Выбор материала для изготовления аппликаций из соломки
Всем добрый день!
Готовлю к публикации мастер-класс по изготовлению аппликации из соломки. И обязательно нужно рассказать о самом материале – его свойствах и получении. Но сам мастер-класс получается очень большой, поэтому часть материала я решила вынести в публикацию. К тому же, если кто-то заинтересуется этой техникой, то есть время запастись материалом .
Вид творчества пришлось поставить Декорирование и Флористику, поскольку это наилучшее сочетание из имеющихся в списке.
Изделия из соломки очень привлекательны, красивы. Сам материал – соломка – живой, солнечный, теплый, тактильный (хочется постоянно гладить и трогать изделия из соломки). Приятный, как для мастера во время работы, так и для зрителя.
Для аппликации используют соломку различных культурных злаков – ржи, пшеницы, проса, риса, овса, ячменя; дикорастущих растений – мятлика, тимофеевки и др. Соломка разных злаков имеет различные свойства и оттенки. Ячменная – твердая да ломкая, ржаная – довольно прочная, пшеничная – менее прочная. Овсяная лучше всего, она мягче любой другой, и обработке поддается лучше. Рожь лучше собирать во время цветения, тогда стебли эластичны и имеют красивый оттенок. Самой мягкой считаются овсяная и пшеничная соломка.
Поскольку аппликацией из соломки я увлеклась несколько лет назад, то я стала выращивать её сама. Если у Вас нет такой возможности, то можно собирать соломку в полях, лучше до сбора урожая – потому что после комбайна она окажется вся переломанная и тяжело будет выбрать хороший материал. При этом следует учитывать, что поля, как правило, обрабатываются всякими химикатами, поэтому стебли будут более жесткие и хрупкие, и в дальнейшем придётся дольше обрабатывать такие заготовки. Если же и полей возле Вас нет, то можно пригоршню зёрен посеять на клумбах возле дома (если, конечно, у Вас там не образцово-показательная клумба
). Если Вы нигде не можете достать зерен, то можно в аптеке поспрашивать «Овес для заваривания» или в отделе с семенами купить «Траву для кошек» — как правило, это тоже овес, или даже смесь злаковых. В дальнейшем, после первого сбора урожая, вы сможете сажать свои семена. Постарайтесь посадить разные сорта и в разных местах – на солнце и в тени. На солнце стебель колоса получится более толстым и коротким, с короткими междоузлиями, более жестким. Зато цвет будет более золотистым, вплоть до белого (в зависимости от сорта злака). В тени стебель сильнее вытягивается, более тонкий, зато мягкий. Цвет может оказаться менее насыщенным. Соломку можно собрать и в состоянии «зелёного колоса» — тогда можно получить и зелёную соломку, но не надолго – на свету уже в готовой работе она всё равно «дозреет» и станет приглушенно-золотистой (как листья в моей работе «Гроздь винограда»).Сбор соломки в разное время тоже даёт различные оттенки материала. И несколько колосков я оставляю на совсем поздний срок – когда уже идут дожди, чтобы соломка потеряла свою золотистость, стала более коричневой или серой, главное не гнилой.
На самом деле насчитывают около 100 оттенков соломы: от зеленоватого и серебристого до красноватого, фиолетового и темно-коричневого. Ржаная незрелая соломка имеет зеленоватый оттенок, ближе к уборке урожая – серебристый, а перезрелая – красноватый. Если она росла в затененном месте, то приобретает фиолетовый оттенок, перезимовавшая в стогу – коричневый.
Если Вам повезло и в Вашей местности выращивают гречиху, то Вы можете стать обладателем соломки красных оттенков. (И я буду очень счастлива, если кто-нибудь со мной поделится). А еще хочется попробовать соломку риса – она должна быть белых оттенков. Но это так, лирическое отступление.
Если же у Вас вообще нет никаких шансов получить соломку культурных злаков, остаётся идти в поля и собирать дикорастущие – мятлик, тимофеевку, овсяницу и другие. Лично я с такими травами не работала. И по словам моего учителя – дикорастущие злаки не дают того блеска, как культурные и у них гораздо меньше оттенков. Но с другой стороны, их тоже можно использовать для получения интересных эффектов в картинах.
