КВ-150 — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2015; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 марта 2015; проверки требуют 22 правки. У этого термина существуют и другие значения, см. Т-150. Для этого термина существует аббревиатура «КВ», которая имеет и другие значения: см. КВ.КВ-150 | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Классификация | тяжёлый танк | ||||||||||||||||||||||||
Боевая масса, т | 50.21/51 | ||||||||||||||||||||||||
Компоновочная схема | классическая | ||||||||||||||||||||||||
Экипаж, чел. | 5 | ||||||||||||||||||||||||
Разработчик | СКБ-2 | ||||||||||||||||||||||||
Производитель | Кировский завод | ||||||||||||||||||||||||
Годы разработки | 1940 | ||||||||||||||||||||||||
Годы производства | Серийно не выпускался | ||||||||||||||||||||||||
Годы эксплуатации | Единственный экземпляр был передан войскам в 1941 | ||||||||||||||||||||||||
Количество выпущенных, шт. | 1 | ||||||||||||||||||||||||
Основные операторы | |||||||||||||||||||||||||
Длина корпуса, мм | 6850 | ||||||||||||||||||||||||
Ширина, мм | 3360 | ||||||||||||||||||||||||
Высота, мм | 3010 | ||||||||||||||||||||||||
Клиренс, мм | 450 | ||||||||||||||||||||||||
Тип брони | стальная катаная гомогенная | ||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса, мм/град. | 150 | ||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 90 | ||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (середина), мм/град. | 50 | ||||||||||||||||||||||||
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 70 | ||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса, мм/град. | 60 | ||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (верх), мм/град. | 60 | ||||||||||||||||||||||||
Борт корпуса (низ), мм/град. | 55 | ||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса, мм/град. | 75 | ||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (верх), мм/град. | 90 | ||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (середина), мм/град. | 105 | ||||||||||||||||||||||||
Корма корпуса (низ), мм/град. | 50 | ||||||||||||||||||||||||
Днище, мм | 20 | ||||||||||||||||||||||||
Крыша корпуса, мм | 40 | ||||||||||||||||||||||||
Лоб башни, мм/град. | 90 | ||||||||||||||||||||||||
Маска орудия, мм/град. | 90 | ||||||||||||||||||||||||
Щиток орудия, мм/град. | 110 | ||||||||||||||||||||||||
Борт башни, мм/град. | 105 | ||||||||||||||||||||||||
Корма башни, мм/град. | 90 | ||||||||||||||||||||||||
Крыша башни, мм | 75 | ||||||||||||||||||||||||
Тип пушки | 76,2-мм пушка Ф-34 | ||||||||||||||||||||||||
Боекомплект пушки | 111 | ||||||||||||||||||||||||
Прицелы | перископический ПТ-9, телескопический ТОД-9, командирская панорама ПТ-К | ||||||||||||||||||||||||
Пулемёты | 3×7,62-мм пулемета ДТ (курсовой, спаренный с пушкой и кормовой) | ||||||||||||||||||||||||
Тип двигателя |
| ||||||||||||||||||||||||
Мощность двигателя, л. с. | 700 л.с. | ||||||||||||||||||||||||
Скорость по шоссе, км/ч | 36 км/ч | ||||||||||||||||||||||||
Запас хода по шоссе, км | 200 | ||||||||||||||||||||||||
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,82 | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый подъём, град. | 35 | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемая стенка, м | 1,2 | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый ров, м | 2,5 | ||||||||||||||||||||||||
Преодолеваемый брод, м | 1,6 |
Т-150 (иногда именуется как КВ-150 или Объект 150) — советский экспериментальный тяжёлый танк семейства «КВ». Является модификацией серийного танка КВ-1. Разрабатывался в 1940—1941 годах инженерами СКБ-2 Кировского завода под руководством Ж. Я. Котина, ведущим инженером машины был назначен Л. Н. Переверзев.
Летом 1940 года по итогам Зимней войны и сравнительных испытаний было решено закрыть работы по темам тяжёлых танков СМК и Т-100, и сконцентрироваться на развитии и модернизации танка КВ-1, запущенного в серийное производство. 17 июня 1940 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление № 1288-495сс, в котором Кировскому заводу указывалось создать на базе танка КВ два танка с бронёй 90-мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой с 85-мм пушкой), два танка с бронёй 100-мм (один с 76-мм пушкой Ф-32, другой с 85-мм пушкой) и одну самоходную установку с 152-мм пушкой БР-2.
Разрабатываемый танк с бронёй 90-мм на Кировском заводе обозначался как «Т-150», «КВ-150», или «Объект 150». Ведущим инженером машины был назначен Л. Н. Переверзев. Корпуса предполагалось изготовить на Ижорском заводе, первый планировалось передать на Кировский в конце октября, а второй — в ноябре. В установленный срок 5 ноября первый танк был сдан. С 15 января по 14 февраля 1941 года проходил полигонные испытания, всего пройдя 199 км.
