Амальгама зеркала – Смывка амальгамы — гель zenfi zf 105 , снять амальгаму с зеркала, убрать амальгаму, защитное покрыти

Разное
alexxlab

Содержание

Амальгама — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Серебряная амальгама, содержащая 13 % ртути

Амальга́ма (ср.-век.лат. amalgama — «сплав») — жидкие или твёрдые сплавы ртути с другими металлами. Также амальгама может быть раствором ведущих себя аналогично металлам ионных комплексов (например, амальгама аммония).

Амальгамы получают взаимодействием металла с ртутью (при смачивании ртутью поверхности металла) при обычных температурах или подогреве, электролитическим выделением металла или катионного комплекса на ртутном катоде или другими способами. Многие металлы образуют со ртутью устойчивые соединения (меркуриды).

В зависимости от природы металла, состава и температуры, амальгамы могут быть гомогенными (жидкие и твёрдые растворы), твёрдыми интерметаллидами либо гетерогенными, в частности, галлий и ртуть образуют две несмешивающиеся фазы — раствор галлия в ртути и раствор ртути в галлии. Большая часть металлов с ртутью образует твёрдые интерметаллиды (меркуриды), исключения: цинк, алюминий, галлий, свинец, висмут, сурьма.

Второй компонент амальгамы в сплаве находится в мелкодисперсном состоянии без оксидной плёнки и поэтому проявляет высокую химическую активность

При нагревании амальгам происходит отгонка ртути. Железо не образует амальгамы, поэтому ртуть можно перевозить в стальных сосудах.

Амальгаму используют при золочении металлических изделий, в производстве зеркал, а также в люминесцентных лампах, в том числе компактных люминесцентных лампах и индукционных лампах. Амальгамы щелочных металлов и цинка в химии применяют как восстановители. Амальгаму используют при электролитическом получении редких металлов, извлечении некоторых металлов из руд (см. Амальгамация). Амальгаму применяют при холодной сварке в микроэлектронике. Во многих странах амальгама серебра всё ещё применяется в стоматологии в качестве материала зубных пломб.

В Юникоде есть алхимический символ амальгамы.

Кодировка по Unicode и HTML
ГрафемаUnicodeHTML
КодНазваниеШестнадцатеричноеДесятичноеМнемоника
🝛U+1F75BALCHEMICAL SYMBOL FOR AMALGAM🝛🝛
  • Химическая энциклопедия / Редкол.: Кнунянц И.Л. и др.. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — Т. 1 (Абл-Дар). — 623 с.

что это такое в стоматологии, психологии и зеркалах

Красивое слово «амальгама» у многих на слуху, но точно сказать, что оно обозначает, может не каждый. Тем более что значений у этого понятия довольно много.

Ассоциации и синонимы

В переводе с латинского amalgama  – просто «сплав», однако в русском языке это слово более конкретизировано и обозначает сплав одного или более металлов с ртутью. При комнатной температуре ртуть является жидкостью и способна вступать в реакцию с серебром, оловом и т.д., образуя в результате твёрдые материалы. Древние алхимики полагали, что ртуть наделена особой мистической силой.

Синонимы слова «амальгама» в переносном значении этого слова – «смесь» – соединение, конгломерат, сбор, состав. Отсюда и множественные ассоциации со старинными книгами, и популярность термина «амальгама» в названиях некоторых современных компаний, в частности, специализирующихся на переводе иностранных текстов и фильмов.

Пожалуй, самое известное значение слова «амальгама» связано с широко применявшейся в своё время технологией изготовления зеркал.

Старинные зеркала

Впервые технология изготовления зеркала с применением амальгамы – сплава ртути и олова – была применена в 16 веке. Однако со временем от неё отказались, т.к. отражение такие зеркала давали бледное, к тому же, при их изготовлении рабочие иногда получали сильное отравление ртутными парами. В 19 веке вместо ртути стекло стали покрывать тонким слоем серебра.

Отражение в серебряных зеркалах получалось ярким и чётким. В современных технологиях при изготовлении зеркал используют алюминий, иногда – серебро, олово, медь, а также химические активаторы. Сверху отражающий слой, нанесённый на стекло, покрывают защитными лаками или красками.

Стоматологические пломбы

Вплоть до последнего времени амальгама серебра широко применялась в стоматологии как один из самых прочных пломбировочных материалов. Сейчас её с успехом заменяют композитными пластмассами и цельной керамикой, однако для реставрации больших участков зубов серебряные амальгамные пломбы с добавлением меди используют и в настоящее время.

Количество ртути, поступающее из пломб в организм пациента, не превышает допустимых значений. А вот медицинскому персоналу при постоянной работе с амальгамами необходимо тщательно соблюдать правила безопасности.

Кроме того, чтобы пары ртути не впитывались в стены, изнутри помещение стоматологического кабинета должно быть окрашено нитроэмалью или масляной краской, а также в нём не должна присутствовать деревянная мебель.

При удалении амальгамных пломб нагрузка на организм пациента увеличивается, поэтому рабочее поле должно быть максимально изолировано от полости рта накладыванием герметичных материалов. Очень важно исключить сброс соединений ртути в канализацию.

Попадая в окружающую среду, в частности – в водное русло, органические соединения ртути могут преобразовываться в неорганические формы и поглощаться живыми организмами. Такие морепродукты при употреблении их в пищу способны вызывать сильные отравления.

Другие области применения

Соединения с ртутью применяются также в металлургии, при золочении и серебрении ювелирных изделий, используются в различных приборах, принимают участие в холодной сварке в микроэлектронике.

А само понятие «амальгама», как уже было отмечено выше, трактуется в гораздо более широком смысле – используется в высшей математике, литературе, при нейминге для обозначения различных форм соединений и т.д.

Прокомментируйте, пожалуйста, вопрос:

Как Вы считаете, в производстве чего ртуть просто незаменима? → Ответить

Химические и физические свойства зеркал


Наверное, нет такого человека на земле, который не видел зеркала. Это интереснейший предмет, с отражающими способностями, который необходим человеку для того, чтобы видеть свое отражение и контролировать свой внешний вид. Хотя сегодня зеркала используются не только для этих целей, но и для декоративных элементов интерьера, в качестве изделий, предназначенных украшать помещения и отражать свет, физические и химические свойства зеркал не перестают удивлять человека.

