Два новых светильника Поделки электрические 29.04.2017 4 | Светильник из дерева в восточном стиле Поделка, изделие 02.03.2017 2 | Кулон «Кружевная сказка» Украшение 25.08.2015 3 | Боже, как давно это было… Фоторепортаж 13.01.2015 |
Фестиваль народного искусства «… Видео 10.11.2014 2 | Браслет из бересты «Былина» Украшение 24.10.2014 6 | Вместе мы — Россия (Тверь) Фоторепортаж 09.10.2014 1 | Головоломка «Перекати и собери… Игра настольная 15.08.2014 12 |
Ещё один тёпленький браслетик Украшение 12.08.2014 10 | С пылу с жару, браслетов пару. Украшение 04.08.2014 6 | Два очелья из бересты (на ваш суд) Поделка, изделие 23.04.2014 4 | Бусины из бересты (крутим, вертим,… Мастер-класс, Украшение 07.04.2014 |
Комплект «Принцесса на горошине… Поделка, изделие 09.03.2014 7 | Техника на службе берестянщика. Материалы и инструменты 16.02.2014 10 | Ура! Наконец-то она вышла. Книга 29.01.2014 4 | Колье «Подсолнухи» Поделка, изделие 23.01.2014 4 |
Колье «Жозефина» (ещё горячее) Украшение 16.01.2014 3 | Рябая береста (обещанный МК) Мастер-класс, Материалы и инструменты 10.01.2014 89 | Декоративные пуговицы из бересты (ещё… Поделка, изделие 28.12.2013 12 | Поочерёдность заполнения орнаментом. 29.11.2013 15 |
За окном зима, в душе весна (две работы… Украшение 28.11.2013 5 | Моя любимая «Рябинка» Поделка, изделие 25.08.2013 6 | Браслет (торцевая часть) Мастер-класс 22.08.2013 23 | Конец августа — грибная пора. Фоторепортаж 18.08.2013 1 |
Ивановец Александр Кутрынин – изобретатель берестяной скани
Специальность ивановца Александра Кутрынина далека от народного творчества. По образованию он педагог, работал администратором ивановского суда, сейчас – на пенсии. Создание произведений из бересты – его хобби. Как рассказывает Александр, появилось оно из меркантильных соображений. В 1990-е годы нужны были деньги, чтобы прокормить семью. Помогали ему тогда жена и двое ребятишек (в ту пору школьников).
Когда Александр Викторович принес свои изделия в областное научно-методическое объединение народного творчества, все ахнули: да-а-а! такого у нас еще не было.Как оказалось впоследствии, «такого» не было не только в Ивановской, но и в других областях. Подобный стиль изготовления изделий из бересты знатоки не нашли даже в исторической литературе. А когда Александр Кутрынин показал свои изделия на Славянском базаре в Москве, специалисты окрестили технику их изготовления «берестяная скань».
Вообще скань – вид ювелирной техники. Скань представляет собой ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой или серебряной проволочки. Ивановец делает скань из бересты! Ноу-хау заключается в том, что он вывел бересту из плоскости и поставил ее на ребро.
Александр Викторович рассказывает, что технология изготовления приснилась ему во сне, как Менделееву его таблица.
В такой технике он изготовил множество красивейших вещей: пасхальные яйца, состоящие из сотен цветочков величиной от трех миллиметров до сантиметра, кулоны, браслеты, картины, окантовка медальонов…
И все узоры, оплетки на них ажурны и очень мелки.
— Работаю с помощью часовой ювелирной лупы, — говорит Александр Кутрынин. – Для работы с берестой сам придумал инструменты, заготовки для которых приобел на ивановском ремизо-бердочном заводе…
На Российской выставке «Русь-мастеровая», ежегодно проходящей в Чувашии, Александр Кутрынин неоднократно завоевывал первое место. А в 2010 году получил почетное звание «Народный мастер Ивановской области».
А Александра Кутрынина уже много учеников и последователей.
Александр Кутрынин изобрел новую технику работы с берестой | Личность | КУЛЬТУРА
Берестяная скань
— «АиФ в Иванове»: Александр, как к Вам пришла идея создания изделий из бересты?
