Методическая разработка «Аппликация из соломки»
Методическая разработка
по теме:
«Аппликация из соломки»
Автор Кудрявцева Е.А.
педагог дополнительного образования ЦВР.
г.Углич
2016год.
В последнее время появляется большое количество новых , разнообразных материалов для детского творчества. Они привлекают своей простотой, яркостью, но не всегда оказываются доступны по цене и скорее служат цели поддержать интерес к процессу освоения , при этом сама работа не отличается последовательностью и не нуждается в кропотливости, терпении при изготовлении. У ребенка привыкшего работать по шаблону, отсутствует мотивация самому придумать и изобразить. Техника работы с природными материалами, как показывает опыт, наиболее интересна для детей, способствует развитию фантазии, будит воображение. Многообразие сюжетов также очень привлекательно для таких работ , что позволяет подобрать задания для разной возрастной аудитории. Мы рассмотрим работу именно с соломкой, ее видами.
Работа с природным материалом имеет ряд преимуществ:
1) доступность, дешевизна исходного материала для работы,
2) экологичность, безопасность в использовании,
3)большой диапазон(вариативность) творческих задач,
4)отсутствие возрастных ограничений для работающих в этой технике.
Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом . Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров, ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило- солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке. Языческие обряды давно забыты, а вот умение использовать красоту этого природного материала, осталось. Приемам работы с соломой, выверенными многими поколениями мастеров, может научиться каждый.
Из соломы можно выполнять различные сувениры: орнаменты, шкатулки, открытки-панно, закладки для книг, коробки-сувениры, циновки, корзинки, сумочки, разнообразные игрушки и т.д.
Красивые украшения, сувениры, картины, сделанные из соломы, вызывают все больший интерес у людей различных возрастов и профессий. С большим успехом они экспонируются не только у нас в стране, но и за рубежом.
Солома очень красива и долговечна. В зависимости от направления света — солома то блестит, то делается матовой, а вечером при электрическом освещении она переливается цветами золота, перламутра, серебра… Её поверхность напоминает полированную поверхность. Рекомендации составлены с учетом программы, в которой предусмотрено создание изделий для украшения быта и интерьера.
Значительное количество часов отведено в программе на изготовление полезных и красивых вещей, которые находят широкое применение в быту человека.
Рабочие столы необходимо расположить с учетом направления дневного света (с левой стороны) и вечернего освещения (сверху), так как работа с соломкой требует не только большого терпения, но и напряжения зрения .
При оборудовании рабочего места нужно предусмотреть место для хранения инструмента и хранения подготовленной к работе соломки, а также незаконченных работ.
Инструменты.
Ножницы, нож для бумаги или скальпель, пинцет, утюг, безопасная бритва (вставленная для безопасности в пробку), тонкое шило или иголка, кисточки, деревянные стеки, клей, синтетический клей ”ПВА», клеевой пистолет.
Материалы.
Для работы применяются стебли различных злаковых культур: ржи, овса, пшеницы, ячменя, риса и даже стебли травянистых луговых злаков: тимофеевка, пырей, мятлика. Стебли собрать можно с момента, когда они начинают светлеть и до снятия урожая, т.е. с июля по сентябрь. Бояться зеленоватого цвета не надо, т.к. впоследствии зелень под действием дневного света пропадает. Созревая, стебель приобретает разные оттенки. Это очень важно при работе с соломкой, поэтому собирать ее рекомендуется в разные сроки.
Очень эластична, удобна в работе и красива овсяная и ячменная солома.
Самая нежная, эластичная соломка — овсяная. Поверхность ее обладает наиболее ярким блеском.
Солома состоит из узлов и междоузлий, наибольшим блеском поверхности обладают те междоузлия, которые прикрыты листьями.
Соломка верхних междоузлий имеет свои достоинства: oна очень нежна, не раскалывается, не ломается, поэтому ее следует применять в тех местах, где нужно вырезать точные ломаные и овальные линии. Например, профиль лица, пальцы рук или мелкие детали пейзажа.
Верхние междоузлия самые длинные. Длинными однородными соломинками очень удобно застилать большие участки картин.
Соломка средних междоузлий эластична, она редко растрескивается.
Её хорошо использовать на большие детали, которые надо застелить однородным материалом.
