Карман лакомник технология 4 класс – Лакомник — один из красивейших элементов русского костюма. Лакомник — по-другому — карман, сумочка. Сейчас все чаще и чаще можно увидеть таки…

Комнаты
alexxlab

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков

Лакомник — один из красивейших элементов русского костюма. Лакомник — по-другому — карман, сумочка.
Сейчас все чаще и чаще можно увидеть такие сумочки в народном стиле на девочках и на девушках, и на больших:) девочках тоже. На самом деле — очень удобно, когда самые необходимые вещи всегда с тобой. И очень красиво!

Давайте попробуем сшить такой лакомник.

Я люблю лоскутки. Поэтому предлагаю воспользоваться ими. Лоскутков много и я стараюсь распределять их по основным цветам. Для этого проекта выбираю — красную, синюю, зеленую и рыже-коричневую гамму.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 1

Кроме того, нам необходимо подобрать ткань для внутренней стороны, вискозную салфетку (салфетка для уборки) или что -то иное — синтепон, например.
Выберем несколько цветов молний — так, на всякий случай, когда закончим лоскутную сборку — определимся с цветом. Остальное как обычно: нитки-иголки-ножницы-булавки, если есть — нож, линейка и коврик для пэчворка.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 2

Приступим.

Шаг 1.

«Лоскутная часть».

Вырезать из ткани, выбранной для внутренней стороны, квадраты — 2 штуки, размер произвольный, я выбрала 25-25см. Вы можете сделать больше или меньше, или другой формы — прямоугольник или трапеция.

Из вискозы (или синтепона) вырезать квадраты на 2-3 см больше предыдущих. Это для того, чтобы швы не «начинать» и не «заканчивать» у самого края. Выложить две заготовки: двухслойник — ткань плюс вискоза.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 3

Сколоть булавками со строны вискозы, работать будем с этой стороны.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 4

Выбираем лоскуток для середины нашей композиции и простегиваем его в произвольной форме — параллельными линиями, например.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 5

Выбираем следующий лоскуток.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 6

Укладываем его лицом к лицу на предыдущий и прокладываем строчку отступив от края 4-5 мм.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 7

После этого разворачиваем второй лоскуток и стегаем его — в произвольном направлении — можно тоже параллельные линии, но перпендикулярно предыдущему лоскутку, как вариант. Таким образом закрываются все срезы предыдущего лоскутка.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 8

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 9

Последовательно мы выкладываем лоскутки — рядами или по периметру. Совершенно в любой последовательности, создавая всякий раз уникальный узор..

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 10

Вот посмотрите, вариант другой стежки:

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 11

ВАЖНО — при шитье нитку можно не обрезать, а плавно переходить от одного лоскутика к другому. Но иногда можно зайти в «тупик» и приходится переходить на другое место, поэтому в начале и в конце необходимо выводить нижнюю нить наверх. Это позволит получить «чистую» изнанку. С изнаночной стороны будет повторяться стежка. А те нити, который выводим наверх, просто прячем под очередной лоскуток, при разворачивании и прошивании.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 12

Кроме того, лоскутки я не подгоняю по размеру, и поэтому места стыковки могут быть не очень удобными. Для того, чтобы решить этот вопрос — при необходимости мы можем с одной стороны подвернуть очередной лоскуток и первым швом так и пришить. При развороте его — подгиб должен перекрыть нижележащий лоскуток.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 13

Вот такой получился винегрет:

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 14

А это другой вариант (это совсем другая моя работа) — техника исполнения та же, а расположение лоскутков напоминает Крейзи.

Показываю просто для примера, можно и такой лакомник сделать.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 15

Перый шаг закончили. У нас получилось два полотна:

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 16

это изнанка:

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 17

Обрезаем лишнее, формируя прямые углы и размер 24-24 см, по 1 см » убежало».

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 18

ШАГ 2

«Сборка».

Выбираем лицевую часть, определяем верх-низ. И, отступив от линии верха 4 см, делаем разрез. В этот разрез нам предстоит вшить молнию.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 19

По результатам лоскутной сборки — на мой взгляд, хорошо ложится по цвету малиновая молния. К ней я выбираю ткань для отделки тоже в малиновых тонах.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 20

ДЛЯ ОТДЕЛКИ — вырезать из ткани ленты. Для молнии

2шт — ширина ленты 3 см; длина — 24см.

Для обработки края — периметр лакомника — длина ленты, ширина — 4см.

Для обработки срезов молнии ленты ширина 3см, длина 6см.=2шт.


Начинаем с обработки молнии. Я выкроила ленты для молний длиннее, с тем, чтобы хватило и на срезы.

Я делаю так: оборачиваю лентой молнию, изнаночной стороной сверху (предварительно измерив необходимую длину молнии) и прошиваю попрек, отступив 4-5 мм от края. Лишнюю молнию и ленту обрезаю. Ленту выворачиваю на лицевую сторону.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 21

Таким образом обрабатываю обе стороны.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 22

Пришиваем молнию.

