фото обзор распространенных способов переделки.
Так называемые «хрущевки» изначально должны были служить временным жильем для рабочих и их семей, переселенных из бараков. Но такие дома существуют до сих пор, а их жители и поныне пытаются бороться со всеми неудобствами своих квартир: неудобной планировкой жилых комнат, маленькой кухней, узенькими коридорами и т. д.
Хрущевка превращается…
Если вариант с визуальным увеличением пространства (как, например, здесь или в этом материале) Вас не устраивает и Вы решились на глобальную переделку квартиры, читайте далее.
Что категорически запрещено планировать в хрущевке
Прежде чем начать строить планы по поводу будущего обустройства хрущевки, необходимо запомнить несколько непреложных правил. Итак, при перепланировке квартиры в хрущевском доме нельзя:
- Сносить несущие стены и конструкции. Причем определить самостоятельно, где находятся главные опоры, может быть очень сложно, поэтому лучше обратиться к специалисту.
Даже маленькая кухня в хрущевке после перепланировки может быть просторной и стильной
- Газовые трубы и стояки должны иметь свободный доступ, их ни в коем случае нельзя закрывать или, тем более, заделывать в стену. Все операции, проводимые с газовыми трубами, должны выполнять профессионалы.
- Работы по перепланировке могут быть проведены только после консультации в соответствующих организациях. Самостоятельно принятые решения в этом случае будут стоить очень дорого.
- Нельзя демонтировать или переделывать систему вентиляции.
- После окончания перепланировки комнаты не должны иметь площадь менее 9 м2.
- Категорически запрещено оборудование санузла в другом помещении.
Оборудовать санузел при перепланировке в другом месте категорически запрещено. А вот объединять с ванной — нет.
- Нельзя делать комнаты без отопления и окон.
Для получения желаемого результата от перепланировки хрущевки, не стоит доверять ремонт неквалифицированным рабочим.
Выполнять все работы можно только после согласования в соответствующих органах и с помощью специалистов.
Что можно сделать с хрущевкой?
Прежде чем приступать к каким-либо работам, необходимо определиться с тем, что хотелось бы увидеть по окончании перепланировки. Важно понимать, что не все пожелания могут быть воплощены в жизнь.
Хрущевка может стать очень эффектной и уютной после перепланировки
Итоговый вид квартиры будет зависеть от:
- количества комнат и общей площади жилища;
- величины выделенного бюджета;
- квалификации нанятых рабочих или качества собственноручно выполненных работ.
Первым этапом перепланировки является составление проекта. Самостоятельно его сделать трудно. Зачастую без специалистов-проектировщиков здесь не обойтись. Проект – это документ, а следовательно, он должен быть утвержден соответствующими инстанциями.
Креативный и модный дизайн в хрущевке после перепланировки
Далее следует непосредственно сама переделка. Основными вариантами перепланировки хрущевки являются:
- снос какой-либо из не несущих стен;
- ликвидация части стены;
- закладывание старых и создание новых дверных проемов.
Эффектное оформление объединенной гостиной хрущевки
1. Демонтаж стены между кухней и комнатой. В результате увеличится площадь кухни, а сама квартира станет просторнее и светлее. А чтобы все-таки эти два помещения не сливались, их необходимо разделить с помощью отделки или, например, барной стойки. Читайте о дизайне угловой кухне в этой статье. Очень хороший прием зонирования – монтаж гипсокартонных конструкций на потолке или на стенах разной формы и цветов.
Совмещение кухни с гостиной в хрущевке
2. Следующий метод – облагородить балкон. Его следует утеплить, установить в нем радиатор для отопления, отделать – и дополнительное помещение готово. А можно соединить балкон с комнатой, тем самым сделав ее больше. Другие варианты дизайна лоджии в квартире – тут.
Балкон — отнюдь не лишнее место в хрущевке
3. Еще один вариант – переместить стену вглубь комнаты, чтобы между залом и спальней получился коридорчик. Таким образом отпадает проблема неудобства смежных комнат, которая особенно актуальна для семей с детьми-подростками.
Перепланировка — полностью меняет восприятие хрущевки
4. Также можно снести перегородку между двумя комнатами и сделать спальню меньше, отделив ее красивой гипсокартонной стенкой, стендом со встроенным аквариумом, перегородкой или ширмой.
Роскошная перепланировка хрущевки
Как может выглядеть «хрущевка» до перепланировки и после, смотрите на видео:
Помимо увеличения жилых помещений и кухни, нужно что-то делать и с катастрофически маленькими ванной и туалетом. Конечно, первое, что приходит на ум – объединить их в одно целое.
Смежная ванная и санузел в хрущевке
Сделать ванную комнату больше можно и за счет коридора, площадь которого делится между кухней и санузлом.
Перепланировка хрущевки – занятие длительное и хлопотное. Сделать такую квартиру конфеткой непросто. Но если приложить максимум усилий, фантазии и желания, то даже хрущевка может стать предметом зависти ее гостей.
Стильный дизайн в хрущевке
Вариант перепланированной хрущевки
Барная стойка — как инструмент для зонирования пространства
Перепланировка 2 комнатной хрущевки: нюансы и идеи
Хрущевка имеет небольшую площадь. Двухкомнатная квартира в основном не более 30 кв. м. с небольшой кухней, узким коридором и совмещенным санузлом. Перепланировка 2 комнатной хрущевки при таких исходных параметрах – дело непростое, но в итоге невзрачная квартира преобразится во вполне пригодное жилье. Квартиры в домах типовых хрущевских серий 1-510, 1-511, 1-477, 1-515 характеризуются довольно низкими потолками, они не превышают 2,5 метра. В основном хрущевки имеют неизолированные жилые помещения, балкон, стены сделаны из легких материалов.
Достоинства и недостатки жилья
Плюсы и минусы следующие:
- Недостатки квартир. Хрущев в 1957 году решил оптимизировать процесс строительства, сделать его быстрым для скорейшего обеспечения граждан собственным жильем. Началось массовое возведение панельных и кирпичных домов с простыми планировками. Небольшая площадь была задумана для большей компактности домов, которых нужно было построить много. Квартиры имеют плохую звукоизоляцию, малую площадь, тесные хозяйственные помещения, низкие потолки. Особенно в них сэкономили на площади кухни, в некоторых вариантах она не больше 4,5 метров.
- Достоинства хрущевок. В свое время ими были застроены большие площади городов, которые теперь стали их центром. Сносят их далеко не везде. Им вполне можно придать презентабельный внешний вид. Компактность дома тоже можно считать достоинством. Нет лифтов, многоэтажности, ощущения огромного улья. Не все любят высотные современные дома, в которых соседей можно никогда не узнать в лицо.