В марте 1941 года руководство Красной Армии получило от разведки информацию о том, что в Германии разработаны танки с мощным бронированием, уже поступающие на вооружение Вермахта. Было решено принять ответные меры. 15 марта 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приказал Кировскому заводу начать выпуск танка Т-150 с серийным названием КВ-3 и несколько изменёнными характеристиками (76-мм пушка Ф-34, двигатель В-5 мощностью 700 л. с.). Тем не менее, уже 7 апреля 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняло постановление № 827-345сс. В нём определялись новые параметры для танка КВ-3, под которые был создан новый проект объект 223, отличавшийся от КВ-1 длиной корпуса, башней и рядом других агрегатов.
Однако на фронте предпочли использовать накладные 25-мм бронеплиты, усиливавшие броню до 105 мм; часть танков укомплектовывались 95-мм литой башней; эти модификации выглядели в сумме предпочтительнее наладки выпуска нового танка. Во многом это стало причиной того, что в серию он так и не пошёл. Ещё одной послужил перегрев двигателя, что осложняло эксплуатацию танка при положительных температурах. Также важно добавить, что запуск в производство новых двигателей был бы слишком трудоёмким процессом в условиях военного времени.
Планировавшийся танк, вооружённый 85-мм пушкой Ф-30 и аналогичный Т-150 по бронированию, получил название Объект 221, но так и не был реализован в металле.
В июне 1941 года на Челябинском тракторном заводе также было предложено начать выпуск танка КВ-1 с броней 90 мм и серийным названием КВ-6. Данный танк имел заводское обозначение КВ-222, или объект 222, и представлял собой некую вариацию на тему Т-150. Как и Т-150, машина должна была оснащаться двигателем В-2, форсированный до 700 л.с. и 76-мм танковую пушку образца 1940 года (Ф-34). Башня же была несколько изменена и имела другую командирскую башенку с круговым обзором. В качестве дополнительного оборудования на левой полке мог крепиться 15-литровый огнемёт.[1][2]
КВ-150 отличался от базовой модели (КВ-1) усиленным бронированием, командирской башенкой с тремя устройствами наблюдения (перископический прицел ПТ-9, телескопический — ТОД-9, командирская панорама ПТ-К), измененными кронштейнами ходовой части, двигателем В-5 (форсированный В-2), мощностью 700 л.с. Следствием этого стало возрастание массы танка до 50 тонн.
Единственный КВ-150 убыл на фронт в 123-танковую бригаду 11 октября 1941. Согласно архивным данным ЦАМО РФ 18 мая 1943 года был исключён из списка 31-го отдельного Гвардейского танкового полка как безвозвратные боевые потери[3]. Однако, в июле 1943 года танк был закреплён за экипажем в составе этого же полка[4][5].
Т-150 в сувенирной и игровой индустрии[править | править код]
В MMO-игре World of Tanks можно увидеть танк Т-150 в качестве тяжёлого танка 6-го уровня. В отличие от реального танка возможна установка ромбовидной башни КВ-220 и орудия ЗИС-6. Также существует в игре World of Tanks blitz, но уже не доступен в дереве прокачки.
- ↑ КВ-6 как несостоявшийся индекс
- ↑ Чертёж КВ-6
- ↑ ЦАМО РФ, фонд 3722, опись 95355, дело № 1, стр. 88
- ↑ ЦАМО РФ, фонд 3722, опись 95355, дело № 1, стр. 115
- ↑ ЦАМО РФ, фонд 3722, опись 95355, дело № 1, стр. 115
- «Танкомастер» № 6, 2000;
- Janusz Magnuski «Ciezki Czolg KW», 1997;
- Павлов И. В. Павлов М. В. «Советские танки и САУ 1939—1945», Москва 1996;
- М. Свирин «Арт. вооружение советских танков 1940—1945» Армада-Вертикаль № 4, 1999;
- В. Гагин «Тяжёлый танк прорыва Клим Ворошилов», Полиграф, 1996
Т-150: обзор, характеристики, сравнение параметров
17 июля 1940 года было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) о создании новых тяжёлых танков. К 5 ноября Кировским заводом был построен опытный образец Т-150. В ходе испытаний было выявлено большое количество недостатков в двигателе и трансмиссии машины. После устранения выявленных недостатков танк планировали запустить в серийное производство в июне 1941 года под индексом КВ-3, однако данные о разработке в Германии 45-тонного тяжёлого танка привели к прекращению работ над этой моделью.
Нация СССР СССР
Уровень Уровень VI
Тип Тяжёлый танк Тяжёлый танк
Проекты домов до 150 кв.м с террасой
Проекты домов и коттеджей до 150 кв.м. из газобетонных, керамических блоков и кирпича. Все проекты оптимально рассчитаны для проживания семьи численностью до 5 человек. Проекты домов от 100 до 150 кв.м. одноэтажные с мансардным этажом и двухэтажные разработаны с учетом строительства на компактных земельных участках. Имеют простую удобную планировку, обычно включают в себя: 3-4 спальни, кухню, гостиную и 2 с/у.
Дом в бруснике (Г) — 100,76 кв.м.