— Александр Кутрынин: Все началось в тяжелые для страны 90-е годы. Когда попросту надо было выживать, я не знал, чем заняться, и постоянно думал, как дальше жить, как заработать. И вот однажды, когда я заготавливал дрова для тещи, мой взгляд остановился на березовой коре. Меня, тогда, наверное, первый раз в жизни очаровала её естественная белизна, теплота и трогательная незащищенность. И в этот же момент мне захотелось передать это чувство другим людям. А почему бы не попробовать?! — подумал я. И пошло, поехало, как говорится. Первой работой стало украшение для моей любимой жены, и если бы не ее поддержка в тот момент, вряд ли я стал бы заниматься этим ремеслом. Конечно, немаловажную роль сыграло и одобрение Московского дома народного творчества и Ивановского областного координационно-методического центра культуры и творчества. Когда работ стало много, я решил кое-что продать. Помню, как в те сложные для страны годы стоял на площади Ленина, разложив свои работы на газете, и просто молил про себя, чтобы хоть что-то купили. Хотелось кушать!
— «АиФ в Иванове»: А что такое берестяная скань? Как вы стали изобретателем в таком, казалось бы, традиционном виде старинного ремесла?
— А.К.: Берестяная скань — это своеобразный авторский метод работы с берестой. Мое ремесло — это некий симбиоз нескольких уникальных техник и традиционных ремесел. В поисках материала я перечитал множество книг по ювелирке, макраме, мозаике, надо было чем-то подпитываться, все идеи старался затачивать под себя, то есть под своё ремесло, поскольку книг по моему промыслу пока нет. В этой связи хочу отметить, что готов не согласиться с выражением «преемственность ремесла в его традиционности». Считаю, что традиционен сам материал, а техники могут быть совершенно разные. И моя техника работы с берестой, возможно, через несколько лет станет той же традицией.
— «АиФ в Иванове»: А не бывает проблем с добычей исходного материала для работы?
— А.К.: В лес я стараюсь ходить по договорённости на вырубку, снимаю бересту с тех деревьев, которые вскоре будут вырублены, чтобы лишний раз не травмировать березки, жалко. Обычно этот сезон охоты за берестой начинается с конца мая и продолжается до конца июня, заготавливаю сразу пластов 50 — 60. Когда же не удаётся договориться заготовить бересту на вырубке, то приходится обращаться с просьбой непосредственно к самим березкам и просить у них. В принципе, в этом нет ничего страшного для березы. Деревья довольно быстро реанимируются и восстанавливаются, а вовсе не погибают, как принято ошибочно считать.
— «АиФ в Иванове»: Какие изделия вы в основном мастерите?
— Все мои работы – это, прежде всего, украшения. Мне, как и любому мужчине, всегда хочется поразить, украсить свою женщину, сделать ей приятно. Поэтому в моей коллекции по большей части кулоны, колье, серьги, браслеты, бусы. Изделия носятся годами, единственная опасность для них это огонь и вода. Всегда предупреждаю об этом своих заказчиков. Также мастерю пасхальные яйца, православные кресты, панно.
Многие мои изделия уже выставлялись в выставочных залах при научно-методических объединениях народного творчества в Костроме, Ярославле, Вологде и других русских городах. Многие вещи находятся в частных коллекциях Франции, Германии, Португалии, Японии, Кореи, Канады, Америки.
Часто ко мне обращаются с просьбой провести мастер-классы, семинары с преподавателями районных и городских домов ремесел, их воспитанниками. Всегда с радостью соглашаюсь. Молодёжь надо привлекать к чему-то интересному, учить заниматься полезным делом. А то, как посмотришь, молодые люди или по улицам мотаются или сидят в интернете.
Отрадно видеть, что мои уроки не проходят даром. У меня уже есть свои ученики. Например, моя ученица Наталья из Гаврилова Посада добилась первых успехов. Она регулярно участвует в конкурсах народного мастерства и неизменно одерживает победы. Используя технику берестяной ткани, Наташа делает изумительные работы: кукол, птиц и многое другое. А раз ремесло находит своих последователей, то у него обязательно будет продолжение. Совсем скоро, если всё удачно сложится, поеду в Санкт-Петербург, давать мастер-классы.
— «АиФ в Иванове»: Александр, у каждого мастера есть либо муза, заставляющая творить, либо какой-то свой определенный источник вдохновения. А кто или что вдохновляет на творчество Вас?