Для этого укладываю молнию и нижнюю часть лакомника- ИЗНАНОЧНЫМИ сторонами друг к другу.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 23

фиксирую булавками:

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 24

НА МОЛНИЮ укладываю ленту — ЛИЦЕВОЙ стороной к молнии.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 25

Прокладываю строчку с помощью специальной лапки:

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 26

Теперь необходимо ленту подвернуть под шов и заутюжить

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 27

По краю подворота проложить строчку.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 28

Повторить для второй части молнии:

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 29

Вот так это выглядит с лицевой стороны:

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 30

Это изнаночная:

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 31

Для крепления лакомника к поясу (или для отдельного ремня) необходимо пришить петли. Для петель я взяла репсовую ленту, длиной 10 см — 2 шт.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 32

Формируем петли и фиксируем их, булавками, к задней части лакомника. Расстояние по 5 см слева и справа от краев.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 33

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 34

Теперь обе части лакомника складываем изнаночными сторонами друг к другу. Укрепляем булавками. Проверяем размер. Закругляем нижние углы.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 35

Осталось обработать край.

Ленту (4см) складываем вдоль, изнаночной стороной внутрь и срезом к линии среза лакомника . Прошиваем по всему периметру. Не стану на этом подробно останавливаться, думаю, что этот способ многим знаком. Скажу только, что после того как я пришиваю ленту(бейку) — прокладываю еще одну строчку рядом, ближе к краю — для прочности.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 36

Бейкой оборачиваю срез и вручную подшиваю.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 37

Петли фиксирую коротким швом —просто сверху по бейке.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 38

Все!

Готово!

Вид лицевой стороны.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 39

Вид задней стороны.

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков, фото № 40

Благодарю за внимание!

Шьем лакомник в русском стиле из лоскутков (МК)

Лакомник — один из красивейших элементов русского костюма. Лакомник — по-другому — карман, сумочка.
Сейчас все чаще и чаще можно увидеть такие сумочки в народном стиле на девочках и на девушках, и на больших:) девочках тоже. На самом деле — очень удобно, когда самые необходимые вещи всегда с тобой. И очень красиво! 

Давайте попробуем сшить такой лакомник.

Я люблю лоскутки. Поэтому предлагаю воспользоваться ими. Лоскутков много и я стараюсь распределять их по основным цветам. Для этого проекта выбираю — красную, синюю, зеленую и рыже-коричневую гамму.

Кроме того, нам необходимо подобрать ткань для внутренней стороны, вискозную салфетку (салфетка для уборки) или что -то иное — синтепон, например.
Выберем несколько цветов молний — так, на всякий случай, когда закончим лоскутную сборку — определимся с цветом. Остальное как обычно: нитки-иголки-ножницы-булавки, если есть — нож, линейка и коврик для пэчворка.

Приступим.

Шаг 1.

«Лоскутная часть».

Вырезать из ткани, выбранной для внутренней стороны, квадраты — 2 штуки, размер произвольный, я выбрала 25-25см. Вы можете сделать больше или меньше, или другой формы — прямоугольник или трапеция.

Из вискозы (или синтепона) вырезать квадраты на 2-3 см больше предыдущих. Это для того, чтобы швы не «начинать» и не «заканчивать» у самого края. Выложить две заготовки: двухслойник — ткань плюс вискоза.

Сколоть булавками со строны вискозы, работать будем с этой стороны.

Выбираем лоскуток для середины нашей композиции и простегиваем его в произвольной форме — параллельными линиями, например.

Выбираем следующий лоскуток. 

Укладываем его лицом к лицу на предыдущий и прокладываем строчку отступив от края 4-5 мм.

После этого разворачиваем второй лоскуток и стегаем его — в произвольном направлении — можно тоже параллельные линии, но перпендикулярно предыдущему лоскутку, как вариант. Таким образом закрываются все срезы предыдущего лоскутка.

Последовательно мы выкладываем  лоскутки —  рядами или по периметру. Совершенно в любой последовательности, создавая всякий раз уникальный узор..

Вот посмотрите, вариант другой стежки:

ВАЖНО — при шитье нитку можно не обрезать, а плавно переходить от одного лоскутика к другому. Но иногда можно зайти в «тупик» и приходится переходить на другое место, поэтому в начале и в конце необходимо выводить нижнюю нить наверх. Это позволит получить «чистую» изнанку. С изнаночной стороны будет повторяться стежка. А те нити, который выводим наверх, просто прячем под очередной лоскуток, при разворачивании и прошивании.

Кроме того, лоскутки я не подгоняю по размеру, и поэтому места стыковки могут быть не очень удобными. Для того, чтобы решить этот вопрос — при необходимости мы можем с одной стороны подвернуть очередной лоскуток и первым швом так и пришить. При развороте его — подгиб должен перекрыть нижележащий лоскуток. 

Вот такой получился винегрет: 

А это другой вариант (это совсем другая моя работа) — техника исполнения та же, а расположение лоскутков напоминает Крейзи.

Показываю просто для примера, можно и такой лакомник сделать.

Перый шаг закончили. У нас получилось два полотна: 

это изнанка:

Обрезаем лишнее, формируя прямые углы и размер  24-24 см, по 1 см » убежало».

 ШАГ 2

«Сборка».

Выбираем лицевую часть, определяем верх-низ. И, отступив от линии верха 4 см,  делаем разрез. В этот разрез нам предстоит вшить молнию.

По результатам лоскутной сборки — на мой взгляд, хорошо ложится по цвету малиновая молния. К ней я выбираю ткань для отделки тоже в малиновых тонах.

ДЛЯ ОТДЕЛКИ — вырезать из ткани ленты. Для молнии 2шт — ширина ленты 3 см; длина — 24см. 

Для обработки края — периметр лакомника — длина ленты, ширина — 4см.

Для обработки срезов молнии ленты ширина 3см, длина 6см.=2шт.