Достоинство нижних междоузлий — это большая ширина соломины по сравнению с верхней частью. Из соломки нижних междоузлий получаются самые широкие полоски, а это очень ценное качество при застилании соломкой больших поверхностей картины.
Желательно, чтобы соломка была собрана сразу же после созревания, когда стебельки еще не помялись и не вымокли под дождем. Пожелтевшая в стогах соломка становится ломкой, покрывается грязно-серыми и зелеными пятнами, не стоит собирать солому сразу после обмолота. Побывавшая в молотокосилке соломка становится мятой и не годится для работы. При заготовке соломы срезаются узлы, а междоузлия складывают в специальные коробочки , коробочки или в небольшие снопики диаметром 10-15 см. и хранят в прохладном, не сыром помещении, желательно в пучке с этикетками: «рожь», «овес» и т.д. При неправильном хранении соломка делается ломкой, хрупкой, что сильно затрудняет работу.
Как же подготовить соломку к работе?
Заготовленную солому предварительно обрабатывают. Сначала у каждой соломины отрезают ножницами колос или метелку, удаляют покровные листья, затем разрезают на отдельные коленца, удаляя узлы. Нарезанные коленца сортируют, разделив их на три части с учетом длины и толщины.
Соломку необходимо подвергнуть «обработке». Есть несколько способов.
«Холодный способ»
Этот способ несложен. Соломинку вспарываем вдоль ствола острым ножом, тонким шилом или бритвой, раскрываем в стороны и проглаживаем гладилкой, деревянным стеком или кончиками ножниц с обеих сторон и получаем соломенные ленты.
Разглаженные соломинки-ленты складываем в коробочки или специально приготовленные планшеты.
Для планшета возьмем кусок твердого картона. С одной стороны картона вдоль приклеиваем целлофан, а выше натягиваем посередине узкую резинку,- получается планшет для хранения коротких соломинок. Для хранения длинных соломинок — планшет развернуть, узкой стороной вниз, а резинки натянуть поперек в 2-3 ряда, внизу также приклеить целован.
Для удобства рекомендуем иметь такой планшет на каждый тон соломинки.
«Горячий способ№1»
Нужно сложить соломку в посуду, залить водой, лучше кипятком, и кипятить 20 мин. Проваренную соломку «вспарываем», раскрываем в стороны и на конец раскрытой соломки ставим утюг и ведем его по внутренней стороне соломинки, не задерживая. При задержке утюга соломинка может прилипнуть к утюгу, сморщится и будет непригодна к работе.
Приглаживать соломинку с внутренней стороны надо до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем проглаживать, досушивая, с лицевой стороны.
Этот способ имеет недостаток — после кипячения соломка приобретает блеклый цвет, теряет свой золотой блеск.
«Горячий способ№2»
Нарезанные коленцами соломинки укладываем в высокую посуду (бидончик, кастрюлю, ) и заливаем горячей водой (60-30°С) с вечера и оставляем до утра. Воду утром сливаем, солому раскладываем на газеты, слегка подсушиваем и начинаем ее разрезать вдоль, скальпелем или ножом. Развернуть каждую соломинку, положить на стопку газет или на асбестовую пластинку, и проглаживать с внутренней стороны, а затем с лицевой до полного высыпания. Одновременно можно получить темные тона за счет продолжительного проглаживания соломинки.
Таким образом, получаем соломенные ленты, мягкие и послушные в работе. При этом способе обработки соломка сохраняет свой природный блеск.
Для работы нужна соломка различных оттенков. Природа сама раскрасила соломку, дала ей много мягких, красивых оттенков: желтоватый, охристый, чуть розоватый, зеленый и даже сиреневые тона. И этой естественной палитры вполне достаточно. Неповторимым золотистым оттенком обладает соломка, собранная после сразу после обмолота зерна, оно дает дополнительные возможности при работе. Чтобы соломинки приобрели равномерную и насыщенную краску, можно выдержать примерно 2-3 дня на солнце. Это единственный способ окрашивания соломки, с которым медлить нельзя, поскольку для успеха необходимы горячие и яркие лучи летнего солнца. Получить другие тона соломки можно в любое время года.
Выбираем самые светлые соломинки, заливаем их кипятком и ставим на огонь. Через несколько минут вода пожелтеет, эту воду сливаем и заливаем новой порцией кипятка, эта вода снова пожелтеет, и так сделаем 7-8 раз, меняя желтую воду на чистый кипяток. Если же соломинки будут все-таки недостаточно белыми, то в последнюю воду нужно добавить немного уксуса: на I л. кипятке I ч.л. уксуса.