Виды расположения помещений
Несмотря на типичность, такие квартиры могут иметь несколько вариантов расположения жилых помещений.
- Планировка «вагончик». На входе – маленький коридор, напротив входной двери расположен вход в большую комнату. Из нее в торце – вход в помещение, меньшее по площади. Окна выходят на разные стороны дома. Санузел и маленькая кухня доступны из коридора.
- Планировка «распашонка». Окна такой хрущевки выходят на одну сторону. Возле входа размещается смежный санузел и вход в большую комнату. Маленькая кухня отделена от «зала» небольшой стенкой. Спальня гораздо меньше по площади, но зато есть шикарная кладовка.
- Планировка изолированная. Такие квартиры встречаются реже. У них обычно раздельный санузел и две отдельные комнаты. Кухня совсем маленькая, меньше, чем у предыдущих вариантов.
Согласование перепланировки
Все виды планировки 2 х комнатной хрущевки возможно улучшить, при этом помня о нюансах согласований и запретах.
Удобством хрущевки является то, что несущая стена разделяет квартиры, а все перегородки не несущие. Значит, их проще снести. В кирпичной малогабаритке нет несущих стен, есть только балки. Обычно изменения согласуются, только если затрагиваются несущие стены, но есть свои сложности с вариантами изменений.
Проблемы есть с перепланировкой санузла. Тесную ванную хотят расширить за счет коридора или кухонного пространства. Если санузел раздельный – логично будет сделать его совмещённым. Ограничения по перепланировке отражены в пункте 3.8. СаНПиН 2.1.2.2645-10 и п.9.25 СП 54.13330.2016. Документ поясняет, что санузлы запрещено увеличивать за счет комнат и кухни. Сделать их шире можно за счет нежилого пространства, в которое входят: кладовка, коридор, встроенный шкаф.
Кухню запрещено увеличивать за счет жилого помещения. То есть переносить перегородку между кухонной и жилой зоной запрещено согласно п. 22 Постановления Правительства РФ № 47 от 28.01.2006. А вот на снос перегородки запрета нет.
Важно! Если кухня оборудована действующей газовой плитой, то сносить стенку между ней и соседним помещением категорически запрещается. Этот перенос согласовать невозможно.
Необходимо официально согласовать некоторые изменения, заказав новый план квартиры в БТИ.
Не нужно согласовывать:
- Снос или возведение стен из легких конструкций.
- Перемещение межкомнатных перегородок.
Необходимо согласовать:
- Расширение площади за счет внешних помещений (балкон).
- Снос или пробивка нового проема в несущих стенах.
- Перемещение инженерных коммуникаций.
- Снос всех перегородок в квартире или их перенос в другое место.
Переделка хрущевки: плюсы и минусы
Перепланировка 2 комнатной хрущевки имеет свои достоинства:
- интерьер приобретает современный вид;
- перенос перегородок может создать расширенное пространство;
- перепланировка сопровождается ремонтом, что поможет создать уникальный дизайн квартиры-хрущевки.
Перепланировка хрущевки имеет и свои минусы:
- перемещение или снос перегородок удлиняет процесс ремонта;
- если сооружать раздельные помещения – они станут меньше по площади;
- вариантов перепланировки квартиры из 2-х комнат не так много из-за ограниченной площади и особого расположения помещений;
- возрастает стоимость работ.
Возможности перепланировки
Хозяин может выбирать любой вариант перепланировки своей хрущевки, но нужно оставить в ней минимально необходимые функциональные зоны: для приготовления еды и сна.
Есть ряд типичных решений перепланировки 2 х комнатной квартиры хрущевки.
Соединение гостиной и кухни
Между «залом» и кухней убирается стенка. Она небольшая, не является несущей, и убрать ее не составит труда. Как правило, перегородка сделана из шлакоблока. В результате такого соединения в квартире создается вариант студии, одно открытое пространство объединяет кухню и гостиную. Пространства становится больше. Визуально объединение помещений дает больше света и воздуха.
Такое преображение хрущевки имеет свои плюсы:
- Ремонт соответствует модным тенденциям.
- Для приготовления еды есть отдельная зона, но за счет отсутствия перегородки хозяйка не отстраняется от семьи на время готовки.
- Квартира становится более функциональной, можно создать небольшую столовую.
- Перегородку можно сделать прозрачной или представить ее в виде этажерки с цветами, что добавит декоративности помещению.
Недостатки у совмещения тоже есть:
- Все запахи из кухни попадают в гостиную.
- При отсутствии двери на кухне невозможно уединиться.
Неплохо смотрится разделение зала и кухни барной стойкой, которую можно сделать как традиционной, так и дополнительным местом для хранения. В этом случае она будет сделана как узкий комод.
Способы совмещения показаны на фото:
Соединение раздельного санузла
Реально при изолированной планировке. Между ванной и туалетом просто сносится стенка, которая сделана из кирпича или шлакоблока.
У такого варианта переделки есть несомненные плюсы:
- Добавление площади позволит разместить в санузле стиральную машину.
- Визуально помещение перестанет напоминать кладовку.
- Можно поставить душевую кабину, тогда добавится еще немного пространства.
Минусы объединения ванны с туалетом следующие: - При наличии трех и более человек может образоваться очередь на посещение.
- Материальные и временные затраты.
Заметка! Перечисленные варианты перепланировки согласования в БТИ не требуют, если кухня оборудована электроплитой.
Разделение смежных помещений
Можно разделить смежные помещения определенными декораторскими решениями:
1. Если помещения расположены по типу «распашонка».
Можно убрать кладовку и на ее месте сделать часть коридора с дверью в маленькую спальню. Придется продлять существующий коридор дополнительной стенкой, в которой сделать еще один вход в зал. Тогда оба помещения будут раздельные, но большее потеряет пару квадратных метров площади.
Можно убрать кладовку и сделать боковой вход без сооружения дополнительного коридора. Тогда появятся условно раздельные комнаты.
Заметка! При таком виде перепланировки существующий проем спальни закладывается кирпичом, шлакоблоком или зашивается гипсокартоном. Для экономии закладка проема может быть выполнена материалом от слома стенки в кладовке.
2. Если помещения расположены по типу вагончика.
Это трудный способ перепланировки хрущевки. Можно просто убрать стенку между помещениями или сделать ее сборно-разборной. Для семьи с детьми создание большого открытого пространства не подойдет. Такой вариант приемлем для молодой семьи или семьи без детей. В любом случае длинное открытое пространство будет смотреться некрасиво. В такой квартире можно встроить дополнительную зону гардероба посередине или сделать две отдельные комнаты, продлив коридор. При этом одно из помещений станет меньше по площади.