— А.К.: Источником вдохновения мне служит, прежде всего, семья: моя любимая жена, дети, внуки. Они всегда готовы поддержать в любых начинаниях, посоветовать и просто подарить душевное тепло. Моя дочь Яна, студентка филологического факультета ИвГУ, учится на журналиста, сын Женя, работает системным администратором и увлекается музыкой. Кстати, и я очень люблю музыку. Музыка является неотъемлемой частью моей жизни, она заряжает меня энергией, дает силы. С 2009 года я являюсь директором ивановской рок-группы «Radiation Band», поклонником их творчества, да и попросту люблю этих талантливых ребят.
Ну и кроме прочего, обожаю заниматься своим домом, что-то строить, облагораживать территорию, всё делаю своими руками. И баню, и гараж, и теплицу – все сам построил.
Ремесла требуют поддержки
— «АиФ в Иванове»: В чём Вы видите главную проблему развития народных промыслов на сегодняшний день?
— А.К.: Народные промыслы сейчас находятся далеко не на должном уровне. Ремесла нуждаются в поддержке, надо давать возможность для реализации своих возможностей творческим людям, поощрять их. Как мне кажется, для этого нужна правительственная программа, этот вопрос должен решаться на высоком уровне. Необходима популяризация народных художественных промыслов и ремесел. На своем опыте могу сказать, что не всё ещё потеряно, люди интересуются работами, заказывают, тянутся к этому огоньку. Словно чувствуют причастность к своей отечественной культуре, чтут свой национальный колорит, что весьма отрадно.
Сейчас пишу книгу по работе с берестой. Рассказываю в ней о своей технологии работы с берёзовой корой, включаю иллюстративный материал. Стараюсь делать все возможное, чтобы оставить свой след в культуре народных ремесел. И делаю все не ради денег, а ради того, чтобы мое ремесло осталось после меня. Единственная проблема, которая встает передо мной, — это материальная сторона. Ведь на все нужны средства. Не знаю, удастся ли мне выпустить книгу, но написать я ее напишу, обязательно! Это я считаю своим долгом. У меня, кстати, практически готов видеокурс по работе с берестой, осталось смонтировать и озвучить. Всем этим полностью занимаюсь я сам. Ведь сохранение традиций и развитие народных художественных промыслов необходимо, ибо они являются неотъемлемой частью нашего национального, духовного наследия, частью нашей культуры.
Смотрите также:
Фото авторских украшений из Бересты Кутрынина Александра — Подружки
Фото выложены с согласия автора
Александр Кутрынин изобрел новую технику работы с берестой
Народное искусство во все времена составляло духовное и материальное богатство народа. В настоящее время, к большому сожалению, народные промыслы, ремесла переживают не лучшие времена.
Они вытесняются фабрично-заводской штамповкой. Безвозвратно исчезают носители традиционной народной культуры. Недостаточная материально-техническая база, отсутствие стимулов и механизмов передачи опыта — всё это останавливает развитие ремесел и создает проблемы. Эти вопросы мы решили обсудить с единственным в своем роде мастером по бересте, «Народным мастером Ивановской области», изобретателем и разработчиком техники «берестяной скани» Александром КУТРЫНИНЫМБерестяная скань
— «АиФ в Иванове»: Александр, как к Вам пришла идея создания изделий из бересты?
— Александр Кутрынин: Все началось в тяжелые для страны 90-е годы. Когда попросту надо было выживать, я не знал, чем заняться, и постоянно думал, как дальше жить, как заработать. И вот однажды, когда я заготавливал дрова для тещи, мой взгляд остановился на березовой коре. Меня, тогда, наверное, первый раз в жизни очаровала её естественная белизна, теплота и трогательная незащищенность. И в этот же момент мне захотелось передать это чувство другим людям. А почему бы не попробовать?! — подумал я. И пошло, поехало, как говорится. Первой работой стало украшение для моей любимой жены, и если бы не ее поддержка в тот момент, вряд ли я стал бы заниматься этим ремеслом. Конечно, немаловажную роль сыграло и одобрение Московского дома народного творчества и Ивановского областного координационно-методического центра культуры и творчества. Когда работ стало много, я решил кое-что продать. Помню, как в те сложные для страны годы стоял на площади Ленина, разложив свои работы на газете, и просто молил про себя, чтобы хоть что-то купили. Хотелось кушать!
— «АиФ в Иванове»: А что такое берестяная скань? Как вы стали изобретателем в таком, казалось бы, традиционном виде старинного ремесла?