Начинаем с обработки молнии. Я выкроила ленты для молний длиннее, с тем, чтобы хватило и на срезы.

Я делаю так: оборачиваю лентой молнию, изнаночной стороной сверху (предварительно измерив необходимую длину молнии) и прошиваю попрек, отступив 4-5 мм от края. Лишнюю молнию и ленту обрезаю. Ленту выворачиваю на лицевую сторону.

Таким образом обрабатываю обе стороны.

Пришиваем молнию.

Для этого укладываю молнию и нижнюю часть лакомника- ИЗНАНОЧНЫМИ сторонами друг к другу.

фиксирую булавками:

НА МОЛНИЮ укладываю ленту — ЛИЦЕВОЙ стороной к молнии.

Прокладываю строчку с помощью специальной лапки:

Теперь необходимо ленту подвернуть под шов и заутюжить

По краю подворота проложить строчку.

Повторить для второй части молнии:

Вот так это выглядит с лицевой стороны:

Это изнаночная:

Для крепления лакомника к поясу (или для отдельного ремня) необходимо пришить петли. Для петель я взяла репсовую ленту, длиной 10 см — 2 шт.

Формируем петли и фиксируем их, булавками, к задней части лакомника. Расстояние по 5 см слева и справа от краев.

Теперь обе части лакомника складываем изнаночными сторонами друг к другу. Укрепляем булавками. Проверяем размер. Закругляем нижние углы.

Осталось обработать край. 

Ленту (4см) складываем вдоль, изнаночной стороной внутрь и срезом к линии среза лакомника . Прошиваем по всему периметру. Не стану на этом подробно останавливаться, думаю, что этот способ многим знаком. Скажу только, что после того как я пришиваю ленту(бейку) — прокладываю еще одну строчку  рядом, ближе к краю — для прочности.

Бейкой оборачиваю срез и вручную подшиваю.

Петли фиксирую коротким швом —просто сверху по бейке.

Все! 

Готово!

Вид лицевой стороны.

Вид задней стороны.

Благодарю за внимание!

А носят лакомник так

Проект. Лоскутная техника. » Изготовление кармана

Введение

Мал лоскуток, а нужен! Нужен тем, кто умеет превращать цветные кусочки ткани в необычные мозаичные картины, изысканные по цвету стеганые одеяла и другие сказочные по красоте изделия, достойные показа на всемирных выставках. Занятие это для терпеливых, усидчивых, аккуратных и не ленивых и, пожалуй, еще бережливых! Поэтому цель и задача данного проекта показать, что искусство отличный способ наполнить свою жизнь смыслом. Я выбрала технологию, которая направлена на создание безотходного производства. После пошива швейного изделия остается много обрезков тканей. Из них можно выполнить в технике лоскутного шитья много изделий для оформления интерьера и аксессуаров для современного костюма. Работа в этой технике имеет много положительных моментов: возможность познакомиться с основами декоративно-прикладного искусства, приобщиться к народному творчеству, возможность самовыразиться. Привлекает в этой работе относительная дешевизна используемых материалов и для будущей хозяйки хорошая подготовка к семейной жизни: учиться быть бережливой и практичной. А так же работа в лоскутной технике помогает расширить познания в дальнейшем выборе профессии.

Любой вид творчества – это процесс, который не застывает на месте, а развивается, совершенствуется, обогащается опытом и знаниями многих поколений мастеров. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях датированных XI в. Ткань – материал недолговечный, поэтому место и время возникновения лоскутной техники весьма условны. Причиной появления лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Шитье из лоскутков – искусство, имеющее многовековую историю и богатое традициями. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создание мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». В среде специалистов по изготовлению изделий из лоскутов нет устоявшейся терминологии. В литературе по работе с текстильным лоскутом встречаются различные понятия, например «лоскутная техника», «лоскутное шитье», «лоскутная мозаики», «текстильная мозаика», «пэчворк», «квилт».

Лоскутное шитье – это способ соединения небольших по размеру разноцветных кусочков ткани путем сшивания их в одно целое. Лоскутное шитье известно многим народам мира с давних пор. Предполагают, что оно возникло в Англии, а затем с переселенцами прибыло в Америку, получив статус национального искусства.

В России лоскутное шитье зародилось в крестьянской среде ( лоскутные одеяла, дорожки, вышивка). Активно развивается с середины XIX в., когда широкое распространение получили хлопчатобумажные ткани фабричного производства. Постепенно в России формировались художественные принципы и приемы создания орнаментальных лоскутных композиций. Широко применялся лоскут в конце XIX – начале XX в. В народных костюмах. Среди же городского населения изделия из лоскутов считались признаком бедности. Лишь в 70-е гг. XX в., когда в моду вошел фольклорный стиль, вновь возник интерес к лоскутному шитью. Истоки творческого вдохновения у взрослого человека надо искать в детстве, поэтому изучать и вызывать интерес к данному виду искусства необходимо в современной школе. Изучение этого ремесла направлено на формирование у учащихся: знаний истории лоскутной техники, элементов цветоведения, основных способов лоскутного шитья как вида народных ремесел. Умений точно и качественно выполнять шаблоны и швы соединения деталей, раскраивать изделия из лоскутов, изготавливать прихватки, аксессуары для современной одежды. Также важно донести до учащихся, что вещь, сувенир или аксессуар для одежды выполненный своими руками будет являться неповторимым подарком для близких людей, а также может стать и первым в их жизни самостоятельным заработком. Искусство – это отличный способ наполнить свою жизнь смыслом!