Рассмотрим же их поподробнее, но для начала, следует осветить принцип

изготовления зеркал.

Итак, зеркало изготавливается из стекла, поверхность которого отполирована крокусом. Это необходимо, для того, чтобы у него не было молочных пятен, неровностей или замутнений. Полировка поверхности стекла, для нанесения отражающего слоя, считается неотъемлемой частью процесса подготовки. В следствии, стекло получает наименьшую шероховатость и наибольшую светопропускную способность, что позволяет максимально снизить сопротивление прохождению света через его толщу.

На одну из сторон стекла наносится амальгама. Обычно, для зеркал высокой четкости, используется соединение ртути и серебра, где ртуть испаряется, а серебро ложится ровным и равномерным слоем на всю поверхность стекла. Но в последнее время успешно применяется соединение алюминия с ртутью, которое так же дает стеклу отражающие свойства.

Зеркало, это стекло, покрытое серебром с одной стороны. Имея представление о нем, можно перейти к физическим свойствам зеркала.

Физические свойства зеркала.

Главным физическим свойством зеркала является его отражающая способность. Слой серебра представляет собой тончайшую металлическую прослойку, которая имеет стабильный и однородный металлический свет. Заметьте, любой металл, отполированный до максимальной гладкости, отражает свет, но не любой металл остается таким гладким со временем. Железо, медь, алюминий, цинк – окисляются кислородом воздуха, а процесс окисления, это соединение ионов металла с ионами кислорода, в результате которого образуется оксид, имеющий другой цвет. У меди – зеленый, у железа – черный, у алюминия – белый. Все видели ржавчину? Это и есть оксид. А серебро, не вступает в реакцию с кислородом воздуха, и по этому, оно применяется для изготовления зеркала. Здесь многие могут поспорить, мол, серебро так же окисляется, ведь оно становится темным со временем. Это не окислительный процесс, а процесс присоединения к поверхности серебра водорода. Иными словами, это обычный налет, который можно убрать. Амальгама покрывается налетом, и если вы перевернете зеркало, то увидите, что слой серебра серый и немного шершавый.

Почему же, она отражает свет? Потому что стекло, на которое она нанесена, отполировано, и ее слой прилегает к полированной поверхности, сформировываясь в не менее гладкое состояние.

Получив гладкую поверхность, оно приобретает отражающие качества, а стекло защищает амальгаму от разрушений, ограничивая прямой контакт с нею любых внешних факторов.

Свойство человеческого глаза видеть, невозможно без участия света. Отражая в наших глазах окружающий мир, свет строит электронный импульс, который попадает в наш мозг и воспроизводит в нем картинку. Когда вы смотрите в зеркало, в нем отражается то, что находится напротив. Поставьте зеркало параллельно своим глазам, и вы увидите себя, поверните зеркало немного в бок, и вы увидите в нем то, что находится параллельно от его плоскости в данный момент. Если вспомнить физику, а именно, раздел «Оптика», то закон отражения света гласит: «Угол отражения равен углу падения». То есть, луч, отправленный от глаза на поверхность зеркала, отразит то, что находится от этой поверхности под таким же углом.

Благодаря прозрачности стекла, мы видим отражение без искажений. Если стекло будет изогнутым, то мы увидим изогнутое отражение. Следовательно, чем ровнее стекло, тем правдоподобнее отражение.

Но стекла бывают разные, и вы так же, это знаете. Существуют окрашенные в массе стекла и стекла осветленные. Чем меньше преграда свету, тем лучше и четче отражение. Например, стекло Optiwhite, меньше всего препятствует прохождению света, значит, отражение будет максимально четким.

Окрашенные в массе стекла имею свой цвет. Это может быть синий, черный, зеленый, серый и другие цвета и их оттенки, но они не способны изменять разделение спектра дневного света на составляющие. Зеленая, или любая другая призма ,точно также разделит дневной свет на семь цветов радуги, значит, и отражение в цветном зеркале будет правдоподобным, только оно потеряет интенсивность. Такие изделия применяют для декоративного использования.

Химические свойства зеркал.

Из химических свойств зеркала можно выделить то, что стекло является стойким к перепадам температуры, влажности, действию кислот и других агрессивных сред, но про амальгаму этого сказать нельзя. Амальгама может раствориться в агрессивных средах. При воздействии высокой влажности поверхностный слой сероводорода на серебре вступает в реакцию с кислородом воды и образуется не стойкое соединение оксидов водорода (ОН). Кислород воды теряет валентность и становится активным, по отношению к амальгаме. Если в ней находятся микротрещины, то отражающий слой подвергается коррозии и зеркало может испортиться. Многие замечали старые зеркала с пятнами по периметру? Это и есть коррозия зеркала – зеркальная ржавчина.

Чтобы этого избежать, зеркала вскрывают слоем воска и стараются ограничить прямое попадание жидкости на амальгаму.

Еще одним интересным химическим свойством зеркала является процесс нанесения отражающего слоя. Как мы уже рассматривали выше, амальгаму наносят путем серебрения поверхности стекла раствором ртути и серебра. Серебро имеет атомный номер 47 и не имеет свободных ионов, поэтому оно не может присоединить к себе кислород – окислиться. У ртути ионный состав имеет валентность 2, поэтому она присоединяет к себе молекулу водорода и испаряется. Благодаря этому в ней можно растворять другие, не валентные металлы или стойкие окислы этих элементов. В массе ртути молекулы серебра равномерно распределяются, и, испаряясь, они оседают на стекло ровным, близко сплоченным слоем. Вследствие, этого и получается максимально равномерное серебряное покрытие.

Сегодня ртуть заменили другие элементы, так как она токсична и имеет отравляющее качество, но принцип формирования отражающего покрытия остался тот же.

Вот мы и познакомились с зеркалом, и рассмотрели его основные физические и химические свойства. Надеюсь, эта информация принесет вам пользу.

