Барокко цвет: 2.65 Цветовые системы. История вопроса (часть 9) – Стиль барокко

Разное
alexxlab

Содержание

Стиль барокко


Барокко

Барокко (итал. barocco — «порочный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — дословно «жемчужина с пороком») — художественный и архитектурный стиль, направление в европейском искусстве XVII—XVIII веков, центром которого была Италия.

Стиль Барокко возник как противопоставление классицизму и рационализму. Главной идеей Барокко можно считать неприятие «естественности», которая становится синонимом дикости. Барокко было призвано облагораживать, приукрашивать. Именно во время Барокко в Версале появляется первый европейский парк, где все вычерчено как по линейке, деревья подстрижены в форме геометрических фигур. Барокко — это величие, пышность, совмещение реальности и иллюзии, контрастность, напряженность образов.

 

История возникновения барокко

Стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению (Ренесансу) именно в Италии, на родине Возрождения. В те времена Италия истощена, в ней хозяйничают иностранцы, однако именно она остается культурным центром Европы. Чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение нужен стиль который будет подчеркивать мощь, богатство и роскошь в то же время денег на постройки дворцов не хватало. Тогда-то и появился новый стиль барокко, который допускал, чтобы иллюзию могущества и богатства создавали приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.

Знаменитые архитектурные сооружения барокко:

Основные признаки барокко

Архитектуре барокко свойственны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко — атланты, кариатиды, маскароны. От маньеризма барокко унаследовало влечение к необычному, удивительному, поразительному.

Преобладающие и модные цвета

Пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом. Сочетание контрастных цветов, богатые цветовые палитры (от изумрудного до бордо). Популярное сочетание — белый с золотом

Линии стиля барокко

Интересный выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружности, прямоугольника, овала; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение. Общая симметрия

Форма

Куполообразные, сводчатые и прямоугольные; башни, балконы, эркеры

Характерные элементы барочного интерьера

Движение — стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления

Конструкции барокко

Напряженные, контрастные, динамичные; вычурные по фасаду и вместе с тем массивные и устойчивые

Окна

Прямоугольные, полуциркульные; с растительным декором по периметру

Двери стиля барокко

Арочные проемы с колоннами; растительный декор

Архитекторы Барокко

Карло Мадерна (Carlo Maderno; 1556—1629 гг.) — один из основоположников итальянского Барокко, видный представитель Барокко в Италии. Главное творение — фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).

Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini; 1598—1680 гг.) — великий итальянский архитектор и скульптор, крупнейший представитель римского и всего итальянского барокко. Его творчество принято считать эталоном эстетики барокко. Самое известное произведение Бернини — Пьяцца Сан-Пьетро в Риме. В романе и фильме «Ангелы и демоны» Дэна Брауна герои разгадывают загадки, оставленные Бернини.

Франческо Бартоломео Растрелли (Francesco Bartolomeo Rastrelli; 1700—1771 гг.) — знаменитый русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры. Две его наиболее известные работы: ансамбль Смольного монастыря и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей. Известными киевскими проектами Растрелли являются Мариинский дворец и Андреевская церковь в Киеве. Сооружены по заказу императрицы Елизаветы Петровны под руководством И. Ф. Мичурина.

В Германии выдающимся памятником барокко является Новый дворец в Сан-Суси (авторы — И. Г. Бюринг, Х. Л. Мантер) и Летний дворец там же (Г. В. фон Кнобельсдорф).

Типы сооружений стиля Барокко

Для барокко характерны усложненность планов, пышность интерьеров с неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилие кривых, пластично изгибающихся линий и поверхностей; ясности классических форм противопоставляется изощренность в формообразовании. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен.

Архитектурные формы барокко наследовали итальянскому ренессансу, но превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Сильно раскрепованные фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу, к которому относятся оформление и украшение интерьеров, а также садово-парковой и городской архитектурной среды.

Самые крупные и знаменитые ансамбли барокко в мире: Версаль (Франция), Петергоф (Россия), Аранхуэс (Испания), Цвингер (Германия), Шенбрунн (Австрия).

Барокко в интерьере

Для стиля барокко характерна показная, порой даже утрированная роскошь, хотя этот стиль сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.

Роспись в интерьерах стиля барокко является одной из основных, необходимых доминант. Потолок, украшенный яркими богатыми фресками, стены из расписанного мрамора и позолота — частые приемы украшения интерьера в стиле барокко. В барочном интерьере часто используются контрастные цвета: например мраморный пол в стиле шахматной доски где черные и белые плиты чередуются в шахматном порядке. Применение золота и позолоты в интерьере повсеместно. Каждый уголок интерьера должен быть богато декорирован.

Мебель стала настоящим предметом искусства, ее вычурность и богатство, казалось, предназначалась лишь для украшения интерьера, и не носили утилитарного характера. Стулья, диваны и кресла обиты дорогой, богато окрашенной тканью, гобеленами. Кровати огромны, с балдахинами и струящимися вниз покрывалами. Шкафы также больших размеров, декорированные и инкрустированные. Зеркала украшены скульптурами и лепниной с растительным узором, часто позолоченные. В качестве материала для мебели часто использовали южный орех и цейлонское черное дерево.

Стиль барокко очень помпезен и не подойдет для небольших интерьеров, так как массивная мебель, богатый декор, яркие цвета росписей занимают много места и привлекают много внимания. Это дворцовый стиль поэтому он требует помещений с высокими потолками и большим метражом комнат.

Однако и в современном небольшом интерьере можно со вкусом использовать некоторые детали стиля барокко, чтобы воссоздать его дух. Так к примеру можно ввести в интерьер предметы барочного декора — вазы с растительными орнаментами, зеркало в богатой позолоченной раме с лепниной, рамы для картин такого же стиля, стулья или кресла в стиле барокко с резными спинками и гобеленовой обивкой. Часть стен можно украсить гобеленами или обоями имитирующими гобелен.