Дом в солодках 4 — 102,08 кв.м
Дом в винограде (Г) — 105.16 кв.м.
Дом в антоновке — 105,4 кв.м
Дом в неринах — 106,99 кв.м.
Дом в адонисах — 108,87 кв.м
Дом Миниатюрка (Н) 113,39 кв.м
В рододендронах (Н) 115,87 кв.м
Дом в акебиях 3 — 117,9 кв.м
Дом в клюкве — 118,81 кв.м
Дом в портулаках — 121,1 кв.м
Дом в каттлеях — 123.3. кв.м
Дом на пригорке 3 — 123,4 кв.м.
Дом в винограде 4 — 123,8 кв.м
Дом под белой акацией 124,2 кв.м
И о слониках. Танки Т-150, Кв-220, КВ-3.
Вопрос о разработке танков с более мощным, чем у КВ, бронированием и вооружением обсуждался уже летом 1940 года, когда еще толком не было налажено производство самих КВ. 17 июня 1940 года Совет народных комиссаров СССР и Центральный комитет ВКП(б) приняли постановление № 1288–495 сс в котором, в частности, говорилось: «К 1 ноября 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 90 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан с Ижорского завода в конце октября, изготовление танка намечено закончить к 5 ноября. Второй корпус будет изготовлен в ноябре.К 1 декабря 1940 года Кировскому заводу изготовить два танка КВ с броней 100 мм: один с пушкой 76 мм Ф-32, другой с пушкой 85 мм. Один корпус будет подан в конце октября, второй в ноябре».
Однако работы затянулись — 5 ноября заводом был сдан один КВ с броней 90 мм и пушкой Ф-32 (в документах именуется «танк Т-150»), а 5 декабря — один КВ со 100 мм броней и 85 мм орудием (по документам значится как «Т-220», «КВ-220» или «объект 220»).
Т-150 был построен на агрегатах серийного КВ и отличался от него только увеличенной толщиной брони корпуса (вместо 75 мм — 90 мм). Так как утолщение броневых листов производилось наружу, то все внутренние габариты машины были сохранены. Кроме того, на Т-150 стояли измененные кронштейны ходовой части и командирская башенка с перископом и четырьмя смотровыми приборами. В связи с возросшей массой танка, достигшей 50 тонн, на нем установили форсированный до 700 л. с. двигатель В-2.
Деревянная модель танка Т-150 в натуральную величину. Кировский завод, декабрь 1940 года.
С 15 января по 14 февраля 1941 года машина проходила полигонные испытания (пройдено 199 км), выявившие ряд существенных недостатков в работе двигателя. Так, при движении по шоссе на 3-й и 4-й передачах при температуре наружного воздуха минус 9–12 градусов, масло в двигателе сильно перегревалось. По этой причине танк был снят с испытаний, а Кировский завод и завод № 75 в Харькове получили задание улучшить систему охлаждения и снизить перепад температуры масла, проходящего через двигатель.
Танк Т-150 снятый с разных ракурсов перед полигонными испытаниями в январе 1941 года. Внешне он отличается от серийного КВ-1 очень слабо. Самый четкий отличительный признак — командирская башенка.
КВ-220 внешне сильно отличался от других КВ большей длиной корпуса, увеличенной на один опорный каток ходовой частью и новой башней с 85-мм орудием Ф-30. Орудие было специально спроектировано для вооружения этого танка в КБ завода № 92 под руководством Грабина и осенью 1940 года успешно прошло испытания в танке Т-28.
85-мм пушка Ф-30 в башне танка Т-28 на испытаниях возкой. Коллаж из отчета ГАУ, 1939 г.
Из-за сильно возросшей массы танка, достигшей 62 тонн, на нем установили двигатель В-5 мощностью 700 л. с. 30 января 1941 года КВ-220 поступил на испытания, прекратившиеся уже на следующий день из-за поломки двигателя. К тому же выяснилось, что орудия Ф-30 неуравновешено и вести из него прицельную стрельбу невозможно.
Танк КВ-220 перед началом полигонных испытаний. Январь 1941 года.
Танк КВ-220 в Ленинграде, февраль 1941 года.
Современный чертеж внешнего облика танка КВ-220
Но уже в марте 1941 года появляется еще одна машина — тяжелый танк прорыва КВ-3. Рождением своим КВ-3 (причем что самое интересное индекс КВ-3 уже присваивался танку Т-150, из-за чего возникает некая путаница) был обязан двум факторам: желанием военных заменить не очень надежный, перетяжеленный штурмовой танк КВ-2 и слухам о разработке в Германии тяжелых танков неуязвимых для советской противотанковой и танковой артиллерии.
В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) № 548-232сс от 15 марта 1941 года предписывалось создать тяжелый танк с бронированием лобовой части корпуса и башни 115-120-мм. Башня планировали выполнить штампованной с углами наклона не менее 30 градусов и приспособленную под установку 107-мм пушки. Более конкретные требования были сформулированы в постановлении № 827-345сс, в котором определялись новые параметры танка КВ-3 и ставилась задача на проектирование сверхтяжелых танков КВ-4 и КВ-5:
«О танке КВ-3.
1. Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 548-232сс от 15 марта 1941 года приказываю:
а) установить броню КВ-3: лоб 115–120 мм, башни 115 мм;
б) вооружить КВ-3 107-мм пушкой ЗИС-6 с начальной скоростью снаряда 800 м/с.
2. Башни КВ-3 изготавливать штампованными с углами наклона не менее 30 градусов под установку 107-мм пушки ЗИС-6, для чего директору Кировского завода т.Зальцману:
а) к 15 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом изготовить и подать Ижорскому заводу чертежи на измененную башню и корпус КВ-3;
б) к 25 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом предъявить на утверждение НКО СССР макет башни КВ-3.
3. Кировскому заводу установить план по изготовлению в 1941 году 500 штук танков КВ-3 со 107-мм пушками ЗИС-6.
4. Директору Кировского завода т.Зальцману принять к сведению и руководству что:
а) Ижорский завод обязан к 20 мая 1941 года подать на Кировском заводе первую штампованную башню и корпус танка КВ-3 с полной механической обработкой и бронировкой артсистемы. В дальнейшем Ижорский завод обязан обеспечить изготовление и обработку этих башен и корпусов по графику выпуска танков КВ-3, утвержденному Правительством;
б) Народный комиссариат вооружения (тов. Ванников), завод № 92 (тов. Елян) и главный конструктор завода № 92 (тов. Грабин) вместе с Кировским заводом обязаны разработать чертежи установки 107-мм пушки ЗИС-6 в башне КВ-3 и к 30 мая 1941 года предъявить в НКО СССР для утверждения;
в) завод № 92 обязан к 25 мая 1941 года подать на Кировский завод 107-мм пушку ЗИС-6 с установочными деталями, установить в башне КВ-3 и вместе с Кировским заводом отработать бронировку системы;
г) завод № 92 НКВ обязан обеспечить подачу Кировскому заводу 107-мм пушек ЗИС-6 на программу 1941 года в следующие сроки:
июль — 45
август — 80
сентябрь — 110
октябрь — 110
ноябрь — 110
и до 15 декабря — 65.»
По танку КВ-3 первыми выполнили задание артиллеристы. Дело в том, что КБ завода № 92 под руководством В. Грабина еще осенью 1940 года разработало проект 107-мм танковой пушки Ф-42, созданной на базе 95-мм танкового орудия Ф-39 (последнее успешно прошло испытания в башне танка Т-28 летом 1940 года).
К началу 1941 года по решению Наркомата Обороны СССР 107-мм орудие было изготовлено, успешно прошло заводские испытания на полевом лафете, а в марте 1941 года и в башне танка КВ-2. После получения задания на проектирование 107-мм танковой пушки ЗИС-6 с увеличенной баллистикой, КБ Грабина, используя уже имевшийся задел по пушке Ф-42, уже в мае изготовили новое орудие и успешно испытали его в башне танка КВ-2. До середины июня 1941 года пушка ЗИС-6 проходила заводские испытания, после чего была отправлена на Артиллерийский научно-испытательный полигон под Ленинградом.
Испытания 107-мм орудия ЗИС-6 (для танка КВ-3) в башне танка КВ-2. Горький, май 1941 года.
Любопытная деталь: в своих мемуарах «Оружие Победы» В. Грабин пишет о 600 изготовленных пушках ЗИС-6, которые из-за отсутствия нужных танков осенью 1941 года пошли в переплавку. Однако тут главный конструктор завода № 92 явно лукавит: в отчете о работе своего завода за 1941 год, кстати, подписанного В. Грабиным в феврале 1942 года, сказано, что «в июле — августе 1941 года было изготовлено пять серийных орудий ЗИС-6, после чего их производство было прекращено из-за неготовности тяжелого танка».
В отличие от «артиллеристов», «танкисты» сильно опаздывали с разработкой нового тяжелого танка. Поэтому для ускорения работ по испытанию новых узлов и агрегатов танка КВ-3 решили использовать КВ-220 (тем более, что конструктивно они во многом были похожи). 20 апреля 1941 года на КВ-220 наконец-то установили новый двигатель и танк, догруженный до 70 т — расчетной массы КВ-3, — вышел на испытания.
Деревянная модель танка КВ-3 в натуральную величину. Май 1941 года.
К концу мая 1941 года КВ-220 догруженный прошел 1330 километров. В докладе заводских испытателей отмечалось, что у танка «плохо переключаются передачи, гнутся оси опорных катков и балансиры, скручиваются торсионы подвески, мощности двигателя для 70-тонного танка не хватает». 20 мая КВ-220 встал на ремонт, в ходе которого машина получила дизельный двигатель с наддувом В-2СН мощностью 850 л. с. С 30 мая танк снова вышел на испытания, и к 22 июня 1941 года общий километраж машины составил 1985 км.
Что же касается непосредственно КВ-3, то к 22 июня 1941 года было изготовлено шасси с двигателем, но из-за проблем, возникших с изготовлением штампованной башни, работа затянулась.