Обычно такие двущки-хрущевки имеют в дальней комнате встроенные шкафы, их можно убрать и соорудить большой гардероб между помещениями с входом из небольшого коридорчика. При этом они станут условно раздельными и будет где хранить вещи.
Сделать изолированные помещения можно путем сноса двери в большую комнату и продления коридора так, чтобы можно было сделать две двери друг против друга. Останется место для небольшой кладовки. Большее помещение в площади потеряет, а второе останется без изменений.
Можно дополнить преобразования сносом стенки между комнатой и кухней, тогда пространство превратится в гостиную-кухню с двумя окнами. Коридор, который вел к кухне, можно объединить с санузлом, тогда он увеличится примерно на 1,5 кв. метра. Единственным неудобством в такой квартире останется маленький узкий коридорчик, из которого будут выходить целых четыре двери (в санузел, две комнаты и кладовку).
Есть полезный и эффективный вид перепланировки хрущевки с помощью зонирования шкафами-купе или просто зонами хранения. Например, шкаф-купе двусторонний разделяет зал и спальню. Одна открывающая часть выходит в зал, другая – в спальню. Одновременно происходит и разделение пространства, и добавление места для хранения.
Можно сделать место для хранения в виде узкого шкафа вместо перегородки между кухней и большой комнатой. Будет оригинально и полезно.
Кладовку в хрущевке-распашонке можно преобразить дверями-купе в современную гардеробную. Вход будет из спальни.
Фото перепланировки 2 комнатной хрущевки показаны ниже:
Перепланировка в зависимости от состава семьи
Существуют типы перепланировки двухкомнатной квартиры с целевым назначением.
Квартира по типу офиса или студии
В таком варианте может жить либо один человек, либо двое, но без детей. Все перегородки между гостиной, кухней и коридором убираются, объединяя пространство. Перегородка в спальню сдвигается внутри зала до балконной двери.
За счет такого преображения получается большое пространство студийного типа и увеличенная спальня с гардеробом.
Можно сделать небольшой кабинет, отделив его прозрачной перегородкой.
Плюсы такого варианта:
- Много места для приема гостей.
- Увеличенная спальня.
Важно! Перенос внутренней перегородки требует согласования в БТИ.
Квартира для семьи с маленьким ребенком
Также переносится перегородка, увеличивая спальню. Тогда там помещаются и родительская и детская кровати. Это допустимо для семьи с маленьким ребенком. Кладовка при этом убирается для увеличения пространства.
Плюсы такого варианта:
- Спальня становится больше.
Минусы решения:
- Дети быстро растут, и вариант является временным, позже придется выделить ребенку отдельное место для отдыха.
- Не остается места для хранения.
Хрущевка для семьи с одним-двумя детьми
Вариант предполагает, что стена кладовки будет перенесена вглубь спальни, чтобы образовались две небольшие комнаты вместо одной. В этом случае из большой комнаты будет две двери, ведущие в маленькие комнаты. Гостиную можно совместить с кухней, чтобы образовать общее семейное пространство.
Плюсы перепланировки
- Родители и дети получают свои собственные спальни.
- Общаться всей семьей можно в большом объединенном пространстве.
Минусы решения:
- Родительская спальня будет без окна.
- Маленькие комнаты станут еще меньше.
Такой вариант для семьи можно сделать иначе. Кладовка остается на прежнем месте и преображается в функциональный гардероб, который можно оснастить современными местами для хранения. В большой комнате убирается перегородка с кухней. Из коридора наоборот достраивается небольшая стенка, чтобы за ней могла поместиться двуспальная кровать. Импровизированная спальня отделяется от кухонно-гостиной зоны легкой перегородкой из матового стекла. При такой перепланировке дети получают свою комнату, а родители место для отдыха, отделенное от общего пространства.
Важно! Вышеуказанные целевые способы перепланировки возможны только для типа «распашонка».
Весьма сложно преобразовать двушку с изолированными помещениями, там можно только объединить ванную с туалетом. Хрущевку вагончиком сделать более приемлемой довольно трудно, но возможно и даже с увеличенным санузлом. Самый удобный вариант для перепланировки – это хрущевка «распашонка». Здесь можно предложить широкий спектр преобразований.
Преобразить малогабаритную квартиру путем перепланировки вполне реально. Вариант нужно выбирать, исходя из состава семьи, типа планировки, собственных желаний, материальных и временных ресурсов. Перепланировка и дизайн двухкомнатной хрущевки могут стать увлекательным творческим процессом.
Посмотрите видео «Перепланировка хрущевки: особенности»
В 1956 году Советы заняли первое место — ненадолго.
| Журнал Air & Space Реактивный лайнер Туполев Ту-104, предмет национальной гордости, собирал толпы на выставке народного хозяйства 1959 года в Москве и на всех ее публичных выступлениях. РИА Новости Анатолий Горбачев вспоминает, что в безлунную октябрьскую ночь 1958 года он должен был лететь из Пекина обратно в Москву. Но его друг Гарольд Кузнецов спросил, может ли он занять свою очередь в ротации пилотов. Кузнецов пытался проявить себя в качестве командира Туполева Ту-104А, прорыва Советского Союза в реактивную гражданскую авиацию, и ему нужно было вести учет налета. Горбачев сказал ладно.Оба мужчины знали то, чего не знала широкая советская общественность. Двумя месяцами ранее другой Ту-104, летевший над Восточной Сибирью, столкнулся с мощным восходящим потоком и оказался на высоте 4000 футов выше своей крейсерской высоты. Затем он потерял мощность и рухнул прямо вниз на 40 000 футов. Тела экипажа и пассажиров были разбросаны по покрытой лесом горной местности более чем на милю. Прорывной авиалайнер Туполева пережил еще два отказа двигателей в середине полета в первой половине 1919 года.58, оба из которых закончились чудесным выздоровлением.
Вылет Кузнецова в Китай прошел без происшествий. Но, пересекая Урал на обратном пути, его самолет попал в турбулентность и стал жертвой явления, для которого наземные службы уже придумали название: , подхват , или «захват». Его -104 беспомощно поплыл вверх, перевернулся и начал пикировать, его спуск был похож на гигантский штопор. Приборы в кабине отказали, и Кузнецов потерял ориентацию в темноте.
Радио Кузнецова, однако, все еще работало, и в течение последних двух минут своей жизни он рассказывал диспетчерам о всех подробностях, которые он мог собрать о характеристиках самолета — человеческий черный ящик, предлагающий данные для великого конструктора Андрея Туполева и его мастерской для изучения позже. .
Поначалу властный Туполев отказывался признать какую-либо ошибку в своем шедевре. «С самолетом все в порядке», — сказал он, как сообщается, в ярости после череды аварий 1958 года.
