель физики и механики он сам за два года смоделировал основу будущего ансамбля.

Началось строительство, но вскоре Розенштейн понял, что ему нужен помощник и пригласил в соавторы оригинально мыслящего архитектора и художника Андрея Белогруда. Последний отличался любовью к искусству средневековья и поэтому ввел в проект элементы в духе европейской готики.

Архитектор создал совершенно оригинальную композицию по аналогу башен замка Максстоук (Maxstoke) в английском графстве Уорикшир (Warwickshire). Симметричные и шестигранные они поднимаются выше основного массива здания и приковывают к себе взгляды прохожих, идущих по Большому проспекту.

В стене одной из башен помещен декоративный циферблат со знаками зодиака. Большое внимание архитектор уделил деталям фасада, который состоит из стрельчатых арок, разных по форме окон и балконов. Светлые, песчаной окраски стены декорированы коричневой, будто кружевной, отделкой.

Дом с башнями, кроме внешней красоты, обладает ещё и большой прочностью. Несущие балки междуэтажных перекрытий были двутавровыми. Они и спасли здание во время Великой Отечественной войны, когда перед ним упали две фугасные бомбы. Воронка в результате взрыва образовалась по всей ширине Большого проспекта.

Все коммуникации в Доме с башнями скрыты: электрические провода в медных трубах, водопроводные и вентиляционные каналы, трубы парового отопления — все спрятано в толще стен. Во дворе дома устроен гараж.

Оборудование дома соответствовало самым высоким стандартам того времени: в квартирах были газовые плиты, калориферы для сушки полотенец, встроенные шкафы.

В нижнем этаже здания — Театр Русская антреприза им. Андрея Миронова. Правда Миронов никогда в этом театре не был, но, говорят, что его дед владел купчей на часть этого дома.

Интересна судьба самого хозяина Доходного дома Розенштейна. С приходом Советской власти он не уехал за границу, как многие домовладельцы, а занимался по специальности. Архитектор был одним из творцов городов Хибиногорска (Кировска), Подпорожья и Верхнесвирской ГЭС. Карл Розенштейн пережил блокаду Ленинграда и продолжал работать после войны.

Виртуальные прогулки

Related Post