Отбеливая соломку раствором перекиси водорода. При этом способе необходимо соблюдать правила: работать в резиновых перчатках и беречь глаза от попадания отбеливающего раствора.
Соломку укладываем на дно эмалированной или стеклянной посуды, приминаем решеткой, на которую устанавливаем тяжелый гнет, затем заливаем горячим 5-10%-нум раствором перекиси водорода и держим в нем солому около 6 часов.
Отбеленную солому обильно промываем чистой водой.
Если нужны соломинки ярко-желтого , лимонного цвета, то во время кипячения надо добавить в воду щепотку питьевой соды.
Коричневые и темно-коричневые оттенки получают длительным проглаживанием соломы горячим утюгом .
Разглаженную соломку нужно положить в духовку при температуре 200-215°С и по мере потемнения соломки вынимать её пинцетом в разное время для получения различных оттенков.
Для некоторых работ требуются более светлые соломки. Зеленая соломка мягкая, обладает белее слабым блеском, чем вызревшая. После обычней обработки такая соломка приобретает густо-зеленые и зелено-голубоватые тона. Но со временем зеленая соломка выцветает, линяет. Как же закрепить её цвет? Можно сделать так: срезать зеленую соломку, очистить её от листьев и поместить междоузлие в морозильник холодильника на 30-50 мин. После этого соломку вынуть, дать оттаять, прогладить утюгом. Соломинки редко встречаются тонов: фиолетового (в посевах пшеницы), голубоватого, серовато-голубоватого и сиреневого тонов ) в посевах ржи , их кипятить нельзя. А лишь надо быстро обмакнуть в горячую воду, вынуть , дать чуть отмякнуть, раскрыть и прогладить.
Для творческой работы рекомендуется использовать соломку в её естественном виде без окрашивания. Однако можно работать и с цветной соломкой. Для окрашивания применяют марганец, морилку, держат в растворе около часа. Затем нужно промыть и разгладить. Красители лучше окрашивают солому, если перед этим её обесцветить. Смешивая краски ,можно получить соломку любого цвета. Лучшая окраска с меньшей потерей блеска получается в холодном состоянии.
В наполненную красителем молочную бутылку кладут непроглаженную солому и держат её так 5-7 суток. Блеск теряется очень незначительно.
В запасе всегда надо иметь соломку разных цветов, хорошо разглаженную и обработанную. Хранить удобно её в «кармашках», изготовленных из твердого картона и фанеры. Кроме того важно, чтобы соломка была разложена не только по тонам, но и по сортам злаков.
Соломка приготовлена. Для выполнения аппликационных работ необходим материал и основа, на которою будем клеить соломку. Лучше всего наклеивать соломку на бархатную бумагу, картон, фанеру, обтянутую тканью, разделочную доску или плитку (из прессованных опилок).
Фанера, доска или плитка отшлифовываются мелкой наждачной бумагой, ровно, без затеков покрываются столярным клеем или крахмальным клейстером. Когда грунт высохнет, нужно еще раз отшлифовать поверхность шкуркой и покрыть темным красителем два или три раза широкой кистью. Тогда фон получается ровный по окраске и густо-черный.
Особо эффектно смотрится соломка на глубоком черном фоне.
Для подготовки основы можно использовать цветную бумагу темных тонов. Основа готова и начинаем работу с рисунком.
Техника выполнения картин из соломки не сложна. Вначале соломки надо приклеить на бумагу, а затем уже на основу по рисунку. Соломка тщательно отглаживается, подбирается по цвету, по выбранному заранее рисунку.
Аппликации из соломки могут быть нескольких видов: предметная ,сюжетная и декоративная.
Работы из соломки хороши, когда в них сочетаются сплошная масса и тонкий ажурный рисунок. И самое главное – в каком направлении расположить стебли.
1.Детали выбранного рисунка переснимаем на кальку или тонкую бумагу;
2. Клей наносим кисточкой тонким слоем на внутреннюю поверхность соломки, наклеиваем соломку между ними одна к другой рядом так, чтобы не было между ними просветов.
Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом рыхлый ее внутренний слой или потереть наждачной бумагой.