Компания VipGlass более 12 лет занимается инвестициями в научные разработки и исследования, для получения более стойкого отражающего покрытия. Эта деятельность увенчалась успехом и совсем недавно VipGlass выпустила в производство 3G зеркала, известные более, как зеркала нового поколения. Амальгама теперь не боится влаги, и ее слой стал прочнее обычного в 5 – 8 раз.

Химические и физические свойства зеркала. VipGlass, 2012 год.

 

Смотрите статьи:

Физические и химические свойства стекла

Зеркальные панно

Зеркало — Википедия

Ваза, отражённая в зеркале

Зе́ркало -гладкая поверхность, предназначенная для отражения света (или другого излучения[Комм 1]). Наиболее известный пример — плоское зеркало.

Археологи обнаружили первые небольшие зеркала из олова, золота и платины, относящиеся к эпохе Бронзы.

Современную историю зеркал отсчитывают с 1240 года, когда в Европе научились выдувать сосуды из стекла. Изобретение настоящего стеклянного зеркала следует отнести к 1279 году, когда итальянский монах-францисканец Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.

Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал расплавленное олово, которое растекалось ровным слоем по поверхности стекла, а когда шар остывал, его разбивали на куски. Первое зеркало было несовершенным: вогнутые осколки слегка искажали изображение, но оно стало ярким и чистым.

В XIII веке в Голландии освоили кустарную технологию производства зеркал. За ней последовали Фландрия и немецкий город мастеров Нюрнберг, где в 1373 году возник первый зеркальный цех.

В 1407 году венецианские братья Данзало дель Галло выкупили у фламандцев патент, и Венеция целых полтора века удерживала монополию на производство отличных венецианских зеркал, которые следовало бы именовать фламандскими. И хотя Венеция была не единственным местом производства зеркал в то время, но именно венецианские зеркала отличало высочайшее качество. Венецианские мастера добавляли в отражающие составы золото и бронзу. Стоимость одного венецианского зеркала равнялась стоимости небольшого морского судна, и для их покупки французские аристократы иногда были вынуждены продавать целые имения. Например, цифры, дошедшие до наших дней, говорят, что не такое уж большое зеркало размером 100х65 см стоило больше 8000 ливров, а картина Рафаэля того же размера — около 3000 ливров. Зеркала были чрезвычайно дороги. Покупать и коллекционировать их могли лишь очень богатые аристократы и королевские особы.

В начале XVI века братья Андреа Доменико с острова Мурано разрезали вдоль ещё горячий цилиндр из стекла и половинки его раскатали на медной столешнице. Получилось листовое зеркальное полотно, отличавшееся блеском, хрустальной прозрачностью и чистотой. Такое зеркало, в отличие от осколков шара, ничего не искажало. Так произошло главное событие в истории производства зеркал.

В конце XVI века, поддавшись моде, французская королева Мария Медичи заказала в Венеции 119 зеркал для своего зеркального кабинета, заплатив за заказ огромную сумму. Венецианские зеркальщики в ответ на королевский жест проявили также необыкновенную щедрость — подарили французской королеве Марии Медичи зеркало. Оно является самым дорогим в мире, и сейчас хранится в Лувре. Украшено зеркало агатами и ониксами, а рама инкрустирована драгоценными камнями.

Французские аристократы во время роскошных приёмов в своих замках и дворцах, демонстрируя гостям своё благосостояние, с гордостью показывали зеркала в богатых, отделанных драгоценными камнями оправах, более того, знать, а также их жены и любовницы обожали украшать маленькими зеркалами свои парадные наряды. Однажды французская королева Анна Австрийская, мать Людовика XIV, появилась на балу в платье, усыпанном кусочками зеркал. В свете свечей от неё исходило поистине царственное сияние. Это зеркальное платье стоило государственной казне огромных денег, и министр финансов — месье Кольбер — решил, что необходимо что-то срочно делать, иначе страна разорится. Кольбер отправил на Мурано своих доверенных лиц, которые смогли подкупить четырёх мурановских мастеров и под покровом ночи вывезли их на маленькой лодочке во Францию. Французы, поселив беглецов в прекрасной усадьбе, вывезли с Мурано и их семьи. Конечно же, Венеция так просто смириться с дерзким побегом своих подданных не могла — мастерам послали два строгих предупреждения, но те на них не среагировали, понадеявшись на защиту Французской короны. Некоторое время итальянцы работали, наслаждаясь вольной жизнью и высокими заработками. Но потом от отравления умер лучший и самый опытный из них, через две недели — второй. Оставшиеся в живых, осознав, что им грозит, в ужасе стали проситься обратно, домой. Их не удерживали — сообразительные французы уже успели освоить все секреты изготовления зеркал, и в Тур де Виле в 1665 году открылась первая во Франции зеркальная мануфактура.

Французы оказались способными учениками, и вскоре даже превзошли своих учителей. Зеркальное стекло стали получать не выдуванием, как это делали на Мурано, а литьём. Технология заключается в следующем: расплавленное стекло прямо из плавильного горшка выливают на ровную поверхность и раскатывают вальцом. Автором этого способа называют Луку Де-Негу.

Изобретение пришлось как нельзя кстати: в Версале строили Галерею зеркал. Она была длиной 73 метра, и нуждалась в зеркалах большого размера. В фирме «Сан-Габен» изготовили 306 таких зеркал, чтобы их сиянием ошеломить тех, кому посчастливится побывать в гостях у короля в Версале. Как после этого было не признать за Людовиком XIV права именоваться «король-солнце»?

После открытия французской зеркальной мануфактуры цены на зеркала стали резко снижаться. Этому способствовали также немецкие и богемские стекольные заводы, производившие зеркала по более низкой цене. Зеркала стали появляться на стенах частных домов, в картинных рамах. В XVIII веке уже две трети парижан обзавелись ими. Кроме того, дамы стали носить на поясе маленькие зеркальца, прикрепленные цепочками.

Революцию в производство зеркал принёс немецкий химик, Юстус фон Либих, начав применять серебро[1] в 1835 году для серебрения зеркал и получая более ясное изображение. Эта технология, практически без изменений до сих пор используется в производстве зеркал.