Шасси танка КВ-3 с макетом башни и орудия ЗИС-6. 1941 год
Современный чертеж внешнего облика танка КВ-3
После начала войны все работы над танками Т-150, КВ-220 и КВ-3 были свернуты. ЛКЗ занимался наращиванием выпуска КВ-1, стало не до перспективных разработок. Из документов военной приемки ЛКЗ известно, что танки Т-150, КВ-220-1 (так именовался в документах военной приемки танк КВ-220) и КВ-220-2 (так именовался в документах военной приемки недостроенный танк КВ-3) никуда не эвакуировались и все время находились на Кировском заводе. В начале октября 1941 года, когда производство танков КВ в Ленинграде было практически полностью прекращено, опытные машины решили передать в войска. Все они прошли необходимый ремонт, причем на КВ-3 и КВ-220 установили башни от серийных КВ-1 (на КВ-3 башни не было вовсе, а на КВ-220 орудие окончательно было сломано еще в начале лета). Согласно документам военпредов, «танк Т-150, опытный, убыл 11 октября 1941 года в 123-ю танковую бригаду, танк КВ-220-1 заводской № М-220-1, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 5 октября 1941 года, танк КВ-220-2 заводской № М-220-2, опытный, убыл в 124-ю танковую бригаду 16 октября 1941 года. Все танки вооружены 76-мм пушками Ф-32».
Причем КВ-220 (либо это КВ-3, их шасси было практически идентичным) с башней от КВ-1 случайно попал в кадр кинохроники. Вот он: висит на тросах
Сведения о дальнейшей судьбе этих машин крайне скудны. Так, Д. И. Осадчий, командир роты 124-й танковой бригады рассказал Максиму Коломийцу следующее (цитируется дословно): «Осенью 1941 года наша бригада получила на пополнение несколько танков КВ, один из которых назывался «За Родину». Он был изготовлен в единственном экземпляре на Кировском заводе. Он обладал теми же возможностями, что и танк КВ, но имел усиленную броневую защиту, вес более 100 т и более мощный двигатель с турбиной. При движении на высших передачах двигатель свистел и этот свист был очень похож на свист пикирующих «юнкерсов». Первое время после получения танка при его движении в бригаде даже подавали сигнал «Воздух!». Танк поступил в мою роту и сначала хотели назначить его командиром меня, но потом его командиром стал мой заместитель, опытный танкист лейтенант Яхонин. Танк считался практически неуязвимым для артиллерии противника и предназначался для штурма укрепленных позиций.
В декабре 1941 года (точной даты я не помню) наша бригада получила задачу прорвать оборону немцев на участке Усть-Тосно — железнодорожный мост, форсировать р. Тосна и во взаимодействии с частями 43-й стрелковой дивизией развить наступление на Мгу. В первом эшелоне атаковал 2-й танковый батальон под командованием майора Пайкина, танковый взвод 1-го батальона и танк «За Родину» моей роты. В данном бою танк получил задачу захватить железнодорожный мост через р. Тосна и удержать плацдарм для подхода основных сил. Бой развернулся на открытой местности. Промерзший верхний слой торфяника с трудом выдерживал танк. Когда он подошел вплотную к мосту, то был встречен огнем немецких тяжелых орудий и с ним пропала радиосвязь. Я находился в это время на КП батальона. Когда с танком «За Родину» прервалась связь, я попытался пробраться к месту боя вдоль железнодорожной насыпи. Когда мне удалось подползти к танку, я увидел, что с него сбита башня, а весь экипаж погиб».
Таким образом, или КВ-220 или КВ-3, точно неизвестно, был подбит. Других сведений о судьбе этих машин нет.
Тяжёлый танк КВ-220 (или КВ-3) с башней от КВ-1 с надписью «За Родину». 124-я танковая бригада, декабрь 1941 года. Современная реконструкция
Источники
М.Коломиец «История танка КВ. Часть I». (Фронтовая иллюстрация №5, 2001 г.)
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
М.Коломиец, В.Мальгинов «Советские супертанки». (Бронеколлекция №1, 2002 г.)
М.Свирин «Самоходки Сталина Сталина. История советской САУ 1918-45 гг.» Изд.»Яуза», «Эксмо». 2008 г.
М. Коломиец «КВ. «КЛИМ ВОРОШИЛОВ» — ТАНК ПРОРЫВА» Изд.»Яуза», «Эксмо». 2006 г.
М. Свирин «Броневой щит Сталина. История советского танка, 1937-1943»
Проекты домов и коттеджей до 150 кв м
Проекты домов до 150 кв м – типовые и индивидуальные
Создавая план относительно небольшого дома, проектировщик обязан не просто уложиться в предполагаемый бюджет, но и предложить максимально функциональный вариант. Для выполнения этой интересной, но довольно сложной задачи существуют два выхода: типовой и индивидуальный проекты.
Типовые проекты домов до 150 кв м воплощают собой эргономичное жизненное пространство и отлично подходят для массовой жилой застройки. Этот экономичный план подразумевает рационализацию расходов за счет бюджетных стройматериалов и простых объемно-пространственных решений. Типовой проект рассчитан на усредненные климатические показатели и рельеф.