Освещение — лампы в роскошных цветных тканевых абажурах, позолоченные подсвечники.

Обилие струящихся тканей, затейливо задрапированных гардин — также характерные черты барочного интерьера.

Интересным дополнением к барочному интерьеру могут стать витражи и живопись.

В первой половине XVIII века стиль Барокко развился в стиль интерьеров — Рококо во Франции во время регентства Филиппа Орлеанского, наивысшее развитие Рококо получил в Баварии.

Барокко стиль в интерьере, особенности и примеры

Барокко стиль в интерьере — это аристократизм и роскошь, причудливые формы и богатые текстуры и цвета.

Название переводится как «причудливый» и в полной мере передает основную особенность стиля Барокко. Зародился стиль во Франции, во времена правления Людовика XIV, известного также под именем Короля-Солнце. В те времена, показная роскошь и парадность приветствовалась во всех формах, в том числе и в архитектуре, и в отделке помещений. Барокко ассоциируется со знаменитыми дворцами Версаля, Петергофа и призван подчеркнуть богатство и статус владельца.

В современном дизайне интерьеров стиль Барокко используют не слишком часто. В большинстве случаев для отделки помещений, предназначенных для проведения торжественных мероприятий: рестораны, концертные залы и другие помещения. При использовании данного стиля в отделке жилого дома или квартиры нужно учитывать то, что Барокко требует большой площади отделываемого помещения и не терпит фальши и использования дешевых и некачественных материалов.

Основные признаки интерьера в стиле Барокко

  • Барокко требует пространства, к сожалению, в помещении с ограниченной площадью данный стиль воссоздать практически невозможно.
  • Базовое сочетание цветов, характерное для барокко – это белый с золотом. Но допустимо использование и других королевских или драгоценных цветов – пурпурного, алого, изумрудного, глубокого сапфирового, янтарного и других. Также высоко ценятся в качестве базовых оттенки слоновой кости, перламутра, цвета драгоценных пород дерева и полудрагоценных камней.
  • Обилие лепнины – это один из основных признаков стиля. Лепнина на потолке, стенах, в качестве декоративных элементов, украшающих мебель, картины, зеркала.
  • Хрустальные люстры и светильники также являются одним из основных признаков стиля.
  • Напольное покрытие также должно поддерживать общий стиль. Используют наборный паркет, плитку, ламинат, при этом рисунок покрытия следует выбирать под гранит или мрамор, либо под дорогие сорта дерева.
  • Мебель в стиле Барокко также должна иметь очень яркий и узнаваемый декор. Допустимо использование резьбы, витражных и мозаичных вставок, отделка мебели тканью, золочение и серебрение.
  • Использование множества предметов искусства в качестве декора: картины, декоративные фигурки, настенные зеркала в массивных золоченых рамах.
  • Декорирование оконных проемов при помощи штор из высококачественного текстиля. При этом декорирование происходит в несколько театральной манере. Приветствуются кисти, ламбрекены, двойные шторы, искусно декорированные подхваты.

Цвета, используемые в интерьере в стиле Барокко

  • Белый с золотом – это беспроигрышный вариант цветового сочетания. Помещения, имеющие отделку в этих цветах смотрятся очень изысканно и парадно. А именно показная роскошь и демонстрация богатства, то к чему стремится интерьер в стиле Барокко.
  • Так как белый все же слишком смелый цвет, и подчас смотрится слишком холодно можно заменить его более теплыми оттенками: слоновая кость, песочный, персиковый, беж.
  • Глубокие оттенки, повторяющие цвета драгоценных камней также популярны. Королевский пурпурный, изумрудно-зеленый, бархатный бордо или синий.

Отделка стен в стиле Барокко

В данном стиле используется принцип деления пространства на зоны. Используются колонны, ниши, альковы, фрески и лепнина. Важно оформить стены и потолок в едином стиле, чтобы создать ощущение единого пространства.


Отделка потолка в стиле Барокко

  • Форма: сводчатые потолки, потолки сферической формы, многослойные прямые потолки.
  • Использование фресок, живописи и витиеватого лепного декора.
  • Использование розеток для оформления люстр и светильников.

Отделка пола в стиле Барокко

Изначально для отделки пола использовались дорогие отделочные материалы, отличавшиеся изысканностью, практичностью и долгим сроком службы (гранит, мрамор, художественный сборный паркет, лакированную древесину).

Повсеместно используются ковры. В классических интерьерах отдают предпочтение персидским коврам ручной работы, в современных интерьерах используют однотонные ковры, либо ковры в более современными яркими рисунками, поддерживающими общую концепцию отделки.


Выбор мебели в стиле Барокко

Именно в эпоху зарождения Барокко родилось понятие «мебельный гарнитур», которое дожило до наших дней в неизменном виде. Как и в 17 веке так и сейчас «мебельный гарнитур» — это набор из дивана и кресел, выполненных в едином стиле, и составляющих единую композицию.

Мебель в стиле Барокко имеет следующие отличительные признаки:

  • Изогнутые плавные линии. В мебели вы не встретите прямых линий, острых углов.
  • Повсеместное использование резьбы.
  • Изысканная фурнитура с золочением.
  • Обшивка бархатом, гобеленами или шелковой тканью.
  • Изысканные декоративные фигурные подушки с вышивкой и бахромой.

Освещение в стиле Барокко должно соответствовать следующим требованиям:

  • Симметричность. В светильниках в данном стиле соблюдаются классические законы симметрии.
  • Многослойность оформления/
  • Богатство, и даже некая чрезмерность оформления.
  • Использование подвесок.

Интерьер в стиле Барокко позволит подчеркнуть статусность владельца, благодаря использованию только качественных материалов и богатой отделки.


 

описание и фото – Rehouz

≡ Содержание:

Стиль Барокко в архитектуре

Контрасты высшей духовности и низшего земного, противопоставление уродливой действительности и яркой нереальности – всё это определяет эпоху Барокко, а вместе с ней и архитектуру стиля.