Основная часть.

Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы для убранства кухни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти) , спальни (наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет и т.д.).

Почти все ткани пригодны для шитья из лоскутков, но хлопчатобумажные подходят больше других, потому что они хорошо стираются и сравнительно долговечны. Подойдут и тонкие, и плотные, и купонные ткани, даже хлопчатобумажный бархат, нужно только соединять ткани одинаковой плотности. Можно использовать сукно, полотно, шелк, атлас, люрекс, плотно связанное шерстяное полотно. Следует избегать тканей, которые быстро протираются или вытягиваются. Если все этапы изготовления изделия продуманы и материя подобрана по цветам, работа идет быстро и легко. Прежде всего все ткани надо выстирать, чтобы усадка сшитых лоскутков при стирке готового изделия была равномерной. Кромки нужно обрезать, так как они могут затягивать и морщить срез на котором расположены.

Техника лоскутной мозаики – это создание лоскутного изделия по определенной схеме. Схема, как правило представляет собой геометрический рисунок, состоящий из отдельных элементов. Прежде чем приступить к работе по имеющемуся замыслу, необходимо вычертить схему рисунка на миллиметровой бумаге или просто на бумаге в клетку, продумать цветовое решение и подобрать ткани.

Работа над созданием схемы, как правило, осуществляется по одному из двух направлений.

В первом случае используется принцип работы «от большей площади», т.е. схема будущего изделия продумывается целиком, начиная от композиционного центра и постепенно охватывая всю площадь.

Во втором случае построение схемы сводится к разбивке сюжета на отдельные фрагменты. При этом широко используется метод зеркальной симметрии. Один или группа фрагментов в той или иной последовательности повторяются на протяжении создания всей схемы.

Определив направление, по которому создается схема лоскутного изделия, необходимо выбрать технику или метод изготовления этого изделия.

Техника лоскутной мозаики включает в себя несколько ее видов. К ним относятся:

— шитье из полос

— шитье из квадратов

— шитье из прямоугольных треугольников

— техника «Русский квадрат»

— шитье из равносторонних треугольников

— шитье из многоугольников

— шитье на основу

— витражный способ шитья.

Более подробно хочу остановиться на одном виде из перечисленных выше техник лоскутного шитья – «Колодец» В этой технике выполнен образец «Кармана-лакомника».

Карман-лакомник в старину был замечательным дополнением к поясу и костюму. Такие карманы не только являлись украшением наряда, но и использовались как кошелек для денег, лакомств, мелких предметов. В Поволжье было принято, что бы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для одаривания ими родни жениха.

Но и сейчас такие кармашки станут замечательным аксессуаром для всяких сказочных мелочей! А лоскутная техника исполнения раскрасит жизнь в яркие ситцевые цвета.

Техника лоскутной мозаики «Колодец».

Схема сборки «Колодец» («Сруб», «Американский квадрат») широко известна и с успехом используется мастерицами лоскутной техники в их работах. Эта схема сборки была распространена в Европе и Америке еще в позапрошлом столетии. В ее основе лежит шитье из полос. Существует две разновидности сборки схемы «Колодец». Одну из них мы рассмотрим на примере «Кармана – лакомника».

Схема сборки «Колодец» первого вида наиболее популярна и чаще применяется в изделиях (по данной схеме изготовлен данный образец).

Для работы необходимо подготовить ткань в виде полос и квадратов. Начальным элементом сборки является квадрат (элемент 1), на котором делают цветовой акцент. Размер стороны квадрата превышает ширину полос первого яруса. Шитье начинается с квадрата, к одной из сторон которого притачивается полоса первого яруса. Длина полосы заранее не измеряется, а после притачивания полосы излишки ткани отрезаются. Квадратную заготовку (элемент 1) и полоску (элемент 2) складывают лицевыми сторонами, выравнивают по краю и стачивают шириной шва 0,5-0,7 см. Шов разутюживают. Вторую полосу первого яруса (элемент3)притачивают к следующей стороне элемента 1, захватывая элемент 2, т.е. прокладывая машинную строчку перпендикулярно первому шву. Далее, двигаясь против часовой стрелки, к третьей стороне элемента 1, захватывая элемент 3, притачивают элемент 4. Завершающим элементом первого яруса является элемент 5, который притачивают к четвертой стороне элемента 1, захватывая элементы 2 и 4. Не меняя направления, продолжают наращивать первоначальный квадрат вторым ярусом полос. Элемент 6 притачивают к элементу 2, захватывая элементы 5 и 3. Элемент 7 притачивают к элементу3, захватывая элементы 6 и 4; элемент 8 притачивают к элементу 4, захватывая элементы 7 и 5 ; замыкающий элемент 9 притачивают к элементу 5, захватывая элементы 8 и 6.и т. д. Таким образом, не меняя направления, соединяют третий и последующие ярусы полос.

Сборка образца по схеме «Колодец»

hello_html_2ccb5da3.jpg

Цветовое решение «Колодца» может быть различным. Насыщенность цвета может изменяться от яруса к ярусу. Если изготовление образца начинается с элементов более светлых тонов и заканчивается элементами более темных цветовых тонов, то создается оптический эффект «горки». Если же в начале работы используются ткани темных цветовых тонов, а по мере приближения к краям применяются ткани более светлых тонов, то создается эффект «ямы». Одновременно используя в одном изделии фрагменты, выполненные с учетом предлагаемых цветовых решений, можно добиться объемного восприятия плоскостного изделия.