Приклеенную соломку приглаживаем кончиками ножниц и тряпочкой убираем выступивший клей. Если для детали нужна более тонкая соломка, то её нужно получить, если соскоблить ножом ее рыхлый внутренний слой или потереть наждачной бумагой.
3.Когда вся деталь полностью будет покрыта соломкой, ее просушиваем и аккуратно вырезаем по рисунку, высушиваем под грузом.
4.Перед наклейкой вырезанных деталей на основу (на фон) необходимо проверять правильность подбора тональности соломки в соответствий с задуманной картиной. Иногда некоторые детали стоит заменить.
5.Рисунок перевести на материал с помощью цветной копировальной бумаги.
6.Заготовленные детали наклеивает на фон и снова высушивают под грузом, если это не объемные формы, до полного высыхания клея.
В готовой аппликации допустимо тонирование мелких деталей и орнаментов.
Соломку можно подготавливать и другим способов, вырезая отдельные детали и наклеивая соломенные ленты на бумагу, подбирая их по цвету, а из наклеенного соломенного полотна выкраивать нужные формы.
Можно персонаж сказки –Царевну Златовласку соломой выложить, а можно — сверкающую Жар-птицу, «собрать» прекрасный букет — цветы России.
Недаром солома золотом, медью и бронзой горит и солнце, как металл полированный, отражает!
Готовую композицию желательно оформить под стекло или покрыть светлым лаком, но при этом петлю для подвешивания необходимо заранее сделать. Просверлить две небольших отверстия в картоне или фанере и протащить через них прочный шнур или сделать петлю, за которую можно будет повесить картину на стену.
Можно делать картины не только из одной соломки, а сочетать ее с засушенными листьями, травами, колосьями злаков.
Научитесь хорошо наклеивать соломку на кальку и вырезать аккуратно детали.
Начинайте работу с простейшего рисунка.
Не старайтесь закончить работу над картиной за один “присест».
Больше самостоятельности и меньше подражания в работе.
Будьте терпеливы и аккуратны. В этом случае успех вам обеспечен.
Цель : развитие художественных способностей детей, побуждение к творчество и поддержка интереса к предмету.
Задачи: кой смекалки, дать знания и умения в области тех. труда и «удожествен- ной обработки, а так же развитие индивидуальных способностей каждого кружковца. Развивать в процессе работы с детьми чувство цвета, ритма пропорций, глазомер, тренировать руку и умение использовать в работе с соломой её природные качества при изготовлении сувениров, панво и т.д.
Правила поведения., Оборудование рабочего места. Инструменты, техника безопасности, материал.
а) заготовка, сбор и правила хранения соломы.
б) виды соломы, обработка соломки (холодный и горячий способ обработки]
в) размягчение, разрезание и разглаживание соломки.
а) методы тонирования соломки при обработке.
б) создание различных тональностей: цвет, блеск. Практическое заняшие.
а) стилизация рисунка и его особенности.
б) аппликация на бумажной или фанерной, или деревянной основе (изображение птиц, животных, растений).
в) Орнаменты с геометрическими и растительными элементами.
а) виды аппликационных работ (предметная, сюжетная, декоративная).
б) составление простейших узоров и орнаментов.
в) виды и композиция орнамента.
г) разработка эскиза композиции.
д) отделка изделий.
а) работа с плоскими изделиями.
б) работа с объемными изделиями.
в) использование свойств и художественных качеств материала (соломки).
а) Рекомендации на летние каникулы, отбор лучших работ на итоговую выставку.
б) Сбор и сушка природного материала.
Мастер-класс «Аппликазия из соломки»
Аппликация (от лат. applicatio — накладывать, прикладывать) — один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т.д.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.
Аппликация — это художественная техника выполнения рисунка путем наклеивания на поверхность различных материалов (бумаги, кожи, дерева, ткани, соломки и т.п.).
Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Эти техники применялись для украшения дорогой мебели и других предметов кусочками ценных пород дерева, кости, перламутра, металла. Недоступные редкие материалы народные мастера заменили не менее красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту, почти не выдававшую свою толщину, достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой.
В декоративно-прикладном искусстве аппликация соломкой заняла достойное место. А в эпоху рыцарей для изображения гербов использовалась аппликация на ткани. В 16 – 17 веках аппликация стала широко использоваться для украшения одежды священников.