Стиль Барокко в архитектуреСтиль Барокко в архитектуре

История и причины возникновения барокко

В XVI веке утрачивается главенствующее могущество католического духовенства. Ими используются все возможности для восстановления потерянного в светском обществе господства. Зародившийся в Италии Барокко непосредственный последователь стиля ренессанс, и стал тем инструментом, который должен был вернуть былую мощь и власть.

Впервые очертания нового стиля проявились в конце XVI века. Хватило несколько десятилетий, чтобы господство архитектуры Барокко распространилось по Европе. Ближе к концу XVI века до половины XVIII столетия Франция, Испания, Англия и Голландия наделили барокко индивидуальными национальными особенностями. Мастера той эпохи с особым рвением воплощали гениальные идеи в выдающихся сооружениях. В Испании архитектура барокко находила отражение на фасаде здания и внутреннем оформлении. Франция делала акцент на сочетании двух стилей: в оформлении фасадной части присутствовали классические черты, а внутренне убранство основывалось на стиле барокко. В архитектуре Англии новый стиль выступает неким дополнением к классицизму. Основателем нового стиля считают Микеланджело.

Стиль Барокко в архитектуре

Особенные черты стиля

В переводе с итальянского слово «барокко» значит «странный» и «причудливый». Здесь, очень точно совпало определение с качественной характеристикой стиля. Поскольку тяготение барокко к эффектным пышным формам, парадной торжественности и величественности пересекается с интересом к природным явлениям и среде, окружающей человека.
Иллюзия господства католической церкви создавалась не только пышностью и монументальностью, но и избытком позолоты и вычурной, витиеватой лепниной. Обилие узоров поражает своей королевской роскошью. При оформлении внешнего облика зданий часто используются масштабные колоннады, пилястры и колонны. Обилие скульптурных композиций на фасаде и внутреннем интерьере. Купола церквей становятся сложной многоярусной формы.

Стиль Барокко в архитектуреВ барокко нашли применение театральные приёмы: свет, масштабные эффекты. Интерьер, за счёт корректировки реальности, также кажется намного больше своих настоящих размеров.
Известный мастер барокко Л. Бернини, используя оптические приёмы, добивался визуального увеличения размеров возводимых церквей и соборов.

Преобладающие цвета в тонировании стен: пастельные, розовый, белый. Часто встречается сочетание голубого с жёлтыми и белыми цветами, а также золотого с белым цветом.

Стиль Барокко в архитектуреСтиль Барокко в архитектуре

Материалы в архитектуре барокко

Помпезность стиля предполагает использование дорогих материалов. Золото, натуральный камень, бронза, хрусталь используются в архитектуреном стиле барокко. Перенятая из стиля ренессанс техника строительства предполагает применение камня, мрамора, оштукатуривание поверхностей. Архитектурные композиции изготавливаются из тех же материалов.

Стиль Барокко в архитектуре

Декоративная отделка

Декоративная отделка характеризуется сочетанием всевозможных персонажей разного времени и религий. Декором служили герои мифологических и библейских преданий, фигуры – аллегории. Одним из многих элементов архитектурного убранства фасадов являются маскарон – маски в форме человеческого лица и головы животных анфас. Характер их весьма многогранен: комический, нейтральный, романтический, устрашающий. Маскарон устанавливался на заметной части фасада. Чаще над входной дверью, аркой, окнами. На камне, находящемся посредине над ними – замковом камне. Мастера отливали их из гипса или делали из камня. Часто маскароны подбирались по теме сооружения, на котором они устанавливались. Так, на здании театра располагались маски каких-либо персонажей действа, на здании галереи крепились маски богов, связанных со знаниями. На здании суда самыми универсальными являлись маски сатиров, львов и богини правосудия. Церкви украшали масками, несущих смысл добродетели и грехов. Символом победы церкви над смертным грехом являлась уродливая голова, задавленная глыбой, а головки ангелов или красивые женские и детские головы – олицетворение святости и боголюбия.

Стиль Барокко в архитектуреОдним из приёмов отделки фасадов, стремившихся подчеркнуть торжественность и витиеватость постройки, служила установка кариатид и атлантов. Они предназначались для поддержки свода крыши и балюстрады.

Стиль Барокко в архитектуре

Кариатиды – это архитектурный элемент, рождённый в Греции, нашедший отражение в стиле барокко. Статуи женщин, одетых в тунику, заменили пилястры и колонны.

Теламоны (атланты) – мужские скульптуры, их также использовали вместо колонн, они служили вертикальной опорой для балочного перекрытия, несли в себе назидательный и порицательный смысл. Они несли не только декоративные функции, а давали возможность выразить свободу художественного вкуса и импровизации.

В единой архитектурной композиции соседствовали скульптуры Мадонны и Афродиты. Несмотря на недовольство церкви, языческие боги и католические святые мирно располагались со статуей владельца здания. Архитекторы проектов выделяли таким решением нереальность происходящего. Декор всячески пытались увеличить и придать ему монументальность. Применялась орнаментная лепка, всевозможные мистические символы, волюты и знаки.

Архитектурные приёмы

Для стиля барокко характерны приёмы раскреповки в середине фасада, при этом часть стены выдвигается или наоборот задвигается со всеми элементами. Целью такого архитектурного решения являлось исключение плоского вида фасада, и придание дополнительной выразительности композиции сооружения.

Фронтоны, характеризующие стиль барокко, в основном лучковые, напоминающие, натянутый лук или полукруглые с приёмом раскреповки.

В архитектуре дворцов и резиденций применяются выпукло-вогнутые линии фасадов, всевозможные башни, эркеры, балконы, использование овалов, окружностей, а также заметно особое членение фасада.