— А.К.: Берестяная скань — это своеобразный авторский метод работы с берестой. Мое ремесло — это некий симбиоз нескольких уникальных техник и традиционных ремесел. В поисках материала я перечитал множество книг по ювелирке, макраме, мозаике, надо было чем-то подпитываться, все идеи старался затачивать под себя, то есть под своё ремесло, поскольку книг по моему промыслу пока нет. В этой связи хочу отметить, что готов не согласиться с выражением «преемственность ремесла в его традиционности». Считаю, что традиционен сам материал, а техники могут быть совершенно разные. И моя техника работы с берестой, возможно, через несколько лет станет той же традицией.
— «АиФ в Иванове»: А не бывает проблем с добычей исходного материала для работы?
— А.К.: В лес я стараюсь ходить по договорённости на вырубку, снимаю бересту с тех деревьев, которые вскоре будут вырублены, чтобы лишний раз не травмировать березки, жалко. Обычно этот сезон охоты за берестой начинается с конца мая и продолжается до конца июня, заготавливаю сразу пластов 50 — 60. Когда же не удаётся договориться заготовить бересту на вырубке, то приходится обращаться с просьбой непосредственно к самим березкам и просить у них. В принципе, в этом нет ничего страшного для березы. Деревья довольно быстро реанимируются и восстанавливаются, а вовсе не погибают, как принято ошибочно считать.
«АиФ в Иванове»: Какие изделия вы в основном мастерите?
— Все мои работы – это, прежде всего, украшения. Мне, как и любому мужчине, всегда хочется поразить, украсить свою женщину, сделать ей приятно. Поэтому в моей коллекции по большей части кулоны, колье, серьги, браслеты, бусы. Изделия носятся годами, единственная опасность для них это огонь и вода. Всегда предупреждаю об этом своих заказчиков. Также мастерю пасхальные яйца, православные кресты, панно.
Многие мои изделия уже выставлялись в выставочных залах при научно-методических объединениях народного творчества в Костроме, Ярославле, Вологде и других русских городах. Многие вещи находятся в частных коллекциях Франции, Германии, Португалии, Японии, Кореи, Канады, Америки.
Часто ко мне обращаются с просьбой провести мастер-классы, семинары с преподавателями районных и городских домов ремесел, их воспитанниками. Всегда с радостью соглашаюсь. Молодёжь надо привлекать к чему-то интересному, учить заниматься полезным делом. А то, как посмотришь, молодые люди или по улицам мотаются или сидят в интернете.
Отрадно видеть, что мои уроки не проходят даром. У меня уже есть свои ученики. Например, моя ученица Наталья из Гаврилова Посада добилась первых успехов. Она регулярно участвует в конкурсах народного мастерства и неизменно одерживает победы. Используя технику берестяной ткани, Наташа делает изумительные работы: кукол, птиц и многое другое. А раз ремесло находит своих последователей, то у него обязательно будет продолжение. Совсем скоро, если всё удачно сложится, поеду в Санкт-Петербург, давать мастер-классы.
— «АиФ в Иванове»: Александр, у каждого мастера есть либо муза, заставляющая творить, либо какой-то свой определенный источник вдохновения. А кто или что вдохновляет на творчество Вас?
— А.К.: Источником вдохновения мне служит, прежде всего, семья: моя любимая жена, дети, внуки. Они всегда готовы поддержать в любых начинаниях, посоветовать и просто подарить душевное тепло. Моя дочь Яна, студентка филологического факультета ИвГУ, учится на журналиста, сын Женя, работает системным администратором и увлекается музыкой. Кстати, и я очень люблю музыку. Музыка является неотъемлемой частью моей жизни, она заряжает меня энергией, дает силы. С 2009 года я являюсь директором ивановской рок-группы «Radiation Band», поклонником их творчества, да и попросту люблю этих талантливых ребят.
Ну и кроме прочего, обожаю заниматься своим домом, что-то строить, облагораживать территорию, всё делаю своими руками. И баню, и гараж, и теплицу – все сам построил.
Ремесла требуют поддержки
— «АиФ в Иванове»: В чём Вы видите главную проблему развития народных промыслов на сегодняшний день?