Аппликации из соломы т необычайно привлекательны: они отливают золотом, перламутром. Такое впечатление создается тем, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Аппликация, составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету, передаёт его неповторимую игру — блестит как золото.
Для работы следует выбирать предметы прямоугольной формы: дом — квадрат, крыша — треугольник, елочка также в виде треугольника, лодка с парусом, флажок, грибок — корень из полосы, зауженной кверху, шляпка — половина круга.
Все разновидности аппликации из соломки делятся на два основных вида: 1 — вид аппликации с геометрических элементов (инкрустация), которой украшают деревянные изделия; 2 — вид аппликации преимущественно растительного характера, для изготовления ковров, панно на ткани или картоне.
Для изготовления соломенных изделий используется солома злаковых культур (рожь, пшеница, овес), срезанная серпом или ножницами. Для аппликации подходит рожь, пшеница и овес.
Перед работой у стебля соломки отрезают колосок, листик (рубашку), узелки (пеньки), а оставляют междоузлия (трубочки), которые сортируют по размерам. Для того, чтобы соломка была мягкой, междоузлия заливают кипятком, держат 10 – 15 минут и затем убирают из воды. Дольше в воде соломку держать нельзя, потому что она твердеет.
Для изготовления аппликации из соломки потребуется:
1. Иллюстративный и наглядный материал: технологическая карта обработки, заготовки из соломки. Образец элемента изделия. Образцы готовых изделий: коллекция аппликаций.
2. Оборудование: Ножницы, разделочные доски, карандаши, утюг, гладильная доска, клей ПВА.
План изготовления аппликации.
• Подготовка эскиза для аппликации
• Заготовка основы для аппликации
• Деление рисунка на фрагменты (пронумеровать каждую деталь и указать направление соломки)
• Наклеивание полосок соломки на фрагменты рисунка, перенесенные на кальку.
• Вырезание фрагментов по контуру
• Наклеивание вырезанных фрагментов на черную бумагу (обязательно подписать номер фрагментов на черном фоне)
• Вырезать фрагменты, отступая от контура 2 мм
• Выкладывание рисунка в технике аппликации
• Оформление основы рамкой
1. Разрезать соломку острым ножом или ножницами вдоль ствола, раскрыть на две стороны.
2. Прогладить горячим утюгом с внутренней стороны. Получаются эластичные широкие ленты, более податливые в работе.
3. Выбор сюжета. В аппликации из соломы особенно видна красота природного матери-ала в современных архитектурных сооружениях, памятниках старины. Великолепен орнамент на круге, овале, полосе, бытовых предметах — ковшах, солонках, вазах. Большое впечатление производят декоративные птицы, бабочки, рыбки, цветы.
4. Составление эскиза. Не усложнять мелкой деталировкой, оставлять больше «воздуха» вокруг изображений. На эскизе указать линии (направление волокон соломки), по которым будут наклеиваться соломины
5. Перевод эскиза на фон. На обратную сторону эскиза надо нанести сплошной штрих белым карандашом, сухим кусочком мыла или чёрным карандашом (в зависимости от фона). Заштрихованной стороной положить эскиз на фон и по всем линиям прорисовать простым карандашом. Линии переведенного рисунка на фоне будут белыми (чёрными). Они хорошо видны на черном (белом) фоне и в отличие от копировальной бумаги не пачкают аппликацию.
6. Изготовление выкроек деталей. Детали рисунка пронумеровать, перевести их на кальку, указать номер детали и направление соломки. Вырезать детали из кальки.
7. Сортировка соломки по цветам и оттенкам для выполняемой аппликации
8. Раскрой деталей из соломки
1 способ.
а) Изготовление соломенного полотна: наклеить на бумагу, плотно подгоняя одну соломенную ленту к другой, не допуская просветов между ними. Соломенное полотно должно быть однородным по цвету. Высушить под грузом.
б) Из заклеенного соломенного полотна выкраивают нужные детали изображения.
2 способ
а) На каждую деталь наклеить клеем ПВА соломку, тщательно прикладывая её одну к другой, не оставляя просветов и соблюдая направление. Отрезки соломенных лент должны быть больше изображения. Высушить под грузом.
б) Лишнюю солому срезать по краю бумажного изображения.
9. Наклеивание деталей на фон. Вырезанные детали поэтапно наклеить на фон. Высушить под грузом.