Стиль Барокко в архитектуреВ отделке оконных проёмов использовались наличники с богатой отделкой, обязательное присутствие большого замкового камня с маскароном над окном. Формы оконных проёмов: овальные, французские, полусфера, большое прямоугольное, арочное.

Стиль Барокко в архитектуреДверные проёмы оформлялись арками с колоннами или кариатидами, атлантами.

Стиль Барокко в архитектуре

Детали стиля барокко в архитектуре

Много богатства и роскоши, гигантские размеры, большое количество разнообразных деталей – этим определялось внутреннее убранство в барокко. Золотом отделывалось всё, что можно было украсить в интерьере и экстерьере.
Стиль Барокко в архитектуреПотолки с настоящими картинами и фресками.
Большое количество зеркал в богатых позолоченных рамах, с лепниной и скульптурами.
Мебель обивалась дорогой тканью.
Шкафы гигантских размеров из чёрного дерева.
В украшении стен применялись деревянные резные панели со вставленными в них картинами.
Пол являлся отражением потолка, он оформлялся мрамором и майоликовыми плитами. На дверях размещалось панно – настоящее произведение искусства.

Еще здания в стиле барокко фото:

Стиль Барокко в архитектуреСтиль Барокко в архитектуре фото

Стиль Барокко в архитектуре Барокко в архитектуре Барокко в архитектуре фото Барокко в архитектуре фото Барокко в архитектуре фото Барокко в архитектуре фото

Барокко в архитектуре поражает своими контрастами, переходом от одной крайности к другой, порой неуместным гигантизмом и монументальностью. Сторонники строгих линий и форм долго не признавали право на его существование, связывали барокко с отсутствием вкуса и признаком пошлости. Однако время расставило всё по своим местам.

Стиль барокко в архитектуре.

+ Возможно, вас заинтересует:

≡ Архитектурные стили, полный список с фото →

Барокко в живописи — Википедия

Жи́вопись баро́кко, или баро́чная живопись, — живописные произведения периода барокко в культуре XVII—XVIII веков, тогда как в политическом плане исторический период разделяется на абсолютизм и контрреформацию.

Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность; яркие примеры — творчество Рубенса и Караваджо.

Художники в стиле барокко сознательно работали над тем, чтобы отделить себя от художников эпохи Возрождения и периода маньеризма после него. В своей палитре они использовали интенсивные и теплые цвета и, в частности — основные цвета: красный, синий и желтый, часто помещая все три в непосредственной близости. Барочная живопись включает в себя широкий спектр стилей, так как наиболее важная и основная живопись в период, начинающийся примерно с 1600 года и продолжающийся в течение 17-го века, и в начале 18-го века, идентифицируется сегодня как барочная живопись. Наиболее типичными проявлениями барокко в искусстве являются: большой драматизм, насыщенный, глубокий цветом и интенсивные светлые и темные тени. Искусство барокко предназначалось для того, чтобы вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения. В отличие от спокойных лиц картин эпохи Возрождения, лица в картинах барокко четко выражали свои эмоции. Художники часто использовали асимметрию, когда действие происходило вдали от центра изображения, и создавали оси, которые не были ни вертикальными, ни горизонтальными, а наклонялись влево или вправо, создавая ощущение нестабильности и движения. Они усиливали это впечатление движения, когда костюмы персонажей уносились ветром или двигались по собственной траектории. Общие впечатления были от движения. Другим важным элементом живописи барокко была аллегория. Каждая картина рассказывала историю и имела сообщение, часто зашифрованное аллегорическими символами, которые образованный зритель должен был знать и читать.

Развитой художественной теории периода барокко не было создано ни в Италии, на его родине, ни в других странах. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал.)русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр.)русск.. В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, а Тициану, Веронезе, Веласкесу и Рембрандту[1]. Боскини подчёркивал главенствующую роль барочного колорита, а также несовпадение живописной формы с пластической. В комментариях о выразительности возможности живописи пятном и об оптической иллюзии слияния мазков у Боскини проявился тип мировосприятия, близкий барочному[2].

Пьетро да Кортона сравнивает картины эпохи барокко не с трагедией, что характерно для картин классицизма, а с эпической поэмой и присущей ей широтой повествования, множеством разнородных сюжетов, красочностью и свободной композицией. В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление»[3][4].

Микеланджело Меризи, которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI века новый стиль в живописи[5]. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Герои изображены в полумраке, из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом[6], переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий. Болонский академизм, противопоставляемый караваджизму, представляли Аннибале Карраччи и Гвидо Рени.

В итальянской живописи эпохи барокко развивались разные жанры, но в основном это были аллегории, мифологический жанр. В этом направлении преуспели Пьетро да Кортона, Андреа дель Поццо, Джованни Баттиста Тьеполо, братья Карраччи (Агостино и Лодовико). Прославилась венецианская школа, где большую популярность получил жанр ведуты, или городского пейзажа. Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Последнему принадлежат архитектурные виды, и к нему очень близок французский художник Юбер Робер, работавший в то время, когда вспыхнул интерес к античности, к римским развалинам. В их работах представлены руины, арки, колоннады, древние храмы, но в несколько фантастическом виде, с преувеличениями. Героические полотна писал Доменикино, и живописные притчи — Доменико Фетти.

Во Франции барочные черты присущи парадным портретам Иасента Риго. Самая известная его работа — портрет Людовика XIV. Творчество Симона Вуэ и Шарля Лебрена, придворных художников, работавших в жанре парадного портрета, характеризуют как «барочный классицизм». Настоящее превращение барокко в классицизм наблюдается в полотнах Никола Пуссена.

Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании, воплотившись в работах таких мастеров как Веласкес, Рибера и Сурбаран. Они придерживались принципов реализма. К тому времени Испания переживала свой «Золотой век» в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке.

Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного. Среди представителей:

Доменико Теотокопули (Эль Греко) — художник рубежа XVI—XVII вв. Он был глубоко религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты религиозных сюжетов и празднеств: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел», «Сошествие святого духа», «Христос на Масличной горе». Эль Греко был великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное, фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики), предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра светотени, ощущение движения…

  • «Портрет поэта Эрсильи-и-Суньиги»,
  • «Портрет кардинала Тавера»,
  • «Портрет неизвестного».

Но не его картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе Филиппа II, были

  1. Франсиско Сурбаран (1598—1664) — «Отрочество Богоматери», «Младенец Христос». Главное в его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение, плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность, богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.
  2. Хусепе Рибера (1591—1652). Основные сюжеты его картин — мученичество святых, портреты людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная гордость. Например, «Хромоножка», «Святая Агнесса», «Апостол Яков-старший».

Казалось, что испанская живопись никогда не выйдет из «стен» храмов. Но это сделал Диего Веласкес (1599—1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью, предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий полифонист живописи. «Завтрак», «Портрет Оливареса», «Шут», «Сдача Бреды» («Копья»), «Пряхи».

Художником, завершившим «золотой век» испанской живописи, был Бартоломе Эстебан Мурильо. Он, отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. «Девочка с фруктами», «Мальчик с собакой». Но в зрелые годы творчества все чаще обращался исключительно к библейским сюжетам: «Святое семейство», «Бегство в Египет». В этих работах он выступает как блестящий колорист, мастер композиции. Но как далеко ушла эта живопись от глубоко человеческих страстей лучших испанских полотен.

Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко, его портреты, особенно женские, открывают этот неиссякаемый для него источник радости. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни.

В Голландии сложилось несколько школ живописи, объединявших крупных мастеров и их последователей: Франца Халса — в Харлеме, Рембрандта — в Амстердаме, Вермеера — в Делфте. В живописи этой страны барокко носило своеобразный характер, ориентируясь не на эмоции зрителей, а на их спокойное, рациональное отношение к жизни. Рембрандт это подчёркивал в следующих словах: «Небо, земля, море, животные, люди, — всё это служит для нашего упражнения».

Художники барокко открыли искусству новые приемы пространственной интерпретации формы в её вечно изменчивой жизненной динамике, активизировали жизненную позицию. Единство жизни в чувственно-телесной радости бытия, в трагических конфликтах составляет основу прекрасного в искусстве барокко.

  1. ↑ [Jannaco C., Marco Boschini e la poetica barocca, in Studi secenteschi, II, 1962]
  2. ↑ [De Boer W., Marco Boschini, I gioieli pittoreschi. Virtuoso ornamento della città di Vicenza, Edizione critica illustrata con annotazioni, 2008, Флоренция]
  3. ↑ [E. Waterhouse. Italian baroque Painting. London, 1962. С. 58.]
  4. ↑ Свидерская М. И. Барокко XVII столетия. Система художественного видения и стиль
  5. ↑ Х. В. Янсон, Э. Ф. Янсон. Основы истории искусств. Санкт-Петербург, Россия, 1996 г. Ч.3, с.286-324.
  6. ↑ A Guide to Art. S.Sproccati ed. Little, Brown and Company (UK) Ltd. 1992. P.87-97.

Стиль барокко в интерьере | Colors.life

Реклама

С итальянского языка название этого стиля переводится как «вычурный», и интерьеры в стиле барокко вполне соответствуют такому описанию. Барокко считают также дворцовым стилем, поскольку он расцвел в период правления Людовика XIV, который любил королевский размах, шик и откровенное богатство.

Популярность этого стиля с годами немного уменьшилась, но и в 21 веке находятся любители подобных интерьеров, которые позволяют почувствовать себя королевской особой.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТИЛЯ БАРОККО

Этот сложный и нарядный стиль легко узнаваем благодаря своим плавным линиям, обилию дорогих материалов и красивых зеркал. Стиль барокко в интерьере — это смесь реальности и иллюзий, причудливая игра теней.

Интерьеры, выполненные в этом стиле, обязательно должны смотреться единым ансамблем. Мебель, аксессуары, отделка — все это части одной композиции, которые должны не просто сочетаться между собой, а практически быть единым целым.

Роскошные интерьеры создаются путем подбора всех необходимых деталей и выглядят как настоящие королевские апартаменты. Ни в одном другом стиле вы не найдете такой изящной и утонченной роскоши.

Но создать такой стиль совсем непросто. Добиться гармоничного сочетания всех элементов ансамбля, найти место для каждого из них — непростая задача. Если интерьер не будет выглядеть законченной и цельной композицией, то вы получите не красивое оформление комнаты, а склад дорогой мебели.

ОТДЕЛКА В СТИЛЕ БАРОККО

Чтобы интерьер выглядел дорого, он и должен быть дорогим. Для отделки используются качественные натуральные материалы, например, красное дерево. Потолки украшают ручной росписью и лепниной. Лепнина и фрески также часто встречаются и в оформлении стен.

ЦВЕТОВАЯ ГАММА СТИЛЯ БАРОККО

Этот стиль не ограничивает в выборе как основного цвета, так и дополнительных цветов. Вы можете использовать светлые оттенки: белый, кремовый, бежевый, карамельный и песочный цвет. Но также хорошо будут выглядеть и темные: темно-красный, шоколадный, коричневый, бордовый, горчичный и даже синий.

Для стиля барокко характерна игра контрастов. Например, мебель из красного дерева отлично смотрится на фоне светлых стен. А темный паркет на полу будет прекрасно сочетаться со светлым ковром.

Особое внимание вам следует уделить освещению. Свет поможет вам подчеркнуть контрасты и создать плавные переходы между цветами. Характерные для стиля барокко хрустальные люстры привнесут в интерьер сотни отражений и сделают его блистающим. Но ограничиваться одной люстрой на потолке ни в коем случае нельзя. Используйте различные светильники: настольные лампы, торшеры, бра — все они только придадут вашему интерьеру красоты и таинственности. Падающие тени — явный признак барокко.