— А.К.: Народные промыслы сейчас находятся далеко не на должном уровне. Ремесла нуждаются в поддержке, надо давать возможность для реализации своих возможностей творческим людям, поощрять их. Как мне кажется, для этого нужна правительственная программа, этот вопрос должен решаться на высоком уровне. Необходима популяризация народных художественных промыслов и ремесел. На своем опыте могу сказать, что не всё ещё потеряно, люди интересуются работами, заказывают, тянутся к этому огоньку. Словно чувствуют причастность к своей отечественной культуре, чтут свой национальный колорит, что весьма отрадно.
Сейчас пишу книгу по работе с берестой. Рассказываю в ней о своей технологии работы с берёзовой корой, включаю иллюстративный материал. Стараюсь делать все возможное, чтобы оставить свой след в культуре народных ремесел. И делаю все не ради денег, а ради того, чтобы мое ремесло осталось после меня. Единственная проблема, которая встает передо мной, — это материальная сторона. Ведь на все нужны средства. Не знаю, удастся ли мне выпустить книгу, но написать я ее напишу, обязательно! Это я считаю своим долгом. У меня, кстати, практически готов видеокурс по работе с берестой, осталось смонтировать и озвучить. Всем этим полностью занимаюсь я сам. Ведь сохранение традиций и развитие народных художественных промыслов необходимо, ибо они являются неотъемлемой частью нашего национального, духовного наследия, частью нашей культуры.
Кулон «Кружевная сказка» Украшение 25.08.2015 3 | Браслет из бересты «Былина» Украшение 24.10.2014 6 | Ещё один тёпленький браслетик Украшение 12.08.2014 10 | С пылу с жару, браслетов пару. Украшение 04.08.2014 6 |
Два очелья из бересты (на ваш суд) Поделка, изделие 23.04.2014 4 | Бусины из бересты (крутим, вертим,… Мастер-класс, Украшение 07.04.2014 30 | Комплект «Принцесса на горошине… Поделка, изделие 09.03.2014 7 | Колье «Подсолнухи» Поделка, изделие 23.01.2014 4 |
Колье «Жозефина» (ещё горячее) Украшение 16.01.2014 3 | Рябая береста (обещанный МК) Мастер-класс, Материалы и инструменты 10.01.2014 89 | Декоративные пуговицы из бересты (ещё… Поделка, изделие 28.12.2013 12 | Поочерёдность заполнения орнаментом. Украшение 29.11.2013 15 |
За окном зима, в душе весна (две работы… Украшение 28.11.2013 5 | Моя любимая «Рябинка» Поделка, изделие 25.08.2013 6 | Браслет (торцевая часть) Мастер-класс 22.08.2013 23 | Колье «Июньская рапсодия» и… Поделка, изделие 30.05.2013 7 |
Комплект «Сказы Бажова» Поделка, изделие 26.04.2013 4 | Браслет «Хозяйка Медной горы» Поделка, изделие 24.04.2013 4 | Очелье «Любава» Поделка, изделие 08.04.2013 8 | Ещё один браслетик Поделка, изделие 01.04.2013 7 |
Браслет «Весна-красна» Поделка, изделие 30.03.2013 7 | Молот Тора Поделка, изделие 28.03.2013 1 | Кулон «Прекрасная незнакомка» Поделка, изделие 25.03.2013 4 | Вот такая брошечка получилась Поделка, изделие 08.03.2013 5 |
Работы мастера бересты Кутрынина Александра
Вставка в кулоне
Яйцо пасхальное из бересты
Из бабушкиного сундучка
Кулон «Астры»
Кулон «Астры» макросъёмка
Кулон «Сердечко на память»
Колье «Полянка»
Колье «Полянка» макросъёмка
Колье «Витражное»
Колье «Витражное» макросъёмка
Кулон «Якорёк»
Кулон «Пелагея»
Кулон «Пелагея» макросъёмка
Кулон «Принцесса на горошине»
Кулон «Принцесса на горошине» макросъёмка
Кулон «Русь»
Колье «Срез агата»
Кулон «Рябинка»
Колье «Царевна»
Колье «Царевна» макросъёмка
Кулон «Земля Санникова»
Колье «Русское поле»
Колье «Парад планет»
Колье «Парад планет» макросъёмка
Колье «Машенька»
Из раннего. Кулон «Фонарики»
Из раннего. Колье «Жозефина» Узлы завязаны из бересты, скрученной особым образом.
Была и такая работа. «Разбитое сердце» называлась.
Здесь у «Полянки» цвета сочнее.