10. Окончательная обработка изделия. Почистить аппликацию щёткой от линий и мусора. Выполнить окантовку изделия (работы, помещенные под стекло и окантованные, лучше и дольше сохраняются, чем без стекла).
Выполнение аппликации из соломы наиболее простой и доступный способ развития детского творчества. Обучение этому ремеслу обогатит детей чувством гордости за родную страну, где много умельцев и мастеров, заложит основы эстетического вкуса, разовьёт художественно-творческие способности, желание вносить элементы прекрасного в окружающую обстановку. Данный вид аппликации гармонично впишется в интерьер школы.
Использованная литература
1. «Аппликация из природных материалов» Москва: Культура и Традиции, 2002 г.Н. Го-лубева
2. «100 поделок из природных материалов» Ярославль: Академия Холдинг, 2002 г. И.В. Новикова, А.В. Базулина
3. «Аппликация» М.А. Гусакова, — М., 1987 год.
4. «Юному любителю мозаики» А.С. Меликсетян, М., 1979 год.
5. Журнал «Школа и производство» № 7/ 89
Технология в 4-м классе «Апликация из соломки»
Задачи.
- Обучающая: создать условия для дальнейшего совершенствования навыков работы с соломкой при выполнении предметной аппликации.
- Воспитательная: содействовать формированию потребности трудиться, планировать свою деятельность, чувство сопереживания через организацию групповой работы.
- Развивающая: продолжить развитие ассоциативного мышления, двигательной (моторной) памяти, глазомера, тонкости различия цвета через работу с природным материалом, обогащение словарного запаса через общение в группе и фронтальной беседы в классе.
Оборудование:
- выставка работ из соломы,
- опорные слова (аппликация, предметная, сюжетная, декоративная),
- эскизы к работам,
- рисунок белки,
- виды белок (таблицы),
- план работы,
- критерии качества выполнения работы,
- образец поделок.
Структура урока.
- Организационный момент.
- Вводная беседа. (Актуализация базовых знаний)
- Анализ поделки. (Изложение нового материла)
- Техника безопасности.
- Физ. минутка.
- Выполнение работы. (Практическая работа)
Групповая работа.- распределение деталей между учащимися,
- наклеивание соломы на детали,
- распределение деталей на основе в соответствии эскизу,
- наклеивание деталей на основу.
- Итог урока. (Анализ и оценка работы)
Выставка работ учащихся.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Вводная беседа. (Актуализация знаний.)
Мы отправляемся в город Мастеров на улицу Соломенную. Выставка поделок из соломки.
— Что необычного вы увидели? Все поделки из соломки.
— Откуда берутся вещи из соломки? В основе этих вещей лежит солома. Это может быть пшеница, рожь, овёс. Срезают серпом, освобождают стебли от коленец, заливают горячей водой и проглаживают каждую соломинку.
— Что можно сделать из соломки? Можно сделать кукол, сундучки, животных, аппликацию.
— Давайте зайдём в один из домов. Кто хозяин этого дома?
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Белка.
— Где живут белки? Живут в смешанных и хвойных лесах.
— Давайте вспомним, какие виды белок существуют? Обыкновенная, гигантская, мышиная, Превоста, индийская, маньчжурская, земляная. Бывает белая, серая, кремовая, летяга.
— Скоро наступит зима. Многим животным тяжело в это время года. Как бы вы помогли белочке? ( Сделаем запасы.)
Сегодня мы будем готовить запасы для этого зверька. Догадайтесь, какие это будут запасы? (Ребята предлагают возможные варианты: семена, зерно, орехи и т.д.)
Я предлагаю выполнить аппликацию из соломки.
— Напомните что такое аппликация?
Аппликация— это наклеивание деталей на основу.
— Что написано в словаре?
Аппликация- это способ создания орнаментов путём наложения на определённый фон кусочков различных материалов.
— На какие виды делится аппликация? Аппликация может быть предметной, сюжетной, декоративной. (Приложение 1)
3. Анализ поделки. (Изложение нового материала.)
Проведём анализ поделки. (Приложение 2) Беседа с учащимися.
-Какая аппликация объёмная или плоская? Плоская.
-Из какого материала выполнена? Из бумаги и соломы.
-Какую лучше использовать по цвету бумагу? Чёрную, синюю, зелёную.