МЕБЕЛЬ В СТИЛЕ БАРОККО

Мебель в таких интерьерах играет основную роль. Она обязательно должна быть массивной и вычурной, с красивыми изгибами и сложной резьбой. Лучше всего приобретать мебель из массива дерева, но её цена достаточно высока. Поэтому вы можете поискать аналоги, где из массива сделан лишь фасад мебели, — они помогут вам сэкономить деньги, не испортив внешний вид интерьера.

Красивые изгибы и витиеватые формы — это характерная черта мебели, выполненной в стиле барокко. Если вы подбираете диван, то его обивка обязательно должна быть выполнена из текстиля (самый лучший узор — неширокая полоска), ни в коем случае не из кожи.

Особого внимания в подобных интерьерах заслуживает кровать. Она должна быть королевской. И это относится не только к размеру, но и к дизайну. Внешний вид кровати должен завораживать: искусная резьба не только самого основания кровати, но и ножек (их часто делали в виде виноградных гроздьев), красивое изголовье.

Изготавливали такие кровати из ценных пород дерева. В данный момент многие румынские и итальянские мастера создают подобные шедевры «под старину». Будьте готовы к высокой стоимости. Королевская кровать заслуживает этих денег.

Текстиль в стиле барокко в интерьере

Наряду с мебелью, текстиль занимает одну из главных ролей в оформлении интерьера в стиле барокко. Для этого стиля идеально подходят натуральные ткани. Но лен и хлопок в таком интерьере будут смотреться неуместно. Даже текстиль должен выглядеть дорого и поражать не только своим качеством, но и своим необычным узором. Гобелен, шелк, бархат, атлас, парча — вот те ткани, которые помогут вам создать интерьер в стиле барокко.

Текстиль отвечает ещё и за то, чтобы вся композиция смотрелась уместно и цельно. Именно поэтому сама ткань или узор, встречающийся в обивке мебели, обязательно должны повторяться при оформлении окон. Портьеры играют огромную роль в придании интерьеру законченного вида.

Вы не встретите легких тканей в декоре окон в стиле барокко. Для портьер выбирают тяжелый текстиль, создающий ощущение строгости и изящества. Даже полупрозрачные занавески, пропускающие в комнату свет, выглядят достаточно тяжелыми. Этот эффект достигается при помощи длины штор. Они обязательно должны быть больше в длину, чем расстояние от пола до карниза. Складки, образованные тканью на полу, добавят роскоши интерьеру.

Аксессуары в стиле барокко в интерьере

Выбор предметов декора обусловлен лишь одной характеристикой — роскошью. Вы можете использовать все, что подчеркнет изысканность и аристократичность интерьера. Разнообразные сундучки и шкатулки для хранения украшений, инкрустированные камнями, будут смотреться очень уместно на трюмо из красного дерева. Позолоченные и серебряные вещи (можно использовать имитацию) великолепно дополнят декор интерьера в стиле барокко.

Украсить стены можно полотнами известных (или не очень) художников, как это делали в свое время в роскошных королевских дворцах. Обратите внимание на содержание картин и цветовую гамму. Лучше подобрать какую-нибудь репродукцию, соответствующую по стилю вашему интерьеру. Скорее всего даже шедевр сюрреализма будет в таком интерьере смотреться нелепо. Не забудьте уделить особое внимание рамке, она также должна выглядеть позолоченной или же быть украшена сложной резьбой.

БАРОККО В ФОТОГРАФИЯХ:

Стиль Барокко в архитектуре и дизайне интерьеров: происхождение и отличительные черты

Стиль барокко возник в конце 16 — начале 17 веков в Италии и постепенно распространился почти по всем странам Западной Европы. Наиболее интенсивно он развивался в Испании и странах Латинской Америки. Появившийся в эпоху Позднего Возрождения, барокко становится характеристикой европейской культуры того времени.

Стиль барокко

Происхождение стиля

XVI в. был не самым лучшим в истории Италии. Государство, игравшее ведущую роль в искусстве эры Возрождения, потеряло свое экономическое и политическое величие. В стране хозяйничают иностранцы. Испания обосновалась в Милане, Неаполе и Сицилии, контролируя государства, расположенные между ними. Генуя и Венеция, оставшиеся независимыми, переживали упадок. Обнищание деревни привело к появлению разбоев и бродяжничества. Переход Милана, Неаполя и Сардинии под управление Австрии в 1713 г. окончательно лишил политической независимости Италию.

Свободный стиль Возрождения заменялся духовной цензурой, жестокостью инквизиции и ордена иезуитов. Преследование свободомыслия и наиболее прогрессивных представителей духовного мира негативно отразилось на культурной и художественной жизни страны.

Новый стиль, который насаждали придворная знать и церковь, имел глубокие отличия от ранее существующего. В искусстве стала преобладать эмоциональность, стирались грани между очевидным и воображаемым. Стремление к природной красоте и высокой нравственности заменялось яркой, но нарочито подчеркнутой аристократической вычурностью.

История стиля

Из-за отсутствия средств знать не могла строить роскошные дворцы, поэтому посредством искусства создавали видимость могущества и богатства. При помощи архитектуры барокко вельможи смогли себя возвеличить. В таких условиях в Италии зародился новый стиль. Некоторые специалисты считают, что он имеет много общего с архитектурой турок-сельджуков.

Характерные черты

Основы мировоззрения стиля складывались в условиях изменения представления о строении мира как о постоянном единстве. Этому способствовали учение Коперника, религиозное и общественно-политическое течение, направленное на реформирование католической Церкви (Реформация).

Барокко присущи такие характерные черты, как:

  • вычурность;
  • необычность;
  • преувеличенная элитность;
  • динамичность образов;
  • сочетание реальности с иллюзией;
  • слияние искусств.

Вместо равновесных пропорций возникают сложные построения и многоплановость конструкций. Но несмотря на это в стиле преобладает симметрия и господствуют оси.