Есть еще варианты использования шкурки чеснока (фиолетовые оттенки), лука (красно-оранжевые), листьев початков кукурузы – талаш (белёсо-желтоватые оттенки), но это уже другая тема и другая технология. Я делаю аппликации пока только из соломки.
И еще несколько слов о свойствах соломки. Внизу стебля соломка более толстая, грубая, междоузлия там короче, зато можно найти красно-коричневые оттенки. Самая «рабочая» часть стебля – средняя. Здесь соломка более равномерна по толщине и диаметру. Цвет более золотистый. Под листом цвет более бледный, вплоть до белого. И самое последнее междоузлие, на котором, собственно, и держится колос – самое тонкое и самое мягкое, за счет чего с ним сложнее всего работать. По оттенкам самое светлое.
Инструменты – для заготовки (сбора) соломки я использую или секатор и специально отведенные ножницы (потому что для других, особенно более тонких работ, вы их использовать уже не сможете).
Это пока вся информация по подготовке материала. В мастер-классе будет рассказано как обрабатывать соломку и как, собственно, изготавливается сама аппликация.
Если у Вас есть вопросы, с удовольствием отвечу.
До новых встреч!
МК для начинающих. Аппликация соломкой,магнит.
Поделиться:
И на холодильнике…
Нам понадобятся:
1. Соломенные ленты(глаженная солома)
2.Эскиз
3.Бумага писчая или ксероксная,или калька
4. Компакт-диск,предварительно окрашенный( у меня черным акрилом из баллончика)
6.ножницы
7.карандаш или ручка
8.копировальная бумага
9.Паяльник
наш эскиз( как работать с готовыми картинками и довести их до нужного размера см.здесь: https://stranamasterov.ru/node/893648
С помощью копировальной бумаги(копирки) переводим детали с эскиза на рабочую бумагу
вырезаем наши фрагменты
затем берем фрагмент 1 (например самый крупный цветок) и нумеруем детали одинаково на эскизе и на фрагменте,фрагмент разрезаем на сегменты. На сегментах размечаем направление,в котором будем клеить соломенные лены
Наклеиваем солому на сегменты
Изнаночная сторона (у меня специально темного цвета,так виднее при создании МК) Отправляем все под пресс на просушку. Прессом может служить старая книга и т.п.
Со вторым цветком поступаем так же
и третий…
листики…
Обрезаем подсохшие детали по контуру с изнаночной стороны
Вот так…
На эскизе у нас присутствовали прожилки на лепестках. Вырезаем их произвольно на каждом лепесточке
Вот они,наши заготовочки
Нагреваем паяльник на максиму,берем деревянную доску и обводим наши детальки по краю паяльником. Если работаете с детьми,возьмите этот этап работы на себя,во избежании ожогов работаем, соблюдая ТБ
думаю,разница все же заметна. Справа лепесток после обработки паяльником
Дальше работаем как с обычной аппликацией,т.е. предварительно раскладываем детальки на основе
И аккуратно приклеиваем на место.и под пресс на просушку
для имитации стебля отрезаем от ленты узенькую полосочку
вот так… С изнанки на диск наклеиваем магнитный винил
вот ,что должно получится…
Корзиночка по эскизу с фото №2
Все мои соломенные работы сделаны на основе этого МК. Просто включается фантазия,и, естественно опыт работы вч этом направлении.
Дерзайте! И у вас все получится!
У меня часто спрашивают «Где взять солому?». Ответ один: Вырастить на участке,если таковой имеется ,или на полях,полянах и т.п. Иногда приходится подворовывать на полях,т.к. не всегда нужное количество я могу вырастить у себя на участке. А соломы мне надо очень много!
Жаль,но у нас соломы,как товара для творчества, нет в продаже,уж очень трудоемкий процесс ее подготовки для работы. Видимо невыгодно для производителей.
В связи с чем, я думаю, что данный вид творчества не очень популярен в рукодельной среде.