Следует помнить, что в любом изделии, выполняется ли оно в цвете или при его создании участвуют ахроматические цвета, должно присутствовать логическое завершение. В противном случае вид изделия способен вызвать нежелательные эмоциональные нагрузки.

Широко распространена схема «Колодец» с диагональной цветовой разбивкой. В этом случае схема условно делится диагонально на две части. Элементы, расположенные по одну сторону диагонали, изготовляются из тканей насыщенных цветовых тонов, а элементы, расположенные по другую сторону диагонали,- из тканей бледных оттенков. Таким образом,, элементы 2,3,6,7,10,11 имеют более яркую расцветку, а элементы 4,5,8,9,12,13 – менее насыщенную и более спокойную расцветку (см. рис.).

Схема сборки «Колодец» второго вида.

hello_html_m7b9d0917.jpgСхема сборки «Колодец» второго вида отличается от схемы сборки первого вида последовательностью соединения полос относительно первого элемента. В этой схеме центром работы также является квадрат .

Изготовление «Кармана-лакомника» в технике лоскутного шитья.

Схема сборки «Колодец» с диагональной цветовой разбивкой.

Необходимые материалы и инструменты для изготовления кармана:

  1. Разноцветные полоски хлопчатобумажной ткани шириной 2 см.;

  2. Однотонные полоски хлопчатобумажной ткани шириной 2 см.;

  3. Хлопчатобумажная ткань для подкладки кармана;

  4. Нитки хлопчатобумажные.

5 Ножницы

1hello_html_33798a1d.jpg2hello_html_454aed94.jpg3hello_html_m4f984232.jpg

4hello_html_m6cdb15a3.jpg 5hello_html_762b0083.jpg 6hello_html_m261a6dc5.jpg

7hello_html_5f3e7d99.jpg 8hello_html_736b24de.jpg

9hello_html_m452b950.jpg 10hello_html_m3da54e7e.jpg 11 hello_html_m4245783b.jpg

Заключение.

В обучении предметной деятельности декоративно-прикладного характера равно важны и процесс, и результат.

Чрезвычайно важен эмоциональный фон учебно-творческой деятельности. В понятии «творчество» заложено создание нового, того, что ранее не было известно. Декоративно-прикладные изделия призваны украшать жизнь человека, т. е. быть полезными и одновременно красивыми. Изучение традиций, особенностей русского народного и зарубежного лоскутного шитья приобщает детей к художественному творчеству, позволяет ощутить связь времен. Посещение выставок, музеев декоративно-прикладного искусства повышает общий культурный уровень, способствует эстетическому развитию.

Работа с красочными, многоцветными узорчатыми лоскутами позволяет ввести ребенка в мир цвета, раскрыть закономерности цветовых сочетаний, научить создавать своими руками оригинальные декоративно-прикладные изделия. Потому что легко и просто дать небольшим обрезкам тканей, кусочкам материала, всевозможным остаткам вторую жизнь, в которой они будут верно служить человеку, принесут радость и пользу, сделают его дом и быт более удобным и красивым. В целом работа в области художественной обработки текстильного лоскута сводится к тому, чтобы развить в человеке творческое начало, научить понимать и любить красоту. Лоскутное творчество воспитывает вкус, пробуждает фантазию, учит чувствовать и — что самое важное – создавать прекрасное, помогает ощущать себя мастером и творцом.

Список используемой литературы.

1.Грин М.Э. Шитье из лоскутков М. Просвещение. 1981г.

2.Нагель О.И. Художественное лоскутное шитье. М. Школьная Пресса 2004г.

3.Максимова М.В. Кузьмина М.А. Лоскутки М.ЭКСМО-Пресс 1998г.

4.Костикова И.Ю. Школа лоскутной техники. М. Культура и традиции.1998г

Использование мотивов Орловского списа при изготовлении кармана лакомника

Карман лакомник Материал подготовила учитель технологии МБОУ СОШ №7 г.Дубна Московской области Кораблёва О.Л.

Карман лакомник

Материал подготовила

учитель технологии

МБОУ СОШ №7

г.Дубна

Московской области

Кораблёва О.Л.

Карман -лакомник — это небольшая сумочка или карманчик,  который прикреплялся к поясу шнуром или подвешивался на петельках. В старых словарях слово “карман”  в XVIII–XIX веках означало любой мешок или торбу, прицепленную  к одежде снаружи.

Карман -лакомник

это небольшая сумочка или карманчик,

который прикреплялся к поясу шнуром или подвешивался на петельках.

В старых словарях слово “карман”

в XVIII–XIX веках означало любой мешок или торбу, прицепленную

к одежде снаружи.

Лакомник был неотъемлемой частью женского костюма конца XIX - начала XX в.в. В таких кармашках носили ключи, деньги, сладости, разные мелкие вещи. Помимо этого он служил украшением, так как шили лакомник из ярких тканей, красиво отделывали тесьмой, вышивкой, кружевом и бисером

Лакомник был неотъемлемой частью женского костюма

конца XIX — начала XX в.в.