— Это ты не умеешь на нем летать. Но по наущению Совета Министров СССР он в конце концов внес изменения, позволившие использовать -104 в течение двух десятилетий, перевозя 100 миллионов пассажиров с визитами к дальним родственникам или с поручениями советского государства.До космической гонки, до рокового пожара на «Аполлоне-1» или гибели трех космонавтов, вернувшихся на Землю на корабле «Союз-11», была реактивная гонка, трагедии и триумфы которой сейчас большей частью забыты. Начавшееся в последние годы Второй мировой войны, когда комбатанты изо всех сил пытались поднять в небо военные самолеты, соревнование продолжалось до 1950-х годов, когда Соединенные Штаты, Великобритания и Советский Союз изо всех сил пытались выставить на вооружение первые пассажирские самолеты. .
Британцы первыми построили пассажирский реактивный лайнер de Havilland D.H.106 Comet, который прошел испытания в 1949 и начал летать по регулярным маршрутам в 1952 году. Но два года спустя, когда два авиалайнера разбились в воздухе с разницей в четыре месяца, премьер-министр Уинстон Черчилль приказал остановить флот.
Спустя почти полвека после авиакатастрофы, в которой погиб его друг, Горбачев делит чай с печеньем с двумя другими летчиками из первоначальной группы пилотов-104 и вспоминает те дни первопроходцев. В 1958 году Горбачев в возрасте 26 лет был самым молодым капитаном в Советском Союзе. Сейчас ему 80, но он по-прежнему самый младший в своей группе сверстников. Его товарищи, Николай Гроховский и Владимир Ушоф, восьмидесятилетние, стойкие и все еще более чем зычные. Действие происходит сырым зимним днем в музее Аэрофлота, редко посещаемом трехкомнатном здании, спрятанном в безликом офисном комплексе через дорогу от терминала внутренних рейсов в московском аэропорту Шереметьево.
Сидя за раскладным столом среди мешанины устремленных в небо моделей самолетов и нарядной формы стюардессы 19-го века.60-х, трое ветеранов рассказывают о былых днях далеко за полночь.Никто из летчиков никогда не встречал могучего Туполева. Но они вспоминают его с уважением, несмотря на его яростное оскорбление их товарищей, которые погибли, управляя его машиной. «Туполев сделал все, что мог, как конструктор, для обеспечения безопасности», — бубнит Усхоф. «Нужно помнить, что Ту-104 летел на совершенно новой высоте, где у метеорологов не было опыта ветров и течений».
Учитывая головокружительные темпы разработки -104, кажется чудом, что он вообще летал. В наши дни, когда на проектирование и испытания нового самолета может уйти десятилетие или больше, трудно представить себе темпы ранней холодной войны, когда производители аэрокосмической техники выпускали быстро развивающиеся поколения военных самолетов, а технологии несколько бессистемно распространялись на Гражданская авиация. -104 был создан за 14 месяцев в 1954-55 на платформе дальнего бомбардировщика Ту-16, известного на Западе как «Бэджер», который сам по себе был девственной технологией.
В этот лихорадочный период Андрей Николаевич Туполев находился на пике своей долгой и насыщенной карьеры. Туполев родился в 1888 году недалеко от Твери в центре России. Он учился в Московском императорском техникуме. Одним из его профессоров был Николай Жуковский, почитаемый отец русской авиации, который в 1909 году читал первый в стране университетский курс аэродинамики.
Жуковский и Туполев объединились после большевистской революции, создав в 1918 году Центральный аэрогидродинамический институт, или ЦАГИ, головной мозг будущей огромной отрасли. Первый самолет с именем Туполева, полудеревянный моноплан, получивший обозначение АНТ-1, поднялся в воздух в 1923 году. Двумя годами позже Туполев спустил на воду свой первый боевой самолет — полутораплан-разведчик АНТ-3.
В 1937 году туполевский АНТ-25 доставил Валерия Чкалова через Северный полюс в американский штат Вашингтон — подвиг, неустанно прославляемый поколениями советских пропагандистов. «Настоящий гений Андрея Николаевича был организаторским», — говорит Владимир Ригмант, домовладелец и куратор однокомнатного музея Туполева, расположенного в московской штаб-квартире того, что сегодня называется Публичным акционерным обществом «Туполев». «Он мог видеть практические средства для реализации сложных идей».
Добиться встречи с Ригмантом, работающим на Туполевском заводе с 1970-х годов, непросто. Как и большая часть российской промышленности, компания по-прежнему ведет себя так, будто у нее есть важные секреты, которые нужно защищать. Моя настойчивость вознаграждается поездкой в промышленно развитый восточный сектор Москвы в приземистое офисное здание 1960-х годов, которое может полюбить только центральный планировщик.
Осторожно отпирая безымянную дверь с одной стороны большого пустого вестибюля, Ригмант вводит меня в свою сокровищницу. Он выхватывает указку, чтобы просмотреть модели самолетов полувековой давности, застрявшие хвост к носу в ограниченном пространстве, пробегая по перечислению лет и номеров моделей: Ту-2, Ту-70, Ту-205, Ту-154. На стене семейное фото дизайнера с женой Юлией, которая тесно с ним работала.
Тем не менее, всего через четыре месяца после полета Чкалова Туполев оказался втянутым в безумие партийных чисток Иосифа Сталина. Он был арестован как диверсант в октябре 1937 года и под пытками сознался в целом ряде «преступлений» против советского народа.
Однако Сталин и его начальник охранки Лаврентий Берия вскоре поняли, что совершили ошибку. Европе угрожала война, и без ее руководящего духа советская авиация пребывала в хаосе. Туполев был спасен из московской Бутырской тюрьмы в конце 1938, и переведен в тюрьму Болшево, чтобы возглавить новое конструкторское бюро, контролируемое тайной полицией Берии, НКВД. Там он создал сталинскую версию списка Шиндлера, передав своим похитителям имена около 150 заключенных инженеров и ученых, которых он объявил важными для своей патриотической работы. Берия добросовестно собирал эти элитные кадры со всего архипелага ГУЛАГ, несомненно, спасая жизни большинству из них.
Еще будучи заключенными, Туполев и его коллеги-конструкторы создали бомбардировщик Ту-2. Верховный суд СССР помиловал Туполева, когда нацисты захватили Западную Россию 19 июля.41, как раз вовремя, чтобы эвакуировать свою мастерскую в Омск, в Сибирь.
После войны советская авиация обогатилась технологиями, которыми добровольно или невольно поделились западные союзники страны. В 1944 году четыре американских бомбардировщика Boeing B-29 Superfortress были вынуждены совершить аварийную посадку во Владивостоке после налета на Японию. Сталин отправил их в Москву и поручил Туполеву перепроектировать их, чтобы создать советскую версию. В результате появился Ту-4, который впервые поднялся в воздух в мае 1947 г.