Как сделать поделку из соломы поэтапно. Мастер-класс с пошаговыми фото «Аппликация из соломки своими руками. Составление композиции «Нарциссы», мастер-класс
Если решили научиться созданию оригинальных поделок своими руками, то можно начать с плетения соломки. Появляется желание смастерить что-то неповторимое, что заинтересует и привлечёт внимание гостей. Кому-то хочется сменить обстановку дома или квартиры, добавить в интерьер изюминку. Настенные украшения или сувениры, купленные в магазине, не доставят столько удовольствия, сколько сделанные собственноручно поделки из соломы. С натуральным материалом приятно и полезно работать, он украсит интерьер. Преображение помещения подойдёт к любому стилю.
Старинные поделки
Сухие стебли — поделочный материал, незаменимый при плетении из соломки для начинающих. Из него делают множество экспонатов. В Древней истории главным занятием было рукоделие . Из соломы делают:
В давние времена изготовление таких предметов было способом заработать на жизнь, сейчас этим занимаются, как хобби. Кстати, такое увлечение и сейчас приносит прибыль. Многие рукодельницы изготавливают изделия под заказ за большие деньги.
Подготовка материала
Для рукоделия лучше использовать ржаную солому. Стебелёк ржи длинный, в сравнении с остальными злаковыми растениями и прочный. Вымоченная соломка пластичная и мягкая. Пшеничный материал тоже применяют для плетения, но он грубее, короче и толще, чем ржаной.
Заготавливается ржаная солома с конца июля до начала августа , в этот период колосок начинает созревать:
Перед изготовлением поделок сухую соломку замачивают или запаривают. Нужное количество материала опускают в ёмкость с водой. Для свежей соломки хватит полчаса в воде 20 градусов. Давнишний материал заливают горячей водой и устанавливают гнёт, держат до эластичности, но недолго, чтобы материал не потемнел.
Распаренные стебли оборачивают полиэтиленом, чтобы они не высыхали во время рукоделия. Если после завершения работы осталась влажная соломка её высушивают и используют позже.
Техника и виды плетения
Перед работой нужно потренироваться на бумажных трубочках. Известны четыре вида плетения из ржаной соломки:
- прямое плетение;
- спиралевидное;
- плоские косички;
- объёмные плетёнки.
Спиралевидная плетёнка
Принцип работы заключается в том, что закрученный жгутик обвивается прочной нитью, лентой, корешком, лыком, берестой и выкладывается по спирали тугими завитками. Толщина жгутика зависит от габаритов будущего изделия, форма придаётся во время плетения. Жгут сворачивают по спирали, увеличивают объём в высоту, если нужно, сужают или расширяют его. Изделия из спирального плетения получаются цилиндрические или шарообразные.
Поделку любого размера начинают плести от середины дна. Пучок тонких стебельков обматывают крепкой верёвкой, сворачивают в тугое колечко. Обвивают кольцо нитью и постепенно накручивают оставшуюся часть жгутика. С каждым оборотом иголку продевают под следующий виток верёвки на предыдущей спиральке. С ростом диаметра круга, между витками нити расстояние увеличивается, и потому, чтобы шаг между витками был равномерный, проделывают холостые обороты нити вокруг жгутика.
Чтобы улитка из жгута получалась прочной, её постоянно скручивают в одном направлении. Следят, чтобы жгут был одной толщины, это контролируют пластмассовой или другой трубкой. В конце работы над каждой улиткой, конец жгута подрезают, чтобы он переходил к тонкому кольцу. Точно так же обматывают нитью — и соединение станет незаметным.
Для плетения ажурного просвета в сосуде или ручках жгут обматывают ленточкой на 7 см и прикрепляют к предыдущей линии, образовывая дугу. Последний спиральный завиток обвивают лентой и, возвращаясь обратно, заделывают просветы. Если для обматывания используют тонкие нити, то работают деревянным челноком вместо иголки. Его изготавливают самостоятельно из твёрдых пород дерева яблоня, груша. На челноке должно быть много бечёвки, при плетении это даёт возможность беспрерывно обвивать
Технология аппликации из соломки | Креативная хозяюшка
Опубликовано: Июль 31, 2012 /
Аппликации из соломки. Технология
Солома нередко становиться материалом для рукодельниц. Из соломки можно делать не только аппликации, но и плести разнообразные фигурки, украшения, головные уборы и многое другое. В этой статье вы узнаете об аппликации соломкой: как подготовить солому к работе и технологию аппликации соломкой.