В таких кармашках носили ключи, деньги, сладости, разные мелкие вещи. Помимо этого он служил украшением, так как шили лакомник из ярких тканей, красиво отделывали тесьмой, вышивкой, кружевом и бисером

Лакомники, в отличии от современных карманов, вшитых в одежду, были удобнее: если внутренняя часть кармашка пачкалась (а сладости в старые время редко заворачивались в обертки и поэтому это происходило очень часто), то лакомник снимали с пояса и стирали

Лакомники, в отличии от современных карманов, вшитых в одежду, были удобнее: если внутренняя часть кармашка пачкалась

(а сладости в старые время редко заворачивались в обертки и поэтому это происходило очень часто), то лакомник снимали с пояса и стирали

Все лакомники шились одинаково, из двух кусков ткани: снаружи из более декоративной, изнутри – из темного холста. Вверху на внутренней стороне мастерицы пришивали три поперечные полоски тесьмы, через которые и продевался пояс. Пояс с лакомником носился чуть выше женской талии

Все лакомники шились одинаково, из двух кусков ткани: снаружи из более декоративной, изнутри –

из темного холста.

Вверху на внутренней стороне мастерицы пришивали три поперечные полоски тесьмы, через которые и продевался пояс.

Пояс с лакомником носился чуть выше женской талии

Для невест существовал особый обычай: к своей свадьбе они шили и украшали сразу несколько лакомников. Такими лакомниками девушка одаривала женщин из родни жениха

Для невест существовал особый обычай: к своей свадьбе они шили и украшали сразу несколько лакомников. Такими лакомниками девушка одаривала женщин из родни жениха

Иногда лакомники служили еще и оберегами. В этом случае они украшались специальными защитными вышивками, в самом низу такого лакомника прятался личный оберег человека, к некоторым и вовсе привешивался заячий хвост или перо птицы на счастье и удачу

Иногда лакомники служили еще и оберегами. В этом случае они украшались специальными защитными вышивками,

в самом низу такого лакомника прятался личный оберег человека,

к некоторым и вовсе привешивался заячий хвост или перо птицы

на счастье и удачу

Лакомники существовали нескольких видов. Первые, для повседневной носки, шились из яркой, но крепкой и немаркой ткани, вторые носились вместе  с праздничной одеждой  и шились из красивой ткани - шелка, бархата или парчи. Праздничные лакомники украшались богатой вышивкой или бисером, лакомники состоятельных женщин и вовсе могли быть украшены дорогими кружевами и настоящими драгоценными камнями

Лакомники существовали нескольких видов. Первые, для повседневной носки, шились из яркой, но крепкой и немаркой ткани, вторые носились вместе

с праздничной одеждой

и шились из красивой ткани — шелка, бархата

или парчи. Праздничные лакомники украшались богатой вышивкой или бисером, лакомники состоятельных женщин и вовсе могли быть украшены дорогими кружевами и настоящими драгоценными камнями

Chatelaine bag - маленькая сумочка, кошелёк который носили на поясе или на цепочке во Франции богатые дамы. Франция, XVIII век.

Chatelaine bag — маленькая сумочка, кошелёк который

носили на поясе

или на цепочке

во Франции

богатые дамы.

Франция, XVIII век.

Мужская рубаха славян подпоясывалась и поддергивалась так,  чтобы получалось нечто вроде мешочка для ношения разных предметов. Использовалась и поясная сумочка “мешочек” для разной мелочи. Чтобы достать нужные предметы, необходимо было вытряхнуть все ее содержимое Пословицы и поговорки   “ У Варвары все в кармане” , “ Считать деньги в своем кармане”, “ Не надейся Роман на чужой карман”, “ Из чужого кармана платить легко”, “ Поля в галунах, а карманы в дырах”, “ Чего не досмотришь,  то карманом доложишь”, “ За словом в карман не лезет”, “ Ну как же, так и дожидайся!”, ” Держи карман шире”

Мужская рубаха славян подпоясывалась и поддергивалась так,  чтобы получалось нечто вроде мешочка для ношения разных предметов.

Использовалась и поясная сумочка “мешочек” для разной мелочи. Чтобы достать нужные предметы, необходимо было вытряхнуть все ее содержимое

Пословицы и поговорки

 

У Варвары все в кармане” ,

Считать деньги в своем кармане”,

Не надейся Роман на чужой карман”,

Из чужого кармана платить легко”,

Поля в галунах, а карманы в дырах”,

Чего не досмотришь,

то карманом доложишь”,

За словом в карман не лезет”,

Ну как же, так и дожидайся!”,

Держи карман шире”

Практическая работа: Изготовление кармана-лакомника,  декорированного вышивкой по мотивам орловского списа  Материалы и инструменты: Льняная ткань(рогожка), нитки «Мулине», портновский мел (мыло), иглы, ножницы; ткань подкладочная, клеевой флис; утюг 1. Для вышивки подбираем узор с крупными формами цветов, листьев и бутонов или создаём рисунок на ткани 2. Контур орнамента (цветов, листьев, стебельков) вышиваем стебельчатым швом

Практическая работа:

Изготовление кармана-лакомника,

декорированного вышивкой по мотивам орловского списа

Материалы

и инструменты:

  • Льняная ткань(рогожка),
  • нитки «Мулине»,
  • портновский мел (мыло),
  • иглы, ножницы;
  • ткань подкладочная, клеевой флис;
  • утюг

1. Для вышивки подбираем узор с крупными формами цветов, листьев и бутонов или создаём рисунок на ткани

2. Контур орнамента (цветов, листьев, стебельков) вышиваем стебельчатым швом

3. После того, как вышиты контуры фигур, все замкнутые области заполняем рушниковыми швами - двусторонними несложными счетными швами Существует более пятидесяти видов рушниковых швов. Большие плоскости элементов орнамента (цветов, листьев) заполняют рушниковыми швами: шахматкой, уголками, качалочками, а также разными их комбинациями. Шахматка  Уголки

3. После того, как вышиты контуры фигур, все замкнутые области заполняем рушниковыми швами — двусторонними несложными счетными швами

Существует более пятидесяти видов рушниковых швов. Большие плоскости элементов орнамента (цветов, листьев) заполняют рушниковыми швами: шахматкой, уголками, качалочками, а также разными их комбинациями.