Принцип хода лучей, отражённых от зеркала, прост, если применять законы геометрической оптики, не учитывая волновую природу света. Пусть луч света падает на идеальную плоскую зеркальную поверхность, полностью отражающую весь падающий на него свет, под некоторым углом к нормали (перпендикуляру), проведённой к поверхности в точке падения луча на зеркало[Комм 2]. Тогда отражённый луч будет лежать в плоскости, образованной падающим лучом и нормалью к поверхности, а угол, образованный отражённым лучом и нормалью[Комм 3], будет равен углу падения. Луч, падающий на зеркало под прямым углом к плоскости зеркала, отразится сам в себя.

Для простейшего — плоского — зеркала изображение будет расположено за зеркалом симметрично предмету относительно плоскости зеркала, оно будет мнимым, прямым и такого же размера, как сам предмет. Это нетрудно установить, пользуясь законом отражения света[2]. Плоское зеркало также можно рассматривать как предельный случай сферического зеркала (неважно, выпуклого, или вогнутого), при радиусе, стремящемся к бесконечности, тогда его свойства получаются из формулы сферического зеркала и формулы увеличения сферического зеркала.

Материалы и технология изготовления зеркал[править | править код]

Зеркало из полированного металла, походное

Первые зеркала относятся к бронзовому веку. Они изготавливались из серебра, меди или бронзы. Позднее стали делать зеркала из стекла, на заднюю поверхность которых наносили тонкий слой серебра, золота или олова.

Вогнутые зеркала появились в 1240 году. Выдували стеклянные шары, в которые вливали расплавленное олово, оно растекалось ровным слоем по внутренней поверхности. Затем шар разбивали на куски.

В начале XVI века зеркальщики научились делать плоские зеркала. Горячий цилиндр из стекла разрезался вдоль, и эти половинки раскатывали на медной столешнице, получая листы стекла. Тогда же стали применять амальгамы (жидкие или твердые сплавы ртути с другими металлами) для нанесения отражающего слоя на стекло.

Позднее французы стали получать зеркальные стекла не выдуванием, а литьём. Расплавленное стекло выливали на ровную поверхность и раскатывали вальцом.

В некоторых оптических приборах используются зеркала, работающие за счёт эффекта полного отражения на границе сред с различными показателями преломления.

Применение в быту[править | править код]

Первые зеркала были созданы для того, чтобы следить за собственной внешностью[источник не указан 1914 дней].

В настоящее время зеркала, особенно большие, широко используются в дизайне интерьеров для создания иллюзии пространства и большого объёма в небольших помещениях. Такая традиция возникла ещё в Средние века, как только во Франции появилась техническая возможность создания больших зеркал, не столь разорительно дорогих, как венецианские.

Зеркала в качестве рефлекторов[править | править код]

Стоматологическое зеркало Носовое зеркало Ушное зеркало Гинекологическое зеркало Куско

Значительная часть источников света требует применения зеркал для формирования оптимального светового потока. Наиболее часто используются параболические зеркала, позволяющие создать пучок параллельных лучей (фары, прожекторы, коллиматоры).

Применение в научных приборах[править | править код]

Медицинский налобный рефлектор

Как оптический инструмент используются плоские, вогнутые и выпуклые сферические, параболические, гиперболические и эллиптические зеркала.

Зеркала широко используются в оптических приборах — спектрофотометрах, спектрометрах в других оптических приборах:

Устройства для безопасности, автомобильные и дорожные зеркала[править | править код]

Зеркало на дороге у крутого поворота

В тех случаях, когда обзор человека по каким-либо причинам ограничен, зеркала особенно полезны. Так, в каждом автомобиле, на многих дорожных велосипедах имеется одно или несколько зеркал, иногда слегка выпуклых — для расширения поля зрения.

На дорогах и на тесных парковках стационарные выпуклые зеркала позволяют избежать столкновений и аварий.

В системах видеонаблюдения зеркала обеспечивает обзор в большем числе направлений с одной видеокамеры.

Полупрозрачные зеркала[править | править код]

Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока

Полупрозрачные зеркала широко используются в оптических приборах (лазеры, зеркально-призматические видоискатели, телесуфлёры и др.).

Полупрозрачные зеркала иногда называют «зеркальными стёклами» или «односторонними стёклами». Такие стёкла применяются для скрытного наблюдения за людьми (в целях контроля над поведением или шпионажа), при этом шпион находится в тёмном помещении, а объект наблюдения — в освещённом. Принцип действия зеркального стекла в том, что плохо освещённый шпион не виден на фоне яркого отражения.

Применение в военном деле[править | править код]

В современном термоядерном оружии используется для фокусировки излучения от запала и создания условий для начала термоядерного процесса синтеза.

Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока Применение рентгеновских зеркал в термоядерной бомбе

Зеркала в фольклоре, поверьях, мифах и художественных произведениях[править | править код]

Зеркальное отражение очень сильно действовало на людей, впервые столкнувшихся с возможностью существования «второго я». Они часто полагали, что в зеркале отражён кто-то совсем другой, затем — что в зеркале отражена душа человека.

Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока Реакция ребёнка на своё отражение

С этим связано большое число гаданий, обрядов и предрассудков (например, запрет глядеться в разбитое зеркало или завешивание зеркал в доме на 9 дней после смерти человека).

Зеркала и зазеркалье в литературе и кинематографе[править | править код]

В греческой мифологии Персей убил Медузу Горгону, пользуясь блестящим щитом, как зеркалом (взгляд Горгоны превращал людей в камень)[3].

В средневековых текстах зеркало является образом, символом иного мира. Зеркало есть символ вечности, поскольку в нëм есть всë, что минуло, что есть сейчас, всë, что грядет.

Зеркало в искусстве средневекового Востока — это художественный образ мира, в котором живëт божество. Так, надписи на бронзовых зеркалах представляли собой заклинательные тексты.

Литературный приём «в зазеркалье» широко используется авторами книг. Наибольшую известность приобрела дилогия Льюиса Кэрролла — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Аналогичный приëм использовал Гастон Леру: в книге «Призрак Оперы» Кристина попадает в подземное жилище Призрака через зеркало. Через зеркало в Королевство кривых зеркал попадает Оля — героиня одноимённой повести-сказки Виталия Губарева и поставленного по ней фильма.