Подготовка материала
Для аппликации можно использовать соломку ржаную, овсяную и луговых злаков. Заготавливать ее необходимо в период молочно-восковой спелости в июле-августе. Для аппликации используются в основном 2 средние части стебля.
Перед началом работы трубочки соломки следует хорошо пропарить в горячей воде в течении 20-30 минут. Затем при помощи ножа или ножниц разрезать и распластать. Иногда необходимо удалить лишнюю толщину с внутренней стороны ленты соломки. Для этого необходимо несколько раз протянуть ножом вдоль волокон с внутренней стороны. Распластанную солому проглаживают горячим утюгом до полного высыхания. Качественно обработанная солома после проглажки обязательно совьется в кольцо диаметром 10-15 см.
Цвет в аппликации соломкой имеет большое значение, хотя и применяется чисто условно и декоративно. Для того, чтобы придать соломке более темные оттенки, распластанную солому модно прогладить очень горячим утюгом или положить ее на несколько минут в очень горячую духовку.
Освоение техники аппликации необходимо начинать с изготовления простых изделий. Это может быть открытка, закладка или салфетка. После этого можно приступить к изготовлению декоративного панно. В аппликации используется солома естественного цвета. Главную роль в разработке эскиза аппликации играет правильно выбранное направление волокна.
Технология аппликации из соломки
В первую очередь нужно подготовить эскиз. Для этого необходимо разбить рисунок на отдельные элементы (1,2,3 и т.д., см. рисунок ниже).
На каждом элементе показать направление волокна. Затем элементы перенести на кальку. Обязательно указать номер и сверху с помощью клея ПВА наклеить расщепленную и разглаженную соломку так, чтобы направление волокна на элементах совпадало в направление волокна на соломке. Затем вырезаем ножницами элемент узора, приклеиваем на подготовленную плоскость в соответствии с эскизом и разглаживаем вдоль волокон.
Аппликацию можно выполнять на плотной цветной бумаге, ткани, замше, замшевой бумаге.
Для изготовления панно пригодна любая ткань, но лучше всего льняная для живописных работ и прокладочная.
Еще понадобиться подрамник, рамка, клей ПВА или столярный, грунтовка. Для приготовления грунтовки тщательно смешать 2/3 гуаши и 1/3 клея ПВА и нанести кисточкой или тампоном на холст. Ткань можно заранее покрасить в нужный цвет красителем для хлопчатобумажных тканей.
Основные контуры рисунка переводим на загрунтованную поверхность и, начиная с ведущего мотива, набираем узор: сначала главные элементы, затем второстепенные и, наконец, связующие.
Это все. Вот еще несколько чудесных картин для вдохновения. 🙂
(по материалам журнала «Ксюша для любителей рукоделия». Картины из соломки Валерия Владимировича Козлова)
ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЕЙ С ДРУЗЬЯМИ 🙂
С этой статьей читают еще:
Метки: Аппликация, Декор интерьера Наливна ванна Вінниця реставрация ванн Винница Акрилом в ВинницеИзделия из соломки: аппликация | Страна Мастеров
Немного истории:
Что же такое соломка?
Соломка — это трубчатая часть стебля злакового растения.
Использование соломы злаковых растений относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. С культивированием злаков (пшеницы, ячменя, ржи) образовался такой замечательный источник сырья как солома. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке. Поэтому не удивительно, что она нашла многообразное применение в жизни земледельца. Кулями обмолоченной соломы крыли крыши. Солома шла на корм и подстилку скоту, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Она одевала и обувала крестьянина, была ему постелью, утепляла его дом.
Кроме того, солома широко применялась и в обрядовой деятельности. Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков «принимали участие» соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. До сих пор на Масленицу мы сжигаем соломенное чучело Зимы.
В декоративно – прикладном творчестве соломка является одним из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии из соломки, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате.
В Японии, Вьетнаме широко использовали рисовую соломку, в Западной Европе – пшеничную, в России, Белоруссии, на Украине – ржаную.