Черты барокко

Барокко в архитектуре

Впервые величественный ансамбль из нескольких сооружений различного назначения, выполненный в стиле раннего барокко, появился в Ватикане. Архитектурные формы отличались уравновешенностью, однако появилось сочетание зданий с садом, фонтанами и ступенями разного типа. Они еще отделены от окружающей среды и замкнуты на себе, что характерно для архитектуры эпохи Возрождения. Большие размеры и эмоциональную наполненность в архитектуру внесет Микеланджело. В поздних творениях зодчего в полной мере отразились особенности архитектуры барокко.

Используемые материалы

В барочной архитектуре динамично используются живопись, скульптуры и окрашивание внутренних поверхностей. Новый стиль применяет уже существующую технику строительства. Для изготовления многих элементов зданий используют кирпич и штукатурку. Статуи ваяют из белого мрамора, которым богата Италия. Отделку интерьера выполняли в виде росписей на библейские темы, а резные детали покрывались позолотой.

Вычурность стиля предполагает использование дорогих строительных материалов. Широко применяются натуральные камни, хрусталь, бронза и золото. Фундаменты и цокольные части выполнялись из гранитных блоков, что подчеркивало монументальность сооружения.

Здания в стиле барокко

Декоративные элементы

Архитектурный барочный декор обуславливался использованием элементов культовых обрядов и символизма. Дома оформлялись изображением зверей, гирляндами из листьев, головами жертвенных животных и т.д. Кроме того, в качестве декоративных украшений используют валюты, картуши, вазы, трельяжи, маскароны. Предметы декора имеют объемные формы и переплетаются друг с другом, создавая впечатление нагроможденности, перегружая фасады зданий.

В орнаменте позднего барокко применялись архитектурные детали: колонны, консоли, балюстрады. Некоторые из них, например, колонны, использовались как декоративные элементы, утратив несущую функцию.

В этот период орнаменты имели особо крупные размеры и представлялись грузными, нависая над зрителями.

Архитектурные приемы

Главной художественной идеей архитектуры барокко является психологическое влияние на человека, его подчинение динамике и активности стиля. Кроме великолепия требовались изящество, грация и кортезия (теплота, нежность). Зодчие передавали эти качества возводимым сооружениям посредством пластики форм и поверхностей. В строительстве использовалось многократное повторение в фасаде одного здания одних и тех же деталей и декоративных приемов.

Используя живописную игру света, зодчий не сразу открывает зрителю все элементы, а представляет их частями, повторяя по несколько раз. Это создает иллюзию путаницы, в результате чего глаз теряется в восприятии непростой системы подымающихся и опускающихся линий.

Среди архитектурных методов выделяется расположение колонн группами, отодвинутыми от стен, или наоборот, утопленными в них. Это создавало эффект отступающих или наступающих поверхностей. Скульптурные композиции усиливали ощущение размытости границ и форм, непрочности стен, которые кажутся ненадежными опорами, отделяющие внутреннее пространство от внешнего мира.

Архитекторы возводили сооружения, которые вместо стабильности и легкости создавали впечатление неустойчивости, а вместо стационарности — динамику и трансформацию.

Примеры барокко в архитектуре

Одной из именитых фигур в барокко является скульптор и художник Джованни Лоренцо Бернини. В 1629 г. он был назначен главным архитектором собора Святого Петра. Его гениальность проявилась при строительстве площади перед строением. Возведением колоннады он создал искусственную перспективу и иллюзорную корректировку вида величественного сооружения. Она визуально увеличивает собор и позволяет отвлечься от него лишь находясь в центре площади.

Церковь Сан-Карло Алле Куатро

Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане в Риме создана современником Бернини — архитектором Франческо Борромини. Находясь на перекрестке улиц, сооружение было построено в виде 3 модулей, которые визуально могли бы относиться к разным зданиям.

Четко выражен контраст между ордерным построением колонн и волнообразной поверхностью стен. Неотъемлемой частью сооружения являются скульптурные композиции, которые органично вписываются в облик строения. Умеренный, но яркий декор подчеркивает великолепие творения зодчего.

Во время правления Петра I в России работают архитекторы из Германии Андреас Шлютер и Иоганн Готфрид Шедель. Первый знаменит созданием Грота в Летнем саду Петербурга, а второй руководит строительством дворца Меньшикова на Васильевском острове. В облике зданий преобладает торжественность, присущая стилю, однако стены построены плоскими без визуальных иллюзий.

Эпоха царствования Елизаветы знаменуется наступлением периода зрелого (елизаветинского) барокко. В этот период работают Б.Ф. Растрелли, Д. Ухтомский, С. Чевакинский. Чтобы укрепить престиж власти, возводятся монументальные дворцовые комплексы, соборы и монастыри.

Внутренние помещения, выполненные в виде последовательно примыкающих друг к другу залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную выразительную перспективу на оформление их внутреннего убранства.

В отделке присутствует много лепнины, зеркал, позолоты. Полы украшены инкрустацией из ценных пород дерева, потолки расписаны сценами на исторические и мифологические темы, а стены задрапированы тканью. Все это создает парадную обстановку. В этот период возведены Царскосельский Екатерининский дворец, Смольный монастырь, Строгановский, Воронцовский и Зимний дворцы.

Царскосельский дворец.

Стиль барокко в России просуществовал до конца XVIII в. На смену роскоши пришла умеренная красота классицизма. Описание и фото творений великих мастеров собраны в тематических альбомах, которые пользуются большой популярностью.

Стиль в дизайне интерьеров

Барокко должен показывать богатство и величие, подчеркивать роскошь. В дизайне интерьера стиль демонстрирует пышность и величие. Для этого используют материалы богатых расцветок, гобелены, тканые ковры и др. Для изготовления мебели применяют ценную древесину, легко поддающуюся полировке. Отделку выполняют с использованием слоновой кости и панцирей черепах.