Зеркала в изобразительном искусстве[править | править код]

Широко использовали образ зеркала художники Нового времени. Среди подобных картин «Девочка у зеркала» американского художника Нормана Роквелла.

Видения[править | править код]

В других произведениях зеркало является источником видений. Так, в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» Зеркало рассказывало злой мачехе, кто красивее неё. Во «Властелине колец» Зеркало Галадриэль показывало смотрящему в него видения из прошлого, настоящего и будущего. В книге «Гарри Поттер и философский камень» зеркало Еиналеж показывало самые сокровенные желания человека. В «плоском мире» Терри Пратчетта существуют «маги зеркал» («Ведьмы за границей»), которые с помощью «зеркального коридора» многократно увеличивали свою магическую мощь, при этом могли видеть отражение в любых зеркалах мира.

Не отражающееся в зеркале[править | править код]

Существуют поверья/мифы, что в зеркале не отражаются вампиры, доппельгангеры и призраки.

Символика[править | править код]

Бронзовое зеркало, именуемое Ята-но-Кагами, является регалией японских императоров.

Развлечения[править | править код]

В Диснеевском аттракционе «Призрачное поместье» есть Бесконечный зал (Endless Hallway), где эффект бесконечности получается за счёт двух зеркал, направленных друг на друга, на небольшом расстоянии. Плюс ко всему прочему в этом зале есть парящий в воздухе канделябр. Призрачное поместье является первым аттракционом, где используются зеркала как для украшения какого-либо помещения, так и создания оригинального эффекта.

Не так давно в новых американских аттракционах ужасов появились Зеркальные лабиринты, что является самой забавной игрой. В России первые зеркальные лабиринты появились в Санкт-Петербурге и приобрели большую популярность в развлекательной индустрии.

  • Первое поверхностное зеркало, покрытое алюминием и усиленное диэлектрическими покрытиями. Угол падающего света (представленный как светом в зеркале, так и тенью позади него) совпадает с точным углом отражения (отражённый свет падает на стол).

  • Фотограф фотографирует себя в изогнутом зеркале в музее Универсум в городе Мехико

  • Большое выпуклое зеркало. Искажения на изображении увеличиваются с увеличением расстояния просмотра.

  • Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока

    Четыре разных зеркала, показывающие разницу в отражательной способности. По часовой стрелке сверху слева: диэлектрик (80%), алюминий (85%), хром (25%) и улучшенное серебро (99,9%). Все зеркала первой поверхности, кроме хромированного зеркала. Диэлектрическое зеркало отражает жёлтый свет от первой поверхности, но действует как антиотражающее покрытие для фиолетового света, создавая тем самым призрачное отражение лампочки от второй поверхности.

  • Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока

    Диэлектрический зеркальный блок работает по принципу тонкоплёночной интерференции. Каждый слой имеет различный показатель преломления, что позволяет каждому интерфейсу создавать небольшое количество отражения. Когда толщина слоёв пропорциональна выбранной длине волны, множественные отражения конструктивно мешают. Стеки могут состоять из нескольких сотен отдельных слоёв.

  • Диэлектрический лазерный выходной ответвитель с отражающей способностью 75–80% в диапазоне 500–600 нм. Слева: зеркало хорошо отражает жёлтый и зелёный, но хорошо пропускает красный и синий. Справа: зеркало пропускает 25% лазерного излучения 589 нм. Поскольку частицы дыма рассеивают больше света, чем отражают, луч кажется намного ярче при отражении назад к наблюдателю.

  • Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока

    Ошибки плоскости, такие как волнистые дюны на поверхности, приводили к этим артефактам, искажениям и низкому качеству изображения при отражении в дальнем поле бытового зеркала.

  • Зеркало шеваль — полноразмерное напольное зеркало, установленное в раме, которая позволяет ему свободно качаться

  • Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока

    Отражения в сферическом выпуклом зеркале. Фотограф виден справа вверху.

  • Зеркало заднего вида

  • Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока

    Тестируемые зеркальные сегменты E-ELT

  • Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока

    Деформируемое зеркало с тонким корпусом. Его ширина составляет 1120 мм, а толщина — всего 2 мм, что делает его намного тоньше, чем большинство стеклянных окон.[4]

  • Зеркало с диэлектрическим покрытием используется в лазере на красителях. Зеркало имеет отражающую способность более 99% при 550 нанометрах, (жёлтого цвета), но пропускает большинство других цветов.

  • Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока

    Диэлектрическое зеркало используется в перестраиваемых лазерах. С центральной длиной волны 600 нм и шириной полосы 100 нм покрытие полностью отражает оранжевую конструкционную бумагу, но отражает только красноватые оттенки синей бумаги.

  • Зеркальное здание на Манхэттене — 2008

  • Зеркала в дизайне интерьера: «Зал ожидания в доме М.м Б.», проект ар-деко итальянского архитектора Арнальдо дель Ира, Рим, 1939 г.

  • Очки с зеркалами — Prezi HQ

  • Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока

    Тайдзиту в рамке триграмм и зеркало защиты демонов. Считается, что эти чары отпугивают злых духов и защищают жилище от невезения

  • Акустическое зеркало высотой 4,5 метра (15 футов) в районе Килнси-Грандж, Восточный Йоркшир, Великобритания

  • Полупрозрачное зеркало в призматическом расщепителе светового потока

    Горячее зеркало, используемое в камере для уменьшения эффекта красных глаз

Комментарии[править | править код]

Использованные источники[править | править код]

Как сделать зеркало. Старинные рецепты

Специализированная книги для ремесленников, издания середины позапрошлого века очень много внимания уделила производству стекла и предметов, сделанных на его основе. Весь производственный цикл стекольного дела я описывать не буду, хотя это и очень интересная информация, а вот о том, как сделать зеркало, расскажу поподробнее.


После того как владельцы стекольных фабрик научились делать прозрачное и зеленое стекло, которое получалось в результате использования неочищенных исходных ингредиентов, самые расторопные коммерсанты поняли, что их продукция будет раскупаться гораздо лучше, если они предложат публике изделия из цветных стекол и стекол с отражающей поверхностью, т.е. зеркал.