-Как будем скреплять, подвижно или неподвижно? Неподвижно.
-При помощи чего? При помощи клея.
-К какому виду аппликации относятся наши поделки? Предметная аппликация.
— Итак, какую аппликацию мы будем выполнять? Мы будем выполнять предметную аппликацию из соломки.
— Всё ли вам понятно? Какие будут вопросы? Будьте очень внимательны на уроке.
4. Техника безопасности.
На уроке будем использовать инструменты и приспособления. Назовите их. Ножницы, клей, карандаш.
Не забывайте, как работать с ними.
— Ножницы клади кольцами к себе.
— Следи за движением лезвий во время резания.
— Не оставляй ножницы раскрытыми.
— Передавай ножницы кольцами вперёд.
— Используй ножницы по назначению.
5. Физкультминутка.
Подготовим наши руки к работе. Делаем массаж пальцев, растираем ладони, разрабатываем кисти рук, плечи, делаем повороты головой.
Пять весёлых братцев (дети имитируют пальцами игру на пианино)
Гуляли по двору,
Пять весёлых братцев
Затеяли игру.
Шлёпали, как рыбки — (шлепают ладонями по коленям)
Шлёп, шлёп, шлёп.
Топали, как мишки — (постукивают кулачками по коленям)
Топ, топ, топ.
Бегали, как зайки – (пальцами имитируют прыжки)
Прыг, прыг, прыг.
Рычали, как лайки — (ладонями имитируют
Рык, рык, рык. раскрывающуюся пасть собаки)
6. Практическая работа.
а) По какому плану мы работаем?
План.
- Наклеиваем на детали соломенные полосы.
- Раскладываем детали на основу в соответствии эскизу.
- Наклеиваем детали на основу.
Итак, цель нашего урока: отработать навыки с соломкой, выполнить аппликацию из соломки.
б) Вы разделились на группы. (Класс заранее разделён на 5 групп. Группы составлены гетерогенные по уровню обучаемости и работоспособности.)
Консультанты, поднимите руку. Вы – главные в группе. Выберите поделку, которую будете выполнять.
в) У вас на столах лежат листы с критериями качества выполнения поделки. (Приложение 3) Работу выполняйте в соответствии с критериями.
Сюжет выбран, эскизы лежат на партах. (Приложение 4)
г) Работа по выполнению задания.
д) Проверка и контроль над выполнением задания в группе.
7. Итог урока. Анализ и оценка работы.
- Сообщение командиров учителю о полученных результатах.
- Оценка работы всей группы.
- Оценка работы всему классу.
- Выставка работ.
— Что вам помогло выполнить качественно такие поделки? Терпение, дружба, усидчивость.
— Какие пословицы можно считать девизом нашего урока?
«Один за всех, все за одного».
«Сделай сам, помоги другому».
План-конспект занятия по теме: Открытый урок «Изготовление объемной аппликации из соломки»
Открытый урок «Изготовление объемной аппликации из соломки»
Цели:
1. Формирование у обучающихся знаний и умений по изготовлению объёмных цветов из соломки.
2. Развитие чувства красоты и гармонии.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с основным способом изготовления объёмных цветов.
2. Развить усидчивость, аккуратность, чувство вкуса.
3. Воспитать уверенность в своих силах и возможностях.
Оборудование:
- соломка,
- клей ПВА,
- клей “Момент”,
- кисточка для клея,
- ножницы,
- злектроутю или паяльник,
- бархатный картон, или грунтованное ДВП
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
Прежде чем начать изучение нового материала, повторим пройденный материал. А затем приступим к основной работе, то есть практической, где мы поэтапно разберём изготовление объёмных цветов и составим из них композицию.
Соломка – красивый и долговечный материал. Работы из неё могут сохраняться долго, не меняя своего вида. Красить соломку не обязательно, она хороша сама по себе. Цвет её меняется в зависимости от того, как она расположена в работе – горизонтально или вертикально.
Для того чтобы соломка приобрела оттенки от золотистого до тёмно-коричневого, её “поджигают”. Термин “поджечь соломку” у флористов обозначает изменение цвета, искусственное затемнение соломки. Цвет соломки можно изменить, положив её на противень и поставив в горящий духовой шкаф, а также с помощью горячего утюга паяльника или электровыжигателя. В зависимости от времени (в минутах) она приобретает различные оттенки.