Индивидуальный проект позволяет дать волю фантазии как заказчика, так и архитектора. План дома, разработанный по конкретному заказу, позволяет найти идеальный баланс между качеством и ценой, необходимостью и эстетикой. Недостатками такого решения могут стать повышение стоимости проекта и его длительную реализацию.
Оба варианта проектов домов до 150 кв м в Краснодаре позволяют использовать дополнительные конструктивные элементы, способные расширить функциональность здания и улучшить его внешний вид. К примеру, дом можно украсить балконом или верандой. Разнообразить досуг поможет обустроенная плоская крыша для создания зоны отдыха с патио или цветником.
Проекты домов до 150 кв м для всей семьи
Компактные, но, в тоже время дающие волю фантазии дизайнеров интерьеров, проекты домов до 150 кв м признаны универсальными в своем классе. Они одинаково годятся как для небольших дачных домов, так и для добротного загородного коттеджа, комфортного для семьи из 4-6 человек. Базируясь на принципе «необходимо и достаточно», они, тем не менее, обладают эстетичным внешним видом и продуманной планировкой.
В большинстве из них предусмотрено не меньше двух спален, вместительные кухни и гостиные. Характерная планировка представлена этажным разделением на зону отдыха (сна) и хозяйственно-бытовой блок. Так, на первом этаже размещают кухню со столовой, гостиную, а также котельную и кладовые, а на втором – спальни хозяев дома и детскую. Вполне возможно и уместно сделать цокольный этаж, обустроить собственный гараж или мастерскую. Наиболее комфортные проекты домов до 150 кв м располагают собственным гаражом, террасой и несколькими санузлами.
Что касается выбора этажности дома, то здесь возможны три варианта: одноэтажная и двухэтажная постройка, а также здания с мансардой. Все варианты имеют своим преимущества и недостатки, поэтому при выборе проекта необходимо ориентироваться на собственные финансовые возможности и потребности.
При этом продуманные проекты домов до 150 кв м всегда учитывают соответствие цены и качества, удобное местонахождение, ландшафт, рациональную планировку и выигрышное расположение дома на участке.
А ты знал? Про cоветский T-150 и с чем его едят в World of Tanks?
Если вы искали длинный подробный гайд с разжевыванием всех характеристик, куда ехать, что делать — Сори, Вы не по адресу.
Здесь будет рассказ про мою первую любовь в «Мире канистр». Будучи ещё красным дауном, которого хлебом не корми дай поврываться, танчик мне так зашел, что я на нём задержался на 1000 партий . Ох, это ведро по мне! Первый в игре танк явно профиля «танк-прорыва».
В заголовке статьи присутствует «и с чем его едят». За 1000 боёв я пришел к выводу, что едят его исключительно:
Т-150+=Братья навек!
Я вообще любитель доппайка и постоянно убеждаюсь, что этот расходник даёт слишком большую, прямо читерскую прибавку. Про целый ряд танков я могу сказать «вот ТанкN с шоколадкой заходит отлично». Но ни один из танков на котором я играл не нуждался в 10% прибавке настолько.
Я очень люблю, знаете, ли ковыряться в ТТХ танка, пытаясь разобраться по цифрам как же правильно играть на том или ином танке — как использовать сильные/слабые стороны. Но в случае с Т-150 это не помогло в полной мере, цифры говорят конечно о том, что доппаёк лечит кривую пушку аки подорожник, но на практике выходило так:
- Играем с доп.паем. Вертухи летят на ура. На коротких дистанциях <100 метров начинаешься стабильно стрелять с полусводки, а в контанктном бою — только вертухи, только хардкор! Догфайты наше всё.
- Снимаем доппаёк, так как на складе их 20-30 осталось, а следующая акция на расходники чёрт знает когда ещё. И тут начинается самое интересное. Промахи-промахи-промахи. Такое впечатление, что точность становится как у КВ-2. Боль-страдания-гроб-кладбище-копчёный стул.
Спустя года 2, я до сих пор помню свою 982-ую по счёту партию на линии зигфрида, после которой я продал танк. «Доппайки кончились — Ок, нестрашно, поиграем и так. Имба же!»
В итоге, за ~10-12 выстрелов с полусводки почти в упор(ну вы понимаете на каких расстояниях на линии зигфрида идёт перестрелка) — 0 уровна. Все снаряды: промахи/катки без урона/рикошеты.
По ощущениям, я пришел к выводу, что на т-150 экипаж это какие-то VIP-жопы реальные, генеральские, мать их, сыночки. Только забрал у них ништяки, наводчик сразу «Ооой всё!! Так возможно разве воевать? Объявляю забастовку!».
Тут была определённая доля и моего невезения в таких ситуациях и я конечно сам виноват, что не сводился полностью, привык к тому как играется танк на пайке. Но всё же за тысячу партий я чередовал часто игру с пайком и автопитушителем, просто потому что:
В борта то поджигают на счёт раз.