Зеркало из ртути

Сначала на производстве был широко распространен самый простой способ изготовления зеркал. Для него требовалось изготовить прозрачный стеклянный лист хорошего качества — без пузырьков воздуха, песчинок, радужных наплывов и пр., что говорило о нарушении технологии изготовления, и отполировать поверхность этого листа до невероятной гладкости.

Затем под отполированное прозрачное стекло подкладывали лист так называемой оловянной сортутки. Сортутка представляла собой очень тонкое листовое олово высшего сорта, старательно натертое чистой, без каких-либо примесей ртутью. Эта работа по подготовке зеркального материала была довольно проста, хотя и требовала определенной сноровки:

  • рабочий тщательно вытирал лист стекла, удаляя с него пылинки, различные пятна, следы пальцев и пр. Та сторона листа, на которую будет накладываться олово, должна быть идеально чистой и сухой;
  • лист олова хорошенько натирали ртутью и этой натертой стороной прикладывали к стеклу;
  • затем натертое ртутью олово аккуратно разглаживали, избавляясь от складочек и морщинок, осторожно прижимали его по углам стеклам, стараясь не повредить и протирали сухой тканью — сортутка «приклеивалась» к стеклу, образуя зеркальную поверхность.

Чуть позже на зеркальные производства стали поступать жалобы, что зеркала с оловянно-ртутной основой имеют низкие эксплуатационные свойства: зеркальная поверхность легко царапается даже при первых попытках повесить зеркало на стену; в ванных комнатах от повышенной влажности отражающий слой идет пятнами; в жарко натопленных помещениях олово с ртутью отслаиваются и т.д.

Ну и кроме того, фабрикантами было замечено, что у рабочих, часто имеющих дело с этими ингредиентами (ртуть и олово) слишком часто наблюдаются признаки серьезного отравления и общего недомогания. По этим причинам было решено отказаться от использования ртути в пользу серебра.


Серебряное зеркало

Перед тем как сделать зеркало, эксплуатация которого окажется безвредной для здоровья и не доставит хлопот при использовании при различных температурных режимах, фабриканты долго искали подходящие для этих целей материалы. В итоге решено было остановиться на серебре, которое использовалось по методу Дрейнона (к сожалению, выяснить, кто это такой, так и не удалось).

Лист прозрачного стекла так же тщательно очищают от загрязнений и жировых пятен, как и в первом случае, затем с помощью замазки делают небольшие бортики по краям будущего зеркала и в это огражденное пространство выливают специальную жидкость, состав которой приводится в переводе на современные единицы:

  • 70 мл азотнокилого серебра;
  • 140 мл воды;
  • 17 мл жидкого аммиака;
  • 115 мл винного спирта;
  • 20-30 капель масла кассии.

Смесь готовится таким образом: азотнокислое серебро сначала растворяю в воде и аммиаке, смесь перемешивают и процеживают через сложенную в несколько слоев марлю, после чего добавляют к ней спирт и масло. 

После того, как готовая смесь будет вылита на стеклянный лист, в нескольких местах на нее капают 6-12 капель восстанавливающей смеси, состоящей из 1 части гвоздичного масла и 3 частей винного спирта: серебро под воздействием гвоздичного масла осаждается, образуя серебряный отражающий слой.

Платиновое зеркало 
Заграничные специалисты позапрошлого века наравне с серебром использовали и платину — такое покрытие отличалась прочностью, износостойкостью и было безопасным для здоровья рабочих и потребителей.

Открылась возможность изготовления платинового покрытия в процессе опыта, когда сухую хлористую платину растворяли в лавандовом масле, затем этот раствор выпаривали и в процессе выпаривания на стенках лабораторной колбы оседал ровный и тонкий слой металлической платины.

Перед тем, как сделать зеркало из платины, лист стекла так же, как и в предыдущих случаях. хорошенько полируют с одной стороны, затем с помощью кисти его покрывают раствором, для приготовления которого 110 г тонкой листовой платины растворяют в 1,6 л царской водки (на 1000 частей соляной кислоты взято 400 частей азотной кислоты). Затем этот раствор выпаривают и образуется хлористая платина.

Полученную платину растирают в ступке, добавляют к ней понемногу масла лаванды, доводя его количество до 1,6 л, переливают раствор в фарфоровый сосуд и настаивают до 8 дней. Затем смесь процеживают и еще дают ей настояться 6 дней. После этого готовят так называемый «плавень»: 25,5 г оксида свинца, 25,5 г борнокислого свинца, растертого с 10 г лавандового масла смешивают с настоявшимся платиновым раствором, после чего этим составом покрывают стекло. Затем стекло аккуратно помещают в муфельную печь и обжигают. Готовое зеркало с обратной стороны покрывают слоем масляной краски, что защищает отражающий слой от механических повреждений.


Зеркало своими руками в наше время

В настоящее время сделать зеркало своими руками можно, руководствуясь технологией серебрения, описанной выше. Но если раньше для этого процесса были необходимы натуральные масла кассии и гвоздики, то теперь можно обойтись довольно простыми химическими реактивами.

Для начала стекло, предназначенное для покрытия зеркальной пленкой, тщательно моют и обезжиривают: на поверхности не должно оставаться пятен и следов от пальцев, иначе зеркальная пленка не будет держаться на стекле. И, кстати говоря, совершенно необязательно использовать в качестве базовой поверхности стекло — это может быть гладкая, хорошо отполированная пластина металла, фаянс, дерево, покрытое тонким ровным слоем парафина и даже глина.

Обезжиривание стекла обычно делают с помощью раствора едкого калия (при приготовлении раствора необходимо соблюдать осторожность — это вещество сильно нагревается при реакции с водой), затем стекло промывают дистиллированной водой и просушивают.

Так же, как и по старинным технологиям, делаем бортик для удержания раствора по периметру стекла — в наше время можно воспользоваться обычным пластилином или разогретым воском. Затем готовят раствор для серебрения: в дистиллированной воде растворяют нитрат серебра (азотнокислое серебро), и при интенсивном помешивании в смесь добавляют несколько капель 25% нашатырного спирта.