Народные умельцы Молдавии, Украины, России изготовляли из соломки различные вещи: циновки, сумки, коврики, игрушки. В Горьковской и Кировской областях соломой украшали самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки. В Белоруссии из соломы плели разнообразные емкости для хранения зерна, муки, соли; предметы домашнего обихода— сундуки, дорожные сумки; предметы одежды — шляпы, «коробочки» (головной убор), калёшы и многое другое. В Польше и Чехословакии соломкой украшали пасхальные яйца, игрушки, рамки для фотографий. Во Вьетнаме, Японии из рисовой соломки плели корзины, сумки, коврики.
Особенно отличились белорусские народные мастера соломоплетения XVIII— XIX веков из деревень Лемешевичи и Вавуличи. Они применили очень смелый приём, заменив деревянный иконостас ажурной перегородкой соломенного орнамента. Еще никто и никогда не использовал простую ржаную соломку в архитектурных целях и в подобных масштабах.
Уникальный иконостас, украшенный соломкой:
Мне посчастливилось пообщаться с Зоей Вячеславовной Рассяевой, которая работает в центре внешкольной работы и занимается изготовлением различных фигурок из соломки. Фигурки из соломки – это обереги, защитники. Конь – герой русских сказок – сопровождает мужчину, он его друг, и помощник, и советчик. Кукла-Мать – защитница женщин, птицы – души предков, охраняющие и помогающие живущим на земле.
Мне очень нравятся аппликации из соломки: они такие солнечные и одновременно отливают и золотом, и перламутром. Свое происхождение искусство аппликации соломкой ведет от интарсии (вида инкрустации мебели) и мозаики. Дорогую деревянную мебель украшали кусочками ценных пород дерева, перламутром, металлом и т.д. Но потом мастера догадались, что дорогостоящие и редкие материалы можно с успехом заменить красивой, но дешевой и доступной соломкой. Тонкую соломенную ленту достаточно было аккуратно наклеить на поверхность, чтобы получить желаемый эффект от нарядного светящегося декора. Так возникла аппликация соломкой. Украшенные аппликацией деревянные поверхности покрывали лаком, для увеличения цветового контраста между узором из соломки и темным фоном, а так же для закрепления соломки на поверхности. Инкрустация соломкой получила популярность в Белоруссии, Литве и на Украине. Инстанция и инкрустация по дереву были известными еще в Древнем Египте, Древнем Риме. Наивысшего расцвета интарсия (разновидность инкрустации, техника декорирования какой-либо поверхности, при которой один материал врезается, вставляется в углубления другого) достигла в эпоху Возрождения в Италии.
В декоративно-прикладном искусстве многих народов мира встречаются изделия украшенные узорами, которые составлены из кусочков соломенной ленты. Самые старые из изделий украшенных аппликацией соломкой и хранящиеся в музеях, относятся к 18- началу 19 веков.
В Латвии есть Музей Соломы. Все выставленные здесь работы изготовлены исключительно из соломы и сена. Там представлены несколько сотен соломенных скульптур и кукол.
Использованы источники:
Воловельская Е.А. Декоративно-прикладная работа с соломкой//Школа ремесел. – 1999.-№8
http://www.stran-nik.ru/news/vykhodnye_v_minske/2012-11-01-199
http://hummerclubrus.ru/forums/showthread.php?p=302130
В заключение скажу, что я совершенно влюбилась в такой пропитанный солнцем и потрясающий материал, как соломка. И если, когда-нибудь перееду жить в сельскую местность (ведь чего только в жизни не бывает), займусь заготовлением соломки и изготовлением декоративных изделий из неё…
Мастер-класс: аппликация из соломки | Шкатулка
Мастер-класс подготовлен Еленой из г. Санкт-Петербург специально для сайта «Шкатулка».
Из соломки можно сделать удивительные аппликации, которые не только станут украшением вашего интерьера, но и послужат замечательным подарком к празднику любому человеку. Изделия из соломы очень привлекательны и красивы. Ваша фантазия поможет создать аппликации на различные темы, которые придадут комнате особый вкус.