И казалось бы — окей не подставляй борта и всё! Но на этом танке это выходит так себе по нескольким причинам:
- Модель бронирования как бы намекает, что лбом мы не танкует особо, зато имеем совершенно имбовые для 6го уровня борта — 90 мм!!
По итогу танкование это постоянные танцы под пулями, доворачиваем нонстоп вправо влево, не давая противнику выбрать удобный угол и вынуждая стрелять в довёрнутый корпус. С такими финтами мы, конечно не застрахованы от пробитий в тот же борт. Особенно когда вываливаемся на несколько противников, что в случае с Т-150 — это часто даже не глупость, а необходимость как для танка прорыва. - Когда т-150 встаёт в хорошую позицию и танкует от угла, ромбует как надо его очень сложно пробить. Как показывает практика, это очень часто приводит просто к тому, что танки более-менее подвижные забивают на эту безнадёжную затею и врываются на тебя в попытке закрутить. Ну и тут борта уже не спрячешь, когда на тебя упарываются и пилят в упор.
Шанс пожара не такой ужасный — 15%.Но ветка в целом такая, что как правило, более-менее опытные игроки, на появляение т-150/КВ-3/КВ-4, реагируют примерно так: «Аеее, зажигалочка!» Ну и в целом, очень не стесняются стрелять по бакам. Короче говоря:
«Хилимся, живём!»
[divider pre_color=»black» type=»solid» width=»100%» height=»2px» hex_color=»»]
Окей! Со всякой субъективщиной разобрались, а что же у нас по цифрам всё-таки?
Во первых, сразу посмотри на Т-150 в режиме «нормальный» и с «вип-экипажем» (различия исключительно в боевом братстве и доппайке):
Рассмотрим ТТХ
Т-150, экипаж 105% | T-150, экипаж 120% | |
Сведение | 2.90 | 2.72 |
Точность | 0.42 | 0.40 |
Расброс от движения | 0.23 | 0.21 |
Расброс от поворота танка | 0.23 | 0.22 |
Расброс от поворота башни | 0.18 | 0.16 |
Разница очевидная и значительная. Совокупность сведения-точности-стабилизации очень сильно решает. Хотя, стоит сказать, что когда я после ~20 партий на пайке, снимал его, мне казалось, что я не потерял часть стабилизации-точности, а что я проклят трижды и мне нужно срочно в церковать грехи замаливать, ибо мастер вертух у меня прекращал попадать в упор.
И тут те кто читал мою прошлую статью про стерлядь 74 могли бы подумать:
«Автор, ты что ебан@т? Тут же налицо теорема Эсксобара в действии! По сравнению с той же стрв у которой 0.13;0.13;0.08 что с пайком, что без него — полная херня выходит!»
Но нет, это всё-таки коэфициент и он определяет фактически насколько разлетится прицел по формуле, которая учитывает коэфициент помноженый на скорость (это если упростить сильно). То есть зависит прямо от скорости движения/поворота/поворота башни. А т-150 — это вам не кромвель, на нём 70 км/ч по встречке не разгонишься, поэтому с такими кофами разброса ему живётся нормально.
Вся эта телега Выше выглядит так будто я тут агитирую Вас донатить в танки на прем аккаунт итд, чтоб гонять на прем. расходниках. Отписка, продался. Но, доп.пай всё-таки стоит 10 000 по акциям, которые бывают не так редко и внимание:
Это лучший фармер из непремиумных танков.
Да. Это так, хотите верьте, хотите нет, но фармит он так будто у него что-то с доходом подкручено чутка. В умении фармить из регулярных танков с ним посоревнуется только Тигр1 и то, с двумя оговорками.
Во-первых, фармить он будет лучше с прем.аккаунтом, во-вторых, играть на нём не в пример сложнее и не многие осилили его потенциал, судя по тому как легчайше мне на нём дались три отметки. А т-150, если раскошелится на паёк подарит даже «красному игроку» массу удовольствия.
А теперь посмотрим подробно на ТТХ:
Ну Вы и сами всё видите:
С пробитией, бронёй, нормальной динамикой — что Вам ещё надо?
Напрягает разве что скорость назад 11 всего. На танке очень часто приходится упираться лбом в угол и танковать бортом откатываясь назад, подставляя имбовый борт под углом.
Если статью вдруг читают новички и прикидывают — Т150 или КВ85, тут можно сказать точно 2 вещи. Ветка развития после КВ85 идёт 100% приятнее чем после Т150, где на 7 и 8 просто помойные вёдра. Но сам КВ-85 это такой страдалец, что хоть у него и ДПМ есть и динамика, они никак не спасают его из-за ультравсратых углов вертикальной наводки. Кв-85 это — «на сердце боль, взгляд смотрим в небо..»
Стиль игры на Т-150 можно досаточно ёмко описать двумя словами:
НЕРЕАЛЬНЫЙ БЫК.