Чтобы рассчитать количество ингредиентов, для начала стоит определиться с желаемой толщиной слоя серебряной пленки. Так, к примеру, чтобы покрыть серебряной пленкой квадрат габаритами 200 х 200 мм, понадобится около 1 литра раствора. Для получения такого раствора берут около 5 мл азотнокислого серебра, и 300 мл дистиллированной воды. Количество нашатырного спирта определяют по реакции: добавляя его по каплям в раствор серебра и воды, следят за моментом, когда исчезнет осадок. как только осадок исчез — нашатыря больше добавлять не нужно. В прозрачный раствор добавляем еще 4 капли нитрата серебра — состав должен приобрести легкий желтоватый оттенок.

К полученной смеси приливаем раствор едкого натра: 8 г вещества растворяют в 210 г дистиллированной воды. При соединении обоих растворов (непрерывно взбалтываем сосуд!) появляется осадок, который опять растворяют несколькими каплями нашатырного спирта. Состав фильтруют, и отставляют на время в сторону, чтобы в отдельном сосуде в 210 мл дистиллированной воды растворить 11 г чистой глюкозы.

Растворенную глюкозу выливают на стекло, затем туда же аккуратно добавляют смесь с нитратом серебра и оставляют заготовку на 10-15 минут для протекания необходимых химических реакций. Затем жидкость сливают, зеркальную поверхность промывают дистиллированной водой и оставляют для просушки в вертикальном положении. Чтобы защитить зеркало, сделанное своими руками, от механических повреждений, серебряную поверхность покрывают лаком или краской.

Таким же образом можно делать не зеркала, а элементы дизайна интерьера, покрывая серебряным слоем различные изделия из стекла, металла или глины. И, кстати говоря, стекольное производство в старину не ограничивалось производством одних только бытовых вещей, но и выпускало элементы для создания украшений: бисер, сплошные или дутые бусины из цветного стекла, или имитирующие жемчужины.

Для того чтобы сделать перламутровую пленку на изделиях из стекла, использовали чешую белорыбицы (а также и других рыб с серебристой чешуей) — счищенная белая, блестящая чешуя заливается водой и выдерживается несколько дней, чтобы отделить слизь и загрязнения. Затем чешуйки кладут в ступку, добавляют немного воды и тщательно растирают до получения однообразной массы. Затем получившуюся массу через марлю или холст отжимают, выжидают оседание перламутрового осадка, к которому добавляют аммиак и рыбий клей (в ряде рецептов предлагается заменить агар-агаром). Этим составом можно покрывать бусины или любые другие изделия из стекла для получения жемчужного эффекта.

амальгама — это… Что такое амальгама?

  • АМАЛЬГАМА — (араб. amalgama, испорч. греч. malagama размягчение, смягчение, с араб. членом al). 1) сортучка: так называемое соединение (сплав) ртути с другими металлами; 2) в переносном значении смесь вообще. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • амальгама — См …   Словарь синонимов

  • АМАЛЬГАМА — (средневековое лат. amalgama сплав) сплав ртути с др. металлом. Амальгаму применяют, напр., при золочении, в производстве зеркал, в цветной металлургии (амальгамация) …   Большой Энциклопедический словарь

  • АМАЛЬГАМА — АМАЛЬГАМА, твердый или жидкий сплав ртути с другими металлами. В прошлом дантисты использовали для пломбирования амальгамы, содержащие медь и цинк. Большинство металлов растворяется в ртути, за исключением железа и платины …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Амальгама — (иноск.), безсвязная смѣсь вообще. Ср. Горячее препирательство (между славянофилами и западниками)… въ Одессѣ едва едва, глухимъ, отдаленнымъ эхомъ доносилось до той случайной амальгамы индивидовъ изъ всѣхъ странъ и племенъ міра, которая… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • АМАЛЬГАМА — АМАЛЬГАМА, амальгамы, жен. (от греч. malagma размягчение). 1. Соединение какого нибудь металла с ртутью (хим.). Зубная пломба из амальгамы. 2. перен. Смесь разнородных вещей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • АМАЛЬГАМА — АМАЛЬГАМА, ы, жен. 1. Жидкий, полужидкий или твёрдый сплав ртути с др. металлами (спец.). 2. перен. Разнородная смесь, сочетание чего н. (книжн.). | прил. амальгамный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

  • АМАЛЬГАМА — жен., хим. спуск, соединение, сплав других металлов с ртутью, сортучка. Серебряная сортучка находится в природе в виде руды; золотую делают для пополоты через огонь. Амальгамный, сортучковой, спусковой. Амальгамическое золото, серебро, спущенное… …   Толковый словарь Даля

  • АМАЛЬГАМА — метал, система, одним из компонентов которой является ртуть. А. представляют собой твердые или жидкие растворы или кристаллические хим. соединения. Для А. характерны полиморфные превращения. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под… …   Геологическая энциклопедия

  • амальгама — ы, ж. amalgame m., Amalgam <ср. лат. amalgama. 1. хим. Соединение (раствор или сплав) металлов с ртутью. Сл. 18. С золотом, серебром, оловом и свинцом соединяется <ртуть> очень легко, и составляет густую как тесто мяхкую материю, которую …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • амальгама — Сплав металла, включая драгоценный, с ртутью, представляющий собой в зависимости от соотношения компонентов и температуры плавления гомогенную или гетерогенную систему. Примечание. Гомогенная система может быть в виде твердого интерметаллида,… …   Справочник технического переводчика

  • Неподкупная амальгама

    Зеркала широко применяются в лабораториях: в спектрометрах, телескопах, медицинской аппаратуре, оптических приборах, лазерах… Как и из чего рождались зеркала?  

    Зеркала широко применяются в лабораториях: в спектрометрах, телескопах, медицинской аппаратуре, оптических приборах, лазерах… Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд  использовал для этой блестящей поверхности, способной отражать, метафору «неподкупная амальгама»… Как и из чего рождались зеркала?  

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. В античные времена обходились подручными средствами: гладким отшлифованным камнем, водами реки, как мифологический персонаж Нарцисс, да, в конце концов, обыкновенной лужей. Самым древним прототипом зеркала считают найденный в Турции кусочек отполированного обсидиана – минерала, который еще называют вулканическим стеклом. 