Для этой работы необходимы следующие материалы (рис. 1):
- Соломка,
- ножницы большие и маникюрные (для мелких деталей),
- черный бархат,
- рамка, калька,
- утюг,
- эскиз работы,
- кисточки (толстая и тоненькая),
- клей ПВА.
Заготовка и подготовка соломки производится следующим образом:
Для аппликаций наиболее эффективно использовать стебли соломы проса, овса, ржи, гречихи, ячменя, пшеницы и других растений. Стебли лучше всего собирать в августе, когда колосья уже созрели. Солома нарезается. Далее необходимо её высушить. Сушка длится три дня. Листья, колоски, узлы удаляются ножницами. Трубочки соломки необходимо хранить в сухом месте в картонной коробке.
Приготовление соломенных лент:
Соломку помещаем в емкость, заливаем водой и кипятим её 10 минут. После того, как соломка станет мягкой, её необходимо разрезать вдоль острыми ножницами. Далее края раздвигаются в обе стороны и разглаживаются горячим утюгом либо обратной стороной ножниц с внутренней стороны до тех пор, пока она не станет почти сухой, а затем уже досушивается, проглаживанием с лица (картинка №2, рис. №3). Наклеиваем полоски соломки на бумагу, можно кальку. Подгонять соломку одну к другой нужно очень аккуратно, чтобы между ними не было клея и просвета (рис. №4).
Техника изготовления картины.
Основой для картины служит ДВП, обтянутая черным бархатом.
Подбирается понравившийся рисунок и копируется на бумагу. Его также можно придумать самим. Выбранный рисунок необходимо перевести на кальку, а затем на бумагу (кальку) детали выбранного рисунка. Заранее определяем направление соломки в разных деталях: горизонтальное (лепестки), вертикальное или наискосок (листки) и соответственно выкраиваем все детали. Например, листок состоит из двух отдельных деталей — разрезается по прожилке пополам. Направление соломки является очень важной частью работы, от этого зависит результат. Цветы собираем из отдельных мелких лепестков. Для того, чтобы придать эффект выпуклости, лепестки можно загнуть по форме круглого стержня от ручки. В серединку цветка наклеивается соломка другого цвета (см. рис. № 5,6,7).
Тут можно взять покрашенную соломку либо затемнить её с помощью утюга.
В этой картине листочки покрашены в оранжевый цвет. Чтобы покрасить соломку,необходимы анилиновые красители. Для этого разводим краситель в воде и заливаем приготовленным раствором соломенные стебли, доводим до кипения и выдерживаем в этом состоянии пятьдесят минут (на 1 литр воды 1 г красителя, 1 г поваренной соли и 1 г уксусной кислоты). Окраска может достигнуть разной интенсивности. Может быть нежного яркого, густого и насыщенного цвета. Для получения желаемого результата ленты оставляют в красителе на три дня. Краситель сохраняет блеск соломки, не уничтожает её.
После того, как все детали будут готовы, необходимо собрать их (согласно рисунку) на черном бархате, натянутом на фанеру и приклеить клеем ПВА (рис. 8).
Зачастую соломка покрывается сверху лаком. Это придает ей больше выразительности и блеска. Помещаем в рамку готовую картину и вешаем её на стену.
Наша аппликация из соломки готова! Требуется лишь немного усидчивости и ваша фантазия.
Рекомендуем!
Автор:
Другие мастер-классы:
АППЛИКАЦИЯ ИЗ СОЛОМКИ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СОЛОМКА)
Краткая историческая справка:
С древних времен у всех земледельческих и животноводческих народов солома была важным элементом быта. Её использовали для покрытия крыш, набивали матрацы и подушки, замазывали с глиной в стены, изготавливали плетеные изделия, ритуальные предметы и игрушки. Так как солома издревле сопровождала быт людей, точной даты начала её использования в художественных целях не установлено.
Декоративные изделия в виде аппликаций и инкрустаций из художественно обработанной соломки широко представлены в Киеве и областях, прилежащих к Вятке. Позже в этих регионах сложилась традиция украшения ларцов и сундуков. Заниматься таким ремеслом могли как мужчины, так и женщины, а технология передавалась изустно в семьях или мастерских.