Подготовка соломки к работе.
1. Удалить узлы — места соединения колен (так называют полые стержни, которые и нужны в основном для работы). Узелки отрезают ножницами или острым резачком.
2. Расщепить каждую соломинку с помощью остроконечных ножниц или с помощью резака.
3. Прогладить каждую соломинку горячим утюгом.
3. Изложение нового материала.
После того, как мы повторили основные моменты, приступим к изучению новой темы. Для начала нам нужно узнать, что собой представляет объёмная аппликация.
Итак, приступим.
Объемной аппликация называется потому, что изображение на картине получается выпуклым, выступающим над поверхностью фона.
Объёмная аппликация из соломки делится на два вида:
1. Объёмная аппликация из соломенных трубочек.
Данный вид аппликации используется для создания архитектурных композиций. Например, для воспроизведения различных деревянных построек – бревенчатых церквей, теремов, крестьянских изб, колодцев.
2. Объёмная аппликация с помощью закрутки деталей.
Данная аппликация используется для создания композиций с растительными мотивами. Например, для изображения букетов цветов, веток деревьев, корзин и вазочек, заполненных цветущими растениями и т. п.
Значительное место в сюжетах аппликаций из соломки занимают букеты и другие композиции с цветами.
На первый взгляд сама идея выполнения цветов из соломки кажется неудачной, настолько этот материал представляется грубым для подобной цели. Но оказывается, даже самые изысканные и нежные цветы можно выполнить из соломки.
Основой для эскизов и набросков для композиций с цветами могут послужить всевозможные открытки, плакаты, книги.
Прежде чем начать практическую работу, необходимо повторить правила техники безопасности при работе (повторение ТБ при работе с ножницами, клеем, электроутюгом).
4. Практическая работа.
Поэтапное изготовление объёмных цветов.
Рассмотрим изготовление самого простого цветка.
1. Необходимо приготовить эскиз.
2. Затем каждый лепесток отдельно и серединку цветка переводят на бумагу
3. Определяем направление наклеивания соломки (от основания лепестка к центру), направление зависит от того, в какую сторону будет делаться закрутка лепестка.
4. Вырезаем каждую деталь по контуру.
5. Обклеиваем каждую деталь соломкой.
6. Вырезаем детали по контуру (нужно перевернуть деталь и всю лишнюю солому срезать).
7. С помощью горячего утюга или паяльника подкручиваем каждый лепесток.
8. Клеем “Момент” приклеиваем лепестки на основу, сердцевину ромашки наклеиваем сверху лепестков
Сегодня мы разобрали самый простой способ изготовления цветов из соломки. Благодаря данному приёму можно сделать большое разнообразие цветов, но для создания композиции нам необходимы дополнительные детали, а именно стебельки и листья для цветов.
Подумайте, какую композицию вы сможем составить коллективно. Какое количество цветов, листьев вам понадобится.
Приступим к её изготовлению, но для начала напомню один из способов изготовления листьев:
- каждый отдельный листочек переводят на чистый лист бумаги;
- вырезают;
- определяют количество деталей и направление наклеивания соломенных лент;
- каждый листочек делят на детали и обклеивают соломенными лентами в зависимости от заданного направления;
- срезают всю лишнюю солому с левой стороны;
- вырезают прожилки, соединяют все детали.
Приступаем к осуществлению своей композиции.
(дети самостоятельно изготавливают заданное количество цветов и листьев).
Когда все ваши детали готовы, приклеиваем их на основу (бархатный картон, грунтованное ДВП): цветы с помощью клея “Момент” и все остальные детали с помощью клея ПВА. (Педагог помогает).
5. Итог занятия.
На сегодняшнем занятии мы с вами разобрали основной принцип изготовления объёмных цветов из соломки, вспомнили один из видов изготовления листьев для создания композиционной работы и с помощью изготовленных цветов и листьев получили свою индивидуальную композицию.
Заключительные вопросы по пройденному материалу:
1. Почему аппликация называется объёмной?
2. Назовите основные этапы изготовления объёмных цветов.
3. В чём проявлялись затруднения?
Список используемой литературы
1. “Аппликация из природных материалов” Москва: Культура и Традиции, 2002 г.Н. Голубева
2. “100 поделок из природных материалов” Ярославль: Академия Холдинг, 2002 г. И.В. Новикова, А.В. Базулина.