Большая роль отведена освещению. Игра света подчеркивает сияние отделки и ослепительность внутреннего убранства. Для этого используют подвесные светильники с позолотой и большим наполнением хрусталя. Это обеспечивает приглушенное и рассеянное освещение всего помещения.

Торжественность интерьеру придают большие зеркала в резных рамах. В них отражается блеск и сияние огней, что создает иллюзорное восприятие пространства.

История стиля барокко

Стиль барокко

Определение 1

Барокко (в переводе с итальянского – «странный», «причудливый») – это стиль в европейской культуре XVII – XVIII веков.

Архитектурный стиль барокко появился в период Позднего Возрождения (в конце XVI – начале XVII веков) в Риме и впоследствии распространился во многие европейские государства. В этой связи барокко часто интерпретируют в качестве начала триумфального шествия европейской культуры, вслед за теорией О. Шпенглера.

Рисунок 1. Стиль барокко в архитектуре. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными факторами, определившими триумф западной цивилизации можно назвать:

  • существенные и кардинальные изменения в естественно-научных и географических представлениях о мире;
  • усложнение закономерности развития архитектурной ордерной системы;
  • движение контрреформации и католической церкви.

Новой идеологии в обязательном порядке должны были соответствовать новые формы в искусстве. Стиль барокко можно охарактеризовать как стиль, противостоявший классицизму и рационализму (они появились позднее). Примечательно, что стиль также имеет ряд модификаций, поскольку ордерная система, применяемая в период архитектуры Возрождения, начинает все больше усложняться.

Замечание 1

Следует заметить, что классическое римское барокко не было распространено в городах с иными историческими традициями (например, в области Венето, Тоскане, в Пизе и Флоренции).

В искусстве Франции также сформировался «Большой стиль» эпохи Людовика XIV. Его можно охарактеризовать, как «более классицистический» и с небольшими барочными элементами. Не было распространено барокко в классическом понимании и в Англии. Однако, более интенсивное развитие барочных традиций наблюдалось в Испании и некоторых странах Латинской Америки (впоследствии стиль был назван ультрабарокко).

История возникновения

Как уже отмечалось выше, стиль барокко пришел на смену Высокому Возрождению в архитектуре. Следует заметить, что произошло это на территории Италии, собственно, на родине самого Ренессанса. В эти времена Италию можно было охарактеризовать как весьма истощенное государство, ослабленное внутренними войнами.

В указанный период здесь хозяйничают иностранцы, но несмотря на это именно Италия остается культурным центром Европы. Для того, чтобы доказать всему миру право на привилегированное положение необходим был стиль, который бы подчеркивал мощь, богатство и роскошь. Но в то же время средств на строительство новых дворцов катастрофически не хватало. Именно в эти времена появляется новый стиль барокко, который допускает, что иллюзию богатства и могущества можно создать приемами живописи, а не натуральными дорогостоящими материалами.

Рисунок 2. Стиль барокко. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Возведение шикарных палаццо было не по карману знати и некоторым представителям церковной власти, однако, все они нуждались в подтверждении собственной состоятельности. Высшие сословия обращались за помощью к искусству и архитектуре: появившийся стиль барокко возвышал их и за счет этого набирал всё большую популярность.

Черты стиля

Архитектуре барокко свойственен размах и слитность форм. Они весьма текучи, сложны и криволинейны. Часто встречаются масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и во внутреннем оформлении зданий, волюты, раскреповки и лучевые фасады. Купола зданий приобретают весьма сложные формы, часто они имеют несколько ярусов (например, как у собора Св. Петра в Риме). Характерными деталями для стиля барокко можно назвать:

  • скульптуры атлантов;
  • кариатиды;
  • маскароны.

От архитектуры Высокого Возрождения стиль барокко унаследовал влечение к необычному и удивительному. Преобладающими цветами в стиле были пастельные тона (розовый, голубой, белый и пр.). Нередко сочетались контрастные цвета, образовывая богатые цветовые палитры.

Для архитектуры барокко характерно усложнение формы планов в сравнении с ренессансными планами. Интерьеры барокко отличаются пышностью и неожиданными пространственными и световыми эффектами, обилием кривых и пластично изгибающихся линий. Ясность классических форм противопоставляется здесь изощренности в формообразовании. В архитектуре широко используется скульптура, живопись и окрашенные стеновые поверхности.

Архитектурные формы барокко получились из ренессансных форм, но значительно превосходили его по сложности, живописности и многообразию. Сильно раскрепованные фасады обладали профилированными карнизами, колоссальными колоннами, проходящими через весь фасад, полуколоннами и пилястрами. Ни одна деталь в этом архитектурном стиле не является самостоятельной, как это было в архитектуре Ренессанса. Каждый элемент здесь является частью чего-то общего и большого. Все подчиняется общей архитектурной концепции, к которой относят как украшения интерьеров, так и садово-парковые ансамбли.

Самыми крупными архитектурными ансамблями в стиле барокко можно назвать:

  • Версаль в Франции;
  • Петергоф в России;
  • Аранхуэс в Испании;
  • Цвингер в Германии.

Замечание 2

Для барокко в интерьере наиболее характерна показная, чаще всего утрированная роскошь. Это заметно даже невооруженным глазом, при всем этом барокко сохранил в себе одну из важных черт классических направлений — симметрию.

Роспись во внутреннем декорировании барокко является доминирующей деталью. Потолки украшаются богатыми фресками, стены отделываются расписанным мрамором и позолотой – это наиболее частые приемы в интерьерах барокко. Абсолютно все поверхности в барокко должны быть богато декорированы, в этой связи наблюдается почти повсеместное применение золота и позолоты.

Что касается мебели, то именно в этот период она становится настоящим произведением искусства. Ее вычурность и богатство направлено больше на украшение интерьера, чем на практические функции. Мебельная обивка выполняется из дорогих и богато украшенных тканей.

Related Post