Шахматка

Уголки

Зная рушниковые швы и используя несложные элементы двусторонней глади, можно придумать интересные комбинации для заполнения разнообразных элементов растительного орнамента Качалочки Кривульки       Двухсторонняя штаповка

Зная рушниковые швы и используя несложные элементы двусторонней глади, можно придумать интересные комбинации для заполнения разнообразных элементов растительного орнамента

Качалочки Кривульки

Двухсторонняя штаповка

4. Мелкие элементы орнамента (бутонов, листиков) выполняют ажурными рушниковыми швами : просом, крестиками, кривульками, двустороней штаповкой и разными их комбинации Просо     Крестики Мелкие декорирующие элементы выполняются после завершения основных крупных элементов вышивки и служат «оживками», заполняющими пустоты

4. Мелкие элементы орнамента (бутонов, листиков) выполняют

ажурными рушниковыми швами : просом, крестиками, кривульками, двустороней штаповкой и разными их комбинации

Просо

Крестики

Мелкие декорирующие элементы выполняются после завершения основных крупных элементов вышивки и служат «оживками», заполняющими пустоты

Готовая вышивка : лицевая и изнаночная стороны

Готовая вышивка : лицевая и изнаночная стороны

7. Производим технологическую обработку: подготовленную лицевую деталь кармана-лакомника соединяем с деталью кармана и окантовываем 5. Проутюживаем с изнаночной стороны на махровой ткани 6. Приутюживаем клеевой дублерин или флизелин

7. Производим технологическую обработку: подготовленную лицевую деталь кармана-лакомника соединяем с деталью кармана и окантовываем

5. Проутюживаем

с изнаночной стороны

на махровой ткани

6. Приутюживаем клеевой дублерин или флизелин

Традиции возвращаются

Традиции возвращаются

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Интернет-ресурсы:   1) Рушниковые швы - Рукоделие www.rukodelie.net/vyshivka-ukrainskaja/art014.htm; 2) Так называемый рушниковый шов. tradtextil.livejournal.com/102881.html; 3) Русский мудрый

Интернет-ресурсы:

1) Рушниковые швы — Рукоделие

www.rukodelie.net/vyshivka-ukrainskaja/art014.htm;

2) Так называемый рушниковый шов.

tradtextil.livejournal.com/102881.html;

3) Русский мудрый | Орловский спис

rusmudr.ru/post/orlovskij-spis?theme=rusmudr-2.0;

4) Н. Я. Рассохина Орловский спис — Культура и искусство Орловской области

www.art.oryol.ru/spis.htm;

5) Орловский спис — древние послания. — УРЦ Медведь

www.medved-centr.ru › Полезная информация › Творчество и ремёсла;

6) Орловский спис — ModnoeRukodelie.ru

modnoerukodelie.ru › … › Статьи › Статьи › история и традиции;

7) Орловский спис — вышивка оберег ( картинки)

vnitkah.ru/nitki/orlovskiy-spis.php.

8) Известные русские народные поговорки и пословицы о рукоделии, ремесле

paers.ru/…/russkie-narod-pogovorka-poslovica- rukodelie -remeslo-famo…;

9) Lib.ru : Журнал «Самиздат»

Леонид Латынин

ОСНОВНЫЕ СЮЖЕТЫ

РУССКОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА

прялка ~ вышивка ~ игрушка © Copyright Буквица-Ком ( leshev @ hotmail . com )

 

Методическая разработка по технологии на тему: Изготовление «Кармана-лакомника» в технике лоскутного шитья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по теме «Техника лоскутного шитья «Ляпочиха». Изготовление коврика.

В кабинете набирается очень много мелких, ненужных обрезков после раскроя изделий и для этой  техники  лоскутного шитья всё это подходит как нельзя лучше. Она приучает учащихся к экономике и…

урок технологии в 5 классе «Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья»

Урок технологии для девочек 5 класса  по теме «Технология изготовления изделий в технике лоскутного шитья» с презентацией…

Методическая разработка «Изготовление кармана-лакомника в технике лоскутного шитья»

Методическая разработка содержит технология изготовления кармана-лакомника с использованием техники «лоскутное шитье», необходимые схемы и материалы….

План-конспект занятия по теме «Техника лоскутного шитья «Ляпочиха». Изготовление коврика».

Разработка план – конспекта  занятия кружка « Лоскутная пластика»…

«Лоскутное шитьё. ТБ . П.Р.№ 16 «Изготовление изделия в технике лоскутного шитья»

Технологическая карта урока . 5 класс….

Технологическая карта поэтапного изготовления образца в современной технике лоскутного шитья «Осколки».

Технологическая карта поэтапного изготовления образца в современной технике лоскутного шитья «Осколки»….