Одновременно главный конструктор разработал первый в Советском Союзе реактивный бомбардировщик с двигателями Rolls-Royce Nene и Derwent, которые Великобритания на короткое время предоставила по лицензии. Этим самолетом был Ту-12, который поднялся в воздух в декабре 1947 года. В начале 1950-х годов Туполев вернулся к турбовинтовым технологиям для стратегического бомбардировщика Ту-95 («Медведь»), который все еще летал, когда Советский Союз распался в 1991 году.
Даже в этом безумии военных изобретений Туполев не забыл авиалайнеры. Он разобрал части своих драгоценных «Суперкрепостей», чтобы сделать пробную гражданскую версию Ту-4. И как только Ту-16 поднялся в воздух в 1952 года он начал лоббировать среди коммунистической иерархии пассажирский вариант. Планы конверсии Туполева мало что продвинулись, пока был жив Сталин. Диктатор путешествовал, за редким исключением, на поезде и считал, что обычные граждане должны делать то же самое. По мнению Сталина, самолеты и ограниченные ресурсы, доступные для их постройки, предназначались для войны.
С другой стороны, Никита Хрущев, премьер-министр, пришедший к власти после смерти Сталина в 1953 году, любил летать. Он рассматривал гражданскую авиацию как опору своей грандиозной стратегии «догнать и перегнать» Запад. Туполева пригласили еще в конце 1953, чтобы представить идею гражданского Ту-16 в ЦК КПСС, и к июню 1954 года получил приказ начать работу. Ту-104 был в пути.
Переоборудовать новенький реактивный бомбардировщик для гражданского использования оказалось не так просто. Бомбоотсек, например, пришлось трансформировать в багажный отсек. Но основная проблема заключалась в том, что пассажирскому лайнеру требовалась герметичная кабина, а в фюзеляже были вырезаны многочисленные дополнительные отверстия для окон и дверей.
Британское расследование катастрофы «Кометы» было отложено, поскольку оба крушения произошли в море, что затруднило поиск обломков. Туполев с самого начала справедливо заподозрил, что корпус самолета пострадал от усталости металла. Одна из его корректировок заключалась в том, чтобы просто увеличить вес модели -104, увеличив толщину обшивки фюзеляжа до 1,5 мм по сравнению с 0,9 мм у Кометы.мм. Дополнительный вес вдвое сократил дальность полета Туполева до 1900 миль и значительно увеличил расходы на топливо, но аппаратчики одобрили осторожность Туполева.
Туполев также выбрал круглые окна вместо квадратных на «Комете», исключив углы как точки давления. Он построил огромный испытательный бассейн в штаб-квартире ЦАГИ под Москвой, куда можно было погружать макеты реактивных самолетов для имитации атмосферного давления. И он оснастил -104 авионикой, которой раньше не было на советских самолетах, например, радаром.
К концу 1950-х годов мастерская Туполева разрослась до 10 000 сотрудников и занимала обширный комплекс в промышленно развитой восточной части Москвы; через дорогу от конструкторского центра находился завод по производству прототипов. Эта масса человечества была достаточно эффективна, чтобы первый испытательный полет -104 состоялся на два месяца раньше запланированного, в июне 1955 года. Он приказал -104 лететь в Лондон с официальными лицами, которые закладывали там основу для саммита Восток-Запад. Согласно российскому телевизионному документальному фильму, Хрущев сам хотел прокатиться на малоиспытанном лайнере в Хитроу, и Туполеву пришлось мчаться на дачу импульсивного лидера, чтобы отговорить его от этого.
Для британских авиационных профессионалов, все еще оплакивающих потерю «Комет», прибытие -104 стало моментом мини-спутника: неожиданное советское технологическое достижение упало с неба, вызвав одновременно восхищение и тревогу. «Русские намного опередили нас в разработке таких самолетов и реактивных двигателей», — сказал тогда Би-би-си главный маршал ВВС в отставке Филип Жубер де ла Ферте. «Многим на Западе придется изменить свои взгляды на прогресс, достигнутый советскими авиационными технологиями».
Интерьер Юлии Туполевой для -104 сам по себе стал сенсацией. Сбивая с толку стереотипы о большевистской строгости, он дарил роскошную атмосферу комфорта. «Кабинное оборудование, казалось, было из школы роскоши Восточного экспресса 1930-х годов», с фарфоровыми туалетами и тяжелыми занавесками, вспоминал бывший наземный персонал в Гатвике десятилетия спустя на онлайн-форуме энтузиастов. Летчик Владимир Ушоф вспоминает, что кабина была «в стиле Екатерины Великой». В течение года или двух экономия победила эстетику госпожи Туполевой, и -104 был переконфигурирован со стандартным рядом сидений на 70 пассажиров вместо первоначальных 50.
Торжественный прием самолета не мог скрыть проблемы под капотом. Туполев не успел или не удосужился совладать с огненным выхлопом наспех переделанного бомбардировщика, испускаемым при взлете. «Вспышки пламени от «мокрого старта» самолета [запуск газотурбинного двигателя с уже залитым в него топливом] могли вызвать массовый исход наземного персонала», — вспоминал бывший сотрудник Gatwick.
Вернувшись домой, в Россию, пилоты первого поколения -104 делали все возможное, чтобы сгладить другие серьезные проблемы, прежде чем самолет взялся за невинных людей. Во-первых, взлетно-посадочные полосы как внутри, так и за пределами Советского Союза были слишком короткими для нового реактивного самолета, который взлетал со скоростью 186 миль в час по сравнению со средней скоростью 124 миль в час для самолетов с поршневыми двигателями. Согласно спецификациям -104, для безопасного взлета и посадки требовалась взлетно-посадочная полоса длиной 1,5 мили. Когда самолет начал летать, только один советский гражданский аэропорт в Омске в центральной Сибири соответствовал требованиям. Взлетно-посадочная полоса во французском Ле-Бурже, куда, естественно, был отправлен 104-й, чтобы показать себя на парижском авиасалоне, имела длину 2,4 мили. Амстердам, раннее коммерческое направление, предлагал всего 1,8 мили.
Посадка осложнялась отсутствием на -104 задней передачи. Если пилот чувствовал, что тормоза недостаточно, чтобы остановить 67-тонный корабль, он мог выпустить два парашюта из хвоста. Однако у этой стратегии были свои риски. «При боковом ветре самолет мог начать крутиться, как флюгер», — вспоминает Горбачев, добавляя преуменьшение: «Это создавало определенные сложности».