Бижутерия из бересты Кутрынина Александра — береста — Природные материалы — Каталог статей — УМЕЛЫЕ РУЧКИ
Вставка в кулоне
Яйцо пасхальное из бересты
Из бабушкиного сундучка
Кулон «Астры»
Кулон «Астры» макросъёмка
Кулон «Сердечко на память»
Колье «Полянка»
Колье «Полянка» макросъёмка
Колье «Витражное»
Колье «Витражное» макросъёмка
Кулон «Якорёк»
Кулон «Пелагея»
Кулон «Пелагея» макросъёмка
Кулон «Принцесса на горошине»
Кулон «Принцесса на горошине» макросъёмка
Кулон «Русь»
Колье «Срез агата»
Кулон «Рябинка»
Колье «Царевна»
Колье «Царевна» макросъёмка
Кулон «Земля Санникова»
Колье «Русское поле»
Колье «Парад планет»
Колье «Парад планет» макросъёмка
Колье «Машенька»
Из раннего. Кулон «Фонарики»
Из раннего. Колье «Жозефина» Узлы завязаны из бересты, скрученной особым образом.
Была и такая работа. «Разбитое сердце» называлась.
Здесь у «Полянки» цвета сочнее.
Этот герб делал на заказ. По такому принципу можно сделать любое панно или картину любой сложности.
А ещё есть такая картина, называется «В потоке». Полгода работы ушло.
Из раннего. Ещё одно пасхальное яйцо. Внутри пусто.
Вот серьги, только что из-под рук мастера, как горячие пирожки. Фото не совсем удачное.
Мастер-класс
В своё время, а было это давно, в
пору становления нашего ремесла, когда мы ещё только набирались опыта и
совершали массу ошибок, я ломал себе ту часть тела, которой едят, над
тем как бы сделать из этого не особо послушного материала как береста,
цепочки. Это были бессонные ночи, когда в голове идёт
непрестанная работа, когда из многих пазлов складывается наконец-то
картинка. И всё было придумано. Если Вам где-либо встретятся подобные
берестяные цепочки,знайте, что их создание и технология
изготовления родились в тыквенно-чердачном агрегате Вашего покорного
слуги. Все картинки взяты из видео курса, рандомно, так что, уж
простите, может быть, не в полной мере раскрывают все нюансы этого
действа. Материал очень большой и в этом МК даны только основные моменты.
Будет ещё вторая часть, так что не расслабляемся. Итак, начнём с Божьей помощью… А конечный результат будет выглядеть
примерно так… После второй, естественно, части.
1. Берём пласт бересты,
предварительно проверив его на слоистоть.
Где-нибудь с краешка потеребим (жаль это нельзя передать в статичной
фотографии, только видео) бересту и посмотрим, на сколько слоёв она делится.
Чем больше, тем лучше. После чего бересту режем на полосы, шириной от 5 до 10
сантиметров. Всё зависит от площади Ваших ладоней, то есть бересту, какого
размера Вам удастся прокатать между ладонями.
2. Теперь прикладываем к бересте линейку и отмеряем 6 сантиметров по длине полосы. Почему именно шесть, спросите Вы. Отвечаю :»Так сложилось исторически в результате неоднократных проб и ошибок». ТО, к чему я пришёл, это — шесть сантиметров. Есть желание, экспериментируйте. Хотя велосипед давно изобретён.
3. Можно было бы пропустить, но если уж разжёвывать, так до конца. Режем бересту на листики.
4. Очищаем бересту от лишнего хлама, то есть от верхнего бело-грязного слоя. Старайтесь снять только тонкую плёнку (неудачно). Тогда слой.
5. Теперь все напряглись и сосредоточились, весьма ответственный момент, что посеете, то впоследствии и пожнёте. Слоим бересту на тонкие листочки. Микрометром замерять, естественно не будем, Глаз — вот главный измерительный инструмент, как у меня говорил товарищ, «профсанала». Толщина листиков — примерно толщина бумаги для печати на принтере. Вот такой показатель и ориентир. Для этой операции нам потребуется острый ноготок большого пальца правой руки (с левшами сложнее). Так вот этим самым орудием мы и поддеваем этот самый оптимальный размер. Не плачьте, много бересты канет бесследно в Лету, пока научитесь, но как говорится : «Чтобы правильно слоить, нужно силы приложить» (экспромт)
О, счастье, всё получилось.