    2. Потом догадались полировать металлы. Свидетельство тому, например,  древнегреческая легенда о Персее, который убил горгону Медузу. Чтобы не попасть под прямой взгляд Медузы, которая таким образом превращала в камень всё живое, Персей смотрел на ее отражение в отполированный медный щит.

    3. Такие металлические зеркала, то есть отшлифованные до блеска медные щиты, использовал в военно-технических целях великий ученый античности Архимед. По легенде во время осады Сиракуз во Вторую Пуническую войну Архимед сжег флот римлян. Лет 30 назад греческие инженеры повторили опыт математика и физика древности. Они поставили на берегу людей с полированными пластинами. По команде они сфокусировали солнечные лучи на экспериментальном судне. Через две минуты корабль загорелся, что блестяще подтвердило легенду об Архимеде. 

    4. Небольшие металлические зеркала были весьма распространены в античном мире. Их в большом количестве находят на раскопках Помпей. 

    5. Серебро и другие металлы полировали до средних веков. Однако металлические зеркала со временем темнеют, да и отполированная поверхность становится шероховатой. Гладкому блестящему металлу придумали защиту – стекло.

    6. Стеклянные зеркала изобрели вовсе не в Венеции. Венецианцы попросту купили у фламандцев патент на изготовление зеркал. Но зеркала эти  были  совсем не похожи на современные. В середине XIII века умели делать только круглое стекло, то есть стекло в виде шара или цилиндра. В 1279 году монах Джон Пекам налил в стеклянный шар расплавленное олово. Когда олово застыло тонким слоем, оно стало отражать действительность. Но не то чтобы отлично: все же это было кривое зеркало.  Для получения зеркал, которые не смешили бы окружающих, шар ломали и укрепляли кусочки на плоскости. Вот такие зеркала и делали по фламандскому патенту в Венеции. 

    7. Настоящие венецианские зеркала стали делать в начале XIV века, когда братья-стеклодувы Андреа Доменико с венецианского острова Мурано догадались разрезать еще теплый и мягкий стеклянный цилиндр и раскатали его в лист на медной столешнице.

     8. Так в  XIV веке центром стеклоделия стал венецианский остров Мурано – туда отселили всех мастеров, будто бы боясь пожаров. На самом деле опасались утратить сверхвысокий доход – зеркала стоили так дорого, что французские аристократы иной раз продавали имения, чтобы позволить себе блестящую штучку. Зеркало размером метр на полметра стоило восемь тысяч ливров, а картина Рафаэля того же размера – только три тысячи.

    9. Французская королева Мария Медичи на рубеже XVI –XVII веков заказала муранским мастерам 119 зеркал для кабинета. Мастера отблагодарили заказчицу зеркалом, которое считается самым дорогим в истории. Подарок, украшенный агатами и ониксами, хранится сейчас в Лувре.

     10. В XVII веке министр финансов Франции Жан-Батист Кольбер в отчаянии подсчитал, во что обошлось казне платье Анны Австрийской сплошь покрытое зеркальцами, и, опасаясь финансового краха, решился на крайность: доверенные люди подкупили  четырех венецианских мастеров и тайно, ночью вывезли на лодке с Мурано. Двоих мастеров венецианцы смогли погубить, двое попросились назад на родину. Но поздно – французы освоили секреты. Так что знаменитый Зеркальный зал Версаля украшали уже мастера немедленно созданной в Тур де Виле зеркальной мануфактуры.

    11. Зеркала для галереи знаменитого дворца Людовика XIV делали уже по новой технологии: просто выливали расплавленное стекло на ровную поверхность и раскатывали вальцами. Таким образом было изготовлено 306 зеркал большого размера. Есть версия, что прозвищем «Король-солнце» Людовик XIV обязан сияющей зеркальной галерее в Версале. 

    12. Самым сложным в изготовлении стеклянных зеркал было нанесение отражающего металлического слоя. Механические способы заменили химическими. Сначала использовали растворы металлов, в частности, олова в ртути, так называемые амальгамы. Но пары ртути ядовиты, и производство опасно. В XIX веке отказались от амальгамирования и открыли новые химические способы серебрения отражающей поверхности зеркал. 

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    13. В современном производстве используют не только химические соединения разных металлов – алюминия, серебра, титана и других, но и их напыление.

    14. В России зеркальное и стекольное производства завели при Петре Великом. И в XVIII –  XIX веке они перестали быть экзотикой и заняли свое место в жизни людей. И в науке тоже. 

    15. Вероятно, главной научной заслугой зеркал можно признать опыты Майкельсона по измерению скорости света. Применив вращающееся зеркало, американский ученый получил совсем неплохой для 20-х годов результат. 

    16. Зеркала широко применяются в приборах и устройствах: спектрометрах, телескопах, медицинской аппаратуре, фотоаппаратах, разнообразных оптических приборах, лазерах.

    17. Сферические зеркала используют для обзора, если можно так выразиться, «за углом» – все не раз видели их на опасных поворотах. В торговых залах их устанавливают для наблюдения за покупателями и продавцами. Параболические зеркала применяют в фарах автомобилей, прожекторах, других осветительных приборах. 

    18. В  полицейских фильма и сериалах все не раз видели полупрозрачные зеркала: через них так удобно наблюдать за допросами. Люди с неосвещенной стороны видят находящихся по другую сторону зеркала, а с освещенной – свое отражение. Такие же полупрозрачные зеркала применяют в телесуфлерах: диктора читает  текст на зеркальном экране, прямо за которым объектив камеры. 

    19. Зеркала используют и в современном термоядерном оружии – для фокусировки излучения и создания условий для начала реакции. 

    20. Нет пределов в зеркальном совершенстве. Японский инженер Кейдзи Китамура собрал своего рода аквариум треугольного сечения, наполненный водой. Две его вертикальные стенки образуют обычные зеркала, соединенные под прямым углом отражающими поверхностями внутрь. А третья стенка – прозрачное стекло. Поглядев в это стекло, человек увидит свое точное, незеркальное отражение.

    Related Post