Тем не менее Ту-104 поступил в регулярные пассажирские перевозки 19 сентября56 и служил Аэрофлоту верой и правдой более 20 лет. Было построено около 200. Они позволили тем советским гражданам, которые были достаточно привилегированы, чтобы иметь допуск к зарубежным поездкам, летать без пересадок вокруг Европы, а обычным гражданам было удобнее добираться до отдаленных мест внутри страны, таких как Иркутск, расположенный недалеко от озера Байкал.
Чтобы доказать, что первое путешествие в Лондон не было случайностью, Хрущев отправил балет Большого театра обратно на самолете -104 позже в 1956 году. прототип был в рабочем состоянии.
Когда -104 действительно попал в беду, то не из-за взлетов и посадок, которые терзали пилотов, и не из-за фюзеляжа, который благодаря мерам Туполева действительно оказался прочнее, чем у кометы де Хэвилленд. Скорее, самолет не всегда мог оставаться устойчивым в злых течениях, с которыми он сталкивался на своей малоизученной крейсерской высоте.
После четырех случаев «захвата» в 1958 году было начато расследование. Не опасаясь общественного резонанса, Кремль оставил В-104 в полете, хотя и уменьшил его максимальную высоту до 10 000 метров (32 841 фут), и дал Туполеву месяц на то, чтобы придумать средства правовой защиты. Советские инженеры выявили основной недостаток угла атаки самолета в полете и внесли изменения в конструкцию крыла и органов управления полетом, что решило многие, но не все проблемы.
В начале 1960-х годов Усхоф присоединился к эскадрилье В-104, предназначенной для перевозки правительственных вельмож, и летал с преемниками Хрущева, Леонидом Брежневым и Алексеем Косыгиным, по государственным делам внутри страны и за рубежом. (Сам Хрущев в основном работал с личным пилотом по имени Николай Цыбин, который, как вспоминают летчики-104 с некоторым затянувшимся превосходством, так и не научился управлять реактивными самолетами.) Но минута славы советской гражданской авиации на мировой арене была недолгой. В 1958 году Боинг 707 начал предлагать пассажирские перевозки с дальностью полета 6 250 миль, что более чем в три раза больше, чем у Боинга-104, и Советский Союз так и не догнал его.
Транспортные бюрократы потратили драгоценные годы на споры о том, подходят ли авиаперелеты гражданским лицам. Сегодня пилоты предполагают, что сомнения отчасти были вызваны серийными авариями -104. Следующая разработка Туполева, Ту-114, была конверсией трансконтинентального бомбардировщика Ту-95. Самым массовым советским авиалайнером 1960-х годов был еще один турбовинтовой самолет Ил-18 завода Ильюшина.
Только в 1972 году Туполев вернулся с первым пассажирским самолетом, который он спроектировал с нуля, Ту-154. В коммунистической сфере влияния это был хит. Было изготовлено более 1000 Ту-154, около 200 летают до сих пор.
Аэрофлот списал Ту-104 в 1979 году. Военные оставили несколько самолетов для перевозки личного состава до 1981 года, когда Ту-104 разбился при взлете из Пушкина под Ленинградом, в результате чего погибли 52 человека, в том числе большинство высших командиров Тихоокеанского флота СССР. флот. Расследование установило, что самолет был перегружен, но катастрофа всколыхнула призрак Гарольда Кузнецова, и весь остальной флот был законсервирован.
В постсоветский период российские гражданские авиастроители показали себя плачевно. Аэрофлот, который до сих пор используется в качестве международного авиаперевозчика России, и новые приватизированные авиакомпании, взявшие на себя большинство внутренних маршрутов, перешли на переоснащение Боингами и Аэробусами, несмотря на высокие импортные пошлины. Боевые самолеты МиГ и Сухого российского производства продолжают продаваться по всему миру, но единственной недавней продажей Туполева для гражданских целей была Сирия, чья национальная авиакомпания согласилась в 2011 году купить три Ту-204 за 108 миллионов долларов. Учитывая последующие события в Сирии, даже эта сделка выглядит сомнительной.
В последнее десятилетие Кремль сосредоточил свои усилия в области гражданской авиации на разработке так называемого Sukhoi Superjet, узкофюзеляжного самолета вместимостью от 75 до 90 человек, предназначенного для конкуренции с Embraer и Bombardier на мировом рынке ближнемагистральных рейсов. Пока бразильцам и канадцам опасаться нечего.
В то время как Superjet совершил свой первый полет в 2008 году, сегодня в эксплуатации находится всего около дюжины самолетов, в основном Аэрофлота. Единственным международным заказчиком на сегодняшний день является национальная авиакомпания Армении «Армавиа». Контракт с индонезийской авиакомпанией Kartika Airlines был сорван — как и перспективы Superjet в целом — когда демонстрационный полет в мае 2012 года врезался в гору на Западной Яве, в результате чего погибли все 45 человек. люди на борту. Даже патриотически настроенные пилоты, бывшие на Ту-104, не испытывают большого энтузиазма по поводу неудачливого ближнемагистрального самолета. «Они могут построить его, но кто его купит?» — шутит Анатолий Горбачев, ожидая переполненного автобуса, который будет пробираться сквозь вечерний час пик из Шереметьево в Москву.
Вернувшись в город, великий Туполевский завод на реке Яузе пришел в упадок как физически, так и экономически. Центр дизайна расположился в том же невзрачном здании, что и музей Владимира Ригманта. Но завод снесли, а на его месте стоят сверкающие новостройки с названием «Туполев Плаза». Тем не менее, скромные комнаты на протяжении десятилетий порождали технологии, которые соответствовали лучшим мировым стандартам и иногда претендовали на титул.
Крейг Меллоу — независимый журналист из Статен-Айленда, Нью-Йорк.
Пилот Ту-104 Николай Гроховский (справа) с директором музея Аэрофлота Анатолием Иваненко в 2012 году. Ирина Кузнецова К 1958 году некогда роскошный интерьер Ту-104 был переработан в целях экономии. Ховард Сочурек / Time Life Pictures / Getty Images В 1956, когда западная пресса заявила, что существует только один прототип Ту-104, Советы доказали, что авиалайнер находится в производстве, посадив три самолета в лондонском аэропорту Хитроу. © Daily Mail/РЕКС/Алами Новейший российский авиалайнер Sukhoi Superjet (испытания в аэродинамической трубе в 2007 г.) потерпел неудачу, но может подняться, как и первый в мире серийный авиалайнер de Havilland Comet. РИА Новости Первый в мире серийный авиалайнер de Havilland Comet (в 1952). НАСМ (SI2002-2526) Америка вступила в эру реактивных самолетов в 1954 году с Boeing 707. Боинг Советские конструкторы Андрей Туполев и сын Алексей (в шляпах, 1969 г.). РИА Новости Авиалайнер Андрея Туполева и сына Алексея -114 (в 1959). KEYSTONE-Франция / Gamma-Keystone через изображения Getty Во время демонстрационного полета в мае 2012 года Superjet-100 врезался в индонезийскую гору Салак менее чем через час после взлета. РИА Новости Серийная модель Ту-104 выставлена в Государственном музее авиации в Киеве, Украина. Когда авиалайнер был введен в эксплуатацию, миллионы людей смогли дешево путешествовать по огромному Советскому Союзу. Антон Довбуш Реактивный лайнер Туполев Ту-104, предмет национальной гордости, собрал толпу на 1959 выставка народного хозяйства в Москве и на всех ее публичных выступлениях. РИА НовостиРекомендуемые видео
Нерассказанная история самой большой в мире ядерной бомбы
«Пусть 100-мегатонная бомба висит над капиталистами, как дамоклов меч!»