6. Но и это не самое интересное. Нагреваем воду в какой-либо ёмкости до кипятка (осторожно, берегите нежные рученьки). И один за одним кидаем в этот кипяток нашу наслоёную бересту. Лучше пользоваться пинцетом. Впрочем, кому как. Я уже в кипяток просто пальцами лазаю, и ничего. И должна эта береста в кипятке скрутиться-свернуться, чего мы собственно от неё и хотели.
7. Теперь берём стержень диаметром 3 мм из нержавеющей стали. Не пугайтесь, это всего навсего нержавеющий электрод «тройка». Теребите своих мужичков, они то знают, и пущай Вам весь этот диковинный «струмент» из-под земли достанут. Предвижу вопрос, почему именно нержавеющий. Отвечаю. Потому что при взаимодействии простого железного стержня с водой начинается моментальная коррозия, незаметная для глаза, но береста в силу этих обстоятельств, получается грязной. То есть соединения, образующиеся в процессе коррозии вступают в реакцию с берестой, приводя её в ненадлежащее для данного случая, состояние. Хотя на этом свойстве бересты, основан один из принципов тонирования её, мною изобретенных. Но об этом позже и в своё время.
8. Прокатываем получившуюся берестяную трубку между ладонями, уплотняя. (до чего ж неудобен короткий стержень надо поменять на длинный)
9. Теперь снимает трубку со стержня, зажав её между второй и третьей фалангами пальцев правой руки (с левшами сложнее), с тем чтобы трубка не помялась. Заметили, у меня на конце стержня кольцо. Это для того, чтобы стержень из трубки выкручивать, помогая снимать. То есть рукой держим трубку, а стержень выкручиваем. Стержень при закрутке трубки, должен быть влажным, а то замучаетесь потом снимать. Руку держим так…
Либо так… Как кому удобнее.
10. Ну это в том случае, когда трубка сама в кипятке уплотнилась хорошо, а если нет воспользуемся армированными (чтобы не рвались) нитками, дабы зафиксировать трубку в надлежащем положении для последующего высыхания.
11. Вот и зафиксировали…
12. И вот у нас с Вами получились вот такие трубки из бересты.
13. Сушим их в тёплам месте дня 3-4. На батарее обогрева, скажем. Или на котле, как я. После чего пробуем на готовность. Сжимаем в пальцах. О, крепкая… Готова значит. А (досадно), мнётся… Посохни-ка ещё денёк, голубушка. И начинаем нарезку на кольца. Лезвие оптимально «Спутник» по качеству и по цене (не реклама). Будьте осторожны, можно порезаться. Ширина, или как кому удобнее, толщина кольца 1,5-2 мм. Берём подложку, у меня из склеенной бересты, и на ней режем, сначала на весу, чтобы лезвие меньше тупилось. А потом на плоскости. Режем пяточкой. Движение от себя. Затупилась пяточка, перевернули лезвие и опять режем. Четыре пяточки у лезвия, это Вам для общего развития. Опять же- экономия. При нарезке трубка должна быть ориентирована так; наружный конец направлен от Вас, чтобы при нарезке не задирался. (Сложно, однако, объяснить на словах. Эх, где моё видео…)
14. Вот немного покрупнее. А пяточка, это как раз то место у лезвия, которое на данном фото находится на трубке.
15. Теперь начинаем вкручивать одно звено в другое. Задираем кончик, пропускаем под него второе звено и первое начинаем накручивать на второе, до полного воссоединения и взаимопонимания. (в сотый раз пожалел, что не видео…)
16. Эти звенья являются базовыми для всех последующих соединений. но об этом несколько позднее. Вот такая цепочка в результате немудрящих манипуляций, получилась.
В завершении хотелось бы добавить, что рассчитать длину будущей цепочки Вы можете умножив длину Ваших трубок на полтора. Всех Вам благ. Успехов.
А что касается трудоёмкости, это понятие относительное. Вот к примеру,
Наташа моя, когда только начинали, за час могла не более 10 сантиметров
накрутить, а сейчас все 70. Вся трудоёмкость минимизируется опытом.
Могу добавить, что поначалу, пытался пользоваться и ножницами и всякими
мудрёными ножичками для решения этих задач. Как бы не были остры, всё
равно мнут трубку. Так методом проб и ошибок, пришёл к выводу, что лучше
лезвия в этом деле не сыскать
Украшение из бересты с
натуральным камнем «Колесо фортуны»
http://stranamasterov.ru/node/250726