Если Вы не кустодрочер, не любитель стоять на ПТ на красной линии, а яростный берсерк, которому в игре постоянно хочется — ВРЫВАТЬСЯ, РАСЧЛЕНЯТЪ, УБИВАТЪ! Праведная ярость кипит в вашей крови — Т-150 Ваш выбор, берите не ошибётесь. Попервах Вы будете страдать, огребать, пока не научитесь как следует на нём танковать, что не совсем просто. Нужно быть в движении всё время, крутится.
Лучший гайд по Т-150 — это фильм «Адреналин» в котором по сюжету, если я не путаю, Стетхем должен был постоянно быть в движении чтобы не поклеить ласты. Так и на этом корыте
Движение = жизнь!
Но когда Вы освоите особое дедовское кун-фу этого танка в каждой партии Ваш план на каждую партию будет выглядеть примерно так:
- R+R+R.
- «ВСЕМ С*САТЬ + ЛЕЖАТЬ, РАБОТАЕТ ДЕДСНАЗ!»
По экипажу тут всё и так понятно, но добавлю на всякий случай:
К слову, у Т-150 очень хорошая, как для тяжа маскировка, так что не брезгуйте камуфляжем. Он сейчас стоит всего 750 за бой.
Ну и подытожим:
Этот танк сплошные плюсы, поэтому назовём только 2 основных:
- Читерские борта 90 мм.
- Лучший профильный танк прорыва вплоть до 7го уровня. (На 8ом уже новый король агрессии — ИС-3).
Ну и минусы, куда ж без них:
- Не танкует, пока стоит. Бронирование (в частности дырявая, здоровая ком.башенка) вынуждает попотеть чтоб хорошо потанковать.
- Плохо играется без экипажа/доп.пайка.
- Сильно страдает в стоке. А чтоб выкачать танк в ТОП, нужна нереальная куча опыта: 36300
Главный минус, понятное дело, последний. Так что покупку явно рекомендовать не могу, на свой страх и риск.
Удачи в нагибе! И да прибудет с Вами ярость!
Каким бы мог стать основной тяжёлый танк СССР КВ-150М
Выбор редакцииСодержание:
Краткая история КВ-150
Как известно, тяжёлый танк КВ-150 (он же Т-150), был, далеко, не бумажным проектом. Танк, не только был построен в единичном экземпляре и прошёл испытания. Ему даже довелось поучаствовать в боях, в 1941 году, в составе 123-й танковой бригады.
Так выглядел КВ-150 зимой 1941 года
Не смотря, на некоторые недостатки, выявленные в ходе испытаний. А конкретно, у машины перегревался движок, её даже хотели запустить в производство. Однако, блокада Ленинграда, хаос эвакуации, не дал это сделать и история машины одним опытным танком так и ограничилась.
Так должен был выглядеть КВ-150 со 107 мм пушкой ЗиС-6
вернуться к меню ↑Альтернатива – КВ-150 идёт в серию
Предположим, что в неком параллельном мире события пошли несколько иначе. То ли в КБ Адерса или Порше работал наш агент, то ли ещё каким то образом, наша разведка получило данные о характеристиках будущих Тигров и Пантер. Но наше руководство приняло решение продолжить работы по теме более тяжёлых танков КВ.
У советских конструкторов были наработки по КВ-3, были бумажные проекты КВ-4 и КВ-5, однако было принято решение дорабатывать наиболее испытанный танк КВ-150.
Было возобновлено производство 107 мм пушки ЗиС-6. Уже с нею было налажено производство башни, разработанной ещё перед войной для КВ-150. Но главные изменения коснулись корпуса машины. Оценив эффективность наклонной брони на Т-34, советское руководство поручило конструкторам сделать таковую и для нового советского тяжёлого танка. Тем более что кроме улучшения защитный свойств такой корпус ещё и упрощал производство, так как две бронедетали теперь заменялись на одну. Кроме этого теперь курсовой пулемёт было принято решение заменить на спаренный. Это то же увеличило устойчивость машины в лобовой проекции.
В таком виде машина и начала выпускаться в начале лета 1942 года.
КВ-150 1942 года выпуска
После начала выпуска работы над машиной не закончились. По итогам войсковой эксплуатации конструкторы танка получали много нареканий, которые они старались устранить. Одной из главной и самой тяжело устранимой проблемой, была теснота в боевом отделении. Другой проблемой было отсутствие рациональных углов наклона башни, что иногда приводило к её пробитию, особенно с бортов.
вернуться к меню ↑Первая модификация КВ-150М
С этой целью была разработана новая коническая башня, которая и стала устанавливаться на танк с началом 1943 года. После этой модернизации машина получила название КВ-150М.
КВ-150М с конической башней.
И на этом история машины не закончилась. В 1944 году на неё установили новую 122 мм пушку Д-25Т (в РИ она стояла на танках ИС-2) и в таком виде машина закончила войну в Берлине. К сожалению изображений этих танков до нас история не донесла.
PS. Эта машина является плодом фантазии японского 3D моделиста ВК 114. Модели взяты у него из Твиттера. А вся история машины выдумана мною от начала и до конца.
Источник — https://twitter.com/114_baka/status/1165502059417755648