Кто-то написал в меморандуме: «Мне кажется, мы могли бы работать медленнее». Но подготовка к испытаниям все равно продолжалась.
[1] Владимир Афанасьев, цит. по Владимиру Суворову, Страна Лимония (Советская Россия Пресс, 1989), 124-125.
[2] США объявляли, что мощность потенциально может достигать 57 или 58 мегатонн, и Советы время от времени публично принимали и эту более высокую оценку, а Хрущев время от времени указывал, что она была больше, чем ожидалось. Внутренне Советы, похоже, пришли к выводу, что на самом деле это было «всего» 50 мегатонн. Внутренне ЦРУ предположило, что она может достигать 63 мегатонн — вероятно, это просто отражение ажиотажа вокруг угроз. Центральное разведывательное управление, «Советская программа атомной энергии», Оценка национальной разведки 11-2A-63 (2 июля 1963), 1. Разница между 50 и даже 63 мегатоннами, как указывается в этой статье, не так значительна, как кажется, из-за того, как масштабы ущерба зависят от взрывной мощности. Для более подробного обсуждения вопроса о мощности (и многих других интересных подробностей об испытании) см. Кэри Саблетт, «Большой Иван, Царь-бомба («Король бомб»)», Архив ядерного оружия (3 сентября 2007 г.), который подробно отмечает : «После падения СССР…. эти мотивы для продолжения неточных оценок исчезли».
[3] Джеймс Б. Конант Ванневару Бушу (20 октября 1944), цитируется по Chuck Hansen, The Swords of Armageddon, 2nd edn., volume II, (Sunnyvale, CA: Chukelea Productions, 1995, 2007), 16.
[4] R.W. Dodson, “Minutes на 41-м заседании Генерального консультативного комитета Комиссии по атомной энергии США» (12–15 июля 1954 г.). Существует множество отредактированных версий этой встречи, в том числе две в Архиве ядерных испытаний, Лас-Вегас, Невада (документы NV0411974 и NV0073403). Кодовые имена Gnomon и Sundial видны только на копии в документах Чака Хансена в Архиве национальной безопасности Университета Джорджа Вашингтона.
[5] По запросу автора в 2015 году в соответствии с Законом о свободе информации было получено несколько отчетов об исследованиях Gnomon в Ливерморе. К марту 1955 года их насчитывалось не менее 40. К сожалению, почти каждое слово в указанных отчетах, кроме даты и номера, было отредактировано Национальным управлением ядерной безопасности. Об испытаниях во время Редвинга и его отмене см., в частности, Б. Сусшольц к Г.В. Джонсон, «Проблема цунами», UCRL-ID-127830 (8 декабря 1955 г.), в котором упоминается предполагаемое испытание мощностью 60 мегатонн на стр. 5.
[6] Томас О. Пасселл, «Передача атмосферой Земли тепловой энергии от ядерных взрывов на высоте более 50 км», Отчет Стэнфордского исследовательского института, проект № IMU-4021-302 (30 апреля 1963 г.), см. спец. . рисунок 9.
[7] Геннадий Горелик с Антониной В. Буи, Мир Андрея Сахарова: Путь русского физика к свободе (Oxford University Press, 2005), 175-179. См. также Алекс Веллерштейн и Эдвард Гейст, «Секрет советской водородной бомбы», стр. 9.0007 Физика сегодня 70, вып. 4 (март 2017 г.), 40-47.
[8] О РДС-202 см. В.Д. Кирюшкин, Правда о « Кузькиной Матери» , (Снежинск: РФЯЦ-ВНИИТФ, 2015), гл. 1-7. См. также Виктор Б. Адамски и Ю. Смирнов Н. 50-мегатонный взрыв над Новой Землей // В.Б. Адамский, Из поколения победителей (Саров, 2008), 117-142 . О Завенягине см. также Горелик, 173. О разработке кожуха см. Ю.В. К. Чернышева, Конструктор ядерного оружия Гречишников Владимир Федорович (Саров: РФЯЦ-ВНИИЭФ, 2002), 28-32.
[9] Юрий Трутнев, «Термойдерное оружие России: некоторые этапы большого пути», в сб. Ядерный век: наука и общество (ИздаТ, 2004), 271–289; Илькаев Р.И. 60 лет научного подвига. Известия РАН. Церия Физическая 71, тел. 3 (2007), 302-312.
[10] Никита Хрущев, Воспоминания Никиты Хрущева, том 2 (Pennsylvania State University Press, 2006), 483.
[11] Андрей Сахаров, Мемуары , пер. Richard Lourie (Knopf, 1990), 217.
[12] Предположение, что это был Трутнев, исходит от Анатолия Веселовского и Германа Иойлева, Наше дело право… Ядерный щит России детям XXI века от детей войны и Победы (Саровская информация и Издательское агентство, 2017), 23. Другие сведения об июльской встрече 1961 г. более расплывчаты: Трутнев, «Термойдерное оружие России: некоторые этапы большого пути», 280; В.Б. Адамский, Ю. Н. Смирнов, Ю.А. Трутнев А. Сверхмощные ядерные бзрывы в ЦША и СССР как проявление научно-технической и государственной политики в годы Холодной Войны // Адамский, 9. 0007 Из поколения победителей , 143-155, на 148. Цитата Хрущева из последнего.
[13] О вдохновении см. Адамский, Смирнов, Трутнев, 148-149.
[14] Горелик, 224.
[15] Веселовский и Иойлев, 24. Непонятно, почему они используют термин «бифилярный», что означает двухзаходный и обычно относится к катушкам или другим подобным устройствам, где используются пары проводов.
[16] Оба цитируются по Adamski, Smirnov, and Trutnev, 150. Был сделан некоторый перефраз, чтобы сделать их комментарии более понятными на английском языке.