Характеристики некоторых видов соломки:
В художественных целях может использоваться соломка любого сорта культуры или обычной травы в зависимости от необходимого тона, цвета, блеска. Например, ржаная солома самая прочная, но грубая и имеет золотистый цвет. Овсяная – эластичная (для инкрустации объемных предметов), но хрупкая. В то же время, она отличается обильным блеском и имеет красивый золотистый цвет. Пшеничная – тонкая, но крепкая, не эластичная и матовая, светлее остальных культур (бледно-желтая). Травяная – жесткая, темная, зеленоватая или серая, матовая.
Материалы и инструменты:
Для приготовления соломки в художественно оформительских целях понадобятся: высушенные несколько первых широких венчиков травы, ванночка для замачивания, резак, утюг, клей ПВА, бумага писчая, папиросная или калька (смысл в том, чтобы она была тонкой).
Рис.1. Материалы и инструменты для аппликации из художественной соломы.
Работая с инструментами необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности по обращению с утюгом, ножницами, колющимися предметами.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
• Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами;
• Клади ножницы кольцами к себе;
• Следи за движением лезвий во время резания;
• Не оставляй ножницы раскрытыми;
• Передавай ножницы кольцами вперед;
• Не играй ножницами, не подноси к лицу;
• Используй ножницы по назначению.
Правила техники безопасности при работе с утюгом:
• Подготовь рабочее место к работе, убери всё лишнее;
• Проверь исправность вилки и изоляции электрического шнура;
• Убедись в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места утюжки;
• Работай, стоя на диэлектрическом коврике;
• Перед работой установи необходимую температуру нагрева платформы утюга;
• Ставь утюг на подставку платформой вниз при кратковременных перерывах в работе;
• Следи за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура;
• Не касайся горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук;
• Не оставляй без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара;
• Следи за нормальной работой утюга, не давая ему перегреться;
• По окончании работы утюг отключи, вынимая за вилку, только сухой рукой.
Правила техники безопасности при работе с клеем:
• используй кисточку для нанесения клея;
• используй салфетку, чтобы очищать поверхность от клея;
• после работы клей обязательно закрыть.
Приготовление:
Из цельного колоса со стеблем понадобятся только первые, самые толстые, два колена. Междоузлия или коленца убираются и используют только полую трубочку.
Рис.2. Приготовление трубочки из соломы.
Такие трубочки вымачиваются в горячей воде длительное время, чтобы слали эластичными, размякла, не крошилась и не ломалась вдоль при последующем разрезании и разворачивании вдоль по ширине и дальнейшей обработки.
.
Рис. 3. Вымачивание соломы в кипятке. Разрезание вдоль стебля и проглаживание утюгом.
После вымачивания соломка разрезается резаком вдоль, разворачивается в развернутом виде проглаживается горячим утюгом. В результате получаются развернутые высушенные прямые полоски (вытянутые прямоугольники).
Рис. 4. Разглаженная солома.
Именно в результате термической обработке утюгом солома приобретает свой блеск. Регулируя температуру нагрева платформы утюга можно также придать соломенным панелькам и разный цвето-тон.
Рис. 5. Оттенки соломы.
Полученные полоски блестящей золотистой соломки плотно одна к другой приклеиваются на бумагу клеем ПВА. Таким образом получаются кусочки листов-заготовок или материал для дальнейшего вырезания деталей из этих заготовок. Уже из такого листа или ленты вырезаются декоративные элементы для аппликации или инкрустации различных поверхностей.
Рис. 6. Заготовка листов с наклеенной соломой для аппликации.
Таким образом можно как оформить бытовые изделия, так и выполнить декоративные панно. Для инкрустации бытовых предметов необходимо: а) расчистить, обезжирить и загрунтовать поверхность если это требует материал изделия, б) разметить орнамент, в) исполнить его и г) покрыть изделие лаком. Методика выполнения орнамента и рисунка подробно описана в рисунках 7, 8 и 9.
Рис. 7. Выполнение орнамента из художественной соломы.
Рис. 8. Эскиз для панно в технике аппликации из соломы с нанесением направления полос соломы.
Рис. 9. Панно в технике аппликации из соломы.
со своего сайта.