Технологическая карта по изготовлению верха прихватки в технике лоскутного шитья (квадрат из треугольников), 5 класс

Технологическая карта по изготовлению верха прихватки (салфетки) в технике лоскутного шитья: «Квадрат из треугольников» с оцениванием собственной работы….

карман, гаман, лакомник | Журнал Ярмарки Мастеров

КАРМАН, ГАМАН, ЛАКОМНИК

Люди, впервые столкнувшиеся с народным костюмом, часто заявляют, что он неудобен. Ведь там нет КАРМАНОВ! А куда же убирать все необходимые мелочи, не в руках же носить?

Не будем удаляться в глубь истории, обратимся к этнографии.

Слово «карман» обозначало мешочек из кожи, ткани для хранения денег, различных мелких вещей, иногда табака.

Мужчины обычно имели карманы из кожи. Их затягивали на кожаный шнурок и носили на шее.

Женщины шили их из яркой ткани, шелка, тонкого сукна, парчи, ситца, сатина, иногда на подкладке. Его, как правило, носили на поясе или подшивали с внутренней стороны юбки. Праздничные карманы богато украшались (вышивкой цветным шелком, гарусом, аппликацией из ярких красивых кусочков ткани, бисером, лентами, цветными пуговками).

Такого рода карманы были распространены по всей России.

В Курской, Орловской, Калужской губерниях и станицах Дона бытовал термин «гаман», обозначавший то же, что и «карман».

Было еще одно замечательное название у таких карманов – «лакомник».

Лакомниками их называли потому, что в них девушки обычно складывали гостинцы, лакомства: пряник, яблоко, конфеты.

В Поволжье было принято, чтобы девушка к свадьбе готовила несколько вышитых карманов для одаривания ими родни жениха.

Карманы не всегда носили поверх сарафана или юбки, иногда их надевали под них.

В Суздальском хранилище есть сарафаны с прорезью для карманов, обработанной обтачкой. Сарафаны эти обычно темные или черные, то есть, скорее всего, старушечьи или так называемые «моленные», которые были распространены у старообрядцев в Вязниковском уезде еще с XVII века.

Лакомники имелись не только у славян, декоративные карманы встречаются также в костюме мордвы-эрзи заволжской группы рубежа XIX—XX веков.

карман, гаман, лакомник, фото № 1карман, гаман, лакомник, фото № 2

Литература:

1. Прокина Т.П., Сурина М.И. Мордовский народный костюм. — М: Мордовское книжное издательство, 1990.

2. Г. Федорова Г. Карман-лакомник. — , 1997.

3. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм // Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника. -М: Культура и традиции, 2003.

4. Шангина И.И., Соснина Н.Н. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. — СПб: Искусство-СПБ, 2006.

Технологическая карта выполнения вышивки для декорирования кармана – лакомника.

Технологическая карта.


«Изготовление кармана – лакомника в технике лоскутного шитья, декорированного вышивкой»

Автор — составитель: Фролова Марина Дмитриевна,

учитель технологии,
МОУ «СОШ № 15 с УИОП»

город Электросталь

2016

Технологическая карта выполнения вышивки для декорирования кармана – лакомника.

Иголка, нитки мулине, канва, ножницы, пяльца, схема вышивки № 1, схема вышивки

№ 2.

2.

Закрепить канву в пяльцах

hello_html_m5b4ae2c4.jpg

Канва, пяльца

3.

Закрепить нить на канве

hello_html_4f1af21b.jpg

Иголка, нитки мулине, канва, пяльца

4.

Сделать ряд (по схеме) справа налево шагом «вперед иголкой»

hello_html_7da06926.jpg

Иголка, нитки мулине, канва, пяльца, схема № 1.

5.

Подняться на ряд вверх и сделать ряд слева направо (по схеме)

hello_html_m3750f7e4.jpg

Иголка, нитки мулине, канва, пяльца, схема № 1.

6.

Продолжать вышивку рисунка по схеме

hello_html_69f7fb0d.jpghello_html_m7cc8955.jpg

Иголка, нитки мулине, канва, пяльца, схема № 1.

7.

Приступить к выполнению вышивки «Курица» по схеме № 2

hello_html_m31ec73b7.jpg

Иголка, нитки мулине, канва, пяльца, схема № 2.

8.

Выполнить вышивку контура курицы по часовой стрелке шагом «вперед иголка»

hello_html_m5474dcf8.jpghello_html_m59d10c6d.jpg

Иголка, нитки мулине, канва, пяльца, схема № 2.

9.

Заполнить контур курицы по схеме № 2

hello_html_6821a69b.jpg

Иголка, нитки мулине, канва, пяльца, схема № 2.

10.

Выполнить вышивку сверху курицы аналогично вышивке снизу курицы, по схеме № 1

hello_html_m19f7aff1.jpg

Иголка, нитки мулине, канва, пяльца, схема № 1.

11.

Завершить работу, закрыть контур рисунка в рамку, закрепить нить с изнаночной стороны узелком

hello_html_m73751744.jpg

Иголка, нитки мулине, канва, ножницы, пяльца, схема вышивки № 1, схема вышивки № 2.

Технологическая карта «Изготовление кармана – лакомника в технике лоскутного шитья, декорированного вышивкой»

№ операции

Содержание операции

Оборудование, инструменты, приспособления

Эскиз, фото

12.

Центр кармана – прямоугольник — вышивка «Птица», выполненная в традиционной технике «Набором», размер 8х9 см. На нее накладываем полоску ткани 4.0 х 13

Related Post