[17] Горелик, 213.
[18] Горелик, 225.
[19] Александр Кондрашов, «Как показывали «кузькину мат», Аргументы и Факты (24 октября 2001).
[20] «Заявление Советского Союза о решении провести экспериментальные взрывы ядерного оружия, 30 августа 1961 г.», копия в Комитете по международным отношениям Сената США, «Документы по Германии, 1944-1961 гг.», 87th Конгресс, 1-я сессия (декабрь 1961 г.), 766-784.
[21] Теодор С. Соренсен, Kennedy (Harper and Row, 1965), 619.
[22] Дневниковая запись Гленна Т. Сиборга (5 сентября 1961 г.), Архив ядерных испытаний, NV0
3.
[23] Никита Хрущев, «Отчет ЦК КПСС 22-му съезду КПСС», перепечатано в Дорога к коммунизму: Документы 22-го съезда КПСС. Советский Союз, 17-31 октября 1961 г. (Москва: Иностранные языки, 1961), д. 62.
[24] Дословный перевод — «чистая» водородная бомба, но в контексте они имеют в виду то, что считается «чистой» бомбой в западном контексте: ядерное оружие с очень небольшой долей общей мощности, полученной из ядерное деление, в отличие от ядерного синтеза.
[25] Заявление Белого дома о взрыве мощностью 50 мегатонн (30 октября 1961 г.), Архив ядерных испытаний, NV0176747.
[26] Стратегическое авиационное командование США, «История стратегического авиационного командования», 1 января 1958–30 июня 1958 г.», Историческое исследование № 73, том I (1958 г.), 86.
[27] Эрнест Мэй, Джон Д. Штайнбрунер и Томас В. Вулф, «История конкурса стратегических вооружений, 1945 г. — 1972 г., часть 1» (Канцелярия министра обороны, Управление истории, март 1981 г.), 204; Остин Беттс — Гленну Сиборгу (24 июля 1963 г.), Архив ядерных испытаний, NV0178602; Отчет госсекретаря, министра обороны и председателя Комиссии по атомной энергии президенту (ок. август 1957 г.), рассекреченные документы GaleNet в Интернете, DDRS-267715.
[28] Неясно, является ли это тем же тестом, что и вышеупомянутое устройство GNOMON.
[29] Стратегическое авиационное командование США, «История стратегического авиационного командования», 87.
[30] Джордж Ф. Леммер, «Военно-воздушные силы и стратегическое сдерживание», Отдел связи исторической дивизии ВВС США (декабрь 1967 г.), Рассекреченные документы GaleNet в Интернете, DDRS-309839.
[31] «Б-52 имеет грузоподъемность 50 мегатонн, говорит законодатель», Los Angeles Times (27 October 1961), 21; «Официально: B-52 несут 2 бомбы по 25 мегатонн», Boston Globe (30 октября 1961 г. ), 7; Управление рассекречивания Министерства энергетики США, «Решения о рассекречивании ограниченных данных, с 1946 г. по настоящее время (RDD-8)», (1 января 2002 г.), статья V.F.3.e; Брифинг DCI для Объединенного комитета начальников штабов (30 июля 1963 г.): «США накопили бомбы мощностью 9 МТ и 23 МТ».
[32] Уиллам Огл, «Отчет о возвращении Соединенных Штатов к испытаниям ядерного оружия после моратория на испытания, 1958–1961», (октябрь 1985 г.), Архив ядерных испытаний, NV0092202.
[33] Гленн Сиборг Джону Ф. Кеннеди (18 октября 1961 г.), Архив ядерных испытаний, NV0915104.
[34] Огле, «Отчет о возвращении к испытаниям ядерного оружия»; Запись в журнале Гленна Сиборга (21 октября 1961 г.), Архив ядерных испытаний, NV0
0; Полковник Клайд Гассер генерал-лейтенанту Р.К. Уилсон, «Приоритет испытаний ядерного оружия, представляющих наибольший интерес для ВВС» (25 октября 1961 г.), документ 37 в издании Уильяма Берра и Гектора Л. Монтфорда, «Создание договора об ограниченном запрещении ядерных испытаний», 1958-1963», Электронная информационная книга №. 94 (8 августа 2003 г.).
[35] Вирджил Элберт Д. Х. Коттеру и др. (ок. март 1962 г.), Цифровой архив национальной безопасности, Университет Джорджа Вашингтона, документ NH-00081.
[36] О RIPPLE см. Jon Grams, «Ripple: An Investigation of the World’s Most Advanced High-Yield Thermonuclear Weapon Design», Journal of Cold War Studies 23, no. 2 (2021), 131-161.
[37] Гленн Сиборг Роберту Макнамаре (13 декабря 1962 г.). Существует несколько отредактированных по-разному версий этой увлекательной заметки, в том числе две в Архиве ядерных испытаний (NV0915114 и NV0058335) и один в онлайн-рассекреченных документах GaleNet (DDRS-262940). Я благодарен Кэри Саблетт за предложение о сферическом характере вторичной обмотки RIPPLE и ее влиянии на баллистическую форму боеголовки высокой мощности RIPPLE. Страница Sublette 2007 года, посвященная Царь-бомбе, о которой упоминалось ранее, также пригодилась для начала этих расследований.
[38] Там же.
[39] Розуэлл Гилпатрик Гленну Сиборгу (6 марта 1963 г. ), Архив ядерных испытаний, NV0915160, с приложением (NV091561).
[40] Сиборг Гилпатрику (17 апреля 1963 г.), Архив ядерных испытаний, NV0176741.
[41] Остин Беттс — Гленну Сиборгу и др. (29 мая 1963 г.), Архив ядерных испытаний, NV0178604.
[42] Запись в журнале Гленна Сиборга (ок. февраля 1964 г.), Журнал Гленна Т. Сиборга: 23 ноября 1963 г. – 28 февраля 1964 г. (Лаборатория Лоуренса Беркли, 1989), 430–431. Я хотел бы поблагодарить Скотта Лоутера за то, что в 2018 году я обратил внимание на Flashback как на загадку, которую нужно разгадать.
[43] Уильям Фостер Гленну Сиборгу (20 мая 1963 г.), Архив ядерных испытаний, NV0176739.
[44] Гленн Сиборг — Лоуренсу Хафстаду (28 марта 1964 г.), Архив ядерных испытаний, NV0073694.
[45] Майк Уорден, Восстание истребительных генералов: проблема руководства ВВС, 1945-1982 (Air Force University Press, 1998), 136.
[46] Сайрус Вэнс — Линдону Джонсону (10 апреля) 1964), Цифровой архив национальной безопасности, Университет Джорджа Вашингтона, NH-00078.